ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ АБХАЗИИ
Шатипа Хатуна Какоевна
кандидат экономических наук, профессор,
зав. отделом экономики Центра стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия, г. Сухум, Республика Абхазия. E-mail: shatipa2012@yandex.com
Мирцхулава Иллона Валериевна
старший преподаватель , Абхазского государственного университета, кафедры «Национальная экономика», г. Сухум, Республика Абхазия. E-mail: milona_76@mail.ru
Аннотация: В условиях кризиса возрастает актуальность планирования экономики. Целью исследования является выявление основных проблем системы планирования экономики Абхазии и направлений ее совершенствования. Система планирования экономики Абхазии не носит системный комплексный характер. Отсутствие среднесрочной государственной программы ведёт к сохранению инерционных трендов в экономике. Повышение эффективности системы планирования предполагает последовательное структурное наполнение для обеспечения условий выхода экономики из кризиса.
Ключевые слова: экономический кризис; планирование; Стратегия; Программа; Индикативный план; эффективность системы планирования.
JEL: P41
FEATURES AND PROBLEMS OF PLANNING IN THE ABKHAZIA ECONOMY
Shatipa Hatuna Kakoevna, candidate of economic sciences,
head of the economy department of the Center for Strategic Studies under the President of the Republic of Abkhazia Sukhum, Republic of Abkhazia e-mail: shatipa2012@yandex.com
Mirzkhulava Ilona Valerievna
lecturer of the National Economy Department of the Abkhaz State University Sukhum, Republic of Abkhazia e-mail: milona_76@mail.ru
Abstract: In the context of the crisis, the urgency of economic planning is growing. The aim of the study is to identify the main problems of the planning system of the economy of Abkhazia and the main directions for its improvement. The system of planning the economy of Abkhazia is not systemic in nature. The absence of a medium-term state program leads to the preservation of inertial trends in the economy. Increasing the effectiveness of the planning system assumes consistent structural content to ensure the conditions for the economy to exit the crisis.
Keywords: economic crisis; planning; Strategy; Program; Indicative plan; efficiency of the planning system. Введение
Современное развитие экономики Республики Абхазия (РА) сопровождается экономическими и социальными проблемами. Продолжающийся трансформационный кризис вызывает изменения
сложившихся институтов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов. Отсутствие адекватной институциональной среды ограничивает развитие национальной экономики и определяет необходимость анализа практики государственного планирования с целью обеспечения выхода из кризиса.
Вопросам государственного планирования экономики в кризисных условиях посвящено достаточно много исследований. Изучению множества моделей макроэкономического равновесия посвящены работы К. Маркса [1], Л. Вальраса [2], В. Леонтьева [3], Дж. Кейнса [4], Н. Кондратьева [5], Й. Шумпетера [6] и других ученых. По мнению П. Самуэльсона, полное экономическое равновесие, к которому общество стремится, никогда полностью не достигается в связи с постоянным изменением самого оптимума [7, с. 196].
Н. Кондратьев утверждал, что в истории нет и не было такого народного хозяйства, развитие которого совершалось бы без всякого воздействия со стороны органов экономической политики [5, с. 93].
В социалистических странах планирование народного хозяйства составляло центральное звено механизма управления экономикой. Например, в Конституции СССР указывалось, что руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития [8]. Над разработкой планов и прогнозов трудились большие коллективы НИЭИ Госплана, а также ЦЭМИ РАН СССР. Советской наукой и практикой народнохозяйственного планирования разработано немало теоретических и прикладных моделей с глубоким анализом отдельных сторон экономического воспроизводства. Экономико-математическое направление советской экономической науки развивали такие ученые, как Л. В. Канторович [9], В. С. Немчинов [10], В. В. Новожилов [11].
В результате экономических трансформаций начала 90-х годов ХХ века экономическая система бывшего СССР претерпела существенные изменения, что сказалось на системе государственного управления. После ликвидации Госплана экономические отношения перешли в режим саморегуляции в рыночных условиях.
