Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РОССИИ И СИРИИ'

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РОССИИ И СИРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигорева Марина Васильевна, Алхури Нура

В статье излагаются результаты экспериментального исследования по изучению процесса профориентации в российских и сирийских школах. Целью данного исследования является определение профессиональных склонностей обучающихся с нарушениями слуха; выявление факторов, влияющих на профессиональный выбор; рассмотрение проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся, родители и педагоги в процессе профориентации и профессионального самоопределения старшеклассников с нарушениями слуха. Результаты данного исследования являются обоснованием актуальности и необходимости оптимизации условий профориентации с целью оказания обучающимся с нарушениями слуха помощи в правильном выборе профессионального пути с учетом их реальных возможностей, личных склонностей и потребностей современного рынка труда. Полученные данные могут рассматриваться как основа для создания современной системы профориентации старшеклассников с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE STATE OF CAREER GUIDANCE FOR HIGH SCHOOL STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS IN RUSSIA AND SYRIA

The article presents the results of an experimental study of the career guidance process in Russian and Syrian schools. The purpose of this study is to determine the professional tendencies of students with hearing impairments, to define the factors that influence their career choices and to consider the problems that students, parents and teachers face in the process of career guidance and professional self-determination of high school students with hearing impairments. The results of this study prove the importance and the need to optimize conditions of career guidance in order to assist students with hearing impairments in choosing the appropriate career path, taking into account their true capabilities, personal inclinations and needs of the labor market. The results obtained can be considered as a scientific basis for creating a modern system of career guidance for high school students with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РОССИИ И СИРИИ»

педагогический ■

поиск!

УДК 376.3

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-199-209

ББК 74.320.256

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РОССИИ И СИРИИ

М. В. Жигорева, Н. Алхури

Аннотация. В статье излагаются результаты экспериментального исследования по изучению процесса профориентации в российских и сирийских школах. Целью данного исследования является определение профессиональных склонностей обучающихся с нарушениями слуха; выявление факторов, влияющих на профессиональный выбор; рассмотрение проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся, родители и педагоги в процессе профориентации и профессионального самоопределения старшеклассников с нарушениями слуха. Результаты данного исследования являются обоснованием актуальности и необходимости оптимизации условий профориентации с целью оказания обучающимся с нарушениями слуха помощи в правильном выборе профессионального пути с учетом их реальных возможностей, личных склонностей и потребностей современного рынка труда. Полученные данные могут рассматриваться как основа для создания современной системы профориентации старшеклассников с нарушениями слуха.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, старшеклассники с нарушениями слуха, профессиональные склонности, профессиональный выбор, рынок труда.

STUDYING THE STATE OF CAREER GUIDANCE FOR HIGH SCHOOL STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS IN RUSSIA AND SYRIA

M. V. Zhigoreva, N. Alhoure

Abstract. The article presents the results of an experimental study of the career guidance process in Russian and Syrian schools. The purpose of this study is to determine the professional tendencies of students with hearing impairments, to define the factors that influence their career choices and to consider the problems that students, parents and teachers face in the

© Жигорева М. В., Алхури Н., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

process of career guidance and professional self-determination of high school students with hearing impairments. The results of this study prove the importance and the need to optimize conditions of career guidance in order to assist students with hearing impairments in choosing the appropriate career path, taking into account their true capabilities, personal inclinations and needs of the labor market. The results obtained can be considered as a scientific basis for creating a modern system of career guidance for high school students with hearing impairments.

Keywords: career guidance, professional self-determination, high school students with hearing impairments, professional inclinations, professional choice, labor market.

Экономические и социальные преобразования, происходящие в мире, и в том числе в России и в Сирии, предъявляют повышенные требования к самореализации личности в профессиональной деятельности, что определяет актуальность проблемы профессиональной ориентации старшеклассников.

Современные тенденции модернизации системы образования в Российской Федерации привели к тому, что появилась необходимость в пересмотре условий, определяющих выбор профессии старшими школьниками, в частности, старшеклассниками с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ). В законе РФ «Об образовании» 2018 г. (273-Ф3 РФ ред. от 31.07.2020) в статье 66 прописано требование о необходимости проведения работы по профориентации: «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1]. Это положение указывает на разработку содержания образования в данном направлении и создание условий, опосредующих самореализацию всех старшеклассников, в том числе с ОВЗ, с ориентацией на профессиональное самоопределение.

