Научная статья на тему 'Роль Р. Фахретдинова в увековечении имен духовных лидеров края (на примере описания личности Халилуллы бин Насретдин бин Усман бин Умара)'

Роль Р. Фахретдинова в увековечении имен духовных лидеров края (на примере описания личности Халилуллы бин Насретдин бин Усман бин Умара) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арабографичные эпитафии / письменные памятники / суфизм / накшбандия / Халилулла Насретдинов / Ризаитдин Фахретдинов / Arabographic epitaphs / Arabographic written monuments / Sufism / naqshbandiya / Khalilullah Nasretdinov / Rizaitdin Fakhretdinov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салихов Ахат Губаевич, Аккубеков Рашит Юмадилович, Хусаинов Салават Мирсадырович

В настоящее время возрос интерес к деятельности духовных лидеров нашего края. Скупые строки эпитафий, архивных дел дают лишь поверхностное представление об их биографиях и деятельности. Для создания более полной картины духовного мира и характеристики личности исследователи обращаются к письменным свидетельствам современников, сохранившихся до наших дней. Наиболее значимым среди них является биобиблиографическое сочинение Р. Фахретдинова «Асар» («Наследие») о творчестве деятелей культуры тюркских и других народов Востока. В статье на основе изучения надмогильного памятника известного религиозного деятеля, члена тариката (ордена) накшбандия шейха Халилуллы Насретдинова (1875–1902), похороненного на кладбище с. Арсланово Чишминского района Республики Башкортостан, и привлечения архивных материалов делается попытка освещения отдельных сторон его биографии и роли в духовной жизни края своего времени. Хорошо сохранившиеся эпитафии шейха и его сыновей являются одним из своеобразных письменных памятников, отражающих историю распространения суфийских учений ордена накшбандия на территории Башкортостана. Надпись на эпитафии шейха вырезана мастером красивой арабской вязью, что говорит о существовании в данном регионе искусных резчиков по камню. Изучение и сравнение сохранившейся надписи с другими историческими документами проливает свет на биографию шейха, видного религиозного деятеля, сыгравшего определенную роль в распространении суфизма в своем крае. Известный ученый-востоковед Ризаитдин Фахретдинов был знаком с Халилуллой Насретдиновым и оставил о нем ценные сведения в своей энциклопедической книге «Асар». Сравнительно-сопоставительное изучение надписей эпитафийных памятников с другими историческими источниками позволяет раскрыть деятельность забытых религиозных деятелей, сыгравших значимую роль в общественной жизни мусульманской общины края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of R. Fakhretdinov in perpetuating the names of the spiritual leaders of the region (using the example of the description of the personality of Khalilullah bin Nasretdin bin Usman bin Umar)

Currently, interest in the activities of the spiritual leaders of our region has increased. Researchers turn to the written evidence of contemporaries who have survived to this day to create a more complete picture of the spiritual world and personality characteristics. The most significant among them is R. Fakhretdinov’s biobibliographical work “Asar” (“Heritage”) about the work of cultural figures of the Turkic and other peoples of the East. The article presents an attempt to illuminate certain aspects of the biography and role in the spiritual life of the region of his time, based on the study of the grave monument of a famous religious figure, member of the Naqshbandi tariqa (order), Sheikh Khalilulla Nasretdinov (1875–1902), buried in the cemetery of the village Arslanovo, Chishminsky district of the Republic of Bashkortostan, and using archival materials. The well-preserved epitaphs of the sheikh and his sons are one of the unique written monuments reflecting the history of the spread of the Sufi teachings of the Naqshbandi order in the territory of Bashkortostan. The inscription on the sheikh's epitaph was carved by a master in beautiful Arabic script, which indicates the existence of skilled stone carvers in this region. Studying and comparing the surviving inscription with other historical documents sheds light on the biography of the sheikh, a prominent religious figure who played a role in the spread of Sufism in his region. The famous orientalist Rizaitdin Fakhretdinov left valuable information about Khalilulla Nasretdinov in his encyclopedic book “Asar”. A comparative and comparative study of the inscriptions of epitaph monuments with other historical sources allows us to reveal the activities of forgotten religious figures who played a significant role in the public life of the Muslim community of the region.

