Научная статья на тему 'РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

3. Клятвенные запреты Соборов 1656-1667 гг. отменить, порицательные выражения о старых обрядах отвергнуть.

Поместный Собор 1971 г. подтвердил постановления 1929 г., указал на ненужный и насильственный характер церковной реформы XVII в., признал святость старых обрядов и книг, отменил анафемы против старообрядцев. В связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси на Соборе 1988 г. определения Собора 1971 г. были повторены. Исходя из этого, церковная реформа признана полностью несостоятельной.

Ю.В. Лебедева Роль руководителя в повышении качества государственного и муниципального управления

Организация труда руководителей государственных и муниципальных органов имеет свою специфику, является частью совокупного общественного труда.

На современном этапе повышения качества государственного и муниципального управления труд руководителя отражает природу творческой умственной деятельности, которая выражается в сборе необходимой для принятия решений информации, ее анализе, непосредственном управлении действиями и поведением людей при осуществлении ими производственной деятельности1.

По мнению А.Б. Лахова, «процесс административного труда включает целый ряд операций: коммуникационных (прием сотрудников и посетителей), информационных (прием и передача устных сообщений, работа с документами), распорядительных (отдача письменных и устных распоряжений и указаний, установление заданий исполнителям, составление и утверждение инструкции, устный инструктаж по выполнению заданий и поручений), координационных (согласование действий подразделений и работников путем проведения совещаний, разработки планов мероприятий), контрольно-оценочных (контроль исполнения управленческих решений, планов, заданий, поручений, оценка результатов работы исполнителей и подразделений, поощрение и наложение санкций)»2.

К руководителю в государственном и муниципальном управлении предъявляются высокие требования, не только к профессиональным, но и личностным качествам, поскольку решение поставленных перед руководителем задач требует принятие управленческих решений и эффективную

1 Лебедев Н.Ю. особенности управления уголовно-процессуальными конфликтами при расследовании преступлений // Закон и право. 2009. № 4. С. 101-103.

2 Лахов А.Б. Роль руководителя государственного унитарного предприятия в управлении его деятельностью // Гражданин и право. 2006. № 7.

организацию управления служащих, что способствует повышению уровня качества работы государственных и муниципальных органов.

Руководители разделяются по источнику получения полномочий на руководителей органов государственного или муниципального управления и руководителей структурных подразделений органов государственного или муниципального управления. Полномочия руководителей органов государственного и муниципального управления определяются законодательством. Руководители структурных подразделений органов управления наделяются полномочиями, которые им делегируют руководители органов управления1.

Существенное значение в управлении имеет стиль руководства. Руководитель с автократическим (директивным) стилем сосредоточивает полномочия у себя, полностью принимает на себя ответственность, стремится сам решать не только главные, важные проблемы деятельности органа управления, но и второстепенные, мелкие вопросы. Данный стиль руководства нередко вызывает сомнение, но следует иметь в виду, что в отдельных случаях (ситуациях, требующих принятия организационно-значимых решений), автократический стиль руководства - единственно возможный, позволяющий руководителю своей волей активизировать деятельность подчиненных.

Для развития самостоятельности подчиненных представляет интерес демократический стиль руководства, представленный в разделении ответственности с подчиненными, и предоставлении им возможности обмена мнениями, при этом оставляя за собой право окончательного решения. Демократический стиль руководства способствует созданию атмосферы сотрудничества и доверия в коллективе, в котором работники чувствуют свою значимость и ответственность в решении задач.

В современном мире время становится самым важным и дорогим ресурсом для любого руководителя. Накапливание нерешенных вопросов, требующих безотлагательного вмешательства, неспособность планировать свою деятельность, неумение максимально использовать рабочее время грозят накоплению неприятностей.

Используемые специальные методики управлением временем, именуемые тайм-менеджментом, прежде всего актуальны для помощи в управлении самим собой, организации, группой людей для более рационального использования времени в процессе решения какой-либо задачи.

Индивидуальное планирование работы руководителя государственного и муниципального органа является неотъемлемой частью его деятель-

1 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: систем-

ный подход: учебный курс. М.: МарТ, 2007. 608 с.

