Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / НОРМАТИВНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Часовских Н.С.

В работе научно обоснована необходимость формирования у школьников и студентов самостоятельности. С этой целью авторы статьи ставят своей задачей включить в дидактику концептуальный принцип самостоя- тельности, который должен определять в целом вектор развития современного образования. При этом данный принцип должен иметь определенный инструментарий, который может быть представлен в виде содержатель- ных, нормативных и процессуальных дидактических функций, позволяющих технологизировать процесс форми- рования и развития самостоятельности в процессе обучения учащихся в школе и вузе. В статье представлены нормативные и процессуальные функции предлагаемого дидактического принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY AND THE METHODOLOGY OF THE DIDACTIC PRINCIPLE OF SELF-SUFFICIENCY

In this paper the necessity of formation of pupils and students self-sufficiency is substantiated. For this purpose the article authors are done the aim to include the conceptual principle of self-sufficiency into didactics, which must generally determine a vector of development of contemporary education. However, this principle needs to have a certain toolkit, which could be represented in the form of meaningful, normative and procedural didactic functions, which are enabling to technologize a process of formation and development of self-sufficiency during training pupils at a school and higher education institution. This article presents the normative and procedural functions of the suggested didactic principle.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»



УДК 378.02.372.8

Часовских Н.С.,

кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В работе научно обоснована необходимость формирования у школьников и студентов самостоятельности. С этой целью авторы статьи ставят своей задачей включить в дидактику концептуальный принцип самостоятельности, который должен определять в целом вектор развития современного образования. При этом данный принцип должен иметь определенный инструментарий, который может быть представлен в виде содержательных, нормативных и процессуальных дидактических функций, позволяющих технологизировать процесс формирования и развития самостоятельности в процессе обучения учащихся в школе и вузе. В статье представлены нормативные и процессуальные функции предлагаемого дидактического принципа.

Ключевые слова: самостоятельность, дидактический принцип, принцип самостоятельности, нормативные и процессуальные дидактические функции

Chasovskikh N.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Gorno-Altaisk State University

THE THEORY AND THE METHODOLOGY OF THE DIDACTIC PRINCIPLE

OF SELF-SUFFICIENCY

In this paper the necessity of formation of pupils' and students' self-sufficiency is substantiated. For this purpose the article authors are done the aim to include the conceptual principle of self-sufficiency into didactics, which must generally determine a vector of development of contemporary education. However, this principle needs to have a certain toolkit, which could be represented in the form of meaningful, normative and procedural didactic functions, which are enabling to technologize a process of formation and development of self-sufficiency during training pupils at a school and higher education institution. This article presents the normative and procedural functions of the suggested didactic principle. Keywords: self-sufficiency, didactic principle, principle of self-sufficiency, normative and procedural didactic functions

Изменяющиеся под влиянием требований жизни цели обучения всегда ведут к изменению и принципов обучения. Дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию подрастающего поколения; своевременно реагировать на них, строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы общее направление движения к цели. Мы считаем, что современное образование не должно сводиться лишь к усвоению положений отдельных наук, а должно быть направлено на развитие творческой личности, уровень которой должен определяться степенью ее самостоятельности. Но для этих целей должно быть соответствующее дидактическое обеспечение. Мы считаем, что такую роль может выполнять принцип самостоятельности [7; 2]. При этом он должен выступать в роли концептуального дидактического принципа, обладать всеобщностью воздействия на всю систему образования, на весь педагогический процесс

и определять сущность всей системы образования в целом.

Каковы же реальные основания считать самостоятельность в образовании принципом дидактики?

Следует заметить, что процесс осознания и формулирования педагогических принципов исторически и гносеологически сложный и длительный. Он связан всегда с познанием закономерностей педагогических явлений и детерминирован длительной педагогической практикой. Более того, в научном исследовании перейти логическим путем от закономерностей к принципам (от сущего к должному) невозможно. Механизм этого перехода частично раскрыт в книге В.В. Краевского «Проблемы научного обоснования обучения» [4].

Сложность процедуры этого перехода по В.В. Краевскому объясняется тремя факторами [4].

Во-первых, в формализованной системе педагогические принципы как структурный элемент

целостного образования обладают особым статусом - они связывают теорию с практикой.

