Научная статья на тему 'РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
352
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голишникова Елена Ильинична, Санташова Олеся Владимировна

В статье актуализирована проблема профессионального самоопределения обучающихся с сенсорными нарушениями, анализируется важность родительского мнения и других субъектов в процессе профессионального самоопределения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голишникова Елена Ильинична, Санташова Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARENTS IN THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS WITH SENSORY DISABILITIES

The article actualizes the problem of professional self-determination of school pupils with sensory disorders.Аnalyzes the importance of parental opinion in the process of professional self-determination of school pupils with sensory disorders.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

2. Бурлакова Н.В. Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования / Н.В. Бурлакова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. -№03/2. - С. 25-27.

3. Воронкова В.Г., Кивлюк А.П., Андрюкайтене Р. Концептуализация модели ноосферного развития современного социума и образования информационного общества / В.Г. Воронкова, А.П. Кивлюк, Р. Андрюкайтене // Гуманитарный вестник ЗГИА, 2017. - № 68. - С. 44-46.

4. Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобалистика и глобальное образование: эволюционный ракурс [Электронный ресурс] - URL: Режим доступа http://www.socionauki.ru/book/files/ygi/059-073.pdf

5. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования / Алимасова Д.П., Анисимова Л.С., Горячук О.Ю., Давкуш Н.В., Картавая Ю.К., Колосова Н.Н., Раскалинос В.Н., Хитрова А.В., Шпиталевская Г.Р., Глузман Н.А.: коллективная монография / Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Симферополь, 2016. - 302 с.

6. Романов В.А. Социальная и эмоциональная компетентность: сравнительный анализ / В.А. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 189-192.

7. Урсул А.Д. Опережающее образование и становление информационной цивилизации [Электронный ресурс] - URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/4a8063cf79d05aa6c325766300402530

8. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм и глобалистика [Электронный ресурс] - URL: http://misis.rn/Portals/0/Download/SNiT/%D0%93%

9. Gluzman N.A., Zhelnina E.V., Ivanova T.N., Akhmetzhanova G.V., Gorbacheva N.B., Yavon S.V. Educational environment in the information society as an efficient indicator of the provision of high level of design solutions and technologies / Gluzman N.A., Zhelnina E.V., Ivanova T.N., Akhmetzhanova G.V., Gorbacheva N.B., Yavon S.V. // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Т. 1100 AISC. - С. 778-791.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук, доцент Голишникова Елена Ильинична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); старший преподаватель Санташова Олеся Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ С

СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье актуализирована проблема профессионального самоопределения обучающихся с сенсорными нарушениями, анализируется важность родительского мнения и других субъектов в процессе профессионального самоопределения обучающихся.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, школьники с нарушениями слуха, позиции родительского отношения.

An^tatton. The article actualizes the problem of professional self-determination of school pupils with sensory disorders.Analyzes the importance of parental opinion in the process of professional self-determination of school pupils with sensory disorders.

Keywords: professional self-determination, school pupils with hearing disorders, the position of the parental attitude.

Введение. Первым и основным институтом социализации детей с ОВЗ является семья. Именно семья осуществляет трансляцию духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению, воздействует на поведение и ориентацию формирующейся личности ребенка, является важным фактором его социализации и включения в большое разнообразие социальных связей общества, способствует его социальной интеграции. Именно в семье, с помощью родителей ребенок усваивает модель взаимоотношений с другими людьми, представления о себе и других, о целостной картине окружающего его мира. На протяжении всего периода взросления родители являются для любого ребенка, а особенно с нарушениями слуха, чрезвычайно значимыми людьми, принимающие его таким, каким он есть независимо от социального статуса, психофизических и индивидуальных особенностей. Семья является источником эмоциональной поддержки, которая придает подростку уверенность в своих силах и стимулирует к достижениям, выступает примером для подражания, образцом мудрости и лучших человеческих качеств. Родители должны являться друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем, источником знаний и жизненного опыта. По мере взросления ребенка изменяются психологическая значимость и соотношение данных функций, но, тем не менее, при всем стремлении к самостоятельности и независимости подростки с сенсорными нарушениями остро нуждаются в советах и помощи старших и чаще всего эту роль берут на себя родители.

