Научная статья на тему 'РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ / РУССКИЙ ЯЗЫК / СНГ / МИРОВОЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мирганова Н.Р.

В статье автор рассматривает роль русского языка в развитии общества в международном обмене общечеловеческими ценностями. Этот язык сыграл важную роль для народов бывшего СССР. История доказала, что уничтожение народного образования - значить развалить государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

О РАЗРАБОТКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Абдурахмонов Р.

Статья посвящена поиску генезиса дидактических принципов. В научно-методической литературе в основном доминирует мнение, согласно которому дидактические принципы являются следствием обобщения передового педагогического опыта. Не игнорируя данное положение, автор разрабатывает свой подход к трактовке дидактических принципов, согласно которой дидактические принципы вытекают из взаимоотношения различных систем, таких как жизнь и образование, общество и образование, и т.д.

Ключевые слова: дидактические принципы, генезис, обобщение передового педагогического опыта, трактовка дидактических принципов.

SOME PROBLEMS OF THEORETICAL BASES OF DIDACTIC PRINCIPLES

Abdurahmonov R.

The given article is devoted to search genesis of didactic principles. In scientific and methodic literature predominates the opinion, according to which didactic principles follows from the generalization of advanced teaching methods. Without ignoring this position, the author works out his own approach to interpretation of didactic principles, according to which didactic principles follows from the relation between different systems, like life and education, society and education, etc.

Key words: didactic principles, genesis, generalization of advanced teaching methods, interpretation of didactic principles.

Сведения об авторе: Абдурахмонов Рахмонджон Исобекович - старший преподаватель кафедры английского языка Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова, тел.: (+992) 92 7054100, e-mail: enterari@mail. ru

Information about the author: Abdurahmonov Rahmonjon Isobekovich, senior lecturer in English language chair of Khujand State University named after academician B. Gafurov, tel: (+992) 92 7054100, e-mail: enterari@mail.ru

РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мирганова Н.Р.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

В настоящее время русский язык сохраняет статус международного и не секрет, что более чем 20 миллионов изучают русский язык, значит, каждый седьмой житель земли говорить на русском языке. Этот язык сыграл важную роль для народов бывшего СССР. Он остается главным источником обогащения лексики большинства национальных языков, особенно в области политики, науки и технической терминологии.

Им владеют большая часть населения: в Таджикистане - 38%, в Азербайджане - 71 %, в Армении - 70%, в Белоруссии - 80%, в Грузии - 40%, Казахстане - 85%, Киргизии -45%, Молдавии - 70%, Туркмении - 45%, Узбекистане - 70%, Украине - 81%, Латвии -85%, Литве - 60%, Эстонии - 77%. Надо отметить, что статус государственного русский язык имеет только в Республике Беларусь и Казахстане, официального - в Киргизии. Проблема развития таджикского языка как государственного и русского языка, как языка межнационального общения является одним из приоритетных направлений политики Правительства Республики Таджикистан, что закреплено Конституцией страны и Законом о Государственном языке. Развитие рыночной экономики,

многосторонние экономические связи со странами СНГ и дальнего зарубежья, интенсификация процесса обмена достижениями культуры и разнообразными духовными ценностями ведут к неуклонному возрастанию требований в углубленном изучении русского языка. В этой связи Президент Республики Эмомали Рахмон неоднократно отмечал, что языковая политика правительства обеспечивает, наряду с таджикским, равноправное функционирование других языков, она дает возможность овладевать ими. При этом знание русского языка ни в коей мере не может идти в ущерб государственному языку. Изданный Президентом Республики Эмомали Рахмон, 4 апреля 2004г. Указ "О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан" определяет языковую политику государства на ближайшую и долговременную перспективу. Благодаря информационной функции общения также возможно становление вторичной языковой личности и формирование общества. Человеческое общение рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или эффективно-оценочного характера1.

Языковая политика центральных партийно-государственных органов, начиная с 30-х гг., все более крепнет тенденция с русификацией всего геополитического пространства СССР - в полном соответствии с усилением его экономической централизации. С этой тенденцией положительные сдвиги в деле распространения письменности приобретал негативный оттенок ввиду почти насильственного введения алфавита на русской основе; русскому языку повсеместно отдавалось явное предпочтение.

Анализ образовательного процесса, его роли в развитии интеграционных отношений показывает несомненную актуальность идей и концепций Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, составивших основу теории функционализма2. Особенно важно представляется утверждение о функциональной предназначенности и оправданности каждого элемента, входящего в систему.

Основные положения этой теории заключается в социальная система - это взаимосвязанность и интегрированность ее частей. Ее целостность и стабильность обеспечиваются согласием субъектов с принятой системой ценностей, которая представляет собой наиболее устойчивый элемент целостности.