В Сирийской Арабской Республике услуги по профориентации реализуются в общеобразовательных учреждениях и центрах повышения квалификации и профориентации, принадлежащих крупным университетам. В 2000 г. в соответствии с решением Министерства образования № 2153/543/ (4/3), в сирийских школах была открыта служба психологической консультации, включая услуги профессиональной ориентации для всех категорий обучающихся (здоровых и с ОВЗ) [2]. В 2010 г. и последующий период была принята резолюция № 189,188,28 об открытии центров профориентации в ведущих сирийских университетах: Университет Дамаска, Университет Тишрин, Университет Алеппо. Эти центры предоставляют услуги по профориентации для всех категорий студентов вузов (для здоровых и лиц с ОВЗ) [3].

В условиях перехода народного хозяйства к рыночным отношениям интенсивно происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики. Для выпускника важно ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества.

Е. Г. Речицкая определяет профессиональную ориентацию молодежи как «комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на подготовку

к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным ана-томо-физиологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, на основе учета его способностей, склонностей, интересов, знаний и потребности в специалистах в регионе и в обществе в целом. По сути, профориентация - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является не управление профессиональным самоопределением школьников, а всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий» [4, с. 6].

Как считает Е. Ю. Пряжникова, профессиональная ориентация включает в себя следующие элементы: консультацию клиента в вопросах выбора профессиональной ниши, способов овладения ею, поиск соответствующих вакансий, профессиональная адаптация в новом коллективе, формирование ориентации на карьерный рост и самореализацию [5].

Таким образом, профессиональная ориентация определяется как системная динамическая и структурированная помощь в выборе профессии на пути самореализации для выпускников школ. При построении личного профессионального плана необходимо учитывать и гармонизировать как стабильные, так и динамические факторы профопределения. Сущностью проф-ориентационной работы в старших классах является формирование личностной базы у подростков с адекватной оценкой собственных способностей, возможностей их социального окружения, определения мотивационной основы трудовой деятельности в целом, что будет способствовать более грамотному выбору профессии, соответствующего учебного заведения и построения плана карьерного роста.

Современные исследования в области российской и сирийской специальной педагогики и специальной психологии свидетельствуют об устойчивом росте числа

детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, которые определяют специфичность содержания социального уровня развития ребенка и дальнейшей интеграции в общество. В связи с этим вопрос об организации специальной работы по оптимизации процесса профессиональной ориентации старшеклассников с ОВЗ приобретает все большую значимость.

Проблеме трудового обучения глухих школьников посвящен широкий спектр научных российских исследований, среди которых работы Д. Ю. Алексеевских, Т. Г. Богдановой, А. П. Гозовой, О. П. Ереминой. В. Ф. Матвеева, Г. Н. Пенина, Е. Г. Речицкой и др.

В работах А. П. Гозовой показано, что ряд присущих обучающимся со слуховой де-привацией личностных особенностей (отстраненность от окружающих, обидчивость, конфликтность, склонность к проявлению повышенной агрессивности и др.), обусловленных отставанием в развитии речи в ходе дизонтогенеза, вызывает состояние эмоционального неблагополучия личности, постепенно приобретающего устойчивый характер и способного объективировать нарушения системы их отношений к учению, окружающим людям, к себе самому, неизбежно накладывая отрицательный отпечаток практически на все стороны процесса профессионально-личностного становления неслышащего человека [6].

Г. Н. Пенин, З. А. Пономарева, Т. Г. Богданова отмечают такие специфические особенности лиц с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость, формирующиеся в результате ограниченного опыта общения со сверстниками в процессе усвоения социального опыта [7; 8].

Специфические трудности, встречаемые подростками с ОВЗ на пути взросления и профессионального самоопределения, охарактеризованы В. Д. Байрамовым и Н. А. Ореховской, среди которых наличие физических и интеллектуальных ограничений, неоправданных надежд или окружающих препятствий, а также отсутствие системы профориентации и содействия в планировании карьеры в связи с особыми возможностями [9].

Российские исследователи выявили психологические особенности обучающихся с нарушением слуха, которые непосредственно влияют на профессиональное самоопределение:

• фрагментарность представлений подростков о своих функциональных возможностях и себе как личности (Т. С. Зыкова, Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин);

• несоответствие самооценки реальным возможностям и сложности идентификации (Е. Г. Речицкая, Т. В. Розанова);

• отрицание или игнорирование собственных особенностей в психической, физической и речевой сферах развития (Т. Г. Богданова и др.) [8].

