Научная статья на тему 'Инвестиции - необходимое средство восстановления экономики Абхазии'

Инвестиции - необходимое средство восстановления экономики Абхазии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции - необходимое средство восстановления экономики Абхазии»

- совершенствования финансового лизинга путем проведения конкурсов на право использования лизинговых средств, а также путем развития данного рынка услуг.

Литература

1. Абрамова Г.П. Рынок, механизм ценообразования и маркетинг // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 2. С. 38.

2. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта. М., 2000.

3. Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг. М., 2001.

4. Глазьев С. Экономике - управляемый режим производства и роста // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 48.

Майкопский государственный технологический университет 22 февраля 2005 г.

© 2005 г. З.И. Шалашаа

ИНВЕСТИЦИИ - НЕОБХОДИМОЕ СРЕДСТВО

ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ АБХАЗИИ

Абхазия - страна с уникальными природно-климатическими условиями, с выгодным географическим расположением, с недрами, богатыми разнообразными полезными ископаемыми, плодородной почвой, со значительным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом, с развитой транспортной инфраструктурой. Ее недра богаты месторождениями строительных материалов и облицовочных камней: мрамора, мраморо-видных известняков, гранита, габбро-диабазов, туфа, барита, доломита, угля, кварцевого песка, известняков для производства высококачественного карбида, охры, извести, имеются залежи глины, нефти, газа, благородных металлов. Более половины территории Абхазии покрыто лесами в основном ценных пород (каштан, бук, тис, дуб, самшит и др.).

Отметим, что до начала 90-х гг. ХХ в. экономика республики была частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. В общесоюзном разделении труда ей отводилась роль поставщика на общесоюзный рынок субтропических сельскохозяйственных культур, а также она служила «всесоюзной здравницей», где восстанавливали свое здоровье миллионы бывших сограждан. В то же самое время Абхазия получала все необходимые промышленные и продовольственные товары из других республик в централизованном, плановом порядке, что осталось в прошлом. В современных условиях становления собственной национальной экономики перед страной стоят более сложные задачи - не только сохранить свое место на мировом рынке товаров и услуг, но и обеспечивать себя необходимыми

ресурсами и решать проблемы социально-экономической и политической безопасности.

В настоящее время ни одна страна, вне зависимости от размеров территории и достигнутого уровня развития не может успешно развиваться, если она изолирована от остального мира. Наоборот, благополучно развиваются только те государства, которые целенаправленно и динамично интегрируются в мировую экономику. Необходимость вовлечения Абхазии во вновь формирующиеся мирохозяйственные отношения связана с попытками преодоления отсталости в развитии национальной экономики путем постепенного восстановления прежних хозяйственных связей национальных предприятий с аналогичными хозяйствующими субъектами Юга России. Подобный процесс, на наш взгляд, приведет к поэтапному образованию единого экономического пространства, у которого будут общие цели и задачи, направленные на удовлетворение интересов интегрирующихся регионов. Формированию данного пространства на Юге России с участием республик, краев и областей Северного Кавказа, являющихся субъектами РФ и территориально прилегающей к ним Республики Абхазия, способствует их длительное и планомерное развитие в составе единого государства. В тот период все составляющие союзное государство регионы в качестве неразрывных составных частей входили в единый народнохозяйственный комплекс с высокой степенью его хозяйственной целостности, основанном на глубоком разделении труда в общественном воспроизводственном процессе. При этом его специализация и кооперирование были обусловлены природно-климатическими условиями и ресурсным потенциалом регионов. Кроме того, в ходе длительного совместного сосуществования и развития, в частности, между Абхазией и Россией этот период превышает 200 лет, сложились определенные направления экономической специализации. В Абхазии этими отраслями в настоящее время, как и прежде, являются сельское хозяйство и перерабатывающая сельхозпродукцию промышленность, электроэнергетика и курортно-туристическое хозяйство.

