Инвестиционная политика
УДК 336.02
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСтИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАтЕЛЬНОСтИ
В 2007-2011 ГГ.
Л. Д. КАПРАНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиций и инноваций Е-mail: Kld-home@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Проведен анализ основных макроэкономических показателей развития субъектов Приволжского федерального округа за 2007-2011 гг. Оценена инвестиционная привлекательность округа. Рассмотрены основные направления инвестиционной политики субъектов округа по стимулированию привлечения инвестиций в экономику.
Ключевые слова: Приволжский федеральный округ, инвестиционный потенциал, политика, привлекательность.
Для повышения уровня жизни населения Российской Федерации руководство страны поставило задачу сформировать современную конкурентоспособную модель экономики, в основе которой должны быть современные знания, инновации и передовые технологии, развитие которых невозможно без высокой инвестиционной активности в регионах.
Инвестиции во многом определяют конкурентные позиции регионов. Причем эффективность усилий органов власти регионального уровня оказывает решающее воздействие на выбор инвесторами инвестиционных проектов и программ по размещению своего бизнеса в регионах. Именно на региональном уровне решаются конкретные задачи
развития, осуществляются «пилотные проекты», разрабатываются стратегии и программы улучшения инвестиционного климата и создания новых рабочих мест.
Выступая на заседании Госсовета в декабре 2012 г., Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что одной из ключевых задач региональной власти является создание хороших условий для работы предпринимателей. На федеральном уровне реализуется национальная предпринимательская инициатива. В сотрудничестве с бизнесом устраняются административные барьеры, совершенствуется законодательство и административные институты [2].
Основные макроэкономические показатели развития инвестиционной сферы Приволжского федерального округа (ПФО) и его субъектов за период 2007-2011 гг. имеют положительную динамику. Округ обладает значительным потенциалом для повышения инвестиционной привлекательности, развития деловой активности и реализации масштабных инвестиционных проектов. Наряду с этим отмечается успешная деятельность органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах округа. Об этом говорилось 21 декабря 2012 г.
в Казани на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в ПФО М. Бабиче. Он подчеркнул, что улучшение инвестиционного климата в ПФО во многом зависит от личного участия руководителей регионов. Формирование инвестиционного климата - это формирование доверия бизнеса, инвесторов к органам государственной власти, которые могут способствовать развитию и реализации любого инвестиционного проекта. Опыт Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей, Пермского края, Чувашии показывает, когда руководитель региона лично этим вопросом занимается, когда мотивированы его чиновники, отвечающие за эту сферу деятельности, все получается, и совершенно другие результаты в развитии и улучшении инвестиционного климата [5]. В соответствии с Указом Президента РФ [6] с 1 января 2013 г. вводится новая система оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти. Улучшение инвестиционного климата в регионах становится одним из базовых показателей этой оценки. Планируется, что лучшие регионы будут простимулированы за счет федерального бюджета.
В настоящее время в ПФО для оказания содействия в реализации инвестиционных проектов (с объемом инвестиций от 500 млн руб.) формируется перечень особо значимых проектов. Он создается на конкурсной основе по предложениям регионов. В перечень войдут проекты, оказывающие комплексное влияние на развитие экономики и социальной сферы одного или нескольких регионов, что должно значительно повысить инвестиционную привлекательность региона в целом.
Особенностью ПФО является наличие значительного производственного потенциала. Здесь сосредоточена четверть всего промышленного производства России (85 % российского автопрома, 65 % авиастроения, 40 % нефтехимии, 30 % судостроения, 30 % производства оборонно-промышленного комплекса). В округе представлена треть инновационно активных предприятий, около половины объема российского экспорта технологий. Традиционной специализацией округа является машиностроение. Предприятия, расположенные в ПФО, вносят наибольший среди федеральных округов вклад в добавленную стоимость, произведенную в этой сфере производства (более 33 % от общероссийского показателя). Так, в Приволжье производится более 73 % автомобилей (по грузовым автомоби-
лям этот показатель превышает 90 %), более 85 % автобусов, более 80 % автомобильных двигателей. Автомобильная промышленность представлена крупнейшими предприятиями страны: Волжским, Горьковским, Камским, Ульяновским и другими автомобильными заводами. Приволжье находится на втором месте после Уральского федерального округа по добыче нефти (на регионы приходится около 20 % российской добычи) и природного газа (добыча сконцентрирована в Оренбургской области) [13]. Многофункциональный агропромышленный комплекс ПФО обеспечивает четверть объема сельхозпродукции России и треть объемов зерна.