111

ности и способствует эффективному использованию рабочего времени, обеспечивает упорядоченность и ритмичность работы1.

По мнению А.И. Радченко, «важной формой управленческого труда (управленческой деятельности) является служебное совещание. Анализ затрат рабочего времени работников аппарата управления органов государственного управления показал, что на подготовку и проведение совещаний некоторыми категориями управленческих работников затрачивается до 12% рабочего времени»2.

Время на совещании используется часто недостаточно эффективно вследствие недостатков в планировании, подготовке и проведении совещаний, а также в организации контроля за исполнением принимаемых решений. Для более эффективного проведения совещаний необходимо выполнить ряд следующих условий: время проведения совещания планируется в строгом соответствии с утвержденным распорядком работы аппарата управления; по каждому виду или тематике совещаний определяется контингент участников; на совещание выносятся вопросы, решение которых в оперативном порядке сопряжено с определенными трудностями или большими потерями времени; по каждому вопросу предварительно проду-мывается регламент его обсуждения и решения; участники совещания заранее знакомятся с содержанием повестки дня, а по важным вопросам - и с проектом решения.

Обязательными элементами организации труда руководителей, способствующими повышению качества государственного и муниципального управления, являются: организация труда в коллективе; организация личного труда; формирование реестра мероприятий по охране труда, укреплению дисциплины труда и устранению потерь рабочего времени; создание материальной и моральной заинтересованности в улучшении как индивидуальных, так и коллективных результатов труда; повышение квалификации и культурно-технического уровня сотрудников; регламентирование труда и отдыха; оснащение рабочих мест и правильное их обслуживание.

Эффективное руководство органами государственного и муниципального управления возможно при внедрении соответствующих управленческих технологий с учетом мирового и российского опыта. К первой группе следует отнести кадровые технологии, обеспечивающие получение всесторонней, достоверной, персональной информации о человеке, к ним относятся индивидуальные собеседования, наблюдения за действиями и по-

1 Лебедева Ю.В. Проблемы внедрения инновационных технологий при подготовке юристов в рамках образовательного процесса // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-2. С. 138-140.

2 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебный курс. М: МарТ, 2007. 608 с.

ступками человека1. Вторую группу кадровых технологий составляют те, которые обеспечивают требуемые для организации как текущие, так и перспективные количественные и качественные характеристики состава служащих. Это технологии отбора, формирования резерва, кадрового планирования, профессионального развития. Совокупность этих кадровых технологий органично включена в структуру кадровой культуры руководителя и специалистов кадровой службы (служб управления персоналом). Л.Е. Басовский раскрывает специфику третьей группы кадровых технологий (подбор персонала, ротация, управление карьерой), которые позволяют получить высокие результаты деятельности каждого специалиста и синергический эффект от согласованных действий всего персонала2.

Использование современных технологий в управленческой деятельности руководителя позволит своевременно принимать кадровые решения, рационально применяя возможности сотрудников, оптимизируя силы, привлекаемые для решения стоящих перед органами задач.

В.И. Бжицких, В.Г. Лякишева, Я.Н. Мураева Об опыте работы Совета территориального общественного самоуправления Привокзального микрорайона Железнодорожного района г. Барнаула

Проблемы взаимодействия власти и населения, вовлечения жителей в решение вопросов местного значения остаются наиболее актуальными в ходе проходящих в России реформ. Одной из реальных форм участия населения в управленческом процессе стало территориальное общественное самоуправление (ТОС). Участие двух авторов в процессе становления и развития в г. Барнауле системы ТОС на протяжении более 25 лет дает право утверждать, что при создании таких структур происходят изменения в мышлении населения, растет его гражданская активность, рождается чувство сопричастности и ответственности за происходящие вокруг события.

Анализ архивных, отчетных и информационных материалов, включенность в исследуемый процесс позволили нам осветить положительные моменты многогранной деятельности одного из 72 органов ТОС г. Барнаула на конкретном примере.

Территориальное общественное самоуправление Привокзального микрорайона Железнодорожного района г. Барнаула создано конференцией граждан 21 июня 2008 г. Территория микрорайона включает в себя 3

1 Управление персоналом: учебник / общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во Уп 66 РАГС, 2002. С. 123.

2 Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.