Плановая система являлась единственной формой организации и управления экономикой и в Абхазии [12, с.85]. В советское время Абхазия формировалась в соответствии с системой территориального разделения труда, как аграрно-индустриальная республика. Пик подъема социально-экономического развития пришелся на 90-е годы ХХ века. В довоенный период за день республика производила: чая - 64 тонн, цитрусовых - 301 тонн, кондитерских изделий - почти 30 тонн, папирос - почти 9 млн. шт., угля - 1,3 тыс. тонн, мяса - 41,8 тонн; отправляла железнодорожным транспортом 6,5 тыс. тонн грузов, пассажиров - 7,2 тыс. чел., воздушным транспортом - 1,5 тыс. чел.; розничный товарооборот составлял 1,8 млн. руб. в день [13, с. 8-9].
Распад СССР и грузино-абхазская война 1992-1993 гг. совпали по времени с переходом к новой (рыночной) системе хозяйствования. Органы власти и управления в этот период ограничивали свою деятельность политикой «латания дыр». Возможность проектирования социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу возникла в связи с признанием Российской Федерацией в 2008 году независимости Республики Абхазия [14, с.8,25].
В рыночных условиях разработка и реализация государственной экономической политики, как и любая управленческая деятельность, не могут обойтись без планирования. Планирование - одна из базовых функций управления - должна адекватно отражать условия функционирования современной экономики. Необходимость использования научного прогноза долгосрочного развития экономики Абхазии в осуществлении государственной политики привела к тому, что с начала XXI века вновь начала формироваться система долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития.
Актуальность темы исследования определяется настоятельной потребностью теоретического обоснования содержания, особенностей и практических мер по совершенствованию системы государственного планирования Республики Абхазия в современных социально-экономических
условиях.
1. Анализ состояния национальной экономики и практика планирования в Республике Абхазия
Транзитивный процесс в Абхазии на рубеже веков совпал во времени с двумя страшными испытаниями: грузино-абхазской войной 1992-1993 гг. и экономической блокадой, введенной странами СНГ в 1996 г. против республики, которые практически парализовали основные отрасли производства, повлекли за собой углубление экономического кризиса, резко ухудшили гуманитарную ситуацию в республике.
По оценке Правительственной комиссии, (1994 г.) экономический ущерб, нанесенный грузино-абхазской войной 1992-1993 гг. народному хозяйству республики, составил 11,3 млрд. долл. США [12, с.53].
Продолжающийся в Абхазии трансформационный процесс в условиях отсутствия эффективной экономической политики вызывает стихийные изменения во всех сферах жизни общества. Уровень жизни и социальное расслоение не может не влиять на экономический рост страны. Задачи снижения уровня бедности и достижения экономического роста тесно взаимосвязаны. Управление этими процессами должно осуществляться целенаправленно. Следовательно, социальные цели развития общества должны быть поставлены во главу современной экономической политики РА.
Одним из ключевых факторов, ограничивающих экономический рост республики, является сложная демографическая ситуация. Численность населения, по данным 2016 г., составляет 243,9 тыс. чел., среднегодовые темпы прироста населения снижаются с 1,5% в 2006 г. до 0,15% в 2016 г.
Все послевоенное время серьезной проблемой остается низкий уровень занятости, который составляет только лишь 30% от трудоспособного населения республики. Численность занятых в экономике в 2016 г. меньше инерционного варианта 2015 г. на 6%.
По данным социологического опроса, проведенного Центром стратегических исследований при Президенте РА в 2015 г., к бедным и беднейшим семьям можно отнести 33,6% респондентов, которые отметили, что «денег хватает только на приобретение продуктов питания» и «денег не хватает даже на приобретение продуктов питания» [15, с.16].
ВВП остается пока еще единственным макроэкономическим показателем в РА, характеризующим экономический рост. Данные Управления государственной статистики РА свидетельствуют о двукратном увеличении номинального ВВП с 15,6 млрд. руб. в 2009 г до 30,2 млрд. руб. в 2016 г. Как верно отмечает ряд экономистов (С. Кузнец, М. Абрамовиц, Дж. Стиглиц, М.Л. Хазин), ВВП не является исчерпывающим показателем уровня развития общества. Небезынтересна его структура, которая в 2016 г. также изменилась не в лучшую сторону по сравнению с 2015 г. (табл.1).
