Научная статья на тему 'ИДЖАЗЫ ШЕЙХА МУХХАМАД-ЗАКИРА АЛЬ-ЧИСТАВИ ЗИННУРУ АУНУРУ БИН ГАБДУГАНИ АЛЬ-УТЯМЫШИ: ВОЛГО-КАВКАЗСКИЕ СЛЕДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТАРИКАТА НАКШБАНДИЙЯ-ХАЛИДИЯ'

ИДЖАЗЫ ШЕЙХА МУХХАМАД-ЗАКИРА АЛЬ-ЧИСТАВИ ЗИННУРУ АУНУРУ БИН ГАБДУГАНИ АЛЬ-УТЯМЫШИ: ВОЛГО-КАВКАЗСКИЕ СЛЕДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТАРИКАТА НАКШБАНДИЙЯ-ХАЛИДИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / СУФИЙСКИЙ ТАРИКАТ НАКШБАНДИЙА / МАХМУД АФАНДИ АЛ-АЛМАЛИ АД-ДАГЕСТАНИ / МУХАММАД-ЗАКИР ЧИСТАВИ (М.-З.КАМАЛОВ) / ЧИСТОПОЛЬСКАЯ МЕЧЕТЬ / МЕДРЕСЕ “КАМАЛИЯ” / ИДЖАЗ / ТАРИКАТ / ШЕЙХ / ПРЕЕМНИК / ISLAM / SUFI NAQSHBANDIYYA TARIQA / MAHMUD AFANDI AL-ALMALI AD-DAGESTANI / MUHAMMAD-ZAKIR CHISTAVI (M.-Z. KAMALOV) / CHISTOPOL MOSQUE / KAMALIYA MADRASAH / IJAZ / TARIKAT / SHEIKH / SUCCESSOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайрулаев Магомед Халитович

В статье описываются Волго-Кавказские преемственные связи Махмуда Афанди. Рассматривается наиболее известный преемник ветви халидийа шейх Мухаммад-Закира аль-Чистави Зиннуру Айнуру бин Габдугани аль-Утямыши. Отмечено, что в рукописном сборнике, найденном А. Фатхи, встречаются уникальные сведения о приемнике Махмуда ал-Алмали и Мухаммад-Закира Чистави мулле Зиннуре Айнуре бин Габдугани аль-Утямыши. А. Бустанов писал о важной роли этой персоны, но посетовал на отсутствие информации о нем. Автору удалось обнаружить новые сведения об этом богослове. Представлено описание иджаз шейха Мухаммад-Закира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IJAZY SHEIKH MUKHAMED-ZAKIR AL-CHISTAVI TO ZINNUR AUNUR BIN GABDUGANI AL-UTYAMYSHI: VOLGA-CAUCASIAN TRACES OF SUCCESSION OF THE TARIKAT NAYESHIBANDIA-KHALIDIYA

In the article describes the Volga-Caucasian successive ties of Mahmud Afandi. It considers the most famous successor of the Khalidiyya branch, Sheikh Muhammad-Zakir al-Chistavi, Zinnuru Ainuru bin Gabdugani al-Utyamyshi. It is noted that in the manuscript collection found by A. Fathi contains unique information about the successor of Mahmud al-Almali and Muhammad-Zakir Chistavi, Mullah Zinnur Ainur bin Gabdugani al-Utyamyshi. A. Bustanov wrote about the important role of this person, but complained about the lack of information about him. The author managed to find new information about this theologian. It is presented the description of the ijaz of Sheikh Muhammad-Zakir.

Текст научной работы на тему «ИДЖАЗЫ ШЕЙХА МУХХАМАД-ЗАКИРА АЛЬ-ЧИСТАВИ ЗИННУРУ АУНУРУ БИН ГАБДУГАНИ АЛЬ-УТЯМЫШИ: ВОЛГО-КАВКАЗСКИЕ СЛЕДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТАРИКАТА НАКШБАНДИЙЯ-ХАЛИДИЯ»

дополнения к порядку ношения гражданских форменных костюмов добавили запутанность и неразбериху в эти различия.

