Научная статья на тему 'Финансирование программ повышения качества инфраструктуры сферы услуг Республики Абхазия'

Финансирование программ повышения качества инфраструктуры сферы услуг Республики Абхазия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ / REPUBLIC OF ABKHAZIA / INFRASTRUCTURE / QUALITY / FINANCE / BUDGET / EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заркуа Т. Р.

В статье рассматриваются основные современные направления развития и восстановления инфраструктуры Республики Абхазия и источники их финансирования. Выявлено, что, несмотря на рост доходов госбюджета, за счет государственных средств можно финансировать лишь малую часть необходимых инфраструктурных расходов. Сделан вывод о том, что государственные расходы необходимо сосредоточить на финансировании бесприбыльных и социально значимых объектов инфраструктуры, а для повышения эффективности системы мер по стимулированию частных иностранных инвестиций принять программу повышения транспарентности бизнес-среды и распространения лучших бизнес-практик иностранного инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDING FOR PROGRAMS TO IMPROVE THE QUALITY OF INFRASTRUCTURE SERVICES REPUBLIC OF ABKHAZIA

The paper discusses the main directions of development of modern infrastructure and restoration of the Republic of Abkhazia and the sources of their funding. Found that, despite the increase in government revenues, public funds can finance only a small part of the necessary infrastructure costs. The conclusion is that government spending should be focused on the financing of non-profit and socially important infrastructure, and to improve the effectiveness of measures to encourage private foreign investment to establish a program to increase transparency of the business environment and the spread of best business practices of foreign investment.

Текст научной работы на тему «Финансирование программ повышения качества инфраструктуры сферы услуг Республики Абхазия»

положительно влияющим на развитие туристской отрасли Республики Абхазия, можно отнести исключительно благоприятный климат на всей ее территории и гармоничное сочетание на небольшой площади культурно-исторических, природных достопримечательностей и рекреационных объектов, что позволяет сформировать гармоничную программу пребывания на любой срок, без традиционного разделения на «пляжный», «оздоровительный» и «экскурсионный» туризм.

Кроме того, можно констатировать, что качественный уровень развития жилищно-рекреационной инфраструктуры уже достаточно высок, хотя предстоящее увеличение потока туристов требует продолжения программы строительства и реконструкции пансионатов, санаториев, а также спортивно-развлекательных объектов.

К факторам, негативно влияющим на реализацию туристского потенциала Республики Абхазия, следует отнести недостаточную степень развития ее информационной инфраструктуры, а также низкое качество формирования комплексных туристских программ. Изучение российских туристских сайтов показывает, что в основном предложения сфокусированы вокруг программ пансионатов, а огромный сегмент, связанный с частным сектором, остается практически неохваченным. Понятно, что традиционным турфирмам существенно труднее работать с частным сектором, формируя привычное комплексное предложение «трансфер - проживание - экскурсии», однако в настоящее время турист, желающий впервые провести отдых в Абхазии, оказывается в информационном вакууме: в Интернете можно найти лишь обобщенную информацию о достопримечательностях и лишь изредка о конкретных экскурсиях, но нельзя заранее забронировать участие в тех или иных экскурсиях, составив план своего пребывания. Для решения указанной проблемы необходимо, прежде всего, развитие институциональной среды и информационной инфраструктуры туризма в Республике Абхазия. К развитию институциональной среды можно отнести создание саморегулируемых организаций и других форм объединения

различных поставщиков отдельных развлекательно-экскурсионных услуг, позволяющих выработать единый график и правила их оказания. Это позволит сформировать и единое информационное пространство туристских услуг, дающее возможность изучить альтернативы, выбрать и сконфигурировать план пребывания туриста.

Таким образом, в целом можно сделать вывод о том, что рекреационный потенциал Республики Абхазия является чрезвычайно высоким. Базовая стоимость отдыха в этой стране уже в настоящее время сравнима с предложениями лидеров туристского рынка -Турции и Египта, при этом Абхазия обладает рядом фундаментальных преимуществ (русскоязычное население, особо оздоравлива-ющий климат, возможность доставки крупногабаритного багажа по железной дороге и т.д.), а также ситуационных преимуществ (прежде всего, преимуществом новизны для большинства туристов, привыкших проводить отдых в вышеуказанных странах). Главным ограничивающим фактором в реализации данного потенциала является слабость информационного обеспечения, порождающая высокую степень неопределенности программ пребывания, что повышает «порог входа» туристов на данный рынок, затрудняя первичное привлечение новых туристов, еще не познакомившихся на практике с местными реалиями. Реализация предложенных институциональных, инфраструктурных и информационных мер позволит потенциальным туристам более точно оценить и спрогнозировать свое пребывание в Республике Абхазия и, как следствие - переориентировать на данный регион туристские потоки из традиционных регионов отдыха.