Валовой региональный продукт ПФО в 2011 г. оценивался в объеме 6 680,5 млрд руб. [14]. Рост к уровню 2007 г. составил 154 %.
В ПФО проживает многонациональное население - 21,3 % от общего числа граждан страны - это второй по численности населения федеральный округ России. Доля округа в общероссийском ВВП превышает 15 %.
Среди субъектов округа за период с 2007 г. по 2011 г. максимальный рост объемов ВРП достигнут в Республике Марий Эл (171,6 %), Саратовской области (166 %) и Республике Татарстан (165 %), минимальный - в Чувашской Республике и Самарской области (141,9 %), в Пермском крае (131 %).
Максимальная доля в ВРП Приволжского федерального округа в 2007-2011 гг. принадлежит республикам Татарстан (18,7 %) и Башкортостан (14,4 %), а также Самарской (12,4 %) и Нижегородской (11,4 %) областям. Минимальный вклад в формирование ВРП ПФО вносят республики Мордовия (1,9 %) и Марий Эл (1,4 %).
Следует отметить, что среди всех субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта Республика Татарстан занимает восьмое место. В 2011 г. в основных секторах экономики России республика заняла второе место по производству продукции сельского хозяйства, четвертое место - по вводу жилья и по объему инвестиций в основной капитал, пятое место - по объему промышленного производства. В структуре ВРП Татарстана доля промышленности составляет 44,1 %, строительства - 8,6 %, транспорта и связи -7,7 %, сельского хозяйства - 7,1 % [9].
Республика Башкортостан также имеет хорошие экономические показатели и является одним из основных нефтедобывающих районов страны, центром химической промышленности и маши-
ностроения. В республике созданы научно-производственные кластеры в энергетике, химическом производстве, машиностроении и ряде других видов деятельности, включающие в себя центры подготовки кадров, исследовательские институты, опытные производства и промышленные комплексы [16].
Нефтеперерабатывающий комплекс Республики Башкортостан является крупнейшим не только в Российской Федерации, но и в Европе и представлен нефтеперерабатывающими заводами: ОАО «Уфане-фтехим», ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод», а также ОАО «Газпром нефтехим Салават». По объему переработки нефтяного сырья, производству светлых нефтепродуктов Республика Башкортостан сохраняет лидерство среди регионов России, перерабатывая 11,2 % российской нефти, производя 16,3 % автомобильного бензина и 13,5 % дизельного топлива. Наиболее крупным предприятием черной металлургии в республике является ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», которое входит в состав холдинга ОАО «УК «Мечел» [4].
В Самарской области наибольшее развитие получили машиностроение и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия. Машиностроение представлено почти всеми основными секторами, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких как бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут топочный, составляет 10-12 % в общероссийском производстве. Ключевая роль принадлежит предприятиям ОАО «НК «Роснефть» [12].
Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике. По объему отгружаемой обрабатывающими предприятиями произведенной продукции область входит в первую десятку российских регионов (по итогам 2011 г. занимала шестое место). По оценкам независимых экспертов, Нижегородская область занимает пятое место в Российской Федерации по инновационному потенциалу (после Московской области, Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана) [11].
