Научная статья на тему 'Использование онлайн-сервисов для обучения деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов'

Использование онлайн-сервисов для обучения деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Личковаха Нина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование онлайн-сервисов для обучения деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов»

3. Polesyuk R. S. Ob effektivnosti ispol'zovaniya igry pri obuchenii inostrannomu yazyku (On the Effectiveness of Using Games in Teaching a Foreign Language), Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, No. 4-4 (52), pp. 275—278.

4. Crowther-Alwyn J. Business Roles 1: 12 Simulations for Business English. Cambridge, Cambridge University Press, 1997, 104 p., Cambridge Copy Collection.

5. Baidikova N. L. (Baydikova N. L.), Davidenko E. S. Tipologicheskie osobennosti lichnosti (ekstraversiya / intro-versiya) v kontekste lichnostno orientirovannogo obucheniya

studentov neyazykovykh vuzov inostrannomu yazyku (Personality Types in Teaching a Foreign Language to Extravert and Introvert Non-Linguists Students in the Learner-Centred Context), Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvi-sticheskogo universiteta, Seriya Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2018, No. 796, pp. 155—163.

6. Ellis R. Second Language Acquisition. Oxford, New York, Auckland et al., Oxford University Press, 1997, x, 148 p., Oxford Introductions to Language Study.

7. Amara, Naimi. "Errors Correction in Foreign Language Teaching". The Online Journal of New Horizons in Education, vol. 5, no. 3 (16), July 2015, pp. 58—68, to-jned.net/journals/tojned/articles/v05i03/v05i03-07.pdf

Deeva Irina D., first-year Master student at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]

Использование онлайн-сервисов для обучения деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов

Н. Личковаха

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия [email protected]

Applying On-line Services in Teaching Business Correspondence in Foreign Language

to Non-Linguistic University Students

N. Lichkovakha

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

[email protected]

Основной целью обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов является формирование коммуникативной компетенции на иностранном языке, позволяющей им свободно ориентироваться в деловой иноязычной среде. Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя владение языком в устной и письменной формах. Письменное профессиональное общение предполагает, прежде всего, деловую переписку с партнерами по электронной почте. Умение корректно вести деловую переписку на иностранном языке

© Личковаха Н.

является необходимым условием успешного профессионального общения на международном уровне, однако письменная речь представляет собой один из самых сложных видов речевой деятельности при освоении студентами иностранного языка.

Среди причин, препятствующих эффективному обучению деловой переписке студентов неязыковых вузов, — ограниченное количество аудиторных часов, разный исходный языковой уровень студентов и недостаточный объем тренировки в этом виде речевой деятельности. В качестве

Личковаха Н.

возможного средства разрешения данной проблемы можно предложить использование онлайн-сервисов. Их применение не только позволит значительно сэкономить время при корректировке и оценивании готовых писем, но и будет способствовать повышению мотивации студентов за счет создания реального процесса письменного общения. Студенты смогут попробовать себя в роли сотрудника компании, ведущего переписку с иностранными партнерами.

Цель данной статьи — определить дидактические возможности онлайн-сервисов на примере онлайн-сервиса Google Classroom при обучении деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов.

1. Онлайн-сервис как средство обучения деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов

На сегодняшний день существует множество Интернет-сервисов, которыми может воспользоваться преподаватель иностранного языка для оптимизации процесса обучения. Преимущество использования онлайн-сервисов для обучения переписке состоит в том, они моделируют процесс письменного общения в электронной среде. При традиционном обучении письменной речи студенты пишут письма обезличенному адресату. Переписываясь с реальными партнерами по общению в онлайн-среде, студенты получают возможность обучаться в условиях, приближенных к реальной коммуникации.

Удобным онлайн-сервисом для обучения деловой переписке представляется бесплатный сервис Google Classroom. Будучи удобным и простым в использовании, он предоставляет доступ к общему банку информации, а также позволяет членам группы обмениваться сообщениями (письмами) в режиме онлайн.