Задача образования - не простой путь повторения, пройденного экономикой и политикой, а их постепенная гуманизация и социализация, закрепления, а в некоторых случаях и предварение положительных для страны результатов. По сути своей образование осуществляет функцию социально-культурной интеграции. Дорога в интеграцию образования можно охарактеризовать рядом факторов, подтверждающих нашу мысль:

- во-первых, менталитет народов СНГ это особенно касается славянских народов: русских, белорусов, украинцев. Между ними существуют глубокие родственные связи. Например, на Украине каждый пятый житель - русский;

- во-вторых, развитие и становление системы образования на протяжении многих сотни лет во всех бывших республиках постсоветского пространства на протяжении многих десятков лет осуществлялось на единой методологической, организационно структурной и методической основе. Можно определить, что на этой же основе происходит построение национальных систем образования во всех странах СНГ;

- в-третьих, интеграционный ход процессов предопределяется главным действующим лицом образования - педагогом. В связи с этим на первый план выходит вопрос переподготовки. Изучение данной проблемы (Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республики Таджикистан и др.)3

1 ЛЭС, 1990,с.233.

2 Запесоцкий А. Молодежь в современном мире // Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб., 1996. - С. 49.

3 Интеграционные процессы в образовании стран СНГ в контексте новых социальных измерений / Под ред. В.А. Мясникова. - М., 1998. - С. 26.

дает основание о том, что в модернизации системы педагогического образования его концептуальных основ введена многоуровневая система подготовки педагогических кадров, осуществляется дифференциация в подготовке учителя для различных типов школ, сделан акцент на личностный подход в обучении, увеличилась доля самостоятельной работы студентов по самообразованию и самовоспитанию, важное значение придается второй специальности будущих учителей и второй языковой личности, так как она расширяет их профессиональные возможности;

- в-четвертых, обмен практическими опытами, творческие связи. Если автоматически прекратили свою деятельность в первые годы распада СССР многие совместные научные школы и лаборатории, сокращался обмен всевозможной информацией, что не замедлило сказаться на развитии образования и педагогической науки во всех бывших республиках СССР, а то в последние годы наблюдается тенденция возрождения и развития научного сотрудничества и контактов в области образования (Российской Федерации, Республика Беларусь, Украина, Республика Таджикистан и др.), все большим взаимным спросом пользуется монографическая, методическая, научная литература, издаваемая в Российской Федерации и других странах Содружества, появляются новые каналы распространения интенсивно развивающихся технологий связи и коммуникаций, средств массовой информации. Известно, что на сегодняшний день объем мировых информационных услуг составляет более 300 триллионов долларов - это 15% всей мировой торговли;

- в-пятых, одним из важных факторов развития интеграционных процессов в образовании является языковое общения. С одной стороны, потребность общения является результатом длительного исторического и духовного взаимодействия, культурного развития в широком понимании (как способа воспроизводства человеческого общества), когда реально установились определенные культурноисторические условия существования людей, которое требуют все более расширенное развитие отношений взаимодействия, когда приобщение к общему миру культуры обеспечивает реализацию потребности субъекта в самоопределении, необходимость заявить о себе как об активном «индивидуально представленном среди других». С другой стороны, потребность общения и приобщения субъектов к миру общей культуры и к культуре других народов объективно определяется внутренним саморазвитием своей национальной культуры, которая нуждается в открытом пространстве и свободном слове. Только «свободное пространство» обеспечивает приобщение таджикской культуры к всеобщей, и конечно расширяет перспективу ее оптимального развития. Не случайно, при всех сложностях современной жизни на территориях постсоветского пространства, рост политических амбиций часто проявляется взаимонепонимании, идей поисков контактов, и прежде всего культурных (в широком смысле) через язык общения, становится более актуальной как в России, так и в других странах СНГ, которые активно проявляют готовность к этому. Язык тоже отражает процессы, переживаемых сообществом, как элемент структуры (системы) раньше других оповещает о ее расстройстве.

Русский язык для истории, который существует и сохраняет инерцию своего воздействия, общий на всей территории постсоветского пространства является важным, реально действующим фактором, в котором необходимо учитывать пути становления системы новых отношений субъектов СНГ, знание русского языка служит основой развития интеграционных процессов в образовании, в науки, в культуре. Русский язык является механизмом обеспечения функционированной системы образования, средством формирования модернизированного единого образовательного пространства, как средства жизнеспособности этого пространства, которая предполагает понимание образования и воспитания как важнейших социальных институтов культурной (в широком смысле) преемственности; расширение гуманитарной составляющей образования путем органичного включения в образовательный процесс духовного и нравственного потенциала культуры каждого субъекта пространства; возвышение роли воспитания как механизма формирования