Изложение основного материала статьи. Исследование влияния семьи на формирование профессионального самоопределения подростка с сенсорными нарушениями является чрезвычайно актуальным и объясняется недостаточной разработанностью проблемы профессионального самоопределения обучающихся в связи с их индивидуально-личностными особенностями и разными условиями социально-семейной ситуации развития. Ведь подросткам и лицам юношеского возраста в процессе профессионального выбора необходима помощь именно родителей. Данный возрастной период представляет особый интерес для исследования в связи с тем, что в этот период формируются сложные компоненты личности и субъекта деятельности, которые являются психологическими предпосылками вступления молодого человека во взрослую жизнь, и является психологическим «инструментарием» для автономного взрослого существования [1, С. 561.

В подростковом возрасте, сенситивном для профессионального и личностного самоопределения, семья для обучающегося с ОВЗ приобретает особое значение. Это требует тщательного изучения психологических

оснований для выбора старшеклассниками с нарушениями слуха и зрения профиля обучения и профессионального самоопределения в целом.

Проблема семейного влияния, действия родителей на личностное и профессиональное самоопределение подростка с нарушением слуха является актуальной, обсуждаемой, предполагает организацию новых современных исследований, форм и методов организации профориентации.

Целью исследования явилась необходимость изучения взаимосвязи показателей профессионального самоопределения обучающегося и семейная позиция родителей в процессе профессионального самоопределения подростка с сенсорными нарушениями (слуха).

Предмет исследования: формирование субъектности в процессе профориентации обучающихся выпускных классов с нарушениями слуха.

Базы исследования: ГОБОУ «Мурманская коррекционная школа-интернат №3» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53», г. Мурманск.

В качестве выборок исследования были определены: экспериментальная группа (далее ЭГ): обучающиеся с нарушением слуха (слабослышащие обучающихся II, III и IV степенью нарушения слуха в возрасте 16-17 лет и контрольная группа (далее КГ): обучающиеся без нарушений функций слухового анализатора, в возрасте 16-17 лет. Общее число респондентов - 40.

В соответствии с целью исследования был использован диагностический инструментарий: «Анкета оптанта» (автор Л.А. Головей), в работе с родителями была специально разработана «Анкета семьи» [3, С. 781.

В «Анкету семьи» и анкету «Оптанта» были включены вопросы, ответы на которые отражают влияние родителей на профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ и касаются обсуждения с подростками профессионального выбора, степени влияния семьи на этот выбор, информированности родителей о профессиональных планах собственных детей, характера поддержки, которую оказывают родители обучающихся на этапе профессионального выбора, отношение родителей к выбору.

Данные, полученные в процессе проведенного анкетирования, показывают, что у подростков с нарушениями слуха в выпускном классе происходит формирование внутренней позиции взрослого человека с сознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего самостоятельно. Уровень готовности подростков к выбору профессий в контрольной (сохранный слуховой анализатор) и экспериментальной (нарушения слуха) группах нашел свое отражение в сравнении с уровнем сформированности дальнейшего профессионального плана и осознанности выбора профессии (модифицированная анкета «Оптанта» Л.А. Головей) (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования степени сформированности профессионального плана

показатели нарушения слуха норма

1) уровень сформированности профессионального плана оптанта:

а) полностью 0% 30%

б) частично 40% 60%

в) не сформировано 60% 10%

2) степени сформированности профессионального плана оптанта:

а) сделан выбор в пользу конкретной профессии 30% 80%

б) продуманы пути ее получения 30% 60%

в) имеется уверенность в правильности выбора 30% 70%

г) выбор сделан самостоятельно, а не под воздействием внешних факторов 20% 50%

3) осознанность выбора профессии оптанта:

а) выбор построен с учетом интересов 40% 70%

б) с учетом предшествующего опыта самого ребенка (раньше этим занимался) 30% 60%

в) выбор с учетом способностей 30% 70%

г) выбор с ориентацией на мнение социально-близких людей (семьи) 70% 40%

д) осознанность выбора 20% 60%

е) выбор адекватно мотивирован 20% 60%

На начало обучения в выпускном классе полностью сформирован дальнейший профессиональный план у 30% обучающихся с сохранными слуховыми анализаторами. Данные обучающиеся выбрали профиль обучения и образовательную организацию, в которой они в дальнейшем планируют продолжить обучение. Все обучающихся ориентированы на продолжение образования различного уровня: 60% - стремятся получить средне-специальное образование (СПО), 40% - ориентированы на высшее (ВУЗ) [2, С. 991.

Основными показателями, влияющими на осознанность выбора профессии у подростков являются следующие: учет собственных интересов (70% из числа опрошенных), учет способностей (70%

респондентов), осознанность выбора (60% подростков) и ориентация на мнение социально-близких людей (40% школьников, принявших участие в исследовании).