Во-вторых, формализованная система строится не только на основе законов и правил формальной логики, но и интуиции, и поэтому не все логические переходы внутри ее научно состоятельны и корректны по отношению к практике.

В-третьих, в «формализованных» системах педагогические принципы формулируются в соответствии с теми закономерностями, которые получили достаточное теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование в «содержательных» системах.

Как известно, перечней принципов достаточно много. Но каждый новый автор не доволен своими предшественниками и предлагает свой перечень, пока не появится новый. Такая картина, по мнению Ю.К. Бабанского, «возможна потому, что принципы обучения не были предметом последовательного, системного исследования. Никто из авторов не рассмотрел доказательно необходимость и достаточность своей системы принципов, а потому и не дошел до определения путей извлечения их и обоснования. Не выработаны и критерии отнесения той или иной нормативной идеи к принципам» [1, с. 33].

В своей работе мы определяем принципы теории обучения как категории дидактики, обусловленные педагогическими законами и закономерностями, фиксирующими инвариантные характеристики, существенные и устойчивые связи педагогической деятельности, отражающие дидактическую концепцию и реализующиеся через сущностные, нормативные и процессуальные функции.

По каким же критериям то или иное положение можно отнести к дидактическим принципам? И.Я. Лернер в статье «Природа принципов обучения и пути их установления» выделяет пять критериев «отнесения того или иного положения к принципам обучения» [5, с. 35-40]:

• инструментальность, т.е. известность способа применения;

• универсальность, т.е. отнесение данного положения ко всему обучению или к такому элементу, без которого обучение неосуществимо;

• необходимость, т.е. невозможность без него организовать полноценное обучение;

• независимость,т.е. неперекрещиваемость, непод-чиняемость и непоглощаемость другими принципами;

• достаточность всей совокупности принципов для обеспечения полноценного процесса обучения.

В.И. Загвязинский выделяет следующие критерии [3, с. 67]:

• принцип обучения регулирует разрешение конкретных педагогических противоречий;

• глубинная сущность любого принципа обучения в том, что это рекомендация о способах достижения меры, гармонии в педагогическом процессе;

• принцип есть концентрированное, инструментальное выражение дидактической теории или концепции;

• в ранг принципов следует возводить лишь такие положения, которые имеют всеобщее значение, должны действовать в любых учебных ситуациях, при любых условиях обучения.

Мы считаем, что идея концептуального принципа самостоятельности может быть отнесена к принципам обучения, потому что она представляет собой одно из универсальных руководящих положений современного образования, которые относятся ко всему процессу обучения в целом, распространяется на все учебные предметы, без них невозможно формировать личность, ее компетентность, и она не может быть заменена никакими другими принципами.

Принцип самостоятельности в образовании снимает главное противоречие между настоящим и будущим поколением. Новое поколение, которое мы воспитываем и образовываем, не должно повторять нас, оно, напротив, должно обновить мир, а следовательно, отрицать предыдущий мир. Это отрицание содержит в себе положительный момент, который, по выражению С.И. Гессена, и «есть не что иное, как творчество, открывающееся нам как единство отрицания и утверждение, как будущее, сохраняющее в себе прошлое» [2, с. 380]. Это результат приобретенной самостоятельности и наивысшей ее степени - творческой деятельности личности. Все это и приводит нас к необходимости признания концептуальной идеи о том, что современная дидактика должна включать в себя самостоятельность в качестве концептуального принципа.

Однако чтобы данный принцип обладал ин-струментальностью, необходимо разработать для него сущностные, нормативные и процессуальные функции. Но дидактические принципы могут быть однозначно понимаемыми только в контексте конкретной педагогической системы. В своей работе мы определяем эти функции для личностно ориентированной педагогической системы развивающего обучения, в которую в качестве основополагающего принципа должен входить принцип компетентности, определяющий вектор практико-ориентированного обучения.

Появление в дидактике принципа самостоятельности должно привести к организованному целевому совершенствованию методики и технологии формирования у учащихся ключевой компетенции «познавательная компетентность» по всем учебным дисциплинам. При таком образовании главной целью становится не передача учащимся определенной системы знаний, а приобщение их к методу научного мышления, порождающего и низвергающего научные системы. При этом возрастает роль гносеологи-

ческих и методологических знаний, которые должны рассматриваться в обучении не только как средства обучения, но и как элементы содержания образования. В связи с этим принцип самостоятельности должен определять структуру и содержание технологии и методики личностно ориентированного развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы обучения.

