Научная статья на тему 'Социальная работа с инвалидами в XXI веке (региональный аспект)'

Социальная работа с инвалидами в XXI веке (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4154
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абросимова Майя Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности социальной защищенности лиц с ограниченными возможностями, проблемы социальной политики в Российской Федерации, вопросы создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, проблемы государственной политики социальной поддержки инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная работа с инвалидами в XXI веке (региональный аспект)»

М.Е. Абросимова. Социальная работа с инвалидами в XXI веке (региональный аспект)

в целом. Наиболее распространенными формами политического участия респондентов являются членство в политических партиях - 46,2% опрошенных респондентов и участие респондентов в митинге - 39% опрошенных.

Таким образом, при решении проблемы увеличения доверия сельского населения к власти ключевым вопросом должно являться повышение эффективности функционирования местной власти путем модернизации профессиональной подготовки и переподготовки, а также выдвижение на руководящую должность чиновников местного уровня.

Социальное самочувствие городских респондентов (по материальному положению) выше, чем у сельских. 62,8% опрошенных уверены, что их материальное положение в ближайшее время улучшится, 31,2% считают, что жизнь останется на прежнем уровне.

Уровень доверия к федеральным политическим институтам как символам страны у респондентов достаточно высок. Институт президентства городские респонденты при выявлении рейтинга доверия ставят на первое место. Однако деятельность В.В. Путина, как личностного субъекта общественно-политических отношений, 56% респондентов оценивают ниже среднего значения. Среди основных качеств, которыми, по мнению респондентов, обладает В.В. Путин, можно выделить интеллектуальные качества (15,4%), коррумпированность (9,4%), эгоистичность (9,1%).

Губернатора П.Л. Ипатова городские респонденты характеризуют как хозяйственника (12,1%), честного (10,5%) чиновника, обладающего интеллектуальными качествами (9,1%). Уровень доверия к губернатору Саратовской области у 53% опрошенных городских респондентов выше среднего. Уровень доверия к региональным чиновникам высоко кореллируется с оценкой их деятельности.

УДК 316.334.3-056(470.44)

М.Е. Абросимова

Саратовский государственный университет E-mail: ABR1986@mail.ru

В статье рассматриваются особенности социальной защищенности лиц с ограниченными возможностями, проблемы социальной политики в Российской Федерации, вопросы создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, проблемы государственной политики социальной поддержки инвалидов. Ключевые слова: инвалидность, социальная политика, социальная реабилитации, социальная защищенность, социальная помощь.

Таким образом, мы видим, что рейтинг региональных чиновников превышает рейтинг чиновников федеральных. Саратовская область одна из многих областей, в которой активными темпами происходит развитие регионального самосознания. Данное явление связано не только с различиями в историческом прошлом страны, но и в особенностях социально-экономического развития регионов, политической культуре и типе взаимодействия власти и общества.

Эта тенденция распространяется на Красноярский и Приморский края, Свердловскую, Камчатскую и Амурскую область3.

При анализе общественно-политической жизни городских респондентов на первый план выходит проблема оторванности власти от общества. Необходимо ликвидировать существующий разрыв за счет создания новых, реально функционирующих политических структур, имеющих промежуточный характер между федеральной и региональной властью, региональной и местной, привлечь новые средства для активизации политической активности населения г. Саратова, а также разработать методы и формы диалога государства с различными территориальными общностями, сформировать общественное мнение населения страны.

Примечания

1 См.: Власть: Очерки современной политической философии Запада / В.В. Мшвенииерадзе [и др.]. М., 1989. 328 с.

2 Авторское исследование проводилось в июле 2005 г. по бесповторной квотной стратифицированной выборке методом раздаточного анкетирования. В ходе сбора первичной информации было опрошено 318 человек г. Саратова и с. Новопокровка Балашовского района Саратовской области в возрасте от 18 до 75 лет.

3 URL: http://wciom.ru/issledovanijapolitika/ehlektoralnye-issledovanija.html.

social Work with Disabled Persons in the 21 Century

(a Regional Aspect) M.E. Abrosimova

The paper considers features of the social protection of disabled persons, social policy problems in the Russian Federation, questions of creating a barrierless medium for disabled persons, problems of the state policy of social support of invalids. Key words: disablement, social policy, social rehabilitation, social protection, social aid.

