Научная статья на тему 'Оценка инвестиционных проектов в условиях республики Абхазия'

Оценка инвестиционных проектов в условиях республики Абхазия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалашаа Заур Иванович

В настоящее время в Республике Абхазия важнейшей экономической проблемой является преодоление кризисных явлений, имеющих место практически во всех основных отраслях национальной экономики с одновременной структурной перестройкой в них и обновлением оборудования, которое невозможно осуществить без привлечения значительных капиталовложений. Разнообразие источников инвестиций, поступающих от внешних инвесторов наряду с внутренними инвестициями, вынуждает государственные органы управления и инвестиционные компании прибегать к сложным приемам поиска наиболее эффективных инвестиционных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT PROJECTS VALUATION IN THE CONDITIONS OF ABKHAZIA REPUBLICS

At the present moment the most important economic problem in the Republic of Abkhazia is overcoming crisis almost in every major industries of national economy. This should alongside with restructuring which cannot he carried out without investments. Now Abkhazia attracts direct investments which take the form of in payments into authorized funds of joint ventures, investments in to mutually beneficial projects in priority industries which is considered to be acceptable in the present social, economic and political situation in Abkhazia. Variety of sources investments coming from foreign investors combined with inner investments make government bodies and investment companies use complicated methods of seeking most effective investment solutions.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционных проектов в условиях республики Абхазия»

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

З.И. ШАЛАШАА

Абхазский государственный университет Ул. Университетская, д.1, Сухум, Республика Абхазия

В настоящее время в Республике Абхазия важнейшей экономической проблемой является преодоление кризисных явлений, имеющих место практически во всех основных отраслях национальной экономики с одновременной структурной перестройкой в них и обновлением оборудования, которое невозможно осуществить без привлечения значительных капиталовложений. Разнообразие источников инвестиций, поступающих от внешних инвесторов наряду с внутренними инвестициями, вынуждает государственные органы управления и инвестиционные компании прибегать к сложным приемам поиска наиболее эффективных инвестиционных решений.

Инвестиционная деятельность играет решающую роль в экономическом развитии любой страны, так как для решения многих социально-экономических проблем, связанных с обеспечением экономического роста, соответствия структуры производства и капитала изменяющейся конъюнктуре рынка, роста жизненного уровня населения, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и страны в целом, макроэкономической стабильности, необходим постоянный приток финансовых средств.

Инвестиционная деятельность в национальной экономике может обеспечиваться за счет собственных, заемных и привлеченных, в том числе иностранных, средств инвесторов, а также бюджетных и внебюджетных ассигнований. Причем бюджетное финансирование инвестиционной деятельности должно осуществляться в целях реализации государственных инвестиционных программ, регулирования территориальной и отраслевой структуры инвестиций. По мере восстановления экономики и роста макроэкономических показателей бюджетное финансирование инвестиций поэтапно может заменяться другой формой субсидирования, предполагающей предоставление бюджетных средств государства в форме инвестиционных займов, которая имеет широкое применение в Абхазии в настоящее время.

Государство своим участием в инвестиционном процессе ставит в качестве основной цели создание такой системы условий и форм, которые способствуют выбору наиболее выгодных вариантов использования имеющихся инвестиционных ресурсов. Однако, как справедливо отмечают ученые МГУ имени М.В. Ломоносова, «важно при этом учитывать, что государственное участие в инвестиционной деятельности влечет за собой определенные расходы государства и органов управления различного уровня. Поэтому оно должно быть тщательно соразмерено с ожидаемыми результатами и подвергаться частому пересмотру для подтверждения его целесообразности и масштабов» [1, с. 127].

Структура инвестиционного климата Республики Абхазия

Инвестиционная деятельность непосредственно связана с формированием инвестиционного климата, являющегося составной частью институциональной системы национальной экономики и представляющего собой совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социально-культурных, организационно-правовых, природно-географических и других факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов. Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону в зависимости от фактического состояния вышеперечисленных факторов на данный момент, что применительно и к условиям Республики Абхазия. Так, из схемы (рис. 1), на которой представлена структура инвестиционного климата и факторы, определяющие его в условиях Республики Абхазия, видно, что инвестиционный климат страны носит обобщенный характер и выступает как взвешенная сумма частных потенциалов, среди которых можно выделить следующие.

