УДК 343.8, 343.9;
ГРУППОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Е. А. Писаревская
Автор анализирует понятие «преступность несовершеннолетних», особенности преступности несовершеннолетних, связанные в том числе с её групповым характером. В статье подчеркивается, что групповой характер преступности несовершеннолетних связан с возрастной особенностью несовершеннолетних - повышенной необходимостью в общении. Автор отмечает, что вопросам профилактики групповой преступности несовершеннолетних не уделяется достаточно внимания и выдвигает ряд предложений по совершенствованию профилактической деятельности в данном направлении.
The author analyses concept «Juvenile crime», features of criminality of the juveniles, connected, including, with its group character. In the article it is underlined, that group character of crime of the juveniles is connected with age feature of the juveniles - the high necessity for dialogue. The author notices that enough attention is not given to questions ofpreventive maintenance of group criminality of the juveniles and puts forward a number of offers on fulfilment of preventive activity in the given direction.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, профилактика правонарушений несовершеннолетних, предупреждение правонарушений и преступлений.
Преступность несовершеннолетних - это самостоятельный вид преступности, обусловленный особенностями количественных и качественных показателей ее состояния и развития, а также личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика. Преступность несовершеннолетних обоснованно определяется как социально-правовое, относительно массовое явление, включающее совокупность запрещенных уголовным законом общественно опасных деяний, совершенных в течение определенного периода времени на определенной территории лицами в возрасте 14 - 17 лет [10, с. 8]. Большинство преступлений, как отмечают многие исследователи [4, с. 160], совершается несовершеннолетними в группах, что обусловлено их возрастными особенностями. Законодательство Российской Федерации дает четкое определение кого, в соответствии с законом, следует называть несовершеннолетними и привлекать к уголовной ответственности. Так, ст. 87 УК РФ гласит, что «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». В ст. 19 УК РФ сказано, что «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом». Согласно ст. 20 УК РФ, «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста». Здесь же дается исчерпывающий перечень преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет.
Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности и имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в ее уровне, структуре, динамике, детерминантах и мотивации, связанные с особым субъектом - несовершеннолетним преступником. Подростковый возраст является узловым, так как присущие ему особенности и психологические изменения при определенных условиях жизни, деятельности и воспитания становятся устойчивыми чертами личности человека. Для несовершеннолетних характерна ориентация на личное материальное благополучие, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение, на собственную
«совесть», содержание которой часто противоречит принципам общественной морали и права. По мере возрастного развития, у несовершеннолетних неуклонно повышается роль сознания в деятельности и поведении. Ситуативное поведение все более сменяется поведением, обусловленным сложившимися устойчивыми нравственными нормами.
Динамика и структура преступности несовершеннолетних в значительной мере зависят от возрастных особенностей преступников. В то же время последнее не является единственным обстоятельством, определяющим специфику преступности несовершеннолетних, так как усвоение общественно полезных норм поведения (и отклонение от этих норм) зависит от социальных условий, прежде всего от воспитания несовершеннолетних. Вышеуказанные возрастные особенности несовершеннолетних, хотя и влияют на поведение подростков, в том числе и на совершение ими преступлений, но они не являются первопричиной таких поступков, а выступают в роли катализатора, который способствует тому, что в определенной объективной ситуации, под воздействием благоприятных внешних условий и обстоятельств подросток поступает подобным образом.
Одной из особенностей преступности несовершеннолетних является её ярко выраженный групповой характер. Высказанное К. Е. Игошевым в 70-х годах мнение о том, что преступность несовершеннолетних - это групповая преступность, не утратило своей актуальности по сей день [7, с. 31]. Психологические особенности подростка связаны с тем, что он не может находиться в изоляции, и ищет группу, в которой был бы равным. Очевидно, семья, даже самая благополучная, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу. В действительности так называемая групповая динамика, помогает несовершеннолетним выжить в стрессах и информационном хаосе. Они спонтанно и неосознанно стремятся к объединению. Групповая динамика -это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению.
