Научная статья на тему 'Проектная методика как средство повышения учебной автономности у студентов нелингвистических направлений подготовки при изучении иностранных языков'

Проектная методика как средство повышения учебной автономности у студентов нелингвистических направлений подготовки при изучении иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHING METHODS / PROJECTS / ACADEMIC AUTONOMY / FOREIGN LANGUAGES STUDY / NON-LINGUISTIC AREAS OF TRAINING / REFLECTION / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРОЕКТЫ / УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачева Ирина Михайловна, Горбачева Елена Александровна

Предложен новый тип проектов, повышающий учебную автономность студентов при изучении иностранных языков. Выделена взаимосвязь проектов и учебной автономности в процессе обучения иностранным языкам: используя проекты, педагог может делать упор на учебную автономию студентов, тем самым наделяя их большей ответственностью за свою учебную деятельность и за полученный результат. Приведен пример проекта, иллюстрирующий работоспособность методики. В заключение раскрывается понятие рефлексии, предлагается ее классификация и способ применения на занятиях. Утверждается, что изложенные теоретические и прикладные положения расширяют инструментарий будущего использования проектов для студентов нелингвистических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачева Ирина Михайловна, Горбачева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Project Method as the Way of Increasing Academic Autonomy in Students of Non-Linguistic Areas of Training while Studying Foreign Languages

The authors have proposed new type of projects increasing the academic autonomy of students in the study of foreign languages. They did highlight the interrelation of projects and academic autonomy in the process of teaching foreign languages: using the projects, the teacher can focus on the academic autonomy of students, thereby giving them greater responsibility for their learning activities as well as for the result they get. The authors gave an example of the project confirming the efficiency of proposed methods. In conclusion, the authors did reveal the concept of reflection and did propose its classification and method of application in the classroom. They have stated that theoretical and practical provisions they give expand the tools for the further use of projects for students of non-linguistic areas of training.

Текст научной работы на тему «Проектная методика как средство повышения учебной автономности у студентов нелингвистических направлений подготовки при изучении иностранных языков»

УДК 372.881.111.1

DOI: 10.24151/2409-1073-2019-2-96-102

Проектная методика как средство повышения учебной автономности у студентов нелингвистических направлений подготовки при изучении иностранных языков

И. М. Горбачева, Е. А. Горбачева

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия [email protected]

Предложен новый тип проектов, повышающий учебную автономность студентов при изучении иностранных языков. Выделена взаимосвязь проектов и учебной автономности в процессе обучения иностранным языкам: используя проекты, педагог может делать упор на учебную автономию студентов, тем самым наделяя их большей ответственностью за свою учебную деятельность и за полученный результат. Приведен пример проекта, иллюстрирующий работоспособность методики. В заключение раскрывается понятие рефлексии, предлагается ее классификация и способ применения на занятиях. Утверждается, что изложенные теоретические и прикладные положения расширяют инструментарий будущего использования проектов для студентов нелингвистических направлений подготовки.

Ключевые слова: методика преподавания; проекты; учебная автономия; изучение иностранных языков; нелингвистические направления подготовки; рефлексия.

The Project Method as the Way of Increasing Academic Autonomy in Students of Non-Linguistic Areas of Training while Studying Foreign Languages

I. M. Gorbacheva, E. A. Gorbacheva

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia [email protected]

The authors have proposed new type of projects increasing the academic autonomy of students in the study of foreign languages. They did highlight the interrelation of projects and academic autonomy in the process of teaching foreign languages: using the projects, the teacher can focus on the academic autonomy of students, thereby giving them greater responsibility for their learning activities as well as for the result they get. The authors gave an example of the project confirming the efficiency of proposed methods. In conclusion, the authors did reveal the concept of reflection and did propose its classification and method of application in the classroom. They have stated that theoretical and practical provisions they give expand the tools for the further use of projects for students of non-linguistic areas of training.