1. Природно-ресурсный потенциал, характеризуемый средневзвешенной обеспеченностью запасами основных видов природных ресурсов, включающих минеральные (ископаемые), земельные, водные, растительные и животные ресурсы, запасы которых в Абхазии значительны. Так, например, в республике имеются значительные месторождения каменного угля, ртути, барита, свинцово-цинковых руд и т.д., а также большие запасы ценных видов строительного сырья: известняка, глины, доломита, мела, мрамора, гранита, гравия и др. Земельные ресурсы Абхазии составляют 866,4 тыс. га, среди которых к сельскохозяйственным землям относятся 421,6 тыс. га (48,0%). Водные ресурсы Абхазии являются экологически чистыми и в будущем могут стать одной из важных статьей экспорта, а по всем показателям водообеспеченности территории и населения республика занимает одно из первых мест в мире. Абхазия богата разнообразными видами лесных ресурсов, общее наименование которых составляет около 2 тыс. видов древесных растений. Рекреационные ресурсы Абхазии составляют множество историко-культурных и природных памятников, а также бальнеологические здравницы, учреждения отдыха, туристические комплексы и сама природная среда.

2. Трудовой потенциал, включающий трудовые ресурсы и их образовательный уровень, а также предпринимательский, определяемый результатами деятельности в различных областях бизнеса. В Абхазии возрастной состав населения, по официальным данным на 2006 г., выглядит следующим образом: подростки составляют 18,8% населения республики, люди трудоспособного возраста - 55,3% , пенсионного возраста - 25,9%. В абсолютном отношении численность лиц трудоспособного возраста составляет 118,4 тыс. чел., или 55,3% от всего населения республики. По подсчетам ученых-экономистов Абхазии Я. Фейзба и О. Шамба, «по мере восстановления ведущих отраслей хозяйства будет ощущаться острая нехватка в трудовых ресурсах: в курортном и сельском хозяйстве, в электроэнергетике, городском хозяйстве, в промышленности» [2, с. 66].

3. Научно-технический потенциал, выражающий уровень развития НИОКР и их финансирования, внедрения достижений НТП в экономику. По официальным данным, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в НИИ и высших учебных заведениях республики, на 2006 г. составляла 1352 чел., а на финансирование науки в 2005 г. из государственного бюджета направлено 13,5 млн. руб., что явно недостаточно для покрытия всех потребностей научных работников.

4. Инфраструктурный потенциал, определяемый состоянием дорог, транспорта, коммуникаций, которые полностью восстановлены в Республике Абхазия в послевоенный период, и др. В настоящее время вводятся в строй новые мощности, начали функционировать с 2003 г. первые системы мобильной связи, что значительно ускоряет работу предпринимателей, их связи с внешними инвесторами и другими партнерами.

5. Финансово-кредитный потенциал, дающий представление об объеме денежных средств, прибыльности предприятий, доходах населения, о кредитной политике финансовых институтов, системе налогообложения и др.

6. Потребительский потенциал, наиболее полно выражающийся в покупательной способности населения. Данный показатель характеризуют следующие официальные данные Управления государственной статистики Республики Абхазия: среднемесячная заработная плата одного работающего в 2005 г.составляла 1402,7 руб., платные услуги населению - 1045,1 млн. руб., а индекс потребительских цен на товары и платные услуги (по отношению к предыдущему году) составляли в 2004 г. 110,2%.

Рис. 1. Структуры инвестиционного климата в Республике Абхазия на 2006 г.