Доля торговли составила 26,5%, на втором месте строительство - 15,56% (его доля снизилась на 3,5%), промышленность спустилась с третьей на четвертую позицию (10,7%), а на третьем месте - органы управления, удельный вес которых возрос с 8,5% до 13% (в РФ доля этой сферы - 7,9%). Сельское хозяйство занимает скромное 6 место (6,9%). В 2016 г. доля приоритетных отраслей (сельское хозяйство и промышленность) почти не меняется по сравнению с 2015 г. и составляет 17,6% валовой добавленной стоимости, тогда как в 2009 г. их доля была 20,7%.
Таблица 1 - Структура ВДС Абхазии за 2013-2016 гг., % [16, с.8]
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Инерционный (2015 г.)
Промышленность 8,5 8,32 11,3 10,7 8,3
Сельское хозяйство 6,04 4,93 7,06 6,9 4,8
Транспорт 1,41 1,15 2,47 3,72 1,4
Связь 5,33 4,98 5,42 5,15 5,4
Строительство 26,4 25,6 19,08 15,56 27,7
Торговля 22,9 22,7 25,78 26,5 23,4
Финансы и кредит, страхование и пенсионное обеспечение 2,83 2,47 2,68 2,99 2,64
Органы управления 10,7 15,5 8,55 13,08 -
Валовая добавленная стоимость (ВДС) в 2016 г. аналогична прогнозируемому показателю по инерционному сценарию только 2015 года (29,5 млрд. руб.). Очевидное ухудшение инерционных показателей вызвано отсутствием четко выверенной структурной политики, без которой выход из экономического кризиса весьма проблематичен.
Как видно из таблицы 2, доля ВДС в выпуске за 2013-2016 гг. снизилась с 55,3% до 52,9%. Тенденция роста промежуточного потребления и соответственно снижения ВДС в общем выпуске имеет место во всех основных отраслях, генерирующих ВВП, кроме органов управления.
Относительная продуктивностьэкономикиАбхазии в целом уменьшилась и к 2016 г. составила 52,9% против 55,3% в 2013 г. Лидирующие позиции по продуктивности занимают сельское хозяйство и торговля.
Таблица 2 - Структура валового выпуска ВВП РА за 2016 г., % [16, с.9]
Отрасли потребление ВДС Промежуточное
Торговля 58,1 41,9
Строительство 60,9 39,1
Сельское хозяйство 69,4 30,6
Промышленность 46,5 53,5
Органы управления 40,3 59,7
Эффективность общественного производства характеризуется производительностью труда и рентабельностью. Производительность труда на макроуровне в 2016 г. по сравнению с 2013 г. на одного работающего в экономике РА увеличилась на 21,1% и составила 0,724 млн. руб. (для сравнения в РФ производительность труда почти в 2 раза больше чем в РА).
Российская Федерация в 2008 г. признала независимость Республики Абхазия, причем, признала она не формально, а взяв на себя обязательства в обеспечении безопасности и оказании финансовой помощи на социально-экономическое развитие республики.
Финансовая помощь РФ в Абхазию с 2010 года поступает в государственный бюджет Абхазии по двум направлениями в целях:
- социально-экономического развития;
- осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации Инвестиционных программ содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия.
За 2009-2016 гг. общий объем финансовой помощи РФ составил 36,6 млрд. руб. Несмотря на оказываемую финансовую поддержку, национальная экономика Абхазии остается в стихии серьезного системного кризиса, снижаются темпы прироста основных социально-экономических показателей (табл.3).
Системный кризис в современной Абхазии проявляется в том, что сохраняется:
- отрицательное сальдо внешнеторгового оборота (доля экспорта - менее 15%);
- неравномерное территориальное развитие республики. Так, районы Восточной Абхазии занимают 72% площади страны, в них проживает 42% населения страны, но их удельный вес в валовом объеме производства республики менее 9%, в численности занятых в экономике - 21%;
- высокий уровень теневой экономики. По имеющимся оценкам, доля теневой экономики составляет 50-53% ВВП Абхазии [17, с.130];
- незначительные показатели отдачи от инвестиций в экономику.