Keywords: teaching methods; projects; academic autonomy; foreign languages study; non-linguistic areas of training; reflection.

В современном мире применяется множество различных методик преподавания, и молодым педагогам иностранных языков

© Горбачева И. М., Горбачева Е. А.

важно найти среди них тот, что станет их коронным упражнением — т. е. таким видом заданий для студентов, работать с которым

преподавателю будет удобно и просто. Одни педагоги обращаются к игровому методу, другие — к интерактивным заданиям. Авторы данной статьи отдают предпочтение проектной методике. Она стала активно применяться в обучении иностранному языку по всему миру с конца 1980-х гг. Однако в отечественной практике данная методика начала активно использоваться только с конца 1990-х гг.

В основе проектной методики — тщательно проработанные практические задания, которые предполагают использование языка в реальных условиях (здесь и сейчас). Одной из главных задач этого метода является пробуждение интереса студентов к определенным вопросам или проблемам, для решения которых необходимы знания в разных областях. В рамках выполнения проекта задействуются все приобретенные знания, применение теоретических сведений сочетается с выражением жизненной позиции.

Об этой методике преподавания известно многим педагогам, однако не все из них готовы использовать проекты в своей практике. По их мнению, требуются длительные предварительные мероприятия, которые непросто вместить в рамки образовательного процесса. Проект служит для преподавателя средством развития, обучения и воспитания, при помощи которого он развивает у обучающихся характерные для проектной деятельности умения и формирует навыки учебной автономности.

Студентам проект дает возможность раскрыть себя и свой творческий потенциал; работать — индивидуально или в группе — над интересными заданиями, а также выражать свою точку зрения и публично демонстрировать результат работы.

Важность использования проектной методики на занятиях английского языка для студентов обусловлена целями, которые она преследует:

— обеспечение использования языкового портфеля в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

— работа с информацией на всем протяжении работы над проектом;

— увеличение учебной автономии в работе обучающихся (индивидуальной и групповой);

— повышение качества презентации работы, в том числе на иностранном языке.

Учебная автономия, формированию навыков которой в немалой степени содействует работа с проектом, воспринимается обучающимися как свобода от ограничений программы, отсутствие строгого контроля преподавателя, а также как возможность взять на себя управление своей учебной деятельностью. Условие формирования учебной автономии у обучающихся — развитость навыков самоконтроля. При самоконтроле студенты критично оценивают свои успехи и проблемы и не зависят в своих суждениях от оценки преподавателя. Процесс обучения в таком случае получается более осознанным и подталкивает к самостоятельному изучению иностранного языка. При условии постоянного самоконтроля студент приобретает и закрепляет привычку анализировать каждое свое действие, а при возникновении противоречий сможет самостоятельно пересмотреть свои действия, откорректировать их и понять причины ошибок и неудач.

Самоконтроль и критическая самооценка деятельности стимулируют развитие мыслительных способностей обучающегося и в дальнейшем превращаются в набор личностных качеств, высоко ценимых работодателем.

В целях формирования навыков самоконтроля необходимо подбирать такие проекты, в которых каждый студент сможет в полной мере проявить себя и высказать свою точку зрения по интересующему его вопросу.

На первом курсе студенты осваивают общенаучные дисциплины, не погружаясь в выбранную специальность. На данном этапе обучения преподавателям английского языка важно не перегрузить студентов профессиональными терминами. Именно поэтому представляется возможным сделать

акцент на общенаучные вопросы и обсудить глобальные проблемы человечества, с которыми сталкивается весь мир.

Проект Extreme Weather («Экстремальные погодные условия») призван привлечь

Ниже представлено ключевое задание проекта.

Extreme Weather Project

Для выполнения данного задания вам необходимо изучить природные катаклизмы. Выберите для изучения один из них, например: ураганы; зима 2019 г., самая холодная в истории США; пожары 2018 г. в Калифорнии; таяние Гренландского ледяного щита. Вам необходимо представить вашей учебной группе результаты своего исследования. По мере представления проектов мы будем составлять «карту поражений Земли». В презентацию необходимо включить перечисленные далее разделы.