В криминологической литературе превалирует общий подход к анализу преступных групп несо-
вершеннолетних, заключающийся в признании преступной группы как социально- психологического феномена, что предполагает необходимость обращения к данным социально-психологической науки. Так, при определении понятия преступной группы в криминологии практически все исследователи говорят о том, что это малая неформальная группа с наличием определенной организации внутригрупповых связей, стремящаяся к достижению общей цели. А под общей целью, как правило, понимается преступная деятельность.
По мнению целого ряда ученых, преступная группа, в криминологическом ёе понимании, «это малая, относительно замкнутая группа, характеризующаяся общностью антисоциальной направленности, влиянием ее членов друг на друга в процессе совершения преступления и иных связанных с преступностью правонарушений» [3, с. 14].
В. Г. Лукашевич рассматривает преступную группу как малую неформальную группу, «объединяющую на основе совершения общественно опасных, противоправных действий людей, стремящихся к достижению общей цели, организованных определенным образом и составляющих единый субъект деятельности» [6, с. 11].
Таким образом, преступная группа несовершеннолетних - это неформальная группа, состоящая из двух и более человек, в которой существуют внутригрупповые связи, объединенная общей целью -совершение преступных деяний.
Практика показывает, что некоторые неформальные группировки несовершеннолетних первоначально не занимались совершением преступлений, а возникли на базе идеи здорового образа жизни и патриотического поведения. При этом объединение в них несовершеннолетних происходило за счет четкой субординации и жесткой дисциплины. Как правило, в создании каждой такой группировки либо прямо, либо косвенно участвовал взрослый человек из криминальной среды.
В целом по России показатель групповой преступности несовершеннолетних на протяжении ряда лет в 2-3 раза превышает значение этого показателя среди взрослых [1, с. 214].
В нравственно-психологическом плане личность несовершеннолетних преступников характеризуется рядом довольно существенных специфических признаков. Прежде всего, на их противоправном поведении, безусловно, сказываются их возрастные особенности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность к подражанию, юношеский негативизм, известная несформированность жизненных ориентаций и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы. Для большинства подростков характерно отсутствие интереса к учебе и труду. В несравненно большей степени их привлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально негативным содержанием (бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, употребление алкоголя и наркотиков, болезненное реагирование на любые замечания взрослых, половая распущенность и так далее). Несовершеннолетние преступники, как
правило, склонны верить так называемой уголовной романтике, не видя ее изнанки.
Кроме того, с каждым годом нарастает процесс дегуманизации преступного мира, повышается уровень жестокости, в том числе в межличностных отношениях между преступниками. Часто происходят кровавые стычки между различными группировками несовершеннолетних, которые нередко заканчиваются гибелью кого-либо из их числа.
Необходимо обратить внимание на то, что доля групповых преступлений среди несовершеннолетних составляет 50 % в структуре всей преступности несовершеннолетних. Причем самый высокий удельный вес групповой преступности у 14-летних, самый низкий у 17-летних несовершеннолетних. Групповой характер носят, например, такие формы асоциального поведения, как наркомания, уличное хулиганство, половая распущенность [5, с. 270].
Таким образом, преступность несовершеннолетних, являясь частью общей преступности, имеет свои особенности. Одной из наиболее важных является то, что несовершеннолетние совершают преступления преимущественно в группе, в состав которых могут входить как несовершеннолетние, так и взрослые люди. Однако профилактическая работа с данным явлением носит эпизодический характер, не предусмотрены целенаправленные мероприятия. Для того, чтобы разработать программу по предупреждению групповой преступности, необходимы криминологические исследования, учитывающие групповой характер преступности несовершеннолетних и акцентирующие на нем свое внимание. Данное утверждение вовсе не означает игнорирование той части преступности несовершеннолетних, которая не носит группового характера.
Не вызывает сомнения, что прежде всего необходимо предупреждать возникновение преступных групп несовершеннолетних. Этому могут способствовать мероприятия общеобразовательного, культурно-воспитательного и оперативного характера, направленные на предупреждение их возникновения. Исключительного внимания к себе требуют пред-криминальные группы подростков. Перерастание данных групп в преступные происходит буквально на глазах у окружающих. Предупреждение возникновения предкриминальных групп предполагает: оздоровление семейной обстановки, ликвидацию отрицательного влияния микросреды, усиление роли образовательных и досуговых учреждений в планировании свободного времени несовершеннолетних.