Сейчас одним из важнейших стратегических приоритетов развития республики является восстановление экономических и иных отношений с Россией. Наиболее перспективное направление - это налаживание отношений с субъектами РФ как на уровне органов государственной власти, так и на уровне местных органов власти и различных хозяйствующих субъектов. Практическая реализация данной задачи должна вести к становлению экономической интеграции между Абхазией и близлежащими республиками, краями и областями Юга России и другими территориями РФ, для чего, на наш взгляд, уже имеются определенные объективные предпосылки. С конца 90-х гг. политика официальных властей России по отношению к Абхазии начала меняться в лучшую сторону. Так, в одностороннем порядке Россия ослабила режим экономических санкций, объявленных Абхазии странами СНГ, а в 1998 г. правительство РФ приняло

специальное постановление - о разрешении на взаимную поставку продукции по заранее определенным квотам, что послужило значительным шагом вперед в налаживании официальных взаимовыгодных экономических отношений. При этом отметим, что подавляющее число производственных, научных, культурных, социальных и других объектов в Абхазии построены совместными усилиями с Россией. Кроме того, между ними имеется территориальная привязанность, что может существенно повлиять на формирование общего экономического пространства. Так, протяженность морской границы между РФ и Республикой Абхазия в настоящее время составляет 264, а сухопутной - 270 км.

Таким образом, в настоящее время на Юге РФ складываются объективные предпосылки для становления интегрированного экономического пространства между Россией и Абхазией, что, на наш взгляд, наиболее легко реализовать, учитывая новые мирохозяйственные реалии, в рамках Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа. Эти предпосылки включают, во-первых, близкие природно-климатические условия и примерно равный уровень социально-экономического развития; во-вторых, географическую близость регионов; в-третьих, политическую волю руководства регионов РФ и Республики Абхазия.

В 1998 г. в г. Пятигорске, на заседании Совета Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа (в тот период Ассоциация объединяла 11 субъектов РФ), учитывая сложившиеся ранее экономические, хозяйственные, торговые, культурно-исторические связи административно-территориальных образований государств-участников СНГ с регионами России, было принято решение о включении в качестве ассоциированных членов, сопредельных административно-территориальных образований: Республики Абхазия, Южной Осетии, Крыма и Луганской области Украины, в результате чего число участников достигло 15. За период существования Ассоциации принято множество решений, среди которых для нас жителей Абхазии представляют интерес вопросы, связанные с развитием хозяйственных, торгово-экономических, научных и культурных связей Северокавказского региона с сопредельными территориями. Так, в решении Ассоциации, принятом в апреле 1999 г. (на этом заседании присутствовали председатель Правительства России и руководители федеральных органов государственной власти и управления), отмечается, что учитывая экономический потенциал Северного Кавказа и сопредельных территорий, стремясь обеспечить условия наибольшего благоприятствования для конструктивного взаимодействия органов власти и управления регионов в решении социально-экономических проблем, преследуя цель интегрированного экономического пространства, увеличения внешнеторгового оборота, установления взаимовыгодных и долгосрочных хозяйственных и культур-

ных связей, стимулирования инвестиционной деятельности, всем членам-участникам Ассоциации рекомендуется:

- последовательно проводить работу по заключению двусторонних соглашений о торгово-экономическом, научном и культурном сотрудничестве;

- с учетом реальных факторов развития внешнеэкономических отношений возобновить практику дружбы породненных областей, районов, городов, обмена достояниями культуры, искусства, традиций народов;

- создавать союзы городов, формирующих свободные (таможенные) склады (зоны) как первый этап формирования Черноморской зоны свободной торговли.

В целях развития таможенной инфраструктуры в перечень объектов (пропускных пунктов), подлежащих дообустройству, в решение отдельной строкой был включен Адлерский пропускной пункт по р. Псоу на границе между РФ и Абхазией со стоимостью строительно-монтажных работ в текущих ценах в 30 млн р. Отметим, что данное решение успешно претворено в жизнь, в ноябре 2003 г. строительство пешеходного моста по р. Псоу, часть затрат на которое понесла и Республика Абхазия, полностью завершено.

