Научная статья на тему 'Пути и способы реализации принципа доступности обучения'

Пути и способы реализации принципа доступности обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3883
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION / PRINCIPLES / DIDACTIC PRINCIPLES / EDCATION OF ACCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахмонов Рахмонжон Исобекович

В статье рассматриваются вопросы сущности, основного содержания и функционального предназначения данного принципа. При этом речь идет не только о доступном учении, но и о доступном преподавании, только оптимальное сочетание которых обеспечивает доступность обучения. В статье автор перечисляет ученых -дидактов, внесших вклад в решение данной проблемы. Автор придерживается сознательного подхода к решению данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of realizing the principle of accessibility

The article considers the problems of essence, main contents and functional purpose of this principle. At the salwa tina it speaks not only about the accessibility of learning, but also the accessibility of teaching, for just their optimal combination provides education access. instruction. The author enumerates the name of scientists didacticians. The author adheres to conscientious approach in the solution of the problem.

Текст научной работы на тему «Пути и способы реализации принципа доступности обучения»

ПЕДАГОГИКА

PEDAGOGY

УДК 371.015 Р.И.АБДУРАХМОНОВ

ПУТИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ДОСТУПНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: обучение, принципы, дидактические принципы, доступность обучения

Принцип доступности предполагает при разработке дидактических основ процесса обучения учитывать типологические, т.е. возрастные особенности обучаемых. Так, формулируя цели и задачи обучения, выбирая его содержание и методы, средства и формы организации обучения, учитель должен учитывать уровень их доступности вниманию, восприятию, мышлению, памяти, способностям и воображению учащихся. Между ними должно быть оптимальное соотношение, иначе акт обучения не состоится. Поэтому учитель должен быть не только тонким педагогом, но и тонким психологом. Все эти дидактико-психологические нюансы прежде всего должны быть учтены при составлении учебных программ, учебников и других учебных пособий. В главе ХУП “Основы легкости обучения и учения” “Великой дидактики” Я.А. Коменский отмечает: “Теперь посмотрим, каким образом те же самые средства нужно приспособить к врождённым способностям, чтобы можно было применять их легко и приятно. Но очевидно, что, идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко, если: 1.Приступить к нему своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности. II. Оно будет протекать с должной подготовкой умов. III. При обучении будут идти от более общего к более частному. IV. От более легкого к более трудному. У. Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала. VI. Во всем будут двигаться вперед не спеша. VII. Умом не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения. VIII. Все будет передаваться через посредство внешних чувств. IX. Для непосредственной пользы. X. Все постоянно одним и тем же методом”(2,121).

Итак, акт обучения протекает планомерно и успешно, если учебные задачи составляются исходя из учета уровня достигнутого, т.е. актуального развития к уровню зоны ближайшего развития. Учебные задачи по каждому учебному предмету следует дифференцировать, классифицировать следующим образом: учебные задачи низкого уровня трудности, учебные задачи среднего уровня трудности, учебные задачи достаточного уровня трудности и учебные задачи высокого уровня трудности. Осуществляя индивидуализацию обучения в дальнейшем в зависимости от уровня развития познавательно-учебных способностей обучаемых, можно использовать те или иные учебные задачи. Оптимальное решение учебных задач предполагает проявление соответствующих волевых качеств: настойчивости, целеустремленности,

дисциплинированности, трудолюбия и т.д. Вместе с тем оптимальное учение невозможно без проявления физических, умственных, нравственных, психических напряжений. В процессе напряжения физических умственных, психических сил и происходит процесс развития личности обучаемых. Реализация принципа доступности на занятиях по иностранному языку имеет важное педагогическое и психологическое значение. Прежде всего, в данном случае речь идет о доступности понимания и применения иностранной речи в различных видах речевой деятельности обучаемых, и прежде всего в процессе говорения. Учитель также должен учитывать уровень развития языковых способностей обучаемых. Учебные задачи по лексике, грамматике и фонетике также должны быть составлены с учетом нарастания уровня их трудности вместе с развитием языковых способностей обучаемых. Шаг за шагом, урок за уроком обучаемые, выполняя различные учебные задачи в виде упражнений, составления монологов и диалогов, описания картин и т.д, преодолевают учебные трудности по усвоению иностранной речи. Здесь также важную роль играет не только индивидуальное преодоление учебных трудностей, но и совместное преодоление языковых учебных трудностей, работая в паре или же в группе. В таком случае требуется разработка учебных задач для индивидуальной, парной и групповой работы.

