Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2
5 См.: Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 209-216.
6 См.: Шепель В. М. Имиджелогия : Секреты личного обаяния. М., 1997.
7 См.: Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М., 2000.
8 См.: Кузнецова Н. А. Эффективность использования современных коммуникативных технологий в политической жизни общества // Власть. 2011. № 5. С. 39.
9 См.: Телевидение осталось в главной роли // КоммерсантЪ. 2011. 5 апр.
10 См.: Лисовский С. Ф. Указ. соч.
11 См.: Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Указ. соч. С. 322.
12 Шампань П. Двойная зависимость. Несколько замечаний по поводу соотношений между полями политики, экономики и журналистики // Socю-Logos,96. М., 1996. С. 209.
УДК 316.334.3 (470.44)
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
городского муниципалитета
В. с. небога
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рсматриваются основные направления развития институтов гражданского общества, а также факторы совершенствования реализации социальной политики городского муниципалитета при участии общественных организаций.
Ключевые слова: гражданское общество, социальная политика, институт, некоммерческая организация, муниципалитет.
Role of Institutes of a Civil society in Realisation of social Policy of ttty Municipality
V. s. Neboga
In article the basic directions of development of institutes of a civil society, and also factors of perfection of realisation of social policy of city municipality with the assistance of public organisations are considered.
Key words: civil society, social policy, institute, noncommercial organisation, municipality.
Все большее значение в современных условиях развития российского общества приобретают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны, регионов и городских муниципалитетов проблем.
Гражданское общество - это общество негосударственного типа1. В современном понимании гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Институты гражданского общества, в частности общественные объединения и фонды, благотворительные организации, НКО (некоммерческая организация - организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками2), образуют основу гражданского общества, определяют его содержание. Они призваны содействовать росту
активности граждан, их национального самосознания, политической культуры и высокой духовности, стремлению реализовать свой потенциал, самим строить свое будущее.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определены следующие формы некоммерческих организаций: общественные организации (объединения); религиозные организации (объединения); государственная корпорация; некоммерческое партнерство; учреждения; автономные некоммерческие организации; социальные фонды; благотворительные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)3.
Кроме того, федеральным законодательством4 могут предусматриваться иные формы некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, территориальное общественное самоуправление, благотворительные организации, профсоюзы.
Развитая система негосударственных организаций обеспечивает баланс интересов в обществе. По мере их укрепления они становятся важнейшим инструментом общественного контроля деятельности государственных структур и не только выражают, но и формируют общественное мнение и сознание.
В настоящее время в Российской Федерации и ее субъектах созданы и функционируют институты гражданского общества, взаимодействующие с государством с целью решения важных социально-экономических проблем. Однако для
© Небога В. С., 2012
В. С. Небога. Роль институтов гражданского общества в реализации социальной политики
эффективности выполнения поставленных задач данные институты нуждаются во всесторонней поддержке государства как законодательно, так и организационно.
Одним из главных направлений развития организаций гражданского общества является модернизация законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. В первую очередь оно должно быть направлено на повышение эффективности различных форм взаимодействия данных организаций и органов власти. Необходимо также решение нескольких главных вопросов по проблемам развития институтов гражданского общества: сокращение административных барьеров в сфере деятельности некоммерческих организаций; наделение некоммерческих организаций правом получать пожертвования вне зависимости от их организационно-правовой формы и т. д.
Следует отметить, что работу институтов гражданского общества, в частности общественных и некоммерческих организаций, тормозит слабое участие граждан в решении социальных проблем и задач. Это происходит в силу неосведомленности россиян о деятельности общественных организаций. В подтверждение данного тезиса можно привести данные опроса граждан, проживающих в Саратове5. Респондентам задавались вопросы, позволяющие выявить степень информированности граждан о наличии и деятельности общественных и некоммерческих организаций в городе Саратове. Осведомленность продемонстрировали 56% опрошенных, правда, лишь 16% высказывались определенно, утверждая, что знают о НКО. Почти половина респондентов (44%) утверждала, что не знает выражения «некоммерческая организация» (табл. 1).
Таблица 1
Уровень информированности саратовцев о некоммерческих организациях
Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы, слышали или слышите впервые выражение «некоммерческая организация»? Количество респондентов, %
Знаю 16
Что-то слышал 40
Слышу сейчас впервые 44
О деятельности НКО осведомлено лишь 47% опрошенных, при этом утверждали, что непосредственно сталкивались с деятельностью подобных организаций, лишь 6%, а 53% респондентов заявили, что ничего не знают о деятельности данных организаций (табл. 2).
Результаты опроса показали, что уровень информированности граждан Саратова о некоммерческих организациях является невысоким. Лишь несколько саратовцев смогли привести примеры НКО, действующих в Саратове: совет ветеранов Заводского района, Союз товаропроиз-
водителей и работодателей Саратовской области, Саратовский областной общественный фонда защиты прав потребителей, Союз автомобилистов Саратовской области. Причинами слабой осведомленности о деятельности некоммерческих организаций, на наш взгляд, являются: непрозрачность деятельности самих НКО, отсутствие публикаций в СМИ, связанных с разъяснением особенности их деятельности, их роли в развитии общества.