внимание человечества к отрицательному влиянию его деятельности на природу и предоставляет возможность реализовы-вать сразу несколько универсальных компетенций [1, п. 3.2].

Информация о катаклизме:

— название;

— дата и место произошедшего события;

— минимум два изображения последствий этого события;

— количество пострадавших (смертей, травм, потерь мест жительства);

— описание урона, нанесенного местности;

— были ли сигналы предупреждения, помогло ли это спастись большему количеству людей?

— Дополнительно: продемонстрируйте короткую (продолжительностью не более 90 секунд) видеозапись.

Таблица 1

Компетенции, реализуемые проектом Extreme Weather

Параметр Компетенция

Системное и критическое мышление УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Коммуникация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

Причины природных аномалий:

— определение данного типа погоды;

— характеристика природного феномена;

— причины возникновения этого события (будьте максимально конкретны).

Частота природных аномалий:

— В какое время года это произошло? Происходило ли такое раньше?

— Как часто происходят подобные аномалии? (В ответ включите статистику, факты и прочее.)

Место возникновения аномалии:

— Где произошло это событие?

— Происходили ли подобные события в других точках мира?

Последствия:

— Каковы разрушительные последствия этой природной катастрофы?

— Как был оценен ущерб? (В ответ включите факты, числа, детали.)

Меры предосторожности:

— Как людям подготовиться, чтобы не пострадать от этой природной катастрофы?

— Какие вещи необходимо включить в «набор для выживания»?

Интересные факты (любые факты и статистика, относящиеся к катастрофе).

Изображения (фотографии, карты, графики и прочее).

Реализация проекта состоит из трех этапов:

— первый — подготовительный;

— второй — этап реализации;

— третий — рефлексия.

1. На подготовительном этапе создается рабочее и творческое настроение в группах, студентам объясняется цель исследования и выявляется предмет исследования для каждой группы. Кроме того, происходит планирование деятельности в рамках проекта, распределение ролей. Для проведения этого этапа предлагается следующий формат занятия: выполнение предтекстовых упражнений, работа с текстом и выполнение по-слетекстовых упражнений.

1.1. Предтекстовые упражнения.

Посмотрите на эту сферу. Представьте, что это наша Земля. Теперь поделим ее

на четыре части. Три четверти земной поверхности занимает вода и только — суша. Лишь половина пригодна для жилья. Остальные земли — это пустыни, горы, ледники и другие места, где нет возможности жить. И теперь я разделяю эту половину на четыре части. Трудно в это поверить, но лишь 1/31/32 дает нам пищу и кров. Представьте масштабы катастрофы, если мы уничтожим эту малую часть. Давайте вместе подумаем, как можно сохранить нашу планету и исправить уже нанесенный урон.

Для начала ответьте на вопрос: какие экологические проблемы вы знаете?

Каков масштаб загрязнений в Зеленограде? А в вашем родном городе? Какие действия человечества ведут нас к природной катастрофе? Что вы можете сделать, чтобы остановить загрязнение окружающей среды?

1.2. Работа с текстом «Humans damaging the environment faster than it can recover» (Люди наносят вред окружающей природе быстрее, чем она может восстанавливаться) [2].

Можно использовать и иной текст, адаптированный под уровень группы, а также измененный соответственно изучаемой лексике.

1.3. Послетекстовые упражнения представляют собой погружение в специфику проекта, где преподаватель объясняет его цель: анализ современных природных катаклизмов для их предупреждения в будущем.

2. Этап реализации проводится как презентация результатов исследования. Для объективной оценки результатов обучающихся можно использовать предлагаемую схему (см. табл. 2).

Данный проект является краткосрочным и проводится в два занятия, поэтому он представляется легко реализуемым как преподавателями, так и студентами.

