Научная статья на тему 'РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ УЗБЕКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ УЗБЕКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ораторское искусство / классическая литература / проповедь / голос / слово / норма / мысль / грубость / грамматика / проповедь / ударение

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.Абидов, У.Болтабоева

В статье рассматривается роль ораторского искусства в изучении узбекской классической литературы, истории речевой культуры и проповеднического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ УЗБЕКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal Volume 3 Issue 1 / March 2022 ISSN 2181-063X

РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ УЗБЕКСКОЙ

КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А.Абидов У.Болтабоева ФРФ ГИИКУз

Аннотация: В статье рассматривается роль ораторского искусства в изучении узбекской классической литературы, истории речевой культуры и проповеднического искусства.

Ключевые слова: ораторское искусство, классическая литература, проповедь, голос, слово, норма, мысль, грубость, грамматика, проповедь, ударение.

THE ROLE OF PUBLIC SPEECH IN THE STUDY OF UZBEK CLASSICAL

LITERATURE

A.Abidov U. Boltaboeva FRB UzSIAC

Abstract: The article discusses the role of oratory in the study of Uzbek classical literature, the history of speech culture and preaching art.

Keywords: oratory, classical literature, sermon, voice, word, norm, thought, rudeness, grammar, sermon, stress.

Что такое публичные выступления? «Риторика (греч. Retorike - «искусство ораторского искусства») - это наука об искусстве ораторского искусства, которая учит искусству публичного выступления, секретам эффективного воздействия на аудиторию через свою речь, культуре ораторского искусства».

В древности оратора называли проповедником, а его речь называли проповедью. Искусство проповеди - это искусство публичных выступлений, искусство публичных выступлений, искусство публичных выступлений, искусство публичных дебатов, искусство публичных выступлений, искусство публичных выступлений, искусство публичных выступлений.

Великий покровитель узбекского классического литературного языка Алишер Навои не только поднял в свое время искусство речи на высокий уровень, но и серьезно изучил теорию речевой культуры. Он посвятил 24-ю главу своего сочинения «Махбубул-кулуб» проповедованию, а его произведения

«Мухокаматул лугатайн» и «Мажолисун нафоис» непосредственно обращались к теоретическим проблемам лингвистики, чтобы определить место узбекского языка среди других языков. Благодаря работе Навои по изучению узбекской речевой культуры, узбекский литературный язык продемонстрировал в 15 веке, что это язык, способный создавать всемирно известные литературные произведения. Его произведения, особенно газели, внесли неоценимый вклад в развитие практики речевой культуры узбекского литературного языка.

Алишер Навои в своей работе «Мухокаматул лугатайн» сказал, что каждый язык, независимо от его размера, имеет свои преимущества, которых нет ни в одном другом языке, и персидский язык стал известным языком. Несмотря на это, он заявляет, что он не имеет некоторых возможностей тюркского языка, и в качестве доказательства он приводит 99 глаголов, которые использовались в узбекском языке в то время, указывая на то, что их не существует в персидском языке.

Произведения Алишера Навои «Мухокаматул лугатайн», «Махбубул кулуб», «Назмул жавохир» не только прекрасные образцы речи на узбекском языке, но и способствовали его развитию.

(Читаются и анализируются отрывки из произведений Навои выше.)

Знаменитый ученый Хусейн Ваз Кашфи, живший в Герате в 15 веке, также сделал ценные комментарии по поводу речи:

«Общеизвестно, что честь человечества лишена этой чести речью и человеком, не соблюдающим этикета речи. Это слово всегда следует использовать для обозначения «хорошо», «точно и правдиво».

I. Существует шесть правил этикета для взрослых:

1. Пусть каждый говорит сообразно своим способностям;

2. Позвольте ему говорить с добротой и мягкостью, но не грубо;

3. Позвольте ему улыбаться и открыто говорить, когда он говорит;

4. Он не должен повышать голос или говорить так, чтобы не беспокоить слушателей;

5. Говорите значимые вещи, которые приносят пользу людям;

6. Если слово не имеет ценности, не произносите его, ибо слово великое подобно семени, и если семя пустое или гнилое, оно не прорастет, где бы вы его ни посеяли;

II. Этикет восьмилетней молодежи:

1. Не разговаривайте, пока не спросите;

2. Не повышайте голос во время разговора;

3. Не смотрите налево или направо, когда говорите;

4. Не говорите предвзято и саркастически;

5. Не говори резко и не беги на страницу;

6. Говорите вдумчиво, чтобы не пожалеть;

7. Не позволяйте людям говорить;

8. Не говори слишком много. Потому что слишком много говорить - признак умственной отсталости. Пусть будет немного, но пусть это будет лозунг.

