Научная статья на тему 'Роль речевых штампов в реализации ассоциативных отношений (прагмалингвистический аспект)'

Роль речевых штампов в реализации ассоциативных отношений (прагмалингвистический аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
326
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЗИРОВАННЫЙ РЕЧЕВОЙ ШТАМП / КОНАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ПЕРЛОКУТИВНЫЙ ПРАГ-МАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СКРЫТОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТЕКСТ КОНСТИТУЦИИ / IDEOLOGIZED SPEECH CLICHE / CONATIVE FUNCTION / PERLOCUTIVE PRAGMALINGUISTIC EXPERIMENT / IMPLICIT INFLUENCE / TEXT OF THE CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басенко Гюльнара Владимировна, Матвеева Галина Григорьевна

Статья посвящена рассмотрению воздействия идеологизированных речевых штампов на ассоциативные отношения у Получателя текста. На примере перлокутивного прагма-лингвистического эксперимента выявляются ассоциативные оценивающие отношения у Получателя текста при восприятии им идеологизированных речевых штампов из текстов Конституций России в советский (К.1918г., К.1924г., К.1930г., К.1977г.) и постсоветский (К.1993г.) периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Басенко Гюльнара Владимировна, Матвеева Галина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPEECH CLICHES IN THE REALIZATION OF TEXT RECIPIENT’S ASSOCIATION (PRAGMALINGUISTIC ASPECT)

The Article is devoted to the investigation of speech cliches influence on the text recipient’s association. Based on the example of perlocutive pragmalinguistic experiment, the text recipient’s associative evaluation is identified by his perception of the ideologized speech cliches from the Constitutions of soviet (C.1918, C.1924, C.1930, C.1977) and post-soviet (C.1993) periods.

Текст научной работы на тему «Роль речевых штампов в реализации ассоциативных отношений (прагмалингвистический аспект)»

всего, отношением к ситуациям отклонения от нормы в конкретном коллективе, осуждению и изживанию недолжного.

Таким образом, в народной культуре на языковом уровне достаточно отчетливо выражается система представлений о ребёнке (возрастная стратификация, внешний облик, физическое и психическое развитие, положение в семье, речевые способности и т.д.) и его стереотипном образе. Группа слов, репрезентирующая представления о ребёнке в народной культуре, является относительно устойчивой в своем составе, пополняемой больше за счет образно-оценочных номинаций, определяющих внешние и внутренние характеристики носителя. В связи с относительной локальной замкнутостью и бытованием преимущественно в устной разговорной речи семантическое наполнение данной лексики отражает наиболее значимые компоненты языкового сознания жителей тюменского региона. Она аккумулирует семантические, психологические, идеологические традиции социума, который ею пользуется и бережно сохраняет в ходе исторического развития. Кроме того, наименования детей в деревенском локусе отображают наметившиеся языковые тенденции к преобразованию структуры лексических маркёров, трансформации семантического объёма слова, развитию семантики и грамматических форм, кумуляции нового культурного опыта носителей традиционной культуры.

Список литературы

1. Дьяченко А. П. Метафоры и терминологически устойчивые выражения. М.: Новое знание, 2003. 428 с.

2. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.

3. Крылова А. Б. Структура диалектных собирательных имён существительных в современных вологодских говорах: автореф. дис. ...канд. филол. наук (10.02.01) / Крылова Анна Борисовна; Вологодский государственный педагогический университет. Вологда, 2010. 20 с.

4. Крылова М. Н. Особенности употребления оценочных существительных в современной фантастике // Перспективы Науки и Образования, 2013. №5. С. 190 - 194.

5. Словарь русских старожильческих говоров юга Тюменской области / под ред. С. М. Беляковой. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. В.2т. Т. 1. - 400 с., Т.2. - 516 с.

6. Угрюмова М. М. Лингвокультурологический портрет ребенка в говорах Среднего Приобья: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2014. 22 с.

7. Усачёва В. В. Магия слова и действия в народной культуре славян. М, 2008. 366 с.

Сокращенные наименования районов Тюменской области

Абат. - Абатский, Армиз. - Армизонский, Аром. -Аромашевский, Берд. - Бердюжский, Ваг. - Вагайский, Вик.