(по материалам автора)

Перечисленные выше виды инвестиционного потенциала вместе с макроэкономическими, организационно-управленческими и социально-культурными факторами в целом дают достаточно объективное представление об инвестиционном климате в Республике Абхазия. Государство, учитывая слагаемые общего инвестиционного потенциала, используя рычаги государственного регулирования, имеет возможность поддерживать или повышать достигнутый уровень этого потенциала. Значительное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении инвестиций, участие страны в системе международных договоров и практику их соблюдения, стабильность и определенность в практике государственного регулирования, степень, формы и методы государственного вмешательства в экономику, эффективность функционирования государственного аппарата, оперативность принятия стратегических решений, последовательность в проведении экономических преобразований и т.п. В этом плане следует подчеркнуть, что Республика Абхазия, несмотря на попытки определенных стран, входящих в мировое сообщество, на ее изоляцию от внешнего мира, пытается на практике делать все возможное для налаживания взаимовыгодных двусторонних и многосторонних отношений, примером чему являются ее участие с 1998 г. в работе Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Юга России, заключенные в конце 1990-х - начале 2000-х гг. договоров о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации: Республиками Башкортостан, Татарстан, Адыгеей, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиками, Орловской областью, наличие соглашений об экономическом и культурном сотрудничестве отдельных городов и районов Республики Абхазия с городами и районами России, которые успешно осуществляются.

К настоящему времени в Абхазии в определенной степени сформирована правовая база государственного регулирования инвестиционной деятельности. В частности, еще в 1992 г., принят Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия», а также дополнения к нему 1998 г., в которых определяются общие принципы осуществления иностранных инвестиций на территории республики и направлены на привлечение и обеспечение эффективного использования в национальной экономике иностранных материальных, научно-технических достижений и управленческого опыта. Они же и гарантируют защиту прав иностранных инвесторов (см.: [3]).

В настоящее время в Республике Абхазия важнейшей экономической проблемой является преодоление кризисных явлений, имеющих место практически во всех основных отраслях национальной экономики с одновременной структурной перестройкой в них и обновлением оборудования, которое невозможно осуществить без привлечения больших капиталовложений. Сдерживающим фактором в этом плане является то, что Абхазия рассматривается иностранными инвесторами в качестве зоны рискового вложения капитала из-за отсутствия политической стабильности вокруг нее. Тем не менее в период с 1995 по 2005 г. Министерством юстиции Республики Абхазия зарегистрировано более 300 предприятий с иностранными инвестициями с совокупным уставным фондом более 20 млн. долл. США, при этом размеры уставного фонда отдельных предприятий колеблются от 100 до 600 тыс. долл. Преобладающее большинство совместных предприятий учреждены в форме обществ с ограниченной ответственностью, а наиболее крупные объекты, относимые к предприятиям особо важного народнохозяйственного значения, находятся в совместном ведении иностранного капитала и государства, при

котором доля последнего в уставном капитале СП составляет 50%. Это, в частности, абхазо-адыгское СП «Пивоваренный завод “Сухумский”», абхазо-российско-испанское СП «Гагрский лесокомбинат», абхазо-российские СП «Табачная фабрика г. Гудаута» и «Сухум-Бабаевский», абхазо-турецкое СП по добыче рыбы «Амла-гур» и др. Осуществлены крупные иностранные инвестиции и в добычу угля в шахтерском городе Ткуарчал, где только за 2002-2005 гг. двумя турецкими фирмами, функционирующими на основе отдельных договоров с Министерством экономики республики, вложены более 13 млн. долл. США. Основными иностранными инвесторами в экономику Республики Абхазия в настоящее время являются юридические и физические лица Российской Федерации, Турции, Испании и т.д., а общая сумма освоенных ими в течение 2002-2005 гг. вложений составляет более 1 млрд. руб.

Функционирующие в экономике Республики Абхазия совместные с иностранным капиталом предприятия количественно распределены по отраслям и видам деятельности, следующим образом:

• торгово-посредническая - 110;

• курортно-туристическое и гостиничное хозяйство - 101;

• производство товаров народного потребления - 29;

• строительство - 15;

• сельское хозяйство - 12;

• добыча, переработка и реализация полезных ископаемых (угля, мрамора, гранита) - 9;

• организация и эксплуатация сотовой, спутниковой, пейджинговой и радиоэлектронной связи - 9;

• деревообрабатывающая промышленность - 5;

• промышленный лов и переработка рыбы - 3;

• научно-исследовательская деятельность, проектирование, консультационные услуги - 3;

• другие виды деятельности - 9.

