Научная статья на тему 'Формирование научно-исследовательской компетентности у студентов старших курсов медицинского вуза'

Формирование научно-исследовательской компетентности у студентов старших курсов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / RESEARCH-BASED LEARNING (RBL) / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACTIVE TEACHING METHODS / MEDICAL EDUCATION / БЕЛСЕНДі ОқЫТУ әДіСТЕРі / RESEARCH-BASED LEARNING (PBL) / МЕДИЦИНАЛЫқ БіЛіМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумабекова Г.С., Дюсембаева Н.К., Ажиметова Г.Н., Оразбаева Б.С., Каммерер Л.А.

В статье освещено применение современных методов обучения на примере самостоятельного занятия под руководством преподавателя с использованием технологии научно ориентированного обучения (RBL) для студентов старших курсов Карагандинского государственного медицинского университета. Авторы пришли к выводу о том, что применение активных методов обучения на занятиях со студентами старших курсов медицинского университета прививает интерес к научным исследованиям с доказательной базой, стимулирует навыки работы с научной литературой, способствует развитию критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жумабекова Г.С., Дюсембаева Н.К., Ажиметова Г.Н., Оразбаева Б.С., Каммерер Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SCIENTIFIC RESEARCH COMPETENCE IN STUDENTS OF SENIOR COURSES OF THE MEDICAL UNIVERSITY

The article highlights modern teaching methods based on the example of self-study under the teacher's guidance using technology of research-based learning (RBL) for senior students of KSMU. Authors note that active teaching methods in classes with senior students of the medical university awakens interest in scientific research with evidence base, stimulates skills in working with scientific literature, promotes development of critical thinking.

Текст научной работы на тему «Формирование научно-исследовательской компетентности у студентов старших курсов медицинского вуза»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 61 (07)

Г. С. Жумабекова, Н. К. Дюсембаева, Г. Н. Ажиметова, Б. С. Оразбаева, Л. А. Каммерер, М. А. Ким, А. Касиханкызы

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Карагандинский государственный медицинский университет (Караганда, Республика Казахстан)

В статье освещено применение современных методов обучения на примере самостоятельного занятия под руководством преподавателя с использованием технологии научно ориентированного обучения (RBL) для студентов старших курсов Карагандинского государственного медицинского университета. Авторы пришли к выводу о том, что применение активных методов обучения на занятиях со студентами старших курсов медицинского университета прививает интерес к научным исследованиям с доказательной базой, стимулирует навыки работы с научной литературой, способствует развитию критического мышления.

Ключевые слова: активные методы обучения, Research-Based Learning (RBL), медицинское образование

Анализ результатов международной практики подготовки специалистов системы здравоохранения указывает на ключевое место научно ориентированных подходов в образовательных программах всех уровней медицинского образования. Развитие практики научной и инновационной ориентации будущих медицинских работников привело к формированию новой модели подготовки врача -Research Based Learning (RBL) [2].

Научно ориентированное обучение (Research Based Learning, RBL) формируется и развивается в процессе обучения и обозначает, что результаты исследовательской работы студентов являются конечными результатами, а целью выполнения данной работы является не столько получение этих результатов, сколько обучение тому, как их получать [3].

Правильно поставленное обучение должно развивать способность у студентов к исследованию, аналитическому мышлению, поиску информации и доказательств через интернет-ресурсы на базах данных и в дальнейшем использовать медицинскую информацию для принятия научно-обоснованных клинических решений [1].

Цель работы - на основе самостоятельной поисковой работы выработать у студентов способность критического анализа научных статей для интеграции науки и практики в учебный процесс.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Для формирования научно-исследовательской компетентности на кафедре скорой медицинской помощи КГМУ проводятся занятия самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) с использованием научно ориентированного обучения (RBL). Студентам давалось задание по теме «Неотложная пульмонология», которое может

быть выполнено 1-2 студентами (рекомендовалось работать в паре). В задании поэтапно была отражена вся работа, необходимая для решения поставленной задачи, с этой целью предлагалось использовать 10 шагов быстрого описания научной статьи за 10 минут. Были предложены сайты Medline, Кокрановская библиотека и электронная библиотека (Elibrary.ru).

Основными вопросами по теме «Неотложная пульмонология» были острая дыхательная недостаточность; ларингоспазм, брон-хоспазм; легочное кровотечение; обструкция верхних дыхательных путей; астматический статус.

Также в ходе занятия проводилось тестирование, в которое были включены как вопросы непосредственно по теме «Неотложная пульмонология», так и моменты, касающиеся доказательной медицины в здравоохранении.