Установления внешних знаков различия для категорий лиц, не входящих в систему классных чинов, но участвующих в социальных и экономических процессах в империи, например, учащихся, представителей органов местного губернского самоуправления, а также частных организаций получили свое развитие не только как способ улучшить функционирование этих институтов. В их основе также лежали идеи стройной иерархичности российского общества, объеденного вокруг самодержавного престола.

Таким образом, итогами правления Николая I стала сформировавшаяся система знаков различия и символики форменного костюма гражданских служащих, представлявшая собой наглядное воплощение концепции государственного устройства того времени.

Литература и источники

1. Мироненко C.B. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX века. - М., 1990.

2. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собр. 2. Т. 9. Ч. 1. № 6860.

3. ШумиловЕ.Ф. Господа кафтанщики // Экспресс Ижевск. - 2000. - 7 апреля.

4. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собр. 2. Т. 26. Ч. 1. № 25381.

5. Кулинский А.Н. Русское холодное оружие. - СПб., 1994.

References and Sources

1. Mironenko C.B. Stranicy tajnoj istorii samoderzhaviya. Politicheskaya istoriya Rossii pervoj poloviny XIX veka. - M., 1990.

2. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 g. Sobr. 2. T. 9. CH. 1. № 6860.

3. Shumilov E.F. Gospoda kaftanshchiki // Ekspress Izhevsk. - 2000. - 7 aprelya.

4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 g. Sobr. 2. T. 26. CH. 1. № 25381.

5. Kulinskij A.N. Russkoe holodnoe oruzhie. - SPb., 1994.

МИХАЙЛОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель Юго-Западного государственного университета. MIKHAILOVA, ELENA N. - Senior Lecturer at Southwestern State University (iog1983@rambler.ru).

УДК 94(47).073/082:297 DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-44-49

ХАЙРУЛАЕВ М.Х. ИДЖАЗЫ ШЕЙХА МУХХАМАД-ЗАКИРА АЛЬ-ЧИСТАВИ ЗИННУРУ АУНУРУ БИН ГАБДУГАНИ АЛЬ-УТЯМЫШИ: ВОЛГО-КАВКАЗСКИЕ СЛЕДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТАРИКАТА НАКШБАНДИЙЯ-ХАЛИДИЯ

Ключевые слова: Ислам, суфийский тарикат Накшбандийа, Махмуд афанди ал-Алмали ад-Дагестани, Мухаммад-Закир Чистави (М.-З.Камалов), Чистопольская мечеть, медресе "Камалия", иджаз, тарикат, шейх, преемник.

В статье описываются Волго-Кавказские преемственные связи Махмуда Афанди. Рассматривается наиболее известный преемник ветви халидийа шейх Мухаммад-Закира аль-Чистави Зиннуру Айнуру бин Габдугани аль-Утямыши. Отмечено, что в рукописном сборнике, найденном А. Фатхи, встречаются уникальные сведения о приемнике Махмуда ал-Алмали и Мухаммад-Закира Чистави мулле Зиннуре Айнуре бин Габдугани аль-Утямыши. А. Бустанов писал о важной роли этой персоны, но посетовал на отсутствие информации о нем. Автору удалось обнаружить новые сведения об этом богослове. Представлено описание иджаз шейха Мухаммад-Закира.

KHAYRULAEV, M.Kh.

IJAZY SHEIKH MUKHAMED-ZAKIR AL-CHISTAVI TO ZINNUR AUNUR BIN GABDUGANI AL-UTYAMYSHI: VOLGA-CAUCASIAN TRACES OF SUCCESSION OF THE TARIKAT NAYESHIBANDIA-KHALIDIYA

Key words: Islam, Sufi Naqshbandiyya tariqa, Mahmud Afandi al-Almali ad-Dagestani, Muhammad-Zakir Chistavi (M.-Z. Kamalov), Chistopol mosque, Kamaliya madrasah, ijaz, tarikat, sheikh, successor

In the article describes the Volga-Caucasian successive ties of Mahmud Afandi. It considers the most famous successor of the Khalidiyya branch, Sheikh Muhammad-Zakir al-Chistavi, Zinnuru Ainuru bin Gabdugani al-Utyamyshi. It is noted that in the manuscript collection found by A. Fathi contains unique information about the successor of Mahmud al-Almali and Muhammad-Zakir Chistavi, Mullah Zinnur Ainur bin Gabdugani al-Utyamyshi. A. Bustanov wrote about the important role of this person, but complained about the lack of information about him. The author managed to find new information about this theologian. It is presented the description of the ijaz of Sheikh Muhammad-Zakir.