З.М. Бабур занимает особое место в истории узбекской литературной речи. Стихи поэта и «Бобурнома» - прекрасные образцы речи. Неслучайно мировые ученые признают Бобурнома лучшим прозаическим произведением XV века. Бобурнома - прекрасно написанное произведение. Сам Бабур - популярный писатель, и другим советует поступать так же. В частности, достаточно вспомнить письмо Бабура к Хумаюну. (Письмо читается и анализируется.)

Также в творчестве таких мыслителей, как Огахи, Камил Хорезми, Мунис Хорезми, Машраб, Махмур, Гулхани, Нодира, Увайси, Мукими, Фуркат, Аваз Отар оглу, Фитрат, Бехбуди, Софизода, Хамза, создавшие в последующие столетия Священное Писание. нормы узбекского классического литературного языка практически усовершенствованы, а их произведения внесли неоценимый вклад в развитие речевой культуры.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что восточные мыслители тщательно изучают язык перед говорящим, осваивают его лексическое богатство и грамматику, учатся говорить логически, обращают внимание на внутреннюю (содержание) и внешнюю «форму» речи. задачи по привлечению внимания, составлению красивой и эффективной речи, целенаправленному и правильному использованию языковых ресурсов и глубокому анализу их выполнения.

Итак, поскольку история - это древность культуры речи, ее богатство также неисчерпаемо. Надлежащее использование этих ресурсов создает привлекательную речь. Это отличный пример нашей речи, которая представляет собой набор слов, выбранных из богатства литературного языка. В процессе речи вырабатываются и улучшаются четкие закономерности.

В существующей лингвистической литературе мы встречаем такие понятия и термины, как оратор, ораторское искусство, проповедник, проповедник, проповедническое искусство. В народе встречаются такие выражения как: красноречивый, красноречивый, красноречивый, красноречивый, красноречивый, красноречивый, красноречивый, красноречивый, красноречивый. Все процитированные слова и фразы выражают уровень человеческой речи и уровень совершенства речи, модели речи, которые отличаются от общей речи. Говорит каждый, если он не родился с дефектом речи. Но не все люди одинаковы. Беглость речи - это особая способность. Риторика в классическом понимании - это необыкновенное искусство речи. Истинные ораторы приобретают навыки ораторского искусства благодаря

естественным способностям, а также постоянной работе над своим языком и речью.

В литературе прошлого и прошлого ораторское искусство, представляющее собой особый речевой навык, отличается от повседневной речи и речевой деятельности людей. Настоящее искусство, говоря об особенных способностях, не для всех.

Не всякая речь является примером «говорения» (как искусства), и ее владелец на самом деле не «оратор» (в смысле художника). Ораторское искусство издавна трактовалось как особое умение, искусство, особые, уникальные способности человека. В связи с этим ораторское искусство (не отрицая связи между ними) необходимо отличать от речевой культуры. Любая форма устной речи не является речью в смысле разговорных навыков. На наш взгляд, работу над культурой речи и даже над лекторами, пропагандистами (среди которых настоящие ораторы редки) не стоит называть «искусством публичных выступлений».

В узбекском языкознании и истории искусства ораторское искусство и его прошлое развиты недостаточно. В результате многие сходства и различия между прошлой речью и областью речевой культуры в настоящем смысле для нас неясны. Положительные стороны прошлой речи должны широко использоваться в области культуры речи и ее цели при общении с общественностью. Многие из руководящих принципов, правил, личных способностей и действий известных ораторов могут быть хорошими образцовыми инструментами пропаганды в воспитании культуры речи. Этот вопрос хорошо освещен в книге С. Иномходжаева «Речь прошлого Востока».

Как известно, в искусстве публичных выступлений цель - привлечь публику, публику. Речь спикера должна быть красивой и увлекательной. Для достижения красоты большое внимание уделяется содержанию речи, силе логики, молчанию предложений. В этом смысле эти строки вполне уместны: «Речь - это прежде всего красивая речь. Но мало того, что речь красивая, можно говорить всякую чушь. Это не риторика, это риторика ».

В своей книге «Культура языка» Г.О.Винокур акцентирует внимание на аспектах речевой культуры, связанных с ораторским искусством: «Я понимаю речь, которая выполняет особую функцию в пробуждении системы восприятия».

Сегодня понятие ораторского искусства и термин оратор понимаются и используются в более широком, более общем смысле, а не в смысле индивидуальных навыков и искусства. Каждый, кто говорит сейчас, называется оратором. В результате термин «говорящий» отошел от своего первоначального значения и стал синонимом каждого говорящего, будь то формальный или неформальный.