Немало сделано для практической реализации и других мероприятий, заложенных в решениях Ассоциации. В качестве примеров можно привести заключенные в 2000-2003 гг. двусторонние соглашения о торгово-экономическом, культурном и научном сотрудничестве между Республикой Абхазия и субъектами РФ: Краснодарским краем, Карачаево-Черкесской республикой, Республикой Адыгея, Кабардино-Балкарской республикой, а также с республиками Татарстан, Башкортостан и Орловской областью, не входящими в Ассоциацию «Северный Кавказ», в которых определены конкретные направления сотрудничества в различных сферах, успешно реализующихся на практике. Осуществляется сотрудничество и на муниципальном уровне между г. Краснодаром и г. Сухум, Ак-сайским районом Ростовской области и Гагрским районом Абхазии, а также между различными хозяйствующими субъектами РФ и Абхазии.

Вышеизложенное дает основание заключить, что начиная с 2000 г. между РФ и Республикой Абхазия начинают складываться новые, более тесные взаимовыгодные отношения в различных областях экономики, и это позитивно влияет на экономическое развитие обеих стран. Однако в этих взаимоотношениях существует масса пока еще не задействованных резервов, и наиболее существенными из них являются вопросы формирования зон свободной торговли, проведение согласованной налоговой политики в целях искоренения двойного налогообложения, выработка общей таможенной политики, сотрудничество в банковской сфере, денежном обращении и др. Решение этих проблем будет служить экономической основой ассоциированных отношений между Республикой Абхазия и РФ, с просьбой об установлении которых официальные власти Абхазии

неоднократно обращались к высшим органам государственной власти России, а также способствовать экономической интеграции между Абхазией и республиками, краями и областями Юга России. В частности, последнее официальное обращение подобного рода было сделано в октябре 2004 г. Народным Собранием Республики Абхазия Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в которой отмечается, что «народ и руководство Республики Абхазия неоднократно заявляли о своем стремлении к установлению ассоциированных отношений Республики Абхазия с Российской Федерацией... Мы считаем Россию единственным гарантом безопасности и экономического процветания Абхазии... Установление ассоциированных отношений Республики Абхазия с Россией по существу явилось бы правовым оформлением покровительства России над Абхазией» [1]. Подобная модель взаимоотношений является более высокой ступенью интеграции, включающей наряду с экономическими и политико-правовые вопросы взаимоотношений и может быть оформлен в виде договора между Абхазией и Россией.

Одной из основных проблем, стоящих перед Республикой Абхазия в настоящее время, является выход из сложившегося глубокого кризиса в экономике, вызванного рядом объективных экономических и политических причин, таких как разрушительные военные действия между Грузией и Абхазией в 1992-1993 гг., нанесшие непоправимый ущерб последней в материальном и в моральном отношении (только общая сумма материального ущерба по ценам на середину 90-х гг. составила, по оценкам специалистов, 11,3 млрд дол. США), разрыв прежних хозяйственных связей, неконтролируемый процесс перехода к рыночной экономике и др. Однако главная трудность заключается в том, что преодолевать кризисные явления в экономике республике приходится самостоятельно в условиях острого дефицита собственных финансовых ресурсов, с одновременной структурной перестройкой во всех основных отраслях национальной экономики и обновлением оборудования, которое невозможно осуществить без привлечения значительных инвестиций. Сдерживающим фактором в этом плане является то, что Абхазия рассматривается иностранными инвесторами в качестве зоны рискового вложения капитала из-за отсутствия политической стабильности вокруг нее. Тем не менее, в период с 1995 по 2003 г. Министерством юстиции Республики Абхазия зарегистрировано 113 предприятий с иностранными инвестициями с совокупным уставным фондом более 20 млн дол. США, при этом размеры уставного фонда отдельных предприятий колеблются от 100 до 600 тыс. дол. Преобладающее большинство совместных предприятий учреждены в форме обществ с ограниченной ответственностью, а наиболее крупные объекты, относимые к предприятиям особо важного народнохозяйственного значения, находятся в совместном ведении иностранного капитала и государства, при котором доля последнего в уставном капитале СП составляет 50 %. Это, в частности, Абхазо-Адыгское СП «Пивоваренный завод «Сухумский», Аб-