- Викуловский, Гол. - Голышмановский, Завод. - Заводо-уковский, Исет. - Исетский, Ишим. - Ишимский, Каз. - Казанский, Н.-Тавд. - Нижнетавдинский, Омут. - Омутин-ский, Сладковский - Слад., Сорок. - Сорокинский, Тоб. -Тобольский, Тюм. - Тюменский, Уват. - Уватский, Упор. -Упоровский, Юрг. - Юргинский, Ялут. - Ялуторовский, Ярк.

- Ярковский. References

1. D'yachenko A. P. Metafory i terminologicheski ustoychivyye vyrazheniya. M.: Novoye znaniye, 2003. 428 s.

2. Yefremova T. F. Sovremennyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka: V 3 t. M.: AST, Astrel', Kharvest, 2006.

3. Krylova A. B. Struktura dialektnykh sobiratel'nykh imon sushchestvitel'nykh v sovremennykh vologodskikh govorakh: avtoref. dis. ...kand. filol. nauk (10.02.01) / Krylova Anna Borisovna; Vologodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. Vologda, 2010. 20 s.

4. Krylova M. N. Osobennosti upotrebleniya otsenochnykh sushchestvitel'nykh v sovremennoy fantastike // Perspektivy Nauki i Obrazovaniya, 2013. №5. S. 190-194.

5. Slovar' russkikh starozhil'cheskikh govorov yuga Tyumenskoy oblasti / pod red. S. M. Belyakovoy. Tyumen': Izd-vo Tyumenskogo gos. un-ta, 2014. V.2t. T.1. 400 s, T.2. 516 s.

6. Ugryumova M. M. Lingvokul'turologicheskiy portret rebenka v govorakh Srednego Priob'ya: avtoreferat dis. ... kand. filol. nauk. Tomsk, 2014. 22 s.

7. Usachova V. V. Magiya slova i deystviya v narodnoy kul'ture slavyan. M, 2008. 366 s.

УДК 81

Г. В. Басенко, Г. Г. Матвеева Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

РОЛЬ РЕЧЕВЫХ ШТАМПОВ В РЕАЛИЗАЦИИ АССОЦИАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению воздействия идеологизированных речевых штампов на ассоциативные отношения у Получателя текста. На примере перлокутивного прагма-лингвистического эксперимента выявляются ассоциативные оценивающие отношения у Получателя текста при восприятии им идеологизированных речевых штампов из текстов Конституций России в советский (К.1918г., К.1924г., К.1936г., К.1977г.) и постсоветский (К.1993г.) периоды.

Ключевые слова: идеологизированный речевой штамп, конативная функция, перлокутивный праг-малингвистический эксперимент, скрытое воздействие, текст Конституции.

G. V. Basenko, G. G. Matveeva

Don State Technical University, Rostov-on-Don

THE ROLE OF SPEECH CLICHÉS IN THE REALIZATION OF TEXT RECIPIENT'S ASSOCIATION (PRAGMALINGUISTIC ASPECT)

Annotation: The Article is devoted to the investigation of speech clichés influence on the text recipient's association. Based on the example of perlocutive pragmalinguistic experiment, the text recipient's associative evaluation is identified by his perception of the ideologized speech clichés from the Constitutions of soviet (C.1918, C.1924, C.1936, C.1977) and post-soviet (C.1993) periods.

Keywords: ideologized speech cliché, conative function, perlocutive pragmalinguistic experiment, implicit influence, text of the Constitution.

В статье рассмотрен прагмалингвистический эксперимент, доказывающий влияние речевых штампов на актуализацию конативной функции речевого общения. Прагмалингвистический термин «конативно-направленный этап речевого акта адресанта» введен для выражения его речевой деятельности, непосредственно регулирующей поведение адресата в речевом общении «здесь и сейчас». Она может быть реализована путем побуждения к действию, к ответу на вопрос, путем сообщения новой информации и др.