Такое расширение и популяризация понятий ораторского искусства и риторики привело к более простому и широкому пониманию и интерпретации «риторики» и «риторики» в научных работах в области риторики. Соответственно, искусство публичных выступлений больше не является просто навыком говорения (уникальной способностью, искусством), но может быть истолковано как нечто, что каждый может и должен освоить.

Из вышесказанного ясно, что особый интерес представляет взаимосвязь между культурой речи и искусством публичных выступлений.

У культуры речи и публичных выступлений много общего. Обе области связаны с языком и речью, человеческой речью. Оба они стремятся сделать речевую деятельность людей полезной, эффективной, острой, служат развитию речевой культуры человека, его речевой жизни. И культура речи, и речь питаются законами речевого этикета, речевой красоты и речевой логики. Однако, на наш взгляд, публичные выступления следует отличать от публичных выступлений (public Speaking).

Искусство публичных выступлений, присущее некоторым людям, представляет собой отдельное искусство, которое достигается за счет личных способностей и активности в области устной речи. Вы можете увидеть сочетание навыков и умений в упорной работе. Это связано с тем, что в прошлой культурной жизни любого народа было немного людей, выросших в этом народе и заслуживших престижное звание оратора.

Концепция речевой культуры - это не совсем искусство публичных выступлений, но это не очень простое явление с точки зрения навыков публичных выступлений.

Из вышесказанного ясно, что есть некоторые сходства и общие черты между концепциями речевой культуры и публичных выступлений. Это отражается в общности инструментов для обеих отраслей. Но, тем не менее, понятие ораторского искусства не совсем то же самое, что понятие культуры речи. Между ними есть несколько важных различий. Эти:

1. Культура речи - это действительно явление, связанное с литературным языком. Его происхождение, языковая основа, требования и критерии связаны с литературным языком и его нормами. Это не отличительные черты публичных выступлений. Спикеры включают тех, кто не полностью соответствует требованиям литературного языка, и тех, кто демонстрирует истинное ораторское искусство на определенном диалекте или диалекте. Риторика определяется не характером языкового материала, а эффективностью речи, искусством речи.

2. Ораторское искусство - устная форма речи. Публичные выступления - это искусство говорить. Речевая культура - это понятие, применимое как к устной, так и к письменной форме речи.

3. Под культурой речи понимается общая говорящая деятельность членов сообщества. Цель и мечта области культуры речи - культурное развитие речи каждого. С другой стороны, классическая риторика представляет собой искусство речи индивидов. Риторика - это прежде всего передача идей и целей людям посредством речи, мобилизация их для достижения определенной цели. То есть в искусстве публичных выступлений главное - привлечь аудиторию.

4. Выступление художника в основном рассчитано на широкую аудиторию. Спикера слушают более одного человека. Культура речи включает в себя, помимо прочего, обычные разговоры между людьми за пределами аудитории.

5. Свободно владеть возможностями и богатством родного языка может любой желающий, отвечающий требованиям культуры речи. Но не каждый может быть оратором в смысле художника. Но каждый говорящий, использующий литературный язык, должен знать культуру речи.

6. Культура речи - это область, в которой действует большинство, широкая публика. В этом смысле культура речи является требованием для широкой публики, но публичные выступления - это прежде всего способность, личная способность. Речь в смысле индивидуального искусства учитывает искусство речи, красоту речи. И культура речи не означает, что все художники. Он в основном направлен на развитие способности говорить и писать правильно в культурном отношении на своем родном или другом языке.

7. Речевая культура - это не только понятие и область, связанная с речевой деятельностью, она также связана с языковой культурой, то есть изучением литературного языка и его норм, а также обработкой этих норм. Искусство публичных выступлений не предполагает такой научной и нормативной деятельности.

8. Ораторское искусство больше фокусируется на логической основе содержания речи, структуре содержания, а область речевой культуры больше сосредотачивается на языковой структуре речи - лингвистической структуре.

9. Спикера в первую очередь интересует речь конкретного человека -спикера или группы - спикеров. Он не учитывает речь аудитории в самом широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается речевая деятельность людей в целом, культура речи. Следовательно, с точки зрения цели речевой культуры и с точки зрения речевой деятельности широкое поле речи является узким полем.

10. Искусство публичных выступлений не предусматривает заранее существовавшей схемы и плана для говорящего, и этот тип речи не всегда

является заранее подготовленной речью, а область культуры речи основана на богатстве и средствах носителя языка. язык, то есть литературный язык, дает возможность использовать его надлежащим образом в соответствии с требованиями цели и требованиями стиля. Это умение необходимо любому художнику-оратору.

