21. Мусаева В.И. Суйлешуу маданияты аркылуу чечендик кепке уйретуунун методикасы. Б.: Гулчынар, 2012. 92б.
22. Байсалов Дж.У. Жогорку окуу жайларда аралыктан окутуунун технологиясы.Б.: Аракет-принт, 2013. 292 б.
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕБНИКА КЫРГЫЗСКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ Мусаева В.И. Email: [email protected]
Мусаева Венера Инятовна — доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологии обучения кыргызскому и русскому языку, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье были даны понятие слова «принцип» и содержание и суть книги Ян Амоса Коменского «Великая дидактика». А также проанализированы труды мировых, а именно российских педагогов-дидактов как основателей дидактических принципов К.Д. Ушинского, Л.П. Федоренко, М.Т. Баранова, А.В. Текучева и других. А также речь идет об общих и частных специфических методических принципах, классификации дидактических принципов ученых-методистов. На основе этих принципов были разработаны дидактические принципы при составлении нового поколения учебников по кыргызскому языку и литературе. Ключевые слова: кыргызский язык, кыргызская литература, учебники нового поколения, общие дидактические принципы, частные методические принципы.
THE ROLE OF DIDACTIC PRINCIPLES IN THE PREPARATION OF NEW GENARATION TEXTBOOKS OF THE KYRGYZ LANGUAGE AND
LITERATURE Musayeva V.I.
Musayeva Venera Inyatovna - doctor of pedagogical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF LEARNING TECHNOLOGIES OF THE KYRGYZ AND RUSSIAN LANGUAGE,
FACULTY OF EDUCATION, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: this article was the concept of the word "principle" and the contents and the essence of the book, Jan Amos Comenius "Great didactics". And analyzed the works of the world, namely the Russian teachers of the founders of the didactics didactic principles of K. D. Ushinsky, L. P. Fedorenko, M. T. Baranov, A. V. Tekuchev and others. And we are talking about public and private specific methodological principles, classifications of didactic principles of scientists-methodologists. Based on these principles were developed didactic principles in the preparation of a new generation of textbooks in the Kyrgyz language and literature.
Keywords: kyrgyz language, kyrgyz literature, new generation textbooks, general didactic principles, individual methodological principles.
УДК371.3: 494.3:894.341
С культурно-нравственной стороны такие качества как духовное богатство, чистота, культура речи, примерное поведение, здоровье являются основными факторами, которые определяют человека как человека. В этой связи, в настоящее время при обучении кыргызскому языку в общеобразовательных средних школах всесторонне рассматривается развитие речевой деятельности учащихся через повышение речевой культуры, остро ставится проблема обучения и воспитания будущего поколения, умеющего использовать «информационно-коммуникационные технологии» [23. С. 28-29], в этом направлении мы тоже с 1980-х годов составили учебные программы, учебники [16; 17; 18; 19; 20; 21; 22], государственные стандарты [9; 10; 11] позднее предметный стандарт кыргызского языка как родного [9; 10; 11], открыто и ясно показывая указанную проблему: в первую очередь мы повысили качество учебников кыргызского языка и литературы, постепенно ставя на повестку дня разработку учебников нового поколения. В первую очередь мы всегда в стандартах, программах и учебниках "Алиппеге кадам (Шаг к азбуке)", "Адеп (Этика)", «Кыргызский язык»
практикуем необходимость опоры на дидактические принципы. Термины «требование», «принцип» вошли в наш язык из немецкого языка «piinzip», французского слова «principe», латинского слова «proncipium», и обозначают «основа», «начало», о чем мы говорили и писали и ранее. Еще раз решили сделать экскурс в их историю.
Принципы обучения - это система основных дидактических требований к процессу обучения. Соблюдение этих требований обеспечивает достижение образовательных целей, качественное и эффективное развитие учебного процесса. В качестве требований обучения также можно назвать основные идеи, положения, первоначальные теоретические основы, определяющие методы, способы, средства обучения. Они отражают общественные потребности и изменяются в соответствии с требованиями политики образования.
