Научная статья на тему 'О некоторых вопросах определения сущности, содержания и предназначения дидактических принципов'

О некоторых вопросах определения сущности, содержания и предназначения дидактических принципов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PROCESS OF TUITION / REGULARITIES OF EDUCATIONAL PROCESS / DIDACTIC PRINCIPLES / DIDACTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахмонов Рахмонджон Исобекович

В данной статье дидактические принципы рассматриваются на основе системно комплексного подхода, где они всесторонне анализируются как элементы системы обучения. Дидактическая ценность правильного решения данной проблемы заключается в том, что её реализация влияет на качество обучения. В статье автор перечисляет ученых-дидактов Запада, советских ученых дидактов, а также ученых Республики Таджикистан, внесших вклад в решение данной проб лемы. Автор придерживается сознательного подхода к решению данной проблемы. Согласно данному подходу, реализация дидактических принципов начинается с этапа разработки государственных стандартов, учебных планов, ученых программ, учебников, наглядных пособий, а также непосредственно в процессе обучения. При этом природосообразность как основа определения сущности и содержания дидактических принципов дает ключ к объективной трактовке и интерпретации данной дидактической категории. В статье обоснована необходимость учёта взглядов выдающихся педагогов прошлого, а также анализа работ современных учёныхдидактов при разработке теоретических основ дидактических принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Issues Related to Definition of Essence, Contents and Didactic Principles

The article dwells on the didactic principles on the basis of complex-systemic approach; the latters being analyzed as the elements of tuition system. A didactic value of a right solution of the problem in question lies in an influence of its implementation upon a quality of teaching. The author enumerates the names of scientists-didacticians of the West, the Soviet Union and Tajikistan. The author adheres to conscientions approach in the solution of the problem. According to this approach realization of didactic principles begins with the stage of elaboration of state standards, educational syllabuses and curricula, manuals, visual aids directly in tuition process. Compliance with the definition of essence and contents of didactic principles provides with the key to objective treatment and interpretation of the given didactic category. The author substantiates the necessity of taking into consideration the view of the outstanding pedagogues of the past when working out the theoretical foundations of didactic principles; an analysis of the works of contemporary scholars being used as well.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах определения сущности, содержания и предназначения дидактических принципов»

Abdurakhmonov R. I. On Some Issues Related to Definition of Essence, Contents and Didactic Principles

УДК - 371 Р.И. АБДУРАХМОНОВ

ББК - 74.00

А-13

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ, СОДЕРЖАНИЯ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ

ПРИНЦИПОВ

Определение сущности, содержания и предназначения принципов обучения является актуальной проблемой современной дидактики. Испокон веков учёные-педагоги уделяли пристальное внимание разработке дидактических принципов, поскольку они имели не только сугубо теоретическое значение, но и практическое, ибо эти дидактические правила в случае адекватной интерпретации и применения способствовали получению оптимальных результатов в учебной деятельности. Первое научное обоснование сведений о принципах обучения мы находим в “Великой дидактике” Яна Амоса Коменского, основоположника педагогической науки. В дальнейшем в решение данной научно-методической проблемы свой вклад внесли такие учёные, как А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский и многие другие. В эпоху советской педагогики данной проблеме посвятили свои исследования такие учёные, как Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов и ряд других учёных-дидактов и учёных-методистов, которые значительно обогатили теорию и практику реализации дидактических принципов. Особое место занимает решение данной проблемы и в исследованиях учёных Республики Таджикистан, в числе которых М. Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, И.Х. Каримова, А.М. Миралиев, И.М. Пулатов, Х.Ю. Джураева и др.

Научное исследование понятий на современном этапе предполагает применение системного и комплексного подходов. Исходя из этого можно констатировать, что процесс обучения представляет собой целостную систему и дидактические принципы являются одним из элементов данной системы, которая имеет непосредственную и опосредованную связь со всеми другими элементами данной системы. Раскрытие сущности, интерпретация содержания, определение предназначения дидактических принципов вне и внезависимо от других элементов, в частности и системы обучения в целом не способствует объективному, теоретически обоснованному и методически целесообразному рассмотрению и анализу данного понятия. Поэтому именно реализация диалектического подхода при научном анализе исследуемого понятия способствует объективной трактовке его сущности, и на базе этого - толкованию его содержания и выявлению его истинного предназначения. Итак, в чём заключается объективная природа дидактических принципов?