Этот термин противостоит прагмалингвисти-ческому термину «эмотивно-ориентированный этап речевого акта адресанта», который используется

для прямого выражения субъективного отношения к тому, о чем говорится, субъективной характеристики речевой деятельности адресанта, описывающего собственное участие в речевом акте.

Для выражения конативной направленности существуют и скрытые способы речевого выражения. В частности, речь идет о выборе таких текстуальных форм, как акцентное выделение компонентов высказывания или выбор способов открытия и удержания у слушателя/читателя ожидания продолжения текста, например, анафоро-катафорическими средствами [7]. Ниже рассмотрим такую конативно-направленную речевую стратегию скрытого воздействия Отправителя текста на его Получателя, как «Стратегия формирования у Получателя отношения к речевому событию путем его оценивания» [4].

Прежде всего, обратим внимание на то, что в основе формирования отношения лежат предложенные Ф. де Соссюром ассоциативные отношения. Они основаны на том, что любое высказывание, как, впрочем, и слово, могут вызвать у Получателя текста различные ассоциации: позитивные, негативны или нейтральные. Интересно, что в основе понятия «конатив» также лежит ценностное отношение к социальному объекту. Это отношение психологически выражается в готовности к положительной или отрицательной реакции на него.

Докажем, что с помощью речевых штампов вызываются различные ассоциации у Получателей текста. Различие вызванных ассоциаций зависит от возраста Получателей текста, от их разного идеологизированного воспитания и от их разного сформированного в результате речевого опыта мировоззрения.

Цель перлокутивного прагмалингвистического эксперимента заключается в выявлении ассоциативных оценивающих отношений, которые возникают у Получателей текстов при восприятии ими идеологизированных речевых штампов. Для анализа выделены речевые штампы из текстов Конституций России в советский [9; 10; 11; 12] и постсоветский [13] периоды.

Оценивание, вызванное восприятием речевого штампа, может различаться в зависимости от шкалы норм и социальных стандартов, принятых в картине мира разных социумов [3, с. 106]. Решающую роль в определении оценивания играет идеологическая позиция и мировоззрение носителей языка [6, с. 9].

Посредством данного эксперимента определим вызываемые ассоциации у представителей двух разных поколений: старшего поколения - пенсионеры (военные в отставке) в возрасте 55 лет и старше, идеологически сформировавшиеся в СССР, и молодого поколения - выпускники общеобразовательных школ, родившиеся в постсоветский период. Отношение коммуникантов к идеологизированным речевым штампам будет выражаться по следующей оценочной шкале:

1) не вызывает никакого отношения;

2) вызывает нейтральное отношение;

3) вызывает отрицательное отношение;

4) вызывает положительное отношение.

Для получения достаточного количества ответов эксперимент проводится на русском языке, на материале текстов пяти Конституций: Конституция РСФСР от 1918г., Конституция СССР от 1924г., Конституция СССР от 1936г., Конституция СССР от

1977г., Конституция РФ от 1993г. Гипотеза данного эксперимента заключается в следующем: молодое и старшее поколения по-разному реагируют на идеологизированные речевые штампы в текстах Конституций советского и постсоветского периодов. Эта неодинаковая реакция представителей двух поколений на речевые штампы зависит, по-нашему мнению, от их разной сформированной идеологической позиции и мировоззрения. Идеологизированные речевые штампы советского периода, целью которых является оказание идеологического воздействия путем навязывания советских партийно-политических установок, у молодого поколения вызовут неоднозначное отношение, у старшего поколения - нейтральное и положительное отношения. Идеологизированные речевые штампы постсоветского периода, целью которых также является оказание идеологического воздействия на получателя текста, но в соответствии с общепринятыми установками и ценностями демократического федеративного правового государства, как у молодого, так и у старшего поколений в основном вызовут нейтральное и положительное отношения.

План данного перлокутивного прагмалингвистического эксперимента по определению оценочного отношения коммуникантов к идеологизированным речевым штампам состоял в следующем:

1 Подготовка речевого материала.

2 Составление опросного листа.

3 Разработка требований к участникам эксперимента.

4 Проведение прагмалингвистического перло-кутивного эксперимента.

5 Интерпретация полученных данных.

6 Вывод.

1. Подготовка речевого материала.

