Научная статья на тему 'Инновационная технология обучения в малых группах как средство развития умений социального взаимодействия студентов технического вуза'

Инновационная технология обучения в малых группах как средство развития умений социального взаимодействия студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давиденко Елена Сергеевна, Байдикова Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная технология обучения в малых группах как средство развития умений социального взаимодействия студентов технического вуза»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА INNOVATIVE PEDAGOGIC TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT TECHNICAL UNIVERSITY: PROCEEDINGS OF THE ROUND TABLE

Инновационная технология обучения в малых группах как средство развития умений социального взаимодействия студентов технического вуза

Е. С. Давиденко, Н. Л. Байдикова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия des_kr@mail.ru

Innovative Technology of Teaching Practice in Small Groups as a Means of Developing Social Communication Skills of Technical University Students

E. S. Davidenko, N. L. Baidikova

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

des_kr@mail.ru

Современному выпускнику вуза недостаточно обладать знаниями, навыками и умениями только в профессиональной сфере. Быстро развивающийся мир требует от молодых специалистов способности адаптироваться к меняющимся условиям, готовности к самосовершенствованию и самообразованию, умения взаимодействовать и работать в команде. То есть перед вузом стоит важная задача формировать у выпускников не только профессиональные, но и универсальные компетенции. Только в этом случае они смогут стать конкурентоспособными на рынке труда.

Одной из универсальных компетенций (УК), прописанных в Федеральных государственных образовательных стандартах

© Давиденко Е. С., Байдикова Н. Л.

последнего поколения (ФГОС ВО 3++) всех технических направлений подготовки бакалавров, является УК-3 «Командная работа и лидерство» (Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовы-вать свою роль в команде) [1]. Для формирования этой универсальной компетенции наиболее оптимальным средством представляется технология обучения в малых группах.

Групповая форма работы сама по себе не является новшеством в дидактике. Однако традиционно она воспринимается как организационная форма наряду с такими формами организации учебной деятельности, как фронтальная и индивидуальная. Для того, чтобы работа в малых группах

служила дидактическим основанием формирования отдельной универсальной компетенции, ей следует придать новый, более весомый статус.

Цель данной статьи — выявить сущностные характеристики обучения в малых группах как самостоятельной инновационной технологии.

Прежде всего, следует определить понятие «педагогическая технология».

Понятие технологии пришло в педагогику из сфер промышленности и экономики. С одной стороны, этот термин сближает обучение с производственно-технологическим процессом, уподобляет поступательное движение к образовательным результатам производственной цепочке от ресурса до готового изделия. С другой стороны, технологии, заняв прочное место в образовательном пространстве, обогатились новыми характеристиками, отражающими специфику учебно-воспитательного процесса.

Необходимость технологизации педагогического процесса вызвана современными тенденциями развития общества, такими как информатизация, цифровизация, глобализация. Ускорение темпов развития всех социально-экономических сфер ставит перед педагогической наукой задачу разрабатывать такие системы обучения, которые с высокой степенью прогнозируемости и эффективности могут готовить молодых людей к жизни и труду в современных условиях. Таким требованиям и отвечают педагогические технологии.

В научной литературе можно встретить различные трактовки термина «педагогическая технология».

Профессор В. П. Беспалько определяет это понятие как проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике и включающий три компонента: организационную форму, дидактический процесс и квалификацию учителя (или ТСО в его функции). По мнению В. П. Беспалько, педагогическая система — более широкое понятие, чем технология, так как помимо указанных компонентов педагогической технологии содержит еще три

составляющих: учащиеся, цели обучения и воспитания, содержание обучения и воспитания [2, с. 6—7].

Известный психолог и педагог Б. Т. Лихачев трактует педагогическую технологию как организационно-методический инструментарий педагогического процесса: «Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы» [3, с. 135]. Как видно из определения, автор подчеркивает эффективность педагогической технологии в решении как практических, так и воспитательных и развивающих задач обучения.

