Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭТАПЫ ПРОЕКТА / ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Д. Ю., Манаева А. Р.

На основе приведенных результатов исследования рассмотрены возможности использования рефлексии в проектной деятельности студентов как механизма оценивания результатов проекта, способствующего углубленному пониманию задач профессионального и учебного характера, оценки соотношения уровней сложностей и временных затрат на этапах подготовки и реализации проектов и способа активизации познавательной активности в ходе учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REFLECTION IN THE PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

On the basis of the above research results, the authors considered the possibilities of using re ection in the project activities of students as a mechanism for assessing the results of the project, contributing to an in-depth understanding of the tasks of a professional and educational nature, assessing the ratio of the levels of complexity and time expenditures at the stages of preparation and implementation of projects and a method of enhancing cognitive activity in the course of educational process

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 378.14

Д.Ю. МАРТЫНОВА, А.Р. МАНАЕВА

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

На основе приведенных результатов исследования рассмотрены возможности использования рефлексии в проектной деятельности студентов как механизма оценивания результатов проекта, способствующего углубленному пониманию задач профессионального и учебного характера, оценки соотношения уровней сложностей и временных затрат на этапах подготовки и реализации проектов и способа активизации познавательной активности в ходе учебного процесса.

Ключевые слова: проектная деятельность, рефлексия, этапы проекта, оценивание проекта.

On the basis of the above research results, the authors considered the possibilities of using reflection in the project activities of students as a mechanism for assessing the results of the project, contributing to an in-depth understanding of the tasks of a professional and educational nature, assessing the ratio of the levels of complexity and time expenditures at the stages of preparation and implementation ofprojects and a method of enhancing cognitive activity in the course of educational process.

Keywords: project activity, reflection, project stages, project evaluation.

Применение проектной деятельности в образовательном процессе в последнее время все чаще оказывается предметом исследования. При этом если мотивационная и деятельност-ная стороны этого процесса изучены достаточно подробно [2, 3, 5, 7], то рефлексивные аспекты чаще остаются вне поля зрения исследователей. Между тем, если исходить из методологических основ понимания проектной деятельности, именно рефлексию в ее ходе можно рассматривать как механизм запуска дивергентного мышления, приводящего к эвристическому поиску, в результате которого возникают новые нестандартные идеи и нестандартные решения [4, 8]. Рефлексия в данном случае выступает как некий универсальный пусковой меха-

© Мартынова Д.Ю., Манаева А.Р, 2022

низм развития и саморазвития личности, которая оказывает влияние на качество жизни [1].

На первый взгляд, можно предположить, что рефлексия как часть проектной деятельности реализуется на заключительном этапе проекта. Действительно, рефлексия позволяет оценить успешность проекта и соответствие полученного продукта первоначальному замыслу. Однако, рассматривая рефлексию как способность человеческого мышления к самоанализу, можно утверждать, что этот процесс будет так или иначе протекать на всех этапах реализации проекта - от идеи и представления рассматриваемой проблемы до осмысления способов и приемов работы и характеристик создаваемого продукта, а также во многом затронет взаимоотношения, созданные внутри команды.

Ранее нам уже приходилось рассматривать инструменты реализации этапов проектной деятельности, такие как выбор темы проекта, постановка проектной задачи, формулирование целей и задач проекта [6]. В данной статье мы в большей мере обратимся к рефлексивной составляющей проектной деятельности. Исходя из того, что выделяется три вида рефлексии -элементарная (анализ собственных знаний и поступков), научная (критическое исследование научного знания) и философская (о смысле человеческого существования) [6], - применительно к целям проектной деятельности, как представляется, все они будут участвовать в рефлексивном процессе, причем каждому этапу этой деятельности будет свойственно доминирование определенного вида рефлексии. Так, для этапа выбора проекта наиболее характерным будет развитие элементарного вида рефлексии. Для анализа проблемы и определения целей и задач проекта - философская рефлексия. Для этапа формирования команды, планирования и оценки затрат свойственна элементарная рефлексия. Создание продукта, реализация пилотного проекта, рекламно-информационная поддержка и представление результатов опираются на научную рефлексию. Особое значение рефлексия имеет при оценивании результатов проекта. Оценка проекта складывается из критериев уровня сложности и качества выполнения. При этом оценивается уровень проработки каждого из этапов проекта по определенным критериям: анализ проблемы - по уровню ее актуальности, формирование команды - по эффективности ее работы, планирование работ - по соответствию реальным

срокам выполнения, результат проекта - по его практической значимости, рекламно-информационный продукт - по уровню привлечения потребителей и заинтересованных лиц и т.д.