2. Методика применения онлайн-сервиса Google Classroom для обучения деловой переписке на иностранном языке

При обучении деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов представляется оптимальным

использование письменных тестов разных типов в качестве образцов. Исследование Е. Е. Бабушис показало, что применение текстов-образцов наряду с другими опорами «позволяет оформить речь эффективным, с точки зрения письменной коммуникации, образом» [1, а 7].

Процесс обучения деловой письменной речи с опорой на текст-образец следует разделить на несколько этапов, каждый из которых будет выполнять свою задачу. Логика следования этапов представляет собой движение от аналитической к синтетической мыслительной деятельности: «Типичная схема работы при обучении связной продуктивной письменной речи такова: от анализа текста-образца (с постепенным уменьшением опоры на образец) к созданию самостоятельного письменного сообщения» [2, а 149].

Традиционно при обучении иноязычной речи с использованием текста-образца выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Рассмотрим особенности этапов при обучении деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов с использованием онлайн-сервисов.

1. Подготовительный этап проходит в аудитории. Задача данного этапа — изучение и анализ текста-образца в социокультурном, структурном и содержательно-стилистическом аспектах.

Представляется важным начать с выявления социокультурных отличий между англоязычными и русскоязычными деловыми письмами, а также между британской и американской деловой перепиской. Как показала Л. П. Тарнаева, при обучении письменной речи принцип диалога культур должен являться ведущим [3].

Изучение структуры делового письма осуществляется с помощью таких упражнений, как разделение текста на логические части, выстраивание абзацев в правильном порядке, совмещение текстовых отрывков с их условными названиями и т. д. Кроме того, работа над структурой делового письма связана с усвоением студентами

клишированных фраз, необходимых для организации разных структурных компонентов письма и связи между ними, а также формул письменного речевого этикета.

Содержательно-стилистический анализ письма предполагает выявление отличий делового официального письма от неформального дружеского.

2. Основной этап обучения деловой переписке на иностранном языке проводится внеаудиторно с использованием онлайн-сер-виса Google Classroom. Задача этого этапа — актуализация знаний и умений, приобретенных на подготовительном этапе, в процессе осуществления онлайн-переписки.

Для этого студенты делятся на пары и распределяют роли. Один из них выступает в роли инициирующего переписку, а другой реагирует на полученное письмо. Например, первый студент в паре пишет письмо-запрос, а его партнер по переписке — письмо-ответ на этот запрос.

Преподаватель создает задание в Google Classroom с указанием ролей каждого студента и прикрепляет файл с фразами-клише, которые могут понадобиться участникам. Кроме того, он устанавливает конкретные даты, в рамках которых каждый студент в паре должен выполнить свое задание и разместить письмо в сервисе Google Docs, с которым интегрирован онлайн-сер-вис Google Classroom. Преподаватель создает документ, и все студенты группы получают доступ к его редактированию по ссылке. Каждый студент может в любое удобное для него время выполнять задание в общем онлайн-пространстве. Можно работать над файлом одновременно с партнерами и видеть, что делают коллеги прямо сейчас.

Следует отметить, что такой вид работы, как размещение своего речевого продукта онлайн, где он доступен для просматривания всеми членами группы, может вызвать определенные переживания у студентов, особенно у тех, кто обладает высокой чувствительностью к критике в свой адрес и болезненно воспринимает свои ошибки. Однако создание лишь «тепличных» учебных ситуаций не сможет подготовить студентов

к реальной коммуникации, так как «постоянное приспособление условий и средств обучения к особенностям обучающихся противоречит реалиям, с которыми они сталкиваются в жизни» [4, c. 160].

3. Заключительный этап проводится как в онлайн-сервисе Google Classroom, так и в аудитории. Его задача — рефлексия, корректировка и оценивание полученных результатов.

После выполнения задания каждый студент должен написать в комментариях, было ли письмо одногруппника понятным, лаконичным, соответствовало ли деловому стилю общения.

Преподаватель по ходу размещения студентами своих писем в сервисе Google Classroom проверяет и оценивает работы. Студенты видят исправленные ошибки и полученные оценки в режиме онлайн. После проверки всех работ преподаватель в аудитории обобщает результаты. Студенты также подводят итоги своей работы, анализируя причины трудностей, с которыми они встретились в ходе выполнения задания.

