14. Чыманов Ж.А. Орто мектепте кыргыз тилин окутуунун лингводидактикалык негиздери: пед. илим. доктору дисс. автореф. 13.00.02. Бишкек, 2010. 41 б.
15. Чыманов Ж.А. Текст менен иштеенун методикасы // Кыргыз тили жана адабияты, 2009. № 15. 147 - 150-бб.
16. МусаеваВ.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 2 класс. Б.: Принт-Экспресс, 2013. 135б.
17. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 3 класс. Б.: Учкун, 2007. 147б.
18. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 4 класс. Б.: Учкун, 2007. 168б.
19. Мусаева В.И. ж.б.Алиппеге кадам / Окуу китеби Б.:ОсОО Bisin. Press, 2008. 100 б.
20. Мусаева В.И. ж.б. Кыргыз тили / Окуу китеби. 7 кл. Б.: Билим-комп., 2015. 176 б.
21. Мусаева В.И. ж.б. Кыргыз тили / Окуу китеби. 10 кл. Б.: Полиграфбумресурс, 2013. 230 б.
22. Мусаева В.И. ж.б. Кыргыз тили / Окуу китеби. 11 кл. Б.: Билим-комп., 2007. 192 б.
23. Байсалов Дж.У. Жогорку окуу жайларда аралыктан окутуунун технологиясы.Б.: Аракет-принт, 2013. 292 б.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Несвит В.Д.1, Кириченко В.Е.2, Фесенко А.В.3, Бондарец О.А.4, Старощук Т.А.5, Пузина В.М.6 Email: [email protected]
'Несвит Виталий Дмитриевич - кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики; 2Кириченко Владимир Егорович - кандидат технических наук, доцент, декан, факультет механизации сельского хозяйства, заведующий кафедрой, кафедра машиноиспользования в земледелии, ремонта машин и охраны труда; 3Фесенко Андрей Викторович - кандидат технических наук, заведующий кафедрой, кафедра механизации производственных процессов в животноводстве. 4Бондарец Олег Анатольевич — ассистент; 5Старощук Татьяна Александровна - старший преподаватель; 6Пузина Валентина Михайловна - кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики, Государственное образовательное учреждение Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика
Аннотация: в статье исследуется вопрос интенсификации перехода от традиционного обучения к системе дистанционного обучения (СДО) и адаптации студентов к методике этой системы. Особенно это касается связки: учебный предмет - инфомедиапространство -студент - web-kwest. Как преодолеть лакуну между традиционной системой образования с ее субъектами, имеющими вековые традиции, и инфосетью с наименьшей затратой времени, которое превращается в ресурс. Одной из проблем внедрения СДО является наличие специальных рекомендованных программ и освоение их преподавателями. Работа является продолжением исследований работы [4].
Ключевые слова: система дистанционного обучения (СДО); инфомедиапространство; лакуна; иерархия потребностей.
OPTIMIZATION OF THE TRANSITION TO THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING Nesvit V.D.1, Kirichenko V.E.2, Fesenko A.V.3, Bondarec O.A.4, Staroschuk T.A.5, Puzina V.M.6
'Nesvit Vitaly Dmitrievich - candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF RESISTANCE OF MATERIALS AND THEORETICAL MECHANICS;
2Kirichenko Vladimir Egorovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Dean, FACULTY OF AGRICULTURAL MECHANIZATION, Head of department,
DEPARTMENT OF MACHINE USE IN AGRICULTURE, MACHINE REPAIR AND LABOR PROTECTION;
3Fesenko Andrey Viktorovich - Candidate of Technical Sciences, Head of department, CHAIR MECHANIZATION OF PRODUCTION PROCESSES IN LIVESTOCK;
4Bondarec Oleg Anatolievich — Assistant;
5Staroschuk Tatiana Alexandrovna - Senior lecturer;
6Puzina Valentina Mikhailovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF RESISTANCE OF MATERIALS AND THEORETICAL MECHANICS, STATE EDUCATIONAL INSTITUTION LUGANSK NATIONAL AGRARIAN UNIVERSITY, LUHANSK, LUHANSKPEOPLE'S REPUBLIC
Abstract: the article explores the issue of intensification of the transition from traditional education to the distance learning system (DLS) and the adaptation of students to the methodology of this system. This is especially true of the bundle: the subject - infomedia-space - student - web-kwest. How to overcome the lacuna between the traditional education system and its subjects, which have centuries-old traditions and infoset, with the least amount of time that turns into a resource. One of the problems with the implementation of the SDS is the availability of special recommended programs and their mastering by teachers. The work is a continuation of the research work [4]. Keywords: distance learning system (DLS), Infomedia-space, lacuna, Hierarchy of needs.
