Научная статья на тему 'Роль региональных органов власти в привлечении инвестиций в социальную сферу на примере Саратовской области'

Роль региональных органов власти в привлечении инвестиций в социальную сферу на примере Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин Леонид Сергеевич, Небога Виталий Святославович

В статье рассматриваются основные направления социальной инвестиционной политики городского муниципалитета, а также факторы, препятствующие и способствующие реализации социальной инвестиционной политики в Саратовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль региональных органов власти в привлечении инвестиций в социальную сферу на примере Саратовской области»

Л. С. Аникин, В. С. Небога. Роль региональных органов власти в привлечении инвестиций

но через систему массовых коммуникации оказывается включенной во все процессы, которые происходят в мире, и становится, тем самым, частью процесса глобализации.

Переход общества на путь коэволюционного развития с природой требует концентрации усилий специалистов по комплексной разработке стратегии формирования экологического сознания и культуры на основе идей устойчивого развития и поддержания деятельности всей системы образования и воспитания, активного включения различных групп населения в сферу формирования экологического мировоззрения.

Примечания

1 См.: ШишкинаЕ. А. Социология глобального экологического кризиса : в 2 ч. Ч. 2 : Теоретико-прикладные исследования. Астрахань, 2008. С. 36.

2 СосуноваИ. В., РыбальскийН. Г., СамотесовЕ. Д. Методология и методика общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений. М., 2004. С. 11.

3 См.: Яницкий О. Н. Россия как экосистема // Социс. 2005. № 7. С. 84.

4 См.: ШишкинаЕ. А. Указ. соч. С. 84.

удк 316.334.2 (470.44)

роль региональных органов власти в привлечении инвестиций в социальную сферу на примере саратовской области

Л. С. Аникин, В. С. небога

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

в статье рассматриваются основные направления социальной инвестиционной политики городского муниципалитета, а также факторы, препятствующие и способствующие реализации социальной инвестиционной политики в Саратовской области. Ключевые слова: инвестиции, социальная сфера, социальная политика, инвестиционная политика.

Role of Regional Authorities in Attraction of Investments into social sphere on an Example of the saratov Region.

L. s. Anikin, V. s. Neboga

In article the basic directions of a social investment policy of city municipality, and as interfering and promoting factors of realisation of a social investment policy in the Saratov region are considered.

Key words: investments, social sphere, social policy, investment policy.

В современных условиях развития российского общества процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления.

Правительством Саратовской области было принято решение по переходу к инвестиционной модели развития экономики1, поскольку именно инвестиционные ресурсы могут обеспечить динамичное развитие экономики, способствующее обеспечению населения всем комплексом социальных благ в условиях постоянной нехватки бюджетных средств. Таким образом, приоритетным направлением деятельности региональных органов власти Саратовской области является

привлечение инвестиций в социально-экономическую сферу.

В последнее время крупнейшие предприятия Саратовского региона все больше осознают социальную ответственность перед населением, реализуя благотворительные и социальные программы. Так, к примеру, ТНК-ВР увеличила инвестиции в социальные программы, реализуемые на дочерних предприятиях в области. Средства, направленные компанией на региональные социальные проекты, пошли на развитие детского спорта, сохранение объектов культурно-исторического наследия, поддержку талантливой молодежи и социально незащищенных слоев населения территориальных сообществ региона. Приоритетом среди направлений социальной поддержки для компании является детский спорт. ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» «ТНК-ВР Поволжье» в г. Саратове и нефтегазовая компания «РуссНефть» и ее дочернее предприятие ОАО «Саратовнефтегаз» являются одними из крупнейших благотворителей Саратовской области, чьи приоритеты в данной сфере совпадают с национальными проектами в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Финансовая помощь направляется туда, где традиционно не хватает бюджетных средств, - в школы, детсады, районные больницы, фельдшерские пункты в селах, детские дома, учреждения культуры, спортивные организации. При тесном контакте предприятий и региональных и муниципальных властей посредством, к примеру, долгосрочных соглашений между властью и бизнесом становится возможной реализация интересов как населения, так и бизнес-сообщества. Одни получают социальные блага, другие формируют позитивный имидж компании как на региональном, так и на муниципальном уровне.