Всего анкетированием было охвачено 105 студентов 5 курса специальности «Общая медицина», выполнено 55 работ. Работы студентов оценивались согласно разработанным на кафедре критериям (табл. 1).

Как показал анализ, студенты старших курсов знают основы поиска медицинской информации, структуру научной статьи, умеют проводить критический анализ научных публикаций на заданную тему, хорошо владеют навыками поиска научных статей с доказательной базой, грамотно используют ключевые слова. Они четко описывают проблему, которая их заинтересовала. Большинство обучающихся (90%) умеют описывать основные методы исследования, а также определяют вопросы исследования, включая 4 основных компонента PICO (популяция, вмешательство, сравнение, исход).

Все работы соответствовали заданной

Таблица 1 - Критерии оценки студенческих работ по Р1ВЬ

Критерий Максимальный балл

Соответствие работы заданной тематике 10

Актуальность выбранной темы 10

Логика изложения 10

Грамотность оформления 10

Самостоятельность выполнения работы 10

Глубина раскрытия темы 10

Обснованность выводов 10

Аргументированность заключения 10

Соответствие техническим требованиям 10

Использование достоверной информации с наличием авторства 10

Итого 100

Оценки

■ В- 1В+ ■ А- ■ А+

Рисунок 1 - Результаты оценок студенческих работ кВЬ

тематике (100%), при выборе статей половина работ была посвящена статьям клинического профиля, вторая половина - фармакологического направления. Актуальность выбранных тем составила 95%. Один проект не отвечал требованиям доказательной медицины, сами студенты отметили неактуальность исследования, т.к. результаты проведенной работы уже были известны в медицинской практике. Однако многие студенты столкнулись с проблемой составления доклада, что связано с неопытностью в краткости изложения, формулировке тезисов, подведении итогов, а также выражении собственного мнения.

Оценки студенческих работ распределись следующим образом (рис. 1). На «отлично» были оценены 49% работ (14,5% (А+) и 34,5% (А-), на «хорошо» - 47,3% (27,3% (В+), 20% (в-), на «удовлетворительно» -3,6% (С+).

Было проведено анкетирование обратной связи со студентами (табл. 2). С трудностями при выборе статей по предложенной тематике столкнулись 40% студентов. Остальные 60% трудностей не испытывали, трудности были связаны с ограниченностью тематики.

По мнению всех опрошенных студентов, проведение занятий по методу Р1ВЬ будет полезным для их дальнейшей деятельности. Большинство респондентов считают, что на клинических кафедрах необходима интеграция науки в учебный процесс (94,3%), лишь 5,7% высказались против этого процесса. На вопрос «Проводилась ли подобная работа и на других клинических кафедрах?» положительно ответили 83,8% студентов, отрицательно - 16,2%.

С целью улучшения работы в данном направлении студенты высказали ряд предложений, которые заслуживают внимания. В частности, студенты предложили применять метод Р1ВЬ к нескольким кредитам, например, кардиологии, неврологии, неотложной гинекологии и т.д., либо предоставлять свободный выбор тем по различным направлениям неотложной помощи. Также студенты хотели бы проводить подобные занятия чаще, увеличить количество заданий в данном формате, осуществлять на кафедре защиту научных работ, а также организовать защиту лучших статей на внутри- и межвузовских конференциях. Студентам было предложено проводить в ходе занятий еженедельные пятиминутки по инновациям в медицине.

Кроме того, студенты считают, что данная работа была полезной для них, в процессе подготовки было прочитано и изучено боль-

Таблица 2 - Анкета обратной связи (RBL)

Вопросы Да Нет

Были ли трудности при выборе статей по предложенной тематике?

Считаете ли Вы проведение занятий по методу полезным для дальнейшей деятельности?

Необходима ли интеграция науки в учебный процесс на клинических кафедрах?

Проводили Вы подобную работу на других кафедрах?

Ваши предложения:

шое количество интересной информации, поэтому, по их мнению, на клинических кафедрах необходимо увеличить работу, связанную с наукой. Были и такие предложения, которые касались открытия своего сайта с переведенными и обработанными текстами статей, а также наличие справочника с лекарствами и симптомами основных заболеваний.

Таким образом, в современном медицинском высшем образовании особая роль уделяется внедрению в образовательные программы научно-ориентированного обучения студентов. Для будущего врача очень важно умение критически оценивать и анализировать информацию, полученную из различных источников, в качестве которых могут быть как печатные статьи, так различные электронные ресурсы.