Но, возможно, в ходе работы над продуктом проекта решается сверхзадача - появление инсайта, нестандартной идеи, которая даже если и не ляжет в основу разрабатываемого проекта, то запустит механизм реализации творческого потенциала человека. В этом случае рефлексия как универсальный метод анализа и оценивания всех элементов проектной деятельности помогает осуществить оценку на каждом из этапов проекта, что позволяет повысить как эффективность, так и результативность проекта.

Как показывает опыт оценки студенческих проектов, 20% из них имеют высокий уровень проработки всех этапов реализации проекта и востребованный качественный продукт. При этом уровень качества этих проектов выше ожидаемого. Половина проектов соответствует всем установленным требованиям, а продукт имеет высокий потенциал использования. 20% проектов имеют серьезные недостатки и 10% не состоялись по объективным или иным обстоятельствам.

Для проектирования курса проектной деятельности преподавателю особенно важно осуществлять систематическое оценивание мнений команд проекта о ходе выполнения работ и полученных результатах, что позволяет проанализировать упущенные возможности, скорректировать план подготовки и уровень проработки отдельных разделов теоретического материала. В таком оценивании целесообразно использовать метод рефлексии. Рассмотрим применение этого метода

на примере проектной деятельности, организуемой нами среди студентов технической специальности первого курса. Реализации проекта предшествует изучение принципов проектной деятельности и создание учебного проекта. Далее студентами разрабатывался и реализовывался проект в рамках дисциплины профессионального цикла в области техносферной безопасности. Создание и реализация этих двух видов проектов - учебного и профессионального - оценивались на каждом этапе по 10-балльной шкале методом анкетирования.

В качестве этапов выступали:

1) выбор проекта и постановка проектной задачи;

2) анализ проблемы;

3) формулирование целей и задач;

4) формирование команды;

5) планирование;

6) оценка затрат и рисков;

7) создание продукта;

8) рекламно-информационная поддержка;

9) представление результатов;

10) рефлексия.

Итоговые оценки этапов представлены в таблице.

Оценка этапов учебного и профессионального видов проектов

№ Этап выполнения проекта Учебный проект Профессиональный проект Учебный проект Профессиональный проект

Сложность Временные затраты

1 Выбор проекта и постановка проектной задачи 2,8 5,7 15 14

2 Анализ проблемы 3,4 4,5 18 15

3 Формулирование целей и задач 3,7 5,8 2 8

4 Формирование команды 5,5 4,5 5 5

5 Планирование 5,4 3,0 10 5

6 Оценка затрат и рисков 5,8 6,8 4 9

7 Создание продукта 5,5 5,7 25 24

8 Рекламно-информационная поддержка 6,4 5,5 8 8

9 Представление результатов 7,7 5,7 10 9

10 Оценка результатов 8,5 12,1 3 3

Как показало исследование, наибольшую сложность представляют последние два этапа реализации проекта: представление результатов (7,7 балла) и их рефлексивная оценка (8,5 балла). Причем трудности рефлексии результатов профессионального проекта выглядят существенно выше (12,1 балла

против 8,5). Кроме того, для учебного проекта отрефлексированы сложности в рекламно-информационной поддержке продвижения проекта (6,4 балла), а в профессиональном -связанные с оценкой рисков и затрат (6,8 балла). Как отметили студенты, трудности были связаны в том чис-

ле с неумением формулировать свои мысли.

В целом, как выяснилось, учебный проект оказался менее сложным. Особенно это касается первых этапов его разработки: выбор проекта и постановка проектной задачи - 2,8 балла, анализ проблемы - 3,4 балла, формулирование целей и задач - 3,7 балла.

