Научная статья на тему 'Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине "Социология" для бакалавриата, направление "инфокоммуникативные технологии и системы связи"'

Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине "Социология" для бакалавриата, направление "инфокоммуникативные технологии и системы связи" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачева Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине "Социология" для бакалавриата, направление "инфокоммуникативные технологии и системы связи"»

Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине «Социология»для бакалавриата, направление «Инфокоммуникативные технологии и системы связи»

И. М. Горбачева

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

irina_gorbacheva@bk.ru

Электронный ресурс: «История социологии»

https://www.youtube.com/ watch?v=S0BChBn-CkE&feature=youtu.be представляет собой полуторачасовую видеолекцию с заданием (рекомендуемые темы для обсуждения на семинаре). Видеолекция размещена на бесплатной интернет-платформе «Образование для всех» (Первый образовательный телеканал СГУ ТВ). В ходе ее изучения студенты знакомятся с предметом и структурой истории социологии, с основными школами и направлениями классической социологии, с макро- и микросоциологическими теориями зарубежной социологии, а также с важнейшими направлениями российской социологической мысли.

Электронный ресурс предназначен для сопровождения самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию по темам «Социология как наука» и «Становление и развитие социологии». После изучения предложенного ресурса студентам предлагается:

— подготовиться к обсуждению на семинаре предложенных в видеолекции тем:

— «Причины возникновения социологии в России», «Основные российские социологические школы и направления», «Историческая судьба российской социологии после 1917 г.»;

— выступить с докладом на семинаре по предложенным темам;

— выполнить задания теста С1 (в ОРОКС).

Цели и задачи использования внешнего электронного ресурса

В курсе «Социология» в рамках часов аудиторной работы нет возможности подробно рассмотреть вопросы истории развития науки и основные социологические теории. В связи с этим студентам предлагается, пользуясь рекомендуемой литературой и видеолекцией, самостоятельно изучить указанные темы, необходимые для осмысления и оценки культурных, ментальных, этических явлений и тенденций социологической науки.

Основные методические рекомендации студенту по использованию электронного ресурса и подготовке к выполнению заданий

При подготовке к практическому занятию и тестированию по темам «Социология как наука» и «Становление и развитие социологии» в качестве дополнительного источника изучается электронный ресурс «История социологии» https://www.youtube. com/watch ?v =S0BChBn - CkE&feature =youtu. be. В ходе изучения видеолекции есть возможность подробно ознакомиться с предметом и структурой истории социологии, с основными школами и направлениями классической социологии, с макро и микросоциологическими теориями зарубежной социологии, а также с важнейшими направлениями российской социологической мысли. На основе ознакомления с электронным ресурсом и дополнительной литературой студент:

— готовится к обсуждению на практическом занятии указанных тем;

— выбирает тему для доклада на семинаре и готовится к выступлению;

— демонстрирует свои знания, выполняя тестовое задание в системе ОРОКС (Тест С1).

Методические рекомендации студенту по подготовке доклада

Доклад представляется в устной форме в ходе семинара, может сопровождаться мультимедийной презентацией. Доклад также является дополнительным по отношению к лекциям и учебным пособиям источником информации для слушателей, он не должен основываться исключительно на лекционном материале или на учебниках.

В докладе важно выделить основные структурные элементы.

Вступление. Докладчик должен заинтересовать слушателей, сформулировать актуальность, новизну исследований, подчеркнуть важность и цель проведенной работы. Важно установить психологический контакт со слушателями. Вступление должно быть очень кратким.

Основная часть. В ней рассказывается об использованных методах исследований, проделанной работе, анализируются полученные результаты. Необходимо раскрыть суть темы или проблемы,поддерживать интерес и внимание у собеседников, не давая аудитории отвлечься от содержания речи.

Заключение. Подводятся итоги работы. Докладчик завершает выступление и отвечает на вопросы аудитории. Для рефлексии важно призвать аудиторию к обсуждению выступления.

Во время своего доклада:

1) вы должны вспомнить материал максимально подробно и выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе вы сможете проговорить все отведенное на доклад время и не раскрыть сущность вопроса;

2) стремитесь к свободному изложению доклада, минимизируя чтение с листа;

3) сохраняйте визуальный контакт со слушателями. Улавливайте отношение к себе и к тому, что говорите.

4) соблюдайте регламент выступления (5—7мин).

Темы для доклада.

1. Основы справедливого общества в идеологии конфуцианства и даосизма.

2. Идеальное государство в трудах Платона и Аристотеля.

3. Социально-религиозные концепции средних веков.

4. Теории общественного договора Дж. Локка и Т. Гоббса.

5. Идеальнй правитель в теории Н. Макиавелли.

6. Ш. Монтескье «О духе законов».

7. Концепция естественного порядка и социального неравенства Ж. Руссо.

8. Позитивизм О. Конта.

9.Эволюционистская концепция Г. Спенсера.

10. Социологическая концепция марксизма.

11. Социал-дарвинистская концепция.

12. Психологические концепции Запада.

13. Психолого-аналитическая концепция З. Фрейда.

14. Социологическая система В. Парето.

15. Формальная социология.

16. Социологическая концепция Э. Дюрк-гейма.

17. Социология М. Вебера.

18. Социологические теории П. А. Сорокина.

19. Концепции географического детерминизма, органицизма и психологизма в России.

20. Системный подход в социологической теории Н. Я. Данилевского.

21. Российская этико-субъективист-ская школа.

22. Социологические концепции российского неокантиантства.

23. Социологические концепции народничества.

Методические рекомендации преподавателю по использованию электронного ресурса и оценке качества его усвоения

Электронный ресурс «История социологии» помогает дополнить темы программы курса «Социология как наука»

и «Становление и развитие социологии». Видеолекция предназначена для сопровождения самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию, а также позволяет проверить качество усвоения материала, оценивая участие в обсуждении тем, предложенных в ресурсе: «Причины возникновения социологии в России», «Основные российские социологические школы и направления», «Историческая судьба российской социологии после 1917 г.», подготовку доклада по предложенным темам, а также ответы на вопросы теста.

Выступление студента должно соответствовать основным требованиям:

Четкое определение излагаемой темы, ее точная формулировка, последовательность аргументации данной проблемы, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Материал должен излагаться исчерпывающе и логично, студент должен хорошо ориентироваться в теме доклада и не затрудняться в ответах на вопросы по содержанию выступления.

Тестирование в электронной системе ОРОКС позволяет оценить знание студентом содержания основных социологических понятий, категорий, идей по темам «Социология как наука» и «Становление и развитие социологии». Для получения максимального балла студент должен дать верные ответы на вопросы теста.

Система контроля и оценивания

Участие в обсуждении предложенных в видеолекции тем оценивается максимально в 5 баллов и является составляющей оценки в графе Активность / посещаемость. Доклад и выполнение теста в системе ОРОКС (тест С1) оценивается максимально в 10 баллов каждый, оценки выставляются в НБС.

Разработчик:

Горбачева Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шоки-на, д. 1),

irina_gorbacheva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.