В 2010-2011 гг. наиболее быстрыми темпами ВРП увеличивался в Пермском крае, Республике Мордовия и Пензенской области (табл. 1). Особенно выделяется экономика Пермского края. Доля промышленности в ВРП этого субъекта ПФО достигает 46 % (в РФ - 31 %). Эти характеристики региона аналогичны с соседними областями Урала и с отдельными, наиболее индустриальными регионами Предуралья и Поволжья (Удмуртия, Татарстан). В диверсифицированной структуре экономики преобладают экспортно-ресурсные виды деятельности: нефтяная, химическая, титано-магниевая, целлюлозно-бумажная промышленность, производство древесины и изделий из дерева, машиностроение, электроэнергетика. Доминирующую роль в них играет крупный бизнес, представленный таким компаниями, как ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Уралкалий», ОАО «Соликамскбумпром» и ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». На долю Пермского края приходится 100 % производимых в России калийных удобрений. В Пермском крае расположены три целлюлозно-бумажных комбината. Производится
Таблица 1
Темп роста ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году, % [14]
Субъект ФО 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Республика Башкортостан 109,5 107,7 99,0 105,2 109,2
Республика Марий Эл 107,4 105,4 100,0 105,6 103,9
Республика Мордовия 111,0 104,2 93,0 104,8 111,7
Республика Татарстан 110,76 107,7 96,6 104,3 104,6
Удмуртская Республика 104,0 102,7 94,0 104,7 105,4
Чувашская Республика 111,4 104,8 82,3 103,3 105,4
Пермский край 108,1 104,9 91,6 107,3 112,9
Кировская область 104,8 103,8 90,8 104,4 105,0
Нижегородская область 109,0 102,2 88,2 107,5 106,7
Оренбургская область 109,7 102,6 95,9 102,1 102,5
Пензенская область 116,2 107,7 95,3 101,8 118,0
Самарская область 108,1 103,8 80,4 108,5 106,8
Саратовская область 108,2 108,4 97,8 103,4 108,0
Ульяновская область 110,0 101,6 92,6 105,1 104,5
губчатый титан и магний для ведущих мировых авиастроительных компаний [8].
В Республике Мордовия в анализируемый период также отмечаются высокие темпы роста ВРП благодаря развитию вагоностроения (инновационный территориальный кластер «Рузаевское вагоностроение»), электротехнического производства (инновационный территориальный кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением»), производства светотехники, стройматериалов и пищевой промышленности [17].
Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП Пензенской области (около 70 %), остаются промышленность, сельское хозяйство и строительство. На промышленное производство приходится более 24 % объема валового регионального продукта Пензенской области.
В 2010 и 2011 гг. во всех субъектах ПФО наблюдался рост ВРП, сравнимый с докризисным периодом, как и в целом в стране. Это было отмечено в Послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «Экономика России продемонстрировала способность быстро и качественно расти высокими темпами. Мы сумели сохранить и укрепить потенциал развития, определить его новые горизонты» [10].
Развитие промышленного производства и высокотехнологичных видов деятельности позволило ряду субъектов ПФО занять лидирующие позиции по объему ВРП на душу населения. В 2011 г. объем ВРП на душу населения в Республике Татарстан составил 329,3 тыс. руб., в Оренбургской области -277,5 тыс. руб. и в Самарской области - 258,1 тыс. руб. Наибольший прирост этого показателя в 20072011 гг. достигнут в Самарской и Кировской областях (в 1,7 раза), Республике Мордовия (в 1,65 раза), минимальный - в Пермском крае (135 %).
Индекс промышленного производства является одним из основных индикаторов развития ПФО, который превышает среднероссийский. Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в ПФО в 2011 г. составил 107,5 %, а в среднем по Российской Федерации - 104,7 %. Только в Дальневосточном и Южном федеральных округах индекс промышленного производства выше, чем в ПФО [14].
В посткризисный период, начиная с 2010 г., с ростом инвестиций увеличивается объем промышленного производства. Рост промышленного производства наблюдался во всех субъектах, входящих в округ. Наиболее высокий индекс промышленного производства в Пензенской области (117,4 %), Чувашской Республике (113,5 %) и Республике Башкортостан (109,4 %), экономики которых на протяжении последнего десятилетия развивались достаточно успешно [14]. Так, в металлургическом производстве Республики Башкортостан в производстве готовых металлических изделий индекс промышленного производства в 2010 г. составил 136,8 %. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2010 г. составил 29,3 млрд руб. (рост на 48,6 %) [15]. Наименьший индекс - в Республике Мордовия (100,5 %).