хазо-Российско-Испанское СП «Гагрский лесокомбинат», Абхазо-Российские СП «Табачная фабрика г. Гудаута» и «Сухум-Бабаевский», Абхазо-Турецкое СП по добыче рыбы «Амлагур» и др. Осуществлены крупные иностранные инвестиции и в добычу угля в шахтерском городе Ткуарчал, где только за 2002 г. двумя турецкими фирмами, функционирующими на основе отдельных договоров с Министерством экономики республики вложены более 13 млн дол. США. Итак, основными иностранными инвесторами в экономику Республики Абхазия в настоящее время являются юридические и физические лица РФ, Турции, Украины, Испании и т.д., а общая сумма освоенных ими в течение 2002-2003 гг. вложений составляет более 300 млн р. Валовой объем работ и услуг, произведенных всеми совместными предприятиями в республике за 2003 г., составил более 70 млн р., платежи в госбюджет - около 10 млн р., во внебюджетные социальные фонды - более 1 млн р., а сумма чистой прибыли составила более 10 млн р. Численность занятых в этих предприятиях в 2003 г. выросла почти в 2 раза и составила около 3 тыс. чел., среднемесячная заработная плата - более 2500 р., что значительно выше, чем в целом по Абхазии (1200 р.).

Таким образом, в настоящее время Абхазия привлекает иностранный капитал в форме прямых инвестиций, представляющих собой взносы в уставные фонды совместных предприятий, вложения во взаимовыгодные инвестиционные проекты, относящиеся к наиболее приоритетным отраслям национальной экономики, что является наиболее приемлемым в нынешних социально-экономических и политических условиях Абхазии. Однако простые количественные характеристики результатов иностранных инвестиций в республику создают иллюзию простых решений. Не всегда результаты осуществления принятого инвестиционного проекта были положительными. Таких проектов очень мало, и, как правило, их реализация сопряжена с большими инвестиционными затратами. На практике каждый из них дает различные характеристики эффективности их реализации по различным критериям.

Для правильной оценки любого проекта следует прежде всего определить влияние его осуществления на экономику. Теоретически этот процесс оказывает прямое и косвенное воздействие на все аспекты правительственной политики экономического развития, а именно на национальный доход, национальные сбережения, занятость, распределение доходов, здравоохранение, социальные и культурные изменения и т. д. На практике же можно рассмотреть лишь наиболее важные результаты этих проектов и только в том случае, если они могут быть оценены.

Следует также учитывать многочисленные, неуловимые на первый взгляд детали, которые могут оказаться наиболее важными последствиями осуществления проекта. Поскольку по своей природе они не поддаются количественному измерению, то решающее значение приобретает их субъективная оценка. Если же их хотят включить в модель программиро-

вания, то они должны быть оценены количественно, ибо в противном случае они не могут быть частью этой модели, выражающейся в количественных соотношениях. По этой причине рассматриваемые ниже количественные методы оценки ни в коем случае не являются единственным основанием для принятия решения о включении или не включении инвестиционного проекта в план развития. Однако подобные методы могут существенно помочь, особенно в том случае, когда рассматриваются проекты, количественные характеристики которых имеют важное значение. Окончательное решение о включении инвестиционного проекта в план всегда должны принимать специалисты, могущие оценить общее количественное и не количественное влияние осуществления проектов на достижение целей, сформулированных в индикативном плане социально-экономического развития страны.

Результаты реализации проекта можно разделить на первичные и вторичные, а первые, в свою очередь, на прямые и косвенные. С точки зрения влияния на доход это выглядит следующим образом: прямой результат осуществления инвестиционного проекта - рост дохода в секторе, в рамках которого он воплощается; косвенный результат - рост дохода в секторах, связанных с первым прямыми вертикальными технологическими отношениями; вторичный результат - рост дохода во всех других секторах национальной экономики.

Разнообразие источников инвестиций, поступающих от многочисленных внешних инвесторов наряду с внутренними инвестициями (российские рубли, американские доллары, турецкие лиры, немецкие марки и т. д.) вынуждают инвестиционные компании прибегать к сложным приемам поиска наиболее эффективных инвестиционных решений. При этом значение имеет как характер задач, которые будут решаться с помощью инвестиций, так и набор различных инвестиционных ресурсов.