Материалом исследования послужили идеологизированные речевые штампы из преамбулы -вступительной части Конституций советского (К. РСФСР от 1918г., К. СССР от 1924г., К. СССР от 1936г., К. СССР от 1977г.) и постсоветского (К. РФ от 1993г.) периодов. Именно в ней как самой воздействующей части текста сконцентрировано большое количество идеологизированных речевых штампов.

Текст Конституции - это основной документ государства, обладающий высшей юридической силой. Автор текста Конституции (отправитель) неизвестен, однако, он (они) является официальным лицом и выступает от имени государства. Текст Конституции адресован всем гражданам (ре-тиальный получатель) этого государства, независимо от их возраста, профессии и теоретической подготовки. Текст Конституции относится к речевому жанру «законодательный акт» в системе официально-делового стиля. В текстах советских Конституций (К.1918, К.1924, К.1936, К.1977) присутствуют элементы политико-агитационного жанра в системе публицистического стиля.

2. Составление опросного листа.

В опросном листе вниманию участников эксперимента представлены выбранные из текста Конституции предложения с идеологизированными речевыми штампами (речевые штампы пронумерованы и выделены подчеркиванием). Участники эксперимента должны быстро, не задумываясь, оценить свое отношение к идеологизированным речевым штампам по четырехбалльной шкале:

«1» - не вызывает никакого отношения (далее используется термин «безразличное отношение» [5, с. 48; 8, с. 68], «2» - вызывает нейтральное отношение, «3» - вызывает отрицательное отношение, «4» - вызывает положительное отношение.

Шкала оценок представлена для зрительного обозрения в начале опросного листа. Участникам эксперимента также предлагается указать следующие данные: пол, возраст, национальность, профессия, родной язык, дата заполнения. Фрагмент опросного листа представлен далее:

_Фрагмент опросного листа_

Опросный лист

1. Выразите свое отношение к подчеркнутым выражениям по следующей оценочной шкале:

1 - не вызывает никакого отношения

2 - вызывает нейтральное отношение

3 - вызывает отрицательное отношение

4 - вызывает положительное отношение

Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

1) Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. Российская Советская Республика учреждается

2) на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик. Ставя своей основной задачей

3) уничтожение всякой эксплуатации человека человеком,

4) полное устранение деления общества на классы,

5) беспощадное подавление эксплуататоров,

6) установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских Депутатов постановляет далее....

Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря:

7) лагерь капитализма и

8) лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма -

9) национальная вражда и неравенство,

10) колониальное рабство и шовинизм,

11) национальное угнетение и погромы,

12) империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма -

13) взаимное доверие и мир,

14) национальная свобода и равенство,

15) мирное сожительство и

16) братское сотрудничество народов.

Союз Советских Социалистических Республик есть

17) социалистическое государство рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют

18) Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате

19) свержения власти помещиков и капиталистов и

20) завоевания диктатуры пролетариата.

21) Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

22) Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России

23) под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков,

24) разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и

25) создала Советское государство - государство нового типа,

26) основное орудие защиты революционных завоеваний,

27) строительства социализма и коммунизма.

28) Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

29) соединенные общей судьбой на своей земле,

30) утверждая права и свободы человека,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31) гражданский мир и согласие,

32) сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из

33) общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

34) чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству,

35) веру в добро и справедливость,

36) возрождая суверенную государственность России и

37) утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь

38) обеспечить благополучие и процветание России,

39) исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, ^

40) сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2. Укажите свои данные:

1) Пол

2) Возраст

3) Национальность

4) Профессия

5) Родной язык

6 )_Дата_

Всего представлено 40 идеологизированных речевых штампов из преамбулы текстов пяти Конституций (К. РСФСР от 1918г., К. СССР от 1924г., К. СССР от 1936г., К. СССР от 1977г., К. РФ от 1993г.). Количество опросных листов соответствовало количеству участников эксперимента. Для обеспечения быстрого прочтения и определения участниками оценочного отношения выбранные идеологизированные речевые штампы были пронумерованы и выделены подчеркиванием.

