УДК 378.147 Ефимова Татьяна Олеговна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
и физической культуры
Краснодарского кооперативного института
(филиала) Российского университета кооперации
ОСОБЕННОСТИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Efimova Tatyana Olegovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for the Humanities and Physical Education, Krasnodar Institute of Coopеration, branch of Russian University of Cooperation
THE FEATURES OF DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE IN A HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье рассматриваются преимущества и проблемы учебной деятельности в условиях дистанционного обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ этапов обучения: мотивации, постановки цели, планирования и реализации деятельности, анализа деятельности и рефлексии. Особое внимание уделяется игровым технологиям при групповой работе и самооценке полученных знаний студентами.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, мотивация, коммуникативная компетентность, интерактивное взаимодействие, групповая работа, игровые технологии, контекстный подход, ролевые игры, рефлексия, самооценка, личностные качества, профессиональная компетентность.
Summary:
This article discusses benefits and challenges of the distance learning of a foreign language. In the context of efficiency the author analyzes the stages of teaching: motivation, goal-setting, planning and implementation of activities, performance analysis and reflection. Particular attention is paid to the game technologies in the group work and self-evaluation of acquired knowledge by students.
Keywords:
distance learning, motivation, communicative competence, interaction, group work, game technologies, contextual approach, role playing, reflection, self-estimation, personal qualities, professional competence.
Развитие информационных технологий дает нам неограниченные возможности, которые можно и нужно активно использовать прежде всего в сфере образования. Благодаря этим технологиям, дистанционное обучение не только стало доступным на уровне эксперимента, но и стало частью нашей жизни. Учитывая колоссальный дефицит времени в соотношении с объемом знаний, которые приращиваются каждый день, дистанционное обучение обладает несомненными преимуществами, поскольку экономит самый драгоценный ресурс для человека - время. Более того, оно выводит всех участников образовательного процесса на принципиально иной уровень взаимодействия, требующий прочных навыков владения информационными технологиями, включая оперативный поиск необходимой информации, умение пользоваться сетевыми ресурсами, сервисами и программными средствами, предназначенными для структурирования информации [1].
Казалось бы, налицо одни только преимущества. Однако возникает ряд закономерных вопросов. В состоянии ли дистанционное обучение заменить живое общение преподавателя с аудиторией? Обеспечить интерактивное взаимодействие всех участников учебного процесса? Раскрыть личностный и творческий потенциал студентов?
Попробуем разобраться в ситуации на примере обучения иностранному языку. Если говорить об учебном процессе как о паритетных субъект-субъектных отношениях между преподавателем и студентом, эффективность такого взаимодействия возможна лишь при условии равной заинтересованности участников данного процесса. Опыт показывает, что подавляющее большинство студентов в силу ряда причин имеют низкий уровень познавательного интереса и, соответственно, не готовы воспринимать информацию, предъявляемую даже при помощи самых передовых педагогических технологий. Поэтому важнейшей задачей преподавателя является создание условий для осознания личностных смыслов учения для студента, то есть, иными словами, формирование или повышение внутренней мотивации учения [2].
Учитывая, что человек является субъектом своей деятельности настолько, насколько целостно он осуществляет ее, необходимо включить студента во все ее этапы: мотивация, постановка цели, планирование и реализация деятельности, ее анализ и рефлексия. Рассмотрим, насколько эффективно можно реализовать эти этапы в процессе дистанционного обучения.
1. Мотивация и постановка цели.
Эти понятия тесно связаны между собой, поскольку в основе любой деятельности лежит намерение, а намерение возникает тогда, когда определенные ценности обретают для субъекта
личностные смыслы. Этап целеполагания чрезвычайно важен для студентов, так как он мобилизует внутреннюю мотивацию и закладывает прочный фундамент для достижения желаемых результатов учебно-профессиональной деятельности.
При непосредственном взаимодействии со студентами в аудитории процесс постановки цели учения может стать совместным. Организовать его можно креативно - путем наводящих вопросов, решения проблемных ситуаций, использования техники мозгового штурма и других приемов, предполагающих активное вовлечение студентов. В условиях дистанционного обучения преподавателю придется самому изложить основные моменты, актуализирующие познавательную активность студента, к примеру, в своем видеообращении или в начале каждого занятия. Задача преподавателя - сформировать ценностное отношение к учению, и от него потребуется большое искусство, чтобы заинтересовать студентов, убедив их в том, что в современных условиях английский язык является настоящей производительной силой, которая дает возможность как минимум эффективно решать производственные проблемы на международном уровне, быстро адаптироваться к меняющимся условиям и, что наиболее важно, успешно самореализоваться в профессиональной деятельности.
2. Планирование и реализация деятельности.
Учитывая переход на принципиально новые дистанционные отношения между преподавателем и студентом, особое внимание следует уделить не столько отбору содержания для усвоения, сколько структурированию и предъявлению учебного материала. Надо понимать, что речь в данном случае идет о создании профессионального электронного контента, или, иными словами, электронных учебных комплексов модульного характера, обильно снабженных медиа- и интерактивными вставками, поддерживающими мотивацию в процессе работы с ними. Это весьма затратно и трудоемко. Создавать такие электронные комплексы, имеющие специфику, призваны не просто квалифицированные ученые-методисты, а методисты, владеющие компьютерными телекоммуникационными технологиями на высоком уровне.
Неудивительно, что на данный момент для большинства пользователей единственно доступной технологической основой дистанционного обучения выступает только обмен текстовыми файлами в режиме электронной почты. В процессе обучения иностранному языку такой способ совершенно неприемлем, поскольку знания о языке не являются знанием самого языка, позволяющим использовать его как средство общения.