Можно выделить три уровня инвестиционных решений:

а) уровень отдельного инвестиционного проекта;

б) уровень инвестиций на уровне отрасли или подотрасли;

в) макроэкономический уровень инвестиционной программы.

Комбинации многоцелевых задач с многомерностью дефицитности

или важности различных иностранных валют в случае создания объектов с разным долевым участием иностранных партнеров еще более усложняют задачу. Конечно, наиболее простой путь - оценка валют по их складывающейся рыночной стоимости, а цели реализации можно свести к одной задаче - рентабельности проекта. Но, даже в этом случае возникает проблема - в каких денежных единицах измерять рентабельность проектов: в российских рублях, американских долларах или иных валютах? С нашей точки зрения упрощение расчета может привести к крупным просчетам и практическим убыткам при выборе набора единиц измерений.

Начнем с того, что в Республике Абхазия существует целый набор критериев результативности реализации любого проекта: размеры дохода

и налогов на доходы; рабочие места, что немаловажно при значительных размерах безработицы; количество жилья, которое может сопутствовать реализации проекта; продолжительность жизни; уровень квалификации персонала и другие характеристики.

Предположим, что правительственные органы или правление компании определили влияние каждого проекта на каждую из указанных целей, которые в программе социально-экономического развития страны в целом сформулированы следующим образом: увеличить доход или национальный продукт на А; занятость на В; сбережения (накоплений) на С; какой-либо показатель в области здравоохранения на D (например, увеличить продолжительность жизни или уменьшить детскую смертность) и т.д.

Допустим, что влияние осуществления проекта 1 на достижение поставленных в плане целей характеризуется показателями а1, b1, с1, d1 и т.д.; проекта 2 - а2, b2, с2, d2 и т.д.

Чтобы оценить эти проекты, следует рассмотреть различные цели плана, например, увеличение дохода или национального продукта на единицу р, занятости на единицу q, сбережений (накоплений) на единицу r, показателя здравоохранения на единицу s и т.д. Можно допустить, что эти оценки являются субъективными. Результаты влияния проектов, не поддающиеся количественному учету, также приходится оценивать субъективно; впоследствии, как уже отмечалось, это может уточняться специалистами.

Таким образом, общая оценка (V) проекта 1:Vi = а1р + b1q + с1г +d1s и т.д.; проекта 2: V2 = а2р + b2q + с2г + d2s и т.д.

С точки зрения финансовых затрат основным фактором является капитал, инвестируемый в каждый проект, который можно обозначить через к1, к2 и т.д. Могут быть и другие ограниченные факторы, например иностранная валюта f1, f2 и т.д., т.е. два типа ресурсов для инвестирования, их может быть и больше, как в Абхазии.

Проведем экономические расчеты применительно к ее условиям, где А - увеличение национального продукта на 100 млн дол. =100 балл; В -увеличение занятости на 2 тыс. чел. =100 балл; С - увеличение накоплений на 50 млн дол. =100 балл; D - увеличение продолжительности жизни на 1 год =100 балл.

Проект 1, прирост результатов: Проект 2, результаты: а! = 1 млн дол.,т.е. 1 балл; а2 = 800 тыс. дол. , т.е. 0,8 балл;

b1 = 500 чел., т.е. 25 балл; b2 = 1000 чел, т.е. 50 балл;

с1 = 500 тыс. дол., т.е. 0,1 балл; c2 = 10 тыс. дол., т.е. 0,05 балл; d1 = 2 года, т.е. 100 балл. d2 = 0,3 года, т.е. 33 балл.

Если предположить, что увеличение дохода на 1 млн дол. имеет для национальной экономики такое значение, как и увеличение занятости на 2 тыс. чел., рост накоплений на 50 млн дол. и продолжительность жизни на 1 балл, то оценка проекта 1 будет равна: Vi = 1 + 25 + 0,1 + 100 = 126,1; Оценка проекта 2: V2 = 0,8 + 50 + 0,05 + 33 = 83,85.