Так как педагогические технологии нацелены на решение комплексной задачи формирования как предметных, так и универсальных компетенций, они предъявляют особые требования к личности педагога. Роль педагога в структуре педагогической технологии подчеркивается В. А. Сласте-ниным: «Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога» [4, с. 495].

На основании представленных определений понятия «педагогическая технология» можно выделить ее основные характеристики:

1) нацеленность на решение комплексной задачи формирования как предметных, так и универсальных компетенций;

2) алгоритмичность педагогических действий;

3) наличие системы взаимосвязанных принципов;

4) особая роль педагога в реализации технологии.

Рассмотрим, каким образом групповая работа может использоваться не просто как форма организации процесса обучения, а в качестве педагогической технологии.

Во-первых, обучение в малых группах обладает мощным воспитательно-развивающим потенциалом. Как уже было отмечено, групповая работа содействует развитию универсальной компетенции социального взаимодействия. Проведенные за последние несколько десятилетий исследования доказывают эффективность обучения в сотрудничестве (cooperative learning) в целом и обучения иностранным языкам в малых группах в частности [5; 6].

Вторая характеристика технологии обучения в малых группах касается алгорит-мичности педагогических действий, что с высокой степенью вероятности обеспечивает эффективность в достижении запланированного результата.

При организации обучения в малых группах педагогу необходимо выстраивать педагогический процесс в несколько этапов. Так, Г. К. Селевко выделяет три основных элемента технологического процесса групповой работы [7, с. 253]:

1) подготовка к выполнению группового задания;

2) непосредственно групповая работа;

3) заключительная часть (рефлексия).

Третьей характеристикой технологии

обучения в малых группах является наличие системы взаимосвязанных дидактических принципов. Поэтапная организация групповой работы студентов осуществляется педагогом в соответствии с этими принципами, что наряду с алгоритмичностью обеспечивает успешность технологии в достижении целей. Необходимыми принципами техно -логии обучения в малых группах для развития умений социального взаимодействия считаем следующие:

— принцип разнообразия критериев при комплектовании групп;

— принцип однородности / разнородности состава групп;

— принцип ролевой организации групповой работы;

— принцип ротации ролей в группе.

Рассмотрим принцип разнообразия критериев при комплектовании групп.

На этапе подготовки к выполнению задания в малых группах преподавателю необходимо разделить студентов на команды. Комплектовать группы можно с учетом следующих критериев:

— уровень владения иностранным языком (так называемые слабые студенты и сильные студенты);

— общий уровень академической успеваемости (отлично-хорошо успевающие по всем предметам студенты и удовлетворительно-слабо успевающие студенты);

— тип личности (активные и пассивные студенты; экстраверты и интроверты);

— вид межличностных отношений (студенты, состоящие в дружеских отношениях, и студенты, проявляющие друг к другу безразличие или неприязнь);

— пол (молодые люди и девушки).

Принцип разнообразия критериев формирования малых групп требует, чтобы преподаватель использовал как можно большее разнообразие критериев. На практике при организации групповой работы преподаватель обычно объединяет в группы соседей по парте, т. е. применяет критерий межличностных отношений, ведь студенты выбирают себе место в аудитории рядом со своими товарищами. Деление на группы по разнообразным критериям приводит к разному составу групп в каждом отдельном случае, что дает возможность студентам общаться с новыми партнерами при выполнении различных заданий.

Очевидно, что способ комплектования малых групп определяется, в первую очередь, задачами, которые предстоит решать на занятии. Но наш опыт показывает, что поочередное использование всего репертуара критериев способствует достижению

максимального обучающего, воспитывающего и развивающего эффекта от применения данной технологии, так как ставит студентов перед необходимостью адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям взаимодействия, требует мобилизации личностного потенциала.

Принцип разнообразия критериев при комплектовании групп тесно связан с принципом однородности /разнородности состава групп.

При использовании любого из вышеперечисленных критериев можно сформировать два типа групп:

— с однородным составом (например, отдельно «сильные» обучающиеся и отдельно «слабые»);

— с разнородным составом (каждую из групп составляют «сильные» и «слабые» студенты в определенных пропорциях).