Во второй половине XIX в. развитие халидийской ветви накшбандийского тариката в Волго-Уральском регионе было связано с Кавказом, в частности, с деятельностью дагестанского шейха Махмуда аль-Алмали, который в1844 г. был сослан в Пермь, а где-то в середине 1860-х гг. переселился в Астрахань [1, с.359]. Во время пребывания в Казани Махмуд ал-Алмали встречался с Ш. Марджани и другими видными татарскими учеными. О влиянии и популярности Махмуда

ал-Алмали в Волго-Уральском регионе свидетельствуют сочинения Ш. Марджани [2], М. Рамзи [3], Р. Фахретдина [4] и других видных татарских богословов. Ш. Марджани, уделивший в «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» целый раздел биографии Махмуда ал-Алмали, пишет: «В нашем регионе его последователями стали мулла Закир бин Габдулваххаб бин Габдулкарим ас-Саснави, мулла Габдулгали бин Губайдулла бин Ибрахим ал-Биркави, мулла Габдулла бин Габдулгафур ал-Чакмаки и другие» [2]. Вдобавок к этому, по сведениям Ш. Багини [5], С. Башларова [6], Р. Фахретдина [4] и других авторов, у Махмуда Афанди было более двенадцати преемников, среди которых были и татары - Мухаммад-Закир Чистави (1804-1893), Абдульвахаб Алиев Астархани (ум. 1899), Абдулгали б. Губайдулла Байракави (ум. 1901) [2].

Одним из самых ярких преемников Махмуда Афанди являлся Мухаммад-Закир Чистави, который был имамом и мударрисом 1 -й соборной мечети города Чистополя. Происходя родом из деревни Сасна Малмыжского уезда, вначале он изучал «Таудих» у Таджуддина аль-Иштиряки (1768-1841), а затем поехал в Мачкару к Абдулле бин Яхъя аль-Чиртуши (ум. 1859), где завершил свое образование [2, с. 274-275]. Ш. Багини, со слов Хабибуллы Кахиби (1844-1926) [4], писал: «Мухаммад-Закир был человеком, отрицающим Махмуда Афанди. Затем увидел во сне Махмуда Алмали, и он ударил палкой Мухаммад-Закира, от чего он проснулся и заснул снова, это повторилось снова во второй, и так повторилось восемь раз. После чего Мухаммад-Закир поехал к Махмуду Афанди, и стал его мюридом, далее преемником». Также Шуайб аль-Багини отмечал, что тот достиг совершенства и стал муршид камиль за десять дней [4, с. 100-101].

По словам шейха Мухаммад Мурада Рамзи (1854-1934): «шейх Мухаммад-Закир -наиболее известный преемник ветви халидийа в наших краях, за кем следуют все, ибо не осталось ни одного района Казанской губернии, откуда великие ученые-богословы и совершенные достойные люди не последовали бы за ним». Также шейх М. Рамзи отмечает, что имел честь многократно встречаться Мухаммад-Закиром [3, с.409]. В своей книге «Мавафику садат» Сайфуллы-кади Башларова приводит следующие сведения о нем: «Наш покровитель и почитаемый шейх зуль-джанахайни (обладатель явных и сокровенных знаний), кутб двух тарикатов Абу Абдур-рахман Мухаммад-Закир ан-Накшбанди аль-Халиди аль-Муджаддиди аль-Увайси аль-Махмуди, да очистит Аллах его сирру, да смилостивится над ним Аллах, неукоснительно соблюдал адаб. Я не видел в тарикате никого другого, кто бы больше соблюдал адаб, чем он. Не видел никого другого, более остерегающегося нововведений (бид'а), чем он. Я не слышал его речи, кроме как несколько раз, несмотря на продолжительное пребывание рядом с ним, ибо он всегда бывал занят хузуром [6, с. 115-116].

