Научная статья на тему 'Научно ориентированное обучение в практике изучения физиологии в медицинском вузе'

Научно ориентированное обучение в практике изучения физиологии в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (RBL) / НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / RESEARCH BASED LEARNING (RBL) / STUDENT RESEARCH / CLINICAL THINKING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ғЫЛЫМғА БАғЫТТАЛғАН ОқЫТУ (RBL) / СТУДЕНТТЕРДің ғЫЛЫМИ ЖұМЫСЫ / КЛИНИКАЛЫқ ОЙЛАУ / КәСіБИ ЖЕТіЛДіРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитенис Н.В., Миндубаева Ф.А., Евневич А.М., Кадырова И.А.

В статье описан опыт внедрения элементов научно ориентированного обучения в учебный процесс на кафедре физиологии. Методом RBL в 2016/2017 и 2017/2018 учебных годах были охвачены 100% студентов 2 курса специальности «Общая медицина». Научно ориентированное обучение прививает навыки самостоятельной работы, способствует улучшению успеваемости студентов, мотивирует студентов к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гитенис Н.В., Миндубаева Ф.А., Евневич А.М., Кадырова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH BASED LEARNING IN THE PRACTICE OF PHYSIOLOGY STUDYING IN THE MEDICAL UNIVERSITY

The article describes the experience of introducing elements of research based learning in the educational process at the department of physiology. The research based learning in the 2016/2017 and 2017/2018 academic years covered 100% of the 2nd year students of the specialty «General medicine». Research based learning instills the skills of independent work, helps to improve student performance, motivates students to research activities.

Текст научной работы на тему «Научно ориентированное обучение в практике изучения физиологии в медицинском вузе»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 612:368

Н. В. Гитенис, Ф. А. Миндубаева, А. М. Евневич, И. А. Кадырова

НАУЧНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Кафедра физиологии Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

В статье описан опыт внедрения элементов научно ориентированного обучения в учебный процесс на кафедре физиологии. Методом кБЬ в 2016/2017 и 2017/2018 учебных годах были охвачены 100% студентов 2 курса специальности «Общая медицина». Научно ориентированное обучение прививает навыки самостоятельной работы, способствует улучшению успеваемости студентов, мотивирует студентов к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно ориентированное обучение (кБЬ), научная работа студентов, клиническое мышление, профессиональное совершенствование

В последнее время в медицинском образовании все шире используются инновационные технологии, вводится цифровое образование, увеличивается академическая и научная мобильность. Это ставит перед медицинской педагогикой задачи создания такой модели преподавания, которая будет способствовать развитию познавательной активности, исследовательского поведения и критического мышления у студентов [5].

В профессиональном медицинском образовании существует множество моделей и методов. Это интегрированное преподавание, активные методы PBL, TBL, CBL, проектное обучение, методики самостоятельных исследований, компетентностный и практико-ориенти-рованный подходы [7]. Вывод о том, что наилучших результатов студенты достигают при самостоятельном изучении проблем и применении полученных данных в реальных ситуациях, состоятелен и неоспорим [2, 4, 6]. Для этого необходимо давать студентам возможность участия в исследовательских проектах на всех этапах учебы, способствовать развитию саморегулируемого обучения [7]. Поэтому активное внедрение в медицинское образование навыка научных исследований становится ключевым в подготовке конкурентоспособного врача. В соответствии с данной стратегией, в основе образовательного процесса должно стоять активное, научно-ориентированное обучение (RBL). При таком обучении студенты от получения готовых знаний переходят к самостоятельному определению целей, планированию путей их достижения и пониманию практической ценности результатов [1]. Этот метод меняет как роль обучающихся, так и роль преподавателя. Он становится не столько источником знаний, сколько «руководителем процесса обучения», фасилитатором, вовлекаю-

щим студентов в активное сотрудничество по получению знаний и обсуждению результатов научных исследований [3, 6, 7].

Элементы научно-ориентированного обучения в медицинском образовании существовали и раньше. Это и учебно-исследовательская работа студентов во время практических занятий (УИРС), и научно-исследовательская работа во внеучебное время (НИРС). В современном образовании научный подход в подготовке специалистов высокого уровня получил дальнейшее развитие для формирования у них устойчивой научно-исследовательской компетенции [4].

В Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ) на основе опыта казахстанских и зарубежных вузов навыки RBL были распределены по годам обучения. Ко второму курсу на дисциплинах-пререквизитах студенты должны овладеть базовыми знаниями для подготовки научных сообщений и владеть навыками: определения сферы научного поиска; сбора литературных данных по проблеме с использованием библиографических указателей; интерпретации полученных результатов исследований. Критерием достижения данной компетентности служит подготовка реферата, аннотации, резюме, эссе с использованием электронных баз данных и библиотечных ресурсов [1].

В соответствии с данным направлением работы на кафедре физиологии разработаны и внедрены в учебный процесс методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по теме «Методы исследования функций ЦНС» в форме RBL. Получен акт внедрения и свидетельство о государственной регистрации на объект авторского права. Методические указания размещены на Студенческом портале. Данная тема рассматривается на дисциплине «Клеточ-

ные основы жизнедеятельности» (блок Физио-логия-1) на втором курсе бакалавриата для специальности 5В130100 «Общая медицина». Кафедра считает, что данные методические разработки студент может использовать в обучении, как круглосуточно доступного персонального наставника [7].

По данной теме научно-исследовательская работа проведена во всех учебных группах с русским, казахским и английским языками обучения. Студентам было предложено несколько тем заданий в соответствии с основными клинико-физиологическими методами исследования. Все задания были «открытыми», без окончательного идеального решения и содержания. Форма проведения - самостоятельная поисковая деятельность студентов, изучение вопросов темы и подготовка сообщения по одному из современных методов исследования ЦНС.

Работа над заданиями по теме «Методы исследования функций ЦНС» началась с разъяснения методологии, деления преподавателями студентов на мини-группы из 45 человек. Такое деление, не позволяющее студентам самим выбирать, с кем работать, обосновано отсутствием свободного выбора в условиях профессиональной деятельности. В то же время студентам предоставлялась возможность самостоятельно распределять обязанности, выбирать руководителя группы и докладчика. Студенты выстраивали свою работу в соответствии с параметрами оценки научного сообщения (оценочного листа научного сообщения по кБЦ, схемой оформления, хронокартой занятия.

При выполнении задания студенты, используя базовую учебную литературу, периодические научные издания, медицинские и исследовательские базы данных:

• изучили информацию о выбранном в соответствии с заданием методе исследования функций ЦНС;

• нашли статьи в периодических научных изданиях, медицинских и исследовательских базах данных, представляющие результаты использования данного метода в медицинской практике и/или научных исследованиях;

• выбрали 2-3 наиболее интересных статьи, на взгляд студентов, для включения их в своё сообщение;

• критически оценили исследования, описанные в статье и их результаты;

• написали краткий обзор статей, используя терминологию, применяемую в научных исследованиях;

• оформили результаты поисковой работы, в соответствии с требованиями, в виде научного сообщения;

• резюмировали информацию и подготовили презентацию своего сообщения для представления и защиты.

На протяжении всего выполнения задания студенты развивали различные познавательные умения: анализ, структурирование, выбор, конкретизация, применение, критическая переработка данных. Это задание позволило им непрерывно наблюдать за собственным процессом обучения, так как работа проводилась достаточно самостоятельно, что не только развивало базовые знания и умения, ни и мотивировало к профессиональному развитию.

В каждой учебной группе преподаватель направлял малые студенческие группы при возникновении проблем, «сопровождал» каждую группу от начала до конца задания, консультировал команды по возникающим вопросам.

Итогом работы студентов явилась презентация доклада и защита сообщения с последующим обсуждением. При их проведении студенты демонстрировали знания основных современных методов исследования ЦНС, их использование в научных исследованиях и медицинской практике для постановки диагноза и лечения, отрабатывали навык представления и защиты научного сообщения. Это способствовало развитию у студентов компонентов критического мышления в поиске медицинской и научной информации, способностей анализа проблемы и ее решения, оформления результатов исследования и распространения информации. Одновременно с формированием научно-исследовательской компетентности продолжилось развитие компетентностей непрерывного профессионального совершенствования, общей образованности, профессионализма, коммуникативных навыков, знаний биомедицинских наук [4].

При защите научных работ студентам ставилось условие: презентация должна быть понятной, лаконичной, информативной. На каждую презентацию было отведено по 20 минут: 10 минут на доклад и 10 минут на вопросы и обсуждения, устное рецензирование работы мини-группы другими студентами. Преподаватель выставлял итоговые оценки студентов в конце занятия, оформлял оценочный лист и проводил обратную связь.