По первоначальным оценкам (субъективным) наибольший результат дает проект 1. Далее необходимо сравнить полученные результаты с затратами. Если проект 1 стоит 2 млн р., а в иностранной валюте затраты составляют 500 тыс. дол., а проект 2 стоит К2 = 1,2 млн р., а в иностранной валюте - 200 млн дол., то с точки зрения затрат в рублях эффективность проекта 1 составит в баллах, на 1 млн р.: 126,1 : 2 млн р. = 63 единиц; а эффективность проекта 2: 83,85 : 1,2 млн р. =70 единиц.

Можно констатировать, что с точки зрения затрат на 1 млн р. по суммарному результату в рублях проект 2 является эффективней. Но с точки зрения валютных затрат, при выбранной шкале оценок значимости результатов, проект 1 дает следующие результаты на единицу затрат в иностранной валюте на 1 млн дол.: 126,1 : 0,5 = 252 единиц, а эффективность проекта 2 при затратах на 1 млн. дол. составит: 83,85 : 0,2 = 419 единиц.

Таким образом, хозяйствующий субъект, принимающий решение должен сопоставить результаты с разной покупательной способностью валют: официальной и реальной, а затем уже принимать окончательное решение. Подобная процедура должна быть применена ко всем предложенным проектам, а затем проведен отбор наиболее эффективных проектов в соответствии с поставленными целями и задачами в каждой конкретной отрасли. Если же задача не реализуется, то следует пересмотреть шкалу субъективных оценок и относительное соотношение дефицитности валют. Процедура повторяется столько раз, сколько это необходимо для получения эффективной отраслевой программы. При разработке многоотраслевой программы необходимо определить приоритетность отраслей, и в соответствии этим найти значение субъективных оценок целей по каждой отрасли с тем, чтобы получить максимальный народнохозяйственный эффект и эффективность имеющихся разнообразных ресурсов. Чисто рыночный подход к данной проблеме по схеме инвестиции - прибыль представляет собой частный случай оптимизационной задачи. Здесь выдвинута идея упрощенной процедуры поиска оптимального решения, как для отдельного проекта, отдельной отрасли, так и для национальной экономики. За пределами этого подхода находится временной фактор, но и он может быть учтен через характеристики дисконтирования.

Если для осуществления проектов необходим не только капитал, но и другие ограниченные факторы, например, иностранная валюта, природные ресурсы или квалифицированные рабочие, то в знаменателе показателей «эффективности» проектов должен стоять не только инвестируемый капитал К1, К2 и т.д., но и оценки этих факторов производства. Оценки факторов производства иначе называют «расчетными ценами». И в данном случае, исходя из произвольных относительных цен на перечисленные выше ограниченные факторы производства, можно выбрать наиболее эффективную программу проектов, но объем необходимых для ее осуществления факторов может и не совпасть с их наличием. Методом последовательного приближения можно найти такие относительные расчетные

цены факторов производства, которые приведут к выбору самой эффективной программы, использующей только имеющиеся ресурсы для его осуществления. Однако полученный таким образом максимальный вклад инвестиций в увеличение национального дохода страны может совпадать или не совпадать с предположениями плана. Если программа развития национальной экономики в целом и программы развития отдельных ее секторов основывались на точных или предельных капитальных коэффициентах, то расхождения не будет. Но, как правило, будет некоторое несоответствие в том или ином отношении, что свидетельствует о необходимости пересмотра первоначального проекта и является примером осуществления «планирования по этапам».

Если имеется план, в котором выделено несколько секторов национальной экономики, то вышеприведенный метод можно использовать и для выбора проектов в каждом секторе. Это позволяет осуществить проверку плана, так как может случиться, что «последний» проект, принятый в секторе 1, окажется менее выгодным с точки зрения увеличения национального дохода страны, чем первый проект, исключенный в секторе 2. В подобном случае было бы лучше ввести последний проект и отказаться от первого, и такой пересмотр плана явился бы его улучшением. Однако решение должно зависеть от того, что лучше и реальнее - предположения, лежащие в основе плана, или оценки «эффективности» проектов.