Литература:

1. Отдых в Абхазии [Электронный ресурс] // режим доступа: http://otdih-abhazia.ru/abhazia_chastnyj_sektor.php.

2. Пансионат «Айтар» [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.solvex.ru/hotel/?uid=4626&resort=659#1.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНФРАСТРУКТУРЫ СФЕРЫ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Заркуа Т.Р.

В статье рассматриваются основные современные направления развития и восстановления инфраструктуры Республики Абхазия и источники их финансирования. Выявлено, что, несмотря на рост доходов госбюджета, за счет государственных средств можно финансировать лишь малую часть необходимых инфраструктурных расходов. Сделан вывод о том, что государственные расходы необходимо сосредоточить на финансировании бесприбыльных и социально значимых объектов инфраструктуры, а для повышения эффективности системы мер по стимулированию частных иностранных инвестиций принять программу повышения транспарентности бизнес-среды и распространения лучших бизнес-практик иностранного инвестирования.

Ключевые слова: Республика Абхазия, инфраструктура, качество, финансирование, бюджет, расходы.

FUNDING FOR PROGRAMS TO IMPROVE THE QUALITY OF INFRASTRUCTURE

SERVICES REPUBLIC OF ABKHAZIA

Sarkua T.

The paper discusses the main directions of development of modern infrastructure and restoration of the Republic of Abkhazia and the sources of their funding. Found that, despite the increase in government revenues, public funds can finance only a small part of the necessary infrastructure costs. The conclusion is that government spending should be focused on the financing of non-profit and socially important infrastructure, and to improve the effectiveness of measures to encourage private foreign investment to establish a program to increase transparency of the business environment and the spread of best business practices offoreign investment.

Keywords: Republic of Abkhazia, infrastructure, quality, finance, budget, expenses.

Экономика Абхазии в настоящее время находится на подъеме. Продолжаются процессы послевоенного восстановления. Однако ограниченность финансовых ресурсов требует тщательного выбора приоритетов программ развития и восстановления, о чем было сказано в выступлении Президента Республики Абхазия А.З. Анкваба [1].

«Мы хорошо помним, что до войны в Абхазии работал целый ряд промышленных предприятий ... Ни одно из этих предприятий, будь оно восстановлено прямо сейчас, не сможет работать, как минимум, без надежного энергоснабжения и сопутствующей инфраструктуры. Поэтому твёрдо убеждён в том, что только развитие общей инфраструктуры и национальной экономики, создание благоприятного правового поля повысит, в свою очередь, инвестиционную привлекатель-

ность страны, будет способствовать созданию новых рабочих мест, значительно увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

. Не может государство направлять основные средства исключительно на создание производств, когда разрушены школы и дороги, когда медицинские учреждения находятся в плохом состоянии и многие не могут получить квалифицированную помощь в собственной стране, когда бытовые условия тысяч граждан не отвечают элементарным требованиям.

. инвестиции в инфраструктуру должны привлечь, в свою очередь, частные инвестиции. Так уже происходит».

Действительно, именно инвестиции в инфраструктуру, в объекты

и институты, продуцирующие общественные блага, могут существенно повысить деловой климат, стать опорой для развития частнопредпринимательской инициативы как абхазских, так и иностранных инвесторов. При этом одним из наиболее важных приоритетов является развитие инфраструктуры сферы услуг, ориентированных на туристский бизнес, поскольку именно туризм традиционно имеет важнейшее значение для экономики Республики Абхазия.

Уникальные туристические ресурсы республики создают условия для совершенствования разнообразных видов индустрии отдыха. Близость моря, южные широты, горный рельеф обусловили удивительное разнообразие природных условий. Достаточно разветвленная сеть автодорог на сравнительно небольшой территории позволит путешественнику буквально за несколько часов побывать почти во всех климатических зонах, начиная от влажных субтропиков до вечных снегов в высокогорьях.

Исключительные природно-климатические условия, береговая линия протяжённостью 215 км, смешанные песчано-галечные пляжи, огромное количество исторических, культурных, религиозных и природных памятников, множество тщательно разработанных туристско-экскурсионных маршрутов делают Абхазию привлекательной для инвесторов.

Вооружённый конфликт, начавшийся в 1992 году, нанес серьезный ущерб рекреационной сфере. Были разрушены и разграблены практически все гостиничные объекты и объекты инфраструктуры. Сейчас, несмотря на очевидные трудности, принимаются значительные усилия по восстановлению и развитию работы отрасли. Если в 1999 г. в Абхазии принимали туристов всего лишь 10 санаториев различных форм собственности и ведомственной принадлежности (в сумме на 2300 мест), то в 2007 г. функционировало уже 50 объектов на 11 тыс. мест, и дальнейшее восстановление идёт быстрыми темпами. Для сравнения: в Сочи, где протяженность береговой линии 145 км (в Абхазии - 215 км), расположено 245 санаториев и 500 гостиниц.

