Уголовное и уголовно-исполнительное право
163
2. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А. Бакаев. - М., 2011. - 211 с.
3. Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России. - М.: Судебно-правовая реформа, 2012. - 211 с.
4. Иванов П.В. Правовые последствия судимости для несовершеннолет-них[Текст] / П.В. Иванов // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 1.
5. Лобова Е.Н. Преступность несовершеннолетних и вопросы освобождения их от уголовной ответственности [Текст] / Е.Н. Лобова // Российский следователь. - 2010. - № 7.
6. Майков В. Ю. Преступность среди подростков. - М.: Российское право, 2012. - 240 с.
7. Прозуметов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. - М.: ТГУ 2013. - 276 с.
РОЛЬ ранней профилактики
В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
© Харина А.Е.*
Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск
В данной статье рассматриваются вопросы своевременной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, а также проблемы формирования системы ранней профилактики.
Ключевые слова несовершеннолетние преступники, преступления несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних.
Сегодня одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. В сферы организованной преступности втягивается все больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления. Как правило, преступления несовершеннолетних менее опасны, чем преступления взрослых. Приблизительно 80 % преступных деяний составляют хищения, хулиганство. Тяжкие преступления: убийство, нанесение серьезных телесных повреждений, изнасилование, составляют около 8 %. В последнее десятилетие отмечается увеличение числа преступлений, связанных с угоном автомашин, незаконным обо-
Магистрант кафедры Уголовно-правовых дисциплин.
164
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ротом наркотических препаратов и веществ, приравненных к наркотикам; экстремистских выходок. Большую тревогу вызывает рост административных правонарушений несовершеннолетних, таких как мелкое хулиганство, кражи, употребление алкоголя, аморальное поведение и прочее. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия [1].
В Российской Федерации профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Вместе с тем соответствующее направление политики государства может иметь позитивный эффект лишь при условии, что она объединяет решение вопросов экономического, социального, демографического, педагогического и правового характера. При этом решающая роль в профилактике любых правонарушений среди подростков должна быть отведена целому ряду субъектов. В их числе: семья, работники образовательных учреждений, центры социальной защиты, общественные организации и так далее [2].
Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет свою специфику, но основывается на общих для деятельности по предупреждению преступности в целом положениях, определениях и терминологических обозначениях. Краткое их изложение подлежит рассмотрению непосредственно предупреждению правонарушений и преступности несовершеннолетних (имеются в виду такие неоднозначно понимаемые термины и определения, как противодействие преступности, предупреждение, общая и индивидуальная, ранняя, непосредственная, неотложная профилактика преступлений). В частности, необходимо считать равнозначными по существу термины «предупреждение» и «профилактика», но более целесообразным относить термин «предупреждение» к преступности, а «профилактика» - к преступлениям.
Противодействие преступлениям (полностью относится к преступлениям несовершеннолетних) - это деятельность государства и общества, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин массового, группового и индивидуального правонарушающего и преступного поведения, причин формирования антиобщественных (насильственных, корыстных, иных) установок личности и условий, этому способствующих, явлений и процессов, обусловливающих разнотипные и разноуровневые проявления криминогенного потенциала, факторов, влияющих на формирование личностной и массовой криминогенности у определенных социальных групп, удержание их криминогенной готовности на возможно минимальном уров-
Уголовное и уголовно-исполнительное право
165
не, осуществление уголовно-правового и иного правового принуждения по фактам совершения конкретных преступлений [3].
Меры противодействия преступности должны быть системно организованными, комплексными, разноплановыми; осуществляться с учетом особенностей правового и нравственного общественного сознания, адресованы различным социальным (возрастным, этническим, национальным и другим) группам и построены с учетом социопсихологических особенностей этих групп, реальных материальных возможностей государства; иметь правовое и информационное обеспечение.
Предупреждение преступности является одним из основных направлений противодействия преступности. Очевидно, что решать задачи предупреждения преступности невозможно без хорошо организованного управления, учитывающего специфику множества разноплановых факторов, криминогенно проявляющихся во всех сферах жизни общества. Следовательно, предупреждение преступности следует рассматривать как специфический вид социального управления, имеющий целью удержать преступность на минимальном уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее факторов (причин) и условий, способствующих их детермина-ционным проявлениям [4].
Предупреждение преступности материализуется в системе социальных, экономических, идеологических, организационно-правовых и психологопедагогических мер, осуществляемых как правоохранительными (специализированными), так и неспециализированными субъектами. Таким образом, предупреждение преступности - это система мер, направленных против преступности как негативного социального явления и реализуемых на различных уровнях субъектами, наделенными соответствующей этим уровням компетенцией.
В процессе предупреждения преступности (профилактики) реализуются меры, которые будут способствовать:
а) выявлению и устранению либо минимизацию причин преступности и условий, способствующих их действию;
б) выявлению и устранению либо минимизацию причин отдельных видов преступности и условий, способствующих их действию;
в) выявлению и устранению ситуаций, непосредственно мотивирующих и провоцирующих совершение преступлений на определенных территориях или в определенных слоях населения;
г) выявлению групп повышенного криминального риска и его снижение;
д) выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно реально ожидать совершения преступлений и применения по отношению к ним мер сдерживающего и корректирующего характера;
е) выявлению и устранению криминогенных факторов микросреды лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений;
166
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ж) выявлению потенциальных жертв преступлений, обеспечению мер по их безопасности, устранению виктимоопасных ситуаций [5].
В основе своевременной профилактики противоправного повеления несовершеннолетних особо важным направлением является деятельность но предотвращению ими преступлений и административных правонарушений.