социальная работа с инвалидами

В XXI ВЕКЕ (региональный аспект)

© Абросимова М.Е., 2011

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 1

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

В современном российском обществе быстрыми темпами актуализируется проблема социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения. Люди с ограниченными возможностями, являясь по своему составу достаточно многочисленной группой населения, ощущают необходимость легитимного воздействия со стороны общества. Сегодня в Российской Федерации более 13 млн человек официально признаны инвалидами1. Процессы, происходящие в экономической, социальной, правовой сферах российского общества XXI в., влекут в дальнейшем рост числа этой категории населения.

Несмотря на то, что в современном российском обществе число лиц, имеющих инвалидность, возрастает, количество учреждений, ведущих работу по оказанию социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи таким гражданам, по отношению с западным развитым государствам остается низким. Одной из важнейших проблем инвалидов российского общества, практически всех периодов его существования, является их невключенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается созданием рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии.

Исторически сложилось так, что социальная политика в России, ориентированная на людей, имеющих инвалидность, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Опираясь на эту модель, инвалидность рассматривается в большей степени как недуг, заболевание, патология. Вследствие такого подхода реальная социальная помощь инвалидам снижает их со-

циальную значимость, ослабляет их интеграцию в общество, обрекает их на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими «здоровыми» людьми. Совершенно понятно, что медицинская модель предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»2. В законе сформулирована принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, введены изменения в институциональную основу политики.

До принятия этого закона основной целью государственной политики в нашей стране считалась помощь инвалиду. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит о необходимости «обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ»3. Современная российская законодательная система в отношении лиц с ограниченными возможностями декларирует новый подход к инвалидам, ориентируясь на мировые стандарты в этой области. Но проблемы, стоящие перед российским обществом XXI в., достаточно острые и сложно за короткий промежуток времени перейти к построению и использованию новой парадигмы социальной помощи инвалидам.

Принятие данного Федерального закона, с одной стороны, повлекло изменения в общей системе российского законодательства, касающегося инвалидов, а с другой - создало некий дисбаланс между провозглашенными целями нового российского демократического общества и реализацией целей социального обеспечения инвалидов на практике.

В последние годы в России сформировалась социальная политика, направленная на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество и реализацию их общественных прав.

Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.

Несмотря на то, что Федеральный закон № 181 о социальной защите инвалидов действует почти 15 лет, на местах он по-прежнему исполняется формально, «для галочки». Главная проблема выживания лиц с ограниченными возможностями в условиях современного российского общества, несомненно, связана с реализацией федеральных законов, выражающих их права и обязанности.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий: получение технических средств и услуг, предусмотренных

48 Научный отдел

М.Е. Абросимова. Социальная работа с инвалидами в XXI веке (региональный аспект)

федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, а также услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Одной из важнейших задач государства стало формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, позволяющей решить проблему интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

Социальная реабилитация представляет собой систему и процесс восстановления способностей к самостоятельной и семейно-бытовой деятельности. Она включает социально-средовую ориентацию, социально-бытовое образование, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство.

Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.

Государственная политика социальной поддержки инвалидов определена Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также Федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

Закономерно, что необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн человек, в том числе более 1 млн человек - впервые. И все это во многом является следствием высокого уровня заболеваемости, травматизма, плохого экологического фона, как всей страны, так и отдельных регионов, низким качеством оказываемых услуг, а также другими причинами.

Для создания условий наиболее полной социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышения качества их жизни принята Областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Саратовской области на 2007-2010 годы», утвержденная законом Саратовской области от 29.12.2006 г. № 152-ЗСО «Об областных целевых программах».

Статистические данные о количестве лиц, признанных инвалидами, показывают, что на территории Саратовской области проживают 140 тысяч инвалидов, из них 5 тысяч человек имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, более 3 тысяч - инвалиды по зрению.

Основной проблемой, с которой сталкиваются лица с ограниченными возможностями в

Социология

условиях России XXI в., является реализация права инвалидов на социальную адаптацию, позволяющую людям с ограниченными возможностями правильно приспособиться к социальной среде и чувствовать себя полноправным членом общества.

Одна из важнейших проблем, стоящая перед людьми, имеющими инвалидность, состоит в том, что при строительстве жилых домов и общественных зданий не соблюдаются требования по созданию безбарьерной среды для таких людей.

Необходимостью современного общества, направленного на реализацию социальной помощи людям с ограниченными возможностями, является создание и реализация легитимных основ в комитетах по градостроительной политике, предусматривающих создание безбарьерной среды для инвалидов. А те объекты, которые уже действуют, следует привести в соответствие с нормами.