3. Рефлексия позволяет учить не науке, а умению учиться. При помощи рефлексии происходит систематизация полученного опыта и сравнение успехов студента с достижениями других.

Таблица 2

Критерии оценивания проектов

Критерии оценки преподавателем

Качество используемого материала Оценки в баллах от 1 до 5, где 1 — удовлетворительно, 5 — отлично

Качество речи

Качество презентации

Соответствие плану исследования

Критерии оценки студентами

Соответствие плану исследования Оценки в баллах от 1 до 5, где 1 — удовлетворительно, 5 — отлично

Качество доклада

Качество презентации

В педагогическом энциклопедическом словаре [3, с. 239] дается определение: рефлексия — это размышление, самонаблюдение, осмысление собственных действий. Если применять этот термин к образовательному процессу в вузе, можно сказать, что рефлексия — этап занятия, во время которого у студентов происходит самостоятельное оценивание своей деятельности и переживаемых эмоций.

Рефлексия помогает студентам понять:

— с какой целью происходит изучение данной темы, как она пригодится в дальнейшем процессе обучения;

— какие цели были достигнуты ими на каждом конкретном занятии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— какой вклад может быть внесен

в общий процесс их обучения;

— способны ли они адекватно оценивать собственный труд и работу одногрупп-ников.

Когда у студента есть понимание всех перечисленных выше критериев, процесс обучения становится более интересным, увлекательным не только для него, но и для преподавателя.

Различают множество видов рефлексии как этапа занятия. Комбинируя разные виды рефлексии с различными занятиями, преподаватели получают объективную оценку работы обучающихся и качества материала. За основу приведенной ниже классификации рефлексии взята статья учителя иностранного языка из Самарской области А. Б. Эргашевой [4].

Классификация видов рефлексии

Таблица 3

По способам оценивания По форме работы По функции По цели

Символическая Выставление оценки при помощи символов (напр., карточки, жесты) Коллективная Духовная Восприятие материала (хорошо / плохо); открытие чего-либо нового для себя Настроения и эмоционального состояния Оценка состояния, эмоций, умение аргументировать точку зрения

Устная Высказывание устной оценки и описание эмоций Групповая Физическая Скорость (успели / не успели) и трудоемкость (легко / тяжело) освоения материала Деятельности Анализ активности, осмысление видов и способов работы, выявление пробелов в знаниях

По способам оценивания По форме работы По функции По цели

Письменная Проведение письменного опроса, анкетирования Фронтальная Чувственная Комфортно / дискомфортно Содержания учебного материала Осознание содержания пройденного, оценка эффективности собственной работы на занятиях

Индивидуальная Интеллектуальная Что поняли или не поняли, какие затруднения испытывали

Письменная форма рефлексии — самый сложный ее вид, так как требуется много времени для ее проведения и последующей обработки ответов. Именно поэтому лучше проводить ее при завершении учебных разделов или по окончании изучения отдельной темы.

В таблице 3 прослеживается определенный порядок работы с рефлексией. Именно так удобнее приучать студентов к этому виду деятельности: начинать со всей аудитории, далее в отдельных рабочих группах, затем опрашивать выборочно и по одному. Это позволяет обучающимся самостоятельно оценивать свои достижения.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния помогает оценивать общий настрой группы. Чем больше у студентов положительных эмоций после занятия, тем лучше была понята тема. Напротив, преобладание отрицательных эмоций позволяет сделать вывод о том, что занятие было воспринято как скучное, возникли трудности с восприятием темы.

Рефлексия содержания учебного материала проводится в конце занятия, во время подведения итогов. В ходе нее студенты осознают содержание изученного материала, оценивают эффективность своей работы. Именно этот вид деятельности предлагается авторами для завершения работы над проектом Extreme Weather.

После сбора листов оценки происходит подсчет баллов. Для этого преподаватель раздает заранее подготовленные листки бумаги («листья») с неоконченными фразами, которые студенты должны дополнить:

— сегодня я узнал(а) ...;

— я научился(лась) ...;

— было интересно узнать, что ...;

— меня удивило

— мне захотелось ...