- 285 -

Абдурахмонов Р.И. О некоторых вопросах определения сущности, содержания и предназначения дидактических принципов

Принцип (от лат. слова principum - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило, которое должно быть выполнено субъектами деятельности. Данное требование вытекает из установленных наукой закономерностей. Принципы указывают на взаимосвязь исходного состояния с конечным состоянием. Они указывают на причинно-следственный характер деятельности. Результат деятельности напрямую зависит от качества соблюдения данных принципов. Дидактические принципы отражают закономерности учебно-познавательной деятельности. Система дидактических принципов- это система дидактических требований, правил, которые должны быть соблюдены субъектами учебнопознавательной деятельности для того, чтобы достичь максимума результатов.

Субъекты учебно-познавательной деятельности не могут произвольно, независимо от этих дидактических требований и правил осуществлять учебно -познавательную деятельность. Дидактические принципы должны быть рассмотрены на общедидактическом и частно-методическом уровнях. Дидактические принципы отражают сущностные связи между определёнными системами, а также между элементами учебно-познавательной деятельности. Анализ научной и учебной литературы по данной проблематике, а также анализ учебно-познавательной деятельности обучающих и обучаемых показывают, что принципы обучения в основном соблюдаются обучающими, т.е. учителями и преподавателями. Мы исходим из того, что дидактические принципы должны быть соблюдены: авторами государственного образовательного стандарта, авторами нормативных документов, регламентирующих содержание образования, к которым относятся учебные планы, учебные программы, авторами учебников, авторами учебно- методических пособий, разработчиками наглядных пособий, технических пособий, компьютернообучающих программ, обучающими и обучаемыми. Все перечисленные субъекты, так или иначе, имеют непосредственное или опосредственное отношение к учебно -познавательной деятельности. От того, насколько они теоретически обоснованно и методически целесообразно соблюдают закономерности учебно-познавательной деятельности, зависит успех данного процесса. Такой подход позволяет сформировать сознательное отношение к планированию, организации и реализации учебно- познавательной деятельности. При анализе государственного образовательного стандарта, учебных планов, учебных программ, учебников, учебнометодических пособий, наглядности, технических средств обучения, компьютерных обучающих программ, проведённых форм организации обучения следует обратить пристальное внимание на то, насколько дидактически и методически целесообразно были соблюдены те или иные дидактические принципы. Только в таком случае мы можем достичь преемственности, конструктивности, систематичности и последовательности в планировании, организации, реализации и анализе соблюдения дидактических принципов. Такой подход способствует формированию системнокомплексного подхода в материализации дидактических принципов.

Одним из первых о теоретической значимости и практической целесообразности дидактических принципов заговорил Я.А. Коменский. “Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же через его главное сочинение - “Великую

- 286 -

Abdurakhmonov R. I. On Some Issues Related to Definition of Essence, Contents and Didactic Principles

дидактику”, красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой” [2,с. 30-31].

Согласно принципу природосообразности, человек рассматривается равным другим предметам природы и его развитие посредством обучения приравнивается к развитию других природных явлений. В данном случае природосообразие используется в качестве аргументации дидактических мыслей. Посредством природосообразия выводятся научно- дидактические знания. В VI главе “Великой дидактики” отмечается: «Чтобы человек стал человеком, он должен получить образование, что доказывается на примере прочих творений - что истинным человеком нельзя стать, не научившись действовать, как человек, т.е. не получив наставления в том, что делает его человеком. Это ясно на примере всех созданий, которые хотя бы предназначены быть полезными человеку, но становятся таковыми, только будучи приспособленными для этого рукой человека. Так, например, камни даны затем, чтобы служить для постройки домов, башен, стен, колонн, и пр., но они служат для этой цели лишь в том случае, если они нами наломаны, отёсаны, уложены” [4, с. 85].

Человек посредством деятельности преобразовывает предметы, делает их полезными, что показано Я.А. Коменским на примере камней. На основе этих примеров показывается, что человек становится человеком лишь тогда, когда он посредством воспитания, обучения также переделывается, преобразовывается, делается общественно полезным. Человек рождается биологическим существом, а становится общественным существом лишь благодаря воспитанию и обучению. Человек, не получивший образования, воспитания и обучения, не сможет стать человеком, что показано Коменским на примере детей, выросших по объективным причинам среди животных.

Не только Я.А. Коменский, но и другие педагоги прошлого исследовали данный принцип для аргументации своих мыслей. Основоположник теории естественного, свободного воспитания Жан-Жак Руссо рассматривает становление детей, сообразуясь с законами физического, умственного и нравственного развития. Он отмечает: “Растениям дают определенный вид посредством культуры, а людям -посредством воспитания. Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, - нам нужна помощь., мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием” [4, с. 203- 204].

