Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМИ ОБУЧЕНИЯ'

РОЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕПЛОФИЗИКА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сияхаков С.М.

В данной статье рассматривается значение, цели, задачи и содержания спецкурса по теплофизике на основе кредитной системе обучения. При разработке данной статьи автор опирался на многочисленные источники по проблеме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМИ ОБУЧЕНИЯ»

РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мирганова Н.Р.

В статье автор рассматривает роль русского языка в развитии общества в международном обмене общечеловеческими ценностями. Этот язык сыграл важную роль для народов бывшего СССР. История доказала, что уничтожение народного образования - значить развалить государство.

Ключевые слова: международный, русский язык, СНГ, мировой язык, языковая личность.

THE ROLE OF RUSSIAN LANGUAGE IN POST SOVIET SPACE

Mirganova N.

In this article the author examined the role of Russian language in development of societies in international exchange of universal values. This language has played the important role for the people of the former USSR. The history has proved that national education destruction means the fall down of the state.

Key words: international, Russian language, CIS, World language, language identity.

Сведения об авторе: Мирганова Нигина Рауфовна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник Центра науки и инновации Таджиского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 93 5584538

Information about the actor: Mirganova Nigina Raufovna, PhD in pedagogical sciences, associate professor, Chief of Science and innovation center in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin of Aini, tel. (+992) 93 5584538.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМИ ОБУЧЕНИЯ

Сияхаков С.М.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Подготовка специалистов на основе кредитного обучения в педагогических ВУЗах предполагает глубокую профессиональную направленность обучения студентов. Эта направленность должна ориентировать студентов на использование специальных знаний и умений в их будущей педагогической деятельности. Проблема совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в общепедагогическом плане на теоретическом уровне исследована в работах Н.В. Архангельского, С.И. Зиновьева, Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова и др.

Современный этап научно - технической революции характеризуется возникновением физических знаний во всех сферах человеческой деятельности, является следствием потребности широкого круга наук в теплофизических методах познания.

В связи с этим проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей физики в высших педагогических учреждениях, в особенности профессионально-педагогической направленности физических дисциплин, становится всё более актуальной.

Глубокое систематическое исследование проблемы профессионально-педагогической направленности изучения специальных теплофизических дисциплин выполнено Голубев И.Ф., Назиев М.М., Платунов Е.С., Мустафаев Р.А., Гусейнов К.Д., Ахундов Т.С., Дульнев Г.Н., Маджидов Х.М., Зиновьев В.Е., Григорьев Б.А., Александров А.А. и т.д. В своих исследованиях они отмечают, что из профессионально-педагогической направленности обучения теплофизика вытекает необходимость

установления в спецкурсах межпредметных связей и обучения студентов по реализации в педагогической деятельности.

Следовательно, выявление и осуществление межпредметных связей в спецкурсах теплофизические курсы и общей физики в учебном процессе является одним из средств улучшения качества подготовки учителей двойной специальности «физика и теплофизика».

Учебный план в условиях кредитной системы обучения по специальности 032200 физика отводит 114 часов на изучения курсов по выбору и 16 часов на самостоятельную работу и 450 часов на факультативные занятия, что составляет боле 35-38 % от всех предусмотренных часов.

Следовательно можно утверждать, что учебная программа создаёт необходимые предпосылки для успешного формирования экспериментальных умений, реализации дидактичных принципов научности, доступности, наглядности. По этому в структуре учебных занятий эти принципы должны воплощаться и конкретизироваться.

С теоретической точки зрения на стадии выборам планирования спецкурса, при определении целей и содержания курса необходимо учитывать единство и человечность процесса обучения направленная на развития студентов с учётом их специализации.

Современные новые технологии обучения определяются как совокупность внедряемых в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, что подразумевает научны подходы к организации проведено спецкурсов с целью её оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической база лабораторий.

