Научная статья на тему 'Роль психологических принципов в формировании криминалистической методики расследования преступлений против конституционных прав и свобод человека гражданина'

Роль психологических принципов в формировании криминалистической методики расследования преступлений против конституционных прав и свобод человека гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербич Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль психологических принципов в формировании криминалистической методики расследования преступлений против конституционных прав и свобод человека гражданина»

цивилизации соответственно так же можно разделить на два типа - «правоцентристские» (социальная жизнь которых организуется вокруг идеи верховенства права и с необходимостью приводит к возникновению правового государства) и «неправоцентристские» (социальная жизнь которых организуется вокруг другой идеи, например, идеи государства как самодовлеющей политической силы, не нуждающейся в правовой легитимации, и поэтому не приводит к возникновению правового государства).

Следовательно, этносы второго типа, если они действительно хотят изменить сложившуюся ситуацию, должны переосмыслить способ своего социального бытия, «антропологическую составляющую» своего мировоззрения, внимательно разобраться в механизме своего правосознания и устранить все ментальные «неполадки» в его работе. Тогда и для них смысловое тождество онтологии права и антропологии права обнаружит себя в полной мере.

1 См.: Валентей С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив / С.Д. Валентей, Л.И. Нестеров. М., 2003. С. 54-84; Васильев Л.С. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1: Учебник по специальности «История». М., 1993. С. 13-46; Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С. 27-44; Кондаков И.В. Запад и Восток // Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. СПб., 1998. С. 211-214; Лапкин В.В. Лапкин В.В. Универсальная цивилизация: болезнь роста и ее симптомы // Политические институты на рубеже тысячелетий... С. 12-26; Оболонский А. Почему Россия не стала Западом? // Дружба народов. 1992. № 10. С. 71-74; Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. С. 8-19; Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Брасова. М., 1999; Уткин А.И. Запад и Россия. М., 2000. С. 521-558; Бго же. Вызов Запада и ответ России. М., 2003. С. 34-44, 603-606; Федотова В.Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки. 2000. № 1. С.5-36.

2 См.: Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории Минск, 1998. С. 411-420, 422, 531.

3 См.: Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. С. 40-43.

4 См.: Валентей С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив / С.Д. Валентей, Л.И. Нестеров. М., 2003. С. 54-84.

5 См.: Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998. С. 488-492, 562-584; Бго же. Критика практического разума // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 313-333, 344; Бго же. Основы метафизики нравственности // Там же. С. 289-292.

6 См.: Клюев Б.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. М., 1998; Петрушенко Л.А. Принцип обратной связи. (Некоторые философские и методологические проблемы управления). М., 1967; Бго же; Бдинство системности, организованности и самодвижения (О влиянии философии на формирование понятий теории систем). М., 1975.

7 Термины «Незапад» («не-Запад») и «незападный» (иногда в значении «незападный» употребляется термин «неевропейский») в последнее время заняли довольно прочные позиции в научной литературе. См. о них подробнее: Валентей С.Д. Указ. соч.; Васильев Л.С. Указ. соч.; Дилигенский Г.Г. Указ. соч.; Лапкин В.В. Указ. соч.; Уткин А.И. Запад и Россия; Бго же. Вызов Запада и ответ России; Федотова В.Г. Указ. соч.; Бе же. Свободный выбор и принуждение к свободе // Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. Серия: Россия накануне XXI века. Вып. 4. СПб., 1995. С. 15-28.

Л.А. Щербич*

Роль психологических принципов в формировании криминалистической методики расследования преступлений против конституционных прав и свобод человека гражданина

Конечным «продуктом» криминалистической науки, поступающим на вооружение следственной практики, являются частные криминалистические методики, в содержании которых на основе положений и видов общей и частных криминалистических теорий сводятся криминалистические рекомендации по осуществлению судебного исследования и предотвращения преступлений. Совокупность частных методик образует криминалистическую методику как раздел криминалистики, в который, помимо них, входит и некоторая система научных положений как основание построения и адаптации этих методик1. Представление о структуре и содержании частных методик расследования во

* Докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

многом зависит от общего представления о криминалистической методике как разделе криминалистики.

Так, по мнению И.А. Возгрина, «криминалистическая методика, являясь одним из разделов криминалистики, изучает закономерности организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в целях выработки, в строгом соответствии с требованиями законности, научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективному проведению судебного исследования отдельных видов преступлений2.

Более позднее определение криминалистической методики И.А. Возгрина основано на новеллах УПК РФ, который закрепил в ст. 5 такое понятие, как «уголовное преследование». В настоящее время оно звучит следующим образом: «Криминалистическая методика расследования преступлений, являясь самостоятельным заключительным разделом науки криминалистики, изучает закономерности организации работы следователей по уголовному преследованию лиц, совершивших преступные деяния, в целях выработки в соответствии с требованиями законов научно обоснованных и практически проверенных эффективных частных методик расследования отдельных видов преступлений»3.