Мухаммад-Закир открыл в городе Чистополь медресе «Камалия» в котором по официальным данным обучалось 60 человек. По неофициальным данным там насчитывалось более 400 человек. Среди выпускников этого учебного заведения были такие известные деятели как Р. Фахреддин (1959-1936), Ф. Карими (1870-1937), Гаяз Исхаки (1878-1954) и другие.

У Мухаммад-Закира Чистави было несколько преемников - Фахруддин бин Курбанали бин Курмаш (1823-1899) [2], Абдулгали бин Губайдулла Байракави, Абуубайда аль-Хусанийи ад-Дагистани, Зиннур Айнур бин Габдугани, Сайфулла-кади Башларов [6]. Последний получил иджазу увайсия. Как видно из этого списка, Мухаммад-Закир был учителем двух дагестанских шейхов, из-за чего его имя до сих пор широко известно среди дагестанских богословов. К примеру, выдающийся духовный наставник современности, шейх Саид Афанди (1937-2012) описывал Мухаммад-Закира так: «Изумруд, источающий благодать».

Несмотря на столь значительный вклад в развитие ислама, биография и духовное наследие Мухаммад-Закира остаются весьма слабо изученными с точки зрения современных исторических и религиоведческих научных подходов. Массивный пласт источников, связанных с деятельностью Мухаммад-Закира, дожидается своих исследователей в архивах Казани и Санкт-Петербурга. Данная статья посвящена одному из важнейших источников, отражающих взаимоотношения поволжских и кавказских шейхов тариката накшбандийа-халидия, деятельность Махмуда Афанди, Мухаммад-Закира и их учеников в пореформенный период. Речь идет о рукописном трёхъязычном (арабский, татарский и персидский) сборнике, который был обнаружен еще в 1978 г., но до сих пор не опубликован и не введен в научный оборот. Уникальный источник был найден Альбертом Фатхи в ходе археографической экспедиции. В 2015 г. источниковедческий анализ сборника осуществил А. Бустанов [7]. Книга начитается с писем Халида Багдади, в которых описываются

суфийские практики рабиты, зикра, этикет и т.д. Значительную часть сборника занимают письма шейха Махмуда ал-Алмали адресованные Мухаммад-Закиру Чистави, в которых шейх объясняет важнейшие моменты духовной практики в тарикате накшбандийа-халидия. О письмах Махмуда ал-Алмали нам известно из разных источником: из Асара Фахретддина [4], «Табакат хаваджакан» Шуайба аль-Багини [5, с.409], «Тухфатуль ахбаб аль-халидия» Усмана Цахури [8, с.114, 120], «Мактубат Халид Сайфулла ила Фукарра ахль ллах» Сайфулла-кади Башларова [6], «Сабат» Сайфулла-кади Башларова [6].

В анализируемом нами трехъязычном сборнике письма Махмуда Алмали, адресованные Мухаммаду Закиру Чистави, находятся на листах 55б - 130а. Они были специально переписаны Ахмадом бин Мухаммадом-вафа бин Абдульвахидом аль-Утямыши. Изучив текс писем Махмуда ал-Алмали, мы пришли к выводу о том, что Мухаммад Закир составил свою книгу «Табсиратуль муршидин», основываясь на письмах своего шейха, так как он приводит письма Махмуда ал-Алмали в этой книге.