При подготовке будущих учителей физики следует обратить внимание на реализацию принципа научности, на связь физики с другими науками химии, математики. Разработанная нами программа спецкурса «Теплофизика» позволяет успешно реализовать основные принципы обучения: научности, доступности, что является необходимым условиям для формирования у студентов проффесиональных умений и навыков.

Изучение опыта работы учителей физики по вопросу владения экспериментальными умениями и навыками позволили выявить противоречия:

1. между необходимостью систематического и комплексного использование эксперимента при обучении происходить лишь эпизодические применения её отдельных составляющих (демонстрационный и лабораторный эксперимент).

2. между высоким уровнем проработанности различных аспектов экспериментального обучения физике в средней общеобразовательной школе и недостаточном исследовании вопросов подготовки учителя к эффективному использованию средств экспериментальной наглядности, в частности в организации лабораторных работ.

3. между высоким образовательным потенциалом компетентного подхода к подготовке будущих учителе физики к использованию средств наглядности (демонстрационных опытов, лабораторных работ) в преподавании физики и отсутствуем научно - методического обеспечения их реализации в педагогическом вузе.

При организации и проведении спецкурсов необходимо выявить направления и способы использования современной инфраструктуры предметной среди обучения на лекционных и лабораторных занятиях: разработать модель построения лабораторных занятий, знакомятся студентов с современными методами теоретического и экспериментального исследования; использовать компьютерные технологии в поддержке учебной деятельности: обработка данных опытов, автоматизированный эксперимент; определить систему и содержание дидактических материалов для самостоятельной работы студентов.

Подготовка будущих учители физики на занятия спецкурса должны выключать овладение студентами системой специальных методик и технологий:

- методикой обучение учащихся использованию ресурсов подготовке к лабораторному эксперименту и рационального применения компьютерных технологий при его выполнении;

- методикой формирования у учащихся обобщенных умений в работе с реальными объектами: приборами и установками;

- методикой и технологией проектирования и разработки дидактических материалов для самостоятельной работы учащихся подозревающих в ходе экспериментального исследование различные виды учебной деятельность;

- методикой и технологии разработки учебно-методических комплексов лабораторных занятий включающих использованные современных методов научного исследования.

Реализация рассмотренных положенный и задач позволить ориентировать студента, будущего учителя на формирование экспериментальных умений и новиков, на использование в учебном в эксперимент их составляющих научного исследования.

Литература:

1. Абдыгаппарова С. Б., Ахметова Г. К. Ибатулин С. Р. И др. Основы кредитной системы обучения в Казахстане. - Алмааты: «Казак университеты», 2004.

2. Балакирева Э. В., Богданова Р. У. и др. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно - методическое пособие для преподавателей высшей школы. Част1. - СПб., 2008.

3. Бушок Г. Ф., Венгер Е. Ф. Методика преподавания общей физики в высшей школе. Киев, Наукова Душка, 2000, 426 с.

4. Измайлова М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Мет. Пособие. - М.: «Дашков и К», 2008.- 64 ст.

5. Буринев Н. С. Кредитная система оценивания студентов как фактор повышения эффективности образования // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию. - М.: РУДН, 2003.

6. Ефремов Л. Я., Чистохвалов В. Н. Кредиты и учебный процесс. - М.: РУДН, 2003.

7. Министерство образования и науки Российской Федерации. Примерный учебный план, специальность 032200 Физика.

8. Низомнома доир ба низоми кредити тах,силот дар ДДОТ ба номи Садриддин Айнй. Душанбе, ДДОТ 2013.

9. Шадриков В. Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования - № 4.

10. Бодарч Д. Высшее образование США. НИИВО, 2001.

11. Мачидов Д., Сияхдков С. М., Мухдббатов Х., Неъматов А. Методикаи ченкунии гармигузаронии моеъх,о. Дар мачмуаи «Маводи конференсияи илмй-методии чумхуриявй дар мавзуи «Ташаккули фаъолияти маърифатии хонандагону донишчуён хднгоми омузиши фанх,ои табий-риёзй мактабх,ои тах,силоти миёнаи умумй ва олй» бахшида ба 20-солагии Ичлосияи 16-уми таърихии Шурои олии Ч,умх,урии Точикистон ва 15-солагии Вавдати миллй». -Душанбе: 2014, -С. 71-75.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Сияхаков С.М.