Л. П. Корвякова в своем исследовании отмечает недостаточность методических рекомендаций, образовательных программ в вопросе формирования у старших школьников с нарушением слуха возможностей для адекватного и осознанного профессионального самоопределения [10].

Вопросы профориентации реабилитации и профессионального самоопределения обучающихся с нарушением слуха получилили отражение в работах арабских ученых и исследователях: Д. Хатиб, И. А. Аль-Карьюти, Х. Ниссан, Р. Ауад, Ю. Алхатиб и др.

Арабский исследователь С. М. Алкрбид-жи в своих работах указал на отсутствие предоставления лицам с ОВЗ консультативной помощи в процессе профессиональной подготовки по некоторым профессиям, соответствующим их здоровью и способностям [11].

В Сирии в результате исследования, проведенного в период с 2015-2016 гг., было выявлено, что программы профессиональной ориентации и реабилитации лиц с ОВЗ не являются адекватными и применяются бессистемно; отмечено отсутствие современных методик диагностики профессиональных интересов и склонностей обучающихся с ОВЗ, а также указано на недостаточность опыта у специалистов в сфере профориентации. Следовательно, полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки стратегий проектирования программ

профессиональной ориентации и реабилитации лиц с ОВЗ, включающих профессиональную подготовку, профессиональную оценку и мероприятия по профориентации [12].

Обучающиеся с нарушением слуха имеют своеобразные психологические особенности, обусловливающие их особые образовательные потребности, к ним относятся: потребность в обучении слухо-зрительному (чтение с губ) восприятию обращенной речи говорящего человека; потребность в формировании и развитии членораздельной, внятной устной речи; потребность в развитии слухового восприятия и его использовании в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях. Следует отметить, что существующая система профессиональной ориентации не раскрывает перед старшими школьниками с нарушениями слуха весь спектр профессий, которые могут быть им доступны [13].

Указанные особенности являются преградами на пути профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями слуха, поэтому они нуждаются в специальной поддержке.

Исходя из сказанного выше, представляется актуальным выяснение и изучение реального состояния профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в Российской Федерации и Сирийской Арабской Республике для последующей оптимальной разработки адекватных программ по профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в двух странах.

Цель данного исследования - выявление профессиональных склонностей обучающихся с нарушением слуха и выделение факторов, обусловливающих формирование профессионального самоопределения старшеклассников с нарушениями слуха.

Эксперимент проводился в России (г. Москва) и Сирии (г. Дамаск). Материалами исследования явились результаты опроса, анкетирования 106 обучающихся с нарушениями слуха (80 из России и 26 из Сирии); 32 учителя старших классов (18 из России и 14 из Сирии); 61 человек составили

родители, воспитывающие детей с нарушениями слуха (44 из России и 17 из Сирии).

В Москве исследование осуществлялось на базе ГБОУ «Специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа-интернат I и II видов № 101»; ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 65»; ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4».

В Дамаске исследование проводилось на базе Института для лиц с нарушениями слуха. Этот институт является главным государственным учреждением для людей с нарушениями слуха в Сирии, в котором обучающиеся получают среднее школьное образование. Институт был создан в 1970 г. и входит в состав Министерства социальных дел и труда. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом Министерства образования, учащиеся с нарушениями слуха обучаются с 1-го класса до выпускного 12-го класса.

Для выявления профессиональных склонностей обучающихся с нарушениями слуха был использован в адаптированном варианте «Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши» (модификация Г. В. Резапкиной) [14].

Изучение состояния профориентации осуществлялось с использованием специально разработанных анкет, каждая из которых имеет свою определенную задачу:

• анкетирование обучающихся с нарушениями слуха с целью анализа условий выбора профессии;

• анкетирование родителей с целью изучения семейной позиции в отношении профессионального самоопределения ребенка;

• анкетирование педагогов с целью анализа процесса осуществления профо-риентационной деятельности в образовательных организациях.