УДК 378.147.88
Основная часть. Всему социуму необходимо уяснить: альтернативы СДО нет, и основание этому Закон РФ от 28.02.2012 . №11-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Кроме того, указание председателя совета министра РФ о том, что вуз, не ведущий СДО не получит лицензии. То есть, известно, что свобода - это осознанная необходимость: поэтому все преподаватели должны осознать, что СДО это их выбор, и вне СДО образование будет неполным, и задача всех работников высшей школы состоит в максимально быстрой адаптации студентов к этой форме образования с одновременной перестройкой работы самих преподавателей. Все дело в том, что СДО требует несколько иного подхода к обучению студентов, следовательно это затрагивает, и довольно сильно, традиционализм в сложившихся школах [4]. Как известно, образование сильно именно традициями и теми адептами этого образования, которые перенимали вековые традиции педагогики. Перестройка от традиционной педагогики к педагогике СДО занимает определенное время. Если совершить экскурс в прошлое, то во многих странах дистанционная форма обучения была введена давно и больше сотни лет эти страны «переваривали» традиционную форму обучения преобразовывая ее в дистанционную. Так в Лондоне в 1836 году уже был организован университет, в котором введены элементы дистанционной формы обучения. Весь мир переходит на СДО постепенно. Так вузов ведущих СДО в 1900 - 1960 гг. в мире было 79; за 1960 - 1970 год создано дополнительно 70 вузов, а за десять лет с 1970 по 1980 год уже 87 вузов. Причем сам термин дистанционное обучение (образование) еще имеет варианты: дистанционное обучение (distance education), дистанционное образование (distance education), телеобучение (teletraining). Вообще, введение СДО объясняется во многом выдвинутым в конце 1990 годов тезисом, что все население планеты должно иметь высшее образование и поэтому в мире создавалась целая разветвленная сеть вариантов: для студентов вне очной формы изучения (on-campus), то есть заочно и дистанционно, включая телекоммуникации, созданные специально для них (off-campus) [2].
Для СДО ведущие университеты (десятками) объединяются для создания телекоммуникаций, выделенных линий, радио и др. - (в дальнейшем инфомедиапространство), то есть это уже создается отдельная система инфопространства для определенного социума. И для этого создаются такие варианты СДО:
1. Так, если используется один канал получения информации: радио, переписка, скайп и так далее - то есть двусторонние коммуникативные действия - единичные медиа.
2. Если используются разные средства в коммуникации двух сторон: компьютерные учебные программы (тесты и так далее), печатные издания, видеозаписи, но и как правило в направлении студента, а экзамены, зачеты и так далее при личном контакте - это мультимедиа.
3. И, наконец, гипермедиа - это метод последнего поколения, на сегодняшний день самый оптимальный. Сюда включаются: все новые виды информационных технологий, электронная почта, скайп, телеконференции, аудио обучение, такие как видео, телефон, все гиперсредства и так далее.
4. Это виртуальные университеты - создание таких серверов, которые охватывают базы всех университетов. На этой базе можно выполнить виртуальную лабораторную работу, выполнить расчеты и так далее. Но... Если взять выделенные университетами средства для этого обучения (мы не берем здесь миллионы зеленых выделенных фондом Сороса), то поднять такую массу, такой объем финансирования нашими вузами проблематично. На западе ведущие вузы объединяются в пулы для совершенствования дистанционного обучения [4].
Так, например, в 1984 году был образован национальный технологический университет (NTU) - это консорциум из 40 университетов инженерной направленности с базированием в городе Форт-Коллинз в штате Колорадо. Доход университета за 6 лет составил 13,5 миллиона $.
Перечислять все долго и не нужно, но, например, в США по СДО работает телевидение (PBS - TV). Оно сотрудничает с 1360 колледжами и ведет образовательные программы. В Испании (население всего 46 миллионов) создан НУДО (национальный университет дистанционного обучения (Universidad National de Education a Distancia UNED) включающий в себе более 50-ти учебных центров в самом Испании и 10 за бугром.
