Научная статья на тему 'Роль российской финансовой помощи в развитии национальной экономики Абхазии'

Роль российской финансовой помощи в развитии национальной экономики Абхазии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВВП / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кишмария Д.Д.

Значительные объемы финансовой помощи РФ были направлены на развитие Абхазии. Они положительно повлияли на динамику роста экономики, но существенно не изменили качественные показатели социально-экономического развития. Обозначены причины неэффективности государственного регулирования и необходимость экономических реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль российской финансовой помощи в развитии национальной экономики Абхазии»

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

АБХАЗИИ

© Кишмария Д.Д.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Значительные объемы финансовой помощи РФ были направлены на развитие Абхазии. Они положительно повлияли на динамику роста экономики, но существенно не изменили качественные показатели социально-экономического развития. Обозначены причины неэффективности государственного регулирования и необходимость экономических реформ.

Ключевые слова: финансовая помощь, национальная экономика, динамика основных показателей, эффективность, ВВП, государственное регулирование.

На рубеже веков политическая и экономическая ситуация в Абхазии сильно изменилась под влиянием трансформационных процессов, связанных с распадом СССР и тяжелыми последствиями грузино-абхазской войны 1992-1993 гг.

Война оставила страшные следы разрушения почти во всех населенных пунктах и городах Абхазии. Четырнадцать месяцев войны на оккупированной территории Абхазии нанесли колоссальный экономический ущерб народному хозяйству. Общий материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству Абхазии грузино-абхазской войной, по оценке специальной правительственной комиссии составил на 01.01.1995 г. 11,3 млрд. долларов США [7, с. 53].

Восстановление национальной экономики происходило в пределах имеющихся ограниченных ресурсов, что не могло сказаться на скорости данного процесса.

Признание Абхазии со стороны РФ в качестве субъекта международного права (2008 г.) открыла большие перспективы для ускоренного социально-экономического развития. Признав Абхазию, Россия взяла на себя обязательства в безопасности и оказании финансовой помощи в соответствии с базовым Договором между РА и РФ.

Общая сумма финансирования составила 15,8 млрд. руб., в том числе в рамках:

- Инвестиционной программы за счет средств Федерального бюджета РФ с 2009 г. - 5,0 млрд. руб.;

- Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию РА (2010-2012 гг.) - 10,8 млрд. руб. [6, с. 7].

* Студент 2 курса Финансово-экономического факультета.

- Финансовые средства, выделенные РФ, направлялись:

- на восстановление объектов социальной инфраструктуры - дороги, школы, детские сады, спортивные сооружения, больницы, театры и др. (около 90 % средств);

- на развитие промышленности и агропромышленного комплекса республики (около 10 %).

Анализ основных социально-экономических показателей (численность занятых в экономике, среднемесячная заработная плата, динамика ВВП, объемы внешнеторгового оборота и инвестиций в основной капитал, государственный бюджет и др.) позволяет определить роль финансовой помощи РФ в развитии национальной экономики Абхазии.

В целом экономика Абхазии за 2008-2012 гг. демонстрирует положительную динамику роста основных показателей (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели развития национальной экономики Республики Абхазия за 2008- 2012 гг.

Наименование показателей 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темпы прироста, (2012/2008 гг.), %

Численность занятого населения, чел. 35440 36527 38293 40541 41566 17,3

Среднемесячная заработная плата, руб. 3650,6 5107,3 5953,7 7546,2 8366,8 129,2

ВВП, млн. руб. н/д 15676,6 20777,8 21988,1 25069,7 59,9

Внешнеторговый оборот, млн. руб. 7096,4 8530,4 12550,4 15642,2 16387,9 130,9

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 2023,7 1937,4 4017,8 4561,8 4931,4 143,7

Госбюджет РА, млн. руб. 1777,7 4246,6 4676,1 8685,4 9524,7 435,8

в том числе собственные доходы, млн. руб. 1154,8 1550,3 2009,8 2142,7 2722,1 135,7

Источник: [2, с. 15].

Основным показателем оценки экономического роста страны является валовой внутренний продукт (ВВП), который рассчитывается в республике с 2009 г.

За 2009-2012 гг. ВВП Абхазии увеличился почти на 60 % (без учета индекса цен) и составил в 2012 г. 25,0 млрд. руб. ВВП на душу населения увеличилось с 66,9 до 103, 8 тыс. руб. (на 55,1 %).

За анализируемый период:

- внешнеторговый оборот Абхазии вырос в 2,3 раза и составил 16,3 млрд. руб.;

- объем инвестиции в основной капитал увеличился с 2,0 до 4,9 млрд. руб.;

- государственный бюджет республики возрос в 5,5 раза.

В 2012 г. численность занятого населения в экономике республики составил 41 566 чел. Темпы роста численности занятого населения и среднемесячной заработной платы за 2008-2012 гг. составили 117,3 % и 129,2 % соответственно.

Значительные вливания в экономику страны в виде финансовой помощи РФ не сопровождалось улучшением качественных показателей социально-экономического развития Абхазии.

Так, по данным 2012 г. уровень занятости в республике менее 30 % от трудоспособного населения, доля собственных доходов государственного бюджета только 28,6 %, сальдо внешнеторгового оборота остается отрицательным и на долю экспорта во внешнеторговом обороте республики приходится всего 15 % [5].