Выводы

Онлайн-сервис Google Classroom предоставляет следующие дидактические возможности при обучении деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов:

1) сервис моделирует процесс деловой переписки посредством обмена электронными сообщениями, а значит, является оптимальным средством подготовки студентов к реальному иноязычному письменному общению;

2) переписка с конкретным, а не абстрактным адресатом мотивирует студентов на написание содержательных писем, заставляет относиться к заданию более ответственно;

3) онлайн-сервис позволяет в режиме реального времени видеть все работы, размещенные в сервисе, что удобно как для преподавателя, так и для студентов.

Представленная технология обучения деловой переписке на иностранном языке студентов неязыковых вузов не является

Судаков И. А.

идеальной и требует дальнейшего усовершенствования. Чтобы сделать процесс обучения максимально приближенным к реальности, партнером по переписке может быть, например, англоговорящий студент или даже специалист в данной сфере профессиональной деятельности. Требуется более тщательная разработка методического обеспечения данной технологии. Подготовительный и заключительный этапы обучения письму могут быть также полностью перенесены в интернет-пространство при наличии учебно-методических материалов, необходимых для осуществления студентами самостоятельной работы по овладению разными типами деловых писем.

Литература

1. Бабушис Е. Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации: На старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 18 с.

2. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): [Электронный ресурс]. М.: Изд-во РУДН, 2007. 187 с. Режим хранения ЦК ПГПИ — Языкознание (копия Интернет).

3. Тарнаева Л. П. Обучение студентов 5-го курса языкового педагогического вуза письменной речи в контексте диалога культур: Английский язык как вторая специальность: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2000. 16 с.

4. Байдикова Н. Л., Давиденко Е. С. Типологические особенности личности (экстраверсия / интроверсия) в контексте личностно ориентированного обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2018. № 796. С. 155—163.

Личковаха Нина — студентка 2 курса магистратуры Института ЛПО Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), [email protected]

References

1. Babushis E. E. Obuchenie pis'mennoi rechi kak tvorcheskoi deyatel'nosti v forme opisaniya, povestvova-niya i argumentatsii: Na starshem etape v shkolakh s uglub-lennym izucheniem angliiskogo yazyka, avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Teaching Written Language as Creative Activity in Form of Description, Narration and Argumentation: at Senior Stage in Schools with Advanced English Learning, Extended Abstract of Cand. Sci. (Education) Dissertation), Tambov, 2000, 18 p.

2. Balykhina T. M. Metodika prepodavaniya russko-go yazyka kak nerodnogo (novogo) (Methods of Teaching Russian Language as Foreign (New)): Web. M., Izd-vo RUDN, 2007, 187 p. Storage Mode: TsK PGPI — Yazyko-znanie (Internet Copy).

3. Tarnaeva L. P. Obuchenie studentov 5-go kur-sa yazykovogo pedagogicheskogo vuza pis'mennoi rechi v kontekste dialoga kul'tur: Angliiskii yazyk kak vtoraya spetsial'nost', avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Teaching Written Language to Five-Year Students of Linguistic Pedagogical Higher School in the Scope of Dialog of Cultures: English as Second Profession, Extended Abstract of Cand. Sci. (Education) Dissertation), SPb., 2000, 16 p.

4. Baidikova N. L. (Baydikova N. L.), Davidenko E. S. Tipologicheskie osobennosti lichnosti (ekstraversiya / intro-versiya) v kontekste lichnostno orientirovannogo obucheniya studentov neyazykovykh vuzov inostrannomu yazyku (Personality Types in Teaching a Foreign Language to Extravert and Introvert Non-Linguists Students in the Learner-Centred Context), Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvi-sticheskogo universiteta, Seriya Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2018, No. 796, pp. 155—163.

Lichkovakha Nina, second-year Master student at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]

Использование онлайн-сервиса Quizlet в самостоятельной работе студентов

по овладению иноязычной лексикой

И. А. Судаков

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия [email protected]

© Судаков И. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.