Научная статья на тему 'Роль региональных органов исполнительной власти в профилактике правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе'

Роль региональных органов исполнительной власти в профилактике правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОГРАММА / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / CRIME / CRIME PREVENTION / PROGRAM / EXECUTIVE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юзиханова Э. Г., Ганеева Л. С.

В статье дана краткая характеристика преступности в Ямало-Ненецком автономном округе, отражена роль региональных органов исполнительной власти в рамках общего и специального предупреждения преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of regional executive authorities in the prevention of crime in Yamal-Nenets Autonomous District

The article deals with the brief characteristics of crime in Yamal-Nenets Autonomous District. The authors analyze the role of regional executive authorities within the framework of general and special crime prevention.

Текст научной работы на тему «Роль региональных органов исполнительной власти в профилактике правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе»

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ВЛАСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Э.Г. Юзиханова

(профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и оперативно-технических мероприятий ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, доктор юридических наук, доцент; uzikhanovaeg@yandex.ru)

Л.С. Ганеева

(специальный корреспондент Объединенной редакции МВД России, адъюнкт кафедры правовой подготовки Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России; ganeeva@yandex.ru)

В статье дана краткая характеристика преступности в Ямало-Ненецком автономном округе, отражена роль региональных органов исполнительной власти в рамках общего и специального предупреждения преступности.

Ключевые слова: преступность, профилактика преступности, программа, органы исполнительной власти.

На протяжении последних шести лет в России сохраняется тенденция к сокращению преступности. В частности, общее количество зарегистрированных преступлений в прошлом году сократилось на 4,3 % [1, с. 6].

Как отмечает глава Министерства внутренних дел генерал-лейтенант полиции Владимир Колокольцев, реализация мероприятий в рамках профилактических программ, системная целенаправленная работа всех субъектов профилактики правонарушений, прежде всего органов внутренних дел, оказывает положительное влияние на состояние правопорядка в стране [2. с. 4].

Сократилось как общее количество преступлений, так и большинство тяжких и особо тяжких преступлений. Уменьшилось число убийств и покушений на убийство, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Снизилось количество зарегистрированных актов терроризма. Улучшаются показатели и по большинству преступлений против собственности. Сократилось количество квартирных краж и разбойных нападений.

Общая характеристика преступности в стране складывается из статистических данных по регионам России, региональная преступность отражает основные тенден-

ции развития всей преступности по стране, но имеет также и свои особенности.

В этом плане представляет интерес Ямало-Ненецкий автономный округ. Рассматривая состояние преступности в данном субъекте Российской Федерации, можно отметить, что тенденции развития преступности во многом аналогичны тем процессам, которые в целом происходят на всей территории Российской Федерации, за исключением того, что здесь их общественная опасность менее выражена.

Криминогенная обстановка в районах Крайнего Севера весьма специфична и обусловлена рядом особенностей, в числе которых - нахождение значительной части территорий региона в приполярных и арктических районах с экстремальными для проживания человека природно-климатическими условиями.

Кроме того, в указанном регионе наблюдается повышенная миграционная подвижность трудовых ресурсов, расширяются интересы криминальных структур в топливно-энергетическом комплексе, кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Нередки противоправные сделки по вывозу сырьевых ресурсов за рубеж.

Немаловажным является то, что на территории исследуемого северного региона в сложных природно-климатических условиях проживают представители разных национальностей, в том числе представители коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что начиная с 2006 года, в котором было зарегистрировано 13 356 преступлений, наблюдается тенденция к снижению преступности. В частности, в 2007 г. официально зарегистрировано 11 823 преступных деяния, в 2008 г.

- 10 626, в 2009 г. - 8 597. Рост преступности в ЯНАО был вновь отмечен в 2010 году (9 628 преступных деяний). С 2011 года криминальная обстановка характеризуется снижением числа зарегистрированных преступлений. Так, в 2011 году зарегистрировано 9 395 преступлений, в 2012

- 9 121 преступление.

Исходя из общероссийских показателей, в целом оперативная обстановка в округе может быть определена как более спокойная, чем в большинстве других регионов России.