В современных работах, посвященных проблемам заключительного раздела криминалистики, приводятся различные классификации методик расследования преступлений. И.А. Возгрин считает, что существенными критериями их дифференциации являются основополагающие принципы разработки и реализации криминалистических методик расследования преступлений, что бесспорно поддерживается другими учеными-криминалистами.

Необходимость криминалистических методик расследования преступлений определяется не только потребностями досудебной уголовно-процессуальной практики - их значение возрастает при осложнении криминогенной обстановки в стране, да и изменения административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства влекут за собой разработку новых, ранее не известных практике и теории криминалистических методик расследования преступлений.

Для успешного создания любой методики расследования преступлений необходимо, наличие ее соответствия определенным принципам. Однако принципы раздела, коим является методика расследований преступлений, прежде всего должны базироваться и строиться в соответствии с принципами, разработанными наукой криминалистикой в силу их «генетической» связи. Это подтверждает непрерывный процесс развития науки на основе разработки и развития элементов общей теории, приводящей к возникновению новых частных теорий. Исследование системы элементов общей теории криминалистики приводит идеям необходимости разработки и дальнейшего развития принципов криминалистики. Актуальность такого исследования объясняется, тем, что принципы науки - немаловажный элемент ее общей теории, включающийся в сложную структуру методологии науки4.

Представляя собой явление мировоззренческое, принципы науки выражают подход к определению роли и места криминалистики в системе других наук и в практике борьбы с преступностью. В связи с этим Р.С. Белкин справедливо отмечает, что исследование общих философских основ юридической науки и ее принципов представляет собою аспект разработки методологии науки5.

В своих работах Р.С. Белкин и А. И. Винберг отмечали, что общая теория криминалистики включает в себя систему ее основных принципов и положений, которые определяют содержание и структуру, перспективы развития и практическую значимость криминалистики, ее роль и место в борьбе с преступностью6. Отсюда можно заключить, что содержание теории криминалистики становится глубоким и определяющим для построения ее разделов - таких как криминалистическая методика расследования.

Рассматривая теоретические проблемы общественных наук, Н.Ф. Стефанов определяет методологию как систему теорий, исполняющих роль руководящих принципов, орудий научного анализа, средств реализации этого анализа7. Не менее определенно о роли принципов в теории науки говорит В.С. Степин, который пишет: «Чтобы ответить на запросы развивающейся науки, методология предпринимает активные попытки решить свою главную задачу - найти принципы, которым подчинено развитие методологии знаний, и на этой основе отыскать типовые приемы и способы создания научной теории»8.

В настоящее время разработке принципов в криминалистике стало уделяться огромное внимание в силу их значимости для построения различных теорий криминалистики. Не стала исключением разработка принципов заключительного раздела криминалистики -

криминалистической методики расследования преступлений, которые раскрывают базовые положения разработки содержания и применения частных криминалистических методик в широком смысле (в нашем случае это будет методика расследования группы преступлений, объединенных не только сходством конструкции уголовно-правовых норм, наличием общих задач расследования и т.д., но и общими принципами, в соответствии с которыми будет строиться расследование).

Определяя роль принципов для создания групповой криминалистической методики расследования преступлений в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина, следует, еще раз подчеркнуть роль и значение в этом процессе психологических принципов. Методика расследования обозначенной выше группы преступлений имеет достаточно веское психологическое обоснование применяемых в ней психологических приемов и методов как при производстве отдельных следственных действий, так и всего расследования в целом. Следовательно, необходимо проанализировать, раскрыть и объяснить сущность изучаемого объекта, что в полной мере относится и к объяснению влияния психологических принципов на создание тех или иных методик. Это объясняет существо психических явлений, их роль в действиях субъектов при осуществлении той или иной деятельности. Анализ выполняет объяснительную функцию науки9, помогает классифицировать и систематизировать и наблюдаемые явления, и условия, их вызывающие.

Использование психологических принципов и их анализ позволяют более интенсивно разрабатывать научные основы организации деятельности по расследованию различных групп преступлений, в т.ч. и преступлений в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В данном случае речь идет о том, чтобы вооружить следователей и прокуроров, осуществляющих расследование именно данной категории преступлений, не только научно обоснованными решениями, возникающими в практике задач определенных типов, но и доброкачественными психологическими приемами, используемыми для преодоления различных типичных повторяющихся ситуаций.

