Научная статья на тему 'Использование метода научных проектов в образовательном процессе в медицинском вузе'

Использование метода научных проектов в образовательном процессе в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское образование / научно ориентированное обучение / метод проектов / проект-ная деятельность / анкетирование / medical education / research-based learning / project method / project activity / questionnaire

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С А. Никифорова, А С. Ламанова, О А. Ковтун

В статье рассматриваются возможности применения метода проектов в медицинском вузе и его эффективность на примере преподавания социологии и экономической теории у студентов медицинского профиля. Описываются этапы проектной деятельности студентов в рамках учебного процесса. Анализируются данные, полученные в результате анкетирования 119 студентов 2 курса Карагандинского государственного медицинского университета. Были опрошены представители специальностей «общая медицина», «стоматология», «биология», «медико-профилактическое дело», выполнявшие учебные исследовательские проекты в 2014-2017 гг. Результаты анализа показали высокий уровень заинтересованности студентов всех специальностей в использовании метода проектов в медицинском образовании (91% респондентов); положительное субъективное оценивание собственных исследовательских качеств и достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С А. Никифорова, А С. Ламанова, О А. Ковтун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE PROJECT METHOD OF TRAINING IN MEDICAL UNIVER

The given article considers the possibilities of use the project method in the medical education and its effective using in the lessons of Sociology and Economic theory. Here is described a stages of the project activity of students within educational process. The questionnaires are analyzed to 119 students of 2nd course at KSMU. Representatives of specialties «General Medicine», «Stomatology», «Biology» and «Medical and preventative care» were interviewed mak-ing research projects in 2014-2017. Results of the analysis showed the high level of interest of students of all specialties in use of a method of projects in medical education (91% of respondents) and positive subjective estimation of own research qualities and achievements.

Текст научной работы на тему «Использование метода научных проектов в образовательном процессе в медицинском вузе»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 61(07)

С. А. Никифорова, А. С. Ламанова, О. А. Ковтун

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

В статье рассматриваются возможности применения метода проектов в медицинском вузе и его эффективность на примере преподавания социологии и экономической теории у студентов медицинского профиля. Описываются этапы проектной деятельности студентов в рамках учебного процесса.

Анализируются данные, полученные в результате анкетирования 119 студентов 2 курса Карагандинского государственного медицинского университета. Были опрошены представители специальностей «общая медицина», «стоматология», «биология», «медико-профилактическое дело», выполнявшие учебные исследовательские проекты в 2014-2017 гг.

Результаты анализа показали высокий уровень заинтересованности студентов всех специальностей в использовании метода проектов в медицинском образовании (91% респондентов); положительное субъективное оценивание собственных исследовательских качеств и достижений.

Ключевые слова: медицинское образование, научно ориентированное обучение, метод проектов, проектная деятельность, анкетирование

Современное высшее образование ориентировано на поиск и внедрение в учебный процесс новых форм и методов, способствующих активизации и большей эффективности деятельности студентов как будущих специалистов. Все в большей степени делается упор на развитие творческих, исследовательских потенциалов личности обучающихся, формирование профессионально ориентированных практических навыков. Одним из актуальных и приоритетных методов профессионального высшего, в том числе медицинского, образования становится метод проектов, который позволяет развить критическое мышление учащихся, способность самостоятельно выстраивать траекторию научного поиска, работать с источниками информации, использовать эмпирические методы для решения познавательных и практических задач. Кроме того, при правильной организации процесса, метод проектов развивает речевые, коммуникативные и даже лидерские навыки [1].

Цель работы - изучение возможностей использования метода проектов в медицинском образовании на примере преподавания социологии и экономической теории медицинского профиля.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ При изучении курса социологии на кафедре истории Казахстана и социально-политических дисциплин Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) предусмотрено осуществление студентами учебных исследовательских проектов как

формы организации самостоятельной работы студентов (СРС). Для успешного выполнения данной деятельности уже на первом практическом занятии студенты по желанию и по рекомендации преподавателя делятся на малые группы (2-4 человека в группе). Происходит определение темы исследовательского проекта для каждой группы из числа предложенных преподавателем и с учетом интересов и пожеланий студентов. Рекомендуется выбор тем, имеющих медицинскую направленность и связь с профилем специализации. Основные требования к выполняемой деятельности и алгоритм работы прописаны в силлабусе и УМКД дисциплины. Трудоемкость работы предполагает осуществление проекта на протяжении всего семестра с последующей защитой на соответствующем теме практическом занятии. На протяжении семестра преподаватель курирует выполнение исследовательской деятельности студентов, направляет, помогает и регулярно контролирует сделанное во время занятий СРСП.

