Научная статья на тему 'О РАЗРАБОТКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ'

О РАЗРАБОТКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ГЕНЕЗИС / ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА / ТРАКТОВКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахмонов Р.

Статья посвящена поиску генезиса дидактических принципов. В научно-методической литературе в основном доминирует мнение, согласно которому дидактические принципы являются следствием обобщения передового педагогического опыта. Не игнорируя данное положение, автор разрабатывает свой подход к трактовке дидактических принципов, согласно которой дидактические принципы вытекают из взаимоотношения различных систем, таких как жизнь и образование, общество и образование, и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАЗРАБОТКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ»

О РАЗРАБОТКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Абдурахмонов Р.

Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова

Разработка теоретических основ дидактических принципов предполагает рассмотрение процесса обучения как основную часть процесса образования, как определяющую систему, используя связь с другими системами с одной стороны, и с другой как систему, состоящую из определенных элементов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Не изучая эти закономерные связи и отношения между системами и между элементами системы очень трудно объективно определить сущность дидактических принципов. Итак, процесс обучения как составная часть процесса образования имеет закономерную связь и отношение с системой общества. Так и по содержанию. Это означает, что именно общество определяет свое отношение к образованию. Что же такое общество? «Общество в широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле -определённый этап человеческой истории (общественно-экономические формации, межформационные и внутриформационные ступени, например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество) или отдельное индивидуальное общество, современное общество» (1,451). Общество выступает по отношению к системе образования как требующая сторона, как определяющая сторона. Точнее, прогрессивная часть общества: политики, руководители, ученые определяют, каковым быть образованию. От качества образования получаемого подрастающим поколением зависит

Рис. №1 "Взаимоотношение систем" общество - образование"

Принципы обучения должны отражать характер данного взаимоотношения между системами «общество - образование». Данное отношение можно назвать организационным отношением, ибо речь идет об организации системы образования, её формы и содержания. Оно имеет диалектический характер, ибо изменение в обществе влечет за собой и изменения в системе образования. В силу этого и дидактические принципы имеют динамический характер, т.е. они также могут изменяться. Уровень образованности, уровень культуры общества влияет на качество его отношения к системе образования. Чем выше этот уровень, тем больше требований к системе образования. Чем ниже уровень, тем меньше требований к системе образования. Очень важным звеном в этом деле является государственно-образовательный стандарт. Конечный итог, образовательный результат зависит от качества выполнения своих обязанностей всеми субъектами образовательного процесса. Поэтому закономерная связь между системами «общество - образование» должна быть изучена объективно и тщательным образом, и далее она должна быть сформулирована в виде дидактических принципов. Теоретическое обоснование и практическая реализация дидактических принципов должны быть осуществлены с учетом данных соображений.

Особое научно-познавательное значение имеет исследование закономерной связи и отношения между системами «жизнь-образование», поскольку испокон веков задача

школы заключалась в том, чтобы подготовить подрастающее поколение к жизни и труду. Более того, подготовка к жизни по сути дела означала подготовку к труду. Схематическое изображение данной мысли имеет следующий вид:

Рис.№2. "Подготовка к жизни и труду"

Дидактической аксиомой является связь обучения с жизнью. Вследствие этого жизнь должна найти свое отражение во всех её проявлениях. Изучение каждого учебного предмета должно быть осуществлено с точки зрения правил и требований данного принципа. Ещё одно схематическое изображение иллюстрирует данную мысль.

Рис.№3. "Отражение жизни в содержании образования " Как материальная, так и духовная жизнь общества должны найти отражение в содержании образования, в содержании различных учебных предметов. Школьники и студенты должны уметь делать анализ политических, экономических и культурных событий у нас и за рубежом и делать соответствующие выводы, что позволяет им в будущем занимать активную жизненную позицию, и соответственно выполнять с честью свой долг и гражданскую ответственность.

Образование как система имеет также связь с новой многокомпонентной системой, которую схематически можно иллюстрировать в следующем виде:

Наука, искусство, инновация, технология, спорт как компоненты различных сфер жизнедеятельности общества должны найти своё непосредственное или опосредованное

отражение в системе образования. Между системами должна быть закономерная связь, определенное дидактическое отношение, ибо субъект обучения как будущий полноправный член общества должен усваивать знания, умения, навыки, способы деятельности, связанные с данными компонентами многокомпонентной системы, иначе он не может функционировать целесообразно в обществе. Из данного взаимоотношения систем вытекает, например, дидактический принцип научности обучения.

Конк.элем ен.соруж. об

Конк.элем ен.метод обуч.