В самом общем виде можно сказать, что задавать алгоритмы для решения типичных, повторяющихся ситуаций - одна из задач науки10. По мнению А.В. Дулова, каждое следственное действие, при всей своей уникальности и неповторимости, может рассматриваться как совокупность таких типовых задач, которые необходимо решить следователю по любому уголовному делу11. Нахождение алгоритмов, применяемых в расследовании группы криминалистически схожих преступлений, может быть произведено только на базе глубокого психологического анализа и выявления таким путем наиболее общих, типичных признаков. Более того, изложение методики расследования - это попытка наиболее приближенной формы алгоритмизации следственной деятельности. Если обращаться к алгоритму как к строго определенной системе правил, приводящих к достижению поставленной цели через решение промежуточных задач, то в нашем случае появляются широкие возможности расширить такую алгоритмизацию, в частности, путем разработки рекомендаций, направленных на усиление управляемости процесса расследования преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе не раз высказывалось мнение, что судебное познание есть управляемый процесс12. Соответственно, чем более высока степень управляемости эти процессом, тем выше его результаты. Однако управлять процессом, алгоритмизировать его можно только в том случае, если изучены все закономерности деятельности человека, известны приемы и методы, которые можно применять для углубления познания13. С уверенностью можно сказать, что для создания комплексной методики расследования преступлений необходимо изучить психологические закономерности преступной деятельности, а также приемы и методы, необходимые для углубления этого познания. Именно поэтому постоянно подчеркивается, что «криминалисты в первую очередь должны мастерски владеть искусством психологического анализа»14.

В свою очередь, на наш взгляд, психологический анализ должен быть положен в основу психологических принципов. При помощи психологического анализа следователь может установить не только причины утраты части информации в процессе расследования, но и обнаружить ошибки, допущенные им на каждом этапе предварительного расследования либо при производстве конкретного следственного действия. Возможности глубокого изучения причин, следствий, взаимосвязей и взаимозависимостей значительно расширяются для следователя в том случае, если он применяет психологический анализ. В связи с этим от

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

следователя требуется высокая степень психической активности. Бму необходимо одновременно собирать, анализировать, сопоставлять, фиксировать большое количество самой разнообразной информации. Довольно часто это приходится делать в неблагоприятных условиях, в процессе общения с участниками расследования, которые могут оказывать и противодействие расследованию по уголовному делу, причем противодействие всегда будет носить активный характер. Соответственно, у следователя осуществляющего расследование конкретного преступления из группы однородных, расследованием которых он уже занимался, всегда есть некая сложившаяся модель психологического поведения в той или иной типичной ситуации, с которой ему приходилось сталкиваться, например, при расследовании нарушений правил охраны труда при производстве строительных работ, либо таких же преступлений, но применительно к отдельным сферам производства и видам особо опасных работ. В связи с этим такие признаки состава преступлений, связанных с нарушением правил охраны труда, как мотив, способ и др., будут иметь общую психологическую природу - ибо в способе действия проявляются так называемые психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношения к различным сторонам окружающей действительности15, что позволяет следователю быть психологически подготовленным к различного рода трудностям как при производстве типичных следственных действий по данной категории преступлений, так и при противодействии со стороны различных участников уголовного процесса. В ходе расследования следователю приходится оказывать воздействие на участников, принимая при этом ответственные решения, что еще больше осложняет его психическую деятельность. Следовательно, без предварительной подготовки к выполнению своей процессуальной функции обойтись не возможно.

Такая подготовка, по нашему мнению, должна строиться с учетом психологических принципов, т.к. бессистемная подготовка, не учитывающая психических особенностей подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших, а также других участников может привести к сковыванию психологической активности указанных лиц. В связи с этим для установления коммуникативного контакта необходима психическая адаптация указанных лиц к обстановке, где происходит общение, и как следствие этого, возникновение доверительных отношений между следователем и участниками процесса.

Уже сам процесс прогнозирования и планирования является частью психологической подготовки, т.к. он развивает и повышает интерес как к производству отдельного следственного действия, так и всего расследования в целом.

Напрямую вся деятельность следователя при производстве по уголовным делам, в т.ч. и применение различных приемов и способов зависит от его моральных качеств и степени интереса к работе. Более того, важным профессиональным качеством является его способность нейтрализовать негативное отношение к обвиняемому (подозреваемому). Это позволяет не встать процессу расследованию на рельсы обвинительного уклона.

Психологическая подготовка к производству следственного действия должна осуществляться не только на основе знания психологических принципов, используемых при раскрытии и расследовании преступлений, но и психологической структуры следственных действий. Знание общей психологической структуры следственных действий, предварительно проведенная работа по прогнозированию их хода с учетом поставленных целей, конкретных условий, обстоятельств, личности участников дают возможность следователю определить объем предстоящей работы.