Таблица 2
Уровень информированности саратовцев
о деятельности некоммерческих организаций в г. Саратове
Знаете или слышали ли Вы что-либо о работе или деятельности некоммерческих организаций в г. Саратове? Количество респондентов, %
Да, я лично сталкивался с деятельностью таких организаций 6
Да, я определенно знаю о таких организациях 9
Я что-то слышал о таких организациях 32
Я ничего не знаю о таких организациях 53
В некоторых субъектах Федерации, в том числе и в Саратовской области, не стала привычной и тем более обязательной практика участия общественных объединений (общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия) в формировании программ социальноэкономического развития региона и его районов. Как правило, власти лишь знакомят либо информируют общественность о принятых программах. Признание важной в этом вопросе роли НКО требует нормативного закрепления участия негосударственных некоммерческих организаций, функционирующих на территории, в планировании ее социально-экономического развития. Такое решение может дать значительные возможности для экономии бюджетных средств при одновременном повышении уровня занятости населения за счет его самоорганизации.
Несмотря на то что Закон Саратовской области от 13 марта 2001 г. № 9-ЗСО «О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области» создал основы, позволяющие органам власти уже сегодня использовать приемлемые формы конструктивного сотрудничества с НКО, отсутствует правовое обеспечение передачи части полномочий органов государственной власти по социальной поддержке населения наиболее эффективным НКО6.
В Законе Саратовской области от 26 апреля 2011 г. № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» содержится всего 4 вида деятельности, достойных государ-
Социология
73
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2
ственной поддержки как социально ориентированных. Данный закон вызвал протест со стороны представителей Гражданской общественной палаты, Народного собрания Саратовской области, крупнейших НКО города Саратова7. Широкое общественное обсуждение проекта закона не проводилось, что еще раз подтверждает нежелание правительства идти на контакт с общественными организации даже в вопросах поддержки некоммерческих организаций.
Не снижается роль благотворительных организаций, чья деятельность сглаживает точки социальной напряженности. Грамотная поддержка благотворительных программ органами государственной власти создает благоприятное социальное окружение таким образом, что появляется устойчивая тенденция к стабилизации обстановки на будущее. Появление социальной ответственности при сотрудничестве некоммерческих организаций с госучреждениями позволяет повысить имидж власти и упрочить ее связь с обществом.
Саратовские благотворительные организации не имеют постоянного финансирования своих программ. Лишь некоторые получают грантовую поддержку своих проектов. Перспективной формой финансирования общественных и благотворительных программ могут стать: договоры с постоянными партнерами от государства и бизнеса на предоставление денежных и неденежных средств, а также других ресурсов; труд волонтеров (взаимозачет их труда); государственные гранты на конкурсной основе; государственный социальный заказ на конкурсной основе; реализация взаимной пользы, когда, например, частные лица поддерживают денежными средствами те проекты, в которых заинтересованы сами или члены их семей (проблемные и т. п.).
Следует отметить, что изменился качественный состав общественного сектора Саратовской области, став более многообразным. Это зарегистрированные НКО, незарегистрированные группы гражданской инициативы, а также отдельные граждане, представители государственных и бизнес-структур, оказывающих в свое свободное время общественно-полезную помощь, предоставляющих свои ресурсы безвозмездно. В настоящее время наблюдается тенденция по укреплению общественных организаций Саратовского региона через их коалиции, например Общественный совет областной думы, Консультационный совет при мэре города, Экспертный
совет, Совет при уполномоченном по правам человека, Общественная палата. Однако для эффективного лоббирования интересов некоммерческого сектора и общества в целом этого оказывается недостаточно. Институты гражданского общества смогут выполнять свои функции только при разумной поддержке со стороны муниципальной власти.
Общественность составляют организации: благотворительные, медицинские, экологические, образовательные, ветеранские, правовые, созданные по инициативе населения и отстаивающие свои некоммерческие цели. Все это - огромные концентрирующие силы интеллектуального потенциала добровольцев, и от того, как этот потенциал будет использоваться или, наоборот, будет ли он хаотично рассредоточен, зависит дальнейшее позитивное развитие как города Саратова, так и области в целом.
Примечания
1 См.: Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М., 2010.
2 См.: Экономический словарь. URL: http://economic-enc.net/word/nekommercheskaja-organizacija-bespribyl-naja-3006.html (дата обращения: 08.08.2011).
3 См.: О некоммерческих организациях : федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Рос. газ. 1996. 21 янв.
4 См.: Жилищный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Рос. газ. 2005.
12 янв. ; О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : проект федер. закона // Рос. газ. 2011. 12 окт.
5 Социологический опрос «НКО г. Саратова в общественном мнении саратовцев». Социологическое исследование было проведено 20 августа 2011 г. методом неформализованного интервью. N = 100 чел. (от 20 до 50 лет), отобранных по бесповторной, квотно-территориальной выборке.
6 См.: Закон Саратовской области от 13 марта 2001 г. № 9-ЗСО «О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области». URL: http:// pravo.levonevsky.org/bazazru/texts15/txt15778.htm (дата обращения: 08.08.2011).
7 См.: Закон Саратовской области от 26 апреля 2011 г. № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области». URL: http://www.srd.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=4581&level= 2&nm=5&Itemid=118. (дата обращения: 08.08.2011).
74
Научный отдел