Текст научной работы на тему «Роль Р. Фахретдинова в увековечении имен духовных лидеров края (на примере описания личности Халилуллы бин Насретдин бин Усман бин Умара)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ¿^ ^ ^ ¿¡^ ^ ^ ¿'г. ^ г!'- ^ ^ ^ г!'- ^

Б01 10.24412/2223-0564-2024-2-8-14 А.Г. Салихов, Р.Ю. Аккубеков, С.М. Хусаинов УДК 930.2 (470.57)

РОЛЬ Р. ФАХРЕТДИНОВА В УВЕКОВЕЧЕНИИ ИМЕН

ДУХОВНЫХ ЛИДЕРОВ КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПИСАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ХАЛИЛУЛЛЫ БИН НАСРЕТДИН БИН УСМАН БИН УМАРА)

Аннотация

В настоящее время возрос интерес к деятельности духовных лидеров нашего края. Скупые строки эпитафий, архивных дел дают лишь поверхностное представление об их биографиях и деятельности. Для создания более полной картины духовного мира и характеристики личности исследователи обращаются к письменным свидетельствам современников, сохранившихся до наших дней. Наиболее значимым среди них является биобиблиографическое сочинение Р. Фахретдинова «Асар» («Наследие») о творчестве деятелей культуры тюркских и других народов Востока. В статье на основе изучения надмогильного памятника известного религиозного деятеля, члена тариката (ордена) накшбандия шейха Халилуллы Насретдинова (1875-1902), похороненного на кладбище с. Арсланово Чишминского района Республики Башкортостан, и привлечения архивных материалов делается попытка освещения отдельных сторон его биографии и роли в духовной жизни края своего времени. Хорошо сохранившиеся эпитафии шейха и его сыновей являются одним из своеобразных письменных памятников, отражающих историю распространения суфийских учений ордена накшбандия на территории Башкортостана. Надпись на эпитафии шейха вырезана мастером красивой арабской вязью, что говорит о существовании в данном регионе искусных резчиков по камню. Изучение и сравнение сохранившейся надписи с другими историческими документами проливает свет на биографию шейха, видного религиозного деятеля, сыгравшего определенную роль в распространении суфизма в своем крае. Известный ученый-востоковед Ризаитдин Фахретдинов был знаком с Халилуллой Насретдиновым и оставил о нем ценные сведения в своей энциклопедической книге «Асар». Сравнительно-сопоставительное изучение надписей эпитафийных памятников с другими историческими источниками позволяет раскрыть деятельность забытых религиозных деятелей, сыгравших значимую роль в общественной жизни мусульманской общины края.

Ключевые слова: арабографнчные эпитафии, письменные памятники, суфизм, накшбандия, Халилулла Насретдинов, Ризаитдин Фахретдинов

Салихов Ахат Губаевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН (Уфа), e-mail: ahatsalihov@mail.ru

Akhat G. Salikhov, Cand. Sci. (History), Leading Researcher, Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: ahatsalihov@mail.ru

Аккубеков Рашит Юмадилович, кандидат филологических наук, научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН (Уфа), e-mail: rashit. akk. 02@mail. ru

Rashit Yu. Akkubekov, Cand. Sci. (Philology), Researcher, Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: rashit.akk.02@mail.ru

Хусаинов Салават Мирсадырович, научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН (Уфа), e-mail: salavat@mail.ru

Salavat M. Khusainov, Researcher, Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: salavat@mailruUfa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: rashit.akk.02@mail.ru

Akhat G. Salikhov, Rashit Yu. Akkubekov, Salavat M. Khusainov

THE ROLE OF R. FAKHRETDINOV IN PERPETUATING THE NAMES OF THE SPIRITUAL LEADERS OF THE REGION (USING THE EXAMPLE OF THE DESCRIPTION OF THE PERSONALITY OF KHALILULLAH BIN NASRETDIN BIN USMAN BIN UMAR)