Необходимо рассмотреть подробнее основные направления развития инфраструктуры сферы услуг Республики Абхазия и возможные источники их финансирования. Действующие направления вложения средств в восстановление и развитие Республики Абхазия перечислены в вышеуказанном выступлении А.З. Анкваба:

«Близится к завершению реализация первого этапа Комплексного плана социально-экономического развития республики, разработанного на 2010-2012 годы...

Средства, предусмотренные в государственном бюджете на реализацию плана, были направлены на восстановление объектов здравоохранения, образования, социально-культурной сферы, транспортной и инженерной инфраструктур, жилищно-коммунального хозяйства.

Сейчас в стадии доработки новая Инвестиционная программа на 2013 - 2015 годы, основанная также на российской помощи.

За 3 года нам необходимо серьёзно поработать в сфере здравоохранения, ибо возрождение экономики невозможно без здорового населения. .

В этот период мы продолжим восстановление и капитальный ремонт детских садов и школ, домов культуры и клубов, строить крытые многопрофильные спортивные объекты, футбольные мини-поля, баскетбольные и волейбольные площадки, детские игровые площадки, футбольные стадионы в городах и районах.

Необходимо . восстановить системы канализации и водоснабжения, продолжить ремонт дорог всех категорий, линий электропередач.

Сегодня курортная сфера привлекает капитал, в том числе иностранный. В неё вкладывают немалые деньги. Активные финансовые вложения государства в восстановление общей и социальной инфраструктуры стимулировали развитие строительной сферы, хорошими темпами развивается рынок строительных материалов и услуг. В нём задействованы как абхазские, так и российские компании».

Восстановление и развитие инфраструктуры может происходить преимущественно за счет государственного бюджета Республики Абхазия или же за счет средств иностранных инвесторов. Динамика фактических доходов госбюджета Республики Абхазия за период 20052011 годов положительна, ее среднегодовой темп роста составил 152%. (см. рис. 1 [2]).

Среднегодовой темп роста фактических расходов государственного бюджета Республики Абхазия за период 2005-2011 гг. составил 149%.

Основными статьями фактических поступлений в государственный бюджет Республики Абхазия в 2011 году являлись: а) финансовая помощь Российской Федерации - 72,0%; б) налог на добавленную стоимость - 5,7%; в) подоходный налог - 4,9%; г) налог на прибыль -4,2%; д) таможенная пошлина - 3,6%; е) иные поступления - 9,6%.

Фактические доходы государственного бюджета Республики Абхазия в 2011 году составили 8 685,0 млн. руб. Из них собственные доходы бюджета составили 2 432,0 млн. руб. или 28%. При этом по сравнению с 2010 годом объем собственных доходов Абхазии в 2011 году увеличился на 236,1 млн. руб.

В структуре собственных доходов республики объем налоговых платежей за 2011 год составил 1603,0 млн. руб., неналоговых платежей - 828,6 млн. руб. По сравнению с показателями алогичного периода 2010 года поступления налоговых доходов в государственный бюджет увеличились на 120,3 млн. руб., неналоговых - на 115,9 млн. руб.

В бюджете Абхазии на 2013 год предусмотрено достижение следующих показателей [3]:

«Утвердить Государственный бюджет Республики Абхазия на 2013 год по доходам в сумме 5 029 437,2 тыс. рублей и по расходам в сумме 5 363 913,2 тыс. рублей.

Направить в 2013 году из Государственного бюджета Республики Абхазия средства в сумме 1 443 208,1 тыс. рублей на финансирование народного хозяйства, в том числе:

- на ремонтно-восстановительные работы объектов, подлежащих строительству, ремонту и реконструкции - 277 879,4 тыс. рублей; на восстановление и развитие сельского хозяйства - 45 350,0 тыс. руб-

Рис. 1. Динамика доходов и расходов госбюджета Республики Абхазия

8,00%

■ Доля в расходной части бюджета

Рис. 2. Доля текущих расходов на развитие инфраструктуры сферы услуг в госбюджете Республики Абхазия в 2013 году

лей; на благоустройство территорий районов Республики Абхазия и города Сухума - 190 431,8 тыс. рублей; на ремонт дорог местного значения - 5 862,5 тыс. рублей; ...

Направить в 2013 году из Государственного бюджета Республики Абхазия средства в сумме 1 464 374,8 тыс. рублей на финансирование социально-культурных мероприятий, в том числе:

- на здравоохранение - 394 175,0 тыс. рублей;

Направить в 2013 году из Государственного бюджета Республики Абхазия средства на финансирование:

- средств массовой информации - 64 362,3 тыс. рублей.».

Анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что

расходы, которые могут быть отнесены к инфраструктурным, составляют незначительную часть в планируемом бюджете Республики Абхазия (см. рис. 2). В частности, расходы на ремонт и восстановление различных объектов составляют 5% расходной части бюджета (при этом не конкретизировано, какой процент из этих объектов принадлежат к инфраструктуре сферы услуг), благоустройство территорий -чуть более 3%, ремонт местных дорог - порядка 0,1% (однако следует учитывать, что часть данных расходов покрывается из Дорожного фонда, размер которого в 2011 году составил 33 млн. руб., а дороги республиканского значения реконструируются за счет российских средств). Расходы на здравоохранение составляют порядка 7%, однако большая часть из них - текущие расходы на оплату труда, медикаменты и т.д.

Следует выделить и расходы на важнейший элемент информационной инфраструктуры - средства массовой информации - которые достигают 1% расходной части бюджета.

Таким образом, можно заключить, что возможности бюджета Республики Абхазия по-прежнему являются весьма ограниченными, поэтому необходимо направлять финансовые ресурсы на создание тех объектов инфраструктуры, которые имеют высокую социально-экономическую важность и при этом в сложившихся условиях не могут быть использованы для извлечения доходов и переведения на самоокупаемость (прежде всего, сюда необходимо отнести дороги, поскольку в условиях Абхазии концепция платных дорог нежизнеспособна, как ввиду низкой покупательной способности местного населения, так и ввиду сложности дорожной сети, частого отсутствия альтернативных вариантов проезда, что поставит владельцев частных дорог в нерыночные условия). Для финансирования же остальных объектов инфраструктуры сферы услуг (прежде всего, рекреационных объектов, сетей сотовой связи и т.д.) необходимо привлечение иностранных инвестиций.

В соответствии с Законом Республики Абхазия «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия» «предприятиям с иностранными инвестициями (за исключением банков и иных кредитных организаций), в уставном капитале (фонде) которых доля иностранного участия составляет более 30%, устанавливаются налоговые льготы:

а) уменьшение на 25% облагаемой прибыли и ставки налога на имущество предприятий в течение первых трех лет после получения объявленной прибыли (включительно), если размер иностранных инвестиций в уставном капитале (фонде) предприятия составляет от 250000 до 500000 долларов США;

б) уменьшение на 50% облагаемой прибыли и ставки налога на имущество предприятий в течение первых трех лет после получения объявленной прибыли (включительно), если размер иностранных инвестиций в уставном капитале (фонде) предприятия составляет от 500000 до 1000000 долларов США;

в) полное освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на имущество предприятий в течение первых трех лет после получения объявленной прибыли (включительно), если размер иностранных инвестиций в уставном капитале (фонде) предприятия составляет 1000000 долларов США и более».

Кроме того, предприятия с иностранными инвестициями дополнительно освобождаются от налогообложения прибыли (дохода), реинвестируемой в Республике Абхазия в следующие приоритетные производства и отрасли экономики:

• «производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

• производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

• строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;

• строительство и развитие энергетики на основе малых гидроэлектростанций и другой альтернативной энергетики.

Имущество, ввозимое в Республику Абхазия в качестве вклада иностранного инвестора в уставный фонд совместного предприятия или для создания предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, освобождается от взимания таможенной пошлины и не облагается налогом на импорт».

По мнению автора, для повышения действенности указанных льгот целесообразно повысить степень информационной прозрачности бизнес-планирования в сфере инфраструктуры Республики Абхазия. Необходимо создание эталонных инвестиционных объектов с всемерной государственной помощью, обобщение их лучших практик и тиражирование в качестве эталонных образцов в заинтересованных бизнес-кругах России посредством различных институтов, таких как торговые представительства, торгово-промышленные палаты и т.д.

Комплексная стратегия государственного и частного финансирования развития инфраструктуры позволит сформировать надежную базу для реализации колоссального конкурентного потенциала Абхазии в области международного туризма.

Литература:

1. Материалы Четвертого Российско-Абхазского делового форума «Россия и Абхазия: достижения межрегионального сотрудничества 2012» // Режим доступа: http://gagra.biz/v-abhazii-sostoyalsya-chetvertyj-rossijsko-abhazskij-delovoj-foram-rossiya-i-abhaziya-dostizheшya-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-2012.

2. Торговое представительство Российской Федерации в Республике Абхазия // Режим доступа: http://www.rustrademission.ru/.

3. Закон Республики Абхазия «О Государственном бюджете Республики Абхазия на 2013 год» 24 января 2013 г., № 3250-с-У // Республика Абхазия, 2013. - 4 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.