Научная статья на тему 'Роль регулирования платежного баланса в модернизации российской экономики'

Роль регулирования платежного баланса в модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / БАЛАНС ТОВАРОВ / БАЛАНС УСЛУГ / ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев П.В.

В статье рассмотрено текущее состояние платежного баланса России, в том числе счета текущих операций и финансового счета. Предложен концептуальный подход к регулированию баланса товаров, услуг и финансового счета в интересах модернизации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль регулирования платежного баланса в модернизации российской экономики»

УДК 339.972

РОЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

П. В. АЛЕКСЕЕВ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра исследований международных экономических отношений

Е-mail: apv31@mail.ru Институт финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

эффективности процесса воспроизводства, а также качественное изменение модели участия России в международном разделении труда. Назрела необходимость в разработке концептуального подхода к повышению роли регулирования платежного баланса в модернизации отечественной экономики, включающего целенаправленное воздействие на такие компоненты, как баланс товаров и услуг, счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, в том числе баланс прямых и портфельных инвестиций.

Состояние платежного баланса России в условиях финансово-экономического кризиса. На протяжении 2005—2009 гг. сформировалось устойчивое положительное сальдо текущих операций, которое обеспечивало стабильность валютных поступлений в страну (табл. 1).

В 2008 г. положительное сальдо текущих операций составило 102,4 млрд долл., в 2009 г. оно

Таблица 1

Счет текущих операций платежного баланса Российской Федерации в 2005—2009 гг., млрд долл.

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009

Счет текущих операций 84,602 94,686 77,012 102,4 48,971

Баланс товаров 118,364 139,269 130,915 179,742 111,585

Экспорт товаров 243,798 303,55 354,401 471,603 303,388

Импорт товаров -125,434 -164,281 -223,486 -291,861 -191,803

Баланс услуг -13,775 -13,614 -19,645 -25,051 -19,875

Экспорт услуг 24,97 31,102 39,416 51,306 41,722

Импорт услуг -38,745 -44,716 -59,061 -76,357 -61,597

Баланс доходов от инвестиций -17,816 -25,265 -23,434 -34,763 -31,534

Доходы к получению 15,668 27,858 44,784 58,483 32,443

Доходы к выплате -33,484 -53,122 -68,218 -93,246 -63,977

В статье рассмотрено текущее состояние платежного баланса России, в том числе счета текущих операций и финансового счета. Предложен концептуальный подход к регулированию баланса товаров, услуг и финансового счета в интересах модернизации российской экономики.

Ключевые слова: платежный баланс, модернизация, баланс товаров, баланс услуг, финансовый счет, прямые иностранные инвестиции.

В современных условиях состояние платежного баланса выступает не только индикатором вовлеченности страны в мирохозяйственные связи, но и показателем эффективности валютной, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, которые являются элементами политики платежного баланса. При этом важнейшие цели регулирования платежного баланса России — модернизация российской экономики, повышение

уменьшилось до 48,97 млрд долл. (в 2,1 раза) в связи с ухудшением ценовой конъюнктуры на мировом рынке сырьевых товаров и металлов.

В России до настоящего времени сохраняется преобладание сырьевого экспорта. Доля минерального сырья и металлов в 2009 г. составляла 80,3 % стоимости экспорта против 83 % в 2008 г. Стоимость сырьевого экспорта в целом составила в 2009 г. 241,7 млрд долл. против 387,8 в 2008 г. Экспорт машин, оборудования и транспортных средств составил в 2009 г. 17,9 млрд долл. (5,9 % всего экспорта).

В первом полугодии 2010 г. произошел рост цен на мировом рынке на основные товары российского экспорта (нефть и металлы). В результате этого в I полугодии 2010 г. сальдо текущих операций резко увеличилось по сравнению с I полугодием 2009 г. (с 18 до 50,2 млрд долл.).

В условиях кризиса в наибольшей степени сократился импорт легковых и грузовых автомобилей, а также несколько уменьшился импорт медикаментов, мяса и рыбы (свежих и мороженых) (табл. 2). Тем не менее актуальной остается проблема импор-тозамещения указанных товарных групп.

Вместе с тем особенностью финансового счета российского платежного баланса в 2005—2009 гг. являлся крупный агрегированный нетто-отток капиталов. В 2009 г. сложился также нетто-отток прямых инвестиций: прямые инвестиции из России составили 46 млрд долл., в Россию — 38,7 млрд долл. В настоящее время перед нашей страной остро стоит проблема привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Концептуальный подход к совершенствованию внешнеторговой политики в целях модернизации экономики России.