Преимущество такого подхода заключается в том, что, работая в паре или группе, успевающие ученики, у которых более развиты языковые способности, могут оказать действующую

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

дидактическую помощь слабоуспевающим по языку ученикам. Также совместное преодоление трудностей языкового характера способствует сплочению коллектива учащихся, развивая у них такое необходимое качество, как умение работать в команде.

Это касается не только создания материально - технических условий, но и психолого -педагогических, когда создаются условия для развития языковых способностей учащихся, которые обеспечивают им понимание и практическое применение иностранного языка. Принцип доступности имеет отношение как к дидактическим возможностям учеников, обучаемым, так и дидактическим возможностям учителя, обучающего. Исходя из этого положения можно сказать о принципе доступности изучения иностранного языка обучаемыми и доступности преподавания иностранного языка обучающим. Каждый обучаемый должен осознать, что он способен изучать иностранные языки. Если у обучаемого нет такого убеждения, то у него и соответствующее отношение к усвоению иностранного языка. Если обучаемый считает, что он не сможет изучать иностранный язык, то это очень плохой симптом. У обучаемого должна быть вера в свою учебно -познавательную силу, в свою учебно - познавательную возможность. Такую веру, такое убеждение должен формировать учитель иностранного языка в своей повседневной работе с обучаемыми шаг за шагом. Самое плохое - то недоверие учителя к ученику. Внушение обучаемому о его способности сделать что либо - это великая мотивационно - стимулирующая сила, которая настраивает ученика на учебно - познавательный труд, мобилизует его силу воли, закаляет и направляет его на учебный труд доставляющий ему удовлетворение на преодоление различных учебно - познавательных трудностей, на самостоятельный творческий труд. Самое главное для обучаемого это то, что ему не должно казаться, что иностранный язык странный, непонятный, недоступный, учебный предмет. Для этого учителю необходимо сделать данный язык для обучаемого понятным и доступным для изучения, понимания и использования. Иначе нет смысла преподавать иностранный язык.

Вместе с тем принцип доступности имеет отношение и к личности учителя - как субъекта учебной деятельности. Педагог должен быть чётко убежден, что он может и что он в состоянии обучать всех учеников. В нашем случае речь идет об учителе иностранного языка и обучении иностранному языку. Выполняя кропотливый ежедневный учебный труд, учитель каждый раз доказывает себе и своим обучаемым свою силу и способность обучать всех и каждого. В этом магическая сила учительского труда. Поэтому в процессе вузовской подготовки будущих учителей иностранного языка необходимо внушать им доверие в их умении и способности преподавать иностранные языки. Для этого необходимо совершенствовать их знания, умения и навыки по иностранному языку, с одной стороны, и знания, умения и навыки по обучению иностранному языку, с другой.

Принцип доступности также связан с созданием определенных дидактических условий для обучения иностранным языкам. В первую очередь необходимо определенное количество и качество средств обучения, которые составляют материально - техническую базу обучения иностранному языку. Это учебные планы, учебные программы, учебники, учебно - методическая литература, наглядные пособия, художественная, научная, научно - популярная литература на иностранном языке, лингафонный кабинет, обучающие машинные программы по иностранному языку, но кроме того у учителя и обучаемых должны быть современная техника и передовая технология преподавания иностранного языка. Все это делает обучение иностранному языку доступным.

В процессе преподавания иностранного языка разрешается дидактическое противоречие между языковыми трудностями и возможностями учеников. Данное противоречие разрешается шаг за шагом, от занятия к занятию. Профессиональная компетенция и мастерство учителя проявляется в том, насколько он разумно и методически целесообразно соотносит данные трудности с возможностями учеников. Схематическое изображения данного противоречия имеет следующий вид:

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

Дидактическое

противоречие

Дидактическое

соответствие

а) фонетические трудности а) фонетические возможности

б) грамматические трудности б) грамматические возможности

в) лексические трудности в) лексические возможности

г) трудности аудирования г) возможности аудирования

д) трудности говорения д) возможности говорения

е) трудности чтения е) возможности чтения

ж) трудности письма ж) возможности письма

Рис. № 1. “Разрешение дидактического противоречия между языковыми трудностями и

возможностями учеников ”

В данном случае речь идет также о реализации принципа обучения иностранному языку на высоком уровне трудности. “Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление, без абстрактной и “средней нормы трудности”.

Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо” (3, 115). Итак, здесь имеет место усвоение содержательного (учебного материала) посредством процессуального (методы изучения). Труд обучаемого становится трудом лишь тогда когда обучающий действительно преодолевает определенные языковые трудности, и через это преодоление обучаемый и развивается. Задача обучения иностранному языку и заключается в том, чтобы делать эти языковые трудности для обучаемого возможными, доступными для преодоления. Формируя знания, умения и навыки, учитель также формирует определенное отношение к учебному предмету, формирует такие качества, как учебное трудолюбие, самодеятельность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, а также закаливает силу воли, дух и характер обучаемых. Преодолевая учебные трудности, ученики тем самым получают определенное образование, воспитание и развитие.