3. Требования к экспертам. В эксперименте участвовало 100 человек. Участники эксперимента были разделены на две группы: 1) представители старшего поколения - пенсионеры (военные в отставке) в возрасте 55 лет и старше, идеологически сформировавшиеся в СССР (1940-1953 гг. рождения) - 50 человек; 2) представители молодого поколения - выпускники общеобразовательных школ, родившиеся в постсоветский период (1990-1991гг. рождения) - 50 человек.

4. Проведение перлокутивного прагмалингви-стического эксперимента. Прослушав предварительный инструктаж, участники эксперимента записали свои оценки в экспертные листы. Работа с участниками проходила по группам: первая -15.05.08г., 16.05.08г., вторая - 04.06.08г., 05.06.08г., 06.06.08г. Во время экспериментальной оценочной деятельности все участники находились в одинаковой ситуации: время эксперимента не ограничивалось, но каждый участник должен был быстро, не задумываясь, выразить свое отношение к идеологизированным речевым штампам. В среднем время работы составило примерно 15 минут. Ответы фиксировались в экспертных листах. Приведем образец заполненного экспертного листа представителя молодого поколения.

Экспертный лист №1 с результатами оценочного отношения к идеологизированным речевым штампам (фрагмент):

1. - 3 11. - 3 21. - 2 31. - 4

2. - 4 12. - 3 22. - 2 32. - 4

3. - 4 13. - 4 23. - 2 33. - 4

4. - 2 14. - 4 24. - 4 34. - 4

5. - 2 15. - 4 25. - 4 35. - 4

6. - 4 16. - 2 26. - 4 36. - 4

7. - 2 17. - 2 27. - 4 37. - 2

8. - 2 18. - 2 28. - 2 38. - 4

9. - 2 19. - 2 29. - 4 39. - 2

10. - 3 20. - 2 30. - 4 40. - 2

Данные эксперта №1:

1) мужской

2) 18 лет

3) русский

4) студент гр. ТВ-115

5) русский

6) 15.05.08

5. Интерпретация полученных данных. В результате проведённого перлокутивного прагма-лингвистического эксперимента было получено 100 экспертных листов (50 листов выпускников общеобразовательных школ, представителей молодого поколения и 50 листов пенсионеров (военных в отставке), представителей старшего поколения) на русском языке. Для анализа перлокутивного эффекта были составлены три таблицы показателей вызванных ассоциативных отношений: Таблица 1

вызванных ассоциативных отношений молодого поколения. Таблица 2 вызванных ассоциативных отношений старшего поколения. Сводная таблица 3 с итоговым сравнительным анализом показателей вызванных ассоциативных отношений у участников эксперимента к идеологизированным речевым штампам в количественном соотношении. В связи с ограничением объема статьи сами таблицы не приводятся [1, с. 20].

Рассмотрим таблицу I, в которой отображаются показатели вызванных ассоциативных отношений к идеологизированным речевым штампам представителей молодого поколения, родившихся в постсоветский период.

При анализе показателей таблицы I обнаруживается, что идеологизированные речевые штампы советского периода вызвали у представителей молодого поколения неоднозначное оценочное отношение. Молодому поколению не свойственно деление на «своих» и «чужих», поэтому их оценочное отношение зависело от оценочного компонента в составе идеологизированного речевого штампа.

Положительно оценивались идеологизированные речевые штампы, включающие позитивную оценочную лексему: 15. «Мирное сожительство» -92%, 13. ««Взаимное доверие и мир» - 88%, 14. ««Национальная свобода и равенство» - 88%, 16. ««Братское сотрудничество народов» - 76%. Положительно оценивались идеологизированные речевые штампы, хотя и с отрицательной лексемой, но формировавшие общий положительный смысл высказывания. 24. ««Разбить оковы угнетения» - 60%, 3. ««Уничтожение всякой эксплуатации человека человеком» - 56%. Существует мнение, и это доказал наш эксперимент, что оценочное значение отрицательной лексемы может не совпадать с положительным оценочным смыслом словосочетания или высказывания в целом [2, с. 59].