11. Наука публичных выступлений и публичных выступлений имеет долгую историю, а культура речи все еще молода и нова как научная проблема и научная область.

Кайковус считает, что говорящий, должно быть, изучил значение слова во всех отношениях: «О дитя, знай лицо и оборотную сторону слова, следуй за ними, говори многозначительно, когда говоришь, это признак красноречия. Если вы не знаете, что означает это слово, когда говорите, вы как птица, это называется попугай! Мы называем его оратором, чтобы каждое его слово было понятно людям, и каждое слово людей было известно ему. Не говорите без раздумий, обдумывайте каждое слово, пока не пожалеете о том, что сказали. Даже если вы хорошо знаете это слово и науку, не интерпретируйте ни одно слово неверно. Говори одно и то же слово ».

Итак, исходя из вышесказанного, ораторское искусство как вид искусства, как и другие виды искусства, выражает предметы и события в реальности посредством слов и создает их художественный образ. Ораторское искусство также зависит от изучения языка, что требует ясности и последовательности в выражении идей.

Использованная литература

1. Махмудов Н. Адреса просвещения. Ташкент, 1999.

2. Кунгуров Р., Бегматов Э., Тоджиев Ю.О. Основы речевой культуры и методики. Ташкент, 1992.

3. Кудратов Т. Основы речевой культуры. Ташкент, 1993.

4. Болтабоева У. "Сценическое речь". Учебное пособие. Ташкент, «Инновация-Зиё» -2021.

5. Boltaboeva, U., & Madaminov, S. (2021). FACTORS OF DEVELOPMENT OF UZBEK TRADITIONAL THEATER. CURRENT RESEARCH JOURNAL OF PEDAGOGICS, 2(11), 32-40.

6. Boltaboeva, U. (2021). The Art of Directing: Composition and Scales. International Journal of Culture and Modernity, 11, 16-24.

7. Болтабоева, У. (2021). Булажак актёрларни тарбиялашда педагогик ёндашувлар. Oriental Art and Culture, 2(3), 88-98.

8. Boltaboeva, U., & Xalilov, Y. (2021). Teatr san'atining o 'ziga xos xususiyatlari. Oriental Art and Culture, 2(3), 40-48.

9. Boltaboyeva, U., & Yu, K. (2021). The director's work on monologue and mise-en-scenes. CURRENT RESEARCH JOURNAL OF PEDAGOGICS, 2(10), 71-77.

10. Хатамова, Ё., & Болтабоева, У. (2019). Нут; техникасини такомиллаштиришда хал; огзаки ижодидан фойдаланиш усуллари. Oriental Art and Culture, (IV (1)), 50-52.

11. Болтабоева, У., & Дехдонов, Р. (2021). Хаётийлик ва хаддонийлик драматик асар, режиссура, актёрлик махорати асоси. Oriental art and culture, 2(3), 134-141.

12. Болтабоева, У. (2020). КУГИРЧОК ТЕАТРИ ГУРУХЛАРИДА САХДАВИЙ НУЩНИНГ АДАМИЯТИ. Oriental Art and Culture, 1(5), 85-92.

13. Болтабоева, У. (2021). МУСЩАЛИ ДРАМА ТЕАТРЛАРИНИНГ РИВОЖЛАНИШИДА ТАРИХИЙ АСАРЛАРНИНГ РОЛИ. Oriental Art and Culture, (6).

14. Эргашев, К., & Болтабоева, У. (2021). УЧИНЧИ РЕНЕССАНС ЁШЛАР НИГОХИДА. Oriental Art and Culture, (6).

15. Усмонов, Ш. Ю. (2021). РЕЖИССЁРНИНГ РАССОМ БИЛАН ИШЛАШИ. Oriental Art and Culture, (6).

16. Usmonov, S., & Talaboyev, A. (2021). Work of the director with an artist. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 24072410.

17. Abdunazarov, Z. (2021). Features of Theatrical Art. International Journal of Culture and Modernity, 11, 1-7.

18. Abdunazarov, Z. (2021). Hamza hakimzoda niyoziy dramaturgiyasi. Oriental Art and Culture, 2(3), 170-178.

19. Абдуназаров, З. (2021). ИЖОДИЙ СИНТЕЗ ЖАРАЁНЛАРИНИ ТАШКИЛ ЭТИШДА РЕЖИССЁРНИНГ РОЛИ. Oriental Art and Culture, (6).