Среди субъектов ПФО по индексу промышленного производства выделяется Пензенская область. По основным видам экономической деятельности за 2011 г. индекс промышленного производства составил 117,4 %, а в обрабатывающих производствах -119 %. По итогам 2011 г. по этому показателю Пензенская область среди регионов ПФО занимает первое место. Это связано с наличием промышленного комплекса (более 1 500 предприятий), представленного машиностроением и металлообработкой (32,5 % в общей структуре промышленного производства), пищевой (около 26 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью (более 10 %). Оборонно-промышленный комплекс включает 12 предприятий, специализирующихся на производстве образцов вооружения и военной техники, атомной энергетики, радиоэлектроники, средств связи и вычислительной техники, автоматизированных систем управления [7].
Высокие макроэкономические показатели ряда субъектов ПФО коррелируют с высокой инвестиционной активностью. Объем инвестиций в основной капитал в целом по округу в 2011 г. составил 1 685,4 млрд руб. Колебания в инвестиционной активности по годам отражают общую ситуацию в социально-экономической сфере - общее сокращение инвестиционной активности в 2009 г. а затем ее активизация в последующие годы.
По общему объему инвестиций в основной капитал ПФО занимает третье место в Российской Федерации после Центрального (2 360,4 млрд руб.) и Уральского (1 869,9 млрд руб.) федеральных
округов. Доля округа в общероссийском объеме инвестиций в основной капитал - 15,6 % [14].
Наибольший темп роста инвестиций за период 2007-2011 гг. наблюдался в Ульяновской (190 %) и Нижегородской (182,2 %) областях, в Республике Татарстан (183,8 %), а также в Саратовской области (177,3 %) и в Республике Мордовия (176,7 %) [14].
В 2011 г. максимальная доля в общем объеме инвестиций в основной капитал ПФО приходилась на Республику Татарстан (22,9 %) и Нижегородскую область (13,2 %), а также Самарскую область, Республику Башкортостан и Пермский край. На эти пять субъектов в общей сложности приходилось 66,8 % общего объема инвестиций в ПФО. На остальные девять субъектов - 33,2 %. Наименьший объем освоенных инвестиций отмечен в Республике Мордовия (2,8 %), Кировской области (2,2 %) и Республике Марий Эл (1,6 %).
В то же время наибольшая инвестиционная активность в 2011 г. отмечена на территории Ульяновской области, где индекс физического объема к соответствующему периоду 2010 г. составил 121 %
[14].
Экономика Ульяновской области, как и Пензенской области, характеризуется высокой степенью развития промышленности. В структуре ВРП на промышленность приходится 30 %, из них 21 % - это производства обрабатывающего сектора. Машиностроение в Ульяновской области составляет 53,2 % от общего объема обрабатывающих производств. Основные направления - авиастроение, автомобилестроение, станкостроение, тяжелое энергетическое и транспортное машиностроение. Крупнейшее в России предприятие по производству самолетов ЗАО «Авиастар-СП» выпускает пассажирские самолеты Ту-204 различных модификаций. В настоящее время на предприятии ведется подготовка к возобновлению производства самых больших в мире грузовых самолетов Ан-124-100 «Руслан» и началу производства самолета Ил-476, имеющего большие перспективы в развитии транспортной авиации России. С 2005 г. в области успешно действует система поддержки инвесторов. В результате показатели по инвестициям за последние годы (с 2005 по 2011 г.) выросли в семь раз. По итогам 2011 г. Ульяновская область вышла на первое место по темпам роста инвестиций среди субъектов ПФО [1].
Высокий индекс физического объема инвестиций в 2011 г. был отмечен также в Удмуртии, Чувашии, Пензенской и Саратовской областях.
Чтобы оценить инвестиционную привлекательность субъектов ПФО в 2010-2011 гг., воспользуемся данными рейтингового агентства «Эксперт РА». Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. В основе этих параметров лежит совокупность сложившихся социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, которые определяют масштаб, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал субъектов. На основе анализа основных макроэкономических показателей субъектов округа можно прийти к выводу, что в большинстве субъектов ПФО объективно существуют условия для осуществления инвестиционной деятельности, которые отражаются в состоянии развития производства, инфраструктуры, социально-политической стабильности, наличии природных ресурсов, а также в высоких показателях ВРП и индекса промышленного производства.