Отрицательное отношение вызвали идеологизированные речевые штампы, включающие оценочную лексему, вызывающую негативные ассоциации у Получателя текста: 11. ««Национальное угнетение и погромы» - 92%, 12. ««Империалистические зверства и войны» - 88%, 9. ««Национальная вражда и неравенство» - 84%, 10. ««Колониальное рабство и шовинизм» - 84%.

Идеологизированные речевые штампы с ключевыми словами: социалистический, социализм, коммунистический, коммунизм, революционный идеологического воздействия на молодое поколение не оказывают и воспринимаются в основном нейтрально: 17. ««Социалистическое государство рабочих и крестьян» - 68%, 23. ««Под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным» - 68%, 26. ««Основное орудие защиты революционных завоеваний» - 60%.

Противоположные друг другу понятия советского периода «Лагерь капитализма» и «Лагерь социализма» на молодое поколение идеологического воздействия также не оказывают: 7. ««Лагерь капитализма» (не вызывает никакого отношения -20%, нейтральное отношение - 52%, отрицательное отношение - 24%, положительное отношение -4%); 8. ««Лагерь социализма» (не вызывает никакого отношения - 24%, вызывает нейтральное отно-

шение - 36%, отрицательное отношение - 16%, положительное отношение - 24%).

Идеологизированные речевые штампы постсоветского периода у представителей молодого поколения вызвали в основном положительные ассоциативные соотношения. 30. «Права и свободы человека» - 88%, 31. ««Гоажданский мир и согласие» - 88%, 34. ««Любовь и уважение к Отечеству» - 88% и др. Наряду с положительным оценочным отношением присутствуют также нейтральное и безразличное: 37. ««Незыблемость демократической основы» (нейтральное отношение - 36%, не вызывает никакого отношения - 12%), 29. ««Соединенные общей судьбой на своей земле» (нейтральное отношение - 32%, не вызывает никакого отношения - 8%), 33. ««Общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов» (нейтральное отношение - 32%, не вызывает никакого отношения - 8%). Это обусловлено тем, что политические взгляды и социальная позиция в обществе у молодого поколения еще окончательно не сформировались.

Теперь рассмотрим показатели Таблицы 2, которые отображают отношение представителей старшего поколения, идеологически сформировавшихся в период существования СССР.

У представителей старшего поколения идеологизированные речевые штампы советского периода вызвали в основном положительные ассоциации. Положительно оценивались следующие идеологизированные речевые штампы:

- ориентированные на пропаганду социалистической идеологии с ключевыми словами - Советы, трудящиеся, социалистический, социализм, коммунистический, коммунизм, советский: 23. ««Под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным» - 94%, 1. ««Вся власть принадлежит Советам» - 88% и др.;

- включающие положительную оценочную лексему: 2. «На основе свободного союза свободных наций» - 76%, 13. ««Взаимное доверие и мир» -76%, 14. ««Национальная свобода и равенство» -58%;

- содержащие отрицательную лексему, но с формированным общим позитивным смыслом высказывания: 24. ««Разбить оковы угнетения» -88%, 3. ««Уничтожение всякой эксплуатации человека человеком» - 76%.

Однако не все положительные идеологизированные речевые штампы советского периода воспринимаются старшим поколением однозначно позитивно. Изменения в политическом устройстве современной России привели к тому, что некоторые идеологизированные речевые штампы, оценивавшиеся в советский период положительно, теперь оцениваются нейтрально: 19. «Свержение власти помещиков и капиталистов» (положительное отношение - 46%, нейтральное отношение - 42%), 6. ««Установление социалистической организации общества и победы социализма» (положительное отношение - 46%, нейтральное отношение - 42%). Как свидетельствуют показатели эксперимента, положительное и нейтральное отношения почти равны.

Теперь обратимся к сводной таблице 3 с итоговым сравнительным анализом показателей вы-

званных ассоциативных отношений у участников эксперимента к идеологизированным речевым штампам.