Таким образом, и Жан-Жак Руссо доказывает необходимость воспитания, обучения посредством принципа природосообразности. В процессе профессионально - педагогической подготовки будущих учителей следует привести также доказательство необходимости воспитания, обучения и образования в целом, чтобы они, в свою очередь, ознакомили с ними как родителей, так и самих учеников, поскольку очевиден их аксиоматический характер. Принцип природосообразности встречается также и в научных трактатах других ученых-педагогов.

Своеобразное отражение находит принцип природосообразности и в педагогической деятельности И.Г. Песталоцци: “Песталоцци развивал идею

саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой

- 287 -

Абдурахмонов Р.И. О некоторых вопросах определения сущности, содержания и предназначения дидактических принципов

способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. “ Глаз - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо -слышать, нога-ходить и рука-хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить” [2, с. 67]. Таким образом, жизнь человека в целом зависит от жизни каждого его органа. Жизнь человека приобретает определенный смысл лишь тогда, когда каждый член полноценно выполняет свою функцию. Этому их следует обучить.

Нельзя не отметить и вклад А. Дистервега в разработку принципа природосообразности. Важнейшим принципом воспитания Дистервег вслед за Песталоцци считал природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке - это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что “при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...” [2, с.87]. Отсюда вывод: обучение не может быть вне культуры, культура составляет определенную воспитательную, обучающую, образовательную среду, и человек-индивид является элементом данной среды. Человек взаимосвязан и взаимообусловлен данной культурной средой. Эту культурную среду и необходимо параллельно и эффективно использовать при обучении и воспитании человека. Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:

- обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

- обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

- порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

- обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность и инициативу;

- обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

- преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы” [5, с. 169-170]. Приведенная цитата требует определенного комментария. Я.А Коменский указал, что обучение должно начинаться своевременно. Таковым началом для природы является весна, а для человека детство. Систематическое обучение должно начинаться именно в данный период. С 1 сентября должен начинаться учебный год. Нельзя упускать время для систематического обучения, иначе приходится очень тяжело. Далее следует мысль о том, что содержание обучения должно быть пропорционально разделено на определенные единицы, которые должны быть всесторонне усвоены и использованы на

- 288 -

Abdurakhmonov R. I. On Some Issues Related to Definition of Essence, Contents and Didactic Principles

практике. При этом усвоенное и использованное служит базой для расширения и углубления, приобретения нового. Старые знания, умения и навыки выступают как прочный фундамент для формирования новых знаний, умений и навыков. То, что обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями, означает, что в практике обучения необходим учет связи дидактики с психологией, интеграция дидактических, методических и психологических знаний. Соответственно, будущие учителя должны глубоко и всестронне знать свой учебный предмет, дидактику, методику, физиологию и психологию. Синтезирование и интегрирование данных научных знаний способствует реализации принципа природосообразности. Вне и независимо от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся учитель не может конструировать свой учебный предмет.

Ушинский настаивает на том, чтобы содержание обучения усваивалось понемногу, но зато глубоко и основательно, что невозможно без определенного дидактического порядка и систематичности. Ушинский одним из первых связал между собой такие понятия, как самодеятельность, активность и инициативу. Действительно, обучение немыслимо без учения, без самоучения. А самоучение является основой истинной активности и инициативности. С кибернетической точки зрения данное теоретическое пояснение также является правомерным, ибо та система, а в данном случае ученик как дидактическая система может функционировать целесообразно, если данная система может функционировать самостоятельно. Самостоятельность, активность и инициативность являются необходимыми воспитательными качествами, без которых само функционирование невозможно. Зона ближайшего развития предполагает, что содержание обучения для изучения должно быть оптимальным, ни чрезмерно трудным, ни чрезмерно легким. Золотая середина в этом деле является нормой, которой следует строго придерживаться. По мнению Ушинского, умение трудиться, умение учиться зависят от силы и способностей учащихся. Следовательно, великий педагог требует учета данного фактора при обучении.

Проблема реализации дидактических принципов имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая ценность данной проблемы заключается в том, что дидактические принципы являются одним из важных элементов системы обучения, они имеют взаимосвязь и взаимообусловленность со всеми другими ее элементами и играют важную роль в их реализации и материализации. Цель, задачи, содержание, этапы, методы, формы организации обучения как элементы системы обучения функционируют на основе дидактических принципов. Следовательно, механизм функционирования процесса обучения как единой и целостной системы в большой степени зависит от дидактических принципов.