© Анпкпн Л. С., Небога В. С., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

За девять месяцев 2010 г. на развитие экономики и социальной сферы области привлечено 42 920,1 млн руб. инвестиций в основной капитал, или 116,6% к январю-сентябрю 2009 г. На строительство жилых домов направлено 7933,2 млн руб., что составило 18,5% в общем объеме инвестиций. На приобретение машин, оборудования, транспортных средств затрачено 44,3%, или 19 025,2 млн руб.

В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования крупных и средних организаций 46,6% приходилось на долю собственных средств. Доля бюджетных средств, привлеченных организациями на инвестиционные цели, составила 15,1%. Участие банковской сферы в финансировании экономики оставалось незначительным: в январе-сентябре 2010 г. кредиты банков составили 4,4% в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций.

Иностранные инвестиции в первом полугодии 2010 г. поступили от компаний 16 зарубежных государств. Наиболее активными инвесторами в Саратовскую область стали предприятия Англии, Швеции и Кипра, на их долю приходилось соответственно 38,7, 25,6 и 19,4% от общего объема поступивших инвестиций.

В 2010 г., по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., значительно увеличили объем освоенных инвестиций в основной капитал следующие предприятия: ЗАО «Северсталь-Сортовой завод Балаково», ФЛ ОАО «Русгидро» - «Саратовская ГЭС», ООО «Балаковские минеральные удобрения», ООО «Диалл Альянс», ФЛ ФГУ «ФУ Автомобильных дорог “Большая Волга”», Саратовский филиал ОАО «Волгателеком», ОАО «Богородскнефть»2.

Важным фактором инвестиционной привлекательности Саратовской области являются региональное законодательство, обеспечивающее льготный налоговый режим для инвесторов, наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

В целях активизации инвестиционной деятельности приняты нормативные акты Саратовской области, обеспечивающие благоприятные условия для инвесторов. В частности, это Закон Саратовской области от 28 июня 2007 г. № 116-ЗСО «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области». В соответствии с законом режим наибольшего благоприятствования - это совокупность мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории области. Основными целями предоставления инвесторам указанного режима являются: рост темпов экономического развития области; рост налогооблагаемой базы, а также налоговых поступлений в бюджет всех уровней; развитие конкуренции на товарных рынках; создание новых рабочих мест и др. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется инвесторам в форме: налоговых льгот, бюджетных кредитов, в

том числе инвестиционного налогового кредита, отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов; государственных гарантий области; субсидий и субвенций за счет средств областного бюджета и иных формах3.

Документ стал своего рода «инвестиционным кодексом», который предоставляет инвесторам весь спектр льгот и преференций. Действие данного закона распространяется только на инвесторов, являющихся налогоплательщиками на территории Саратовской области.

Для более эффективного управления инвестициями, создания благоприятных условий для их привлечения, проведения последовательной работы в данной сфере, технической и территориальной адаптации конкретных инвестиционных проектов в Саратовской области при губернаторе создан Совет по инвестициям. Совет рассматривает инвестиционные проекты, планируемые к осуществлению на территории региона, проводит их адаптацию к местным условиям, решает вопросы по предоставлению земельных участков и технических условий. Также Совет разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, финансово-кредитную и налоговую политику в отношении инвесторов, механизмы стимулирования роста инвестиционной активности.

Существует несколько факторов, которые тормозят привлечение инвесторов в регион. Один из них - неразвитость и аварийное состояние муниципальной инженерной инфраструктуры: газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения, канализации. Выбирая площадку под реализацию своего проекта, инвестор обращает внимание на состояние инфраструктуры: ее отсутствие или удручающее состояние обычно приводит к удорожанию проекта или отказу инвестора в пользу региона с более комфортными условиями.