В научной литературе отмечается, что работа по разобщению и переориентации групп несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (асоциальных групп) должна выступать прерогативой образовательных учреждений, задачей которых является оказание позитивного влияния на субкультуру сложившихся между учениками отношений в целях устранения их конфликтности со сверстниками и педагогами. Мы солидарны с точкой зрения Л. М. Прозументова, что «объектом предупреждения органов милиции могут быть не все антиобщественные группы несовершеннолетних, а только те, члены которых нарушают нормы прав: преступные группы и криминогенные»
[9, с. 61]. Совершенно недопустимой представляется практика раннего общения с милицией несовершеннолетних, допускающих нарушения моральных норм, даже, если их поведение свидетельствует о наличии у них агрессивности, склонности к разрешению конфликтов насильственным путем, так как это может сделать их невосприимчивыми к мерам воздействия, сформировать у них агрессивную реакцию на такое воздействие. Данные нашего исследования свидетельствуют, что более 1/3 несовершеннолетних насильственных преступников на момент совершения преступления состояло на учете в ПДН по различным основаниям, однако тем не менее совершило преступления.
Большую роль в данной работе призваны играть не только педагоги, но и сотрудники психологических служб, создаваемых в школах, профессиональных училищах, а также закреплять общественных воспитателей за наиболее трудными подростками и за группой в целом.
Изменения направленности группы можно добиться при помощи так называемого метода «временных уступок», когда удовлетворяются групповые притязания при определенных условиях. Например, члены неформальных групп претендуют на право собираться вместе, слушать музыку, кататься на мотоциклах и т. д. Необходимо разрешить им это, но при условии соблюдения определенных ограничений. При этом обязательно надо вести группу к такому состоянию, чтобы ее узкогрупповая направленность приобретала официальные черты и постепенно перестраивалась в коллективную.
Возможности образовательных учреждений в осуществлении непосредственного предупреждениях преступлений несовершеннолетних снижаются, так как в данных ситуациях речь идет о подростках, совершивших преступления. Тем не менее образовательные учреждения «в тесном взаимодействии с другими органами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД) должны попытаться изменить среду общения несовершеннолетних, а следовательно, воздействовать на выбор друзей» [9, с. 38].
Практика свидетельствует, что работу по выявлению преступных групп несовершеннолетних, смешанных преступных групп, а также установлению их лидеров, ПДН необходимо осуществлять как во время проведения мероприятий общей, так и индивидуальной профилактики:
- при проведении разъяснительной работы среди учащихся, их родителей, педагогических коллективов в образовательных учреждениях города;
- при проведении рейдов и операций; при патрулировании территории; при проверках объектов (дискотек, баров, подростковых клубов и т. п.);
- при установлении доверительных отношений с гражданами и должностными лицами - представителями системы профилактики; особое внимание -при установлении «контактов» с бывшими участниками неформальных группировок;
- при работе с задержанными несовершеннолетними, особенно во время проведения массовых городских, спортивных и культурных мероприятий;
- при работе с подучетным элементом;
- при изучении и проверке материалов СМИ.
К работе с данными группами помимо сотрудников ПДН, целесообразно привлекать различных специалистов: педагогов, психологов, социальных работников.
Работа с криминогенными группами должна проводиться по общепризнанной методике разобщения и переориентации членов указанной группы: развенчание авторитета лидера, переориентация интересов членов группы, изоляция лидера и активных членов группы [8, с. 4].
Практические работники констатируют, что в настоящее время работа с группами ведется по остаточному принципу, наиболее реальной профилактической задачей продолжает оставаться разобщение асоциальных групп под влиянием внутренних и внешних обстоятельств.
В основе этих обстоятельств, как правило, находится внутригрупповой конфликт, выход из группы ряда ее членов или выход лидера. На практике несовершеннолетние из криминогенных и преступных групп изымаются путем оказания воздействия главным образом на родителей, чтобы они оградили несовершеннолетнего от влияния криминогенной группы, изменили местожительство. Но последнее зачастую возможно только в той ситуации, когда родители адекватно воспринимают сложившуюся ситуацию.