К примеру, уровень преступности на территории округа в 2012 году составил 1 718 преступлений на 100 тыс. населения, что почти на 25,37 % меньше, чем в среднем по России (2 302).

Оценивая всю значимость превентивных мер, инициированных на федеральном уровне, не следует умалять роль региональных органов власти в предупреждении правонарушений, тем более что в числе различных мер предупреждения, классифицируемых по масштабам применения, ученые выделяют региональные меры предупреждения [3, с. 944].

С точки зрения В.В. Лунеева, по своему содержанию они могут быть такими же, как и общегосударственные, только они ограничены округом, краем областью. Данные меры разрабатываются и осуществляются властями этих территориальных образований на основе тех криминогенных обстоятельств, которые выявляются. По нашему мнению, это вполне оправданно ввиду того, что существуют территори-

альные различия преступности, а значит, необходимы различные подходы к реализации стратегии борьбы с преступностью.

Следует отметить, что в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется ряд мероприятий профилактической направленности в рамках как общего, так и специального предупреждения преступности.

Известно, что общее предупреждение преступности - это система мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующих на все население или его группы, выделяемых по общим экономическим, социальным, иным критериям, и создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп [4, с. 443].

На протяжении нескольких лет в регионе осуществляется комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий территориальных органов федеральных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления по выстраиванию единой многоуровневой системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности.

Координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, созданная в 2006 году [5]. Являясь коллегиальным органом, Комиссия осуществляет межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

Деятельность по профилактике правонарушений осуществляется во взаимодействии с образовательными учреждениями, профессиональными союзами, ветеранскими и молодежными организациями, религиозными конфессиями.

Следует отметить, что в работе Комиссии учитывается важность использования современных методик и технологий для создания четко работающей системы, направленной на эффективную защиту прав и свобод граждан. Так, в ноябре 2012 года в Салехарде был организован двухдневный учебно-методический семинар для ответственных секретарей муниципальных комиссий профилактической направленности. Участникам мероприятия профессорами тюменских вузов были прочитаны лекции, посвященные организации профилактической работы в сфере совершения миграционной, рецидивной преступности, преступности, совершаемой в общественных местах, и т.д.

В рамках общего предупреждения преступности позитивную роль сыграли мероприятия различных комплексных целевых программ, связанных с социально-экономическим развитием округа [6], жилищным обеспечением [7], развитием демографической [8] и молодежной политики Ямала [9].

В борьбе с преступными проявлениями ощутимая роль отведена комплексным целевым программам по обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений, которые действуют на протяжении многих лет. Так, к примеру, применяя программно-целевой метод к обеспечению безопасности и профилактике правонарушений, по итогам 2012 года зафиксировано снижение зарегистрированных преступлений практически по всем категориям. Стали меньше совершать преступления несовершеннолетние, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности.

Больше выявлено посягательств, совершенных в крупном и особо крупном размерах, преступлений, связанных со взяточничеством. Раскрыто более 50 грабежей и 34 разбоя. У преступников изъято 65 единиц огнестрельного оружия, почти три с половиной килограмма наркотиков, раскрыто 192 преступления прошлых лет. Пересмотр подходов в организации работы по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, позволил

реально снизить уровень имущественной преступности в округе. Удалось сократить число разбойных нападений почти на 17 процентов, грабежей на 33 процента, квалифицированных краж на 12 процентов.

Реализация мероприятий позволила осуществить техническое перевооружение органов внутренних дел по автономному округу.

В городах Ноябрьске и Новом Уренгое произведен монтаж аппаратно-программных комплексов «Безопасность», в остальных городах и районных центрах обеспечено развертывание систем видеонаблюдения и установка точек экстренной связи «гражданин - милиция», что позволило уже по итогам 2009 года увеличить на 3 % раскрываемость преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах населенных пунктов автономного округа. Произведено оснащение служебным транспортом, модернизация вычислительной, организационной техники и средств связи для участковых уполномоченных милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних и органов внутренних дел по автономному округу.

Вместе с тем проделан большой объем работы по повышению социальной защищенности личного состава органов внутренних дел по автономному округу.

