Научная статья на тему 'РОЛЬ RESEARCH-BASED LEARNING В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

РОЛЬ RESEARCH-BASED LEARNING В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESEARCH-BASED LEARNING / НАУЧНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RESEARCH-ORIENTED APPROACH / SCIENTIFIC COMPETENCE / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койков Виталий, Дербисалина Гульмира

Авторы проанализировали основные принципы research-based learning (научно-ориентированных подходов) в наилучшей международной практике и возможность, и пути их внедрения в образовательные программы медицинских университетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койков Виталий, Дербисалина Гульмира

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RESEARCH-BASED LEARNING IN THE FORMATION OF SCIENTIFIC AND INNOVATIVE COMPETENCE OF A MEDICAL UNIVERSITY STUDENT

The authors analysed the main principles of research-based learning (research-oriented approaches) in the best international practice and the possibility and the ways of their implementation in the educational programs of medical universities

Текст научной работы на тему «РОЛЬ RESEARCH-BASED LEARNING В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК: 378.141.4

РОЛЬ RESEARCH-BASED LEARNING В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

КОЙКОВ ВИТАЛИЙ

доктор медицинских наук, MBA, руководитель центра развития образования и науки Республиканского центра развития здравоохранения, г.Нур-Султан Казахстан, E-mail: [email protected]

ORCID ID 0000-0001-7668-5614 ДЕРБИСАЛИНА ГУЛЬМИРА кандидат медицинских наук, доцент, зав.кафедрой общей врачебной практики с курсом доказательной медицины, Медицинский университет Астана, Казахстан, г.Нур-Султан. E-mail: [email protected]

ORCID ID 0000-0003-3704-5061

АННОТАЦИЯ

Авторы проанализировали основные принципы research-based learning (научно-ориентированных подходов) в наилучшей международной практике и возможность, и пути их внедрения в образовательные программы медицинских университетов.

Ключевые слова: research-based learning, научно-ориентированный подход, научная компетенция, медицинское образование.

THE ROLE OF RESEARCH-BASED LEARNING IN THE FORMATION OF SCIENTIFIC AND INNOVATIVE COMPETENCE OF A MEDICAL

UNIVERSITY STUDENT

KOIKOV VITALY

Doctor of Medical Science, MBA, Head of Center of Education and Science Development of the Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan.E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0001-7668-5614

DERBISSALINA GULMIRA Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General Practice with The course of evidence-based medicine, Astana Medical

University, Nur-Sultan Kazakhstan, E-mail: [email protected]

ORCID ID 0000-0003-3704-5061

ABSTRACT

The authors analysed the main principles of research-based learning (research-oriented approaches) in the best international practice and the possibility and the ways of their implementation in the educational programs of medical universities.

Keywords: research-based learning, research-oriented approach, scientific competence, medical education.

Современные стратегии, мероприятия и модели образовательных программ в медицинских университетах направлены на формирование у обучающихся ключевых исследовательских навыков, включая разработку общего вопроса исследования, подготовку обзора научной литературы, определение целей и задач, планирование научно-исследовательской деятельности, выбор методов/методик, проведение самого исследования.

В основе research-based learning (далее - RBL) или научно-ориентированного подхода лежит обязательное включение исследовательского компонента в учебные программы. Обучающиеся выполняют индивидуальные или групповые исследовательские проекты в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы, активно вовлекаются в проводимые в стенах медицинского вуза научные исследования. Для формирования научной компетентности студентов-медиков необходима модернизация существующих методик преподавания, основанная на внедрении инновационных методов, решений и инструментов - [1]. В числе данных методик должны использоваться, прежде всего, те методы преподавания, которые развивают творческий потенциал специалиста, формируют у него системный подход к решению проблем, умение использовать

современные методы исследований, внедрять и оценивать эффективность новых технологий, анализировать результаты исследований и собственной практики, а также навыки поиска достоверной информации и ее критического анализа, т.е самообразования и самосовершенствования, необходимые нашим студентам на протяжении всей профессиональной жизни - [2].

В системе медицинского образования в последнее время широко используются методы, направленные на развитие у учащихся клинического мышления, связанного с умением анализировать и сопоставлять имеющиеся факты о состоянии здоровья пациента и принимать клиническое решение с учетом всех слабых и сильных сторон, возможностей и угроз. К числу таких методов относятся проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning), обучение, основанное на проекте (project-based learning), обучение, основанное на случаях (case-based-learning), обучение с использованием симуляционных технологий, в том числе и с вовлечением стандартизированных пациентов и т.д. - [3].

Учитывая рекомендации Всемирной федерации медицинского образования последнего пересмотра, написанные в Глобальных стандартах по улучшению качества базового медицинского образования, организации медицинского образования должны особую роль уделять внедрению в образовательные программы обучения, связанного с вовлечением учащихся в научные исследования, причем на всех уровнях реализации образовательной программы, начиная с первых курсов бакалавриата - [4]. Предполагается, что такой подход будет формировать у будущих специалистов системы здравоохранения аналитическое мышление, освоение методов биомедицинских исследований и принципов доказательной медицины - [5].