Таблица 3 - Темпы прироста основных показателей развития национальной экономики за 20052016гг., % [16, с. 24]
Наименование показателей 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Численность населения 1,5 1,3 0,3 0,3 0,3 0,18 0,15 0,15
Численность занятого населения 3,1 4,8 5,9 2,5 -0,3 -2,12 4,18 -2,0
ВВП - 32,5 5,8 14,0 -1,1 11,1 3,64 6,0
Сальдированный результат 65,0 12,5 29,5 3,4 -74,8 -184,1 -146,0 114,7
ВЭД 20,2 47,1 24,6 4,76 9,5 10,9 10,4 11,7
Инвестиции в основной капитал -4,3 107,3 13,5 8,1 -37,6 -19,1 145,6 -26,8
Собственные доходы бюджета 34,2 29,6 6,6 27,0 9,1 0,59 14,1 30,5
Число предприятий 11,5 11,7 8,7 6,3 5,1 -69,4 -41,1 22,6
Министерство экономики РА неоднократно утверждало, что главным приоритетом экономической политики является привлечение инвестиций. Между тем основополагающей оценкой должна быть отдача от инвестиций для экономического развития республики. Общий объем инвестиций в основной капитал за 2009-2016 гг. составил 31,2 млрд. руб., но ВВП за этот период увеличился на 15 млрд. руб., собственные доходы бюджета - на 3 млрд. руб. и численность занятых в экономике - на 5 тыс. чел. Инвестиционная политика не может быть эффективной в отрыве от структурной политики. Только в связке, когда структурная политика определяет цель, а инвестиционная - средства ее достижения, можно достичь наибольшей эффективности от инвестиционного процесса [18, с.315].
Серьезным фактором, влияющим на сохранение инерционных трендов в экономике, является неэффективность системы государственного управления. Из государственного бюджета в 2016 г. на «Общегосударственные вопросы» было направлено 2,11 млрд. рублей или 44,8% от собственных доходов республики [19, с. 129-130].
Планирование экономического развития Абхазии является обязательным инструментом экономической политики, необходимость которого была нормативно закреплена еще в 2000 году в Законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РА».
В соответствии с этим Законом система государственного планирования экономики республики включает 4 уровня [20]:
- Концепция социально-экономического развития Республики Абхазия;
- Прогноз социально-экономического развития Республики Абхазия;
- Программа социально-экономического развития Республики Абхазия;
- Годовой индикативный план социально-экономического развития
Республики Абхазия (табл. 4).
Эти уровни тесно взаимосвязаны друг с другом, каждый последующий документ предполагает реализацию предыдущего. Представленная иерархия государственных плановых документов является первой серьезной попыткой осуществления государственного планирования в рыночных условиях.
Таблица 4 - Система государственного планирования экономики Абхазии [20]
Уровни планирования Фактическое выполнение
11 Концепция социально-экономического развития Республики Абхазия (на десять лет 2005-2015 гг.) (Концепция) Утверждена Указом Президента РА от 23 декабря 2005г. УП-248
22 Государственные прогнозы социально-экономического развития Республики Абхазия - «Стратегия социально-экономического развития РА до 2025 г.» (Стратегия) Утверждена Указом Президента РА 2.03.2016 г. №49
33 Программа социально-экономического развития Республики Абхазия (Программа) Отсутствует
44 Годовой индикативный план социально-экономического развития Республики Абхазия (Индикативны план) Ежегодно разрабатывается КМ РА
Концепция как система стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики государства на десятилетний период была утверждена в 2005 году.
Прогноз социально-экономического развития Республики Абхазия конкретизирует сценарии социально-экономического развития Республики Абхазия, заложенные в Концепции, определяет пути, средства и этапы достижения указанных целей, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Разработка данного документа была начата только в 2015 г. Такие временные разрывы нарушают целостность и эффективность системы планирования.
Согласно ст.4 п.3. Закона РА «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РА» Программа на среднесрочный период разрабатывается Кабинетом Министров Республики Абхазия «исходя из Концепции социально-экономического развития Республики Абхазия, положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в послании Президента Республики Абхазия, а также количественных и качественных показателей прогноза социально-экономического развития» [20]. Решение социально-экономических проблем зависит в первую очередь от взаимосогласованных и целенаправленных действий органов управления на среднесрочную перспективу. В отсутствии Программы Кабинет Министров вынужден действовать в режиме реагирования на текущие процессы.
