Научная статья на тему 'Роль прямых иностранных инвестиций и целевых программ Европейского Союза в развитии инноваций в польской экономике в 2004-2008 гг'

Роль прямых иностранных инвестиций и целевых программ Европейского Союза в развитии инноваций в польской экономике в 2004-2008 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЛИССАБОНСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ващенко Н. М.

В статье описывается существенность развития инноваций в современной экономике. Анализ инновационной деятельности проводится на примере Польши. Временной отрезок охватывает 2004-2008 гг. Исследование концентрирует внимание на роли прямых иностранных инвестиций и целевых фондов Европейского Союза в развитии инновационного потенциала польской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль прямых иностранных инвестиций и целевых программ Европейского Союза в развитии инноваций в польской экономике в 2004-2008 гг»

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

Роль прямых иностранных инвестиций и целевых программ

Европейского Союза в развитии инноваций в польской экономике в 2004-2008 гг.

Н.М. Ващенко,

аспирант факультета экономических наук Варминско-Мазурского Университета (Ольштын)

mwaszczenko@rambler.ru

В статье описывается существенность развития инноваций в современной экономике. Анализ инновационной деятельности проводится на примере Польши. Временной отрезок охватывает 2004-2008 гг. Исследование концентрирует внимание на роли прямых иностранных инвестиций и целевых фондов Европейского Союза в развитии инновационного потенциала польской экономики.

Ключевые слова: инновации, экономическое развитие, прямые иностранные инвестиции, Европейский Союз, Лиссабонская Стратегия.

Вступление

На сегодняшний день инновационность экономики является первоочередным фактором развития отдельных стран и мирового хозяйства в целом. Времена, когда огромные запасы натуральных ресурсов казались неистощимы, а количество рабочей силы во многом определяло силу и позицию отдельных стран в мировых отношениях, канули в лету. Появилась необходимость все более эффективного использования уменьшающихся средств для удовлетворения все больших и более специфических потребностей неумолимо растущего числа населения. Доказано, что социально-экономическое развитие и рост народного хозяйства являются результатом изменений и улучшений, которые во многом зависят от: технического и организационного прогресса1. Практическую роль в этих процессах играют инновации, то является введение качественных изменений, которые стимулируют экономическое развитие.

Существует три главных способа генерирования инноваций:

1. Материальный.Заключаетсяв изобретении собственных или импорте заграничных машин и оборудования;

2. Нематериальный — генерирование собственных или импорт заграничных идей, know-how, образцов корпоративного управления, а также проектных разработок;

3. Инвестиции в человеческий капитал. Этот способ заключается в инвестировании средств в повышение квалификаций рабочих посредством организации разнообразных образовательных программ, семинаров или же трудоустройство заграничных специалистов по определенным вопроссам.

Для развития инновационности народного хозяйства необходимо постоянное финансирование научно-исследовательской деятельности. Потенциальные результаты от такой политики прямопропорционально зависят от размеров финансовой помощи. Существует определенная грань затрат на научно-исследовательскую деятельность. Если уровень финансирования будет ниже этой критической черты, это может привести к утрате возможности генерирования новых знаний и технологий. Еще одним негативным последствием низкого уровня финансирования научно-исследовательской деятельности является ограничение возможности понимания и использования технологий, которые вводятся в эксплуатацию заграничными конкурентами2.

Процесс получения экономических эффектов от введения инноваций в производственный процес ха-рактеризируется относительно большим промежут-

ком времени между затратами на их генерирование и появлением желаемых результатов. Именно поэтому, уровень финансирования научно-исследовательских работ зависит от наличия, в данный момент времени, определенного количества средств, которые можно использовать с этой целью, не ухудшая тем самым, функционирования других, жизненно важных для страны и общества сфер деятельности. Первоочередную роль здесь играет уровень социально-экономического развития отдельной страны или их группы, а также политика по отношению к инновациям. Так, примером, переходной период в развитии экономики заставляет предприятия концентрировать свои силы только на заданиях необходимых для выживания в новых и постоянно изменяющихся условиях. Поэтому очень часто бывает так, что на развитие новых технологий и введение в хозяйственный процесс технических или организационных инноваций, просто не остается средств. И, несмотря на всю актуальность и необходимость широкого использования инноваций для развития экономики дефицит нужного количества финансовых средств заставляет ограничиватся только до популистических высказываний на эту тему. В такой ситуации необходимы дополнительные источники финансирования.