В городах Саратовской области необходимо обратить внимание на отсутствие беспрепятственного доступа ко многим объектам социально-культурного назначения, административным, общественным, образовательным и производственным зданиям. При строительстве большей части объектов - поликлиник, аптек, магазинов, жилых домов, административных зданий - не учитываются особенности людей с ограниченными возможностями, отсутствуют места для парковки принадлежащих им автомобилей. Еще одной проблемой существования инвалидов в рамках большого города является то, что ни один пешеходный переход не соответствует требованиям людей с ограниченными возможностями. Необходимо уже на стадии проектирования этим заниматься. При муниципальных администрациях должны быть созданы комиссии, которые бы штрафовали собственников за несоблюдение федерального законодательства.

В условиях современного российского общества, тем более на региональном уровне, не доступным для большинства людей, имеющих инвалидность, остается общественный транспорт: трамваи, троллейбусы, автобусы с высокими ступенями. Частично решение проблемы должно осуществиться в рамках областной целевой программы. На средства областного бюджета в течение четырех лет планируется приобрести 8 автобусов с подъемниками для перевозки инвалидов.

С апреля 2006 г. транспортные услуги по перевозке инвалидов в пределах г. Саратова и области стала предоставлять служба «Социальное такси».

Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, предоставление средств реабилитации обеспечит для многих из них возможность трудоустройства.

Необходимо отметить, что данный вопрос -один из трудно решаемых. На сегодняшний день в области отсутствуют какие-либо положительные тенденции в его решении.

49

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 1

Таким образом, законодательная база и организационно-функциональные структуры федерального, регионального подчинения, негосударственные организации, существующие на территории современного Российского государства, позволяют обеспечить формирование и эффективное функционирование региональной системы социальной интеграции инвалидов.

Основная проблема сегодняшнего состояния системы социальной помощи лицам с ограниченными возможностями связана с отсутствием координации и взаимодействия между уровнями власти, что, в свою очередь, определяется нечеткостью целевого и функционального содержания деятельности структур, отсутствием единого координационного центра формирования и реализации политики в отношении инвалидов и отсутствием системы критериев и показателей эффективности политики. В качестве основы деятельности системы социальной интеграции инвалидов может

выступить региональная целевая программа социальной интеграции инвалидов, базирующаяся не на процессном подходе, а фиксирующая четкие показатели результативности. Пока же основная направленность региональных программ связана с развитием инфраструктуры поддержки инвалидов, ее технического оснащения, что при отсутствии единой стратегии и целевой определенности не приводит к изменению ситуации.

Примечания

1 Данные Минздравсоцразвития России, расчет Росстата на 1 января 2008 года.

2 См.: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

3 Там же.

УДК 316. 334 (470 + 571)

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В.с. небога

Саратовский государственный университет E-mail: BegininaIA@info.sgu.ru

В статье рассматриваются основные формы и особенности межмуниципального сотрудничества в современной России, определяются необходимость и перспективы развития данного сотрудничества.

Ключевые слова: сотрудничество, межмуниципальное сотрудничество, агломерация.

Intermunicipal Cooperation in Modern Russia: Development Prospects

V.s. Neboga

The article considers the basic forms and features of intermunicipal cooperation in modern Russia, and the article defines necessity and prospects of development of the given cooperation. Key words: cooperation, intermunicipal cooperation, aglomeration.

В современных условиях развития российского общества сотрудничество между органами местного самоуправления может стать важным фактором выживания и конкурентоспособности территорий в нестабильных экономических условиях.

Возможность осуществления межмуниципального сотрудничества предусмотрена в Европейской хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Российской Федерацией Законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ1. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах ор-

ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросам межмуниципального сотрудничества посвящены нормы статьей 8, 66-69. Из его положений следует, что такое сотрудничество осуществляется в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных образований, советов муниципальных образований субъекта РФ для выражения и защиты их общих интересов: представления указанных интересов в органах государственной власти; взаимодействия с международными организациями и юридическими лицами, а также в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для решения вопросов местного значения2.

Понятие межмуниципального сотрудничества в российской научной литературе до сих пор не устоялось, не существует единого термина, отражающего такой тип отношений. Большинство авторов считает, что межмуниципальное сотрудничество - это организационное и правовое выражение кооперационных связей, складывающихся между муниципальными образованиями3.

Формы межмуниципального сотрудничества в зависимости от их организационно-правового содержания могут быть:

• договорные;

• ассоциативные;

• организационно-хозяйственные.

© Небога В.С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.