Несмотря на невероятно высокие темпы роста ВВП за 2009-2012 гг. существенно не изменилась его отраслевая структура (рис. 1).

40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

Рис. 1. Отраслевая структура ВВП Абхазии за 2009-2012 гг., %

В структуре ВВП 2012 г. основную долю (79 %) занимали:

- строительство - 35,8 %;

- торговля и общественное питание - 24,0 %;

- промышленность - 7,7 %;

- сельское хозяйство - 6,7 %;

- связь - 4,8 % [2, с. 36-37].

Удельный вес валовой добавленной стоимости к 2012 г. сельского хозяйства снизился с 13,0 % до 6,7 %. Наблюдался недостаточный вклад в прирост ВВП и промышленной отрасли. Поэтому современную Абхазию характеризуют как государство с утерянными промышленностью и сельскохозяйственным производством [3, с. 15].

Отсутствие среднесрочных и долгосрочных программ развития республики ограничило возможность системного подхода при планировании мероприятий по распределению средств российской финансовой помощи, что,

в свою очередь, существенно снизило реальную отдачу государственных инвестиций в экономику.

Промышленность была профинансировано согласно Комплексному плану за 2010-2012 гг. в размере 625 млн. руб. (5,8 % от общей суммы финансовой помощи РФ) [6, с. 39]. За этот период в государственном секторе объем промышленной продукции и численность работающих в отрасли снизились на 9 % и 13,5 % соответственно [5, с. 67].

Сегодня в Абхазии теневая экономика и коррупция становятся генератором неэффективности государственного регулирование экономических процессов. По данным Центра стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия объем теневой экономики составляет 50-53 % от ВВП республики.

По данным социологического опроса основными проблемами развития национальной экономики были отмечены:

1) коррупционные действия чиновников - 31,9 %;

2) последствия войны и политической изоляции Абхазии - 18,7 %;

3) отсутствие должного правового порядка - 17,6 % [1, с. 23].

Поэтому актуальность экономической политики на современном этапе

заключается в проведении глубоких и масштабных реформ на разных уровнях национальной экономики, направленных на:

- развитие реального сектора экономики при активной защите отечественного производителя;

- поддержку малого и среднего предпринимательства с организацией в стране доступной системы кредитования;

- формирование условий инвестиционной привлекательности посредством снижения финансовых рисков и проведения государством активной политики по противодействию коррупции [4, с. 27].

Список литературы:

1. Аналитический отчет по результатам социологического исследования в рамках разработки «Стратегии социально-экономического развития Республик Абхазаия до 2025 г.» / Центр стратегических исследований при Президенте РА. - Сухум, 2015.

2. Бгажба А.О. Социально-экономические процессы в современной Абхазии (2008-2012 гг.) / А.О. Бгажба, А.С. Цушба, Х.К. Шатипа. - Сухум, 2014.

3. Герасев В.И. Ожидаемые изменения в Абхазии как результат проникновения глобализируемых экономик развитых стран // Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития: сб. науч. тр. по материалам МНПК. Т. 2. - Сухум: АГУ; М.: Илекса, 2014. - С. 14-17.

4. Мирцхулава И.В. Парадоксы развития национальной экономики Абхазии за 2003-2013 гг. / И.В. Мирицхулава, А.С. Цушба, Х.К. Шатипа // Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития:

сб. науч. тр. по материалам МНПК. Т. 2 - Сухум: АГУ; М.: Илекса, 2014. -С. 21-27.

5. Статистический сборник «Абхазия в цифрах». - Сухум, 2012.

6. Сведения об использовании средств российской финансовой помощи на социально-экономическое развитие РА. - Сухум, 2013.

7. Феизба Я.Р. Национальная экономика Абхазии / Я.Р. Феизба, О.Б. Шам-ба. - Сухум, 2002.

ДИДЖИТАЛ МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ

© Кондратенко О.Н.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты digital маркетинга, а именно вопросы, касающиеся формирования стратегии digi-tal-маркетинга, а также измерения результатов рекламной активности. Описаны факторы, влияющие на формирование маркетинговой стратегии.

Ключевые слова маркетинговая стратегия, digital-маркетинг, интернет, цифровые медиа, рекламные каналы, AIDA.

Маркетинговая стратегия включает коммуникационную стратегию, в которую, в свою очередь, входит digital маркетинг. Взаимодействие с брендом в цифровой среде может включать интернет, рекламные дисплеи, рассылку СМС, радио, телевидение и т.д. Для того чтобы эффективно построить такое взаимодействие необходимо разработать стратегию digital-маркетинга.

Стратегия digital-маркетинга позволяет компании решить ряд задач:

1. Определить цели бизнеса и расставить приоритеты.

2. Оценить ресурсы для достижения этих целей.

3. Объединить усилия различных бизнес-подразделений чтобы эффективно управлять присутствием бренда на различных площадках.

4. Выбрать подходящего подрядчика и отслеживать его работу [1].

Разработку стратегии в цифровых медиа могут осуществлять как специалисты компании, так и специальное агентство. При этом независимо от того работает ли специалист в компании или нет, он должен знать, как построены коммуникации в компании, какие направления ее развития являются приоритетными, а также быть осведомленным об особенностях покупки и потребления продуктов, производимых компанией, особенностях восприятия бренда аудиторией для того чтобы эффективно использовать инструменты digital-маркетинга, интернет-площадки.

* Магистрант кафедры Бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.