Анализ студенческих работ показал, что у обучающихся методом формируются ключевые исследовательские навыки, включая поиск научных статей по предложенной теме, определение целей и задач исследования, оценки достоверности и корректности научной информации, интерпретацию и оценку результатов, подготовку доклада.

Удовлетворенность студентов, полученная в ходе обратной связи, показала не только необходимость дальнейшего проведения занятий методом кви но и их усовершенствования с учетом конкретных высказанных предложений.

Конфликт интересов. Конфликт интересов не заявлен.

ЛИТЕРАТУРА

1 Кемелова Г. С. Научно-ориентированное обучение в медицинском образовании / Г. С. Кемелова, М. А. Газалиева, Н. Ш. Ахмето-ва //www.applied-research. ru/ru /article /view? id=8399 (дата обращения: 25.02.2018)

2 Койков В. В. Роль Research-Based Learning в подготовке инновационно-активных специалистов системы здравоохранения /В. В. Койков, Г. А. Дербисалина //Денсаулы; сактау-ды дамыту журналы. - 2012. - №4 (65). - С. 62-73.

3 Научно-ориентированное обучение. Учебно-методическое пособие /Р. С. Досмагам-бетова, Г. С. Кемелова, В. Б. Молотов-Лучанский и др. - Караганда, 2016. - 70 с.

REFERENCES

1 Kemelova G. S. Nauchno-orientirovannoe obuchenie v medicinskom obrazovanii /G. S. Kemelova, M. A. Gazalieva, N. Sh. Ahmetova // www.applied-research. ru/ru /article /view? id=8399 (data obrashhenija: 25.02.2018)

2 Kojkov V. V. Rol' Research-Based Learning v podgotovke innovacionno-aktivnyh specialis-tov sistemy zdravoohranenija /V. V. Kojkov, G. A. Derbisalina //Densauly; sa;taudy damytu zhur-naly. - 2012. - №4 (65). - S. 62-73.

3 Nauchno-orientirovannoe obuchenie. Uchebno-metodicheskoe posobie /R. S. Dosmagambetova, G. S. Kemelova, V. B. Molotov -Luchanskij i dr. - Karaganda, 2016. - 70 s.

Поступила 21.06.2018 г.

G. S. Zhumabekova, N. K Dyusembaeva, G. N. Azhimetova, B. S. Orazbayeva, L A. Kammerer, M. A,, Kim, A. Kasihankyzy

FORMATION OF SCIENTIFIC RESEARCH COMPETENCE IN STUDENTS OF SENIOR COURSES OF THE MEDICAL UNIVERSITY

Karaganda state medical university (Karaganda, Repubiic of Kazakhstan)

The article highlights modern teaching methods based on the example of self-study under the teacher's guidance using technology of research-based learning (RBL) for senior students of KSMU. Authors note that active teaching methods in classes with senior students of the medical university awakens interest in scientific research with evidence base, stimulates skills in working with scientific literature, promotes development of critical thinking. Key words: active teaching methods, Research-Based Learning (RBL), medical education

Г. С. Жумабекова, Н. К Дюсембаева, Г. Н. Ажиметова, Б. С. Оразбаева, Л. А. Каммерер, М. А. Ким, А. Касиханкызы

МЕДИЦИНАЛЫК ЖОАРГЫ ОКУ ОРЫНДАРЫНЬЩ ЖОЕАРЕЫ КУРС СТУДЕНТТЕР1НЕ ЕЫЛЫМИ-ЗЕРТТЕУ К¥ЗЫРЛЫЕЫ К¥РЫЛУЫ

КараFанды мемлекеттк медицина университетi (КараFанды к, Казакстан Республикасы)

Бертген макалада окытудын заманауи эд1стер1н колдану жарык керген, мысалра К.ММУ-Н окытушыларынын жетекш1л1г1мен жYргiзiлетiн жорарры курс студенттер1не арналран рылыми-бардарлы окыту (RBL) технологиясын колдана отырып студенттердщ езбе™ен сабак жYргiзуi кезсетiлген. Авторлар атап еткендей медицина университетам жорарры курс студенттерМ окыту барысында белсендi окыту эдiсiн колдану, рылыми эдебиеттермен жумыс жасау дардыларын арттырып, дэлелдеу базасын колдана отырып рылыми зерттеуге кызырушылырын оятып, сыни ойлау кабте™ дамытуына ыкпал етедi,

Клт сездер: белсендi окыту эдстер^ Research-Based Learning (PBL), медициналык бiлiм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.