Субъекты округа (табл. 2) на основе исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2010-2011 гг. можно разделить на четыре группы, имеющие:
- «средний инвестиционный потенциал - умеренный риск»: республики Башкортостан, Татарстан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области;
- «пониженный потенциал - умеренный риск»: Удмуртская и Чувашская республики, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области;
- «незначительный потенциал - умеренный риск»: Республика Мордовия;
- «незначительный потенциал - высокий риск»: Республика Марий Эл.
Однако не всегда объем инвестиций соответствует состоянию инвестиционной привлекательности субъекта. Приходится учитывать субъективные приоритеты инвесторов по использованию инвестиционного потенциала. Поэтому субъекты, имеющие достаточно высокий потенциал развития, не обязательно имеют самые высокие показатели по инвестициям в основной капитал. Зачастую инвесторы отдают предпочтение субъектам, в которых проводится сбалансированная инвестиционная политика по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности не только на данный период, но и на перспективу.
Для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций на уровне субъектов
Таблица 2
Инвестиционный потенциал и инвестиционные риски в субъектах ПФО в 2010-2011 гг. [15]
Субъект ПФО Ранг потенциала Ранг риска Доля в общероссийском потенциале, %
Республика Татарстан 7 9 2,388
Самарская область 8 17 2,005
Республика Башкортостан 9 12 1,976
Пермский край 11 49 1,928
Нижегородская область 13 59 1,913
Саратовская область 21 19 1,166
Оренбургская область 29 18 1,050
Удмуртская Республика 40 64 0,767
Чувашская Республика 44 65 0,729
Ульяновская область 51 25 0,676
Пензенская область 52 46 0,674
Кировская область 58 55 0,598
Республика Мордовия 66 60 0,497
Республика Марий Эл 71 69 0,387
Справочно
Москва 1 11 14,712
Московская область 2 4 6,188
Санкт-Петербург 3 5 5,232
округа принимаются нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу. Это позволяет создавать комфортные условия для инвесторов и обеспечивать оперативное принятие решений по инвестиционным проектам, а также реализовывать конкурентные преимущества региона с учетом специфики их развития.
В субъектах округа совершенствуются механизмы взаимодействия органов исполнительной власти с инвесторами. В 11 из 14 субъектов ПФО (республики Татарстан, Башкортостан и Марий Эл, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Кировская области, Чувашская и Удмуртская республики) действуют советы по улучшению инвестиционного климата, оказывающие инвесторам организационно-информационную поддержку на этапе планирования инвестиционного проекта.
Практически во всех субъектах округа, кроме Пермского края и Самарской области, разработаны инвестиционные программы. В десяти субъектах ПФО (республики Башкортостан, Татарстан и Марий Эл, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская и Саратовская области, Удмуртская и Чувашская республики) действует региональное законодательство о государственно-частном партнерстве. В четырех субъектах приняты специализированные нормы по регулированию деятельности технопарков (Республика Мордовия, Оренбургская, Нижегородская, Самарская области).
В Республике Татарстан принят закон об инновационной деятельности, в Чувашской Республике действует постановление о стимулировании инноваций, в Кировской области - постановление о создании парковых зон, в Ульяновской области -постановление о создании на территории области индустриального парка.
В большинстве субъектов оказывается поддержка инвестиционным проектам в виде различных финансовых и нефинансовых мер, учитывающих интересы инвестора.
К мерам финансового стимулирования относятся:
- налоговые льготы;
- компенсация части расходов по обслуживанию кредитов;
- государственные гарантии;
- рассрочка налоговых платежей;
- прямое финансирование за счет региональных инвестиционных и венчурных фондов.
О применении этих мер можно судить по данным, представленным в табл. 3.