Политика в сфере регулирования баланса товаров. Концептуальный подход к разработке внешнеторговой политики подразумевает:

— расширение экспорта инновационной продукции, продукции с высокой добавленной стоимостью;

Таблица 2

Основные товары российского импорта в 2008—2009 гг., млрд долл.

Наименование 2008 2009

Машины и оборудование 136,457 70,578

Автомобили легковые 30,259 8,505

Автомобили грузовые 4,238 0,589

Медикаменты 7,469 7,083

Черные металлы 6,367 3,307

Мясо свежее и мороженое 4,920 4,268

Рыба свежая и мороженая 1,659 1,443

— увеличение объема ввоза современных машин, оборудования и технологий;

— активное импортозамещение (прежде всего лекарственных препаратов).

Одной из причин финансово-экономического кризиса в России, наряду с институциональной отсталостью и слабостью реального сектора, явилось падение мировых цен на сырьевые товары в 2009 г., которое может повториться. Поэтому представляется опасным возлагать надежду лишь на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, высокие цены на нефть и газ. Необходимы выбор и реализация долгосрочной стратегии внешней торговли, опирающейся главным образом на внутренние источники роста, качественное изменение модели участия России в международном разделении труда. В этом плане к числу важнейших следует отнести следующие факторы.

1. Главным приоритетом государственной внешнеторговой политики является значительное увеличение объема производства и экспорта отечественных товаров с высокой долей добавленной стоимости и инновационной продукции. Данный приоритет должен реализовываться главным образом путем осуществления дополнительных инвестиций в отрасли, где у России имеются конкурентные преимущества:

— лесоперерабатывающую и машиностроительную отрасли, в том числе производство современных автобусов, троллейбусов, трамваев, малых грузовиков;

— производство железнодорожного оборудования, поездов;

— приборостроение;

— авиа- и судостроение;

— космическую отрасль.

Все это следует делать с учетом опыта развитых стран, которые в условиях мирового финансово-экономического кризиса наращивают свой экспортный потенциал.

2. В целях создания условий для усиления кредитно-финансовой поддержки отечественных предприятий — экспортеров высокотехнологичной продукции представляется обоснованным принять специальный федеральный закон о национальных страховых организациях (агентствах), которые занимались бы страхованием международных кредитов, прежде всего экспортных. В настоящее время такие страховые организации (государственные и полугосударственные) функционируют в Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Канаде, Нидерландах, Португалии, США, Швейцарии и Японии.

Российский АПК - инвестиционно привлекательная отрасль, которая позволяет производить конкурентоспособную и экспортоориентирован-ную продукцию с высокой добавленной стоимостью. На современном этапе развитие экспорта должно стать приоритетным направлением для отечественного АПК.

В настоящее время перед российским АПК стоит ряд проблем, в том числе обновление инфраструктуры зернового рынка (элеваторов, подъездных путей, транспортных систем), сельскохозяйственной техники (80 % технического парка -машины старше 30 лет), снижение стоимости кредитов для сельхозпроизводителей.

3. В связи с этим назрела необходимость принятия дополнительных мер по развитию российского АПК. В частности, для решения проблемы изношенности основных фондов в сельском хозяйстве целесообразно направить из бюджета дополнительные средства на субсидирование процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям. Также необходимо направить дополнительные средства на модернизацию основных фондов в рыбохозяйс-твенном комплексе.

4. В интересах модернизации российской экономики следует создать условия, стимулирующие расширение ввоза современных машин, оборудования и технологий в целях совершенствования и обновления производственной инфраструктуры. В настоящее время остро стоит вопрос о «зеленом коридоре» для импорта современных машин и технологий. По мнению автора, целесообразно снизить наполовину количество документов, оформляемых при импорте инвестиционных товаров1, а также, по примеру Китая, внедрить технологию оформления импортных таможенных документов и оплаты таможенных пошлин через Интернет.

