В статье приведены особенности реализации метода проектов при обучении будущих социальных педагогов: стадии, условия, образовательные и воспитательные преимущества и другие аспекты организации проектного метода обучения. Даются рекомендации преподавателю вуза по управлению и оцениванию проектной деятельности студентов.
Проектный метод в подготовке социальных педагогов
А.К. Лукина,
заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета, кандидат философских наук, доцент, г. Красноярск
М.А. Волкова,
старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета, г. Красноярск, e-mail: [email protected]
• метод проектов • модульная система обучения • стадии учебно-профессионального проекта • критерии значимости • оценка результативности
Метод проектов — педагогическая технология, которая предполагает обучение студентов через их участие в разработке и реализации реального профессионального проекта, по итогам которого студентам засчитывается одна или несколько дисциплин [2].
Метод проектов (projectmethod) оказался достаточно эффективным средством профессионального обучения и в течение короткого времени завоевал популярность в отечественной и зарубежной педагогике начала XX века [3, 4].
В последние десятилетия идея опоры на собственный опыт учащегося разрабатывалась в контексте дидактических поисков, учитывающих целостную включённость человека в учебный процесс, которая не сводится только к чётко вычленяемым и рационально осознаваемым действиям, связанным с рациональным познанием, но связана и с интуитивной, часто неосознаваемой эмоционально-личностной сферой [1].
Суть этого подхода заключается в том, что на основе анализа содержания деятельности социального педагога выделяются основные объекты его деятельности или проблемы, на решение которых она направлена. При этом студент погружается в определенную социально-педагогическую проблему и рассматривает её с различных (предметно-ориентированных) точек зрения, пробует решить ее на практике — собирает материал для предпроектного исследования (диагностика), анализирует данные
и на основе выводов моделирует пути и средства её решения, оформляет собственное понимание и профессиональную позицию через рефлексию собственной деятельности.
Преимущества проектного метода обучения заключаются в том, что он обеспечивает формирование способностей к решению реальных проблем социально-педагогической практики, формирует учебную мотивацию и ответственность студентов за результаты своей деятельности; создаёт условия для пробы сил, установления реальных профессиональных контактов, развития профессиональных компетенций, навыков командной работы, самореализации студента; смещает акцент на активную деятельность студента, обеспечивает деятельностный подход [1-3].
В высшем профессиональном образовании этот метод используется чаще всего в сочетании с модульной системой обучения. Студенты при изучении теоретического курса получают общее задание на необходимость разработки и реализации проекта по одной из проблем, изучаемых в семестре на разных дисциплинах. В зависимости от изучаемого курса и конкретных образовательных задач это могут быть проекты, различающиеся по месту, масштабу, содержанию, типу результата и т.д.
Опыт использования метода проектов в подготовке социальных педагогов на кафедре общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета позволяет уточнить особенности организации проектного обучения — мульти-дисциплинарность, ведение проектных мини-групп (консультирование и сопровождение) держателями дисциплин от вуза и баз практик, стадии студенческого учебно-профессионального проекта и необходимое сопровождение каждой из них.
Стадии учебно-профессионального проекта будущих социальных педагогов могут быть такими:
1. Установочная информация: теоретические материалы (по текущим дисциплинам и по проектированию), тематика, предлагаемые места для осуществления проектов, этапы и формы промежуточной и итоговой отчётности и контроля. Информация должна быть хорошо структурирована преподавателем и продублирована в электронном виде в доступной форме;
2. Образование проектных мини-групп (команд по 3-7 человек), выбор направления проекта, его основной идеи. Необходимо настроить студентов на осознанный выбор темы проекта. Тема проекта должна быть близкой, личностно значимой для студента; достаточно сложной, но посильной для команды; социально значимой и/или реально (адресно) помогающей. Личная заинтересованность и осознание социальной необходимости действий мотивирует студента на всем протяжении непростой работы над проектом;
3. Предпроектное исследование, позволяющее проектной команде студентов понять возможность реализации главной идеи проекта. Преподаватель дисциплины или куратор от вуза дает возможность студентам самим провести предпроектное исследование, сопровождает и консультирует по запросу;
4. Обсуждение и уточнение тем проектов с кураторами от вуза и от места практики. На этом этапе важна тактичная поддержка преподавателя каждой группы: необходимо проработать реалистичность проекта, по возможности сохраняя при этом первоначальную идею проекта, получившую поддержку на месте последующей реализации проекта;
5. Проработка мини-группой содержания проекта и его плана. Для качественной работы проектной группе необходимы материалы по краткой теории проектов и открытое время
для консультаций специалиста по проектам;
6. Публичная защита «задумки» — темы, основной проблемы, задач, предполагаемых результатов, рисков и ресурсов, социально-педагогических технологий, средств мониторинга и оценки результатов проекта. Важно организовать при этом обмен мнениями всей учебной группы;
7. Реализация проекта на местах. Для качественной работы проектной группе необходимы материалы по краткой теории тем проектов и открытое время для консультаций специалистов и преподавателей;
8. Оформление результатов, рефлексия, взаимное, групповое и самооценивание, отзывы с мест реализации проектов;
9. Публичная защита реализованных проектов с обсуждением всей учебной группой и преподавателями. Для этого этапа важно качество обратной связи преподавателей/кураторов проектов от вуза и развернутое описательное оценивание проекта.