Abstract

Currently, interest in the activities of the spiritual leaders of our region has increased. Researchers turn to the written evidence of contemporaries who have survived to this day to create a more complete picture of the spiritual world and personality characteristics. The most significant among them is R. Fakhretdinov's biobibliographical work "Asar" ("Heritage") about the work of cultural figures of the Turkic and other peoples of the East. The article presents an attempt to illuminate certain aspects of the biography and role in the spiritual life of the region of his time, based on the study of the grave monument of a famous religious figure, member of the Naqshbandi tariqa (order), Sheikh Khalilulla Nasretdinov (1875-1902), buried in the cemetery of the village Arslanovo, Chishminsky district of the Republic of Bashkortostan, and using archival materials. The well-preserved epitaphs of the sheikh and his sons are one of the unique written monuments reflecting the history of the spread of the Sufi teachings of the Naqshbandi order in the territory of Bashkortostan. The inscription on the sheikh's epitaph was carved by a master in beautiful Arabic script, which indicates the existence of skilled stone carvers in this region. Studying and comparing the surviving inscription with other historical documents sheds light on the biography of the sheikh, a prominent religious figure who played a role in the spread of Sufism in his region. The famous orientalist Rizaitdin Fakhretdinov left valuable information about Khalilulla Nasretdinov in his encyclopedic book "Asar". A comparative and comparative study of the inscriptions of epitaph monuments with other historical sources allows us to reveal the activities of forgotten religious figures who played a significant role in the public life of the Muslim community of the region.

Key words: Arabographic epitaphs, Arabographic written monuments, Sufism, naqshbandiya, Khalilullah Nasretdinov, Rizaitdin Fakhretdinov

В настоящее время в разных регионах страны возрос интерес населения к деятельности мусульманских религиозных деятелей прошлого, внесших определенный вклад в дело нравственного воспитания мусульман. Многие краеведы стремятся получить более полные сведения об их жизни. Важным источником, содержащим ценные биографические сведения о малоизвестных общественных и религиозных представителях, являются труды Ризаит-дина Фахретдинова - «Асар» («Наследие») и «Иыуаныс» («Утешение») [7; 8].

Данная статья посвящена изучению деятельности Халилуллы бин Насретдина бин Усман бин Умара, биография которого приведена в третьем томе труда Р. Фахретдинова «Асар».

Шейх тариката накшбандия Халилулла Насретдинов (1830-1902) пользовался огромным уважением среди населения не только своей округи. После окончания медресе Курсави он становится имам-хатибом мечети в родном с. Арсланово. Через некоторое время он открывает здесь медресе. К нему начинают приезжать учиться из близлежащих населенных пунктов. В 1895 году он открывает вторую соборную мечеть и медресе, в котором начинают работать и его ученики.

25 октября 2017 г. сотрудники Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН с целью изучения эпитафийных памятников совершили командировочный выезд в с. Арсланово Чишминс-кого района. Причиной, побудившей обратиться к исследованию надмогильных памятников этого населенного пункта, стало обращение краеведа Розы Исмагиловны Шарафутдиновой (1937 г. р.) с просьбой о прочтении текста эпитафии известного в округе духовного авторитета и хальфы (учителя) Халилуллы Насретдинова.

Село Арсланово имеет два кладбища, старое из которых находится на возвышенном месте. Это - свидетельство отражения древне-тюркских традиций захоронения усопших на возвышенности. На территории кладбища сохранилось достаточно большое количество эпитафийных памятников. Однако тексты на них безвозвратно уничтожены временем и на сегодняшний день не поддаются какой-либо расшифровке. Здесь же был обнаружен камень в форме человеческого силуэта, но не имеющий надписей. Объектом нашего изучения стали надгробные памятники местного

духовного деятеля Халилуллы Насретдинова и его наследников, установленные на новом кладбище.

Для более полного представления об усопшем были привлечены сочинения видного ученого-востоковеда, педагога-просветителя и писателя Р. Фахретдинова, являющиеся ценнейшим источником по истории и культуре не только Башкортостана, но и всего Урало-Поволжья. Ученые часто обращаются к сведениям данного письменного памятника. В Научном архиве Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук хранятся 42 тома рукописей Р. Фахретдинова, изученных и введенных в научный оборот лишь частично. В последние годы ведется активная работа

Имам-хатибом Второй соборной мечети был мулла Ахмадхажи сын Мухаммеджана в возрасте 62 лет. 31 января 1864 г. он окончил медресе Халилуллы Насретдинова. Номер диплома 402. Муэдзином был Габделрахим сын Габделкаюма, 31 января 1890 г. окончивший медресе X. Насретдинова и получивший диплом под номером 2266 [2, с. 34]. Номера дипломов показывают, что у него было много шакирдов. Будучи хорошим преподавателем Халилулла-хальфа стремился передать им свои знания. Перед вступлением в должность имама соборной мечети кандидаты должны были сдавать экзамены в Оренбургском

по археографическому изучению, транслитерированию с арабской графики и переводу на современный башкирский язык ранее неопубликованных рукописей Р. Фахретдинова.

