УДК 338.246.025
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ
А.А. Данилов, к.г.н., профессор,
ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва
Проанализирована роль региональных органов управления в регулировании развития региональных рынков. Одна из важных функций региональной администрации — поддержка и стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства в регионе. Эта функция тесно связана с функцией управления развитием рыночной инфраструктуры региона, поскольку основную часть малых предприятий составляют объекты рыночной инфраструктуры, в том числе — в сфере торговли, снабжения, сбыта, заготовок, общей коммерческой деятельности. Основной формой собственности в этих сферах является негосударственная. В России функции регулирования развития региональных рынков и инфраструктуры должны быть возложены на региональные администрации. Выполнять эти функции в составе региональной администрации должны специально созданные отделы координации развития инфраструктуры региональных рынков.
Ключевые слова: региональные органы управления, экономический механизм, региональная администрация
Для понимания новой роли региональной администрации в регулировании рыночных процессов рассмотрим основные черты регионального управления в условиях административно-командной системы. Основными функциями дорыночной системы регионального управления были распределение материальных и финансовых ресурсов для обеспечения базовых отраслей экономики; аккумуляция централизованных ресурсов для их перераспределения и концентрации на ведущих направлениях экономического развития региона.
Главными принципами прежней системы были:
• централизованный подход, заключавшийся в концентрации распределительного процесса на верхнем уровне управления;
• уравнительный подход, проявлявшийся в действии тенденции к выравниванию
уровней развития регионов. Реализация этих принципов осуществлялась
изъятием материальных и финансовых ресурсов в централизованные фонды и
47
их перераспределением в форме дотаций отдельным регионам;
• ведомственный подход, выражавшийся в распределении основной части региональных ресурсов по ведомственным каналам. При этом региональные органы управления не только не могли целенаправленно воздействовать на эти процессы, но даже не получали о них полной информации. Сфера товарно-денежного обращения не являлась объектом управления регионального уровня, за исключением небольшой части финансовых ресурсов, распределяемых через региональные бюджеты, а также материальных ресурсов местного значения, планируемых путем составления региональных балансов;
• административно-командный подход к управлению региональными распределительными процессами сводил на нет возможность использования экономических методов управления;
• преимущественно натуральный подход, выражавшийся в разработке натуральных балансов и планов распределения средств производства, а также продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления.
На протяжении многих лет обращение товарных и финансовых ресурсов в регионе осуществлялось преимущественно по ведомственным каналам. Финансовые ресурсы предприятий союзного и республиканского подчинения изымались в союзный и республиканский бюджет, централизованные фонды министерств.
Предприятия передавали в централизованные фонды министерств отчисления от прибыли, которые затем перераспределялись в виде дотаций убыточным предприятиям. Аккумулированные ресурсы шли на развитие народного хозяйства: выделялись через госбюджет министерствам и ведомствам, которые распределяли их по предприятиям. Кроме того, на уровне страны и союзных республик ресурсы перераспределялись между министерствами также без соблюдения принципа эквивалентности обмена.
Таким образом, при господстве старого экономического механизма в распределительных отношениях преобладали вертикальные связи и основными центрами распределения были министерства и ведомства. В результате каждый регион получал долю товарных и финансовых ресурсов, распределенных предприятиям союзного и республиканского подчинения.
В условиях перехода к рыночной экономике перед региональными администрациями встают новые задачи по регулированию развития региональных рынков, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиления экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на региональных рынках.
С появлением рыночного экономического механизма метаются объективные условия регулирования региональных рынков. Если раньше сфера обращения формировалась в условиях господства административно-командных методов, жестко централизованного отраслевого управления, ограниченной власти региональных органов, низкой степени свободы отдельных хозяйственных звеньев, фондированной системы материально-технического снабжения, то в настоящее время главными условиями, влияющими на товарно-денежное обращение в регионе, стали расширение правовой и экономической самостоятельности региональных органов управления и развитие различных форм собственности предприятии, расширение горизонтальных экономических связей, усиление роли рыночных механизмов и финансово-кредитных отношений в региональном воспроизводственном процессе.
В настоящее время в развитии сферы обращения товарных и денежных ресурсов в регионе наблюдаются новые тенденции:
1) повышение значимости регионального бюджета в воспроизводственном процессе, увеличение поступлений финансовых ресурсов за счет налогов на прибыль, отчисляемых предприятиями различных форм собственности, и других налоговых платежей;
2) расширение перераспределительных процессов между субъектами региональной системы (предприятия и организации сферы производства, непроизводственной сферы, сферы обращения, население и др.) в результате совместной деятельности в различных формах долевого участия; организации внебюджетных фондов для реализации социальных программ, жилищного строительства, развития непроизводственной сферы региона, производственной инфраструктуры, охраны окружающей среды и др.;
3) усиление экономического влияния региональных органов управления на перераспределение финансовых ресурсов через фонды регионального развития, введения стимулирующей платы за региональные ресурсы, местных налогов и сборов, выпуска ценных бумаг региональными администрациями и др.