Анализ анкет обратной связи по итогам занятия показал, что в СРСП по данной форме приняло участие 82 студента с русским языком обучения, 93 - казахским и 80 - с английским.

Рисунок 1 - Ознакомленность студентов с методикой

Рисунок 2 - Развитие навыков и компетентностей на занятии в форме

Рисунок 3 - Положительный эффект по сравнению с традиционным обучением

Рисунок 4 - Положительные стороны обучения

Рисунок 5 - Предложения студентов по результатам

На вопрос «Встречались ли Вы раньше при обучении с методикой положительно

ответили 13,4% студентов с русским, 44% - с казахским и 26% - с английским языком обучения (рис. 1).

Выявлено, что у 3,75% студентов данный вид СРСП развивал самостоятельность, заинтересованность, 5% - обучил поиску и обработке информации при работе в команде, 7,5% - заставлял обратиться к дополнительным источникам информации.

Сравнивая RBL с традиционным обучением, студенты отметили следующие положительные моменты: развитие поискового навыка, чтения и анализа научных статей (24,4%); получение новых знаний в науке и клинике (8,5%); возможность тренировки способности выступления перед аудиторией, обсуждения и защиты своей работы, обратной связи с аудиторией (25,6%); формирование научного мышления (18,3%); совершенствование клинического мышления, знания медицинской терминологии (12,2%); навыки групповой/командной работы, сплоченности (59,8%); развитие аналитического, логического мышления (9,8%); глубина изучения материала, лучшее усвоение (15,8%); личная ответственность перед группой (13,4%) (рис. 3).

Студенты также отметили, что такой вид СРСП пробуждает интерес - в 9,8% случаев, 13,4% студентов указали на возможность запоминания большого объема информации. В 10,6% случаев указали на расширение кругозора, в 3,7% - использование творческого подхода при изучении темы, а в 2,4% в качестве положительного момента названа возможность визуализации информации (рис. 4).

В анкете студентам была представлена возможность внести свои предложения по дальнейшему внедрению СРСП в форме RBL. Данный пункт анкеты был открытым. Студенты могли дать несколько предложений. Так, 35,4% студентов считали, что такие занятия необходимо проводить чаще, или использовать RBL в качестве основного метода. Расширить перечень тем докладов и использовать другие актуальные для клинической практики темы рекомендовали 8,5% студентов. Знать темы докладов к занятию по RBL в начале семестра хотели бы 7,3% студентов. Повысить значимость оценки по RBL рекомендовали 1,2% опрошенных студентов. Проводить работу не только в виде литературного обзора, но и исследований хотели бы 1,2% студентов. Увеличить время на доклад и презентацию, дать возможность демонстрации видео хотели бы 3,7% проанкетированных, такое же количество студентов хотели бы использовать и другие методы для активизации изучения материала. Необходимость предварительного обучения методике написания научных докладов отметили 1,2%, такое же количество студентов посоветовали проводить анализ большего количества статей. И лишь 1,2% хотели бы упростить темы, а 2,4% студентов порекомендовали не проводить занятия в форме RBL (рис. 5).

Таким образом, внедрение метода RBL позволило, помимо приобщения студентов к научной деятельности, продолжить формирование и развитие у обучающихся навыков научного и клинического мышления, навыков групповой работы и коммуникации, улучшило усвоение учебного материала и способствовало совершенствованию знаний биомедицинских дисциплин и создало предпосылки к профессиональному совершенствованию. Инновационный метод образовательной деятельности повысил профессиональный уровень и преподавателей, позволил приобрести новые навыки, выполнить новые роли, которые ранее не входили в сферу их компетенции [7].

Полученная при анкетировании информация позволит кафедре в дальнейшем совершенствовать учебный процесс, продолжить внедрение метода RBL по другим темам дисциплин, преподаваемых на кафедре для выполнения основной миссии вуза в подготовке профессионалов через внедрение инноваций в образование.

ЛИТЕРАТУРА

1 Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг., утвержденная Указом Президента РК от 29 ноября 2010 года № 1113.

2 Материалы международной научно-практической конференции «Современные технологии обучения в системе высшего образования Республики Казахстан». - Алматы, 2011. - 389 с.