Кроме того, эти все университеты (их много, не будем их перечислять) еще и связаны между собой транснациональными коммуникационными сетями. Причем эти сети были созданы рядом компаний, которые помогают университетам, так как понимают выпускники этих ВУЗов их будущее, как они их называют «яйцеголовые» - будущие создатели новых гаджетов, авто и так далее. Причем совместный капитал этих компаний вложенный в будущий человеческий научный капитал даже трудно подсчитать. Это компании FORD; IBM, General Motors, Walmart, Federal Express и так далее. Все вышеперечисленное приведено только для того, чтобы наш социум уяснил, какое значение придается в мире СДО. И главное, что нам нужно сделать для того, чтобы лозунг СССР - ДИП (догнать и перегнать) сработал в наших условиях, условиях ограниченного финансирования и ограниченного ресурса времени. Сейчас не любят цитировать В.И.Л., но его фраза: «или мы устремимся на всех парах вперед, или нас сомнут» как никогда вовремя и точно дезавуируют наше сегодняшнее положение с СДО. Введение СДО автоматически предусматривает активизацию самостоятельной работы студентов, естественно определив его психопрофиль. Напоминаем, что студенты разных типов психоформы требуют разного подхода. И главное интенсификация самостоятельной работы студентов СДО зависит от той системы донесения знаний до него, которая используется в вузе или ассоциации вузов, объединении и так далее. На сегодняшний день те новые технологии, которые используются в СДО, в подавляющей массе основаны на цифровых методах подачи информации [2]. Обычно тот критерий, который лежит в основе выбора информационных технологий является их образовательный потенциал. Однако в настоящее время все зависит от стоимости его применения и распространенности. Наиболее оптимальной является видеоконференция по цифровым, обычно спутниковым каналам (если рядом - то по выделенной линии) с применением видео компрессии. Это снижает стоимость их проведения в десятки раз. Причем это применимо практически для всех регионов РФ. В настоящее время применяются три формы организации вузов: Консорциум университетов. Открытые университеты. Виртуальные университеты.
Из отечественных наработок, более приближена к одной из этих форм (консорциум) ЮжноУральский госуниверситет (ЮУрГУ). Все его 30 факультетов и более 100 кафедр, десятки филиалов и так далее связаны системой телекоммуникаций, выделенными каналами, оптоволоконными линиями. Университет имеет ряд наработок по СДО, которые уже имеют опыт применения.
Для того, чтобы ускорить процесс становления СДО, необходимо проделать ряд знаковых, неотложных мер по внедрению всего того, что, учитывая опыт зарубежных вузов, их ошибки и так далее позволит нам быстро провести становление СДО. На наш взгляд надо избегать той ошибки, которую сделали все страны постсоветского пространства при введении Болонской системы [1]. Сейчас разберем, почему эта система слабо приживается у нас. При подписании
Болонской декларации (сначала ее подписали 19 стран, затем остальные) были выделены 4 краеугольных камня, на которых базировалась БС. Все отчитались о ее внедрении и работе вузов по этой системе, но поскольку адептов этой системы практически не было, а традиционная педагогика инерционна (и это не недостаток, а предохранитель от чересчур левых и правых закидонов), то в настоящее время можно констатировать следующее: первым положением, определяющим статус БС, являлось получение всеми выпускниками стран Болонской декларации единых дипломов: Франции, России, Украины и т. д. До сих пор авторы статьи, более 10 лет работающие по этой системе, этих дипломов не видели (может нам их просто не показывают, чтобы мы их не сглазили). Второе положение. Финансовая самостоятельность вузов. Может кто и знает такие вузы с негосударственной формой собственности, авторы - нет (Несколько частных малых вузов погоды не делают). Далее, каждый студент, набравший определенное число кредитов ЕСТС (ЕКТС), может поехать продолжать обучение в любой университет стран, подписавших болонскую декларацию. Но...: а) нужна Шенгенская виза; б) 36 евро в день на проживание и еще столько же на обучение, то есть примерно 12 - 15 тысяч евро в год или 1,5 млн рублей в год. Авторы подозревают, что не более 2% от населения РФ могут себе это позволить. Это бы хорошо, но эти 2% учатся уже в Итоне, Болонье и т. д. без всех ЕСТС (ЕКТС). Кроме того, международный союз студентов, объединяющий миллионы студентов, в издаваемом им студентов заявил, что с введением БС образование стало хуже, дороже и ведет к деградации интеллекта. Поэтому каждый решает сам - есть Болонская система или нет.
Учитывая все ошибки, необходимо избегать сбоя в системе становления СДО. Кроме того, при внедрении СДО необходимо провести курсы повышения квалификации (как во времена СССР) по программам, которые применяются в СДО, предварительно проверив наличие таких программ в вузах. В данной статье не даются рекомендации и не разбирается качество программ, но их достаточно, и по большому счету, они различаются в основном стоимостью.