Индикативный план является завершающим этапом планирования системы показателей социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов Программы. Но в отсутствии Программы Индикативный план не выполняет свою функциональную нагрузку, выпадают важнейшие его элементы.
На практике Индикативный план формируется на базе фактических данных предприятий и организаций республики за предыдущий период, что ведет к продолжению инерционного сценария (наихудшего), обозначенного в Стратегии. Более того, плановые показатели ИП сильно расходятся с фактическими (табл.5). В современных условиях ИП становится внутренним (текущим) документом КМ РА, а не важнейшим звеном системы планирования.
В ближайшей перспективе в Абхазии будут возрастать степень неопределенности, риски, социально-экономическая и политическая напряженность. В таких условиях требуется мобилизация внутренних резервов для устойчивого развития, а главное — повышение эффективности организации
и управления всей государственной системы, начиная от предприятия до страны в целом.
Особенности практики планирования экономики в Абхазии способствуют продолжению инерционного сценария развития национальной экономики, не позволяют снизить дотационность бюджета и сократить масштабы диспропорций в экономике по уровню развития районов, по технологическому состоянию секторов экономики и по дифференциации доходов.
Таблица 5 - Выполнение Индикативного плана за 2016 г., млрд. руб [сост. автором на базе данных Министерства экономики РА]
Показатели План Факт Выполнение, %
ВЭД 27,72 24,55 88,5
Экспорт 3,55 5,46 153,8
Сальдированный финансовый результат 3,36 7,31 217,5
Объем промышленного производства 4,71 5,16 109,5
Совокупный объем строительных работ 6,5 2,59 39,8
Совокупный объем услуг связи 2,84 2,99 105,2
В ближайшей перспективе в Абхазии будут возрастать степень неопределенности, риски, социально-экономическая и политическая напряженность. В таких условиях требуется мобилизация внутренних резервов для устойчивого развития, а главное — повышение эффективности организации и управления всей государственной системы, начиная от предприятия до страны в целом.
Особенности практики планирования экономики в Абхазии способствуют продолжению инерционного сценария развития национальной экономики, не позволяют снизить дотационность бюджета и сократить масштабы диспропорций в экономике по уровню развития районов, по технологическому состоянию секторов экономики и по дифференциации доходов.
2. Основные направления совершенствования системы планирования экономики Абхазии
Ответом на актуальные вызовы современности и базовым документом, определяющим экономическую политику Абхазии, является «Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 г.». Стратегия в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РА» является государственным прогнозом, где определены стратегическая цель и модель социально-экономического развития, выделены основные задачи, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, а также конкретные механизмы их выполнения, в том числе правовые, организационно-управленческие, финансово-экономические, научно-методические, кадровые и информационные.
Разработка прогнозных сценариев развития Абхазии в Стратегии осуществлена по двум основным вариантам: инерционному и оптимальному. По каждому сценарию развития произведены прогнозные расчеты основных показателей социально-экономического развития с учетом значимых барьеров и реальных ограничений.
Планированиесоциально-экономическогоразвитияреспубликистроитсявСтратегиипопринципу от общего к частному, долгосрочного к среднесрочному, среднесрочного к краткосрочному. Такая последовательность форм планирования представляется оптимальной и позволяет целенаправленно управлять процессами, происходящими в обществе, сохранять преемственную связь в его развитии и прогнозировать будущее.
Основным механизмом реализации Стратегии является среднесрочная Программа социально-экономического развития. Методологическая основа, заложенная в Стратегии, позволяет легко смоделировать ее структуру.
Структура Программы согласно ст.4 п.5 Закона «О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития РА» должна содержать следующие составляющие:
- оценку итогов социально-экономического развития Республики Абхазия за предыдущий период и характеристику состояния экономики Республики Абхазия;
- цели и приоритеты социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического, внешнеэкономического и территориального развития Республики Абхазия на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическую политику и институциональные преобразования;
- научно-техническую политику, инвестиционную и структурную политику, внешнеэкономическую политику;
- аграрную политику, экономическую политику в области промышленности, электроэнергетики, транспорта и связи, развития курортной сферы и туризма;
- социальную политику;
- региональную. экономическую политику [20].