Из анализа табл. 3 видно, что основная поддержка инвесторам оказывается в форме налоговых льгот, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет субъекта. Доля таких налоговых льгот в общем объеме финансовой поддержки за 2011 г. составила 47,2 %. Все субъекты округа предоставляют инвесторам налоговые льготы. В большинстве
Таблица 3
Финансовая поддержка региональными органами власти инвестиционных проектов
в субъектах ПФО в 2011 г. [5
Показатель Объем финансовой поддержки, млн руб. Удельный вес, %
Налоговые льготы, 6 495 47,2
подлежащие зачислению
в консолидированный бюджет области
Частичная компенсация 3 593 26,1
процентной ставки по
кредитам, привлекаемым
под реализацию инвести-
ционного проекта
Государственные гаран- 3 046 22,2
тии, предоставленные
инвесторам
Прочие 621 4,5
Всего... 13 755 100
случаев эти льготы предоставляются на основании инвестиционного соглашения с администрацией региона и на срок окупаемости проекта, но не более чем на пять-восемь лет (резидентам особых экономических зон льготы могут быть предоставлены на более длительный период).
Налоговые льготы инвесторам предоставляются по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций. Налоговые льготы по стимулированию инвестиционной активности окупаются за счет объема привлекаемых в экономику инвестиций и за счет бюджетного эффекта - налоговых поступлений при реализации инвестиционных проектов. На каждый рубль предоставленных за счет бюджетов регионов округа налоговых льгот и преференций приходится 6 руб. инвестированных в экономику средств. Наибольшая инвестиционная отдача достигнута в Республике Татарстан и в Нижегородской области (34,3 и 21,7 руб. соответственно), наименьшая - в Республике Мордовия и Оренбургской области.
Среди регионов, проявивших наибольшую активность в предоставлении налоговых льгот в 2011 г., следует отметить Оренбургскую область, имеющую долю 49,3 % в общем объеме налоговых льгот, предоставленных во всех регионах округа, а также республики Татарстан (23 %) и Мордовия (12,5 %) [3]. Эти субъекты входят в число регионов с наиболее высокими темпами роста инвестиций в основной капитал.
Однако система налоговых льгот и финансовых преференций предусмотрена только для проектов с приоритетным статусом. Чтобы проекту был присвоен статус приоритетного, он должен реали-зовываться в стратегически важных для региона секторах экономики, иметь относительно большие объемы инвестиций и сравнительно короткие сроки окупаемости, а также давать положительный бюджетный и социальный эффекты.
Другим не менее важным механизмом стимулирования инвестиционной деятельности является компенсация затрат инвестора по обслуживанию кредитов. Наиболее активно этот вид государственной поддержки использовали органы исполнительной власти Республики Башкортостан (57,8 % от общего объема по округу), Оренбургской области (20,5 %) и Республики Марий Эл (18,5 %).
В ПФО получил развитие механизм предоставления государственных гарантий. Наибольший объем государственных гарантий, предоставленных в 2011 г., отмечен в Оренбургской области (2 320 млн руб., или 76,2 % от общего объема предоставленных гарантий в округе) и Республике Марий Эл (405 млн руб. и 13,3 % соответственно).
Ряд регионов формируют механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Инвестиционные проекты, реализуемые на принципах ГЧП, способны сформировать вокруг себя зоны экономического роста и стать эффективным средством поддержки регионов. Так, в Республике Мордовия планируется создать региональный инвестиционный фонд в целях реализации проектов, осуществляемых на принципах ГЧП. Софинансирование регионального инвестиционного фонда из федерального бюджета предполагается осуществлять за счет ассигнований из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Фонд будет предоставлять бюджетные средства для инвестирования в объекты капитального строительства, выделять субсидии местным бюджетам на софинансирование строительства объектов муниципальной собственности (в том числе в рамках концессионных соглашений), а также финансировать разработку проектной документации (в том числе в рамках концессионных соглашений).
В Республике Мордовия создан закрытый паевой инвестиционный фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия». Размер фонда составляет 880 млн руб.
В Саратовской области с 2007 г. действует региональный венчурный фонд в форме закрытого паевого инвестиционного фонда, пайщиками которого являются ОАО «ВТБ» и некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области». Руководство венчурным фондом осуществляет управляющая компания «ВТБ Капитал управление активами», которая отбирает проекты и финансирует их.