Ранее нами установлено: «Несомненно, однородные типологические группы точно соответствуют принципу индивидуализации обучения: обучающийся погружен в комфортную психологическую среду, в которой можно более полно раскрыть свою личность. Но постоянное приспособление условий и средств обучения к особенностям обучающихся противоречит реалиям, с которыми они сталкиваются в жизни. Многочисленные ситуации общения требуют умения применять различные стратегии взаимодействия, при этом в подавляющем большинстве случаев мы не можем выбирать партнеров по общению. С точки зрения личностного развития более эффективными оказываются разнородные типологические группы: студенты разных психологических типов учатся взаимодействовать друг с другом, формируя те качества личности, которые проявляются недостаточно» [8, с. 160].

Регулярное переключение студентов с работы в однородных группах на работу в группах с разнородным составом также представляется эффективным для достижения пластичности в их социальном взаимодействии.

Теперь обратимся к принципу ролевой организации групповой работы. Для того, чтобы развитие умений социального

взаимодействия проходило эффективнее, методисты рекомендуют назначить каждому члену команды свою роль. Имеются в виду не роли-карточки, предписывающие, что и как нужно делать, которые обычно раздаются участникам ролевой игры, а роли-функции, распределяющие обязанности студентов в команде при выполнении любого задания. Номенклатура ролей зависит от числа студентов в группе и характера решаемой задачи. Наиболее распространенными ролями являются «лидер», «генератор идей», «критик», «докладчик» и «секретарь».

Представляется важным создать такие условия, чтобы каждый член команды мог попробовать себя в каждой из вышеперечисленных ролей. Хотя известно, что индивидуальный профиль студента (совокупность его физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных черт) делает его предрасположенным к исполнению определенных функций в команде, ротация обязанностей обогащает опыт межличностного взаимодействия, дает возможность обнаружить скрытый потенциал каждого обучающегося. Таким образом, принцип ротации ролей в группе (как и остальные, взаимосвязанные с ним принципы, описанные выше) способствует наиболее эффективному формированию у каждого субъекта учебного процесса умений социального взаимодействия.

Проблема распределения ролей-функций связана с вопросом о наиболее оптимальном количестве студентов в малой группе.

Единого мнения на этот счет не существует. Так, Джон Краган и Дэвид Райт считают группу из пяти-семи человек наиболее эффективной [9]. Другого мнения придерживается Томас Дж. Соха [10]. Он указывает, что в малой группе должно быть от трех до пятнадцати человек. При этом многие исследователи разделяют мнение Сары Эд-мундс и Джорджа Брауна, которые считают, что расширение малой группы ведет к двояким последствиям: по мере увеличения размера группы потенциальные ресурсы знаний увеличиваются, а возможности для взаимодействия уменьшаются [11].

Так как целью педагогической техно -логии малых групп является развитие универсальной компетенции социального взаимодействия, считаем, что наполняемость группы должна составлять 4-5 человек.

Последней, четвертой характеристикой любой педагогической технологии является особая роль педагога в реализации всех упомянутых характеристик: в достижении цели, организации этапов и осуществлении принципов технологии. Педагог, несомненно, является центральной фигурой с точки зрения планирования и организации групповой работы. Однако с точки зрения взаимодействия со студентами он может выполнять разные функции. Во время выполнения студентами групповой работы педагог может занимать следующие позиции:

— позиция наблюдателя (педагог не вмешивается в работу малых групп, внимательно наблюдая за ходом работы со стороны);

— позиция участника одной из малых групп (педагог берет на себя любую из описанных ролей, причем не обязательно роль лидера, но и такую, как, например, роль секретаря).

Являясь наблюдателем, педагог создает условия для развития у каждого студента таких качеств личности, как активность, самостоятельность, ответственность за результат, рефлексивность, желание быть субъектом своей собственной учебной деятельности.

Активно участвуя в совместном образовательном диалоге в качестве одного из равноправных членов группы, педагог учит студентов на собственном примере проявлять эмоциональную устойчивость, способность к эффективным действиям в команде, гибкость в общении. Занимая такую позицию, педагог не только расширяет репертуар стратегий межличностного взаимодействия членов группы, но и обогащает свой собственный.