Однако хотим мы или не хотим, применение программ в дистанционном обучении жизненно необходимо, поскольку без них практически широкое дистанционное обучение невозможно. Это было видно из беседы президента РФ Путина В.В. с ректором университета им. М. Ломоносова Садовничим В. А. Последний сообщил, что по системе дистанционных технологий в этом университете уже обучено более 3 тысяч студентов. Это показывает, что внедрение обучающих программ в этом вузе поставлено на должный уровень.
Для таких вузов является необходимым условием проведение всероссийского семинара по программам дистанционного образования и на его основании выдавать рекомендации по оптимизации программ рекомендованных для всех вузов. Кроме того, необходимо создать единый критерий, по которому будет определяться уровень подготовки самого преподавательского состава к дистанционному обучению, чтобы не повторять ситуацию с Болонской системой. Кроме того, СДО, как и любая работает с живыми людьми, хотя и в инфомедиапространстве. Поэтому преподаватель (виртуальный) должен знать уровень подготовки и психопрофиль студента (даже виртуального). Невозможно преподавать высшую алгебру человеку, не отличающему гипотезу от гипотенузы. Поэтому необходимо для оптимизации внедрения СДО, хотя бы в первом приближении, иметь представление о виртуальном студенческом социуме. Тогда преподаватель, видя ник студента, при консультации, может с высоким КПД вести учебную работу. Выводы: Для оптимизации становления СДО необходимо:
1. Широко пропагандировать преимущества СДО по телеканалам, проводя дискуссии и выделяя лучших в этой области;
2. Организовать курсы повышения квалификации для работников образования по программам СДО, на базе вузов, признанных лидерами в этой области;
3. Разработать тесты для определения индивидуального психопрофиля студента и оптимальные возможности его обучения в системе СДО.
Список литературы / References
1. Авраамов Ю.С., Зубков В.Г., Шляпин А.Д. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования, 2004. № 2. С. 40 - 42. ISSN 1561-2449.
2. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И.И. Боброва // Информатика и образование, 2009. № 11. С. 124 - 125.
3. Гомулина Н.Н. Методика дистанционной формы обучения учителей физики на курсах повышения квалификации // Дистанционное и виртуальное обучение, 2011. № 10. С. 50 - 61.
4. Несвит В.Д., Скотаренко В.В., Фесенко А.В., Бондарец О.А. К вопросу оптимизации внедрения дистанционного обучения (СДО). / «Проблемы современной науки и образования». № 11 (53), 2016.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХАКАССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Воронова Ю.В.1, Токуреев В.Б.2 Email: [email protected]
'Воронова Юлия Васильевна—учитель начальных классов; 2Токуреев Владимир Борисович — учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 27, г. Абакан
Аннотация: в статье идёт речь об использовании национальной культуры и традиций в учебно-воспитательном процессе начальной школы, которые являются неисчерпаемым источником гуманистического воспитания младших школьников и благоприятным средством для сохранения здоровья детей. Для того чтобы получить, «почувствовать» результат, педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные. Особое место в своей работе я уделяю сказкотерапии. В качестве примера - коррекционное занятие на материале хакасских кип-чох. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционное занятие, сказкотерапия.
USING KHAKASS FOLKLORE IN TEACHING CHILDREN WITH
DISABILITIES Voronova Yu.V.1, Tokureev V.B.2
'Voronova Yuliya Vasilevna — primary school teacher;
2Tokureev Vladimir Borisovich - teacher of physical culture, MUNICIPAL BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 27, ABAKAN
Abstract: the article in question on the use of national culture and traditions in the educational process in an elementary school, which is an inexhaustible source of humanistic education of younger schoolchildren and favorable means to preserve the health of children. In order to get a "feel" the result of the teachers have to combine in its work the various methods and techniques, both traditional and non-traditional. A special place in his work, I pay fairy tale therapy. As an example of rehabilitative training on the material Khakassian TRC-sneeze. Keywords: children with disabilities, corrective exercise, fairy tale therapy.
УДК 1174
Дети с «особыми нуждами» - достаточно сложный, своеобразный контингент. Все психические проявления у «особых» детей выражено ярче, рельефнее, по сравнению с обычными детьми. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи» как их нормально развивающиеся сверстники. Для того чтобы получить, «почувствовать» результат педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные. В своей работе особое место я уделяю сказкотерапии. Исследования показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное человека, Минуя барьеры, которые ставят перед специалистами недостаточно развитый интеллект ребенка. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым.
Коррекционное занятие. Сказкотерапия.
Тема: Сказки бабушки Совы.
Цель: 1) коррекция эмоционально-волевой сферы;
2) коррекция опорно-двигательного аппарата, развитие мелкой и крупной моторики;
3) развитие речевого аппарата, дыхание, голоса и артикуляции;