Представляя себе психологические принципы, которыми он должен руководствоваться, следователь выбирает такую совокупность психологических приемов, которые будут необходимы в ходе производства следственных действий для познания и проверки фактов, воздействия на других лиц, а также для осуществления собственных физических действий, принятия и реализации решений. Это означает, что перед началом производства следственных действий следователь обязательно должен проверить все психические составляющие своей предстоящей работы на соответствие их достижению намеченных целей. Полнота и успешность подготовки находятся в зависимости от знания и учета: условий предстоящей деятельности, объектов познания, совокупности действий, которые требуется осуществить, особенностей субъектов предстоящего общения, объема ожидаемой информации.

Особенно необходимо подчеркнуть, что расследование преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, имеет некоторые особенности, связанных как с множеством различных объектов познания, так и со спецификой

процедуры их изучения. Так, например, любое нарушение конституционного права - это не только несоблюдение этого права конкретными должностными лицами, но и непредоставление гражданам возможности реализации своих прав и свобод, поэтому познание следователем таких составляющих, как: в чем выразилось нарушение, либо каким способом осуществлялось воспрепятствование реализации того или иного права, последствия, наступившие в результате нарушения, а также комплекс мероприятий, необходимых для установления причинной связи между действиями, которые привели к нарушению конституционных прав и свобод и наступившими последствиями. Представляется, что следователь должен предвидеть результаты производства конкретных следственных действий, которые приведут к получению ожидаемой информации и соответственно должен быть психологически готов к тому, что далеко не всегда результат оправдывает ожидания. В случаях, когда результат достигнут не был, необходимо провести анализ, в т.ч. и психологический, для того чтобы выявить недостатки проведения либо подготовки к проведению следственных действий, а также и собственного состояния готовности к осуществлению задуманных действий.

Психологическая подготовка самого следователя должна заключаться в том, чтобы он сам был готов к познанию и обобщению своей деятельности направленной на расследование преступлений. Следовательно, по отношению к каждому из направлений деятельности он определяет:

1) цель деятельности по расследованию;

2) совокупность действий, с помощью которых будет достигнута цель;

3) условия способствующие достижению цели, т.е те условия с помощью которых будут решаться и промежуточные задачи;

4) условия и состояния, которые ему необходимо будет определить для достижения цели.

На основе проделанной мыслительной деятельности он сможет построить алгоритм

расследования, где должны найти свое место психические свойства и состояния. Эти свойства и состояния станут основой поисковой деятельности следователя, где психологическая структура каждого расследования, в т.ч. психологическая структура расследования преступлений в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина, объективно определена ситуацией, сложившейся на первоначальном, последующем или заключительном его этапе.

Для решения ситуаций обозначенной выше группы преступлений, где ситуации, как правило, связаны с дефицитом исходной информации в отношении различных обстоятельств, подлежащих доказыванию, существует необходимость использования не только различных процессуальных действий и оперативно-розыскных мер, но и общих для этой группы преступлений психологических приемов и способов, применяемых в ходе производства как следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий. Причем эти приемы и способы прежде всего должны основываться на общих психологических принципах, что еще раз подчеркивает их необходимость, ибо противопоставление психологического приема, психологическим принципам приведет к ничтожности доказательств, полученных в ходе производства следственного действия, где применялся этот прием, либо к отсутствию результатов, к которым стремился следователь.

1 См.: Возгрин И.А. Введение в криминалистику: История, основы теории, библиография. СПб., 2003. С. 246.

2 См. там же. С. 240.

3 См.: Возгрин И.А. Гл. 29. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений. П. 3. Принципы построения и классификации частных криминалистических методик расследования преступлений // Криминалистика: Учебник / Под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2001. С. 566-571.

4 См.: Гинзбург А.Я. Принципы советской криминалистики. Караганда, 1974. С. 4.

5 См.: Белкин Р.С. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970. С. 4.

6 См.: Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание (методологические проблемы). М., 1969. С. 3.

7 См.: Стефанов Н. Теория и метод в общественных науках. М., 1967. С. 138.

8 В кн.: Философия. Методология. Наука. М., 1972. С. 152.

9 См.: Лукьянчиков Е.Д., Кузьмичев В.С. Тактические основы расследования преступлений. Киев, 1989. С. 17.

10 См.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. М., 1970. С. 43.

11 См.: Дулов А.В. Основы психологического анализа на предварительном следствии. М., 1973. С. 5.

12 См.: Штромас А.Ю. О возможностях и некоторых перспективах использования кибернетики в судебной деятельности. М., 1972. С. 32.

13 См.: Дулов А.В. Указ. соч. С. 6.

14 Еникеев М.И Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 1996. С. 348.

15 См. там же. С. 320.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.