Валовой объем работ и услуг, произведенных всеми совместными предприятиями в республике за 2005 г., составил более 500 млн. руб., платежи в госбюджет -около 20 млн. руб., во внебюджетные социальные фонды - более 17 млн. руб., а сумма чистой прибыли составила более 10 млн. руб. Численность занятых в этих предприятиях в 2005 г. выросла почти в 2 раза и составила около 3 тыс. чел., среднемесячная заработная плата - более 4000 руб., что выше, чем в целом по Абхазии (1402,5 руб.).

Привлечение инвестиций в республику, помимо создания совместных предприятий, осуществляется путем сдачи объектов в долгосрочную аренду. Данная форма привлечения иностранного и национального капитала превалирует в сфере курортов и туризма. Так в период с 2000 по 2005 г. в аренду сдано 25 крупных курортных здравниц, среди которых наиболее привлекательными и известными за пределами республики являются: пансионат «Самшитовая роща», санатории «Нарт», «Солнечный», «Абхазия», «Амра-интернэшнл», «Кавказ», «Армения», «Сосновая роща», дом отдыха «Лазурь» и др.

Методика оценки инвестиционных проектов

В настоящее время Абхазия привлекает иностранный капитал в форме прямых инвестиций, которые представляют собой взносы в уставные фонды совместных предприятий, вложения во взаимовыгодные инвестиционные проекты, отно-

сящиеся к наиболее приоритетным отраслям национальной экономики, что является наиболее приемлемым для страны в современных социально-экономических и политических условиях. Однако простые количественные характеристики результатов иностранных инвестиций в республику создают иллюзию простых решений. Хорошо было бы, чтобы все параметры результатов осуществления любого принятого инвестиционного проекта были положительными. Но таких проектов очень мало, и, как правило, их реализация сопряжена с большими инвестиционными затратами. На практике каждый проект дает различные характеристики эффективности их реализации по различным критериям.

Для правильной оценки любого проекта следует, прежде всего, определить воздействие от его осуществления на экономику. Теоретически реализация того или иного проекта воздействует на все аспекты правительственной политики экономического развития, а именно на национальный доход, национальные сбережения, занятость, распределение доходов, здравоохранение, социальные и культурные изменения и т. д. В принципе следует определить прямое и косвенное влияние осуществления проектов на выполнение всех задач экономической политики, так как все они представляют интерес для общества. На практике же можно рассмотреть лишь наиболее важные результаты претворения в жизнь проектов и только в том случае, если они могут быть оценены.

Следует также учитывать многочисленные, неуловимые на первый взгляд детали, которые иногда могут оказаться наиболее важными последствиями осуществления проекта. Поскольку по своей природе они не поддаются количественному измерению, то решающее значение приобретает их субъективная оценка. Если же их хотят включить в модель программирования, то они должны быть оценены количественно, ибо в противном случае они не могут быть частью этой модели, которая выражается в количественных соотношениях. По этой причине рассматриваемые ниже количественные методы оценки ни в коем случае не являются единственным основанием для принятия решения о включении или не включении инвестиционного проекта в план развития. Однако подобные методы могут существенно помочь, особенно в том случае, когда рассматриваются проекты, количественные характеристики которых имеют важное значение. Окончательное решение о включении инвестиционного проекта в план всегда должны принимать специалисты, которые могут оценить общее количественное и неколичественное влияние осуществления проектов на достижение целей, сформулированных в индикативном плане социально-экономического развития страны.

Результаты осуществления проекта можно разделить на первичные и вторичные, а первые, в свою очередь, на прямые и косвенные. С точки зрения влияния на доход, это подразделение можно определить следующим образом: прямой результат осуществления инвестиционного проекта - рост дохода в секторе, в рамках которого осуществляется данный проект; косвенный результат - рост дохода в секторах, связанных с первым прямыми вертикальными технологическими отношениями; вторичный результат - рост дохода во всех других секторах национальной экономики.