Среди обучающихся с нарушениями слуха не было выявлено респондентов с высоким уровнем сформированности профессионального плана. Частично сформирован профессиональный план у 40% школьников с нарушениями слуха.Данные обучающиеся сомневаются в выборе какой-либо конкретной специальности, профессиональнойобразовательной организации. К сожалению, у 60% испытуемых с нарушением слуха полностью не сформирован план дальнейшего профессионального самоопределения. Обучающиеся не уверены в выборе какой-либо специальности, имеют крайне низкий уровень осведомлённости о специальностях, на которые могут обучаться лица имеющие нарушения слуха, не задумываются о выборе профессионального учреждения, в котором они могли бы продолжить свое дальнейшее образование.

На продолжение среднее профессиональное образования ориентированы все обучающихся с нарушениями слуха. У обучающихся данной группы (ЭГ) не было выявлено желание получить полное средне образование (продолжить обучение в 10-11-х классах) а в дальнейшем иметь возможность получить высшее образование.

Основными показателями, влияющими на осознанность выбора профессии у подростков с нарушениями слуха являются следующие:

- учет собственных интересов (40% из числа опрошенных),

- ориентация на собственные предпочтения (30% обучающихся),

- ориентация на мнение социально-близких людей (70% школьников с нарушениями слуха, принявших участие в исследовании).

Анкетирование обучающихся показало, что для 10% подростков с нарушениями слуха оказало влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение педагоги школы, в которой обучается подросток. 5% обучающихся - сослались на значимость мнения знакомых и друзей. Наибольшее значение по вопросам выбора профессии и учебного заведения для большинства подростков с нарушениями слуха (50% из числа опрошенных) имеют советы и мнение родителей.

Большинство подростков с нарушениями слуха (90% из числа опрошенных) по особо важным вопросам, проблемам, в том числе и по вопросам профессионального самоопределениячаще всего предпочитают обращаться к матери. Если отдельно рассмотреть гендерные предпочтения мальчиков и девочек при обращении за советом по вопросам профессионального самоопределения было выявлено следующее, для 70% девочек из общего числа опрошенных мать является наиболее авторитетным и значимым советчиком, чем отец; У мальчиков наблюдается противоположная тенденция, авторитет отца является особенно важен для 60% мальчиков из общего числа опрошенных, так как отец является для них образцом поведения и подражания. 20% девочек и 30% мальчиков считаюсь важным мнение обоих родителей.

Процент подростков, предпочитающих ни к кому не обращаться за советом достаточно низкий (по 10% среди девочек и среди мальчиков), что подтверждает важность мнения родителей.

Таблица 2

Субъекты влияния на самоопределение старшеклассников с нарушениями слуха при выборе

профессии

Субъекты влияния Мнение подростков с нарушения слуха (%)

собственные предпочтения 35%

родители 50%

образовательная организация, педагоги 10%

знакомые, друзья 5%

ни к кому 10%

Изучая особенности родительской позиции по отношению профессионального определения у своего ребенка, было выявлено следующее:

- у 80% родителей позиция характеризуется как «позитивно - активная», данные родители стараются помочь подросткамв профессиональном самоопределении с ориентацией на их индивидуальные психофизиологические особенности;

- у 10% родителей преобладает «жесткая активная позиция», подростки с нарушением слуха отмечают, что их родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме навязываютим свой выбор профессии и учебного заведения. В сложившейся ситуации родителями минимально учитываются, а зачастую игнорируются индивидуальные особенности ребенка,своим подросткам данная категория родителей не дает никаких объяснений и говорят о том, что «я знаю, как будет лучше»;

- у 10% родителей преобладает «пассивная позиция», данная группа родителейпредоставляют детям возможность самостоятельного выбора и самоустраняются.

Полученные данные анкет обучающихся с нарушениями слуха были сравнены с результатами анкет родителей, представленными в таблице 3.

Таблица 3

Позиция родителей по вопросам профессионального самоопределения обучающихся с сенсорными

нарушениями

Вопросы Ответ «ДА» родителей подростков с нарушениями слуха (%)

Считаете ли Вы важным вопрос профессионального самоопределения Ваших детей, обучающихся? 90%

Обсуждали Вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка? 90%

Едины ли Вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой (мужем)? 80%

Считаете ли Вы необходимым учитывать при выборе будущей профессии ребенка его собственный интерес склонности и способности? 80%

Совпадет ли Ваша точка зрения на профессиональный выбор с точкой зрения Вашего ребенка? 80%

Данные представленные в таблице 3 свидетельствуют о том, что 90% родителей выпускников осознают важность вопроса профессионального самоопределения обучающихся с сенсорными нарушениями и обсуждали в своей семье вопрос будущего выбора профессии. В достаточно большом количестве случаев (80% респондентов) взгляды обоих родителей на будущую профессию своего ребенка совпали.