В этапов проектной деятельности студенческая исследовательская группа должна выполнить следующее:

• проанализировать историю вопроса на основе изученной литературы и имеющихся теоретических данных, обозначить актуальность темы, оформить глоссарий;

• разработать программу исследования, определить цели, задачи, гипотезы, основные критерии выборки, соответственно требованиям разработать анкету или обдумать другой

Рисунок 1 - Результаты анкетирования студентов: объяснение необходимости использования метода проектов

^ 50% 45% 40% 35% 30% 25% РЭ 20% 8 15% § 10% § 5% « 0%

и о Л о ю Я и

%.........

Медицинскому специалисту необходимо уметь использовать все методы поиска и обработки информации

Данный метод позволяет более активно и творчески участвовать в выбранной профессиональной деятельности

Позволяет с разных Делает изучение

позиций и более объективно взглянуть на интересующую проблему

учебной дисциплины более понятным и интересным

Помогает в освоении учебной дисциплины

Позволяет легко получить необходимый учебный результат

Объяснение необходимости использования метода проектов

метод исследования (экспертное интервью, наблюдение, работа со статистическими данными и т.д.) по выбранной теме;

• провести полевое исследование и осуществить сбор данных с их последующей обработкой и анализом;

• графически оформить результаты исследования;

• подготовить презентацию для выступления на занятии - учебной конференции, с защитой результатов исследования, демонстрацией теоретических и практических материалов, собранных во время работы над проектом, ответами на вопросы. Каждый участник работы над проектом может дополнительно продемонстрировать присутствующим на защите преподавателю и студентам, возможным гостям свои достижения, теоретические знания и полученные навыки, а также развить ораторские способности во время выступления. После защиты участникам проекта выставляется комплексная оценка, учитывающая индивидуальные и групповые заслуги, в соответствии с заранее известными студентам критериями. Лучшие работы рекомендуются к участию в научных конференциях более высокого уровня и публикации результатов исследования.

По такому же алгоритму может осуществляться СРС по дисциплине «основы экономической теории», где студенты проводят маркетинговые исследования.

В последнее время на кафедре получила развитие практика междисциплинарной инте-

грации (социология - основы экономической теории) при организации проектно-ориентированной деятельности студентов. В случае, если одни и те же студенты параллельно изучают эти дисциплины, каждая выбранная группой для выполнения проекта тема должна быть рассмотрена с позиций как социологии, так и экономики. Работа со студентами скоординирована преподавателями обеих дисциплин. Студенты - участники процесса - могут в полной мере рассмотреть тему с разных позиций, на практике обучаясь комплексному подходу к исследованию и объективному анализу проблемы.

На протяжении трех лет (2014-2017 гг.) на кафедре истории Казахстана и социально-политических дисциплин КГМУ среди студентов, участвовавших в осуществлении научных проектов при изучении социологии и экономической теории, проводилось исследование с использованием метода анкетирования. Цель исследования - выяснить особенности отношения студентов к осуществлению проектной деятельности в учебном процессе и создать более четкое представление о практических сторонах и возможностях данного метода. Выборка составила 119 студентов 2 курса КГМУ, из них: студенты специальности «общая медицина» - 89 человек (75%), «стоматология» -19 (16%), «биология» - 7 (6%), «медико-профилактическое дело» - 4 (3%). Среди студентов выборки было 35 (29%) лиц мужского пола и 84 (71%) женского. Тип выборки: квотная, гнездовая.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По завершении исследовательского проекта студентам было предложено ответить на вопросы анкеты «Использование метода социальных проектов в медицинском образовании» (автор С. А. Никифорова). Анкета содержит 36 закрытых и полузакрытых вопросов, уточняющих отношение обучающихся к проектной исследовательской деятельности [2]. Можно отметить некоторые результаты, полученные в ходе анкетирования.

Так, на вопрос анкеты «Считаете ли Вы необходимым использование метода проектов в высшем медицинском образовании?» был получен 91% утвердительных ответов. В случае положительного утверждения было предложено обосновать его и выбрать один или несколько вариантов из списка. Максимально предпочитаемым объяснением оказалось следующее: «Считаю, что медицинскому специалисту необходимо уметь использовать все методы поиска и обработки информации» (70 (45%) респондентов) (рис. 1).

Отвечая на вопрос анкеты «Какой метод исследования Вы использовали при подготовке Вашего проекта? (разрешены множественные выборы), студенты преимущественно называли анкетирование, работу с Интернет-ресурсами, обработку и графическое оформление полученных в результате исследования данных. Практически все другие методы также были упомянуты, так как возможность и необходимость их

использования были методологически обусловлены спецификой дисциплины и тематическим содержанием проекта (рис. 2). Отдельные студенты указывали все методы как используемые ими в проектной деятельности.