При ознакомлении с анкетами учащимся была оказана помощь со стороны педагогов в случае возникновения каких-либо трудностей. Следует отметить, что в Сирии русскоязычные анкеты были переведены на арабский язык и предварительно были предоставлены для рассмотрения в комитет

официальных лиц, где профессора дефектологического факультета дамасского университета ознакомившись с содержанием анкет, дали подтверждение на применение их в исследовании.

При анализе данных опросника профессиональных склонностей было выявлено, что уровень сформированности профессиональных склонностей у обучающихся с нарушением слуха двух групп явно недостаточен (табл. 1).

Результаты сравнительного анализа профессиональных склонностей показали, что обучающиеся двух стран проявили статистические различия в степени выраженности двух типов профессиональных склонностей (практические и экстремальные виды деятельности) (р < 0,05). Различия между результатами подтвердили, что сирийские учащиеся продемонстрировали склонность к практической деятельности в большей степени, чем российские учащиеся. В то же время склонность российских обучающихся к экстремальным видам деятельности, связанных с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-разыскной деятельностью, была более заметна по сравнению с сирийскими учащимися. В отношении остальных склонностей результаты свидетельствуют об отсутствии явной статистической разницы по степени выраженности между сирийскими и российскими обучающимися.

Анкетирование обучающихся с нарушениями слуха, направленное на выявление источников знаний о профессиях; определение будущей профессии и образовательного учреждения; выявление проблем, препятствующих принятию решения, связанного с профессиональным будущим, показало, что большинству респондентов -70,8% не была оказана помощь по ознакомлению с профессиями, существующими в мире в настоящее время. Только несколько обучающихся - 16,0% отметили, что профориентация для них сыграла важную роль в расширении представлений о мире профессий, остальные обучающиеся - 13,2% были нейтральны. Исследование

Таблица 1

Профессиональные склонности обучающихся с нарушениями слуха двух групп старшеклассников (российских и сирийских)

Профессиональные склонности Группы старшеклассников Продемонстрированная профессиональная склонность Непродемонстриро-ванная профессиональная склонность

N % N %

1. К работе с людьми в целом 25 23,5 81 76,5

Россия 20 25,0 60 75

Сирия 5 19,2 21 80,7

2. К практической деятельности в целом 17 16,0 89 83,9

Россия 7 8,8 73 91,2

Сирия 10 38,5 16 61,6

3. К экстремальным видам деятельности в целом 12 11,3 94 88,7

Россия 11 13,7 69 86,3

Сирия 1 3,8 25 96,1

4. К эстетическим видам деятельности в целом 9 8,5 97 91,5

Россия 9 11,3 71 88,8

Сирия 0 0,0 26 100,0

5. К исследовательской работе в целом 6 5,7 100 94,3

Россия 5 6,2 75 93,8

Сирия 1 3,8 25 96,1

6. К планово-экономическим видам деятельности в целом 1 0,9 105 99,0

Россия 1 1,2 79 98,8

Сирия 0 0,0 26 100,0

показало, что глухие старшеклассники двух групп получают знания о мире профессий в семье (российских - 30,0%, сирийских - 34,6%).

Особое значение в процессе информированности российских глухих учащихся имеют социальные сети - 26,2%, тогда как среди сирийских обучающихся доля использования социальных сетей ниже -7,7%. Эти различия главным образом обусловлены тем, что использование Интернета в Сирии остается ограниченным. Профориентационная работа в сирийских школах для 23,1% является одним из главных информационных ресурсов профессиональных возможностей для обучающихся, в отличие от российских школ - 13,8%.

Важную роль в осведомленности российских глухих о профессиях играют сверстники, которые являются источником сведений для 18,8% глухих обучающихся. Это говорит о том, что глухие учащиеся общаются друг с другом. Позиция товарищей, подруг, друзей, их мнения о профессиональных намерениях человека являются значимым фактором, поскольку на его основе осуществляется активный поиск своей социальной роли, и этот процесс проходит в рамках общения со сверстниками.

Сравнительные результаты свидетельствуют о существенной статистической разнице готовности обучающихся к выбору карьерного пути между российскими и

сирийскими обучающимися с нарушением слуха (р < 0,05). Результаты подтвердили, что сирийские учащиеся - 88,5% - увереннее в разработке планов будущего, чем российские обучающиеся с нарушениями слуха - 32,5%. Это объясняется тем фактом, что у сирийских обучающихся сужен круг представлений о существующих современных профессиях, и они обычно выбирают традиционные профессии, как парикмахер, швея, фотограф, автомеханик и др.