Далее составляется «дерево знаний», на которое крепятся эти «листья». Составляется полная картина материала, усвоенного за занятие, при этом студенты могут обнаружить какие-либо факты, которые ранее могли упустить.

Итак, рефлексия помогает студентам при обобщении изученных на занятии тем и оценке собственной деятельности на занятии, способствует устранению затруднений при дальнейшей работе с группой. Для педагога рефлексия служит отличным инструментом при анализе и оценке деятельности обучающихся, оценке качества преподаваемого материала и выборе эффективных упражнений для взаимодействия на занятиях в целях включения группы в активную деятельность.

Проектная методика позволяет студентам развивать самостоятельность, возможность мыслить и рассуждать на английском языке. Студенты включаются в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия. На взгляд авторов, при работе с проектами формируются умения и навыки, необходимые в разных видах речевой деятельности, на уровне, определенном программой и образовательным стандартом нового поколения.

Литература

1. Макет ФГОС ВО (3++) (бакалавриат) 23.03.2017 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [электронный ресурс] / ФГОС ВО. Cop. 2019. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16 (дата обращения: 15.04.2019).

2. Harvey F. Humans damaging the environment faster than it can recover, UN finds // The Guardian: [web] / Guardian News & Media Ltd. 19 May 2016. URL: https:// www.theguardian.com/environment/2016/may/19/hu-mans-damaging-the-environment-faster-than-it-can-re-cover-report-finds (accessed: 15.04.2019).

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.: ил.

4. Эргашева А. Б. Рефлексия как завершающий этап урока английского языка в рамках ФГОС // Инфоурок: Ведущий образовательный портал России: [Электронный ресурс] / Гл. ред. А. С. Воробей. 10.04.2017. URL: https://infourok.ru/ refleksiya-kak-zavershayuschiy- etap -uroka-angliyskogo-yazika-v-ramkah-fgos-3480120.html (дата обращения: 15.04.2019).

Поступила 15.04.2019

Горбачева Ирина Михайловна — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шоки-на, д. 1), [email protected]

Горбачева Елена Александровна — студентка магистратуры Института ЛПО Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), [email protected]

References

1. "Maket FGOSVO (3++) (bakalavriat) 23.03.2017" (Draft of Federal State Educational Standard for Higher Education (3++) (Bachelor's Degree), 23 Mar. 2017), PortalFederal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh stan-dartov vysshego obrazovaniya. FGOS VO, cop. 2019. Web. 15 Apr. 2019. <http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16>.

2. Harvey F. "Humans damaging the environment faster than it can recover, UN finds". The Guardian. Guardian News & Media Ltd., 19 May 2016. Web. 15 Apr. 2019. <https://www.theguardian.com/environment/2016/ may/19/humans-damaging-the-environment-fast-er-than-it-can-recover-report-finds>.

3. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' (Pedagogical Encyclopedic Dictionary), Gl. red. B. M. Bim-Bad. M., Bol'shaya ros. entsikl., 2002, 527 p., il.

4. Ergasheva A. B. "Refleksiya kak zavershayushchii etap uroka angliiskogo yazyka v ramkakh FGOS" (Reflection as Closing Stage of English Lesson in the Frame of Federal State Educational Standard). Infourok, Vedu-shchii obrazovatel'nyi portal Rossii. Gl. red. A. S. Vorobei, 10.04.2017. Web. 15 Apr. 2019. <https://infourok.ru/reflek-siya-kak-zavershayuschiy-etap-uroka-angliyskogo-yazi-ka-v-ramkah-fgos-3480120.html>.

Submitted 15.04.2019

Gorbacheva Irina M., Cand. Sci. (History), associate professor of Philosophy, Sociology and Politol-ogy Department, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]

Gorbacheva Elena A., Master Student at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.