Еще один негативный фактор - отказ муниципальных предприятий ЖКХ Саратова в выдаче технических условий на проектирование и строительство инвестпроектов.

В этом же ряду факторов и недопустимые обременения на подключение к сетям в г. Саратове, также ведущие к резкому удорожанию инвестиционных проектов. Так, например, при проработке возможности реализации инвестпроекта ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» по строительству в районе Пристанного торгового комплекса компания столкнулась с проблемой высокой стоимости обременений по проектированию и строительству внеплощадочных инженерных сетей (водоснабжение, канализация, ливневая канализация, газоснабжение). Это явилось одной из основных причин приостановки реализации данного проекта.

В связи с высоким износом сетей водоснабжения и водоотведения при предоставлении инвесто-

32

Научный отдел

Л. С. Аникин, В. С. Небога. Роль региональных органов власти в привлечении инвестиций

рам технологических условий на присоединение к данным сетям муниципалитетом выставляются суммы, превышающие лимит, заложенный на данные цели в инвестиционном проекте.

На наш взгляд, данную проблему можно решить только при условии обязательной консолидации ресурсов государственной и муниципальной власти и частного бизнеса. По мнению министра инвестиционной политики Ирины Блохиной, «недофинансирование предприятий ЖКХ, отсутствие эффективных процедур формирования и изменения тарифов обусловливает низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для инвесторов. В данном случае необходима господдержка инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, осуществление которой возможно по нескольким направлениям. Так, решением данной проблемы может стать использование механизма государственно-частного партнерства, при котором затраты на подведение инженерных коммуникаций к площадке инвестора возьмет на себя областной или муниципальный бюджет. При этом инвестпроект должен быть признан приоритетным для социально-экономического развития области, муниципального района»4.

Определяя роль региональных органов власти в привлечении инвестиций, следует отметить ряд позиций.

Необходимым условием успешного развития инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации являются совершенствование российского законодательства, создание системы регулярного мониторинга и стратегического планирования экономического развития страны.

Качество управления инвестициями во многом определяется обоснованностью поставленных целей, принимаемых решений, эффективностью применяемых методов и инструментов управления. Выработка оптимального направления инвестиционной политики во взаимосвязи со стратегией социально-экономического развития региона является важнейшей задачей органов региональной и государственной власти. Социальные проекты крупнейших предприятий об-

ласти необходимо осуществлять в соответствии с долгосрочными соглашениями между данными предприятиями и правительством Саратовской области.

Целесообразно дальнейшее расширение диалога «власть - бизнес», достаточно успешно действующего в Саратовской области, создание системы сопровождения инвестиционных социальных проектов, имеющих особую значимость для населения региона, со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Важнейшим условием развития инвестиционного потенциала региона выступает наличие инфраструктурно обустроенных площадок для строительства или размещения отдельных объектов инвестирования.

Немаловажным является увеличение притока частных инвестиций в экономику Саратовской области, в том числе в развитие инфраструктуры. Для этого необходимы совершенствование регионального законодательства, формирование системы конкурентных по сравнению с другими регионами условий инвестирования.

Примечания

1 Об утверждении областной программы «Повышение инвестиционной привлекательности Саратовской области» на 2012-2015 годы : постановление правительства Саратовской области от 27 декабря 2011 г. № 750-П. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/saratov/377444 (дата обращение: 24.04.2011).

2 См.: Саратовинформ : [сайт]. Ц^: http://sarinform.com/ lenta/archives/new/2010/11/10/6206 (дата обращения:

24.03.2011).

3 См.: Закон Саратовской области от 28 июня 2007 г. № 116-ЗСО «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области». URL: http://wwwxonsultant.ru/law/review/158383.html (дата обращения: 24.12.2010).

4 Министр инвестиционной политики Саратовской области Ирина Блохина : Формируем инвестиционную стратегию региона. URL: http://news.sarbc.ru/ interview/2010/10/22/104221.html (дата обращения:

17.03.2011).

Социология

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.