Для примера рассмотрим организацию учебного процесса на примере модуля «Основы работы с семьёй» общей продолжительностью 6 недель. Учебный план модуля включал в себя изучение дисциплин «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Психология семьи и семейное консультирование», «Социально-педагогическое проектирование», «Методика работы с детьми группы риска» и ряд других, в соответствии с учебным планом.
В течение первой недели модуля происходило изучение теоретического материала по предметам, входящим в модуль. За это время студенты должны были определиться с местом практики, а также выбрать конкретную проблему для работы.
После знакомства с состоянием дел на выбранном объекте места практики и выбора направления деятельности студенты должны были провести социально-педагогические исследование (дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований»), разработать проект собственной деятельности («Социально-педагогическое проектирование»), провести реальную работу с семьёй («Основы работы с семьёй»). После трёх недель работы проходил промежуточный контроль: защита студентами социально-педагогических проектов на основе проведённых исследований и диагностики. На защите присутствовали основные преподаватели кафедры, работающие в данном модуле.
Сразу отметим, что наиболее продуктивно работа шла на тех объектах, где руководителями практики выступали сотрудники кафедры; на других же объектах выполнение практической работы было сопряжено с рядом трудностей: где-то студенты не получали допуска к реальной самостоятельной работе, где-то сами студенты, не чувствуя контроля, безответственно отнеслись к выполнению проекта. Таким образом, важнейшее условие успешности модульного обучения — тесная связь с базами практики, а в пределе — непосредственная работа преподавателя в практической сфере.
По окончании модуля состоялась защита выполненных проектов. Студенты защищались в виде устного доклада с презентацией и сдавали письменный отчёт о проведённой работе. Надо сразу отметить, что некоторые проекты не удалось завершить за 6 недель, и тогда они продолжались в течение последующего времени; некоторые проекты плавно перетекли в проекты следующего модуля.
Для успешности проектной деятельности важно, чтобы решаемая проблема была актуальной и значимой для самих студентов. Приведем ряд критериев, относящихся к значимости учебных проблем
для учащихся и определяющих отбор проблем для учебных занятий.
1. Проблемы должны соответствовать учебно-профессиональным потребностям и интересам данной (конкретной) группы учащихся и быть достаточно значимыми для них.
2. Обучающиеся должны принимать участие в отборе учебных проблем для проекта и в разработке плана действий и способов их решения.
3. Выбранная проблема должна допускать выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.
4. Проблемы должны отвечать уже сформированным компетенциям и лежать в зоне ближайшего развития студентов.
5. При выборе проблем важно учитывать наличие необходимых материалов, ресурсов, готовности принимающей организации к разделению полномочий и ответственности.
Содержание работы преподавателя при подготовке учебного проекта включает в себя: анализ учебной программы по курсу на предмет выявления тематики возможных проектов; определение и утверждение тематики проектов; анализ возможных педагогических задач, решаемых при реализации различных проектов и необходимых для решения в определенной группе студентов; введение студентов в проектную деятельность. Также педагогом ведётся сопровождение/ консультирование, контроль исполнения промежуточных задач, итоговая экспертиза качества проекта, оценка индивидуального учебно-профессионального «прироста» студента (в проявленных компетенциях, предусмотренных ООП, и в баллах для оценки дисциплин и практик).
Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в
процессе присвоения студентом знаний и стать организатором проектной деятельности. Педагог не передает знания, а направляет деятельность студента:
— консультирует, то есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов преподаватель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
— мотивирует. Во время работы педагог должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
— фасилитирует, поддерживает, сопровождает. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, ответы на которые прозвучат абсурдно, выявление противоречий в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, и т.д.);
— наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия;
— управляет процессом, т.е. способствует включению всех студентов в обсуждение и реализацию проекта, создает и поддерживает организационную структуру, контролирует сроки и
качество работ, обеспечивает его презентации на разных уровнях.
Эффективности проектного метода обучения в подготовке социальных педагогов могут помешать следующие барьеры:
• сложность установления отношений и разделения полномочий с базовой организацией, в которой реализуется проект;
• едостаточные полномочия, ответственность и компетенции членов проектной команды;
• сложность построения расписания, сочетания аудиторных занятий и практики, неодновременность прохождения различных этапов проекта разными проектными командами;
• сложности контроля за формированием и развитием компетентностей, предусмотренных различными дисциплинами, входящими в модуль, риск неосвоения отдельных блоков дисциплины, если они не входят в практическую часть проекта;
• слабая организация проектной деятельности со стороны руководства вуза при реализации межпредметных/межкафедральных проектов и т.д.