5. Для импортозамещения лекарственных препаратов необходимо создание качественных лекарств - аналогов импортируемых Россией медикаментов. Приоритетом должно стать увеличение доли российских препаратов в ассортименте внут-рироссийского сбыта фармпродукции с нынешних 30 до 50 % (по стоимости) к 2020 г. Для достижения этой цели необходимо поощрение прямых иностранных инвестиций в средние и малые совместные предприятия, специализирующиеся на выпуске так называемых «дженериков» (аналогов или копий

'В настоящее время для таможенного оформления экспортных операций в РФ требуется 8 документов, для импорта - 13 документов, что вдвое превышает аналогичное количество в промышленно развитых странах.

эксклюзивных лекарств) - отечественных и зарубежных, а также инновационных фармпрепаратов. В частности, можно освободить такие предприятия от налога на прибыль в течение первого года работы, а также освободить от уплаты таможенных пошлин импорт данными компаниями сырья из-за границы.

Предложения по регулированию баланса услуг. Для снижения хронического отрицательного сальдо баланса услуг целесообразно уделить больше внимания регулированию этой статьи платежного баланса. Наибольшее отрицательное сальдо в 2009 г. сложилось по статьям «Поездки» (-11,409 млрд долл.) и «Прочие услуги» (-11,385 млрд долл.). Сальдо по статье «Транспортные услуги» составило -2,918 млрд долл. Целесообразными представляются следующие шаги.

1. Для увеличения валютных поступлений по статье «Поездки» необходимо принять меры, обеспечивающие эффективную реализацию в рамках государственно-частного партнерства пакета законов по созданию особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа:

- разработать федеральную целевую программу по развитию ОЭЗ туристско-рекреационного типа, включающую строительство дорог, систем электро- и водоснабжения, телекоммуникаций, гостиниц регионов, выбранных в качестве наиболее перспективных Правительством РФ2;

- осуществлять мониторинг реализации данного проекта в целях устранения непредусмотренных и возникающих отдельных недоработок в механизме экономического регулирования и государственной поддержки;

- позитивные результаты реализации проекта необходимо сделать достоянием других регионов, развивающих эту деятельность;

- расширять сеть национальных турагентств за рубежом в целях реализации отечественных турпродуктов;

- проводить рекламную кампанию за границей.

2. В целях увеличения поступлений по статье платежного баланса «Транспортные услуги» следует наращивать инвестиции в судостроение. При этом, как отметил Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на заседании Совета безопасности 09.06.2010, эти меры поддержки должны подкрепляться ростом производительности труда на пред-

2В результате проведенного осенью 2006 г. конкурса из 28 поданных заявок на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа правительственная комиссия утвердила 7: Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края, Калининградская, Иркутская обл., Республика Бурятия и Республика Алтай.

приятиях и повышением эффективности использования активов, а также снижением издержек.

3. Для увеличения поступлений от экспорта транспортных услуг представляется обоснованным принятие мер по защите национальных перевозчиков, включая предоставление налоговых льгот, снижение таможенных барьеров, государственное кредитование, что поставит отечественный сектор транспортных услуг в равные условия с зарубежными контрагентами. В частности, необходимо снижение количества документов, используемых при таможенном оформлении экспорта и импорта, а также ввод в действие автоматизированной системы таможенного оформления товаров через Интернет.

4. У России существует экспортный потенциал для развития таких видов услуг, как торговля патентами и лицензиями, запуск космических объектов, связь, компьютерные и информационные услуги, в которых воплощены научно-технические достижения. Меры по оптимизации участия РФ в международной торговле прогрессивными услугами должны сводиться к расширению ассигнований на НИОКР и укреплению материально-технической базы инновационной деятельности.

Концептуальный подход к регулированию международного движения капитала в целях модернизации экономики России. В настоящее время нашей стране приходится решать проблемы модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Мировой опыт свидетельствует, что достичь этого, используя исключительно собственные природные и финансовые ресурсы, без активного привлечения иностранного капитала достаточно сложно, а порой и невозможно.

Структура счета движения капиталов платеж

Современный мировой рынок иностранных инвестиций — это высококонкурентный рынок инвесторов, на котором страны-реципиенты (среди них не только развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, но и развитые государства) ведут серьезную конкурентную борьбу за привлечение иностранного капитала в национальную экономику путем создания благоприятного инвестиционного климата и либерализации режима для иностранных инвесторов. В связи с этим абсолютно необходимо укрепление позиций России и повышение ее конкурентоспособности как страны-реципиента на международном рынке капитала.

Без кардинального улучшения инвестиционного климата в РФ и роста ПИИ невозможно ликвидировать или сократить технологическое отставание от развитых стран. Путь к этому лежит через гарантии прав собственности, усиление конкуренции в экономике, борьбу с монополизмом, сокращение коррупции. Словом, через ликвидацию институциональной отсталости.