В настоящее время действует окружная программа «Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений в ЯНАО на 2011-2013 годы», целью реализации которой является обеспечение безопасности и правопорядка, защита граждан от преступных посягательств, проявлений терроризма и экстремизма на территории автономного округа.

При этом достижение цели обеспечено решением следующих задач: совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений на территории автономного округа; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в населенных пунктах автономного округа; повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по автономному округу.

Общий объем финансирования в 2013 году составил 509 787 тыс. рублей. Значительная часть средств программы направлена на оснащение создаваемого специального подразделения ОМОН УМВД России по ЯНАО. Началось развертывание комплексной интегрированной системы безопасности автономного округа в Новом Уренгое.

В рамках реализации полномочий муниципальных образований по решению вопросов местного значения, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, приняты и реализуются муниципальные целевые программы во всех городах округа - Ноябрьске [10], Новом Уренгое [11], Надыме [12], Салехарде [13], Лабытнангах [14]и др.

Говоря о специальном предупреждении - системе воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений, - следует отметить, что в Ямало-Ненецком автономном округе ведется целенаправленная работа. При этом профилактические мероприятия проводятся как в отношении повышеннокриминогенных, так и повышенно-виктим-ных групп.

Уделяется внимание профилактике рецидивной преступности. В частности, в округе реализована комплексная программа «Содействие трудовой занятости осужденных и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в ЯНАО в 2010-2012 гг.». Освободившихся из исправительных учреждений граждан органы государственной власти постоянно информируют о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, государственных услугах, предоставляемых службой занятости населения, в том числе о возможностях профессионального обучения. За период реализации программы на постоянную работу трудоустроено 138 человек из числа освобожденных из мест лишения свободы, 75 человек прошли

обучение по специальностям, востребованным на рынке труда.

В исследуемом регионе существует проблема незаконного оборота наркотиков. Предупреждение данного вида преступлений в Ямало-Ненецком автономном округе происходит в соответствии с окружной долгосрочной целевой программой Ямало-Ненецкого автономного округа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы».

Наряду с ней действуют муниципальные целевые программы. Так, например, в г. Ноябрьске проводится работа в рамках муниципальной целевой программы, общий объем финансирования которой на четыре года составляет 5 313 710 рублей.

Основными целями данных программ является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории региона, формирование в обществе позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения. В соответствии с ними создаются системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики их потребления; происходит совершенствование анти-наркотической пропаганды; системы лечения и реабилитции наркоманов. Особое внимание в них уделяется созданию системы по подготовке специалистов в области профилактики и лечения наркомании, что, на наш взгляд, имеет немаловажное значение в предупреждении преступлений в исследуемом регионе.

Анализ статистических данных показал, что за последние годы в регионе отмечается снижение этого вида преступлений. Это свидетельствует об эффективности региональной и муниципальных программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков.

Для исследуемого региона актуальной продолжает оставаться проблема преступности несовершеннолетних. Для ее предупреждения в Ямало-Ненецком автономном округе принимаются меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в борьбе с

Юридическая наука и правоохранительная практика беспризорностью детей и подростков как на уровне всего региона, так и в отдельных муниципалитетах.

Так, в г. Новый Уренгой работа проводится в соответствии с муниципальной долгосрочной программой [15], в рамках которой организуются мероприятия по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, пропагандируется здоровый образ жизни и профилактируется асоциальное поведение в детской и молодежной среде.

Кроме того, по решению губернатора ЯНАО с февраля 2007 года в образовательных учреждениях региона успешно действует институт школьных инспекторов.

Круг обязанностей, закрепленных в должностной инструкции школьного инспектора, довольно широк, все они осуществляются для выполнения основной задачи

- ранней профилактики правонарушений, выявления детей, склонных к совершению правонарушений, и родителей, оказывающих отрицательное влияние на детей.

Говоря о субъектах специально-криминологического предупреждения, следует отметить роль общественных организаций, в частности Советов общественности в г. Надым [16], призванных оказывать содействие правоохранительным органам на территории муниципального образования город Надым в их деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений.

С недавних пор в Надыме возрождены народные дружины [17]. Добровольные народные дружины - добровольные объединения жителей города Надыма, созданные с целью их участия в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах, в общественных местах города, оказания содействия правоохранительным органам, органам местного самоуправления, государственным органам в их деятельности по профилактике и предупреждению правонарушений. Дружины создаются при территориальных пунктах охраны общественного порядка, в структуре ДНД формируется штаб.