Вместе с экскурсом в историю формирования дидактических принципов, например, если брать с точки зрения мирового масштаба, впервые педагог Ян Коменский в своем великом труде «Великая дидактика» сделал попытку интерпретировать дидактические принципы, «принципы обучения -весь этот педагогический процесс должен стать основным положением, составленным на основе этих принципов». Коменский сформировал ряд правил обучения, используемых до сих пор педагогами, таких как «от близкого к дальнему, от конкретного к абстрактному».
Основатели дидактических принципов, например: Ж.Ж. Руссо - «принцип природосообразности обучения»; И. Г. Песталоцци - «принцип наглядности - как основа педагогической деятельности» и др.
Классификация дидактических принципов: 1. Общедидактические принципы - используется на всех учебных предметах. 2. Специфические, методические, дидактические или общеметодические принципы - они напрямую используются при обучении кыргызскому языку и литературе.
В свое время К.Д. Ушинский разработал слудующий ряд дидактических принципов, используемых в современной дидактике:
■ Системность, доступность и сила обучения;
■ Сознательность и активность обучения;
■ Прочность обучения;
■ Наглядность обучения;
■ Народность обучения;
■ Воспитательный характер обучения;
■ Научность обучения.
А в России в истории методической науки русского языка дидактические принципы обучения русскому языку как предмету определены Ф.И. Буслаевым. Это:
> Освоение языка естественным путем;
> Достижение «путем отбора» до сознания учащегося форм речи, которые он умеет использовать;
> Объединение внешнего с внутренним, формы с содержанием, анализ с синтезом путем практических упражнений.
Выдающиеся русские мыслители, писатели И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой особое внимание обращали на принцип обучения языку в качестве культурной ценности (кода) народа. И.И. Срезневский не зря говорил: «Народ выражает себя в языке своём».
Ученый Л.П. Федоренко разработал следующие дидактические принципы. Это:
• принцип обращать внимание на материю языка (отбор дидактических материалов, соответствующих понимать и слушать текст, повторять по образцам речи, обработка образцов);
• принцип понимания лексических и грамматических языковых значений (отбор дидактических материалов, обеспечивающих понимание лексических и грамматических значений единиц, изучающихся учениками на уроке);
• принцип оценки художественной речи (отбор дидактического материала, оказывающего помощь ребенку самому в выражении своего эмоционального состояния, создающего возможности для вхождения в суть поэтического строения речи, обучающего оценке окружающей среды средствами родного языка);
• принцип развития языкового чутья родного языка (отбор дидактического материала, регулирующего запоминание традиций умения использовать родной язык);
• принцип ускоренного освоения устной речи по сравнению с письменной речью (только после устного анализа языковых явлений, устной работы по образцу, сбора и составления индивидуальных примеров школьникам предлагается выполнение письменных работ);
• принцип зависимости скорости обогащения читаемой речи от уровня творческой системы, уровня совершенствования структуры ее речевых способов.
Общеметодические принципы, составленные ученым М. Т. Барановым [2] и его научно-методической школой:
• учебно-воспитательный принцип (уважение и любовь к родному языку, формирование диалектического мышления, связь учебной работы с внеклассной работой, соответствующей предмету;
• принцип научности (обучение предмету согласно тщательно проверенным положениям науки; использование учителем научной литературой при подготовке к уроку);
• принцип наглядности (на основе живого восприятия предмета, явлений возникновение у учащихся понятий и представлений);
• принцип преемственности (преемственность программ, учебников в каждом классе; дальнейшее продолжение изучения тем в основной школе, начатых в начальной школе; обобщение и систематизация ранее пройденного.
Частные методическиие принципы:
• принцип дифференцирования языковых явлений и значений;
• принцип опоры на языковое чутье;
• связь друг с другом развития устной и письменной речи;
• принцип тренировки моторики рук и органов речи;
• принцип создания мотивации к изучению родного языка;
• принцип обращения внимания на умение выразительно читать [2].