Таким образом, реализация принципа доступности применительно к иностранному языку зависит от доступности системы содержательных и процессуальных аспектов обучения данному учебному предмету. Каждый элемент данной системы должны быть доступным как для преподавания, так и для учения, тогда мы можем говорить о полномасштабной реализации данного принципа. Для реализации данного принципа необходимо также и реализация требований других дидактических принципов, а также методических принципов, касающихся иностранного языка, со всеми которыми данный принцип имеет непосредственную и о посредственную взаимосвязь и взаимообусловленность.

В ходе опытно-экспериментальной работы по оптимизации подготовки будущих учителей иностранного языка экспериментальной группы к реализации дидактического принципа доступности обучения иностранному языку мы обсудили следующий комплекс вопросов.

1) В чём заключается сущность, основное содержание и дидактическое предназначение принципа доступности обучения иностранному языку?

2) Как охарактеризовал принцип доступности Я.А.Коменский в “Великой дидактике”?

3) Чем отличается доступное обучение языку от недоступного обучения? Покажите это на примере учебного предмета “иностранный язык”.

4) Что означает доступность средств обучения как для учителя, так и для обучаемых?

5) Влияет ли недостаточность количества средств обучения на доступность обучения?

6) Влияет ли разделение класса на группы на уроках по иностранному языку на уровень доступности иностранного языка обучаемым?

7) Установите аналитическую взаимозависимость между доступностью обучения и качеством обучения.

Возможности ученика

Языковые трудности

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

8) Имеется ли аналитическая взаимозависимость между доступностью и интеллектуальными и языковыми способностями обучаемых?

9) Влияет ли уровень сформулированности профессионально - педагогической способности, мастерство и компетенция учителя иностранного языка на доступности обучения иностранному языку?

10) Какие связи имеются между принципами доступности обучения и другими дидактическим принципами? Приведите конкретные примеры из учебного материала по иностранному языку (11). Могут ли родители оказать содействие в обеспечении доступности обучения иностранному языку своим детям? Иллюстрируйте соответствующими примерами.

12) Как влияют индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы организации обучения иностранному языку на реализацию принципа доступности?

13) Как следует разработать дидактические задачи низкого, среднего и высокого уровня сложностей для реализации принципа доступности обучения иностранному языку?

14) Как следует анализировать занятия по иностранному языку с точки зрения реализации принципа доступности обучения иностранным языкам?

Характеристика уровней реализации принципа доступности обучения иностранному языку.

Высокий уровень реализации принципа доступности обучения иностранному языку.

Во - первых, для данной категории будущих учителей характерно создание надлежащих материально - технических условий, связанных со средствами обучения, ибо доступность средств обучения является исходной предпосылкой успешной организации учебного процесса. Для преподавания иностранного языка - это, прежде всего, создание современного лингафонного кабинета, с современными техническими средствами, в том числе информационными технологиями. Не говоря уже об обеспечении учебниками, учебно - методическими пособиями, наглядными пособиями и т. д.

Во - вторых, данная категория будущих учителей стараются использовать максимально языковые способности учащихся для того, чтобы формировать у всех соответствующие языковые знания, умения и навыки. Они стараются охватить учебно - познавательной деятельностью всех без исключения учеников. Отсюда доступность обучения иностранному языку реализуется на уровне максимального.

Средний уровень реализации принципа доступности обучения иностранному языку.

Для данного уровня характерно то, что будущие учителя не обращают внимание на недостаточное количество и качество средств обучения иностранному языку, которые в определенной мере влияют на уровень доступности средств обучения как для учителя, так и для учеников. Ибо без надлежащего условия материально - технического характера трудно достичь существенных результатов. Кроме того, будущие учителя данной категории не стремятся к формированию всех видов речевой деятельности. Например, обращая пристальное внимание чтению и письму, упускают из виду говорение и аудирование, что свидетельствует о недоступности для учеников двух последних видов речевой деятельности. Или же охватывают учебным процессом 60 - 70 % учеников, а для 30 - 40 % обучение иностранному языку становится, в конечном счёте, недоступным. Соответственно, следует им разъяснить, что они должны совершенствовать языковые способности всех учеников, и что ученики должны быть охвачены всеми видами речевой деятельности. И конечно же, в первую очередь, они должны осознать аналитическую зависимость между результатами обучения и надлежащими материально -техническими условиями.