Совершенствование системы государственного стратегического планирования, отвечающей современным реалиям, является жизненной необходимостью в современной Абхазии. Эффективная система стратегического планирования позволит решить комплекс проблем пространственной организации территорий, требующих в настоящее время особого внимания и усилий со стороны органов власти.
На долю пяти районов (Сухумский, Гулрыпшский, Очамчырский, Ткуарчалский, Галский) по данным 2016 г. приходится 17,4% от общей численности занятых в экономике, только 7,7% розничного товарооборота республики, 29% объема промышленной продукции, 25% от общего объема выполненных работ строительными организациями и 17,6% прибыли в экономике. При этом эти районы занимают 72% площади страны, и в них проживает 41,6% от населения Абхазии [16, с. 19].
Сформировавшаяся стихийно за послевоенный период отраслевая специализация экономики районов не отвечает современным вызовам и является слабым звеном в их развитии. Сложное экономическое положение большинства районов Абхазии объясняется в первую очередь их аграрной специализацией, кризис в которой напрямую сказывается на состоянии этих районов.
Отдельные «точечные» проекты, не разработанные в рамках Программы, не обеспечивают сбалансированный и стабильный рост экономики районов. Кроме того, финансирование этих проектов не по программно-целевому методу снижает эффективность использования бюджетных средств. Так, на развитие сельского хозяйства, которое является приоритетной отраслью национальной экономики, в послевоенные годы направляется около 1% от расходов государственного бюджета республики.
Для ускорения процесса формирования эффективной системы планирования экономики в республике необходим определенный алгоритм действий со стороны Кабинета Министров для разработки Программы.
На стадии обсуждения находится проект «Программы экономического развития Абхазии до 2025 г. (25 шагов)» [21], разработанный московской консалтинговой компанией Strategy Partners Group (SPG). Представленные материалы в целом не соответствуют структуре Программы и таким требованиям, предъявляемым к целевым программным документам, как наличие паспорта, цели, основных задач, нормативно-правовой базы, конкретных мероприятий по годам с указанием ответственных исполнителей, а также объемов и источников финансирования, ожидаемых результатов от выполнения программы, механизмов контроля и мониторинга.
Выделенные в проекте «стратегические приоритеты» (экономический рост, создание рабочих мест, самодостаточность бюджета) и «приоритетные отраслевые сектора» (туризм, виноделие, продукты питания, овощеводство и плодоводство, рыбоводство, стройматериалы) вступают в противоречие с основными положениями Стратегии.
Первым шагом по реализации проекта предлагается создание и функционирование
специализированного института - Корпорации развития РА, что, на наш взгляд, ляжет тяжелым бременем на государственный бюджет РА. К тому же, согласно п. 8.4. Положения о Министерстве экономики РА «подготовка прогнозов и программ социально-экономического развития РА на среднесрочную и долгосрочную перспективы, обеспечение их реализации во взаимодействии с другими уполномоченными органами государственной власти» является одной из основных задач самого Министерства экономики [22].
Более половины шаговых позиций из 25 шагов направлены на активизацию инвестиционной деятельности и создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Абхазии, поэтому данный проект подходит под «Программу стимулирования инвестиционной деятельности и содействия развитию предпринимательства в РА», которая должна стать одной из составляющих Государственной среднесрочной программы развития.
Для разработки Программы на сегодняшний день не существует правовых, организационных, финансовых, научно-методических и иных серьезных препятствий. Более того, торможение сроков реализации Стратегии приведет к ухудшению параметров инерционного сценария развития экономики.
Только программно-целевой метод планирования и управления позволяет направить работу исполнительной власти на достижение конкретных целевых показателей развития национальной экономики и объективно оценить их деятельность. Пока в республике сохраняется ручное управление экономикой и нет единства информационных процессов. Без учета, анализа, планирования и регулирования «невозможно обеспечить полноценное функционирование и стабильность системы, которой в данном случае является государство и его внешние связи, из-за перманентно увеличивающихся потоков информации и усложнения объекта управления» [23, с.225].