В рукописном сборнике, найденном А. Фатхи, встречаются уникальные сведения о приемнике Махмуда ал-Алмали и Мухаммад-Закира Чистави мулле Зиннуре Айнуре бин Габдугани аль-Утямыши. А. Бустанов писал о важной роли этого лица, но посетовал на отсутствие информации о нем. Нам удалось обнаружить новые сведения об этом богослове. В рукописи под заглавием «Тазкиятуль ахбаб ва шафкуль интисаб» [7] (автор Садуддин бин мулла Юсуфкот) говорится об известных преемниках Чистави, среди которых первым упоминается Зиннур Хазрат [9]. В сборнике содержатся иджазы (разрешения) для обучения накшбандийскому тарикату хатма имама Раббани и хатма Хаваджакан, которые были даны Мухаммад-Закиром Зиннур хазрату. При этом очевидно, что сам Мухаммад-Закир получил их от Махмуда аль-Алмали. С одной стороны, эти иджазы демонстрируют преемственность тариката накшбандийя-халидия в Волго-Уральском регионе и на Кавказе, а с другой - отражают строгое соблюдение представителями этого тариката шариатских норм передачи знаний. Вместе с тем, публикуемые документы содержат уникальные сведения о Зиннур хазрате, который занимал важное место среди приемников Мухаммад-Закира. Ниже приводится перевод и факсимиле этих иджаз.

Иджаза в накшбандийском тарикате

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного

Хвала Аллаху, который сотворил нас для познания Его Всевышнего, и который скрыл познание в поклонение ему. Восхваление и приветствие Его посланнику Мухаммаду мир ему и благословение, который установил столпы ислама Его шариатом, и осветил путь поклонения светильниками Его тариката, пока не появился свет познания в сердцах его последователей, мир и благословление Аллаха ему и его семье.

Затем я даю разрешение(иджазу), чистому, богобоязненному ученому, имаму мулле Зиннуру Айнуру сыну Габдульгани Утымяши для обучения тариката Накшбандийя, Халидия, Муджадидия. Начиная с покаяния после истихары, потом обучать зикру после истихфара семь дней, каждый день пять тысяч раз, если не тяжело, согласно установленному порядку обучения зикра на латаифах, совершение рабиты, согласно тому, как это установлено в книгах, и то, что они видели в своих состояниях. Затем делать наставление, придерживаться шариата, и украшаться следованием сунне, и отдалением от новшеств. Он - Аллах, наставляющий на правильный путь. Пути воспитания известны, и мы не станем их перечислять, от Аллаха исходит наставление и к нему возращение.

Дающий иджазу, смиренный раб аль-хаджи харамайн, предводитель мусульман Мухаммад-Закир аль-Булгари аль-Чистайи сын Габдульваххаба аль-Саснави, Мухаммад-Закир Накшбандии Халиди, Муджадиди Хидрии, Мухаммади. Пусть Всевышний Аллах, сделает стремящихся к познанию Его, подобно покойнику перед омывающим его, перед тем имамом(Зиннур) которого назначил он(Мухаммад-Закир).

Иджаза хатм Имама Раббани

С именем Аллаха, хвала Аллаху, благословения и приветствия нашему господину и господину всех творений, посланнику Аллаха - Мухаммаду, ему и его семье лучшие из благословений Аллаха и приветствия Всевышнего Аллаха. О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада и Его семью. То, что Аллах желает - тому быть, что не желает - тому не быть. Нет силы и могущества, кроме как посредством Аллаха Всевышнего Превеликого, все решения

от Единого Могущественного, Он, Могучий, Прощающий, Он Обладатель всех благ. Затем я даю иджазу нашему брату ученому и другу, совершающему деяния набожных людей из уммы Мухаммада благословение великого Аллаха ему и его семейству и приветствие, предводителю мусульман мулле Зиннуру для чтения хатм Имама Раббани, обновителя второго тысячелетия, шейха Ахмада ас-Сарханди аль-Фаруки. (Читать) Сто раз благородных благословений (салават) Пророку, потом «Ля хавля валя куввата илля биллах» пятьсот раз вместе «алиюль азим» в начале и конце каждой сотой, затем благородный салават также сто раз. Затем посвящать вознаграждение за чтение хатм, господину всех пророков и посланников, им, и его семье и их семьям, лучшее из благословений. Затем посвятить душе Имама Раббани, обновителю второго тысячелетия, шейху Ахмаду ас- Сарханди аль-Фаруки и делать тавассуль посредством него для достижения цели.