Главной особенностью финансового счета российского платежного баланса в 2005—2009 гг. является крупный агрегированный нетто-отток капиталов (табл. 3).

Особенностью финансового счета платежного баланса России является большая величина оттока прямых инвестиций из России при нехватке капиталовложений внутри страны. Так, в 2009 г. прямые инвестиции из России составили 46 млрд долл., в Россию — 38,7 млрд долл. В настоящее время перед Россией остро стоит проблема привлечения ПИИ. Для этого придется решить ряд задач.

1. Концептуальный подход к данной проблеме предполагает разработку стратегии привлечения

Таблица 3

о баланса России в 2005—2009 гг., млрд долл.

Статья платежного баланса 2005 2006 2007 2008 2009

Сальдо операций с капиталом -76,689 -104,204 -64,121 -90,491 -47,747

и финансовыми инструментами

Счет операций с капиталом -12,764 0,191 -10,224 0,496 -11,648

Финансовый счет -63,925 -104,395 -53,897 -90,987 -36,099

Сальдо прямых инвестиций 0,118 6,55 9,158 20,256 -7,335

Прямые инвестиции за границу -12,767 -23,151 -45,916 -52,629 -46,057

Прямые инвестиции в Россию 12,886 29,701 55,073 72,885 38,722

Сальдо портфельных инвестиций -11,379 15,702 5,984 -34,692 -2,729

Активы -10,666 6,248 -9,992 -7,86 -10,9

Обязательства -0,713 9,455 15,976 -26,832 8,171

Сальдо прочих инвестиций 9,03 -19,083 79,557 -120,521 -19,414

Активы -33,328 -49,422 -59,762 -177,187 7,456

Обязательства 42,358 30,34 139,319 56,666 -26,871

Сальдо резервных активов -61,461 -107,466 -148,928 45,34 -3,377

Чистые ошибки и пропуски -7,913 9,518 -12,891 -11,909 -1,225

прямых иностранных инвестиций, предусматривающую приоритетные направления осуществления иностранных капиталовложений в соответствии со стратегией модернизации российской экономики.

Представляется обоснованным возложить на Министерство экономического развития РФ ответственность за реализацию государственной политики и государственно-частного партнерства в сфере иностранного инвестирования.

2. Полезно использовать в РФ опыт КНР в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций. В Китае действует режим разграничения совместных отраслевых проектов на четыре категории:

- поощряемые;

- разрешаемые;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ограниченные;

- запрещенные.

К категории поощряемых отраслей в КНР отнесены: сельское, лесное хозяйство, животноводство, энергетика, металлургия, машиностроение, производство строительных материалов, медицинского оборудования, микроэлектроника, создание новых видов материалов, биотехнологии, информационные технологии, новые виды источников энергии, энергетические технологии повышенной эффективности, защита окружающей среды.

В связи с тем, что в России отсутствует четко сформулированная стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций, большая часть инвестиций, направляемых в нашу страну из-за рубежа, мало способствует модернизации российской экономики. По мнению автора, целесообразно разграничение отраслевых инвестиционных проектов по приведенным выше группам. Причем соответствующая классификация должна быть закреплена в Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Целесообразно к категории поощряемых прямых инвестиций отнести проекты:

- в сфере энергосбережения и энергоэффективности;

- в сфере нефте- и газодобычи;

- в сфере нанотехнологий, генной инженерии, клеточных технологий;

- в сфере производства лекарств;

- в сфере мультимедиа промышленности;

- в сельском хозяйстве;

- в машиностроении, в том числе производство современных автобусов, малых грузовиков;

- в судостроении;

- по производству железнодорожного оборудования, поездов;

- в космической отрасли;

- в сфере защиты окружающей среды.

Наряду с введением режима разграничения

отраслевых проектов по приведенным выше группам, представляется обоснованным поддержать предприятия с участием иностранного капитала, инвестирующие в поощряемых направлениях, путем установления льгот по налогообложению (в течение первых двух лет - освобождение от налога на прибыль, в течение последующих трех лет - уплата налога по уменьшенной на половину ставке). Для этого целесообразно ввести соответствующие дополнения в Налоговый кодекс РФ.