Особую сложность представляет оценка качества и результативности проекта, а также учёт освоения студентами отдельных дисциплин, входящих в проект, и индивидуализация вклада в проект. Критериями внешней оценки проекта являются:
— актуальность;
— полнота теоретической части, глубина проработанности проблемы;
— грамотный выбор исследовательских методов, соответствие методов задаче;
— грамотность оформления текста и соответствие требованиям ГОСТ;
— правильность расчетов и предлагаемых методов решения проблемы;
— реализованность проекта.
— защита, ответы на вопросы комиссии.
Важнейшим элементом оценки результативности проекта является рефлексия участников, в ходе которой выявляется осознание ими цели совместной деятельности и удовлетворённость её результатами, оценка их собственной включённости, оценка собственных «приращений» в ходе реализации проекта, в том числе по изучаемым дисциплинам; самооценка ими своей деятельности и т.д.
Для оценки результативности проекта можно воспользоваться табл. 1.
Рационально (для развития рефлексии студентов) использовать взаимное оценивание личного вклада участников внутри проектной группы и привлекать всю учебную группу к развернутому оцениванию проекта. Учёт этого в итоговой индивидуальной оценке по дисциплине поддерживает веру студента в социальную справедливость и развивает его авторскую ответственность. Один из удобных вариантов соотнесения этих трёх оценок (1-я — руководитель с места практики, 2-я — участники проектной группы, 3-я — консилиум преподавателей-держателей дисциплин модуля) — среднеарифметический балл от оценок руководителей от баз практик и вуза умножается на количество участников проектной команды, а распределение по баллам внутри команды производят уже сами студенты.
Опыт показывает, что при реализации проектного метода обучения происходит одновременное решение двух взаимосвязанных учебных задач:
— развитие у студентов конкретных навыков профессиональной деятельности, необходимых для решения практических задач;
Таблица 1
Оценочный лист проектной работы студента
(в каждой ячейке таблицы проставляется « + » — соответствует или «-» — не соответствует)
№ п/п Критерий Отметка одногрупп-ника Отметка преподавателя
1 Работа оформлена согласно стандартам вуза
2 Работа имеет структуру проекта (проблема, цель, задачи, целевая группа, этапы, ресурсы, риски, ожидаемый результат, критерии достижения, формы оценки результата и т.д.)
3 Работа опирается на научную теоретическую базу, соответствующую проблеме, имеет список источников
4 В работе уместно используется научная терминология и стиль изложения, раскрыты используемые понятия
5 В работе чётко описана проблема, на разрешение которой направлен проект
6 В работе выполнено предпроектное исследование, соответствующее выделенной проблеме и методологическим основаниям, на основании которого выполнены остальные шаги
7 Цель и задачи проекта описаны внятно, с опорой на выводы предпроектного исследования
8 Предложенный исследовательский / проектировочный / помогающий сценарий прописан чётко и полностью реализуем/реализован и соответствует цели
9 Целевая группа описана по принципу необходимости и достаточности, соответствует определяемой цели проекта
10 Риски и ресурсы проекта реалистичны, их описание развернуто, с опорой на теорию проектной темы
11 Этапы проекта раскрывают ход действий по его организации и реализации, допускают корректировку
12 Предполагаемые результаты проекта соответствуют задачам, укладываются в понимание особенностей целевой группы, реализуемы
13 Предлагаемые средства мониторинга и оценки эффективности проекта информативны, удобны, несложны в реализации
14 Присутствует рефлексивное отношение автора работы к своему тексту, ходу и результатам реализации проекта
15 Имеется положительный отзыв о результатах проекта с места его реализации
— развитие социальных, коммуникативных, профессиональных компетент-ностей, личностных качеств будущего профессионала — ответственности, умения работать в команде и т.д.
Кроме того, проектная деятельность формирует такие важные личностные качества, как коммуникабельность, толерантность, сотрудничество, необходимые в последующей профессиональной работе.
Литература
1. Кругликова С.В. Проектирование в системе подготовки социальных педагогов // Известия ВГПУ. 2010. № 4. — URL: https:// cyberlenmka.ru/artide/n/proektirovame-v-sisteme-podgotovki-sotsialnyh-pedagogov (дата обращения: 20.11.2018).
2. Курзюкова Ф.В. Обучающий проект — эффективный инструмент формирования
компетенций студентов вуза. — Пенза: ПГУ, 2013. — 146 с.
3. Лукина А.К., Анастасова Е.В. Проектная деятельность студентов во время педагогической практики: трудности и особенности // Научно-педагогическое обозрение. — 2016. — № 3 (13). — С. 63-67.
4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб.пособие. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 144 с. — URL: http://www.kspu.ru/upload/doc uments/2015/10/19/71da327648fc882ccef c7530c24077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf (дата обращения: 20.11.2018).
5. Valerie Zelenka, 2016. Reconstructing Pre-Service Teacher Perceptions through a Service-Learning Project at a Homeless Shelter. In International Research in Higher Education, Vol 1, Is 2. https://doi. org/10.5430/irhe.v1n2 p143