Дающий иджазу, как и мне дали, бедный грешный раб Мухаммад-Закир.

Я доволен тем, что предопределил для меня Аллах, я предоставляю все свои дела Создателю, Аллах дал самое лучшее в прошлом, также даст лучшее в остальном.

Иджаза на хатм Хаваджакан

Именем Аллаха, лучшим из имен, Он - Господь земли и небес.

Также я дал разрешение (иджазу) Мулле Зиннуру упомянутому, да упомянет Аллах его благом, и наставлением пути познания Аллаха, для чтения хатм с дозволения Всевышнего Аллаха, избавляющего от трудностей, называющейся хатм Хаваджакан с условиями, покаяния, обращением к Нему, омовения, искренности, смиренности, закрытия глаз, изыскания помощи от чистых душ, хаваджах. Для избавления от бед и трудностей, особенно на пути тариката и определенные благословенные времена. Чтоб не оставлял чтение хатм никогда без уважительной причины, употребление сладостей до начала и после завершения чтения. Если не проводится в мечети, проведение в одном собрании, произнесения «таавуза» и «тасмията» в начале чтения каждой суры, соблюдение внешнего и внутреннего этикета. Затем посвящать вознаграждение за чтение душам хваджакан и делать тавасуль посредством них, для достижении цели, вероятностью присутствия (их душ) во время хамт на этом собрании, говоря к примеру: «О Аллах, прими от нас прочитанное хатм и увеличь вознаграждение и степень, доведи вознаграждение за прочитанный хатм душе хаваджаха Тайфура сына Исы господину познавших Бога Абу Язида Бастами, затем душе хаваджах Абуль Хасана Харкани, затем хаваджах Абу Яъкуб Юсуф Хамдани, затем душе хаваджах Убайдулла Ахрари, затем душе хаваджах Мухаммада Барса, затем душе главы, достигших познания хаваджах, господина Махмуда Фиаля, Накшбанди, Халиди, да смилостивится над ним Аллах Всевышний, и сделает его принимающимся рядом с ними, величием благословенного Пророка, да благословит его Всевышний Аллах, и изольет на нас свет познания Бога от них, и спустит на нас их благодать. Амин. Обладатель Величия и Щедрости, о наш Покровитель, о Аллах Великий. Я дал иджазу, как и мне дал иджазу мой шейх, моя опора, солнце наставлений, и луна начинаний. Дающий иджазу нуждающийся грешный Мухаммад-Закир.

—_ц,, ^_,,^ ^

1й [С/Ц„^^{¡НД^)^

У/*—¿' У--- ^ [.'Л,

глЦ/ор

щ

С?)

Рисунок 1. Иджаза для чтения хатм Имама Раббани. С 202б; Иджаза для чтения хатм Хаваджакан. С 203а.

Рисунок 2. Иджаза в накшбандийском тарикате. С 205б

Примечания

1 Абдулваххаб бин Али бин Ядкар бин Ибрахим бин Абдулмугмин. Был имамом и мударрисом 9-й мечети города Астрахани. Умер в 80-летнем возрасте 22 марта 1899 года. Был знатоком рецитации Корана, обучал шакирдов, из далеких краев люди приезжали к нему учиться. Сам он рецитации Корана обучился у астраханского ученого Абдуррахима бин Ашура. Он был седобородым, приветливым человеком, невысокого роста, с легкой походкой. Проводил время, изучая книги и читая Коран. Его манера чтения Корана и голос были приятны и любимы. Говорят, был сострадательным к калекам, готовым помочь нуждающимся. Письма от него приходили. Намеревался опубликовать одно из них, однако времена не способствовали этому делу.

2 Хузур - состояние сосредоточенности всем сердцем на Боге благодаря постоянному поминанию Бога.

3 Тарикат - букв. «путь» «дорога»; суфийское братство, практикующее особый метод пути сокровенного познания.

4 Иджаза - своего рода документ, дающий право самостоятельно воспитывать и обучать учеников.

