Научная статья на тему 'Онлайн-сервис Google Forms как электронное средство обучения аудированию студентов технических направлений подготовки'

Онлайн-сервис Google Forms как электронное средство обучения аудированию студентов технических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архарова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онлайн-сервис Google Forms как электронное средство обучения аудированию студентов технических направлений подготовки»

Davidenko Elena S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, associate professor at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), des_kr@mail.ru

Baidikova Natalia L., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, associate professor at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), nataleon22@list.ru

Онлайн-сервис Google Forms как электронное средство обучения аудированию студентов технических направлений подготовки

Т. А. Архарова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия tanya_soln@mail.ru

Google Forms as On-line Means to Teach Listening to Technical Students

T. A. Arkharova

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

tanya_soln@mail.ru

Использование средств современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) уже достаточно давно стало нормой в практической деятельности педагогов иностранных языков в вузах в связи с созданием интерактивного образовательного пространства.

Методисты отмечают, что потенциал ИКТ-средств в повышении мотивации и познавательной активности очень велик. С помощью ИКТ преподаватель может помочь студенту преодолеть психологический барьер в использовании иностранного языка для коммуникативных целей. ИКТ-средства позволяют интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения даже в условиях сокращения количества аудиторных часов, помогают преодолеть субъективность в оценивании обучающихся.

ИКТ-средства могут видоизменять некоторые традиционные формы организации процесса обучения в вузе. Например, помимо лекций могут быть использованы

© Архарова Т. А.

видеолекции, практические и семинарские занятия можно проводить в форме «семинаров-чатов», консультации преподаватель может проводить с помощью электронной почты, скайпа или мессенджеров, а самостоятельные, контрольные работы, зачеты и экзамены могут проводиться с использованием сетевого тестирования, например, с помощью сервиса Google Forms.

Однако дидактический потенциал отдельных ИКТ-средств исследован недостаточно. В связи с этим представляется актуальным изучение перспектив применения онлайн-сервиса Google Forms в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Цель статьи — выявить дидактические возможности использования онлайн-сервиса Google Forms при обучении аудированию студентов технических направлений подготовки.

1. Краткое описание онлайн-сервиса Google Forms

Все средства ИКТ можно разделить на аппаратные и программные.

К аппаратным средствам относится, например, компьютер, проектор, принтер, внутриклассная и внутриуниверситетская сети и др. К программным средствам — электронные средства обучения (ЭСО), с их помощью обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Наиболее полным нам кажется определение, данное И. А. Позановой: «Электронное средство обучения — это интерактивное образовательное электронное учебное пособие, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области и отличающееся от традиционных средств обучения возможностью применения мультимедийных технологий для представления материала, высоким уровнем исполнения, полнотой информации, высоким качеством методического инструментария» [1, с. 15].

В нашей работе особенное внимание будет уделено такому ЭСО, как онлайн-сервис Google Forms. Данный онлайн-сервис можно использовать для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Каждая новая форма представляет собой веб-страницу, на которой размещена анкета или тестирование. Для работы с формами студенту нужно иметь только аккаунт в Google. Положительными аспектами в использовании Google Forms являются:

— простота использования — интерфейс является удобным и понятным как для педагога, так и для студентов, для преподавателя и студента создается статистика результатов и их автоматический анализ;

— доступность — формы хранятся в облаке и всегда доступны по ссылке, их можно отправить по почте или опубликовать в социальных сетях;

— мобильность — Google Forms адаптированы под мобильные устройства, создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета;

— бесплатность сервиса.

2. Цели использования онлайн-сервиса Google Forms и формируемые компетенции

Согласно ФГОС ВО 3++, у студентов бакалавриата неязыкового вуза должна быть сформирована компетенция УК-4: студент должен быть способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной форме на иностранном языке [2]. Для поддержания коммуникации необходимо не только уметь выражать свои мысли посредством иностранного языка, но и хорошо понимать собеседника. Таким образом, у учащегося должно быть хорошо развито умение аудирования.

Онлайн-сервис Google Forms может использоваться преподавателем иностранного языка для организации эффективной работы над аудированием. Сервис удобен для организации аудиторной и самостоятельной работы над текстом, позволяет оптимизировать работу в группах с большой наполняемостью, что очень актуально для современного вузовского образования [3].

Кроме того, Google Forms приемлем для осуществления самостоятельной работы студентами и развития у них общеучебных умений. Как отмечает Н. Л. Байдикова, «важнейшая задача педагога — не столько обучить учащихся своему предмету, но прежде всего — научить их учиться, овладеть основными способами познания для самостоятельного приобретения нужных знаний» [4, с. 105].

Что касается организации работы с текстом, онлайн-сервис Google Forms может применяться на всех этапах обучения аудированию: для снятия фонетических, грамматических, лексических и психологических трудностей, при прослушивании текста, для контроля понимания, а также на послетек-стовом этапе обучения говорению и письму на основе материала текста.