Старшее поколение по сравнению с молодым, не так резко выражает свое отрицательное отношение к идеологизированным речевым штампам советского периода. Ср.: 11. ««Национальное угнетение и погромы» (старшее поколение - 54%, молодое поколение - 92%), 9. ««Национальная вражда и неравенство» (старшее поколение - 36 %, молодое поколение - 84%). Однако такие понятия, как «Лагерь капитализма» и «Лагерь социализма» старшим поколением воспринимаются негативно и позитивно, как это было в советский период: 7. ««Лагерь капитализма» (отрицательное отношение - 60%, положительное - 10%, 8. ««Лагерь социализма», напротив (отрицательное отношение -18%, положительное - 58%).

Идеологизированные речевые штампы постсоветского периода у старшего поколения вызвали положительное отношение, подтверждая тот факт, что старшему поколению хорошо известны не только социалистическое прошлое страны, но и политические принципы нового демократического государства. Идеологизированные речевые штампы постсоветского периода имеют максимальный показатель положительного отношения: 30. «Права и свободы человека» - 100%, 31. ««Гражданский мир и согласие» - 100%, 36. ««Суверенная государственность России» - 100%, 39. ««Ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями» - 100% и др.

6. Вывод. Вышеописанный анализ оценочного отношения представителей двух поколений к речевым штампам из текстов Конституций советского и постсоветского периодов позволяет нам говорить о том, что выдвинутая в начале статьи гипотеза подтвердилась. Ассоциации, которые вызываются идеологизированными штампами у молодого и старшего поколения разные, так как они зависят от разных идеологических позиций и разного сформировавшегося мировоззрения. Идеологизированные речевые штампы советского периода воспринимались представителями старшего поколения в основном положительно, у молодого поколения они вызвали неоднозначное отношение. Представители молодого поколения появились на свет в постсоветский период, им не свойственно деление на «своих» и «чужих», поэтому их оценочное отношение зависело от оценочного компонента в составе идеологизированного речевого штампа. Идеологизированные речевые штампы постсоветского периода воспринимались положительно как старшим, так и молодым поколениями. Максимальный показатель положительного отношения был зафиксирован у представителей старшего поколения. Наличие нейтрального и безразличного отношения у молодого поколения свидетельствует о том, что их идеологическая позиция и мировоззрение еще формируются.

Список литературы

1. Басенко Г. В. Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах Конституций России и Германии (прагмалингвистический аспект): автореф. Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. 22 с.

2. Вольф Е. М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо/плохо» // Вопросы языкознания, М., 1986. №5. С. 98-106.

3. Дмитриева О. Л. К проблеме формирования пакета «Штампы и клише» // Фразеография в Машинном фонде русского языка. М.: Наука, 1990. С. 104-110.

4. Матвеева Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: Дис...докт. филол. наук. СПб., 1993. 322 с.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.

6. Солганик Г. Я. Общие особенности языка газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 5-23.

7. Тактарова А. В. Прагмалингвистический аспект русскоязычных и немецкоязычных журналистов в синхронии и диахронии: Дис..канд.филол.наук. Майкоп, 2016. 179 с.

8. Большой толковый словарь русского языка Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2001. 1536 с.

9. Конституция РСФСР от 1918 г. Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www. constitution. garant.ru/DOC_85478.htm (дата обращения: 10.11.2018)

10. Конституция СССР от 1924 г. Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.constitution. garant.ru/DOC_893226.htm (дата обращения: 10.11.2018)

11. Конституция СССР от 1936 г. Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.constitution. garant.ru/DOC_3858676.htm (дата обращения: 10.11.2018)

12. Конституция СССР от 1977 г. [Электронный ресурс] // Конституция Российской Федерации. Информационно-правовой портал Гарант. - Режим доступа: http://www.constitution.garant.ru/DOC_1491566.htm (дата обращения: 10.11.2018)

13. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2005. 48 с.

References

1. Basenko G. V. Ideologized marking of speech clichés in the Constitutions of Russia and Germany (pragmalinguistic aspect): abstract. Rostov-on-Don.: IPO PU SFU, 2011. 22 s.

2. Volf Е. М. Evaluative meaning and features correlation "good/bad"// Linguistic Issues, М., 1986. №5. S. 98-106.

3. Dmitrieva О. L. The issue of formation «cliches» // Phraseography in the automation fund of the Russian language. М.: Nauka, 1990. S. 104-110.