В России конкуренция и потребность рынка труда растет с каждым годом, поэтому обучающимся сложно определить будущую профессию.

Анализ данных анкет позволил выявить ряд трудностей, с которыми столкнулись обучающиеся с нарушениями слуха двух стран при выборе будущей профессии. Так, например, у 30,3% отсутствуют знания о профессиях, в которых нуждается современный рынок труда, 29% не знают, кем быть. У 20% обучающихся семья будет решать вопрос о выборе профессии, 16,07% не знают, как и где искать информацию о профессиях. Были указаны личные причины при выборе профессии без конкретизации - 5,35%.

Большая часть обучающихся - 64,2% не смогли выбрать заведение, где они могли бы продолжать образование на более высокой ступени. Только у 33% были определены образовательные учреждения

после школы: из них выбрали колледж -51,43% и вуз - 48,57%, остальные - 2,8% дали нейтральные ответы.

Полученные результаты исследования позволили выделить ряд факторов, влияющих на профессиональный выбор обучающихся с нарушениями слуха, которые имеют значительные различия между двумя группами российских и сирийских обучающихся (рис. 1).

Для российских обучающихся - 32,5% часто материальное благополучие является доминирующим фактором при выборе той или иной профессии. Интерес к профессии стоит на первом месте у сирийских обучающихся - 30,8%, и на третьем месте у российских - 20%. Немалое влияние на выбор профессии имеет мнение родителей, как у российских обучающихся - 22,5%, так и у сирийских обучающихся - 19,2%. Только незначительная часть российских обучающихся -13,8% - подчеркнули важность принятия во внимание потребности общества в кадрах при выборе профессии; в ответах сирийских обучающихся по этому фактору ничего не говорится.

Анализируя данные анкет по изучению семейной позиции в отношении самоопределения ребенка, было выявлено, что 88,5% родителей знакомят детей с различными видами профессий, дают информацию о мире профессий. 3,3% родителей ответили, что они не рассматривают вопросы

30.80%

32.50%

13.80%

*

* о о о

о « К t « t о « К t

2 К 2 2

о & К О О

о о £ £ О о £

а ю о а ю о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« в

Й. §

30.80%

Интерес к Потребности профессии города в кадрах

22.50%

19.20%

0.00%

* «

* о о & ° и я

о « К t « t а в e о к 2

2 К 2

О & К О О Л

О о £ £ О F о ^

а ю о а ю о

Материальное благополучие

Мнение родителей

3.80%

0.00%

* о Ui о * о

« t о « S о t « t

к а i i К а i

s о £ о о а £ vo о s о £

другие

7.50%

t^ ° X 5 * о

а в в о к § о Л « t

к а i

О F О ^ s о £

а ю

о

нейтрален

Рис. 1. Факторы выбора профессии в двух группах старшеклассников (российских и сирийских)

о разных профессиях с детьми. В одном случае родители указали, что часто рассказывают своим детям о множестве профессий; 4,9% родителей подтвердили, что иногда они ведут разговоры о характеристиках, преимуществах и недостатках некоторых профессий, существующих на территории страны.

Результаты анкетирования родителей обучающихся с нарушениями слуха свидетельствуют о том, что значительная часть российских родителей - 81,8% и сирийских - 47,1% общаются со своими детьми о дальнейшем жизненном пути, они осведомлены о стремлениях детей. Отмечается, что 47,1% сирийских родителей и 15,9% российских не были осведомлены о желаниях, стремлениях своих детей и не планировали с ними будущую профессию.

Согласно полученным данным, большая часть российских и сирийских семей пришли к окончательному решению по выбранной профессии ребенка - 60,7%. Тем не менее эти данные не отражают позитивные признаки выбора профессии. Сопоставительное исследование выбора профессий родителями для своих детей и выбора профессии самими старшеклассниками с нарушениями слуха показало, что совпадения в ответах обнаружены только у 41%. Некоторые родители - 59% выдвигают свои позиции выбора профессии без учета мнения и желания ребенка. Это говорит об отсутствии согласованности в выборе будущей профессии между родителями и старшеклассниками.