Среди многосторонних научных и биографических трудов Ризаитдина Фахретдинова важное место занимает серия биобиблиографических книг под названием «Асар», напоминающих биобиблиографические книги Шигабутдина Марджани «Мустафадель-ахбар», «Вафиатель-аслаф»... [5, с. 3].

При сборе сведений для указанного труда Р. Фахретдинов обращался к различным источникам: архивам Духовного управления мусульман, частным коллекциям, воспоминаниям современников. Он также собрал много сведений в ходе переписки с родственниками и знакомыми исследуемых лиц.

>

¿А» Г

магометанском духовном собрании. Наличие имамов среди выпускников X. Насретдинова говорит о достаточно хорошем образовании среди выпускников его медресе, обладающих знаниями для сдачи экзамена для имам-хатибов.

Строительство и открытие в с. Арсланово Второй соборной мечети для мусульманской общины говорит об организаторских способностях X. Насретдинова. Это характеризует его как инициативного религиозного деятеля. Строительство соборной мечети всегда требовало больших вложений. Ведь мечети строились лишь на средства общины и меценатов. В 1895 г. строительство мечети было завершено и получено разре-

Рис. 1.3апись метрическойкнигисоборноймечетис.Арсланово.1902 г. Список работающих имамов 2-ой соборной мечети.

на открытие соборной мечети. В этой же соборной мечети начал работать и его сын, имам-хатиб Гатаулла Халилуллович Насретдинов, которому 15 это время было 31 год. 13 начале он учился в медресе своего отца, позже окончил медресе Гатауллы х^рата в с. Курса [2, с. 34]. Верывшись вроднуюдеревню, щюдслжив дело отца, он стал также обучать детей. Известен и второй сын Ха-лилуллы хазрата. По данным «Адрес-калевдаря губернии» за 1913 год, в с. Арснаново Караякуповской волости также действовали две мечети. Имам-хасибом первой соборной мечети был Ахметхазий Мухаметзянов, а во второй соборной мечети - НабиуллаНасретдинов. Как свидетельствует документ, Набиулла сын Халилул-лы хазрета получил религиозное образование и продоляшл дело отца в духовной сфере [1, с. 71].

На укг^анном кладбище с. Арзланово сохранились над могильные камни Халилуллы-хальфы и его сыновей. Эпитафия X. Насретдинова изготовлена из белого известняка. Верх - полукруглая арка. По краям камня шириной 5 см выполнена рельефная бордюрная рамка. Выступ рамки -1,5 см. В бордюрную рамку врезаны равномерные линии, луч ами уходящие в низ. Арка с им-волизирует со бою две р ь загро бного мира, куда перемещается душа усопшего. Надписи вырезаны вглубь стилизованными буквами. С верху -кораническо е изречение написано в форме полукруга. Надпись на арабском с сохранением элементов тюркского языка.Почерк - сульс. Высота камня - 151 см, ширина - 54 см, толщина - 18 см. Всего -9 строк.

На верхней лицевой стороне полукругом написаны 26 и 27 аяты из суры «Ар-Рахман» («Всемилостивый»):

^ ^^ и-* ^

Транлитерация: Куллу мэн гэлэНИа фан в;э йэбта вэжЪу раббикэ зул жэлэл вэл икрам.

Перевод:

«Все живущие на земле - смертны. Вечен лишь Лик Господа - Обладателя Величия и Щедрое тюк

Ниже написано:

Ч о^о* I \ J АЛ^У I ЦоС. \ Л-Д. с!Ь Л .А* ^ \ ЛJ^-XJJ^

.'^аЛ , «У I \ Д-и и 1

f | ) • До | ( з!а \ <

J (_]с \ J Л^Х

Рис.2.Фотография лицевой стороны эпитафии Халилуллы бин Насретдина

с. Чишминс кого района

Респубхшки Башкортостан

Рис.3. Оборотнаясторона памятника Халилуллы хазрата

ик. ¿у. жлЛД

Транслитерация:

Ьэ^а раузат эш-шэйх эл-фазыл мин хулэфэ-и нэ'кшбэндиэ Хэлилулла бин Насретдин вэ ижаз лэЬу бит-тэдрис вэ эл-иршад вэ тэрбиэти эл эмрад эш-шэйх Хэсэн Эл-^урсауи дума ижаз лэЬу бил иршад эш-шэйх Гатаулла Эл-^урсави вэ мерид бит-тэдрис вэ тэрбиэти эл-амраз 45 сэнэти метэуаффи фи сэнэти 1320 фи 4 эш-шэууэл.