4. Matveeva G. G. The implicit grammar meanings and the identification of social individual ("speaker's portrait"): Dissert.PhD. SPb. 1993. 322 s.

5. Ozhegov S. I. Russian Dictionary: 70000 words / Edited by N.Y. Shvedova. - 22nd edition., ster.. М.: Russ.Lang.., 1990. 921 s.

6. Solganik G. Y. General features of the newspaper // Language and style of mass media and propaganda. М.: Publ.MSU, 1980.S С. 5-23.

7. Taktarova А. V. Pragmalinguistic aspect of Russian and German journalists in the synchrony and diachrony: Dissert.... Candidate. Philol. Science. - Мaikop, 2016. 179 s.

8. Big Russian Explanatory Dictionary / Edited by S.A. Kuznetzov. SPb.: «Norint», 2001. 1536 s.

9. Constitution of the RSFSR, 1918 Legal information site Garant. URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_85478.htm (date of visit: 10.11.2018)

10. Constitution of the USSR, 1924 Legal information site Garant. URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_893226.htm (date of visit: 10.11.2018)

11. Constitution of the USSR, 1936 Legal information site Garant. URL: http://www.constitution.garant.ru/ DOC_3858676.htm (date of visit: 10.11.2018)

12. Constitution of the USSR, 1977 Legal information site Garant. URL: http://www.constitution.garant.ru/ DOC_1491566.htm (date of visit: 10.11.2018)

13. Constitution of the Russian Federation. М.: INFRA-M, 2005. 48 s.

УДК 81'42 Е. Н. Василенко

Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, Могилев

ЯЗЫК ВРАЖДЫ В ЗАГОЛОВКАХ НОВОСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-СТАТЕЙ

(НА МАТЕРИАЛЕ БЕЛОРУССКОГО СЕГМЕНТА ВСЕМИРНОЙ СЕТИ)

Аннотация: В статье рассматривается использование языка вражды в заголовках новостных интернет-статей. Обосновывается необходимость изучения вербализации враждебности в интернет-дискурсе. Освещаются подходы к трактовке языка вражды (hate speech) как лингвистического феномена. Материалом исследования послужили заголовки статей на гендерную тематику за 2014-2018 гг., представленных на белорусском интернет-портале TUT.by. При анализе материала использована классификация, предложенная А. М. Верховским.

Ключевые слова: язык вражды, интернет-дискурс, новостная интернет-статья, заголовок, гендер.

E. N. Vasilenko

Mogilev State A. Kuleshov University, Mogilev

HATE SPEECH IN INTERNET NEWS ARTICLE HEADLINES (BASED ON THE BELARUSIAN SEGMENT OF THE INTERNET)

Annotation: The article discusses the use of hate speech in the headlines of Internet news articles. The necessity of studying verbalization of hostility in the Internet discourse is substantiated. The approaches to the interpretation of hate speech as a linguistic phenomenon are highlighted. The study is based on the headings of the articles on gender issues published on the Belarusian Internet portal TUT.by in 2014-2018. The analysis of the material in based on the classification of hate speech types proposed by A. M. Verkhovsky.

Keywords: hate speech, Internet discourse, Internet news article, headline, gender.

Актуальность лингвистического исследования вербализации враждебности в интернет-дискурсе. В последние два десятилетия феномен hate speech получил широкое освещение в работах по гуманитарным дисциплинам. Возросший интерес исследователей к данному явлению обусловлен тем, что использование элементов вербализации коммуникативно-прагматической категории враждебности [1] несет в себе значительную социальную опасность, так как может быть формой проявления того или иного вида дискриминации или нетерпимости: расизма, ксенофобии, гомофобии, сек-сизма, межнациональной вражды и пр. Именно этот факт обусловливает неугасающий интерес к изучению данного явления со стороны специалистов в области юриспруденции по всему миру. При этом само наличие в термине компонента speech предполагает необходимость исследования данного феномена, в первую очередь, с позиций лингвистики.

Очевидно, что использование элементов hate speech в разных типах дискурса требует отдельного рассмотрения. Так, например, в политическом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.