Модель RBL используется не только в медицинском образовании и представляет одну из форм конструктивистского подхода в

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

современной педагогике, основанного на использовании исследования как инструмента образовательного процесса - Enquiry-based learning (EBL). Знания, полученные в рамках такого обучения, лучше сохраняются у обучающегося, поскольку в отличие от традиционного преподаватель-центрированного прямого обучения (direct learning /teacher based learning), приобретаются на основе собственного опыта в решении реальной проблемы. Такой подход позволяет преподавателю переориентировать свою роль как основного источника знаний для студента на фасилитатора в обучении и мотиватора в получении знаний, студенты приобретают навыки групповой работы и самостоятельного использования информационных ресурсов (библиотека, Интернет, электронные базы данных и др.), т.е. ответственность за процесс обучения передается постепенно от преподавателя к самому обучающемуся. Меняется также и функция самого обучающегося - с простого и пассивного потребителя знаний на активного участника процесса создания новых знаний.

RBL относится к наиболее высокому уровню обучения, поскольку позволяет вовлекать обучающегося в начале освоения под контролем преподавателя, а в последующем и в самостоятельное выполнение исследований с развитием у него не только знаний и умений, но и навыков выполнения тех или иных действий с пониманием механизмов изучаемых процессов. RBL как один из ключевых методов обучения специалистов с успехом реализуется во многих ведущих мировых вузах, предполагает обязательное включение исследовательского компонента в учебные программы, путем выполнения обучающимися индивидуальных исследовательских проектов в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы, активного их вовлечения в проводимые в стенах медицинского вуза научные исследования. В высшей медицинской школе RBL может применяться при изучении и социально-гуманитарных, и

базовых, и профильных дисциплин. Обучающиеся с исследовательским опытом имеют значительно более высокую уверенность и мотивацию к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности в рамках своей специальности, чем те студенты, которые не имеют такого опыта исследований - [1].

Как можно использовать элементы RBL в медицинском вузе? Если на уровне бакалавриата наши студенты учатся выбирать исследовательские вопросы, изучает методологию, знакомится с популярной литературой на заданную тему, то, постепенно повышая свою научно-исследовательскую компетенцию, на выпуске студент задает уже уникальные вопросы, сам определяет методологию исследования, получает и критически анализирует профессиональную информацию, основанную на принципах доказательной медицины, распространяет полученные результаты в рецензируемых журналах. Преподаватель формирует научную компетенцию обучающихся через систематическое отражение последних достижений мировой науки и их обсуждение на аудиторных занятиях, включение в образовательную программу самостоятельной работы студентов, основанную на последних достижениях своей дисциплины, вовлечение в выполнение научно-исследовательских проектов кафедры, самому будучи ролевой моделью современного исследователя.

Реализация RBL требует, конечно, не только перестройки мышления обучающихся, но и обучения профессорско-преподавательского состава, пересмотра всей образовательной программы специальности.

Реализация данных стратегий должна обеспечиваться целым спектром мероприятий, реализуемых в рамках аудиторного и внеаудиторного компонентов образовательных программ при изучении и обязательных и элективных дисциплин - [6]. Для мотивации активного внедрения RBL на протяжении всей учебной программы рекомен-

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

дуется включить формирование научно-исследовательской компетенции студентов медицинских вузов в ежегодный рейтинг преподавателей и учитывать достижения студентов при подсчете GPA при переходе с курса на курс или прохождении аттестации на избранную специальность. Проведенный анализ указывает на наличие целого арсенала методов в современной системе медицинского образования, которые могут обеспечить развитие у обучающихся творческого мышления, инициативы в решении практических и исследовательских задач и, тем самым, способствовать подготовке инновационно-активных специалистов системы здравоохранения. При этом конкурентоспособность данных специалистов должна обеспечиваться не только через систему образовательных мероприятий, но и через осуществление деятельности медицинскими работниками всех уровней, обеспечивающей развитие у них исследовательских компетенций и творческого мышления (активное членство в профессиональных ассоциациях, включение в реализацию исследовательских проектов, участие в работе врачебных и научных конференций и т.д.).

Список литературы:

1. Jihyun Si Course-based research experience of undergraduate medical students through project-based learning. doi: 10.3946/kjme.2020.152

2. Койков В.В., Дербисалина Г.А. Роль research-based learning в подготовке инновационно-активных специалистов системы здравоохранения //Денсаулык; сактауды дамыту журналы, №4 (65) 2012 г., стр. 67-78

3. Хамчиев К.М., Жаксылыкова Г.А., Дербисалина Г.А., Букеева Ж.К., Хамчиева З.К. Роль тьютора в процессе проблемно-ориентированного обучения: практические рекомендации, /XI международный форум «Росмедобр - 2020, октябрь 2020

4. Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Improvement. The 2012 Revision. WFME Office. - University of Copenhagen.- Denmark, 2012. - 46р.

5. Anu Atluru, Anil Wadhwani, Katie Maurer, Angad Kochar, Dan London, Erin Kane, and Kayce Spea r. Research in Medical Education A Primer for Medical Students OSR Medical Education Committee April 2015, 15p.

6. Koikov V., Baigozhina Z., Abdrakhmanova A., Kabdullina G., Derbissalina G., Mergentai A. Improving the system continuous professional development of the health workers. //The European Journal of Public Health 30 (Supplement_5), 2020 DOI: 10.1093/eurpub/ckaa166.644

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.