УДК 378.147.88
ПОДГОТОВКА И ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ВУЗЕ
Л. Н. Дыбкова, Э. А. Остапенко
В статье проанализированы основные этапы разработки и оценивания учебного проекта. Определены цели проектов, выделены проблемы, с которыми сталкивается преподаватель, предложены пути их решения. Акцентируется внимание на развитии личностных качеств студентов, важности проведения самоанализа, рефлексии, групповой рефлексии, подчёркивается роль самооценочной деятельности студентов в процессе работы над проектом.
Ключевые слова: учебный проект, развитие личностных качеств студентов, самоанализ, рефлексия, групповая рефлексия, самооценочная деятельность студентов.
Внедрение компетентностного подхода, ориентация на создание «студенто-ориентированной» образовательной среды актуализировали использование метода проектов в учебном процессе высшей школы. «Проектная деятельность представляет собой форму учебно-познавательной активности, заключающуюся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта учения» [2]. Основные приоритеты проектной технологии - развитие познавательных и исследовательских навыков студентов, совершенствование их умения ориентироваться в информационном пространстве и коммуникативных способностей.
Исследованию возможностей и развития метода проектов посвящены работы таких ученых, как Е. Бондаревская, Дж. Дьюи, И. Зимняя, Д. Левитес, Н. Матяш, Е. Полат, О. Пометун, Г. Селевко, В. Симоненко и др.
В современных условиях, когда происходит постоянное обновление информации, и создание новых технологий, метод проектов представляется таким средством обучения, который влияет на внутреннюю структуру личности: мотивацию, ценностные установки и ориентации; развивает познавательный потенциал и потребности к саморазвитию. От молодых специалистов современности требуется готовность к постоянному самообразованию, умение выделять проблему и предлагать творческие решения, применять знания в нестандартных и непрогнозируемых ситуациях, способность к эффективному сотрудничеству с коллегами и самостоятельному принятию решений.
Осознание ответственности за свою часть работы в группе, мотивация к совместной деятельности, умение найти решение при возникновении конфликтов во мнениях и подходах - это далеко неполный перечень компонентов командной работы студентов в процессе реализации поставленных целей проекта. При решении задач также необходимо:
- рационально объединить теоретические знания и возможности их практического применения для решения задач при совместной деятельности группы студентов;
- учитывать индивидуальные особенности каждого участника;
- развивать навыки умения работы в команде;
- совершенствовать такие коммуникативные компетенции, как эффективное слушание, умение вести дискуссию и решать конфликты через взаимодействие, толерантное отношение к другому мнению и др.;
- активизировать процесс обучения, используя творческого подхода;
- развивать аналитические способности студентов, творческое и критическое мышление, самоанализ и самоконтроль.
Следует подчеркнуть, что тема проекта должна быть практико-ориентированной в контексте будущей профессиональной деятельности, иметь актуальность и вызывать у студентов интерес. При организации проекта применяются научно-исследовательские методы работы, которые предполагают: постановку проблемы, формирование гипотезы, определение задач проекта, составление плана выполнения и определение сроков выполнения каждого из пунктов, обсуждение методов исследования, оформления и презентации результатов работы. Преподаватель при этом выступает генератором идей, координатором и консультантом, супервайзером всех рабочих групп, тьютором при защите результатов проекта студентами.
Обозначим основные проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при реализации метода проектов в учебном процессе:
- определение студентами идеи, плана, сценария решения задач проекта (точность формулировок, актуальность проблемы);
- относительная самостоятельность выполнения работы студентами;
- достоверность авторства работ;
- неодинаковая вовлеченность в работу всех студентов творческой группы;
- разница в уровнях подготовки студентов творческой группы.
Решение данных вопросов реализуется при помощи преподавателя в активном обсуждении и корректировке макета проекта со студентами отдельной команды; проведении организационных и мотивирующих бесед; включении в задания проекта создание видеофильма или подготовки видеоотчета «Как мы создавали проект», что позволит оценить вовлеченность студентов, анализировать этапы работы, фиксировать успех достижения цели. Этот вид работы имеет важное значение для субъектов учебного процесса. Во-первых, подобная наглядность снимает сомнения в вопросах авторства, во-вторых, позволяет проанализировать увиденное, исправить ошибки, существующие в работе и в процессе предварительной презентации.
При проведении проекта важен эмоциональный рабочий фон группы. Каждый студент должен чувствовать личную заинтересованность в совместной работе, осознавать значение своего вклада в развитие проекта, понимать, что в процессе работы он самосовершенствуется, сознательно развивает свои способности, обогащает знания, формирует новые умения и навыки. Этому способствует проведение рефлексии, самоанализа в разных видах деятельности по таким направлениям:
1) личная мотивация, цели, потребности - самомотивация, самонастрой;
2) фиксация внимания на получении новых знаний, умений и навыков;
3) профессиональная направленность деятельности;
4) самоотчет и саморегуляция, фиксация внимания на достижении результата.