Перевод на русский язык:

Это могила шейха, ученого, учителя тариката Накшбандия Халилуллы бин Насретдина, получившего разрешение на обучение от покойного шейха Хасана Курсави, он же муршид (наставник) покойного шейха Гатауллы Курсави. Умер 4 шавваля 1320 года [1 января 1902 г.] в возрасте 45 лет.

Надпись на обратной стороне памятника:

Jj^ij jl j Vj V

Транслитерация:

Лэ ИлэИэ Илла Аллгйе вэ эннэ Мвхэммэд РэсулАллаЪ.

Перевод на русский язык:

"Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его".

В самомнизу имеется надпись: 4iui 1 1 «У jl^Áe ^

Транслитерация:

1 еинуар ]902 (еэеэаи мэсихиэ.

Перевод iea русский яеык:

1 января 1902 года ог ро>вдества пророка Исы.

В Национальном архиве Республики Башкортостан в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания хранятся метрические книги с. Арсланово (Ф. 295. Оп. 16. Т. 1. С. 1752.) за 1900-1909 г. (Рис. 1). В селе действовали две соборные мечети. В метрических записях встречаются башкирские тамги, поставленные вместо подписи при браке. Большинство тамг в форме гусиной лапы. В графе умерших за 1902 г. под № 1 значится Халилулла Насретдин Гусман углы, умерший 1 января 1902 года в возрасте 72 лет от болезни головы. Похоронен в с. Арсланово [2]. В документе указано, что он умер в возрасте 72 лет, что не соответствует сведениям, указанным на эпитафии. Возможно, что на эпитафии мог ошибиться мастер резчик, которому был заказан памятник. Предполагаем, что там должна быть цифра 75, а не 45, поскольку она больше соответсвует действительности.

На эпитафии содержится важное сведение о том, что покойный был последователем тариката накшбандия-муджаддидийа. Халилулла хазрат получил разрешение на обучение от покойного шейха Хасана Курсави, он же муршид покойного шейха Гатауллы Курсави. Читая надпись на эпитафии, мы можем сказать, что шейх Халилулла Насретдинов являлся продолжателем учения Абу-н Наср аль-Курсави (1776/77-1812). Аль-Курсави являлся приверженцем учения братства накшбандийа-муджаддидийа. В последующем, им были написаны научные труды по суфизму. Учение братства накшбандийа-муджаддидийа было направлено исключительно на внутреннее самосовершенствование, согласование своих поступков с шариатом, по образцу сунны у них

Рис. 4.Сведеиия о Халилулле сыне Насретдина сына Усмана в графах умершихза 1902 г. метрической записи из фонда ОМДС,хранящегося в Национальном архиве РеспубликиБашкортостан

поощрялся только тихий зикр. Поэтому муриды, возвратившись иа родину, сами становились му-даррисами (преподавателями) медресе и одновременно набирали мюридов для дальнейшего распространения идей и практики братства накшбандия-муджаддид ия.

Другой надмогильный камень установлен сыну Халилуллы-хазрета шейху хаджи Махмуду Насретдинову.

Рис. 5. Фотография лицевой стороны эпитафии

хаджи Махмуда бин аль-шейх аль-Халиля (ум. 1914 г.) на кладбище с. Арсланово Чишминско го района Республики Башкортостан.

На верхней части так же, как и на эпитафии отца, полукругом написаны 26 -й и 27-й аяты из суры «Ар-Рахман» (« Всемилостивый»):

Транслитерация:

Куллу мэн гэлэйЬа фан вэ йэбка вэжЪу раббикэ зул жэлэл еэл икрам. Шревод на русский язык: «Все живущие на земле - смертны. Вечен лишь Лик Господа - Обладателя Величия и Щедрости».