5 Утымяши - село Старый Утымяш Черемшанский район РТ

6 Истихара - просьба о помощи к Аллаху при предпочтении одного из деяний, когда есть сомнение в целесообразности выполнения какого-то дозволенного, но не обязательного по шариату деяния. Есть специальный истихар намаз, который читают с оп. условиями.

7 Зикра - поминание Аллаха

8 Истихфар - форма покаяния.

9 Рабита- особая духовная связь наставника и ученика.

10 Хаджи харамайн- совершивший паломничество к двум святыням в Мекку и Медину.

11 Булгари- из Булгара.

12 Чистайи - из г. Чистополь, ныне Чистопольский р-н РТ.

13 Саснави - из с Сосновка, ныне Балтасинский р-н РТ.

14 Накшбанди - последователь тариката Мухаммада Накшбанда ветвь названа его именем.

15 Халиди - последователь линии Халидшаха Багдади в честь его имени халтди.

16 Муджадиди - от имени Имама Раббани, которого называли Ахмада Сирхинди муджадиди альфи сани (обновитель второго тысячелетия по хиджре).

17 Хидрии - честь Хидра мир ему.

18 Махмуди - честь его наставника Махмуда Алмали ад-Дагистани его именем.

19 Умма - общины (последователи).

20 Хатм - коллективное чтение зикров, обычно проводят раз неделю в воскресенье.

21 Ля хавля валя куввата илля биллах - Нет силы и могущества кроме как у Аллаха.

22 Алиюль ази - Великий, Возвышенный.

23 Тавасуль - испрашивание благодати и заступничества перед Аллахом посредством пророков и аулия.

24 Благословенные времена - наиболее благоприятное для чтения молитв время суток и день недели (к примеру, ночь на пятницу).

25 Формула предостережения от щайтана «Аузу биллахи мина щайтани рраджим» - предостерегаюсь посредством Аллаха щайтана побитого камнями.

26 Тасмият - «бисмиллахи ррахмани ррахим» - именем Аллаха милостивого и милосердного.

27 Тавасуль - посредничество. В суф. терм. прощения помощи посредством Пророков. Аулия- святых.

Литература и источники

1. Шихалиев Ш.Ш. Зайнулла Расулев и Сайфулла-кади Башларов: Письменные свидетельства о наставничестве двух шейхов // Традиционный ислам в Росии и выдающийся башкирский ученый-теолог, просветитель мусульманского мира шейх

Зайнулла Расулев. Материалы Международной научной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения выдающегося башкирского религиозного и общественного деятеля Зайнуллы Расулева (1833-1917) гг. (Уфа, Учалы и Троицк, 4-8 июля 2018 г.) - Уфа, 2018.

2. Мэржани Ш. Местафадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. - Казан: Болгар ислам академиясе, 2018.

3. Мурад Рамзи. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулук ат-татар («Свод известий и сочетание преданий о событиях Казани, Булгара и татарских царей»). - Бейрут, 2002.

4. Фахрутдин Р. Асар. Т. 3-4.

5. Шуайб аль-Багини. Табакат хаваджакан накшбандия ва садатиль машаихиль халидиятиль махмудия. - Махачкала: Рисалат, 2014.

6. Сайфулла-кади Башларов. Мавафику Садат фи риязы ахль саадат фи хавзиль мурадат. - Махачкала: Нуруль иршад, 2011.

7. Бустанов А.К. Рукопись в контексте сибирского ислама / Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. // Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. - 2009. - № 5. - С. 166-180.

8. Усман Цахури. Тухфатуль ахбабуль халидия. - Темирхан- Шура, 1332 г.х.

9. Садуддин бин мулла Юсуфкот. Тазкиятуль ахбаб ва шафкуль интисаб. Л. 4а-4б.

References and Sources

1. Shihaliev Sh.Sh. Zajnulla Rasulev i Sajfulla-kadi Bashlarov: Pis'mennye svidetel'stva o nastavnichestve dvuh shejhov // Tradicionnyj islam v Rosii i vydayushchijsya bashkirskij uchenyj-teolog, prosvetitel' musul'manskogo mira shejh Zajnulla Rasulev. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 185-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya bashkirskogo religioznogo i obshchestvennogo deyatelya Zajnully Rasuleva (1833-1917) gg. (Ufa, Uchaly i Troick, 4-8 iyulya 2018 g.) - Ufa, 2018.