Таким образом, принцип самостоятельности в современной дидактике приобретает статус концептуального принципа, который влияет на отбор и структуру учебного материала всех учебных предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует научные методы познавательной деятельности, ориентирует учителя и преподавателя на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса и способствует формированию и развитию нового мышления учащихся. Принцип самостоятельности должен определять основные направления в деятельности преподавателя и характер самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В связи с этим для успешной реализации самостоятельности в образовании педагогу необходимо знать основные дидактические функции, общие теоретические основы и статус принципа самостоятельности в современной дидактике, пути, способы и средства его реализации.

Анализ концептуального принципа самостоятельности приводит нас к выводу о том, что в самом общем виде нормативная функция принципа самостоятельности слагается из основных сущностных аспектов самостоятельности в системе образования с соответствующим их преобразованием в нормы-ре-гулятивы процесса обучения.

При этом мы не ставим своей целью полностью раскрыть нормативный аспект принципа самостоятельности в образовании, так как это представляет собой самостоятельную область исследования, но мы попытаемся выделить основные системные функции, которые должны отражать нормативную сторону этого дидактического принципа в рамках целостной педагогической системы личностно ориентированного развивающего обучения, в котором в основании лежит принцип компетентностного подхода и деятель-ностный подход переходит в компетентностно-дея-тельностный.

В самом общем виде нормативные функции принципа самостоятельности, по нашему мнению, должны включать в себя следующие основные требования.

1. Раскрывать в процессе использования принципа самостоятельности в образовании следующую группу принципов: научности и связи теории с практикой; исторической взаимосвязи природы и

общества; социальной обусловленности отношений человека к природе и стремлении к гармонизации этих отношений, а также системного, комплексного, междисциплинарного и преемственного подходов в формировании самостоятельности школьников и студентов.

2. Реализовывать в процессе школьного и вузовского обучения следующие методологические задачи: формирование научно-философского взгляда на мир и место в нем человека; приобщение к мировой философской культуре как общечеловеческой ценности; формирование способности к самостоятельному и творческому решению философ-ско-методологических проблем.

3. Создавать условия для комплексного видения роли принципа самостоятельности в преемственном развитии человеческого общества через отрицание, содержащее в себе положительный момент, составляющий суть творчества, которое проявляется как единство отрицания и нового утверждения, как будущее, сохраняющее преемственно в себе элементы прошлого.

4. Показывать, что принцип самостоятельности непосредственно связан с диалектикой, которая представляет собой наиболее общую методологию и гносеологию научного познания. Это позволит понять, что образование должно иметь своей целью не передачу учащимся определенной системы знаний, а приобщить их к методам научного мышления, которые позволяют порождать новые и опровергать прошлые научные взгляды. Научные методы самостоятельной познавательной деятельности в дидактике и методике необходимо использовать как средства обучения и как элементы содержания образования, которые должны усваиваться в процессе получения новых знаний.

5. Использовать методику и технологию реализации принципа самостоятельности в условиях педагогической системы личностно ориентированного развивающего обучения, в которой деятельностный подход уступает место компетентностно-деятель-ностному подходу.

6. Научно обосновать, что принцип самостоятельности в современном образовании должен рассматриваться не как элемент образования, а как ведущий (концептуальный) принцип общего и профессионального образования, определяющий характер последнего и управляющий процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений современного человека.

7. Совершенствовать методику и технологию формирования у учащихся комплекса необходимых компетенций по всем учебным дисциплинам, на основе структуры учебных знаний, соответствующих развитию самостоятельности и творческой деятель-

ности в обучении, способствующей формированию осознания вектора развития культуры и науки в человеческом обществе.

8. Согласовать учебные программы, выбор понятий, законов и теорий с учетом необходимости формирования самостоятельности учащихся в обучении.

9. С учетом принципа самостоятельности определить содержание технологии и методики личност-но ориентированного развивающего обучения, в котором в качестве основополагающего принципа включить принцип компетентностного подхода для усиления характера взаимопроникновения личностного и профессионального, приводящего к образованию целостного единства, которое представляется как компетентность специалиста.