Остальные родители не относятся серьезно к обсуждению вопроса выбора будущей профессии детей по следующим причинам: 38% родителей отметили, что не владеют точной информацией о наиболее востребованных профессиях; 4% родителей считают, что школа должна помочь ребенку в выборе будущей профессии; 50% родителей отметили, что у них есть свои причины, которые не позволяют им обсуждать вопрос о будущей профессии детей; 8% респондентов указали, что они не знают о правах детей в трудоустройстве.

По результатам сравнительного анализа естественных склонностей самих обучающихся с нарушениями слуха, которые были выявлены при проведении диагностики по методике Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной) и родительского выбора о склонностях и профессиональных интересах своих детей следует отметить, что в 62,3% случаев склонность ребенка, указанная его родителями, не соответствует его естественным профессиональным склонностям, и только в 37,7% случаев ответы родителей совпадают со склонностями ребенка. Это значит, что большинство родителей имеют неверное понимание о реальных склонностях и интересах своих детей.

Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя в 87,5% случаев признали, что процесс профориентации сопряжен с трудностями практического характера, среди которых 50% указали на недостаточность знаний о некоторых профессиях в современном мире. Часть учителей - 28,2% - указали на отсутствие методических разработок по профориен-тационным технологиям; 21,8% из них отметили, что они не получили достаточной подготовки по профориентации со старшеклассника ми с нарушениями слуха, и только 12,5% высказались о том, что не испытывают трудностей в работе по профориентации со старшеклассниками с нарушением слуха.

18,7% учителей считают, что нет необходимости менять систему профориентации старшеклассников с нарушением слуха в учебном заведении и у них достаточно педагогических средств и практического опыта для обеспечения процесса профориентации.

Большая часть учителей подчеркнули необходимость изменений в системе профориентации с обучающимися с нарушениями слуха для повышения ее эффективности. Например, среди них 81,3% отметили, что для оптимизации профориентации требуется создать современные формы профориентационной работы; 6,3% высказали предложение о проведении курсов

повышения квалификации специалистов в этой сфере; 12,5% указали на необходимость взаимосвязи школы с различными организациями для получения сведений о наиболее востребованных профессиях, подходящих для лиц с нарушениями слуха.

Были изучены потребности рынка труда на основе следующих правовых документов в России на основе:

• приказа Минтруда России от 02.11.2015 № 832 (ред. от 10.02.2016);

• приказа Минтруда России от 04.08.2014 № 515.

В Сирии - на основе данных Центра по изучению потребностей рынка труда.

Результаты показали, что профессиональный выбор российских обучающихся в большей степени (72,2%) ориентирован на потребности современного рынка труда, чем сирийских обучающихся (52%).

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что:

• большинство обучающихся с нарушениями слуха профессиональный выбор осуществляли в условиях недостаточной информации о рынке труда;

• значительная часть обучающихся не продемонстрировали профессиональные склонности, поэтому их профессиональный выбор происходил без учета индивидуальных склонностей;

• во многих образовательных организациях России и Сирии не представлены

специализированные программы по профориентации обучающихся с нарушениями слуха;

• ошибочные представления родителей об интересах, склонностях, возможностях, намерениях и планах своих детей приводят к тому, что они выбирают для детей неподходящую профессию;

• отсутствие знаний о широком спектре современных профессий и невладение достаточной информацией об изменениях на рынке труда приводят учителей к монотонности в профориентации обучающихся с нарушениями слуха, к их неосознанному выбору профессии и невостребованности профессиональной деятельности в будущем.

Решение проблем по профориентации российских и сирийских обучающихся с нарушением слуха возможно при соблюдении следующих условий:

• при правильной организации процесса профориентации, с учетом психофизиологических особенностей старшеклассников с нарушениями слуха, их склонностей и интересов;

• совершенствовании технологий профориентации на основе постоянно меняющейся рыночной экономики;

• активном участии семьи, объединении усилий педагогов и родителей с целью обеспечения максимально действенного и эффективного выбора профессионального пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон (принят Гос. Думой 29 дек. 2012). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.10.2020).

2. Шейх Махмуд М. Профориентация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Дамаск: Изд. Дамасского ун-та, 2008. 192 с. (Араб. яз.)

3. О законе в Сирийской Арабской Республике: закон (принят Министерством высшего образования в 2002). URL: http://mohe.gov.sy/ (дата обращения: 18.01.2020). (Араб. яз.)

4. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1 и 11 вида: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика»: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Е. Г. Речицкой. M.: ВЛАДОС, 2009. 389 с.

5. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 496 с.

6. Гозова А. П. Психология трудового обучения глухих. М.: Педагогика, 1979. 216 с.

7. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учеб. пособие / под ред. Г. Н. Пенина, З. А. Пономаревой. СПб.: KAPO, 2006. 496 с.

8. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 224 с.

9. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2016. 847 с.

10. Корвякова Л. П. Актуальные проблемы профессионального образования подростков с нарушением слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 2. С. 7-11.

11. Алкрбиджи С. М. Оценки метода общественных организаций в реабилитации инвалидов и ее связь с достижением целей организации: дис. ... канд. пед. наук. Хелуан, 2003. 259 с. (Араб. яз.)

12. Хаммади Х. Д. Оценка программ профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ в Сирии с точки зрения работников: дис. ... канд. пед. наук. Дамаск, 2015. 208 с. (Араб. яз.)

13. Матвеев В. Ф. Трудовое обучение школьников с нарушениями слуха в современных условиях // Дефектология. 2004. № 4. С. 31-34.

14. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005. 124 с.

REFERENCES

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyy zakon (prinyat Gos. Dumoy 29 Dec. 2012). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 22.10.2020).

2. Sheyh Mahmud M. Proforientatsiya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Damascus: Izd. Damasskogo un-ta, 2008. 192 p. (In Arabic)

3. O zakone v Siriyskoy Arabskoy Respublike: zakon (prinyat Ministerstvom vysshego obrazovaniya v 2002). Available at: http://mohe.gov.sy/ (accessed: 18.01.2020). (In Arabic)

4. Rechitskaya E. G. (ed.) Pedagogicheskie tekhnologii vospitatelnoy raboty v spetsialnykh (korrektsionnykh) shkolakh 1 i 11 vida: uchebnik dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsialnosti "Surdopedagogika": in 2 vols. Vol. 2. Moscow: VLADOS, 2009. 389 p.

5. Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N. S. Proforientatsiya: ucheb. posobie dlya studentov uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2013. 496 p.

6. Gozova A. P. Psikhologiya trudovogo obucheniya glukhikh. M.: Pedagogika, 1979. 216 p.

7. Penin G. N., Ponomareva Z. A. (eds.) Vospitanie uchashchikhsya s narusheniem slukha v spetsialnykh (korrektsionnykh) obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh: ucheb. posobie. St. Petersburg: KAPO, 2006. 496 p.

8. Bogdanova T. G. Surdopsikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2002. 224 p.

9. Professionalnaya orientatsiya invalidov i lits s OVZ v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniya: organizatsionnye i metodicheskie aspekty. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2016. 847 p.

10. Korvyakova L. P. Aktualnye problemy professionalnogo obrazovaniya podrostkov s narusheniem slukha. Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. 2012, No. 2, pp. 7-11.

11. Alkrbidzhi S. M. Otsenki metoda obshchestvennykh organizatsiy v reabilitatsii invalidov i ee svyaz s dostizheniem tseley organizatsii. PhD dissertation (Education). Helwan, 2003. 259 p. (In Arabic)

12. Hammadi H. D. Otsenka programm professionalnoy reabilitatsii lits s OVZ v Sirii s tochki zreniya rabotnikov. PhD dissertation (Education). Damascus, 2015. 208 p. (In Arabic)

13. Matveev V. F. Trudovoe obuchenie shkolnikov s narusheniyami slukha v sovremennykh usloviyakh. Defektologiya. 2004, No. 4, pp. 31-34.

14. Rezapkina G. V. Otbor v profilnye klassy. M.: Genezis, 2005. 124 p.

Жигорева Марина Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики, Московский педагогический государственный университет

е-mail: marinav0104@mail.ru

Zhigoreva Marina V., ScD in Education, Associate Professor, Professor of Inclusive education and Surdopedagogics Department, Moscow Pedagogical State University е-mail: marinav0104@mail.ru

Нура Алхури, аспирант кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики дефектологического факультета Института детства, Московский педагогический государственный университет

е-mail: nouraalhoure@gmail.com

Noura Alhoure, PhD post-graduate student, Inclusive education and Surdopedagogy Department, Defectology Faculty, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University

е-mail: nouraalhoure@gmail.com

Статья поступила в редакцию 26.10.2020 The article was received on 26.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.