Кроме того, в настоящее время, в силу объективных и субъективных причин, очень часто переориентировать преступные группы бывает невозможно, переориентировать нужно общество в целом, активно создавая параллельные преступным досуговые учреждения и организации, способные заинтересовать несовершеннолетних, предложив им достойную внимания альтернативу преступному образу жизни.
Так, М. И. Слинько утверждает, что «в основном неформалы, относящиеся к условно агрессивному типу, - это дети малообеспеченных родителей из неблагополучных семей, растущие в атмосфере отчуждения и неприязни со стороны более благополучных сверстников и даже взрослых. Не имея достаточных стартовых возможностей утвердиться в жизни законопослушным путем, путем труда, они, в качестве самоутверждения и получения материальных благ, используют, с их точки зрения, наиболее веский аргумент - силу: силу кулаков, силу команды, силу оружия» [11, с. 62].
Однако это не означает, что криминогенную и преступную группу несовершеннолетних в настоящее время вообще невозможно переориентировать.
Работа по переориентации и разобщению криминальных групп подростков и молодежи требует от лиц, осуществляющих ее, большого профессионального мастерства, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости и других морально - волевых качеств. Об успешности
этой работы можно будет говорить, если практические работники будут направлять свои усилия не на подавление и разрушение групп, а на искоренение причин и условий, их порождающих [2, с. 335]. Так, И. П. Башкатов обоснованно утверждает, что для нейтрализации деятельности уже скомпоновавшейся группы криминогенной направленности, необходимо прежде всего:
1) выявить наиболее авторитетных среди подростков лиц;
2) изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т. д.);
3) осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, убеждать в неправомерности занимаемой позиции, в некоторых случаях - привлекать к руководящей работе с подростками;
4) проводить постоянную воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;
5) постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать сформированные звенья, бригады, отделения и т. д., изымая из них членов неформальных групп и прививая с помощью новых участников позитивное содержание деятельности группы. Однако применять этот прием нужно осторожно. Опасность этого приема заключается в том, чтобы группа не «перевоспитала» этого кандидата в асоциальном плане и не совершила расправу над ним;
6) вести постоянную воспитательную работу с лидерами групп, побуждая их к изменению своих взглядов, позиций, аморального поведения;
7) находить способы развенчания лидеров в глазах других подростков, подрывать их авторитет [2, с. 372 - 373].
Также следует пытаться задействовать возможности семьи, образовательного учреждения, досугового учреждения, формировать вокруг несовершеннолетнего здоровое социальное пространство.
Тщательному изучению следует подвергать биографию членов группы, ее историю, характеристики группы. Субъектам профилактики целесообразно устанавливать доверительные отношения с участниками группы, включать ее членов в разнообразные виды деятельности в зависимости от их склонностей и интересов. При этом не рекомендуется давать несовершеннолетним прямые советы, с кем им необходимо дружить и общаться, это может привести к противоположным результатам. Следует обсуждать с несовершеннолетними планы воспитательной работы с ними. Нельзя игнорировать инициативу самих несовершеннолетних, пренебрежительно относиться к их мнению. С членами группы необходимо обсуждать интересующие их вопросы.
Особое значение имеет работа с лидером. Следует учитывать, что так или иначе лидер в значительной степени обладает теми качествами, которые для данного коллектива являются значимыми. Если способ-
ствовать выдвижению в лидеры несовершеннолетних с более высокими морально-интеллектуальными ценностями, то тем самым можно добиться переориентации или разрушения группы.
Научные исследования и практика работы показывают, что к разрушению группы ведут прежде всего:
- усиление недовольства в группе в связи с дифференциацией ролевых функций;
- уменьшение эмоциональной удовлетворенности в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов, поражений;
- ослабление межличностных связей в группе;
- девальвация групповых норм и ценностей;
- общая неудовлетворенность деятельностью группы;
- стремление отдельных членов перейти в другую группу.
Целесообразной является организация в образовательных учреждениях, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальных тренинговых групп, в которых участников предкриминаль-ных и преступных групп несовершеннолетних обучали бы общению, повышали культуру их взаимоотношений.