2. Mэrzhani Sh. Mestэfadel-ekhbar fi эhvali Kazan vэ Bolgar. - Kazan: Bolgar islam akademiyase, 2018.

3. Murad Ramzi. Talfik al-ahbar va talkih al-asar fi vakai Kazan va Bulgar va muluk at-tatar («Svod izvestij i sochetanie predanij o sobytiyah Kazani, Bulgara i tatarskih carej»). - Bejrut, 2002.

4. Fahrutdin R. Asar. T. 3-4.

5. Shuajb al'-Bagini. Tabakat havadzhakan nakshbandiya va sadatil' mashaihil' halidiyatil' mahmudiya. - Mahachkala: Risalat, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Saj fulla-kadi Bashlarov. Mavafiku Sadat fi riyazy ahl' saadat fi havzil' muradat. - Mahachkala: Nurul' irshad, 2011.

7. Bustanov A.K. Rukopis' v kontekste sibirskogo islama / Seleznev A.G., Selezneva I.A., Belich I.V. // Kul't svyatyh v sibirskom islame: specifika universal'nogo. - 2009. - №> 5. - S. 166-180.

8. Usman Cahuri. Tuhfatul' ahbabul' halidiya. - Temirhan- Shura, 1332 g.h.

9. Saduddin bin mulla Yusufkot. Tazkiyatul' ahbab va shafkul' intisab. L. 4a-4b.

ХАЙРУЛАЕВ МАГОМЕД ХАЛИТОВИЧ - аспирант Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета (Assalam-kazan@mail.ru).

KHAYRULAEV, MAGOMED Kh. - Ph.D. student of the Institute of International Relations of the Kazan (Volga Region) Federal University (Assalam-kazan@mail .ru).

УДК 94(47).07 DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-49-53

МУТИЕВА О.С.

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНА)1

Ключевые слова: Кавказская война, экстремальная повседневность, женщина, самоорганизация, осада, выживание, адаптация, детоубийство.

В статье исследуются особенности самоорганизации дагестанских женщин в условиях Кавказской войны, анализируются практики адаптации женщин к экстремальным ситуациям, в частности, материнская модель поведения с детьми в экстремальных условиях осады аулов. Делается вывод, что женщинами была выработана стратегия поведения и выживания в экстремальных условиях. Некоторые практики адаптации женщин к экстремальным ситуациям выражались в девиации, в жертвенности своими детьми. Наряду с этим, под влиянием военного фактора у женщин формировались новые модели поведения в отношении мужей - уклонистов от воинской службы и дезертиров. Отмечено, что, поскольку муж-дезертир еще более усугублял жизнь семьи, женщине пришлось оказывать на него психологическое давление, убеждая идти воевать.

MUTIEVA, OS.

SELF-ORGANIZATION OF WOMEN IN THE EXTREME CONDITIONS OF THE CAUCASIAN WAR

(ON THE EXAMPLE OF DAGESTAN)

Key words: Caucasian war, Extreme everyday life, woman, self-organization, siege, survival, adaptation, infanticide.

In the article examines the features of self-organization of Dagestani women in the conditions of the Caucasian War, analyzes the practice of adapting women to extreme situations, in particular, the maternal model of behavior with children in the extreme conditions of the siege of auls. It is concluded that women have developed a strategy of behavior and survival in extreme conditions. Some practices of adaptation of women to extreme situations were expressed in deviation, in the sacrifice of their children. Along with this, under the influence of the military factor, women developed new models of behavior in relation to their husbands - evaders from military service and deserters. It was noted that since the deserter husband further aggravated the family's life, the woman had to exert psychological pressure on him, convincing him to go to fight.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №20-011-31371 «Социальная активность женщин в общественно-политических процессах в республиках Северного Кавказа в контексте развития гражданского общества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.