40% родителей в данной ситуации проявили демократическое отношение и доверие к выбору ребенка. Данная группа родителей осознают важность эмоциональной поддержки, которую получает подросток в ситуации, когда родители положительно относятся к выбору своего ребенка, одобряют его, довольны тем, что выбор уже сделан. По оценкам данной группы родителей, их дети отличаются более сформированными профессиональными планами, зрелой и активной жизненной позиции.

10% родителей, принимавших участие в анкетировании, отмечали, что в ситуации несовпадения мнений, предпринимали попытки переубедить ребенка,10% — настаивали на своем варианте профессионального пути для ребенка,соблюдая семейные традиции в профессиональном развитии старшеклассника, подчеркивая что важно в выборе профессии опираться на собственный взрослый опыт и знания, а не на мнение ребенка, 20% — затруднились однозначно ответить на этот вопрос.

Изучая вопрос степени удовлетворенности родителями профессиональным выбором своего ребенка было выявлено, что большинство родителей (70% опрошенных родителей)довольны сделанным своим ребенком выбором, одобряют его, считают перспективной и востребованной на современном рынке труда. Родители, отметившие положительное отношение к выбранной профессии, значительно чаще видят будущее своих детей, связанным с обучением в профессиональном образовательном учреждении, отмечают высокий уровень сформированности профессионального плана своих детей, считают, что их мнение относительно будущей профессии собственных детей полностью совпадает с мнением подростков, и довольны тем, что этот выбор окончательно определен. Родители оказывают всяческую поддержку детям в решении столь важного вопроса.

20% воздержались от ответа, возможно,это связано с тем, что выбор профессии их детьми еще не сделан, либо он неокончательный.

10% опрошенных родителей отметили, что не довольны сделанным профессиональным выбором их детьми, полагают, что их советы и рекомендации никак не повлияли на решение молодых людей.

В целом можно отметить, что родители понимают значимость сотрудничество с детьми и содействия им в профессиональном самоопределении. Однако родители зачастую в полной степени не владеют эффективными стратегиями взаимодействия со своими детьми.

Изучая стратегии взаимодействия родителей при выборе будущей профессии подростками имеющие нарушения слуха были получены данные свидетельствующие о том, что помощь родителей в выборе профессии носит разносторонний характер: большинство родителей (60%) предлагают проводить беседы с подростками или непосредственно давать советы относительно будущей профессиональной деятельности и места учебы своих детей, 60% осознают необходимость оказания материальной поддержки, 50% родителей помогают детям выбрать место обучения, 30% высказывают желание сделать абсолютно все возможное, чтобы помочь ребенку в профессиональном выборе, 20% - помогают в учебе, а 10% - стараются не мешать своим детям и не знают чем могут быть полезны своему ребенку, т.к. не ориентируются в современном мире востребованных профессий и профессий доступных лицам с нарушениями слуха.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что большинство родители используют конструктивные стратегии взаимодействия при выборе будущей профессии подростками с нарушениями слуха: родители стараются согласовать свои позиции с мнением подростка, заранее интересуются и выбирают учебные учреждения доступные для обучения подростку с нарушением слуха, грамотно планируют профессиональный путь своего ребенка.

Среди неконструктивных стратегий взаимодействия при выборе будущей профессии подростками с нарушениями слуха были выявлены следующие: навязывание родителями подростков с нарушениями слуха собственного жизненного сценария и мнения, выбор профессии, которые не актуальны для современного рынка труда и региона, перекладывание ответственности в профессиональном самоопределении на ребенка или школу, опора на собственные возможности (опыт, материальные возможности), а не интересы своего ребенка.

Очевидно, что родители не меньше, чем подростки и молодые люди, нуждаются в профессионально-ориентационном консультировании, которое помогло бы им лучше понять мир профессий, его особенности и возможности выбора сферы деятельности учитывая индивидуальные возможности и способности обучающихся с сенсорными нарушениями.