Разнообразие источников инвестиций, поступающих от многочисленных внешних инвесторов наряду с внутренними инвестициями (российские рубли, американские доллары, турецкие лиры, немецкие марки и т.д.), вынуждает инвестиционные компании прибегать к сложным приемам поиска наиболее эффективных инвестиционных решений. При этом значение имеет как характер задач, которые бу-

дут решаться с помощью инвестиций, так и набор различных инвестиционных ресурсов.

Можно выделить три уровня инвестиционных решений:

1. уровень отдельного инвестиционного проекта;

2. уровень инвестиций на уровне отрасли или подотрасли;

3. макроэкономический уровень инвестиционной программы.

Комбинации многоцелевых задач с многомерностью дефицитности или важности различных иностранных валют в случае создания объектов с разным долевым участием иностранных партнеров еще более усложняют задачу. Конечно, наиболее простой путь - оценка валют по их складывающейся рыночной стоимости, а цели реализации можно свести к одной задаче - рентабельности проекта. Но даже в этом случае возникает проблема измерения - в каких денежных единицах измерять рентабельность проектов: в российских рублях, американских долларах или иных валютах? С нашей точки зрения, упрощение расчета может привести к крупным просчетам и к практическим убыткам при измерении набора единиц измерений.

Начнем с того, что в Республике Абхазия существует целый набор критериев результативности реализации любого проекта. Здесь и размеры дохода и налогов на доходы, здесь и рабочие места, учитывая значительные размеры безработицы, здесь и количество жилья, которое может сопутствовать реализации проекта, здесь и продолжительность жизни, и уровень квалификации персонала и другие характеристики.

Предположим, что правительственные органы или правления компании определили влияние каждого проекта на каждую из указанных целей, которые в программе социально-экономического развития страны в целом сформулированы следующим образом:

- увеличить доход или национальный продукт на величину «А»;

- увеличить занятость на величину «В»;

- увеличить сбережения (накоплений) на величину «С»;

- увеличить какой-либо показатель в области здравоохранения на величину «О» (например, увеличить продолжительность жизни или уменьшить детскую смертность) и т.д.

Допустим, что влияние осуществления проекта 1 на достижение поставленных в плане целей характеризуется показателями <3/, Ь!г с!г с!1 и т.д.; проекта 2 - показателями 02, Ь2, С2, (%2 И Т.Д.

Чтобы оценить эти проекты, следует дать «оценку» различным целям плана, например увеличению дохода или национального продукта на единицу - р, увеличению занятости на единицу - q, увеличению сбережений (накоплений) на единицу - г, увеличению показателя здравоохранения на единицу - 5 и т.д. Для начала можно допустить, что эти оценки являются субъективными оценками экономиста. Результаты влияния проектов, не поддающихся количественному учету, также приходится оценивать субъективно; впоследствии, как уже отмечалось, эти оценки могут уточняться специалистами.

Таким образом, общая «оценка» проекта 1 равняется У1 = а/р + Ьщ + с/г и т.д.

«Оценка» проекта 2 составляет

У2 = а2р + b2q + с2г + (12я и т.д.

С точки зрения финансовых затрат, основным фактором является капитал, инвестируемый в каждый проект, который можно обозначить через к;, к2 и т.д. Мо-

гут быть и другие ограниченные факторы, например иностранная валютаи т.д., т.е. имеем два типа ресурсов для инвестирования, их может быть и больше, как это имеет место в Республике Абхазия.

Проведем экономические расчеты применительно к условиям Республики Абхазия, где:

А - увеличение национального продукта на 100 млн. долл. =100 балл.;

В - увеличение занятости на 2 тыс. чел. =100 балл.;

С - увеличение накоплений на 50 млн. долл. =100 балл.;

Б - увеличение продолжительности жизни на 1 год =100 балл.

Проект 1, прирост результатов: Проект 2, результаты:

й! = 1 млн. долл., т.е. 1 балл. а2 = 800 тыс. долл., т.е. 0,8 балл.