Таким образом, обучение студентов в малых группах может приобрести статус педагогической технологии при выполнении определенных условий. Основными

характеристиками обучения в малых группах как педагогической технологии являются следующие:

1) педагогическая технология обучения в малых группах нацелена на решение комплексной задачи формирования не только предметных компетенций, но и универсальной компетенции социального взаимодействия;

2) алгоритмичность педагогических действий представляет собой последовательное выполнение этапов по подготовке к групповой работе, ее осуществлению и рефлексии;

3) систему взаимосвязанных принципов педагогической технологии малых групп составляют четыре принципа:

— принцип разнообразия критериев при комплектовании групп,

— принцип однородности / разнородности состава групп,

— принцип ролевой организации групповой работы,

— принцип ротации ролей в группе;

4) особая роль педагога в реализации технологии обучения в малых группах состоит в том, что он может становиться как наблюдателем, так и равноправным участником группы и брать на себя различные роли-функции.

Не только групповая работа может приобрести статус педагогической технологии в теории и практике обучения. Отдельные методы, системы или даже приемы обучения можно сделать технологичными за счет придания им вышеуказанных характеристик педагогической технологии.

К инновационным педагогическим технологиям, получившим распространение в высшей школе в последнее время, относят:

— дистанционное (электронное, онлайн-) обучение;

— личностно ориентированное обучение;

— профессионально ориентированное обучение;

— проектное обучение;

— кейс-технологии;

— игровое моделирование;

— проблемное обучение и др.

Важную роль в современной педагогике играет информационная среда, которая в той или иной степени влияет на все характеристики педагогической технологии, начиная от постановки целей и задач и заканчивая функциями педагога. При этом инновационные теоретические исследования и их практическая реализация часто не совпадают по времени, точности исполнения и условиям применения. И наоборот, применение инновационных инструментов преподавателями-практиками может зачастую опираться на интуитивные «находки», а не на прочную научную методологию.

Задача дидактики сегодняшнего дня — соединить инновационные научные идеи и практическую педагогическую деятельность в единый эффективный механизм обучения и воспитания подрастающего поколения.

Литература

1. Проекты ФГОС ВО по направлениям бакалавриата // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [электронный ресурс] / ФГОС ВО. Cop. 2019. URL: http:// fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16 (дата обращения 16.04.2019).

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2001. 607 с.

4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Academia, 2002. 566 с. (Высшее образование).

5. Jaques D. Learning in Groups: A Handbook for Improving Group Work. 3rd ed. London: Kogan Page, 2000. 310 p.

6. Slavin R. E. Cooperative Learning: Theory, Research, and Practice. 2nd ed. Boston: Allyn and Bacon, 1995. XXI, 173 p.

7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

8. Байдикова Н. Л., Давиденко Е. С. Типологические особенности личности (экстраверсия / ин-троверсия) в контексте личностно ориентированного обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2018. № 796. С. 155—163.

9. Cragan J. F., Wright D. W. Communication in Small Group Discussions: An Integrated Approach. 3rd ed. St. Paul, MN: West Publishing, 1991. 313 p.

10. Socha T. J. Group communication across the life span // Managing group life: Communicating in decision-making groups / Eds.: L. R. Frey, J. K. Barge. Boston: Houghton Mifflin, 1997. P. 3—28.

11. Edmunds S., Brown G. Effective small group learning. AMEE Guide No. 48 // Medical Teacher. 2010. Vol. 32. P. 715—726. https://doi.org/10.3109/0142159X.2010.505454

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Давиденко Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института ЛПО Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), des_kr@mail.ru

Байдикова Наталия Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института ЛПО Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), nataleon22@list.ru

References

1. "Proekty FGOS VO po napravleniyam bakalavri-ata" (Federal State Educational Standard of Higher Education Projects for Bachelor's Degree). Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. FGOS VO, cop. 2019. Web. 16 Apr. 2019. <http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16>.

2. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekh-nologii (Summons of Pedagogical Technology), M., Peda-gogika, 1989, 192 p.

3. Likhachev B. T. Pedagogika, Kurs lektsii (Pedagogy, Lecture Course), Izd. 4-e, pererab. i dop., M., Yurait, 2001, 607 p.

4. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika (Pedagogy), M., Academia, 2002, 566 p., Vysshee obrazovanie.

5. Jaques D. Learning in Groups: A Handbook for Improving Group Work. 3rd ed., London, Kogan Page, 2000, 310 p.

6. Slavin R. E. Cooperative Learning: Theory, Research, and Practice. 2nd ed., Boston, Allyn and Bacon, 1995, xxi, 173 p.

7. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii, v 2 t. (Encyclopedia of Educational Technology, in 2 Vols.), T. 1, M., NII shkol'nykh tekhnologii, 2006, 816 p.

8. Baidikova N. L. (Baydikova N. L.), Daviden-ko E. S. Tipologicheskie osobennosti lichnosti (ekstraver-siya / introversiya) v kontekste lichnostno orientirovannogo obucheniya studentov neyazykovykh vuzov inostrannomu yazyku (Personality Types in Teaching a Foreign Language to Extravert and Introvert Non-Linguists Students in the Learner-Centred Context), Vestnik Moskovskogo gosudarst-vennogo lingvisticheskogo universiteta, Seriya Obrazovanie ipedagogicheskie nauki, 2018, No. 796, pp. 155—163.

9. Cragan J. F., Wright D. W. Communication in Small Group Discussions: An Integrated Approach. 3rd ed., St. Paul, MN, West Publishing, 1991, 313 p.

10. Socha T. J. "Group Communication Across the Life Span". Managing group life: Communicating in Decision-Making Groups, Eds.: L. R. Frey, J. K. Barge, Boston, Houghton Mifflin, 1997, pp. 3—28.

11. Edmunds S., Brown G. "Effective small group learning. AMEE Guide No. 48". Medical Teacher, 2010, vol. 32, pp. 715—726, https://doi.org/10.3109/014215 9X.2010.505454

Davidenko Elena S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, associate professor at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), des_kr@mail.ru

Baidikova Natalia L., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, associate professor at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), nataleon22@list.ru

Онлайн-сервис Google Forms как электронное средство обучения аудированию студентов технических направлений подготовки

Т. А. Архарова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия tanya_soln@mail.ru

Google Forms as On-line Means to Teach Listening to Technical Students

T. A. Arkharova

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

tanya_soln@mail.ru

Использование средств современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) уже достаточно давно стало нормой в практической деятельности педагогов иностранных языков в вузах в связи с созданием интерактивного образовательного пространства.

Методисты отмечают, что потенциал ИКТ-средств в повышении мотивации и познавательной активности очень велик. С помощью ИКТ преподаватель может помочь студенту преодолеть психологический барьер в использовании иностранного языка для коммуникативных целей. ИКТ-средства позволяют интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения даже в условиях сокращения количества аудиторных часов, помогают преодолеть субъективность в оценивании обучающихся.

ИКТ-средства могут видоизменять некоторые традиционные формы организации процесса обучения в вузе. Например, помимо лекций могут быть использованы

© Архарова Т. А.

видеолекции, практические и семинарские занятия можно проводить в форме «семинаров-чатов», консультации преподаватель может проводить с помощью электронной почты, скайпа или мессенджеров, а самостоятельные, контрольные работы, зачеты и экзамены могут проводиться с использованием сетевого тестирования, например, с помощью сервиса Google Forms.

Однако дидактический потенциал отдельных ИКТ-средств исследован недостаточно. В связи с этим представляется актуальным изучение перспектив применения онлайн-сервиса Google Forms в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Цель статьи — выявить дидактические возможности использования онлайн-сервиса Google Forms при обучении аудированию студентов технических направлений подготовки.

1. Краткое описание онлайн-сервиса Google Forms

Все средства ИКТ можно разделить на аппаратные и программные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.