Далее следует текст:

Jjii.il ^АиаЛ ^ ^ ^ Я ^ Т ¡¡^У-Лл " ^к ^ijjj

^ J сЪ^ И J

Транслитерация: Ьэ^а мэркэд

эл-хаж Мэхмуд бин эш-шэйех эл-Халил вэ тэуэффи фи сэнэт милади 1914 вэ фи 12 июль вэл-Ьижри 1332 вэ фи мэн шэЬр-и рамадан Перевод на русский язык: Здесь покоится

хаджи Махмуд сын шейха Халиля, умерший по христианскому летоисчислению в 1914 году

12 июля, по хиджре в 1332 году в месяц рамадан. (Рис. 3). Данное надгробие изготовлено из более мягкого песчаника. Поэтому некоторые места в надписи имеют дефекты и плохо читаются. Текст эпитафии показывает, что он установлен третьему сыну шейха Халилуллы Махмуду, совершившему хадж.

Таким образом, были выявлены могилы известных для своего времени религиозных деятелей, шейха тариката накшбандия-муджаддидийа Халилуллы Насретдинова, открывшего в родном селе медресе, и его сына шейха тариката накшбандия-мудджаддидийа хаджи Махмуда Насретдинова, который, получив иджаза (разрешение) от отца, продолжил его дело, работал в соборной мечети и учил детей. Как видно, отец и сын внесли посильный вклад в развитие просвещения и воспитания молодого поколения своего времени.

В третьем томе «Асар» Р. Фахретдиновым о личности Халилуллы хазрата написано следующее: «Был имамом и мударрисом в деревне Арс-лан Уфимского уезда. Умер 2 января 1902 года. Занимался преподаванием, шакирдов у него было много. Когда мы жили в Уфе, он пользовал-сявниманием и уважением муфтия и знаменитых мурз. Он постоянно приезжал в Уфу и часто заходил к нам. Был бесхитростным, откровенным и искренним человеком. Один раз я был у него дома, пил чай... Сам он рассказывал: «Я учился 15 деревне Угез Уфимекого уезда в медресе Аб-дулгафура бин Абдулмажита. Этот человек был одним из учеников Абдуннасира Курсави, был предан ему» [5, с. 100].

В «Асар»е Р. Фахретдинова имеется и такое сведение: «Когда уфимский ахун Хайрулла выдавал свою дочь Фатиму за Арифа бин Хасана, герой нашего рассказа читал проповедь и зарегистрировал брак. Народу на меджлисе было много. Говорил он хутбу (мусульманская проповедь) с ошибками. Я был поражен и опечален. Моя печаль еще усилилась, когда я понял, что кроме Хайруллы-ахуна, никто из присутствующих этих ошибок не замечает». Надо сказать,

проповеди шейха Хайруллы ахуна могли по понятным причинам несколько отличаться от традиционных. Для кадия Р. Фахретдинова, придерживающегося традиционных взглядов, это могло восприниматься ошибкой. Здесь же дается еще одна характеристика хазрата: «Во всяком случае, Халиль хазрат был человеком с хорошим нравом [5, с. 101].

Содержание данного текста показывает, что Р. Фахретдинов дал в целом положительную и объективную оценку Халилулле-хазрату. Это соответствует целям и задачам его биобиблиографического труда «Асар».

Р. Фахретдинов писал: «Мы не утверждаем, что все люди, о которых мы пишем в «Асар», были опорой нации, защитниками веры, серьезными учеными. Мы не стремимся показать камень золотом. За исключением трех-пяти личностей, все остальные, вероятно, должны считаться обычными людьми. Однако нельзя отрицать их труд во благо народа и их влияние на общество» [4, с. 11].

Говоря о цели своего труда, Р. Фахретдинов пишет: «Мы ставили цель написать о возможно большем количестве людей, служивших народу и религии. А оценка их трудов, исключение тех, кто неправомерно оказался в числе достойных, -дело будущих поколений» [4, с. 14].

Р. Фахретдинов внес большой вклад в создание источниковедческой базы для изучения истории ислама в России, особенно в Урало-Поволжском регионе, в увековечение имен духовных лидеров края, внесших определенный вклад в духовно-нравственное воспитание местного населения. Исследование эпитафийного памятника на территории кладбища с. Арсланово Чишминского района Республики Башкортостан является ярким примером, подтверждающим значимость данной личности для своего времени. Отмечая положительное значение деятельности Халилуллы-хазрета, Р. Фахретдинов решил увековечить его имя в своем биобиблиографическом сочинении «Асар».