Говоря о раннем предупреждении преступности, следует уделить внимание работе психологических центров, организаций, оказывающих психологическую помощь гражданам. Установление индивидуальных особенностей личности, своевременное определение негативных черт характера, различного рода деформаций и отклонений в поведении с последующей коррекцией такого поведения, выявление лиц, склонных к преимущественно негативному мироощущению, вовлечение их в такие виды деятельности, которые предоставляют возможность переключать негативные ощущения на более положительные моменты жизни, эффективно способствуют предотвращению преступлений. Специализированным субъектам профилактики следовало бы активнее взаимодействовать с подобными организациями и вовлекать психологов в профилактическую работу.
Особо следует отметить, что немаловажная роль в раннепрофилактической деятельности принадлежит семье. Деятельность этого основного элемента общества регулируется в большей степени нормами морали и нравственности, нежели нормами права. Именно в семье формируется система ценностей и ориентиров, передаются опыт, мировоззрение, представления о счастье, добре и зле, долге, любви к родине. Теплая, дружественная обстановка, близкие эмоциональные отношения между членами семьи, благополучие (в том числе материальное) эффективно препятствуют криминализации личности. Семья является первостепенным субъектом предупреждения преступности, появляющимся с рождения человека и сопровождающим всю его жизнь.
Практика показывает, что единая, научно-обоснованная система профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних на современном этапе в нашей стране не создана. Ее создание требует поэтапного решения множества разноплановых проблем: создание структурной иерархии, необходимой для установления функциональных связей среди субъектов системы; организация эффективной координации и взаимодействия субъектов профилактики; построение единой для субъектов информационно-справочной базы данных по объектам профилактического воздействия, выработка принципиально новых форм и методов профилактической работы, кадровое, финансовое обеспечение; криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основной акцент следует сделать на создании единой нормативно-правовой базы для всех субъектов, устранив имеющиеся недостатки в правовом регулировании данной сферы общественных отношений, как-то -
Уголовное и уголовно-исполнительное право
167
бессистемность действующего законодательства о предупреждении правонарушений несовершеннолетних, об их правах и обязанностях, о механизме защиты этих прав. Положения по этим вопросам находятся в различных, порой противоречащих друг другу, нормативных актах.
Вне профилактического воздействия остается множество «трудных» несовершеннолетних, хотя их поведение во многих случаях было легко обнаруживаемым и прогнозируемым. Так, из числа осужденных несовершеннолетних 60 % были прогульщиками, не желавшими учиться; каждый пятый -не имел общественных поручений; 62,4 % доставлялись в милицию за правонарушения; 14,4 % направлялись в специальные учебные заведения.
В значительной мере повысит эффективность предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних совершенствование нормативно-правовой базы этой деятельности. Начало этой работе положено с принятием Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999 г. [6].
Конечно, принятый закон не безупречен. В нем допущено смешение признаков безнадзорных несовершеннолетних и несовершеннолетних правонарушителей, факторов детерминирующих безнадзорность и правонарушения. Обращает на себя внимание и то, что основная тяжесть в деятельности по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних возлагается не на учреждения, предназначенные исполнять воспитательную функцию, а на органы милиции, что соответственно определяет приоритет административных и уголовно-правовых мер воздействия.
Разработка законодательства, программ и стратегий направленных на борьбу с преступностью несовершеннолетних, не возможна без участия юристов, социологов, специалистов в области психологии и педагогики. Поскольку законы содержат общие правила социального поведения, которые должны разрабатываться с учетом социальных, психологических и прочих наук. Есть уверенность, что развитие нормативной базы в сфере профилактики преступлений несовершеннолетних имеет хорошую перспективу в будущем.
Список литературы:
1. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А. Бакаев. - М., 2011. - 211 с.
2. Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России. - М.: Судебно-правовая реформа, 2000. - 211 с.
3. Иванов П.В. Правовые последствия судимости для несовершеннолетних [Текст] / П.В. Иванов // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 1.
4. Лобова Е.Н. Преступность несовершеннолетних и вопросы освобождения их от уголовной ответственности [Текст] / Е.Н. Лобова // Российский следователь. - 2010. - № 7.
168
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
5. Майков В.Ю. Преступность среди подростков. - М.: Российское право, 2012. - 240 с.
6. Прозуметов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. - М.: ТГУ, 2013. - 276 с.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВ СЛЕДОВАТЕЛЕМ
© Шматов В.М.*
Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград
В данной научной статье рассматривается место и роль следователя в уголовном процессе, а также проблемы обеспечения независимости следственной деятельности.
Ключевые слова: личность, преступность, предварительное следствие, следователь.
Под организацией и тактикой какой-либо деятельности понимается объединение исполнителей на основе иерархической структуры и распределения обязанностей для достижения поставленной цели с использованием соответствующих ситуациям тактических приемов и соблюдением определенной линии поведения. Эти составные элементы органично вписываются в существующее юридическое определение понятия организации расследования, но тем не менее, как представляется, не исчерпывают его содержания. Ошибки и неточности, которые допускаются при разработке криминалистических и других дефиниций, на наш взгляд, во многом объясняются тем, что они формулируются без учета нескольких важных факторов. По мнению В. А. Образцова, чаще всего это происходит тогда, когда определение дается в отрыве от функций, целей и задач конкретной деятельности [1].
Центральной фигурой криминалистической деятельности, ответственной за принятие тактических и процессуальных задач, является следователь. В этой связи как обеспечение его прав и независимости в процессуальном аспекте выполнения отдельных работ, так и произвол отдельных представителей власти обусловлены характером его деятельности. Реальная, а не декларированная независимость следователя - основа его независимого уголовно-процессуального положения в правовом государстве. От этого во многом зависит не только процессуальная, но и социальная справедливость деятельности следователя. Его процессуальное положение в правовом госу-
* Заместитель кафедры Административной деятельности и охраны общественного порядка, кандидат юридических наук, доцент.