3. С точки зрения механизмов прямого иностранного инвестирования в Россию наиболее перспективны венчурное финансирование, проектное финансирование, концессионные соглашения. В России насчитывается более 110 технопарков, свыше 110 центров трансфера технологий, около 120 бизнес-инкубаторов, особые экономические зоны. Однако в настоящее время отсутствует четко сформулированная промышленная политика, включающая источники финансирования инноваций и модернизации экономики. В связи с этим представляется целесообразным разработать и принять специальные федеральные законы о промышленной политике, о венчурном (рискованном) бизнесе, об инновационных центрах, включающие положения об источниках финансирования инноваций и модернизации экономики.

4. Представляется обоснованным заключить с правительствами США, стран - членов ЕС и других стран двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Полезно использовать опыт Китая, который подписал такие соглашения более чем с 70 странами. Как правило, такие документы предусматривают положения о защите прав собственности, об условиях размещения инвестиций и сферах инвестиционной деятельности в обеих странах, о переводе прибыли за рубеж, об урегулировании споров.

5. Для стимулирования притока прямых иностранных инвестиций требуется развитие соответствующей инфраструктуры путем перераспределения бюджетных ресурсов в пользу инвестиций в эту сферу, включая дорожное хозяйство, систему транспорта и связи, энерго- и водоснабжения, с акцентом на их модернизацию.

В 2008 г. в условиях кризиса возник крупный нетто-отток международных портфельных инвестиций, составивший 34,692 млрд долл. По итогам 2009 г. приток в Россию портфельных инвестиций

составил 8,171 млрд долл., отток из России — 10,9 млрд долл., сальдо портфельных инвестиций достигло — 2,729 млрд долл.

При этом в настоящее время наибольший объем накопленных Россией портфельных инвестиций — долгосрочные, а среди накопленных прочих инвестиций значительный объем имеют долгосрочные ссуды и займы отечественных банков и прочих секторов. В общей сложности объем краткосрочных обязательств по прочим инвестициям всех секторов российской экономики превысил на 01.01.2010 40 млрд долл.

Масштабный приток краткосрочных прочих инвестиций негативно влияет на платежный баланс. Краткосрочные инвестиции носят в основном спекулятивный характер, не могут быть вовлечены в воспроизводство и модернизацию экономики России в связи с непродолжительным сроком их оборота. При этом привлечение краткосрочных капиталов в значительных объемах влечет крупные выплаты инвестиционных доходов, что привело в РФ к формированию отрицательного сальдо статьи «Доходы от инвестиций и оплата труда», а также создает потенциальные риски для валютной и финансовой стабильности.

В случае возникновения угрозы финансовой стабильности целесообразно разработать и применять комплекс косвенных методов ограничения притока спекулятивного краткосрочного капитала, включающий изменение ставок налога на доходы инвесторов, беспроцентное резервирование привлекаемых от нерезидентов капиталов, введение дополнительных налогов. В 1990-х гг. рядом стран с развивающимися рынками (Чили, Колумбия, Словения) были введены беспроцентные резервные требования (Unremunerated Reserve Requirements, URR), которые позволили значительно ограничить риски экономической несбалансированности в случае резких оттоков краткосрочных капиталов из экономики страны.

Отрицая возможность применения прямых валютных ограничений на движение капитала, министр финансов РФ А. Л. Кудрин 16.06.2010 заявил, что введение контроля за капиталом не планируется. Он выразил уверенность, что страна получит больше пользы от свободного притока капитала.

По мнению автора, либерализация движения капиталов в нынешней ситуации наиболее предпочтительна, поскольку позволяет иностранным инвесторам эффективно размещать временно свободные денежные средства, что обеспечива-

ет выравнивание национальных норм процента и прибыли, развитие финансового и реального сектора России. Благодаря привлечению прямых инвестиций в производство из-за рубежа происходит внедрение новых технологий, приобретаются новые знания.

Что касается проблемы ограничения вывоза капиталов за рубеж, то она не может быть решена посредством применения прямых ограничительных методов, поскольку они лишь порождают «утечку» капиталов в нарушение действующего законодательства. Если же проанализировать эффективность применения косвенных методов ограничения притока краткосрочных капиталов, то вывод следует один: их следует использовать в комплексе с другими методами валютной и денежно-кредитной политики (в том числе снижение процентных ставок по операциям Банка России, стабилизация валютного курса, снижение налогов для прямых иностранных инвесторов).

6. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы валютного контроля. Значительное отрицательное сальдо по статье «Услуги» в 2009 г. (-19,9 млрд долл.) обусловлено применением различных схем теневого вывоза капитала, в частности оплата фиктивных услуг.

В связи с этим необходимо ужесточение валютного контроля в целях недопущения использования различных схем теневого вывоза капитала. В частности, для совершенствования системы валютного контроля в связи с проблемой «утечки» капитала целесообразно:

- распространить систему валютного контроля на все внешнеторговые операции, включая экспорт и импорт услуг;

- создать системы учета и мониторинга совершенных через уполномоченные банки валютных операций резидентов и единую базу о нарушениях законодательства.

7. Модернизация российской экономики требует значительных инвестиций. В связи с этим важной проблемой является создание в Москве международного финансового центра (МФЦ), который способствовал бы интеграции России в мировой финансовый рынок, более активному привлечению иностранных инвестиций и в конечном счете -модернизации российской экономики.

Основными препятствиями для создания в Москве МФЦ, по мнению автора, являются:

- недостаточно благоприятная макроэкономическая ситуация (прежде всего, высокие темпы инфляции);

- недостаточно развитые банковский сектор и финансовый рынок;

- отсутствие современной инфраструктуры финансового рынка (депозитариев и клиринговых центров).

По словам представителя МВФ в России О. П. Брекка, для превращения Москвы в МФЦ российским властям потребуются годы тяжелой, интенсивной работы. Необходимо также отметить, что созданию МФЦ в нашей стране будут способствовать ускорение принятия законов о депозитарной и клиринговой деятельности, а также формирование емкого и развитого финансового рынка.

Подводя итоги, следует отметить высокую роль платежного баланса и его регулирования в модернизации российской экономики, а также необходимость развития концепции такого регулирования ввиду малой изученности данной темы. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Важным приоритетом государственной внешнеторговой политики является значительное увеличение объема производства и экспорта отечественных товаров с высокой долей добавленной стоимости и инновационной продукции. Данный приоритет должен реализовываться главным образом путем осуществления дополнительных инвестиций в вышеупомянутые отрасли, где у России имеются конкурентные преимущества.

2. В целях создания условий для усиления кредитно-финансовой поддержки отечественных предприятий - экспортеров высокотехнологичной продукции представляется обоснованным принять специальный федеральный закон о национальных страховых организациях (агентствах), которые занимались бы страхованием международных кредитов, и прежде всего экспортных.

3. В настоящее время назрела необходимость принятия дополнительных мер по развитию российского АПК. В частности, для решения проблемы изношенности основных фондов в сельском хозяйстве целесообразно направить из бюджета дополнительные средства на субсидирование процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям. Также следует направить дополнительные средства на модернизацию основных фондов в рыбохозяйственном комплексе.

4. В интересах модернизации российской экономики необходимо создать условия, стимулирующие расширение ввоза современных машин, оборудования и технологий для совершенствования и обновления производственной инфраструктуры. Сейчас остро стоит вопрос о формировании

«зеленого коридора» для импорта современных машин и технологий. Ввиду этого пора снизить на половину количество документов, оформляемых при импорте инвестиционных товаров, а также по примеру Китая внедрить технологии оформления импортных таможенных документов и оплаты таможенных пошлин через Интернет.

5. Для импортозамещения лекарственных препаратов следует создать качественные лекарства-аналоги импортируемых Россией медикаментов. Приоритетом должно стать увеличение доли российских препаратов в ассортименте внутрироссий-ского сбыта фармпродукции с нынешних 30 до 50 % (по стоимости) к 2020 г. Для достижения этой цели необходимо поощрять прямые иностранные инвестиции в средние и малые совместные предприятия, специализирующиеся на выпуске «дженериков» -аналогов или копий эксклюзивных лекарств (отечественных и зарубежных), а также инновационных фармпрепаратов. В частности, целесообразно освободить такие предприятия от налога на прибыль в течение первого года работы, а также освободить от уплаты таможенных пошлин импорт данными компаниями сырья из-за границы.

6. Для снижения хронического отрицательного сальдо баланса услуг целесообразно принять меры, обеспечивающие эффективную реализацию в рамках государственно-частного партнерства пакета законов по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В целях увеличения поступлений по статье платежного баланса «Транспортные услуги» следует наращивать инвестиции в судостроение.