При оценке проекта иногда может возникнуть необходимость расчленения затрат, связанных с его осуществлением, на отдельные элементы. Подобная необходимость особенно ясно проявляется, если используются так называемые расчетные или условные цены. Это фиктивные цены, которые можно придать некоторым элементам затрат или товарам с целью улучшения оценки относительного значения для национальной экономики. Например, расходы, осуществляемые в иностранной валюте или доходы, получаемые в той же валюте, могут иметь гораздо более важное значение для национальной экономики, чем это показывает официальный валютный курс. Вообще, расчетные цены - это тот их уровень, при котором устанавливается равновесие между спросом и предложением. При официальном валютном курсе это равновесие часто отсутствует; иностранная валюта оказывается слишком дешевой, и поэтому спрос на нее превышает предложение. Кроме того, существуют серьезные основания полагать, что фактические цены на труд и капитал в странах с переходной экономикой, в том числе и Абхазии, в которых уровень социально -экономического развития по известным причинам низок, отличаются от их действительной ценности для национальной экономики, или от цен равновесия. В странах с переходной экономикой количество малоквалифицированной рабочей силы столь велико, что ее предложение превышает спрос. Использование дополнительной единицы неквалифицированного труда дает стране мало продукции и представляет собой меньшую ценность, чем выплачиваемая заработная плата. В то же время капитал может

иметь более важное значение для страны, чем это видно из официальной ставки процента, доказательством чему служат гораздо более высокие проценты по частным займам.

Расчеты, описанные выше, часто оказываются слишком сложными, и их трудно провести с той точностью, какая требуется теоретически, в связи с чем, на практике на всех этапах планирования и программирования возникает потребность в применении приближенных методов, сущность которых кратко излагается ниже.

Данные методы должны применяться уже на первой стадии выбора программы, а именно для оценки результатов осуществления проектов. Так, оценка вклада любого проекта в увеличение национального дохода страны часто представляет собой довольно точный расчет прямого вклада. Она заключается в определении ВВП и эксплуатационных расходов. Косвенные последствия осуществления проекта можно определить, задавшись вопросом: какое увеличение национального дохода будет в отраслях, поставляющих сырьевые и капитальные ресурсы, и в отраслях, обрабатывающих продукты, которые предполагается получить после осуществления проекта? Ответ иногда оказывается довольно неточным. Поэтому следует, на основе проведения тщательного анализа, определить, какие изменения в этих отраслях не зависят от осуществления данного проекта и какие являются действительно его результатами. Наконец, вторичные результаты осуществления проекта можно оценить, применяя мультипликатор английского экономиста Дж. Кейнса к различным категориям дополнительного дохода, который создается проектом [2]. Так, например, различные мультипликаторы можно применить к доходам фермеров, рабочих и доходам остальных групп населения, основываясь на определенных предположениях о налогах, сбережениях и затратах на импортируемые товары в расходах этих трех групп населения. Вторичные последствия осуществления проекта на выпуск продукции и занятость следует предполагать только в том случае, если имеются неиспользованные и взаимодополняющие друг друга факторы производства.

На второй стадии выбора проектов, т.е. при оценке целей экономической политики, также можно разработать приближенные методы. При отсутствии точных оценок целей может оказаться полезным метод подстановки плановых цифр, относящихся к различным секторам национальной экономики. Этому же процессу может помочь проведение непосредственного опроса у лиц, осведомленных относительно взглядов правительства на различные цели его экономической политики.

Учет будущего дохода можно осуществить в соответствии со ставкой процента, преобладающей на рынке капитала для займов с различными сроками. Однако, если планирующая организация считает, что рыночные цены на труд, капитал и иностранную валюту не совпадают с расчетными или условными ценами, то последние можно просто установить на некотором обоснованном уровне. Так, расчетная заработная плата, состав-

ляющая 50 % от действительно выплачиваемой, и расчетная ставка процента, составляющая 200 % от рыночной ставки процента на коммерческие займы, могут отражать относительную дефицитность капитала и труда более точно, чем сами рыночные цены.