Ь1 = 500 чел., т.е. 25 балл. Ь2 = 1000 чел, т.е. 50 балл.

с/ = 500 тыс. долл., т.е. 0,1 балл. с2 = 10 тыс. долл., т.е. 0,05 балл.

с1] = 2 года, т.е. 100 балл. с12 = 0,3 года, т.е. 33 балл.

Если предположить, что увеличение дохода на 1 млн. долл. имеет для национальной экономики такое значение, как и увеличение занятости на 2 тыс. чел., рост накоплений на 50 млн. долл. и продолжительность жизни на балл, то оценка проекта 1 будет равна

V, = 1 +25 + 0,1 + 100= 126,1,

Оценка проекта 2 будет равна:

Г2 = 0,8 + 50 + 0,05 + 33 = 83,85.

По первоначальным оценкам (субъективным) наибольший результат дает проект 1. Далее необходимо сравнить полученные результаты с затратами. Если проект 1 стоит кі~ 2 млн. руб., а в иностранной валюте затраты составляют 500 тыс. долл., а проект 2 стоит к2 = 1,2 млн. руб., а в иностранной валюте -200 млн. долл., то, с точки зрения затрат в рублях, эффективность проекта 1 составит в баллах, на 1 млн. руб.

126,1 : 2 млн. руб. = 63 единицы, а эффективность проекта 2 составит

83.85 : 1,2 = 70 единиц.

Можно констатировать, что, с точки зрения затрат на 1 млн. руб. по суммарному результату в рублях, проект 2 является эффективнее. Но, с точки зрения валютных затрат, при выбранной шкале оценок значимости результатов, проект 1 дает следующие результаты на единицу затрат в иностранной валюте на 1 млн. долл.:

126,1 : 0,5 = 252 единицы, а эффективность проекта 2 при затратах на 1 млн. долл. составит:

83.85 : 0,2 = 419 единиц.

Таким образом, хозяйствующий субъект, принимающий решение, должен сопоставить результаты с разной покупательной способностью валют: официальной и реальной, а затем уже принимать окончательное решение. Подобная процедура должна быть применена ко всем предложенным проектам, а затем следует провести отбор наиболее эффективных проектов в соответствии с поставленными целями и задачами в каждой конкретной отрасли. Если же задача не реализуется, то следует пересмотреть шкалу субъективных оценок и относительное соотношение дефицитности валют. Процедура повторяется столько раз, сколько это необходимо для получения эффективной отраслевой программы. При разработке многоотраслевой программы необходимо определить приоритетные отрасли и, соответственно, обос-

нованно сформировать важнейшие цели по каждой отрасли с тем, чтобы получить максимальный народнохозяйственный эффект от эксплуатации имеющихся разнообразных ресурсов. Чисто рыночный подход к данной проблеме по схеме «инвестиции - прибыль» представляет собой частный случай оптимизационной задачи. Здесь выдвинута идея упрощенной процедуры поиска оптимального решения как для отдельного проекта, отдельной отрасли, так и для национальной экономики. За пределами этого подхода находится временной фактор, но и он может быть учтен через характеристики дисконтирования.

Если для осуществления проектов необходим не только капитал, но и другие ограниченные факторы, например, иностранная валюта, природные ресурсы или квалифицированные рабочие, то в знаменателе показателей «эффективности» проектов должен стоять не только инвестируемый капитал К/, Ку и т.д., но и оценки этих факторов производства. Оценки факторов производства иначе называют «расчетными ценами». И в данном случае, исходя из произвольных относительных цен на перечисленные выше ограниченные факторы производства, можно выбрать наиболее эффективную программу проектов, но объем необходимых для ее осуществления факторов может и не совпасть с их наличием. Методом последовательного приближения можно найти такие относительные расчетные цены факторов производства, которые приведут к выбору самой эффективной программы, использующей только имеющиеся ресурсы для его осуществления. Однако полученный таким образом максимальный вклад инвестиций в увеличение национального дохода страны может совпадать или не совпадать с предположениями плана. Если программа развития национальной экономики в целом и программы развития отдельных ее секторов основывались на точных или предельных капитальных коэффициентах, то расхождения не будет. Но, как правило, будет иметь место некоторое несоответствие в том или ином отношении, и это будет свидетельствовать о необходимости пересмотра первоначального проекта, что является примером реализации «планирования по этапам».