При разработке профессионального проекта более существенные трудности вызвали выбор темы (2,8 балла) и постановка проектной задачи (3,7 балла). В то же время как заметно более легкие отрефлексированы такие этапы, как формирование команды (4,5 балла) и планирование (3,0 балла). Что касается рефлексии по поводу временных затрат, судя по результатам исследования, достаточно много времени потребовали начальные этапы разработки проекта. Выбор темы, постановка задач и анализ проблемы как в ходе учебного проекта, так и при подготовке профессионального оценены в 15 и 14 баллов и в 18 и 15 баллов соответственно.

Самыми проблемными этапами, вызвавшими споры и разногласия в команде, стали этапы формулирования целей и задач и создания продукта, далее с некоторым отрывом следуют этапы анализа проблемы и планирования. Нужно отметить, что этап формирования команды не был отмечен как проблемный, однако в составах команд при выполнении следующего проекта произошли серьезные изменения. Сохранился только состав команд, которые наиболее успешно реализовали проект (1/3 от всех составов). Уровень интереса в работе над учебным проектом был оценен на 9 баллов, а при работе над профессиональным проектом он снизился до 8 баллов. После выполнения первого проекта все студенты выразили желание работать в

дальнейшем и над другими проектами, а после второго проекта - только 1/3. И в том и в другом случае все респонденты подтвердили, что получили новые знания и умения при работе в проекте. Чаще всего среди приобретенных умений и навыков отмечались умение работать в команде, освоение нового программного обеспечения и получение знаний в предметной области.

Все отметили необходимость участия в конкурсе проектов и указали следующие причины: демонстрация результатов проекта обществу; получение нового опыта; стремление быть лучше; ради сплочения коллектива; демонстрация своих возможностей; возможность дать новый импульс развитию проекта; получение грантовой поддержки и др.

Многозадачность и широкий охват различных сфер знаний, затрагиваемых в проекте, безусловно, предъявляют большие требования не только к обучающимся, но и к преподавателю - куратору проектов. Его функция как транслятора информации остается неизменной, но при этом он должен обладать всем комплексом знаний, необходимых не только в своей предметной области, но и во всех областях, с которыми соприкасается проектная деятельность, - менеджменте, экономике, управлении качеством, маркетинге, рекламе, инженерном проектировании, цифровых технологиях, педагогике, психологии и многих других. Преподаватель при этом играет роль разработчика, координатора, эксперта и консультанта. Как показали результаты нашего исследования, рефлексия различных этапов подготовки и реализации проекта позволила студентам лучше понять отличия в решении задач профессионального и учебного

характера, оценить соотношение как уровней сложности, так и временных затрат этапов подготовки и реализации проектов, что позволяет активизировать познавательную активность в ходе учебного процесса, делает его более осознанным.

Рефлексия проектной деятельности позволяет не только оценить глубину полученных знаний и умений обучающихся, но и, что не менее важно, корректировать процесс их усвоения, тем самым усиливая мотивационную сторону обучения.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: дис. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук. М, 2000. 44 с.

2. Зверев С.М., Рябцев В.К., Ряшина В.В. Антропологическое прочтение проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 4. С. 41-49.

3. Кротова Е.А., Макшеева А.И. Проектное обучение как средство развития Pedagogical science// Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 120-123.

4. Ливио Антонио да Сильва. Развитие рефлексии как условие овладения интеллектуальными операциями: дис.... канд. психол. наук. М, 2010. 187 с.

5. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Портфолио-процесс и метод проектов в образовательной среде ведомственного вуза МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 83-87.

6. Мартынова Д.Ю., Манаева А.Р. Об опыте применения проектного обучения у студентов направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 215-220.

7. Севастьянова И.Г., Стегний В.Н., Руруа Г.А. Модель мотивации проектной деятельности // Ученые записки Института им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 1 (71). С. 99-103.

8. Щедровицкий Г.П. Нормативно-деятельностный подход в исследовании интеллектуальных процессов. Мышление. Понимание. Рефлексия. М, 2005. С. 391-419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.