Проведение воспитательной работы по переориентации групп и отдельных ее членов не исключает необходимости проведения оперативно-профилактической работы по изобличению лиц, совершивших преступления в этих группах, в том числе и взрослых, подстрекающих несовершеннолетних к совершению насильственных преступлений, вовлекающих их в антиобщественный образ жизни, их изоляции, изъятию запрещенных в обороте предметов.
Существенным недостатком является отсутствие закрепленной на законодательном уровне обязанности по проведению работы с преступными группами. Соответственно, следует внести в ст. 21 Федерального закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» изменения, касающиеся обязанности ПДН осуществлять профилактическую работу в отношении криминогенных, преступных групп несовершеннолетних, дополнив пункт 1 данной статьи пп.10 следующего содержания: «10) проводят профилактическую работу в отношении криминогенных и преступных групп несовершеннолетних или соответствующих групп с участием несовершеннолетних, членов данных групп». Ст. 1 данного закона следует дополнить понятием криминогенной и преступной группы несовершеннолетних или соответствующих групп с их участием следующего содержания: «Криминогенная группа несовершеннолетних или соответствующая группа с их участием - это группа, состоящая из двух и более членов, занимающаяся бесцельным времяпрепровождением, отрицательно характеризующаяся по месту нахождения, члены которой совместно совершили административное правонарушение, и их виновность была определена в установленном действующим законодательством РФ порядке. Преступная группа несовершеннолетних или со-
ответствующая группа с их участием - это группа, состоящая из двух и более членов, занимающаяся бесцельным времяпровождением, отрицательно характеризующаяся по месту нахождения, члены которой совместно совершили преступление, и их виновность была определена в установленном действующим законодательством РФ порядке». Профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в этой же статье следует определить как «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также в совокупности с проведением профилактической работы в отношении криминогенных, преступных групп несовершеннолетних или соответствующих групп с участием несовершеннолетних, членов данных групп».
Таким образом, констатируя наличие недостатков в организации данного направления предупредительной деятельности в настоящее время, мы полагаем, что данная ситуация может быть исправлена, в том числе путем принятия некоторых из вышеуказанных мер.
Литература
1. Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст]: учеб. пособие / А. А. Бакаев. - М.: Логос, 2004. - 218 с.
2. Башкатов, И. П. Психология асоциальнокриминальных групп подростков и молодежи [Текст] / И. П. Башкатов. - М.: Издательство Московского психо лого-социального института; Воро-
неж: МОДЭК, 2002. - 416 с. (Серия «Библиотека психолога»).
3. Джекебаев, У. С. Соучастие в преступлении [Текст] / У. С. Джекебаев, Л. М Вайсберг, Р. Н. Судаков. - Алма-Ата, 1981. - 151 с.
4. Долгова, А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних [Текст] / А. И. Долгова. - М., 1980. - 83 с.
5. Косевич, Р. Н. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах. [Текст] / Р. Н. Косевич. - М., 2003. - 112 с.
6. Лукашевич, В. Г. Криминалистические аспекты изучения преступных групп [Текст] / В. Г. Лукашевич. - М., 1979. - 78 с.
7. Медведева, Н. Е. Криминологические особенности и понятие преступной группы несовершеннолетних, совершающих кражи [Текст] / Н. Е. Медведева // Российский следователь. - 2007. - № 16. -
С. 31 - 33.
8. Методические рекомендации по пресечению
подростковых группировок криминогенной направленности и предупреждению групповой преступности несовершеннолетних. Направлены письмом ГУВД Кемеровской области № 28/3-775 от
06.07.2005 г. [Текст] / УВД г. Новокузнецка.
9. Прозументов, Л. М. Административноправовое предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних [Текст] / Л. М. Про-зументов. - Томск: Пеленг, 2001. - 88 с.
10. Прозументов, Л. М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних (региональный аспект) [Текст] / Л. М. Прозументов.
- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 80 с.
11. Слинько, М. И. Неформальные молодежные объединения и организованные преступные группы [Текст] / М. И. Слинько // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - 1992. - № 2. - С.59 - 63.