В связи с выше представленным, целью данной работы является анализ уровня финансирования инновационной деятельности в Польше, а также определение роли прямых иностранных инвестиции (ПИИ) и целевых фондов Европейского Союза (ЕС) в этом процессе.

Общая характеристика уровня инновационной деятельности и ее финасирования в Польше

С 1 мая 2004 г. Польша является членом Европейского Союза и одновременно сореализатором принятой в марте 2000 г. на Форуме Совета Европы в Лиссабоне так называемой «Лиссабонской Стратегии». Ее заданием является создание до 2010 г. из Европейского Союза мировой экономики, которая будет найболее конкурентоспособной, динамически развивающейся, опирающейся на знаниях и имеющей все предпосылки для длительной хозяйственной экспансии с большим числом рабочих мест. Позже ее задания и результаты претерпели несколько изменений, но методы достижения оставались главным образом прежними. Главную роль здесь играли наука и инновации3 и половина методов направленных на достижение экономических целей относятся непосредственно к этим двум факторам:

• создание информационного общества;

• создание Европейского Пространства Исследований и Инноваций;

1 Innowacje w modelach dzialalnosci przedsi^biorstw, Janusz W., (red.), Wydawnictwo Uniwersytetu Szczecinskiego, Szczecin 2003, s. 48.

2 Czechowski L., Dziworska K., Gorczynska A., Wplyw bezposrednich inwestycji zagranicznych na wzrost innowacyjnosci i konkurencyjnosci polskiej gospodarki [w:] Bezposrednie inwestycje zagraniczne w podnoszeniu polskiej gospodarki, pod red. Karaszewskiego W., Uniwersytet M. Kopernika, Torun, 2005. С. 328.

3 Przegl^d polityk na rzecz innowacji w Polsce. Kluczowe kwestie i rekomendacje, OECD, Warszawa, 2007, s. 7.

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

• создание среды благополучной для функционирования и развития инновационных предприятий.

На развитие инноваций в Польше направлен целый ряд правительственных программ. Главными из них являются: Правительственная Стратегия Развития Страны на 2007-2015 гг.; Народные Стратегические Рамки Отношения 2007-2013 (база для использования средств европейских структурных фондов); «Направления повышения инновационности экономики в 2007-2013 гг.». Их заданием является введение изменений в государственной политике посредством перенесения центра тяжести с финансирования исследований в области базовых наук на финансирование инноваций. К главным областям, на которые ставится основное ударения можно зачислить: человеческий капитал для современной экономики; исследования на благо народного хозяйства; интелек-туальная собственность для инноваций; капитал для инноваций; инфраструктура для инноваций. Таким образом польская политика, касающаяся развития инноваций, вместе с действиями ЕС в этом направлении создают благоприятный климат для развития экономики и общества.

В период между 2000 и 2006 гг. в сфере исследований и научно-технического развития (R&D — Research and Development) произошел существенный реальный рост. Финансирование этой сферы в среднем в 27 странах ЕС повысилось на 14,8% (Gross Domestic Expenditure on R&D (GERD) — Совокупные Внутренние Затраты на Исследования и Развитие). Для сравнения в Соедененных Штатах Америки и в Японии тот же показатель в идентичном периоде состявляет 10,1% и 21,9% соответственно. Не смотря на то, что финансирование сферы направленой на генерирование инноваций возросло в среднем во всех 27 странах ЕС, то этот показатель значительно отличается в отдельных странах: от 3,4% в Бельгии до 211% в Эстонии. Более чем вдвое повысился этот показатель на Кипре и во всех трех прибалтийских странах. Более чем на 60% повысился уровень финансирования сферы исследований и развития в Венгрии, Румынии, Чехии, Ирландии и Испании. В Польше он составил только 6,7%, что не на много больше чем в Швеции, Словакии, Бельгии и Голандии4. Дальнейший рост показателя GERD однако находится под знаком вопроса. Согласно результатом исследования проведенного Европейской Комиссией в 2009 г., мировой финансовый кризис, который начался еще в 2007 г. и продолжается сегодня, негативно повлияет на уровень финансирования инноваций во всех 27

странах ЕС. 23% инновационных фирм уже снизили уровень финансирования научно-технических разработок. В свою очередь 29% охваченых исследованием фирм собираются снизить свои затраты на эту деятельность в этом году5.