Низкий уровень реализации принципа доступности обучения иностранному языку.

Для данного уровня характерно наличие минимальных, а порой и ниже минимальных, условий для обучения иностранному языку. Это связано с тем, что будущие учителя абсолютно безразлично относятся к количеству и качеству средств обучения. Точно таким же образом они относятся и к организации учебного процесса.

В основном уделяют внимание одному виду речевой деятельности, тогда как другие виды речевой деятельности становятся для учеников недоступными, также уделяют внимание только формированию лексических знаний, умений и навыков. Работают в основном с успевающими учениками. В результате, большое количество учеников выпадают изполя его зрения. Поэтому для этой категории учеников обучение иностранному языку становится недоступным. В связи с этим в зависимости от характера и содержания ошибок, пробелов и недостатков следует организовать с этой категорией будущих учителей беседы и лекции по поводу полноценной реализации данного принципа. Следует также ознакомить их с передовым опытом реализации дидактических

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

принципов. Особенно в период педагогической практики следует более обстоятельно анализировать реализацию данного принципа в преподавании иностранных языков на примере конкретных школ, классов, уроков и других видов форм организации обучения иностранному языку.

Результаты опытно - экспериментальной работы по степени понимания и реализации принципа доступности при обучении иностранному языку.

№ Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

До экспери- мента После экспери- мента Разница До экс После экс Разница

1. Высокий 00,7% 0,21% +0,14% 00,5% 0,32% +0,27%

2. Средний 0,13% 0,32% +0,18% 0,11% 0,48% +0,37%

3. Низкий 0,80% 0.47% -0,33% 0,84% 0,20% -0,64%

Таблица № 1.

Сравнение результатов, полученных после экспериментальной работы, свидетельствует о том, что количество студентов экспериментальной группы, находящихся на среднем и высоком уровнях, возрос на 0,37% и 0,27% соответственно, тогда как аналогичный показатель в контрольной группе составляет 0,19% и 0,14% соответственно. В конечным счёте в экспериментальной группе количество студентов, находящихся на низком уровне, сократилось на

0. 64., а в контрольной группе - всего на 0,33%. Все это говорит о том, что в экспериментальной группе значительное количество студентов сами осознают сущность и способы полноценного обеспечения доступности обучения иностранному языку.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды /Л.В.Занков.-М.: Педагогика, 1990 - 424с.

2. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г.Песталоци.- в 2-х т. Т 1/ под ред. В.А.Ротенберга, В.М.Кларина - М.: Педагогика, 1981. - 336с.

3. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576с.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова- М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

5. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф.Шаталов.-М.: Педагогика, 1989. - 336с.

REFERENCES:

1. Zankov, L.V. Collected pedagogical works / L.V.Zankov.- M.: Pedagogics, 1990. - 424p.

2. Pestalozy, I.G. Chosen pedagogical compositions / I.G.Pestalozy.- in 2 t. T 1 / under the editorship of V.A. Rotenberg, V. M. Klarin - M.: Pedagogics, 1981 - 336p.

3. Slastenin, V.A. Pedagogies / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - Moscow: Academy, 2004. -576p.

4. The anthology of history of foreign pedagogics \Under the editorship of A.I. Piskunova-M.: Education, 1981 - 528 p.

5. Shatalov, V.F. The experiment is being continued / V.F.Shatalov.- M.: Pedagogics, 1989. - 336p.

Пути и способы реализации принципа доступности обучения

Р.И.Абдурахмонов

Ключевые слова: обучение, принципы, дидактические принципы, доступность обучения

В статье рассматриваются вопросы сущности, основного содержания и функционального предназначения данного принципа. При этом речь идет не только о доступном учении, но и о доступном преподавании, только оптимальное сочетание которых обеспечивает доступность

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

обучения. В статье автор перечисляет ученых -дидактов, внесших вклад в решение данной проблемы. Автор придерживается сознательного подхода к решению данной проблемы.

About some problems of realizing the principle of Edukation accessibility.

R.I. Abdurahmonov

Key words: education, principles, didactic principles, edication of acces

The article considers the problems of essence, main contents and functional purpose of this principle. At thesalwa tina it speaks not only about the accessibility of learning, but also the accessibility of teaching, for just their optimal combination provides education access. instruction.The author enumerates the name of scientists - didacticians. The author adheres to conscientious approach in the solution of the problem.

Сведения об авторе:

Абдурахмонов Рахмонжон Исобекович, старший преподаватель кафедры

общеуниверситетского английского языка Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд),

E-mail: [email protected]

Information about the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abdurahmonov Rakhmonjohn Isobekovich, senior teacher of the aii university English language department Khujand State University named after academican B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.