7. Для увеличения поступлений от экспорта транспортных услуг представляется обоснованным принятие мер по защите национальных перевозчиков, включая предоставление налоговых льгот, снижение таможенных барьеров, государственное кредитование, что поставит отечественный сектор транспортных услуг в равные условия с зарубежными контрагентами.

8. Меры по оптимизации участия России в международной торговле прогрессивными услугами должны сводиться к расширению ассигнований на НИОКР и укреплению материально-технической базы инновационной деятельности.

9. В настоящее время перед Россией стоит проблема привлечения прямых иностранных инвестиций. Концептуальный подход к данной проблеме предполагает разработку стратегии привлечения ПИИ, предусматривающую приоритетные направления осуществления иностранных капиталовло-

жений в соответствии со стратегией модернизации российской экономики.

10. По мнению автора, целесообразно разграничение отраслевых инвестиционных проектов по приведенным группам (поощряемые, разрешаемые, ограниченные, запрещенные), причем соответствующая классификация должна быть законодательно закреплена. К категории поощряемых прямых инвестиций можно отнести проекты в сферах энергосбережения и энергоэффективности, нефте- и газодобычи, нанотехнологий, генной инженерии, клеточных технологий, мультимедиа промышленности, в сельском хозяйстве, машиностроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования, поездов, приборостроении, в космической отрасли, в сфере защиты окружающей среды.

11. В настоящее время в России отсутствует четко сформулированная промышленная политика, включающая источники финансирования инноваций и модернизации экономики. В связи с этим представляется целесообразным разработать и принять специальные федеральные законы о промышленной политике, о венчурном (рискованном) бизнесе, об инновационных центрах, включающие положения об источниках финансирования инноваций и модернизации экономики.

12. Представляется обоснованным заключить с правительствами США, руководством стран - членов ЕС и других стран двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций.

13. Для стимулирования притока прямых иностранных инвестиций требуется развитие соответствующей инфраструктуры путем перераспределения бюджетных ресурсов в пользу инвестиций в эту сферу, включая дорожное хозяйство, систему транспорта и связи, энерго- и водоснабжения, с акцентом на их модернизацию.

14. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы валютного контроля. В связи с этим необходимо усиление и ужесточение валютного контроля с целью недопущения использования различных схем теневого вывоза капитала.

15. Модернизация российской экономики требует значительных инвестиций. Поэтому важной проблемой является создание в Москве международного финансового центра (МФЦ), который бы способствовал интеграции России в мировой финансовый рынок, более активному привлечению иностранных инвестиций и в конечном счете -модернизации российской экономики. Созданию

МФЦ в нашей стране будут способствовать ускорение принятия законов о депозитарной и клиринговой деятельности, а также формирование в нашей стране емкого и развитого финансового рынка.

Развитие и внедрение на практике рассмотренных подходов к регулированию платежного баланса позволит не только увеличить его значение и роль в процессе воспроизводства и модернизации отечественной экономики, но и оградить ее от негативного влияния внешних факторов. Несомненно, нашей стране необходима масштабная политика в сфере платежного баланса, основанная на концептуальном подходе к его регулированию. В связи с отсутствием такого концептуального подхода этот вопрос требует дальнейшего изучения. Важнейшими компонентами масштабной политики регулирования платежного баланса должны быть изменение модели участия РФ в международном разделении труда, поощрение экспорта наукоемкой продукции и продукции с высокой долей добавленной стоимости, импортозамещение. Конечная цель масштабной политики платежного баланса — обеспечение устойчивых темпов экономического роста за счет модернизации национальной экономики и инноваций.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г. Финансы для модернизации // Деньги и кредит. 2010. № 3.

2. Выступление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на заседании Совета безопасности по вопросам развития судостроения. 09.06.2010. URL: http://www.kremlin. ru/news/8000.

3. Интервью министра финансов РФ А. Л. Кудрина информационному агентству «Рейтер». 16.07.2010. URL: http://www.minfin.ru/ru/press/ interview/index. php?id4=10027.

4. Кудрин готовит Россию к худшему. URL: / / http://www. bfm. ra/artides/2010/06/29/kudrin-pro-bjudzhet. html.

5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика. 2008.

6. Наумов И., Сергеев М. Москва не дотягивается до лондонского Сити. URL: http://www.ng. ru/economics/2010-09-09/1_msk_london.html.

7. URL: http://www.modernrussia.com.

8. URL: http://www.customs.ru.

9. URL: http://www.gks.ru.

10. URL: http://www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.