В 2006 г. совокупные внутренние затраты Польши на финансирование сферы исследований и развития составили 1 513 млн евро, что составляло 0,7% (0,56% ВВП) показателя GERD всех 27 стран ЕС в 2006 г. Примером, Австрия с этой же целью потратила 6 946 млн евро (2,55% ВВП), Италия — 15 599 млн евро (1,09% ВВП), Германия — 58 848 млн евро (2,53% ВВП), США — 273 772 млн евро (2,61% ВВП)6.

Не смотря на то, что польские предприятия постоянно поднимают уровень своей конкурентоспособности по отношению к другим странам (о чем свидетельствует рост экспорта), все еще неудовлетворительным является процесс использования ими инноваций. Согласно исследованиям Польской Конфедерации Частных Работодателей Lewiatan 64% польских малых и средних предприятий главным источником конкурентного превосходства считают цену. Только 0,6% рассматривали инновации как способ достижения высокой конкурентной позиции7. Результатом такого подхода является уменьшение количества инновационных предприятий в общем количестве польских предприятий. Так, в 1994-1996 гг. их доля составляла 37,6%. В 1998-2000 гг. этот показатель упал до уровня 16,9%8. В 2006 г. часть же малых и средних предприятий вводящих в производственный процесс собственные инновации, в общем количестве таких предприятий в Польше, составляла 12,5%. Это очень низкий показатель по сравнению с такими странами как Австия (44,7%) или Дания (43,4%).

Из выше представленного материала видно, что Польша характеризируется очень низким уровнем инвестиционных затрат (как в абсолютном так и в относительном значении) на научно-исследовательские разработки. Более того, в структуре существующих финансовых потоков направляемых на эту цель, значительно преобладают государственные средства, а роль частного финансирования невелика. Главными источниками средств, предназначенных для финансирования сферы исследований и развития в 2006 г. в Польше были: собственные средства предприятий — 33,1%, правительственные средства — 57,5% (в 2008-58,6%9), заграничные средства — 7,0% и другие внутрение ресурсы. В среднем для 27 стран ЕС эта структура выглядит следующим образом: 54,6%, 34,2%, 8,9% соответственно. Найболее положитель-

4 A more research — intensive and integrated European Research Area, Science, Technology and Competitiveness key figures report 2008/2009, Directorate-General for Research, European Communities, Belgium, 2008, p. 8-9.

5 European Commission, Flash Eurobarometer 267: Innobarometer 2009Analytical Report. Brussels: European Commission, DG Enterprise and Industry, 2009.

6 Ibidem, p. 23.

7 Lewiatan, Konkurencyjnosc MSP w 2006: Raport z badania: «Monitorowanie warunkow rozwoju sektora MSP w 2006 r.». Warszawa, 2006.

8 Kierunki zwi^kszania innowacyjnosci gospodarki na lata 2007-2013, Ministerstwo Gospodarki, Departament Rozwoju Gospodarki, Warszawa 2006, s. 15.

9 OECD, Main Science and Technology Indicators database, May 2009.

ная ситуация в этой сфере существует в Швейцарии. В этой стране процентное соотношения источников финансирования соостветственно составляет: 69,7%, 22,7%, 5,2%. Найхудшим образом ситуация выглядит на Кипре, где рассматриваемая структура выглядит следующим образом: 16,8%, 67,0%, 10,9 % соответ-свенно10.

Низкий уровень финансирования ииноваций, а также недостаточная заинтересованность предприятий в их использовании негативно влияют также на количество регистрированых патентов. В последний период в Польше можно заметить уменьшающуюся динамику в этой сфере, что привело к тому, что в 2007 г. только 102 новых изобретений были зарегистрированы в Мировой Организации Интелекту-альной Собственности (МОИС).