46% респондентов отметили, что выбрали тему проекта как субъективно наиболее интересную или актуальную из некоторого количества тем, предложенных преподавателем. Еще 51% опрошенных обозначили выбор темы как самостоятельный, в соответствии с личными интересами. Эти же 97% в совокупности еще раз подтвердили, что тема исследования была для них интересной и актуальной. 95% студентов сообщили, что ими было испытано чувство гордости за себя и своих товарищей после завершения работы над проектом, а 85% почувствовали, что стали более уверенны в себе как в молодом ученом. В используемой анкете обратной связи [2] присутствовала группа вопросов, где студенты могли рекомендовать темы исследований для будущих проектов и предлагать мероприятия для совершенствования практики внедрения проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс.

Таким образом, проведенное исследование показало, что практика внедрения метода проекта как разновидности научно-ориентированного обучения в медицинском образовании успешно применима. Будучи положительно апробированным на занятиях социо-

Используемые методы исследования

120

100

« 80

60

40

20

.об'

# Л- 4

х

-V

^

# СР

^ ¿г

у

•ф-

Методы

0

Рисунок 2 - Результаты анкетирования студентов: методы, использованные в исследовании

логии и экономической теории на протяжении ряда лет, данный метод может быть рекомендован к повсеместному внедрению как инструмент формирования и развития научно и профессионально ориентированной личности студента и дополнительный мотивационный регулятор студенческой учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1 Бутуева З. А. Особенности применения проектного метода в обучении студентов по специальности «Социальная работа» //Вестник Бурятского госуниверситета. - 2010. - №5. -С. 176-181.

2 И.с. 002080 Республика Казахстан. Анкета обратной связи для студентов. Использо-

вание метода социальных исследовательских проектов в медицинском образовании (произведение науки) /С. А. Никифорова (РК). — №1315; заявл. 28.04.15; опубл. 29.06.15.

REFERENCES

1 Butueva Z. A. The specificity of use of the project method in training of students of a specialty «Social work» //Newsletter of Buryatia state university. - 2010. - №5. - С. 176-181.

2 Intellectual property. Republic of Kazakhstan. Feedback form for students. The use of the project method in the medical education/ Nikifo-rova S.A. RK #1314.Applic

Поступила 16.03.2017

S. A. Nikiforova, A. S. Lamanova, O. A. Kovtun

USE OF THE PROJECT METHOD OF TRAINING IN MEDICAL UNIVERSITY

Department of history of Kazakhstan and social political disciplines of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The given article considers the possibilities of use the project method in the medical education and its effective using in the lessons of Sociology and Economic theory. Here is described a stages of the project activity of students within educational process. The questionnaires are analyzed to 119 students of 2nd course at KSMU. Representatives of specialties «General Medicine», «Stomatology», «Biology» and «Medical and preventative care» were interviewed making research projects in 2014-2017.

Results of the analysis showed the high level of interest of students of all specialties in use of a method of projects in medical education (91% of respondents) and positive subjective estimation of own research qualities and achievements.

Key words: medical education, research-based learning, project method, project activity, questionnaire С А. Никифорова, А. С. Ламанова, О. А. Ковтун

МЕДИЦИНАЛЫК ЖОО ДАТЫ Б1Л1М ЖYЙЕСIНДЕ ТЫЛЫМИ ЖОБА ЭД1СТЕР1Н КОЛДАНУ ММ У Казахстан тарихы жэне элеуметтк-саяси пэндер кафедрасы.

ЖоFарыда аталып еткен макалада медициналык б1л1м жYЙесi салаларында экономикалык теория жэне элеуметтану пэндер^ окытуда рылыми жоба эдстерм колданудын тшмдтИ аталып еттген. Оку барысы ЖYЙ-еандеп студенттердщ рылыми жоба жасау кезендер^е токталып еттген.

КММУ 2 курс 119 студенттер^е жYргiзiлген сауалнаманын кортындылары сипаталран. 2014-2017 жыл ара-лырындары рылыми жобалар жасаран «Биология», «Стоматология», «Жалпы медицина», «Медико-профилактикалык io>, мамандыктарынын екшдер^е де сауалнама жYргiзiлдi.

Сауалнама кортындысы бойынша студенттердщ (91%) медициналык б1л1м беру жYЙесiнде рылыми зерттеу жоба эдiсiне кызырушылык танытатындарын айкындады жэне де кептеген студенттердН бул саладары жетстк-тер1н1н де аз емеспп айкындалды.

Клт сездер: медициналык б1л1м, рылыми барытталран окыту, жоба эд1с1, рылыми кызмет, сауалнама

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.