Формирование и развитие региональных рынков происходят под воздействием различных форм и методов как административно-правового, так и экономического характера, находящихся в распоряжении многочисленных органов управления и регулирования.
В задачи региональной администрации на уровне области входит экономическое регулирование деятельности предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы различных форм собственности, населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, организаций рыночной инфраструктуры в регионе.
Для эффективного регулирования региональных рынков и рыночной инфраструктуры необходимо выполнение следующих условий. Региональная администрация, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должна играть интегрирующую роль в
49
формировании социально-экономической среды региона, в т.ч. рыночной инфраструктуры. При этом формирование социально-экономической среды региона рассматривается как система локальных воспроизводственных циклов. Финансово-экономическая база региона формируется на основе финансово-экономических связей между предприятиями и региональными органами управления, что предполагает прямую зависимость экономических возможностей региональных органов управления от эффективности предприятий, расположенных на территории.
Взаимоотношения региональных органов власти и субъектов региональных рынков должны рассматриваться с позиций каждого субъекта во взаимосвязи различных аспектов (финансового, инвестиционного, технологического и др.). При рассмотрении регионального налогообложения с точки зрения предприятий выделяются такие аспекты, как влияние на прибыль, инвестиции, технологии, а при оценке с позиции региональных органов власти — свободный выбор состава местных налогов, самостоятельное установление налоговых ставок, а также влияние внешних источников доходов и осуществление региональной финансовой политики. Таким образом, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов, что обеспечивает согласованность и взаимовыгодность системы региональных рыночных отношений.
Взаимоотношения предприятий и региональных органов управления должны рассматриваться как партнерские, а местные налоги могут послужить эффективным средством поддержания взаимовыгодных отношений. Располагая широкой базой налогообложения, региональные власти обеспечивают развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, охрану окружающей среды, развитие системы образования и здравоохранения. Партнерство рассматривается, главным образом, как вопрос региональной компетенции, и в этом вопросе власти региона не должны зависеть от воли федеральных органов.
Приведенные положения составляют основу нового экономического механизма регулирования развития региональных рынков. Новая модель экономического механизма предполагает, что отношения региональной администрации с предприятиями, расположенными в регионе, строятся на взаимовыгодной основе. При этом происходит укрепление позиций региональной экономики. Администрация может предоставлять предприятиям и организациям региона преимущественное право пользования земельными и иными природными ресурсами, а также обеспечивать материально-техническими ресурсами и услугами по льготным ценам и тарифам.
В рыночных условиях региональная администрация самостоятельно выбирает направления использования местных финансовых ресурсов. В этом случае важно сделать
50
правильный выбор при заключении договоров с субъектами региональных рынков — предприятиями и организациями различных форм собственности. Региональные органы управления могут предоставлять отдельным предприятиям льготы по ресурсам, и эти вопросы целесообразно решать на конкурентной, конкурсной основе.
Одна из важных функций региональной администрации — поддержка и стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства в регионе. Эта функция тесно связана с функцией управления развитием рыночной инфраструктуры региона, поскольку основную часть малых предприятий составляют объекты рыночной инфраструктуры, в т.ч. в сфере торговли, снабжения, сбыта, заготовок, общей коммерческой деятельности. Основной формой собственности в этих сферах является негосударственная.
В России функции регулирования развития региональных рынков и инфраструктуры должны быть возложены на региональные администрации. Выполнять эти функции в составе региональной администрации должны специально созданные отделы координации развития инфраструктуры региональных рынков.
УДК 330.12
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
В.А. Данилова, преподаватель,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Рассматривается зарубежный опыт регулирования потребительского рынка. Результаты зарубежной практики регулирования потребительского рынка убеждают в высокой степени практической пригодности этого опыта, после его критического анализа и адаптации, к российским условиям. Самое важное — не копировать отдельные меры регулирования, а принять его основные идеи: обязанность государства заботиться о населении, активность и самоорганизация граждан, гибкость и деидеологизированность всех форм и видов регулирования.
Одна из главных задач в сфере регулирования региональных потребительских рынков России — объединение в единую систему наработанных отдельных элементов, концептуальное обобщение целей, задач, методов и механизмов регулирования на среднесрочную перспективу, разработка в регионах концепций регулирования потребительских рынков с выделением основных этапов их реализации.