Таблица 2 Ситуация в сфере инноваций в мире

Страна Количество патентов переданых в Мировую Организацию Интелектуальной Собственности (МОИС) в 2007 г. Динамика роста количества патентов (2003-2007, %)

США 52280 27,4

Япония 27731 59,2

Германия 18134 23,7

Восточная Корея 7061 139,4

Франция 6370 23,2

Великобритания 5553 10,5

Китай 5456 321,3

Голандия 4186 -6,5

Швейцария 3674 28,4

Швеция 3533 35,3

Венгрия 160 40,4

Чехия 123 48,2

Польша 102 -33,8

Источник: Raport o Kapitale Intelektualnym Polski, Warszawa 2008.

Согласно Сумарному Индексу Инноваций стран входящих в состав Европейского Союза Польша вместе с Мальтой, Венгрией, Словакией, Литвой, Латвией, Румынией и Болгарией в 2008 г. находилась на самом низком уровне в рейтинге стран-членов. Их результаты в сфере инновации (расчитанных по специальной методике на базе 29 показателей) на много ниже чем средние для 27 стран ЕС. В свою очередь лидерами в этом плане были Швеция, Германия, Дания, Англия и Финляндия11.

В виду выше сказанного, необходимы дополнительные источники финансирования инновационной

деятельности как на отдельных предприятиях, так и в народном хозяйстве вцелом. Это поможет бюджету страны сконцентрироваться на осуществлении других не менее важных социальных и экономических программ. В свою очередь предприятия, как непосредственные реципиенты инноваций, будут вполне ответственны за введение в производство новинок науки и техники, а результаты будут непосредственно зависить от уровня их заинтересованности и приложенных усилий. В дальшей части работы будут рассмотрены два самых мощных способа реализации этого задания, которыми в ситуации Польши являются средства Европейского Союза, а также потенциал заграничных инвесторов.

Роль прямых иностранных инвестиций в развитии инноваций в Польше

Прямые иностранные инвестиции считаются одним из найболее эффективных каналов трансфера технологий и создания инновационной экономики. Они влияют на развитие инноваций в принимающей стране посредством эффекта проникновения (spillover), который проявляется на уровне предприятий, секторов или целой страны12. Результаты распространения технологий и появления внешних эффектов связанных с функционированием заграничных инвесторов могут проявляться в следующих формах:

1. Изменение уровня конкуренции на рынке принимающей ПИИ страны. Предприятия с участием заграничного капитала более легко преодолевают барьеры входа на рынок. В свою очередь внутре-ние фирмы должны повышать качество использования технологий и модернизации производственных активов;

2. В фирмах с участием заграничного капитала проходит обучение рабочих и управляющего персонала. Результаты этого процесса со временем становятся доступными для других субъектов функционирующих на рынке;

3. Эффект демонстрации заставляет внутренние фирмы адаптировать новые технологии13. Известно, что масштаб и размеры реальных позитивных эффектов от введения ииновационных решений зависят от существующего в стране инновационного потенциала, которым является возможность страны принимать и использовать современные технико-технологические разработки. Технология, которая передается локальным филиалам заграничных предприятий проникает в окружающую бизнес- и соцсреду, к локальным поставщикам и потребителям, тем самым влияя на локальный инновационный по-

10 A more research — intensive and integrated European Research Area, Science, Technology and Competitiveness key figures report 2008/2009, Directorate-General for Research, European Communities, Belgium, 2008, p. 33.

11 European innovation scoreboard 2008. Comparative analysis of innovationa performance, European Comission, Enterprise and Industry, PRO INNO Europe paper nr 10, Luxembourg, 2009.

12 Weresa M. A., Wpylw handlu zagranicznego i inwestycji bezposrednich na innowacyjnosc polskiej gospodarki. Prace i Materialy SGH nr 504, Szkola Glowna Handlowa, Warszawa 2002.

13 Uminski S., Znaczenie zagranicznych inwestycji bezposrednich dla transferu technologii do Polski, Wydawnictwo Uniwersytetu Gdanskiego, Gdansk, 2002, s. 47.

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

тенциал14. Влияние ПИИ на рост инновационного потенциала принимающих стран проявляется также в развитии научно-исследовательских центров и трудоустройстве местного персонала на внутрених исследовательских обьектах.