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Адрес-календарь Уфимской губернии за 1913 год. Уфа, 1913. 196 с.

2. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 295. Оп. 16. Л. 1752.

3. СалиховА.Г., АбдрафиковаГ.Х. М.Н. Фархша-тов, Исогай Масуми, P.M. Булгаков. «Моя биография» Ризаитдина бин Фахретдина (Уфа, 1223 г. х.) с вступительной статьей и указателями. Токио, 2016. 40+80 с. (на рус., англ., араб, яз.) // Проблемы востоковедения. 2016. № 3 (73). С. 98-100.

4. Фахретдинов Р. Асар. Казан: Рухият, 2010. 528 с. (на тат. яз.).

5. Фзхретдинов P. Адар. Беренсе китап / Инеш hyg авт. F.B. Хосэйенов, яуаплы мох. М.Х. Нэ?ерголов. Эфо: Тилем, 2006. 176 б. (Фахретдинов Р. Асар. Кн. 1. Автор предисловия Г.Б. Хусаинов, отв. секретарь М.Х. Надергулов. Уфа: Гилем, 2006. 176 е.).

6. Фзхретдинов Р. Адар. Икенсе китап / Инеш Ьуз авт. Г.Б. Хосэйенов, яуаплы мох. М.Х. Нэ?ер-голов. Эфо, 2009. 224 б. (Фахретдинов Р. Асар. Кн. 2. Автор предисловия Г.Б. Хусаинов, отв. секретарь М.Х. Надергулов. Уфа, 2009. 224 е.).

7. Фзхретдинов Р. Иыуаныс. Беренсе китап / Инеш hyj авт. Г.Б. Хосэйенов; яуаплы мох. С.М. Хосэйенов. Эфо, 2011. 224 б. (Фахретдинов Р. Утешение. Кн. 1. Автор предисловия Г.Б. Хусаинов; отв. редактор С.М. Хусаинов. Уфа, 2011. 224 е.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Фзхретдинов Р. Иыуаныс. Икенсе китап. Эфо, 2021. 224 б. (Фахретдинов Р. Утешение. Кн. 2. Уфа, 2021. 224 е.).

REFERENCES

1. Adres-kalendar' Ufimskoj gubernii za 1913 god [Address-calendar of the Ufa province for 1913]. Ufa, 1913. 196 p. (in Russian).

2. Nacional'nyj arhiv Respubliki Bashkortostan [National archive of the Republic of Bashkortostan], Fond. 295, opis 16, list 1752. (in Russian).

3. Salikhov, A.G., Abdrafikova, G.Kh. M.N. Farh-shatov, IsogajMasumi, R.M. Bulgakov. «Moya biografiya» Rizaitdina bin Fahretdina (Ufa, 1223 g. h.) s vstupitel'noj stat'ej i ukazatelyami [M.N. Farkhshatov, Isogai Masumi and R.M. Bulgakov. «My Biography» by Rizaitdin bin Fakhretdin (Ufa, 1223 A.H.) with an introductory article and indexes]. Tokyo, 2016. 40+80 p. (in Russian, English, Arabic) // Problems of Oriental Studies. 2016. No. 3 (73). P. 98-100. (in Russian).

4. Fakhretdinov, R. Asar [Heritage]. Kazan: Rukhiyat, 2010. 528 p. (in Old Turkic).

5. Fakhretdinov, R. Asar [Heritage]. Book 1. Author of the introductory article G.B. Khusainov, managing editor M.Kh. Nadergulov. Ufa: Gilem, 2006. 176 p. (in Old Turkic).

6. Fakhretdinov, R. Asar [Heritage]. Book 2. Author of the introductory article G.B. Khusainov, managing editor M.Kh. Nadergulov. Ufa, 2009. 224 p. (in Old Turkic).

7. Fakhretdinov, R. Uteshenie [Solace]. Book 1. Author of the introductory article G.B. Khusainov, managing editor S.M. Khusainov]. Ufa, 2011. 224 p. (in Old Turkic).

8. Fakhretdinov, R Uteshenie [Solace]. Book 2. Ufa, 2021. 224 p. (in Bashkir).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.