«культуры жизнеспособности» 4- нравственная и психологическая готовность к жизни, работоспособность и преобразоваться в быстро меняющемся мире, как способа выращивания творческой личности, сознательного субъекта социально-культурных преобразований в интересах всего независимых стран Содружества. В условиях трансформации во всех бывших странах СССР русский язык остается важным развивающим ресурсом так, как социальная и культурная включенность в традиционные общественные отношения способствует усилению как продуктивных, так и деструктивных форм активности, развитию или разрушению пространства, усилению социальной консолидации или социальной дезинтеграции. Предопределяется необходимость качественно новому подходу к языковой политике, а также проблеме обучения межнационального общения. Для решения этих проблем существует противоположные мнения. Например, с точки зрения некоторых ученых на излишнюю русификацию образовательного процесса, вытеснения национальной культуры. Другие исследователи подчеркивают о прогрессивной роли русского языка и существовавшей в 20-90-е годы ХХ века системы образования как обеспечивающего развития интеграционных процессов в образовании. В настоящее время одним из важнейших факторов выступает русский язык, который является проводником мировой цивилизации и обеспечивает функционированию системы образования на единой основе в странах СНГ. Развивающие национальные языки и укоренение русского языка - дерево и ветки, которые выполняют функцию взаимообогащения и взаимодействия языка и культуры в последнее время в связи с геополитическими изменениями негативно повлияло на положение русского языка в мире даже и в самой России. Сокращается преподавание русского языка в государствах Содружества, он вытесняется из научных и общественно-политических изданий, производственно-хозяйственной и официальной документации, вообще из межнационального общения. Особую тревогу вызывает вытеснение русского языка из системы образования, вообще культурной жизни5. История доказала, что для того, чтобы развалить государство, достаточно развалить народное образование, также чтобы наладить экономические, политические, культурные связи, нужна единая в своем творчестве университет, где возможно владеть общим языком. Если не предусмотреть единого средства коммуникации, то о «свободном рынке» можно и не говорить.

Важную историческую роль играет русский язык в языковом развитии человечества в международном обмене общечеловеческими ценностями. Является одним из официальных «мировых языков» ООН и многих других политических, экономических, транспортных и научных организаций. Он введен в систему народного образования большинства стран мира как один из иностранных языков, рекомендуемых по выбору для обязательного изучения в школах и университетах6.

4 Запесоцкий А. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб., 1996. - С. 235.

5 Костомаров В.Г. Положение русского языка в странах СНГ и Балтии: Мат. Научно-практической конференции. Москва. 1 марта 1999 г. - М., 1999. - С. 9.

6 Костомаров В.Г. Положение русского языка в странах СНГ и Балтии: Мат. Научно-практической конференции. Москва. 1 марта 1999 г. - М., 1999. - С.12.

РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мирганова Н.Р.

В статье автор рассматривает роль русского языка в развитии общества в международном обмене общечеловеческими ценностями. Этот язык сыграл важную роль для народов бывшего СССР. История доказала, что уничтожение народного образования - значить развалить государство.

Ключевые слова: международный, русский язык, СНГ, мировой язык, языковая личность.

THE ROLE OF RUSSIAN LANGUAGE IN POST SOVIET SPACE

Mirganova N.

In this article the author examined the role of Russian language in development of societies in international exchange of universal values. This language has played the important role for the people of the former USSR. The history has proved that national education destruction means the fall down of the state.

Key words: international, Russian language, CIS, World language, language identity.

Сведения об авторе: Мирганова Нигина Рауфовна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник Центра науки и инновации Таджиского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 93 5584538

Information about the actor: Mirganova Nigina Raufovna, PhD in pedagogical sciences, associate professor, Chief of Science and innovation center in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin of Aini, tel. (+992) 93 5584538.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМИ ОБУЧЕНИЯ

Сияхаков С.М.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Подготовка специалистов на основе кредитного обучения в педагогических ВУЗах предполагает глубокую профессиональную направленность обучения студентов. Эта направленность должна ориентировать студентов на использование специальных знаний и умений в их будущей педагогической деятельности. Проблема совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в общепедагогическом плане на теоретическом уровне исследована в работах Н.В. Архангельского, С.И. Зиновьева, Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова и др.

Современный этап научно - технической революции характеризуется возникновением физических знаний во всех сферах человеческой деятельности, является следствием потребности широкого круга наук в теплофизических методах познания.

В связи с этим проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей физики в высших педагогических учреждениях, в особенности профессионально-педагогической направленности физических дисциплин, становится всё более актуальной.

Глубокое систематическое исследование проблемы профессионально-педагогической направленности изучения специальных теплофизических дисциплин выполнено Голубев И.Ф., Назиев М.М., Платунов Е.С., Мустафаев Р.А., Гусейнов К.Д., Ахундов Т.С., Дульнев Г.Н., Маджидов Х.М., Зиновьев В.Е., Григорьев Б.А., Александров А.А. и т.д. В своих исследованиях они отмечают, что из профессионально-педагогической направленности обучения теплофизика вытекает необходимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.