3. Методика применения онлайн-сервиса Google Forms для обучения аудированию

Традиционно упражнения при работе с аудиотекстом подразделяются на следующие группы [5]:

— предтекстовые;

— упражнения, которые выполняются во время прослушивания;

— послетекстовые упражнения.

Предтекстовые упражнения выполняются перед прослушиванием и помогают облегчить последующее прослушивание. Такими упражнениями могут быть: предсказание темы будущего прослушивания по картинкам, диаграммам, названию текста. Данные упражнения активизируют словарный запас и социокультурные знания учащихся по теме. С психологической точки зрения, такие упражнения снимают напряжение перед прослушиванием и лексические и языковые трудности.

На этапе прослушивания обычно выполняются упражнения на извлечение конкретной информации. Это помогает учащимся понять структуру текста, научиться в нем ориентироваться и легко находить нужную информацию. Такими упражнениями могут быть: заполнение таблицы, пропусков в тексте.

После прослушивания выполняются упражнения, нацеленные на контроль понимания информации текста и на выражение точки зрения говорящего по проблематике текста. Такими упражнениями могут быть: ответы на вопросы, true / false / not stated (правдивое утверждение / ложное / в тексте не встречалось) и др. Данные упражнения проверяют, насколько подробно и детально студент понял информацию, содержащуюся в тексте. Понимание речи на слух тесно связано с говорением — выражением мыслей средствами изучаемого языка, по этой причине можно также предложить студенту выразить его личную позицию по вопросу.

4. Применение онлайн-сервиса Google Forms для обучения аудированию студентов технических направлений подготовки НИУ МИЭТ

Данная технология может быть использована при обучении иностранному языку студентов 1 и 2 курсов неязыкового вуза.

В рамках темы «Защита окружающей среды» нами предлагается организация поэтапной самостоятельной работы над аудиофрагментом с помощью онлайн-сервиса Google Forms. Объем текста — 266 слов, время прослушивания — 2 минуты. Все задания и ссылка на аудиофайл размещаются преподавателем на этом ресурсе.

Подготовительный этап. Для снятия лексических трудностей студентам предлагается сопоставить трудные слова из текста с их переводом. Для активизации механизма языковой догадки и повторения некоторых устойчивых выражений необходимо выполнить перевод некоторых фраз из текста. Для снятия грамматических трудностей предлагается упражнение на активизацию грамматики, которая встретится в тексте.

Первое прослушивание. На данном этапе студенты стараются понять общий смысл прослушанного фрагмента, основную мысль текста.

Второе прослушивание. На данном этапе студентам предлагаются текстовые упражнения: необходимо перефразировать предложения из текста. Это упражнение помогает активизировать умения студента использовать определенные грамматические конструкции и верно подбирать синонимичные лексические единицы.

Послетекстовый этап. На данном этапе студентам предлагается ряд вопросов, направленных как на проверку понимания текста, так на развитие умений говорения и письма. Студенты выражают свою точку зрения относительно материала прослушанного текста, а также пишут небольшое эссе по теме «Как мы можем помочь планете, используя новые технологии».

5. Средства контроля и оценивания

Так как задания будут выполняться дистанционно, то все ответы на дотекстовые, текстовые и послетекстовые упражнения отправляются преподавателю в Google Classroom. Существует три варианта проверки верности выполненных упражнений.

1. Проверка упражнений преподавателем с комментариями и советами по исправлению ошибок. В случае работы с большой группой процесс будет достаточно трудоемким, и проверка домашнего задания может занять большое количество времени.

2. Проверка упражнения самим студентом. В данном случае преподаватель не дает комментарии по ошибкам и не выделяет их, а лишь указывает их количество студенту или классифицирует их (например:

«В работе присутствует 5 грамматических, 2 лексических и 1 речевая ошибка»), предлагая студенту самому найти и исправить свои ошибки.

3. Проверка упражнений с помощью других студентов. В данном случае педагог может создать единый файл с присланными ему упражнениями в Google Docs и открыть к нему доступ всем студентам. Студенты в свою очередь должны будут поправить ошибки двух своих одногруппников (имена которых укажет педагог) и по возможности пояснить свою позицию, так как верный ответ может быть исправлен проверяющим на неверный. Таким образом, работа каждого студента будет проверена дважды.

Google Classroom предусматривает выставление оценки по итогам выполнения задания, следовательно, студент может узнать, как преподаватель оценил его работу. Предлагаемые упражнения оцениваются максимум в десять баллов: пять баллов за подготовительный и текстовый этапы и пять баллов за послетекстовый этап.

Критерием оценки является степень безошибочности выполнения упражнений подготовительного и текстового этапов, т. е. насколько слова верно соотнесены с их переводом, выражения верно переведены, предложения грамматически и лексически верно перефразированы. При оценивании после-текстового этапа учитывается, насколько грамматически, лексически и логически верны ответы студентов на вопросы по тексту.