В ПФО инвесторам оказывается и нефинансовая поддержка в форме создания технопарков, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и особых экономических зон. Создаются и работают координационные советы по инвестиционной политике при органах государственной власти и местного самоуправления.
Во всех субъектах округа (кроме Оренбургской области и Пермского края) функционируют нефинансовые институты развития, на их базе организуются промышленные и технологические парки, бизнес-инкубаторы промышленных и технологических инноваций. Так, в Республике Башкортостан создано семь технопарков, три центра трансфера технологий и один инновационный бизнес-инкубатор.
В Республике Мордовия проект создания технопарка в сфере высоких технологий реализуется в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Технопарк будет специализироваться на разработке и внедрении технологий, как традиционных для республики (электроника, приборостроение, светотехника), так и новых - оптических и информационных.
В Чувашской Республике создано некоммерческое партнерство «Технопарк «Интеграл».
В Нижегородской области функционируют и развиваются технопарки «Саров» и «ИТ-парк Ан-кудиновка». В 2011 г. для установления приоритетных условий работы для резидентов технопарков в области принят закон о государственной поддержке технопарков, в котором определен порядок и условия присвоения статуса технопарка, его основные задачи, а также правовые основы государственной поддержки технопарков в Нижегородской области.
В Саратовской области созданы технопарки при четырех ведущих вузах Саратова (Саратовском государственном техническом университете, Саратовском государственном университете
им. Н. И. Чернышевского, Саратовском государственном медицинском университете и Саратовском государственном аграрном университете им. Н. И. Вавилова).
В Республике Татарстан успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка КИП «Мастер», 1Т-парк, технополис «Химград», всего четыре индустриальных парка, девять технопарков, шесть инвестиционных и венчурных фондов.
В Ульяновской области создан один из самых эффективных индустриальных парков на территории страны - промзона «Заволжье». Здесь развиваются два высокотехнологичных кластера: авиационный и ядерно-инновационный, которые вошли в число 25 пилотных кластеров Российской Федерации.
В Республике Башкортостан реализуется инвестиционный проект по созданию Всероссийского центра газовой химии на базе крупнейшего в России нефтехимического комбината ОАО «Газпром нефтехим Салават», который будет включать индустриальный парк. Он будет развиваться на базе сотрудничества между ОАО «Газпром нефтехим Салават», министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, администрацией городского округа город Салават и ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк «Салават». На площадке индустриального парка будет организовано производство химических продуктов высоких переделов сырья. К 2018 г. на территории индустриального парка будет функционировать более 15 резидентов и создано свыше 1 000 дополнительных рабочих мест [4].
На территории Приволжского федерального округа действуют три особых экономических зоны (ОЭЗ), две из которых относятся к промышлен-но-производственному типу (ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан и ОЭЗ на территории Ставропольского муниципального района в Самарской области) и одна - к портовому (ОЭЗ на территории муниципального образования Чердаклинский район в Ульяновской области). Площадь ОЭЗ «Алабуга» составляет 20 км2. На территории ОЭЗ инвесторы получают подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой. К границам участков резидентов подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации. Инженерные сети проходят по магистральным линиям внутрип-лощадочных автомобильных дорог. Строительство
объектов инфраструктуры осуществляется за счет государственных инвестиций.
В Самарской области создан филиал управляющей компании ОАО «Особые экономические зоны». В 2011 г. три компании получили статус резидента ОЭЗ, их совокупные обязательства по инвестициям составили 1,33 млрд руб.
В Ульяновской области управляющей компанией портовой ОЭЗ также является ОАО «Особые экономические зоны». Утвержден комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ. В настоящее время выполнены мероприятия по оформлению земельно-имущественных отношений, в том числе проведены работы по определению границ ОЭЗ с проведением межевания земельных участков, постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, оформлению государственной регистрации прав на земельные участки.