Дидактические принципы, составленные ученым А.В. Текучевым
• связь развития мышления и изучения языка;
• связь освоения способов литературного языка и изучения грамматической структуры языка;
• тесная взаимосвязь друг с другом освоения речевых способов и обучения грамматике и др.;
• возможность и необходимость методических способов различных вариантов по отношению к обучению родного языка.
Дидактические принципы, составленные Е.И. Литневской [1]:
• Экстралингвистический принцип - это понимание языковых связей и внеязыковых явлений;
• Принцип системности - рассмотрение языковых единиц в качестве взаимосвязанных друг с другом элементов системы; единицы каждого уровня рассматриваются во взаимосвязи единиц этого же уровня с единицами других уровней;
• структурно-семантический принцип - при работе с языковыми единицами нужно учитывать не только их произношение, но и их значение;
• функциональный принцип - показ функций единиц разных уровней: в фонеме для звуков смыслоразличительная, для морфемы ономасиологическая, для слова номинативная, для предложения коммуникативная;
• принцип единства синхронности и диахронности - учет истории языка и развития языка [1].
Ученый А.В. Дудников [4] классифицировал стратегические и тактические принципы
обучения русскому языку
Стратегические принципы:
• развитие связной речи - главное требование обучения русскому языку;
• активизация мыслительной деятельности учащихся, вместе с развитием связной речи развитие у учащихся мыслительных способностей;
Тактические принципы:
• принцип применения в процессе обучения некоторым языковым явлениям и категориям в качестве способа мышления индукции оценки;
• принцип взаимосвязи в обязательном познании системы законов каждого уровня и в процессе обучения некоторых уровней языка в школе и внутренних единиц;
• принцип опоры на обучение языковые единицы и некоторые уровни языка при работе над различными жанрами речи [4]
Ученый Е.А. Быстрова предложила сознательное и личностно ориентированное обучение, методисты-ученые С.И. Львова [8], В.И. Капинос [6], М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева и И.П. Цыбулько вместе с предложением коммуникативного метода, определили следующие принципы обучения:
Лингводидактические принципы: принцип сознательности; принцип коммуникативности.
Частнометодические принципы: акцент на текст; рассмотрение русского языка как полуфункциональное явление; учет межпредметной связи.
Следующие ученые: Р.Б. Сабаткоев, А.Д. Дейкина [7], Т.М. Воителева, Е.В. Архипова обращают внимание на следующие дидактические принципы обучения русскому языку в школе в современных условиях:
• принцип коммуникативности - обучение языку как средству взаимосвязи; основной дидактической единицей считается текст;
• контекстный принцип - учет при анализе языковых единиц их синтаксические связи в тексте, стилистические возможности, художественность, текст образующую функцию. В «Концепции филологического образования» предложен системно-деятельностный подход.
• принцип комплексного достижения личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в процессе обучения языку;
• функциональный принцип - принцип обучения языковым явлениям с точки зрения их функциональных возможностей, личностной речевой практики;
• принцип системности и историчности при обучении языковому материалу - рассмотрение языка как системы языковых явлений, развивающейся во взаимосвязи друг с другом;
• принцип поэтапного формирования языковых способов - познание, анализ, классификация языковых явлений, их оценка по нормативности - познание языковых явлений, вместе с формированием способа анализа оценка их с точки зрения способа введения в индивидуальный текст изученных языковых явлений их нормативности, соответствия с ситуацией общения;
• принцип преемственности при обучении языку - обучение новым языковым материалам с опорой на знания, умения и навыки на предыдущем этапе обучения: начальное образования -основное образование - среднее образование;
• принцип опоры на текст - работа с текстом - это преимущества в качестве средства и предмета обучения на основе работы с текстом формирование всех видов речевой деятельности учащихся;
• принцип реализации лингвокультуроведческого направления текстовой деятельности на уроках родного языка - в качестве целостной единицы языка, речи и культуры, в качестве эстетического идеала, прежде всего, работа с художественным текстом.