Конк.элем ен.формы ».орг. обуч.

Дидактико-психологическое

школьники

соотношение

Рис.№5. "Соотношение содержания обучения, методов обучения, форм организации обучения с типологическими и индивидуальными особенностями школьников "

Целенаправленность и продуктивность результата обучения зависит от дидактико-психологической соотнесенности элементов содержания обучения, методов обучения, форм организации обучения с типологическими и индивидуальными особенностями школьников. Если не имеет место такое дидактико-психологическое соотношение, то просто на просто акт процесса обучения не будет иметь место. Эта закономерная связь обуславливает сплав, синтез дидактических и психологических знаний, умений и навыков, т.е. их интеграция способствует достижению целей и задач обучения. Например, дидактические принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, систематичности и последовательности в обучении, наглядности в обучении и т.д. Таким образом, мы исходим из того теоретического положения, согласно которому все дидактические принципы так или иначе выводятся из взаимоотношения системы образования (система обучения как составная часть данной системы) с другими внешними системами, или же из взаимосвязи элементов системы обучения. Такой подход закономерно опирается на причинно-следственный характер возможности и развития дидактических явлений, в нашем случае, дидактических принципов.

Во взаимоотношении систем, или элементов систем имеет место требующая сторона и требуемая сторона, определяющая сторона и определяемая сторона, одно должно объективно соответствовать другому, причем соответствие должно быть объективным, естественным, а не искусственным, ибо от этого зависит качество результата обучения. Поэтому для того, чтобы получить качественный сплав, синтез, интеграцию, которые являются формами проявления соотношения, необходимо тщательно изучить, исследовать обе анализируемые, сопоставляемые системы, или же элементы системы обучения. Многие такие вопросы решаются на уровне интеграции дидактики с другими научными и учебными дисциплинами. Речь идет об интеграции дидактики как науки с другими научными дисциплинами и межпредметной связи дидактики с другими учебными предметами.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.

Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов- М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840с.

О РАЗРАБОТКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Абдурахмонов Р.

Статья посвящена поиску генезиса дидактических принципов. В научно-методической литературе в основном доминирует мнение, согласно которому дидактические принципы являются следствием обобщения передового педагогического опыта. Не игнорируя данное положение, автор разрабатывает свой подход к трактовке дидактических принципов, согласно которой дидактические принципы вытекают из взаимоотношения различных систем, таких как жизнь и образование, общество и образование, и т.д.

Ключевые слова: дидактические принципы, генезис, обобщение передового педагогического опыта, трактовка дидактических принципов.

SOME PROBLEMS OF THEORETICAL BASES OF DIDACTIC PRINCIPLES

Abdurahmonov R.

The given article is devoted to search genesis of didactic principles. In scientific and methodic literature predominates the opinion, according to which didactic principles follows from the generalization of advanced teaching methods. Without ignoring this position, the author works out his own approach to interpretation of didactic principles, according to which didactic principles follows from the relation between different systems, like life and education, society and education, etc.

Key words: didactic principles, genesis, generalization of advanced teaching methods, interpretation of didactic principles.

Сведения об авторе: Абдурахмонов Рахмонджон Исобекович - старший преподаватель кафедры английского языка Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова, тел.: (+992) 92 7054100, e-mail: enterari@mail. ru

Information about the author: Abdurahmonov Rahmonjon Isobekovich, senior lecturer in English language chair of Khujand State University named after academician B. Gafurov, tel: (+992) 92 7054100, e-mail: enterari@mail.ru

РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мирганова Н.Р.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

В настоящее время русский язык сохраняет статус международного и не секрет, что более чем 20 миллионов изучают русский язык, значит, каждый седьмой житель земли говорить на русском языке. Этот язык сыграл важную роль для народов бывшего СССР. Он остается главным источником обогащения лексики большинства национальных языков, особенно в области политики, науки и технической терминологии.

Им владеют большая часть населения: в Таджикистане - 38%, в Азербайджане - 71 %, в Армении - 70%, в Белоруссии - 80%, в Грузии - 40%, Казахстане - 85%, Киргизии -45%, Молдавии - 70%, Туркмении - 45%, Узбекистане - 70%, Украине - 81%, Латвии -85%, Литве - 60%, Эстонии - 77%. Надо отметить, что статус государственного русский язык имеет только в Республике Беларусь и Казахстане, официального - в Киргизии. Проблема развития таджикского языка как государственного и русского языка, как языка межнационального общения является одним из приоритетных направлений политики Правительства Республики Таджикистан, что закреплено Конституцией страны и Законом о Государственном языке. Развитие рыночной экономики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.