20. Boltaboeva, U., Abdunazarov, Z., & Usmonov, S. (2021). The balance of language and speech in the Uzbek theater. ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH, 10(4), 788-792.

21. Tursunova, G. (2021). Russian Music in the First Half of the XIX Century, A Look at the Cultur e. International Journal of Culture and Modernity, 11, 76-82.

22. Boltaboeva, U., Andunazarov, Z., & Tursunova, G. (2020). Importance of tongue twisters and proverbs in overcoming speech defects. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 12(2), 2902-2905.

23. Tursunova, G., & Karimov, B. (2020). Factors that should be considered in musical theater actors education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 57-61.

24. Tursunova, G. (2021). BALET RAQS SAN'ATINING O'RNI VA TARIXIY TARAQQIYOTI. Oriental Art and Culture, (6).

25. Akbarova, M., Tursunova, G., & Abdunazarov, Z. (2020). Pedagogical aproaches to the formation of musical literacy of students in the sytem of Higher Education. European Journal of Arts, (1), 125-128.

26. Talaboev, A., Akbarov, T., & Haydarov, A. The European Journal of Arts, Issue 1/2020.

27. Haydarov, A. (2021). A LOOK AT RUSSIAN MUSICAL CULTURE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY. CURRENT RESEARCH JOURNAL OF PEDAGOGICS, 2(11), 24-31.

28. Haydarov, A. (2019). AKTYORLIK SAN'ATIDA VOKALNING O 'RNI. Интернаука, (19-4), 55-56.

29. Haydarov, A. (2020). QOSHIQLAR ORQALI O'QUVCHILARDA VATANPARVARLIK TUYGUSINI SHAKLLANTIRISH. Oriental Art and Culture, (IV).

30. Haydarov, A. (2021). The role of Uzbek folklore in the aesthetic development of youth. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 1973-1977.

31. Akbarov, T. (2020). Vocal performance role in performing art. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 77-80.

32. Dadaboev, Y., & Dehqonov, R. Hordo Structures in Central Asian Architecture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Болтабоева, У., & Дехдонов, Р. (2021). Хдётийлик ва хаддонийлик драматик асар, режиссура, актёрлик махорати асоси. Oriental art and culture, 2(3), 134-141.

34. Дехдонов, Р. (2020). СОЕЛОМ АВЛОДЛАРНИ ШАКЛЛАНТИРИШДА ХАЛК УЙИНЛАРИ ВА АНЪАНАЛАРИНИНГ ТУТГАН УРНИ. Oriental Art and Culture, (V).

35. Madaliyev, A. (2021). Dramaturgy of Traditional Uzbek Puppet Theater. European Journal of Life Safety and Stability (2660-9630), 11, 37-43.

36. Мадалиев, А. (2021). НОДАВЛАТ КУ^ИРЧОК ТЕАТРЛАРИДА АКТЁРЛИК САНЪАТИ МАСАЛАЛАРИ. Oriental Art and Culture, (7), 37-48.

37. Мадалиев, А. (2021). Кугирчод театри актёрининг пластик имкониятлари. Oriental Art and Culture, (7), 49-57.

38. Мадалиев, А. (2021). Кугирчод театри тарихига назар. Oriental art and culture, 2(3), 125-133.

39. Umarova, X. (2021). AKTYOR IJODIDA SO'ZLASHUV MUNOSABATLARINING O'RNI. Oriental Art and Culture, (6).

40. Умарова, Х., & Курбонов, М. (2021). КС CTAmCTABCKm ТAЪЛИМОТИДA AK^ra^ СAXНABИЙ ТAРБИЯСИ. Oriental Art and Culture, 2(3), 76-87.

41. HyngarneB, K. (2021). PE^HCCYPA BA AKTEP.THK MAXPPATH OAH.TAPHHH HНABAЦHOН Y^HTHm. Oriental Art and Culture, 2(3), 114-124.

42. Juraeva, M., & Gofurova, B. (2021). FURKAT AND THEATER. CURRENT RESEARCH JOURNAL OF PEDAGOGICS, 2(10), 118-124.

43. Fo^ypoBa, E. (2020). AKTEPHHHr HYT^HHH TAKOMH^^AmTHPHm^A HHHOBAЦHOH TEXHO^OrH^^APHHHr A^AMH^TH. Oriental Art and Culture, (V).

44. nynaroB, P. (2020). «MHP3O YTYFEEK» TPATE£H£CHHHHr ^PATHTHmH TAPHXH. Oriental Art and Culture, (V).

45. O'Taganov, R. J. (2020). TA'LIM USLUBINING ASOSIY AFZALLIKLARI. Oriental Art and Culture, (V).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.