Параметрами внешней оценки проекта выступают:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы [3].
Мы выделяем такие взаимосвязанные компоненты проекта, над которыми работают команды студентов.
1. Подготовительный этап (постановка проблемы, определение темы, целей, заданий проекта, обоснование гипотезы).
2. Планирование (определение источников, средств, методов сбора и анализа информации, форм представления результатов).
3. Проведение всех этапов исследования.
4. Обобщение и классификация полученной информации, анализ результатов, формулирование выводов.
5. Оформление отчета, подготовка иллюстративного материала, создание аннотации и презентации проекта. Тут необходимо акцентировать на важной роли аннотации, которая в краткой форме содержит цели проекта, его задания, основные достигнутые результаты и должна быть представлена заранее. Это побуждает присутствующих к активному слушанию, вовлечению их в дискуссию, что способствует превращению их в соучастников процесса презентации проекта.
6. Выполнение предварительного самооценивания студентами команды общих и индивидуальных результатов работы каждого члена команды. С целью развития у студентов навыков самоконтроля мы разработали соответствующие таблицы самооценки (табл. 1), включающие критерии оценивания выделенных компонентов. Такие таблицы мы используем для оценки групповой работы команды и каждого отдельного её члена в соответствии с
предварительно разработанным планом.
7. Проведение презентации проекта.
8. Обсуждение и анализ результатов проекта. На этом этапе важна роль преподавателя как тьютора: активизация, при необходимости, проведения дискуссии в соответствии с заранее подготовленными вопросами, вовлечение пассивных слушателей, фиксация времени и т. д.
9. Оценивание представленного проекта студенческой группой. Оценка проводится в двух основных ракурсах: сути подготовленного проекта и процедуры его защиты.
10.Заключительный этап презентации проектов предполагает проведение групповой рефлексии. Каждому студенту предлагается подытожить результаты работы, отметить самые удачные презентации, выделить сильные стороны выступления участников. Следующий шаг в проведении групповой рефлексии - анализ собственного выступления и полученного опыта. Отвечая на вопросы: «Что удалось?», «Что не получилось?», анализируя плюсы и минусы, определяя сильные и слабые стороны в своей работе, студенты развивают навыки самоанализа и критического мышления, определяют пункты, на которые следует дополнительно обратить внимание при подготовке следующего выступления. Вот некоторые из встречающихся ответов: «Было интересно работать над проектом, но теорию недоучили», «Нужно было провести репетицию, чтобы избежать чтения в ходе презентации...», «Понравилось то, как прошла презентация, но сложно было привлечь и удержать внимание слушателей», «Было обидно, что слушают не все. В следующий раз постараемся рассказывать интереснее, подобрать более яркие иллюстрации или подходящие по теме видеоролики. ».
11. Заключительное слово преподавателя. Акцентирование внимания на достижениях работы творческих групп, анализ допущенных ошибок. Практика показывает, что часто существуют определенные недостатки в представляемых студентами презентациях, в связи с чем предлагаем следующие рекомендации:
- каждый слайд должен содержать минимальное количество текста (наиболее важные выводы, цитаты, определения и др.). Слишком большое количество текста уменьшает эффективность восприятия информации;
- представление числовых данных в графическом виде нагляднее, чем в виде таблицы;
- главные элементы слайда должны быть выделены цветом, размером шрифта, расположением;
- усложненные схемы, рисунки, таблицы затрудняют их восприятие;
- слишком большое количество цветов рассеивает внимание слушателей;
- расположение информации на слайдах должно быть центрировано; желательно избегать вертикальных надписей или расположенных в круге;
- слишком быстрая смена кадров презентации усложняет анализ представленной информации, установления ассоциативных связей с предыдущим блоком или с уже усвоенной информацией.
Необходимо также отметить, что в аудиторию, где проводится презентация, не должны попадать прямые солнечные лучи, в противном случае необходимо использовать жалюзи или шторы.
Таблица 1.
Оценивание проекта_
№ Содержание Самооценка Внешняя оценка (преподаватель/студент)
По содержанию (максимальное количество баллов - N
1. - структурные компоненты: наличие вступления, основной и заключительной части, выводов, списка литературы - полнота раскрытия темы: логичность и аргументированность; - грамотность
Оформление презентации (максимальное количество баллов - N
2. доступность и наглядность; цветовая гамма; графическое представление информации
Представление материала (максимальное количество баллов - N
3. владение темой (знание и понимание изложенного
материала); четкость, беглость, правильность речи; произношение, интонации; зрительный контакт с аудиторией; жестикуляция
Всего баллов (максимум - N баллов)
При изучении дисциплины «Информатика» студентами были реализованы учебные проекты разнообразной тематики, такие как: «Проведение расчетов в программных продуктах MS Word и MS Excel», «Анализ данных в табличном процессоре MS Excel» и др.