В данной статье рассматривается значение, цели, задачи и содержания спецкурса по теплофизике на основе кредитной системе обучения. При разработке данной статьи автор опирался на многочисленные источники по проблеме исследования.

Ключевые слова: кредитная система обучения, профессионально-педагогическая подготовка, теплофизика, межпредметные связи, учебная программа, педагогическая

183

деятельность, научность, доступность, умения, навыки, лабораторная работа, демонстрационных эксперимент.

ROLE AND TASKS OF THE SPECIAL COURSES IN THE TRAINING OF SPEICALISTS ON THE BASIS OF CREDIT SYSTEM OF EDUCATION

Siyahakov S.M.

This article is devoted to the role and tasks of the special courses in the training of specialists on the basis of credit system of education. The author has applied many sources while writing the article.

Key words: credit system of the education, professional and pedagogical preparation, thermal physics, intersubject relationship, teaching program, pedagogical activity, scientific content, accessibility, skills, laboratory work, demonstration experiment.

Сведения об авторе: Сияхаков Сафарали Мирзоевич - старший преподаватель кафедры общей физики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 93 4087746.

Information about the author: Siyahakov Safarali Mirzoevich, senior lecturer of General Physics chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 93 4087746.

УСУЛ^ОИ НАВИШТАНИ ШАРТИ МАСЪАЛА^ОИ ФИЗИКИИ ^ИСОБИ

(МИВДОРИ)

Атакулова Д.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айни

Аз хамаи намудхои гуногуни масъалахои физикй-масъалахои хисобй (микдорй) ахамиятноктаранд ва дар раванди таълими физика ин намуд масъалахо бештар хал карда мешаванд. Махсусияти масъалахои хисобй (микдорй) дар он аст, ки чавоб ба саволи гузошташуда (шарти масъала) таввасути хисобукитоб ва истифодаи аппарати (амалхои) математикй ифода меёбад. Ин навъи масъалахоро баъзан масъалахои микдорй ва ё ададй низ меноманд.

Максадхои халли масъалахои хисобй (микдорй)-ро аз руйи ахамияти онхо дар ташаккули мафхумхои физикй муоина менамоем. Сохтори раванди халли масъала бо максади ташаккули мафхумхои физикй чунин аст:

1. Аниккунии аломатхои мафхум .

2. Тафрика кардани аломатхои ба хамдигар монанди мафхумхо.

3. Ташаккули малакахои татбики мафхум дар фаъолияти амалии таълимй.

4. Баркарор намудан, аниккунй ва ё устуворгардонии робитаи байни мафхумхо.

5. Мушаххасгардонии мафхумхо.

6. Аниккунии хачми мафхумхо.

Хдлли масъалаи хисобй (микдорй) аз хондани шарти он огоз меёбад. Шарти масъала бояд буро ва ифоданок хонда шавад. Бо баробари хонда шудани шарти масъала муллим бояд боварй хосил намояд, ки истилохот ва мафхумхои дар шарти масъала додашуда ба хонандагон фахмоанд. Истилохоти ба хонандагон нофахмо, пас аз хондани шарти масъала фахмонида шуда, хамзамон кадом ходиса, раванд ё хосияти чисм, ки дар шарти масъала тачассум ёфтааст, фахмонида мешавад. Сипас, бори дуюм шарти масъала хонда шуда, бузургихои маълуму матлуб чудо карда мешаванд. Пас аз ин шарти мухтасари масъаларо тавассути ишорахои кабулшуда навиштан мумкин аст.

Шарти масъаларо ба тарики мухтасар дар сатрхо ва ё сутунхо навиштан, тавсия дода мешавад. Дар методикаи таълими физика шакли сутунии навишти шарти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.