В целом ямальские власти понимают важность проблем укрепления законности и правопорядка и уделяют достаточное внимание вопросам безопасности и охране общественного порядка на территории ЯНАО. Подтверждением тому являются слова председателя Комиссии - заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Алексея Булаева, который считает, что от слаженности действий всех ветвей власти, умения принимать выверенные решения и грамотно анализировать ситуацию зависит обеспечение общественной безопасности, защита прав и интересов ямальцев, результативность борьбы с криминальной угрозой и коррупцией. Такая позиция местных властей, безусловно, дает положительные результаты.

1. Состояние преступности по России за январь-декабрь 2012 года. Статистический сборник. М., 2013.

2. Из доклада министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции В. Колокольцева // Щит и меч. 2013. 6 февр. № 6.

3. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть. М.: Юрайт, 2011. 1003 с.

4. Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. 899 с.

5. Об образовании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений Ямало-Ненецкого автономного округа»: постановление Администрации ЯНАО от 6 апр. 2006 г. № 145-А // Красный Север. 2006. № 55 (спецвыпуск № 3536). 5 мая.

6. О Программе социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012-2016 годы: закон ЯНАО от 24 дек. 2012 г. № 148-ЗАО // Красный Север. 2012. 30 дек. Спецвыпуск № 112/1.

7. Окружная долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы: постановление Правительства ЯНАО от 18 нояб. 2010 г. № 383-П // Красный Север. 2010. 25 нояб. Спецвыпуск № 150.

8. Об утверждении Комплексной программы по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011-2013 годы: постановление Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 г. № 422-П // Красный Север. 2011. 6 июля. Спецвыпуск № 39/1.

9. Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ямала (2011-2014 годы)»: постановление Правительства ЯНАО от 20 дек. 2010 г. № 495-П // Красный Север. 2010. 23 дек. Спецвыпуск № 164/1. № 164/2.

10. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2011-2013 гг.»: постановление Администрации города Ноябрь-ска от 17 февр. 2011 г. № П-194 // Северная вахта (спецвыпуск). 2011. 21 февр. № 32.

11. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Обеспечение общественной безопасности на 2011-2013 годы»: постановление Администрации города Новый Уренгой от 11 февр. 2011 г. № 40 // Известия местного самоуправления (приложение к газете «Правда Севера»). 2011. 15 февр. № 10.

12. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Комплексные меры по укреплению правопорядка и профилактике правонарушений на территории муниципального образования Надымский район на 2011-2013 годы»: постановление Администрации МО Надымский район от 29 окт. 2010 г. № 468 // Рабочий Надыма (спецвыпуск). 2010. 6 нояб. № 396.

13. Долгосрочная муниципальная целевая программа «Обеспечение законнос-

ти, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений на территории муниципального образования город Салехард на 2013-2015 годы»: постановление Администрации МО город Салехард от 24 дек. 2012 г. № 694 // Полярный круг (спецвыпуск). 2012. 27 дек. № 52/1.

14. Муниципальная целевая программа «Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений в муниципальном образовании город Лабытнанги на 20112013 годы»: постановление Администрации города Лабытнанги от 23 дек. 2010 г. № 756. Документ опубликован не был.

15. Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие деятельности по работе с детьми и молодежью в муниципальном образовании город Новый Уренгой на 2012-2014 годы»: постановление Администрации города Новый Уренгой от 30 нояб. 2011 г. № 369 // Известия местного самоуправления. 2011. 6 дек. № 87.

16. О Совете общественности муниципального образования город Надым (вместе с «Положением о Совете общественности муниципального образования город Надым»): постановление Администрации МО город Надым от 31 дек. 2009 г. № 298 // Рабочий Надыма. Спецвыпуск. 2010. 23 янв. № 23.

17. Об утверждении Положения о деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка на территории муниципального образования город Надым: постановление Администрации МО город Надым от 30 марта 2010 г. № 76 // Рабочий Надыма (спецвыпуск). 2010. № 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.