• принцип развития языкового чутья - освоение языковых законов на всех его уровнях; опора на интересы учащихся по отношению к незнакомым языковым явлениям;
• принцип мотивации языковой деятельности - в каждом случае обучения родному языку создание условий для мыслительной активности учащихся;
• принцип ориентации на практическое применение знаний, умений, навыков в процессе обучения родному языку, обеспечение активной речевой практики - создание межпредметной речевой среды, поддержка единого речевого режима, определенного методическими советами образовательных организаций;
• принцип формальной оценки достижений результатов обучения (портфолио);
Все общедидактические принципы во взаимосвязи друг с другом реализуются в соответствии с принципами и методикой обучения родному языку и литературе.
Опираясь на ранее сказанное, мы предлагаем следующие приблизительные критерии составления учебников кыргызского языка и кыргызской литературы [16; 17; 18; 19; 20; 21; 22] [9, 10, 11].-
Приблизительные критерии составления учебников кыргызского языка и кыргызской литературы [5; 8; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22].
• Обеспечение формирования и самостоятельного развития учащегося как личности
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей учащегося
• Познание, сохранение и защита прав ребенка
• Связь учебного материала с реальной жизнью
• Привлекательность, необходимость и доступность учебного материала
• Создание условий для организации планирования и оценки самостоятельной творческой деятельности учащихся
• Обращение внимания на индивидуальный жизненный опыт учащихся
• Учет возможностей и здоровья ребёнка и др.
Современные требования к учебникам кыргызского языка, кыргызской литературы нового поколения [5; 8; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22].
• Развитие самостоятельного мышления: через вопросы и задания
• Обучение сравнению и представлению: через тексты и задания
• Научение творческой деятельности путем обучения и познания
• Совершенствование самостоятельных возможностей учащихся
• Развитие навыков самооценки и взаимооценки
• Формирование жизненных навыков и опыта
• Понятность и доступность учебного материала: возраст
• Ориентация на реализацию образовательных целей
• Методологические основы учебного материала
• Открытость, точность, правильность, понятность учебного материала
• Связь теории и практики (ориентация на практическое применение теоретических знаний при формировании жизненных навыков)
• Художественно-эстетическая сторона учебного материала
• Достаточность информационного, познавательного материала
• Риторические, анкетные вопросы и задания, тесты
• Наглядность и иллюстративность
• Мультикультурность - культурные ценности, культурное своеобразие
• Гендерное равенство - единый подход к мальчикам и девочкам, не ущемление
• Права ребенка - ребенок имеет право выражать и обосновывать свое мнение
• Гражданственность - сознательность, свобода, ответственность, активность
• Сохранение национального менталитета, отражение национальных духовных ценностей
• Мировоззренческий характер учебных материалов (отражение общечеловеческих ценностей) не допускать приоритетность той или иной религии и т.п.
В данной статье речь идет о необходимости дидактических принципов, которыми следовало бы руководствоваться при составлении учебников кыргызского языка и литературы нового поколения. В основном, мы решили, что необходимо обратиться к трудам русских ученых, обосновавших и исследовавших впервые дидактические принципы. И в связи с этим, мы думаем, что в будущем предстоит еще написать ряд статей по данной проблеме.
Список литературы / References
1. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. 590 с. ISBN 5-8291.
2. БарановМ.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., 1988.
3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М. 3-е изд., 1992.
4. Дудников А.В. О стратегических и тактических принципах методики преподавания русского языка // Рус. яз. в школе, 1974. № 3. Взаимосвязь между морфологией и синтаксисом как ведущий тактический принцип изучения грамматики в школе // Рус. яз. в школе, 1975. № 5.
5. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. М., 1984.
6. Капинос В.И. Основные вопросы методики стилистики // Основы методики русского языка в 4 - 8 классах. М., 1978; Культура речи. Стилистика // Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980. О критериях оценки речи и об ошибках - грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (составитель). М., 1978. 2-е изд., 1986.
7. Дейкина А.Д. Родной язык в средней школе как условие развивающего обучения // Наука и школа, 1997. № 1. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (V, VI - VII, VIII - IX кл.) (соавтор). СПб., 1997.