Выводы

Онлайн-сервис Google Forms целесообразно использовать для обучения аудированию на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, так как данный ресурс обладает следующими дидактическими возможностями:

1) удобен для организации как аудиторной работы под руководством преподавателя, так и внеаудиторной самостоятельной работы над развитием умений аудирования;

2) подходит для применения на всех этапах обучения аудированию;

3) способствует развитию у студентов общеучебных умений и ИКТ-компетенции

наряду с предметными умениями аудирования;

4) позволяет оптимизировать проверку выполненного задания в группах с большой наполняемостью;

5) устраняет психологические трудности и повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка.

Литература

1. Позанова И. А. Использование электронных средств обучения на занятиях по дисциплине «криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них» // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2012. № 3 (62). С. 14—18.

2. Проекты ФГОС ВО по направлениям бакалавриата // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [электронный ресурс] / ФГОС ВО. Cop. 2019. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16 (дата обращения 18.04.2019).

3. Давиденко Е. С. К вопросу об оптимизации обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в группах с большой наполняемостью // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: Сб. статей междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / Отв. ред. А. А. Сукиасян. Ч. 2. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 65—70.

4. Байдикова Н. Л. Формирование учебной компетенции у студентов языковых факультетов вузов в процессе обучения теоретическим дисциплинам // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 25 марта 2011 г.). Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. С. 101—105.

5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2003. 239 с.: табл.

Архарова Татьяна Андреевна — студентка 1 курса магистратуры Института ЛПО Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), tanya_soln@mail.ru

References

1. Pozanova I. A. Ispol'zovanie elektronnykh sredstv obucheniya na zanyatiyakh po distsipline "kriminalisti-cheskoe issledovanie veshchestv, materialov i izdelii iz nikh" (e-Learning Modalities Use in Course of "Forensic Processing of Substances, Matters and Objects Manufactured of Them"), Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVDRossii, 2012, No. 3 (62), pp. 14—18.

2. "Proekty FGOS VO po napravleniyam bakalavri-ata" (Federal State Educational Standard of Higher Education Projects for Bachelor's Degree). Portal Federal'nykh

Деева И. Д.

gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. FGOS VO, cop. 2019. Web. 18 Apr. 2019. <http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16>.

3. Davidenko E. S. K voprosu ob optimizatsii obu-cheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov v gruppakh s bol'shoi napolnyaemost'yu (Towards Optimization of Foreign Language Teaching to Non-Linguistic University Students in Large Training Groups), Lichnost' kak ob"ekt psikhologicheskogo i pedagogichesko-go vozdeistviya, Sb. statei mezhdunar. nauch.-prakt. konf., v 2 ch., Otv. red. A. A. Sukiasyan, Ch. 2, Ufa, Aeterna, 2016, pp. 65—70.

4. Baidikova N. L. Formirovanie uchebnoi kompe-tentsii u studentov yazykovykh fakul'tetov vuzov v protsesse obucheniya teoreticheskim distsiplinam (Learning Skills Set Development in Students of Linguistic Departments

in Course of Theoretic Studies), Aktual'nye problemy me-zhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti nauki i obrazovaniya, mat-ly III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Tambov, 25 marta 2011 g.), Tambov, TGU im. G. R. Derzhavina, 2011, pp. 101—105.

5. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostran-nym yazykam: Bazovyi kurs lektsii (Foreign Language Teaching Methods: Basic Lectures Course), 2-e izd., M., Prosveshchenie, 2003, 239 p., tabl.

Arkharova Tatiana A., first-year Master student at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), tanya_soln@mail.ru

Игровое моделирование при обучении иноязычному диалогическому говорению

студентов неязыковых вузов

И. Д. Деева

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

ira79042519@yandex.ru

Game Modelling in Teaching Dialogue Skills in Foreign Language to Non-Linguistic University Students

I. D. Deeva

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

ira79042519@yandex.ru

Информационное общество требует от современной системы высшего образования выработать новые пути повышения качества теоретической подготовки специалистов. В связи с этим такие активные виды деятельности, как игра, стали широко использоваться в дидактике высшей школы в последнее время.

С помощью игр дети познавали мир еще с древних времен, имитируя реальные профессиональные ситуации. На занятиях по иностранному языку под игрой подразумевается «форма деятельности в условных ситуациях, специально создаваемых с целью

© Деева И. Д.

закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения» [1, с. 74].

Обращаясь к обучению иностранному языку в высших учебных заведениях, нельзя не отметить, что главным видом речевой деятельности при использовании коммуникативного подхода является говорение. При этом основным способом обучения является игровое моделирование ситуаций общения, стимулирующих речемыслительную актив -ность. В данной статье под игровым моделированием мы подразумеваем учебную деятельность, при которой студенты берут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.