Главной задачей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетентности, то есть способности использовать иностранный язык в качестве инструмента общения. Для формирования такой компетентности необходимо прежде всего создать непринужденную обстановку, где можно было бы отрабатывать коммуникативные навыки, то есть общаться. Вот почему при обучении языкам особое значение уделяется парной, групповой или коллективной работе. Эффективность группового обучения значительно выше индивидуального обучения за счет эмоциональной вовлеченности, раскрепощенности и положительного психологического климата. При работе в группах постепенно снимается языковой барьер, и студенты могут одновременно отрабатывать и совершенствовать навыки разговорной речи и навыки восприятия иноязычной речи на слух.
Наиболее эффективными методами группового обучения являются игровые технологии. Отличительной особенностью игровой деятельности является наличие состязательности или исполнения ролей. Игры, основанные на принципе состязательности, лучше применять на этапе усвоения и закрепления знаний. Цель их использования - закрепление знаний и формирование отдельных речевых, языковых и коммуникативных навыков. Наиболее важными являются ролевые игры, которые широко используются в рамках контекстного обучения, разработанного А.А. Вербицким. Во время их проведения происходит погружение в контекст коммуникативной ситуации или в контекст будущей профессиональной деятельности, что предоставляет уникальную возможность для практического применения навыков и умений в ситуациях, максимально приближенных к ситуациям профессионального взаимодействия. Такие игры способствуют профессиональной мотивации, создают благоприятный психологический климат, активизируют рефлексивную деятельность, а главное, формируют эмоционально-ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности. Поэтому игры лучше всего использовать на этапе обобщения и контроля знаний, то есть завершать цикл занятий по каждой пройденной теме. Им отводится роль формирования, закрепления и совершенствования навыков и умений профессионального общения, профессионального поведения, профессионального мышления [3].
В отличие от скуки и апатии, которые вызывают традиционные формы и методы обучения, игра мгновенно пробуждает интерес. Во-первых, на протяжении всей деятельности поддерживается мотивация, связанная с получением удовольствия от самой игры. Однако, помимо процессуального удовольствия, в основе интереса участников находится система самых разнообразных
мотивов. На первый план выступают мотивы общения, так как студентам вместе приходится решать коллективные задачи, учитывая мнение своих товарищей. Моральные мотивы проявляются в том, что каждый может проявить свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности и к партнерам, которые его окружают. Но наиболее важными в игре являются познавательные мотивы. Они обусловлены тем, что любая игра имеет видимый результат и побуждает участников к достижению реальной цели. Каждый в данных условиях осознает: для того чтобы выиграть, нужно знать больше других.
Возможна ли такая форма организации учебной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения? Да, вполне возможна, например, в режиме конференции. Но при условии идеального технического оснащения и бесперебойной работы Интернета. Однако мы часто сталкиваемся с техническими проблемами, в силу которых невозможно осуществить даже самые замечательные проекты. Поэтому в лучшем случае обеспечение слаженного взаимодействия всех участников в режиме конференции будет затруднено, а в худшем эффективность всей игровой деятельности может быть сведена к нулю.
3. Рефлексия и анализ деятельности.
Этот этап является обобщающим и завершающим по отношению к любой деятельности. Значение его трудно переоценить, поскольку система оценивания в конечном счете соотносит планируемые цели и полученные результаты. Чрезвычайно важно вовлечь в процесс оценивания самих участников, поскольку на этом этапе происходит оценка не только своих знаний, умений и навыков, но и личностных и, что более важно, профессионально значимых качеств, которые влияют на повышение самооценки, утверждение позитивной профессиональной «Я-концепции», появление чувства удовлетворенности учебно-профессиональной деятельности.
В условиях дистанционного обучения систему оценивания можно организовать двумя способами. Во-первых, это может быть групповое событие в виде конференции или конкурса, позволяющее продемонстрировать и проанализировать продукт совместной или индивидуальной деятельности студентов. Однако, учитывая тот факт, что только сам субъект может оценить результаты своей деятельности на основе сформированной «Я-концепции» и в конечном счете почувствовать удовлетворение или неудовлетворение от учебной деятельности, целесообразно предоставить, во-вторых, возможность студентам самим оценить результаты своей деятельности. В качестве параметров студентам важно оценить не столько полученные знания, сколько свои личностные достижения, оценивая свою учебно-профессиональную деятельность с позиций ее значения, смысла и ценности, что, по сути, и представляет собой элемент компетентности будущего специалиста. С этой целью можно предложить технологическую карту, позволяющую студентам оценить на субъективном уровне не только свои знания, но и развитие личностных и профессиональных качеств и способностей (табл. 1).
Таблица 1 - Карта самоанализа учебно-познавательной деятельности студента _
Профессиональная компетентность
Критерии
Баллы
Знания
корректность; адекватность; полнота;
применение на практике
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Умения принятия решений
быстрота реакции; уверенность в принятом решении; верность решения; творческий подход
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Умения коллективного взаимодействия
коммуникабельность; доброжелательность; эмпатия;
толерантность_
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Личностные качества
активность;
осмысленность профессиональных ценностей; стремление к самореализации; удовлетворенность профессиональной дея-
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
тельностью
В заключение можно сказать, что современные информационные технологии действительно предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния. Однако успешность и качество дистанционного обучения английскому языку в большей мере зависят не столько от эффективности разработанных методических материалов по английскому языку, сколько от эффек-
тивного взаимодействия преподавателя и обучаемого и обратной связи, что может быть обеспечено двумя способами: либо созданием профессионального электронного контента с интерактивными вставками, что требует серьезной предварительной подготовки, либо решением технических задач, обеспечивающих высокое качество и бесперебойную работу Интернета.
Ссылки:
1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис : учеб. пособие. СПб., 2004.
2. Полат Е.С., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2006.
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2008.