3. Выводы
В данном исследовании представлен анализ и особенности практики планирования в Абхазии и направления его совершенствования. Необходимость использования планирования как одного из инструментов управления очевидна и закономерна.
Основными проблемами современного периода планирования являются затяжные временные разрывы между уровнями планирования, как на стадии разработки, так и на этапах их исполнения. Применяемая практика индикативного планирования в отсутствии среднесрочной государственной программы ведет к нарушению системности, непрерывности, приоритетности, оптимальности и сбалансированности системы планирования.
Повышение эффективности системы планирования предполагает последовательное и синхронное структурное наполнение для обеспечения условий выхода экономики из кризиса путем разработки Программы социально-экономического развития Абхазии.
На наш взгляд, исходными принципами данной Программы должны быть:
- преемственность, что предполагает учет культурно-исторических традиций развития общества;
- вариативность, определяющая существование прогнозных сценариев развития национальной экономики в контексте Стратегии;
- взаимная увязка государственной программы и расходов государственного бюджета республики;
- эффективность, предполагающая максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов;
- инновационность, обеспечивающая стимулирование внедрения современных технологий;
- интеграция, направленная на использование возможностей российско-абхазского сотрудничества в рамках Договора «О союзничестве и стратегическом партнерстве между РФ и РА» 2014 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.2. Кн.2. Процесс обращения капитала/ Издан под ред. Ф.Энгельса, М., Политиздат, 1988. 654 с.
2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М., Изограф, 2000. 448 с.
3. Леонтьев В. Баланс народного хозяйства СССР. Методологический разбор ЦСУ//Плановое хозяйство. - 1925. - №12
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М., Эксмо, 2008. 543 с.
5. Кондратьев Н.Д. План и предвидение/Проблемы экономической динамики. М., Экономика, 1989. 526 с.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М., Эксмо, 2008. 864 с.
7. Самуэльсон П. Экономика. М., 1993. 740 с.
8. Конституция СССР. М., Издательство «Юридическая литература», 1987. 48 с.
9. Конторович Л.В., Горстко А.Б. Оптимальные решения в экономике. М., Наука, 1972. 229 с.
10. Немчинов В.С. Экономико-математические методы и модели. М., Издательство: «Государственное социально-экономическое издательство», 1962. 412 с.
11. Новожилов В. В. Измерение затрат и их результатов в социалистическом хозяйстве / Применение математики в экономических исследованиях. М., 1959. Т. 1.
12. Фейзба Я.Р., Шамба О.Б. Национальная экономика Абхазии. Учеб. Для вузов. Изд-во «Алашара». Сухум, 2002. 291с.
13. Народное хозяйство Абхазской АССР (к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции). Сухум, 1988. 218 с.
14. Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 г. Сухум. 2015.
274 с.
15. Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Состояние и перспективы социально-экономического развития РА»//Центр стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия. Сухум, 2015. 208 с.
16. Информационно-аналитический материал о состоянии национальной экономики Абхазии за 2013-2016 гг.//Центр стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия. Сухум, 2018. 24 с.
17. Бгажба А.О., Цушба А.С., Шатипа Х.К. Социально-экономические процессы в современной Абхазии (2008-2012 гг.). Сухум, 2014. 152с.
18. Шатипа Х.К., Цушба А.С. Роль инвестиции в развитии экономики Абхазии Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики: материалы международной научно-практической конференции 18-19 декабря 2017 г. [Электронный ресурс] / Ответственный редактор И.В. Косякова. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017. С.309-315.
19. Статистический сборник «Абхазия в цифрах»//Управление государственной статистики РА. Сухум, 2016. 155 с.
20. Закон Республики Абхазия «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Абхазия»//Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Сухум, 2001. Т. 14
21. Проект «Программы экономического развития РА до 2025 г. (25 шагов)»[Электронный ресурс]. Министерство экономики РА//http://www. mineconom-ra.org
22. Положение о Министерстве экономики Республики Абхазия. [Электронный ресурс]. Министерство экономики РА//http://www. mineconom-ra.org