Проанализируем работу студентов над темой «Профессиональная работа с текстовым процессором Microsoft Word», которая является итоговой для данного модуля.
1. Преподаватель предлагает студентам самостоятельно сформировать несколько команд (например, из группы 25 студентов - 4). На этом этапе реализуется и позитивная установка -возможность работать вместе с другом.
2. Оглашается основная цель - найти в учебном информационном массиве свои «изюминки» при выполнении работы.
3. Под кураторством преподавателя студенты каждой команды формируют примерный перечень вопросов для проекта.
4. Объявляются обязательные компоненты работы: а) создание и выполнение заданий в текстовом процессоре Microsoft Word; б) представление результатов работы в виде презентации Microsoft Power Point; в) оформление доклада в текстовом виде; г) публичная защита командой работы.
5. Студенты самостоятельно создают план реализации заданной темы, распределяют все виды работ между членами своей команды, назначают ответственных. Данный этап частично контролируется преподавателем.
6. После окончания работы над проектом происходит публичная презентация каждой групповой работы, обсуждение преимуществ и недостатков, формирование оценочных суждений.
В рамках изучаемой программы по английскому языку студенты 2 курса в течение всего семестра готовят проект «Мастер класс «Создание бизнеса». Данный проект касается темы «Бизнес организации» и предусматривает теоретическое знакомство студентов с разными формами собственности. Идея создания проекта заключается в привнесении практической стороны, которая будет реализована в игровой форме. Студенты выступят в роли тренеров - владельцев успешного бизнеса, которых университет пригласил провести мастер классы. Для этого каждая группа выбирает себе одну из форм бизнеса, которую будет представлять (частное предпринимательство, партнёрство, корпорация, а так же франчайзинг) и проводит предварительное исследование, которое предполагает как беседы с людьми, действительно занимающимися бизнесом, так и анализ литературы по данной теме. Рабочая группа продумывает сферу деятельности фирмы, даёт ей название, знакомится с бизнес планами различных проектов, описывает плюсы и минусы данного бизнеса. Студенты получают чёткие инструкции по подготовке проекта: описание задания, определение предъявляемых требованиям, перечни вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе подготовительной работы и перечень вопросов, которые они должны осветить в своей презентации. Так, например, в ходе предварительного исследования студенты должны получить ответы на такие вопросы: «Каковы причины создания бизнеса?», «Кто может основать бизнес?», «Что включает в себя процесс создания бизнеса?», «Что должен предпринять человек, для того, что бы основать бизнес?», «Кто даёт разрешение для основания бизнеса? Какие учреждения для этого должен посетить человек?» «Каковы пути финансирования бизнеса на разных этапах его существования?» и т.д. Подготовив проект, студенты презентуют его на одном из занятий курса, далее проводится заключительный этап анализа и подведения итогов проделанной работы.
Подводя итоги, следует отметить, что работа над проектом развивает у студентов способности к совместной работе в мини-группе (распределение обязанностей, координация усилий, ответственность за свои результаты, осуществление взаимного контроля, проектирование результата из взаимосвязанных частей и др.); аналитические способности (четкость определений, разработка гипотез и их проверка, анализ результатов), коммуникативные навыки (организация дискуссии, избегание конфликта, эффективное слушание, ассертивное поведение и др.). Работа в команде сближает коллектив, личная и групповая рефлексия позволяют лучше понять друг друга и в дальнейшем повысить эффективность работы группы. Кроме того, успешная и осознанная работа студентов над проектом выступает стимулом для проведения научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.
Main stages of a study project creation and evaluation are analyzed in the article. Project targets are singled out, challenges facing teachers are examined and solutions are offered. Attention is focused on development of students' traits of character. Importance of self-analysis, reflection, and group reflection is emphasized, and significance of a student self-evaluation activity in a project work is accentuated.
The key words: study project, development of students' traits of character, self-analysis, reflection, group reflection, student self-evaluation activity.
Список литературы
1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика, 1997, № 4
2. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2011. 139 с.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
4. Симоненко В. Д Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие. Вентана-Граф, 2003. 368 с.
Об авторах
Дыбкова Л. Н. - кандидат педагогических наук, профессор Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана, [email protected]
Остапенко Э. А. - старший преподаватель Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана, [email protected]