Теоретические положения о дидактических принципах, сформулированных выдающимися педагогами прошлого: Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистер-вегом, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским дают ключ к решению данной проблемы. В связи с этим их идеи, взгляды, мнения о дидактических принципах играют важную научно - методическую роль в деле профессионально - педагогической подготовки будущих учителей к реализации дидактических принципов. Тем более, как показывают результаты полного многолетнего наблюдения и анализа учебно -

- 289 -

Абдурахмонов Р.И. О некоторых вопросах определения сущности, содержания и предназначения дидактических принципов

воспитательного процесса, одной из главных причин низкого качества обучения в современных общеобразовательных школах является именно несоблюдение определенной категорией учителей дидактических принципов. Поэтому возникает объективная необходимость в оптимизации профессионально - педагогической подготовки будущих учителей к реализации дидактических принципов.

Список использованной литературы:

1. Дидактика средней школы / Под. ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. -319 с.

2. Константинов, Н.А. и др. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Мединский, М.Ф. Шабаева. -М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

3. Педагогическая энциклопедия. /Гл. ред. И.А. Каиров и Н.Ф. Петров - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 832 с.

4. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576 с.

6. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. -М.: Просвещение, 1987. -224 с.

Reference Literature:

1. Didactics of Higher School / under the editorship of M.N. Skatkin . - M. : Enlightenment,1982. - 319 p .

2. Konstantinov N.A. and others. History of Pedagogy / N.A. Konstantinov, Ye.N. Medinsky, M.F. Shabaeva. - M. : Enlightenment, 1982. - 447pp.

3. Pedagogical Encyclopedia. Editors-in-chief I.A. Cairov and N.F. Petrov, - Moscow,

Soviet Encyclopedia , 1964 . - 832 pp.

4. Piskunov A.I. Chrestomathy on the History of Foreign Pedagogy . - M.: Enlightenment,

1981. - 528 pp.

5. Slastenin V.A. Pedagogy / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - Moscow:

"Academy", 2004. - 576pp .

6. Friedman L.M. Educational Experience through the Eyes of a Psychologist. - M. :

Enlightenment, 1987. - 224 p.

О некоторых вопросах определения сущности, содержания и предназначения

дидактических принципов

Ключевые слова: процесс обучения, закономерности процесса обучения,

дидактические принципы, дидактический подход В данной статье дидактические принципы рассматриваются на основе системно - комплексного подхода, где они всесторонне анализируются как элементы системы обучения. Дидактическая ценность правильного решения данной проблемы заключается в том, что её реализация влияет на качество обучения. В статье автор перечисляет ученых-дидактов Запада, советских ученых - дидактов, а также ученых Республики Таджикистан, внесших вклад в решение данной проб-

- 290 -

Abdurakhmonov R. I. On Some Issues Related to Definition of Essence, Contents and Didactic Principles

лемы. Автор придерживается сознательного подхода к решению данной проблемы. Согласно данному подходу, реализация дидактических принципов начинается с этапа разработки государственных стандартов, учебных планов, ученых программ, учебников, наглядных пособий, а также непосредственно в процессе обучения. При этом природосообразность как основа определения сущности и содержания дидактических принципов дает ключ к объективной трактовке и интерпретации данной дидактической категории.

В статье обоснована необходимость учёта взглядов выдающихся педагогов прошлого, а также анализа работ современных учёных- дидактов при разработке теоретических основ дидактических принципов.

On Some Issues Related to Definition of Essence, Contents and Didactic Principles Key words: process of tuition, regularities of educational process, didactic principles,

didactic approach

The article dwells on the didactic principles on the basis of complex-systemic approach; the latters being analyzed as the elements of tuition system. A didactic value of a right solution of the problem in question lies in an influence of its implementation upon a quality of teaching. The author enumerates the names of scientists-didacticians of the West, the Soviet Union and Tajikistan. The author adheres to conscientions approach in the solution of the problem. According to this approach realization of didactic principles begins with the stage of elaboration of state standards, educational syllabuses and curricula, manuals, visual aids directly in tuition process. Compliance with the definition of essence and contents of didactic principles provides with the key to objective treatment and interpretation of the given didactic category.

The author substantiates the necessity of taking into consideration the view of the outstanding pedagogues of the past when working out the theoretical foundations of didactic principles; an analysis of the works of contemporary scholars being used as well.

Сведения об авторе:

Абдурахмонов Рахмонджон Исобекович, ст. преподаватель кафедры английского языка Худжандского государственного университета им. акад. Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: enterari@mail. ru

Information about the author:

Abdurakhmonov Rakhmonjohn Isobekovich, senior teacher of the English language department under the Tajik State University named after acad. B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), e-mail: enterari@mail. ru

- 291 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.