В субъектах ПФО разработаны программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Создаются гарантийные, лизинговые и венчурные фонды, в рамках которых предоставляются поручительства по кредитам субъектам малого бизнеса, выделяются гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, осуществляются венчурные инвестиции, производится субсидирование части затрат, а также предоставляется льготное кредитование действующих и начинающих предпринимателей. Кроме того, осуществляется софинансирование муниципальных программ развития малого предпринимательства (предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям, в том числе монопрофильным населенным пунктам, на поддержку и развитие малого предпринимательства) и пр. В настоящее время в субъектах округа действует более 700 объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, таких как бизнес-инкубаторы, микрофинансовые организации, лизинговые компании, гарантийные фонды.
На территории Приволжского федерального округа осуществляют деятельность около 280 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. На реализацию всех видов программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 г. направлено 5,86 млрд руб. (в том числе из федерального бюджета 4,049 млрд руб., из региональных - 1,861 млрд руб.). Наиболее существенная доля малых и средних предприятий в ВРП региона в
Ульяновской области. Здесь более 75 % ВРП создается малыми и средними предприятиями [18].
Достаточно весомый вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП вносится в Оренбургской и Саратовской областях, Республике Татарстан и Удмуртской Республике.
Таким образом, ПФО - крупный промышленный регион, вносящий весомый вклад в экономику страны. Экономический кризис 2008-2009 гг. повлиял на социально-экономическое развитие всех субъектов округа, что сказалось на замедлении экономического роста. По значениям ВРП, индекса промышленного производства, а также инвестиционной активности наиболее значительный и длительный спад в промышленности наблюдался в субъектах, специализирующихся на машиностроении, особенно автомобилестроении (Самарская и Нижегородская области) из-за сократившегося спроса на эту продукцию. В меньшей степени последствия кризиса проявились в субъектах с развитой и диверсифицированной экономикой (республики Татарстан и Башкортостан, Пермский край). В этих субъектах сочетание диверсифицированной экономики с экспортно ориентированными секторами промышленности способствовало сохранению относительной устойчивости их развития. Остальные субъекты ПФО входят в группу, влияние кризиса в которой проявилось в более значительном сокращении производства. Процессы восстановления промышленного производства и инвестиционной активности происходят неравномерно.
Для достижения докризисного уровня социально-экономического развития и дальнейшего поступательного развития ПФО необходимо увеличивать объемы инвестиций в экономику округа, создавая благоприятные условия для инвесторов. Модернизация и техническое перевооружение существующих производств, расширение экономических связей с другими федеральными округами, в первую очередь с Уральским, Северо-Западным и Центральным федеральными округами, будут способствовать решению важнейшей задачи ПФО - становлению округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития на базе формирования конкурентоспособных территориально-отраслевых кластеров.
Список литературы
1. Губернатор и правительство Ульяновской области. Официальный сайт - М1р://ц^оу. гц.
2. Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов. URL: Ы^^/президент. рф/news/17232.
3. Инвестиционный климат в ПФО. URL: http://www. pfo. ru/?id=52410.
4. Корпорация развития Республики Башкортостан. URL: http://kr-rb. ru/ekonomicheskiy-potencial-respubliki-bashkortostan. html.
5. Лучшие практики привлечения инвестиций обсудили на Совете ПФО. URL: http://www. pfo. ru/?id=60101.
6. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199.
7. Официальный портал правительства Пензенской области - http://www. penza. ru.
8. Портал правительства Пермского края -http://www. permkrai. ru.
9. Портал правительства Республики Татарстан - http://prav. tatarstan. ru.
10. Послание Президента Федеральному Собранию/ URL: Ы1р://презвдент. рф/transcripts/17118.
11. Правительство Нижегородской области -http://www. government-nnov. ru.
12. Правительство Самарской области - http:// www. samregion. ru.
13. Приволжский федеральный округ. Информационная справка. URL: http://www. pfo. ru/ ?id=799.
14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Статистический сборник. URL: http://www. gks. ru/free_doc/doc_2012/region/soc-pok. rar.
15. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://www. raexpert. ru/rankingtable.
16. Республика Башкортостан - http://www. bashkortostan. ru.
17. URL: http://mineco. e-mordovia. ru/images/ stories/Mordovia. pdf.
18. URL http://www. pfo. ru/?id=61154.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]