10. Разработать дидактический материал, направленный на повышение степени самостоятельности студентов в познавательной деятельности и развитие их творческой активности.

11. Разработать такую организацию усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения, методологию и гносеологию. Показать эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. Передать способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

12. Выполнять следующие важные функции образования: просветительную - помогает учащимся осознать, что создано человечеством в прошлом; развивающую - умение осознавать самое главное в этом мире: чтобы сохранить себя и все человечество, необходимо овладеть философским принципом отрицания с его положительным аспектом, который проявляется как творчество, позволяющее преодолевать прошлое и преемственно создавать новое; воспитательную - проявляется в формировании и развитии современного научного мировоззрения; организующую - состоит в стимулировании активной познавательной творческой деятельности с использованием самостоятельности как потенциала развития личности и ее профессиональной компетентности; прогностическую - заключается в развитии умения самостоятельно предвидеть возможные явления и процессы в природе и обществе.

Процессуальные функции принципа самостоятельно, по нашему мнению, должны включать следующие требования.

1. Использовать реализацию принципа самостоятельности (степень самостоятельности) в образовании в качестве важнейшего критерия развития личности.

2. Рассматривать принцип самостоятельности в образовании как регулятив личностно ориентированного развивающего обучения, который в сочета-

нии с принципами компетентности, преемственности; историзма; системности, целостности, межпредметных связей должен регулировать содержание проектируемой деятельности, направленной на развитие личности, ее профессиональной компетентности и развития общества.

3. Формировать новую целостную систему знаний о природе и культуре, интегрированных современными достижениями в науке, и организовывать диалог культур, наук, различных учебных дисциплин с позиции не голого отрицания, а вечного пути их преемственного развития.

4. Координировать учебные дисциплины в учебных планах по использованию их с точки зрения подлинного содержания образования, которое заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, а в сообщении ему того движения, продолжая которое, оно могло бы выработать свое собственное содержание культуры.

5. Организовать поэтапный процесс повышения степени самостоятельности: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, поисковый (исследовательский).

6. Осуществлять методически целесообразное взаимодействие продуктивных и репродуктивных видов познавательной деятельности.

7. Обеспечивать последовательное формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности.

8. Использовать специальный дидактический материал, имеющий содержательные и процессуальные структуры, позволяющие включать учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.

9. Рационально использовать принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения для качественного формирования самостоятельности. Учитывать, что индивидуализация обучения формирует самостоятельность, но лишает учащихся разнообразия общения, в рамках которого проявляется креативность. Очевидна и несостоятельность только коллективных форм, в которых нередко теряется личность, а значит и ее самостоятельность. Необходимо гармоничное сочетание этих двух полярных форм и подходов, которое должно приводить к творческому развитию личности, т.е. к высшей степени самостоятельности личности. Сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения с усилением самостоятельной работы должно стать основным требованием современной общеобразовательной и профессиональной школ.

10. С каждым годом повышать удельный вес самообразования в общем объеме интеллектуальной деятельности студентов и активно использовать на

учебных занятиях интересные сведения, приобретенные учащимися путем самообразования, и тем самым усиливать их интерес к учению.

11. Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учащихся вырабатывать приемы ее рациональной организации: умение рационально планировать эту работу, четко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные, умело избирать способы быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

12. Формировать познавательный интерес на всех этапах развития степени самостоятельности за счет следующих механизмов: 1) положительной эмоции по отношению к самостоятельной деятельности; 2) наличия познавательной стороны этой эмоции; 3) наличия непосредственного мотива, идущего от самой самостоятельной познавательной деятельности; 4) создания в учебном процессе ситуации успеха у студентов, испытывающих определенные затруднения в учебе; 5) создания мотива долга и ответственности студентов в учении; 6) разъяснения общественной и личностной значимости учения, которое должно быть активным и сознательным, что усиливает развивающий характер самостоятельности в обучении.

Реализация принципа самостоятельности придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам характер системности, самостоятельность должна: 1) выступать ведущим (концептуальным) принципом, определяя характер общего образования и управлять процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений; 2) углублять и расширять функцию общего и профессионального образования, связанную с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества; 3) способствовать обобщению знаний и формированию творческого мышления учащихся, развивать у них современное научное мировоззрение; 4) определять направленность развития культуры и современных научных знаний; 5) проецировать научные знания на учебный процесс с учетом реализации принципа самостоятельности.