8. Львова С.И. Русский язык: Учебник для VII класса общеобразоват. учреждений (соавтор). М., 1997. 3-е изд. М., 1999. Русский язык: Учебник для VIII класса общеобразоват. учреждений (соавтор). М., 1998.
9. Мусаева В.И. Кыргыз тилин жана адабиятын компетенттуртуктун негизинде окутуу. Методикалык колдонмо Б., 2014. Билим басмасы. 96б.
10. Мусаева В.И. Кыргыз тилин окутууда чечендик кепке уйретуунун илимий-методикалык негиздери. Монография / Б.: Полиграфбумресурс, 2016. 206б.
11. Мусаева В.И. Окуп-YЙренYYДен KYTYЛYYЧY натыйжалар. Б.: Полиграфбум, 2016. 190 б
12. ЧымановЖ.А. Кыргыз тили: сабактын теор. жана практ. Бишкек: Айат, 2007. 103 б.
13. Чыманов Ж.А. Кыргыз тилин окутуунун теориясы жана практикасы. Монография. Бишкек: Турар, 2009. 488 б.
14. Чыманов Ж.А. Орто мектепте кыргыз тилин окутуунун лингводидактикалык негиздери: пед. илим. доктору дисс. автореф. 13.00.02. Бишкек, 2010. 41 б.
15. Чыманов Ж.А. Текст менен иштеенун методикасы // Кыргыз тили жана адабияты, 2009. № 15. 147 - 150-бб.
16. МусаеваВ.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 2 класс. Б.: Принт-Экспресс, 2013. 135б.
17. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 3 класс. Б.: Учкун, 2007. 147б.
18. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 4 класс. Б.: Учкун, 2007. 168б.
19. Мусаева В.И. ж.б.Алиппеге кадам / Окуу китеби Б.:ОсОО Bisin. Press, 2008. 100 б.
20. Мусаева В.И. ж.б. Кыргыз тили / Окуу китеби. 7 кл. Б.: Билим-комп., 2015. 176 б.
21. Мусаева В.И. ж.б. Кыргыз тили / Окуу китеби. 10 кл. Б.: Полиграфбумресурс, 2013. 230 б.
22. Мусаева В.И. ж.б. Кыргыз тили / Окуу китеби. 11 кл. Б.: Билим-комп., 2007. 192 б.
23. Байсалов Дж.У. Жогорку окуу жайларда аралыктан окутуунун технологиясы.Б.: Аракет-принт, 2013. 292 б.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Несвит В.Д.1, Кириченко В.Е.2, Фесенко А.В.3, Бондарец О.А.4, Старощук Т.А.5, Пузина В.М.6 Email: [email protected]
'Несвит Виталий Дмитриевич - кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики; 2Кириченко Владимир Егорович - кандидат технических наук, доцент, декан, факультет механизации сельского хозяйства, заведующий кафедрой, кафедра машиноиспользования в земледелии, ремонта машин и охраны труда; 3Фесенко Андрей Викторович - кандидат технических наук, заведующий кафедрой, кафедра механизации производственных процессов в животноводстве. 4Бондарец Олег Анатольевич — ассистент; 5Старощук Татьяна Александровна - старший преподаватель; 6Пузина Валентина Михайловна - кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики, Государственное образовательное учреждение Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика
Аннотация: в статье исследуется вопрос интенсификации перехода от традиционного обучения к системе дистанционного обучения (СДО) и адаптации студентов к методике этой системы. Особенно это касается связки: учебный предмет - инфомедиапространство -студент - web-kwest. Как преодолеть лакуну между традиционной системой образования с ее субъектами, имеющими вековые традиции, и инфосетью с наименьшей затратой времени, которое превращается в ресурс. Одной из проблем внедрения СДО является наличие специальных рекомендованных программ и освоение их преподавателями. Работа является продолжением исследований работы [4].
Ключевые слова: система дистанционного обучения (СДО); инфомедиапространство; лакуна; иерархия потребностей.