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что школьники, не имеющие нарушений слуха, в большей мере, чем школьники с нарушениями слуха, самостоятельны в выборе своей

профессиональной деятельности. Подростки с сенсорными нарушениями в большинстве случаев, на момент выбора профиля обучения старшей школы, не готовы совершить этот выбор самостоятельно. В процессе проведенной диагностики было установлено, что решающую роль в жизни обучающихся, имеющих нарушения слуха играют родители, именно они формируют основу для выбора профессии, влияют на профессиональный выбор своих детей.

Получение результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости выстраивания новых походов при организации психолого-педагогического сопровождения профориентационой в работы с родителями выпускников имеющие нарушения слуха. В данном случае, речь идёт о том, что необходимо ориентировать семью на использование родителями эффективных стратегий взаимодействия с выпускниками имеющие нарушения слуха при выборе профессии, способствующие осознанному профессионального выбору. Необходимо своевременно привлекать семью в профоринтационную деятельность школы, целесообразно проводить просветительскую (информационно-мотивационную) работу с родителями направленную на ознакомление с основными механизмами профориентационной деятельности, а также включать самих родителей в различные формы профориентационной деятельности (классные часы, профориентационные экскурсии в профессиональные образовательные организации, градообразующие предприятие города и области т.д.).

Включение семьи в профориентационную работу позволит родителям стать активными участниками процесса профессионального самоопределения своего подростка. В этом случае важно привлекать не только родителей с активной жизненной позицией, но и менее включенных в школьную жизнь своего подростка. Данный подход вызволит выстроить наиболее эффективные стратегии взаимодействия родителей и подростка с нарушениями слуха при профессиональном выборе, будет способствовать самостоятельному и осознанному профессиональному выбору, а в дальнейшем позволит быть востребованным данной группе подростков не только в профессионально, но и в личностной сфере.

Таким образом, эффективное выстраивание работы в систем «школы - родители» является и остается важным звеном в системе профориентации обучающихся с сенсорными нарушениями. Приведенные данные подразумевают сохранение влияния института семьи на профессиональные предпочтения подростков и родительского влияния на подростков и требует новых походов к организации психолого-педагогического сопровождения родителей, направленного на оказание помощи семье в подготовке детей с сенсорными нарушениями к осознанному профессионального выбору.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Изд-во Питер, 2005.

2. Голишникова Е.И., Санташова О.В. Особенности сформированности профессионального самоопределения у обучающихся с нарушениями слуха. Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 4. - 440 с.

3. Головей Л.А., Данилова М.В., Дербенева М.Ю., Рыкман Л.В. Психология профессионального развития: Практикум по активным методам профессионального самоопределения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ «КЛАССИЧЕСКОЙ» И СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И СИСТЕМАМИ

Аннотация. Авторы статьи представляют новый взгляд на проблему анализа и выделения содержательных аспектов так называемой классической и современной теорий управления образовательными процессами и системами, свойственными современным образовательно-воспитательным реалиям. В работе детально рассмотрены сущность и специфика процесса управления этими элементами образовательной системы. Помимо этого, сопоставляются и раскрываются указанные ранее теории, объясняется принцип их взаимодействия и взаимоисключения. Заключительная часть исследования содержит комплексный вывод.

Ключевые слова: содержание теории управления, классическая теория управления, современная теория управления, управление образовательными процессами, управление образовательными системами.

Annotation. The authors of the article present a new look at the problem of analyzing and highlighting the content aspects of the so-called classical and modern theories of educational management processes and systems inherent in modern educational and educational realities. The work considers in detail the essence and the specifics of the process of managing these elements of educational systems. In addition, the previously mentioned theories are compared and revealed, the principle of their interaction and mutual exclusion is explained. The final part of the study contains a complex conclusion.

Keywords: content of management theory, classical management theory, modern management theory, management of educational processes, management of educational systems.

Введение. Исключительное значение в современном мире приобретает образование. Конечно, сегодня оно далеко от первоначальных концепций, появившихся с возникновением письменности и чтения. Современное образование преследует достижение совершенно иных целей, нежели раньше. Так, например, в основу образовательно-воспитательного процесса ложатся концепции гуманизма, индивидуализации, дифференциации, интерактивности и цифровизации. В связи с этим возникает не только масса положительных социально-обусловленных эффектов (как то: высококвалифицированный кадровый состав, развитие различных областей науки и техники, развитие передовых технологий и концепций, построение новейших теорий и гипотез и т.д.), но и не меньшая масса сложных аспектов, связанных и с наполнением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.