Если имеется план, в котором выделено несколько секторов национальной экономики, то вышеприведенный метод можно использовать и для выбора проектов в каждом секторе, что позволяет осуществить проверку плана, так как возможно, что «последний» проект, принятый в секторе 1, окажется менее выгодным с точки зрения увеличения национального дохода страны, чем первый проект, исключенный в секторе 2. В подобном случае было бы лучше ввести последний проект и отказаться от первого, и такой пересмотр плана явился бы его улучшением. Однако решение должно зависеть от того, что лучше и реальнее - предположения, лежащие в основе плана или оценки «эффективности» проектов.

При оценке проекта иногда может возникнуть необходимость расчленения затрат, связанных с его осуществлением, на отдельные элементы. Подобная необходимость особенно ясно проявляется, если используются так называемые расчетные, или условные, цены. Расчетные цены - это фиктивные цены, которые можно придать некоторым элементам затрат или товарам с целью придания им лучшей оценки относительного значения для национальной экономики. Например, расходы, осуществляемые в иностранной валюте или доходы, получаемые в той же валюте, могут иметь гораздо более важное значение для национальной экономики, чем это показывает официальный валютный курс. Вообще расчетные цены - это уровень цен, при котором устанавливается равновесие между спросом и предложением. При официальном валютном курсе это равновесие часто отсутствует; иностранная валюта оказывается слишком «дешевой», и поэтому спрос на нее превы-

шает предложение. Кроме того, существуют серьезные основания полагать, что фактические цены на труд и капитал в странах с переходной экономикой, в том числе и Абхазии, в которых уровень социально-экономического развития по известным причинам низок, отличаются от их «действительной» ценности для национальной экономики, или от цен равновесия. В странах с переходной экономикой количество малоквалифицированной рабочей силы столь велико, что ее предложение превышает спрос. Использование дополнительной единицы неквалифицированного труда дает стране мало продукции и представляет собой меньшую ценность, чем выплачиваемая заработная плата. В то же время капитал может иметь более важное значение для страны, чем это видно из официальной ставки процента, доказательством чему служат гораздо более высокие проценты по частным займам.

Расчеты, описанные выше, часто оказываются слишком сложными, и их трудно провести с той точностью, какая требуется теоретически, в связи с чем, на практике на всех этапах планирования и программирования возникает потребность в применении приближенных методов, сущность которых кратко излагается ниже.

Данные методы должны применяться уже на первой стадии выбора программы, а именно для оценки результатов осуществления проектов. Так, оценка вклада любого проекта в увеличение национального дохода страны часто представляет собой довольно точный расчет прямого вклада. В целом она заключается в определении ВВП и эксплуатационных расходов. Косвенные последствия осуществления проекта можно определить, задавшись вопросом: какое увеличение национального дохода будет иметь место в отраслях, поставляющих для реализации проекта сырьевые и капитальные ресурсы, и в отраслях, производящих продукцию, которую предполагается получить после осуществления проекта? Ответ на данный вопрос иногда оказывается довольно неточным. Отвечая на этот вопрос на основе проведения тщательного анализа, следует определить, какие изменения в этих отраслях не зависят от осуществления данного проекта и какие являются действительно его результатами.

Наконец, вторичные результаты осуществления проекта можно оценить, применяя мультипликатор английского экономиста Дж. Кейнса, описанный им в работе «Общая теория занятости, процента и денег», к различным категориям дополнительного дохода, который создается проектом. Так, например, различные мультипликаторы можно применить к доходам фермеров, доходам рабочих и доходам остальных групп населения, основываясь на определенных предположениях о налогах, сбережениях и затратах на импортируемые товары в расходах этих трех групп населения. Вторичные последствия осуществления проекта на выпуск продукции и занятость следует предполагать только в том случае, если имеются неиспользованные и взаимодополняющие друг друга факторы производства (см.: [4]).