Процесс разгосударствления, приватизации и акционирования государственной собственности, который практически еще не начался в Республике Абхазия, в особенности в более крупных предприятиях, должен способствовать привлечению средств в виде портфельных вложений, т.е. путем покупки зарубежными инвесторами акций приватизируемых объектов, и в этом случае необходимость проведения анализа оценок инвестиционных проектов еще больше возрастает.

Как отмечается в Послании Президента Республики Абхазия Народному Собранию, «политика государства была направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата, который стимулировал бы приток иностранного капитала в экономику страны... Наша задача - обеспечить всем инвесторам защиту их капиталовложений и прав, создать стабильные условия для их деятельности, обеспечить доступ иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях Абхазии» [3, с. 14-15].

К числу факторов, способствующих притоку иностранного капитала в республику, следует отнести льготы, предоставляемые предприятиям с иностранными инвестициями, которые изложены в дополнениях к закону «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия», принятые Народным Собранием-Парламентом республики 30 марта 1998 г. [4]. В частности, предприятиям с иностранными инвестициями, в уставном капитале которых доля иностранного участия составляет более 30 %, устанавливаются следующие налоговые льготы:

а) уменьшение на 25 % облагаемой прибыли и суммы налога на имущество в течение первых трех лет после получения объявленной прибыли, если размер иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия составляет 20 тыс. дол. США и более;

б) уменьшение на 50 % облагаемой прибыли и суммы налога на имущество в течение первых трех лет после получения объявленной прибыли, если размер иностранных инвестиций в уставном капитале предприятия составляет 50 тыс. дол. США и более;

в) полное освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на имущество в течение первых трех лет после получения объявленной прибыли, если размер иностранных инвестиций в уставном капитале предприятия составляет 100 тыс. дол. США и более.

Кроме того, предприятия с иностранными инвестициями в республике дополнительно освобождаются от налогообложения прибыли, реинвестируемой в следующие приоритетные производства:

- производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукций;

- производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;

- строительство и развитие энергетики на основе малых гидроэлектростанций и другой альтернативной энергетики.

В настоящее время Кабинетом Министров Республики Абхазия определены основные отрасли и виды деятельности в национальной экономике, представляющие преимущественный интерес для иностранных инвесторов, каковыми являются:

- курорты и туризм (санатории, пансионаты, дома отдыха, гостиницы, туристические базы, туристические агентства и т.д.);

- пищевая промышленность (предприятия по производству винно-водочных изделий, безалкогольных напитков, консервирования плодоовощных продуктов сельского хозяйства, хлебобулочных и кондитерских изделий);

- перерабатывающая промышленность (чайные и табачные фабрики, кожевенный и химический заводы и др.);

- лесная и деревообрабатывающая промышленность (предприятия по заготовке и переработке древесины (бук, пихта, дуб));

- добывающая промышленность (по добыче каменного угля, барита для химической и медицинской промышленности, строительных материалов (известь, гранит, мрамор, кварцевые пески, глина и др.));

- энергетика (предприятия по производству и транспортировке электроэнергии);

- сельское хозяйство (по возделыванию и производству ореха фундука, чайного листа, табака, эфирномасличных культур (базилик, герань, роза, тунг, эвкалиптовое масло), цитрусовых, плодово-ягодных культур, овощей, злаков и др. сельскохозяйственных культур).

Таким образом, важность иностранных инвестиций для развития национальной экономики Республики Абхазия несомненны, так как играют ключевую роль в восстановлении разрушенного национального хозяйства и вовлечении хозяйствующих субъектов страны во вновь формирующиеся мирохозяйственные связи.

Литература

1. Республика Абхазия. 2004. № 122. Окт.

2. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2002.

3. Послание Президента Республики Абхазия Народному Собранию. Сухум, 2001 г.

4. Закон Республики Абхазия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Абхазия «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия» // Сб. законодательных актов Республики Абхазия. Вып. 8. Сухум, 1998.

Абхазский государственный университет 19 апреля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.