Предлагаемую в работе педагогическую систему образования, в которой концептуальным принципом является принцип самостоятельности, мы рассматриваем как научно обоснованное подлинное образование, которое представляет собой совокупность средств, способов и форм приобретения,

углубления и расширения общего и профессионального образования, связанного с овладением учащимися и студентами научными основами взаимодействия природы и общества, в которой конечным продуктом являются: самообразование, самообучение, самовоспитание, саморегуляция собственной активности, самоактуализация, рефлексия. Для каждого человека такое образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путем самообразования. Для государства оно является ведущей сферой социальной политики по обеспечению развития современной культуры личности каждого человека. Для общества в целом оно является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса любой страны. Для мирового сообщества непрерывное образование, в котором концептуальным принципом является принцип самостоятельности, выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных научных проблем современности.

В рамках своей концепции мы рассматриваем образование, в котором концептуальным принципом является принцип самостоятельности не как элемент образования, а как ведущий (концептуальный) принцип общего и профессионального образования, определяющий характер последнего и управляющий процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений современного человека.

Таким образом, появление в дидактике принципа самостоятельности должно привести к организованному целевому совершенствованию методики и технологии формирования у учащихся комплекса необходимых компетенций по всем учебным дисциплинам, на основе структуры учебных знаний, опирающихся на компетентность^ подход в личностно ориентированном развивающем обучении, а это, в свою очередь, приведет к формированию культуры как динамического преемственно развивающегося феномена и соответствующего нового современного стиля мышления школьников и студентов. В связи с этим принцип самостоятельности должен определять содержание технологии и методики личностно ориентированного развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы обучения. Он в современной дидактике должен приобретать статус концептуального принципа, который влияет на отбор и структуру учебного материала всех учебных предметов, усиливая системность и ком-

плексность знаний учащихся, а способности к самообучению, самообразованию, самовоспитанию, саморегуляции личностной активности, самоактуализации, рефлексии являются базовыми потребностями для творческого саморазвития личности. Поэтому одна из главных дидактических целей в создании ус-

ловий для творческого саморазвития личности - это запуск мотивационно-потребностного механизма «самости» личности ученика. И приходится удивляться, что идеи А. Маслоу о роли «самости» [6] до настоящего времени не востребованы в разработке современной дидактики.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации // Советская педагогика. - 1982. - № 11.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: «Школа-Пресс», 1995.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001.

4. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. - М.: Просвещение, 1977.

5. Лернер И.Я. Природа принципов обучения и пути их установления. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвузовский сборник науч. трудов. - Челябинск: ЧГПИ, 1985.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

7. ЧасовскихН.С. Организация самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по общей физике в условиях развивающего обучения: дис____канд. пед. наук. - Горно-Алтайск, 2006.

8. Часовских Н.С. Развитие познавательной самостоятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике: учебно-познавательное пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск, 2005.

Reference list

1. Babanskiy Yu. The relationship between regulatory, principles of training and ways of its optimization // Soviet Pedagogy. 1982. № 11.

2. Hessen S. Basis of Pedagogy. Introduction into applied philosophy / Executive editor and redactor P. Alekseev. M: "Shkola-Press", 1995.

3. Zagvyazinskiy V., AtakhanovR. Methodology and methods of psychological-pedagogical research. M.: Akademiya, 2001.

4. Kraevskiy V. The issues of scientific substantiations of training. M.: Education, 1977.

5. Lerner I. The nature of training principles and ways of setting them. The principles of training in modern pedagogical theory and practice: Interuniversity proceedings. Chelyabinsk: CHSPI, 1985.

6. MaslowA. Motivation and Personality. SBR.: Evrasiya, 1999.

7. Chasovskikh N. Organization of independent work of students in laboratory classes on General Physics in the conditions of developing training: Thesis of PhD in Pedagogy. Gorno-Altaisk, 2006.

8. Chasovskikh N. The development of cognitive self-sufficiency of students in laboratory classes on the General Physics: Learning textbook for lecturers and students / Under the editorship of A. Petrov. Gorno-Altaisk, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.