На второй стадии выбора проектов, т.е. при оценке целей экономической политики, также можно разработать приближенные методы. При отсутствии точных оценок целей может оказаться полезным метод подстановки плановых цифр, относящихся к различным секторам национальной экономики. Этому же процессу может помочь проведение непосредственного опроса у лиц, осведомленных относительно взглядов правительства на различные цели его экономической политики.

Учет будущего дохода можно осуществить в соответствии со ставкой процента, преобладающей на рынке капитала для займов с различными сроками. Однако, если планирующая организация считает, что рыночные цены на труд, капитал и иностранную валюту не совпадают с расчетными или условными, ценами, то последние можно просто установить на некотором обоснованном уровне. Так, рас-

четная заработная плата, составляющая 50% от действительно выплачиваемой, и расчетная ставка процента, составляющая 200% от рыночной ставки процента на коммерческие займы, могут отражать относительную дефицитность капитала и труда более точно, чем сами рыночные цены.

Процесс разгосударствления, приватизации и акционирования государственной собственности, который практически еще не начался в Республике Абхазия, в особенности на более крупных предприятиях, должен способствовать привлечению средств в виде портфельных вложений, т.е. путем покупки зарубежными инвесторами акций приватизируемых объектов, и в этом случае необходимость проведения анализа оценок инвестиционных проектов еще больше возрастает.

Как отмечается в Послании Президента Республики Абхазия Народному Собранию, «политика государства была направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата, который стимулировал бы приток иностранного капитала в экономику страны... Наша задача - обеспечить всем инвесторам защиту их капиталовложений и прав, создать стабильные условия для их деятельности, обеспечить доступ иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях Абхазии» [5, с. 14-15].

В Республике Абхазия органы государственной власти и управления с помощью индикативных мер планового воздействия, с использованием механизмов бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики пытаются поддержать эффективное функционирование рыночного механизма в инвестиционной сфере, преодолеть последствия инвестиционного кризиса, обеспечить условия повышения инвестиционной активности, в том числе и путем совершенствования внешнеэкономической деятельности, в ходе которой должно быть обеспечено привлечение зарубежных инвестиций к воспроизводственному процессу. Рациональное размещение и использование иностранных инвестиций способствует трансформации национальной экономики, формированию в ней высокотехнологичных и эффективных производств. В связи с этим в государственной инвестиционной политике все большее значение придается увеличению доли иностранных инвестиций, в частности российских, в отдельные отрасли национальной экономики республики, что, на наш взгляд, вполне оправданно, учитывая вновь формирующиеся мирохозяйственные отношения, а также заинтересованность Абхазии в установлении более тесных экономических отношений с Российской Федерацией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. -М., 2001.

2. Фейзба Я.Р., Шамба О.Б. Национальная экономика Абхазии. - Сухум,

2002.

3. Закон Республики Абхазия «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. - Вып. 1. - Сухум. 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Tinbergen /. The Design of Development. - Baltimore, 1958.

5. Послание Президента Республики Абхазия Народному Собранию «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики». -Сухум, 2001.

INVESTMENT PROJECTS VALUATION IN THE CONDITIONS OF ABKHAZIA REPUBLICS

S.l. SHALASHAA

Abkhazia State University Universitetskaya str., 1, Sukhum, Abkhazia Republic

At the present moment the most important economic problem in the Republic of Abkhazia is overcoming crisis almost in every major industries of national economy. This should alongside with restructuring which cannot he carried out without investments. Now Abkhazia attracts direct investments which take the form of in payments into authorized funds of joint ventures, investments in to mutually beneficial projects in priority industries which is considered to be acceptable in the present social, economic and political situation in Abkhazia. Variety of sources investments coming from foreign investors combined with inner investments make government bodies and investment companies use complicated methods of seeking most effective investment solutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.