3 Научно-ориентированное обучение в медицинском образовании /Г. С. Кемелова, М. А. Газалиева, Н. Ш. Ахметова и др. // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №12-10. - С. 1866-1869.

4 Петегем В. В. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения: Рук. /В. В. Петегем, Х. Каменски. - ЮФУ, 2009. - 120 с.

5 Сборник практических руководств для медицинских преподавателей /Под ред. З. З.Балкизова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - С. 43-68.

6 Сферы компетентности выпускника КГМУ: навык научных исследований: Метод. пособие /М. К. Телеуов, Р. С. Досмагамбетова, А. С. Толеуова и др. - Караганда, 2010. - 24 с.

7 Федоровская Е. Методика и содержание научно-ориентированного исследовательского образования //URL: https://edugalaxy. intel.ru/ (дата обращения: 27.06.2017).

REFERENCES

1 Gosudarstvennaja programma razvitija zdravoohranenija RK «Salamatty Kazahstan» na 2011-2015 gg., utverzhdennaja Ukazom Pre-zidenta RK ot 29 nojabrja 2010 goda № 1113.

2 Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye tehnologii obuchenija v sisteme vysshego obra-zovanija Respubliki Kazahstan». - Almaty, 2011.

- 389 s.

3 Nauchno-orientirovannoe obuchenie v medicinskom obrazovanii /G. S. Kemelova, M. A. Gazalieva, N. Sh. Ahmetova i dr. //Mezhdunar. zhurn. prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij.

- 2015. - №12-10. - S. 1866-1869.

4 Petegem V. V. Obrazovanie dlja inno-vacij. Primenenie peredovoj metodiki prepo-

davanija i obuchenija: Ruk. /V. V. Petegem, H. Kamenski. - JuFU, 2009. - 120 s.

5 Sbornik prakticheskih rukovodstv dlja medicinskih prepodavatelej /Pod red. Z. Z.Balkizova. - M.: GJeOTAR-Media, 2015. - S. 43 -68.

6 Sfery kompetentnosti vypusknika KGMU: navyk nauchnyh issledovanij: Metod. posobie /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagambetova, A. S. Toleuova i dr. - Karaganda, 2010. - 24 s.

7 Fedorovskaja E. Metodika i soderzhanie nauchno-orientirovannogo issledovatel'skogo obrazovanija //URL: https://edugalaxy.intel.ru/ (data obrashhenija: 27.06.2017).

Поступила 28.06.2018 г.

N. V. Gttenis, F. A. Mindubayeva, A. M. Yevnevich, I. A. Kadyrova

RESEARCH BASED LEARNING IN THE PRACTICE OF PHYSIOLOGY STUDYING IN THE MEDICAL UNIVERSITY Department of physiology of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The article describes the experience of introducing elements of research based learning in the educational process at the department of physiology. The research based learning in the 2016/2017 and 2017/2018 academic years covered 100% of the 2nd year students of the specialty «General medicine». Research based learning instills the skills of independent work, helps to improve student performance, motivates students to research activities. Key words: research based learning (RBL), student research, clinical thinking, professional development

Н. В. Гитенис, Ф. А. Миндубаева, А. М. Евневич, И. А. Кадырова

МЕДИЦИНАЛЫК ЖОЕАРЫ ОКУ ОРНЫНДА ФИЗИОЛОГИЯНЫ ЗЕРДЕЛЕУ ТЭЖ1РИБЕС1НДЕ ЕЫЛЫМЕА БАЕЫТТАЛЕАН ОКЫТУ

КараFандызl мемлекеттк медициналык университетмн физиология кафедрасы/ (КараFандыl, Казахстан)

Макалада физиология кафедрасында оку YA^ic^ рылымра барытталран ощыту элементтер1н енпзу тэж1рибес1 сипатталран. RBL эд1с1мен 2016/2017 жэне 2017/2018 оку жылдарында «Жалпы медицина» мамандырынык 2 курс студенттер1 100% камтылран. Рылымра барытталран ощыту студенттерге дербес жумыс журпзу машыщтарына уйретед1, оку Yлгерiмiн жащсартура ыщпал ет1п, студенттерд1 зерттеу жумысына жумылдырады.

Клт свздер: рылымра барытталран ощыту (RBL), студенттердщ рылыми жумысы, клиникалык ойлау, кэаби жет1лд1ру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.