В Польше роль ПИИ имеет особенное значение в виду низкого уровня внутреннего накопления по отношению к требуемым затратам на инвестиции в постоянные и оборотные активы. Они также положительно влияют на покрытие технологического пробела существующего во многих сферах социально-экономических отношений.

На основании вступительных исследований Института Исследований Рыночной Экономики известно, что этот тип заграничного капитала выбирает Польшу благодаря качеству и все еще относительно невысокой цене человеческого капитала. Среди остальных факторов следует отметить также отдельные элементы транспортной инфраструктуры (доступ к воздушному транспорту, быстрый Интернет и др.), высокое качество жизни, а также высокий уровень общей безопасности в принимающем регионе. Близость к центрам высшего образования также играет большую роль. Принимая во внимание опыт высокоразвитых стран (Швеция), а также стран находящихся на похожем уровне развития (Чехия) Польша проводит комплекс мероприятий по развитию клас-тэров с участием заграничного капитала, а также его интегрирование с локальной или региональной биз-нес-средой15.

Одновременно с функционированием заграничного капитала можно заметить также появление нового, отечественного польского предпринимательства, которое базируеся на новейщих технологиях и хорошо образованых кадрах (напр. фирма В^оп). Этот новый тип предпринимательства функционирует благодаря использованию высокого качества человеческого капитала (знания), польских технологий (напр. фирма COMARCH) или же достижений заграничной науки и техники, доработанных и усовершенствованных в Польше. Продуктом таких фирм являются современные товары и услуги, которые предлагаются также заграничным потребителям, а их общим знаменателем является польские знания, технологии и человеческий капитал. Такого рода фирмы также создают реальную базу для привлечения разного рода заграничных инвестиций. Они могут вызывать интерес международных концернов, которые даже если и выкупят целую фирму то наверняка позитивно повлияют на развитие компетенций в данной локализации (похожая схема была реализована во время появления фирмы 1^е1 в Гданске. Фирма YDP похожим образом привлекла заграничного инвестора).

Польская Агенция Информации и Заграничных Инвестиций в результате проведенного исследования среди предприятий, в которых заграничный инвестор имеет 10% участия, а стоимость инвестиций превышает 1 млн USD подготовила список состоящий из 1081 фирм, которые действуют на польском рынке. Найбольшую долю в общем количестве заграничных инвестиций в сферах относящихся к высоко технологическим имеют США (8 субьектов инвесируюущих в high-tech), Франция (8) и Германия (7). Около 1/3 иностранных инвестиций в секторах high-tech осуществляется благодаря капиталу из этих стран или средствам предприятий организованных на терито-рии Польши американскими, немецкими или фран-цузкими концернами.

Франция инвестирует в Польше в следующие высокотехнологические сферы: производство фармацевтических препаратов, радиоапаратуры, телевизоров и коммуникационных систем, а также производство самолетов, воздушных и космических кораблей. Америка связывает свои инвестиции с такой промышленностью: медицинское и хирургическое оборудование, производство радиоапаратуры, телевизоров и коммуникационных систем, компьютеры и деятельность с ними связанная, а также фармацевтическая промышленность. В ситуации Германии однозначно доминирует фармацевтическая промышленность, рядом с ней — производство медицинской, компьютерной и хирургической техники. Общее количество фирм с участием иностранного капитала в Польше, которые можно зачислить к групе high-tech составляла 4616.

Соотношение отдельных сфер high-tech в заграничных инвестициях высоких технологий

Ф Строительство воздушных и космических кораблей

® Производство телевизионного и радиооборудования, а также коммуникационных принадлежностей

10 Производство медицинских, точных и оптических приборов

^ Производство офисного

оборудования и компьютерной техники

41 Производство фармацевтических средств

Рис. 1

Источник: Stymulowanie innowacyjnosci i zdolnosci eksportowych polskiej gospodarki poprzez popraw? struktury naplywu inwestycji zagranicznych do Polski, pod red. Kalinowskiego T., Instytut Badan nad Gospodarki Rynkow% Gdansk, 2007, s. 17.

Наибольшее количество иностранных инвестиций вкладывается в сферы связанные с производством фармацевтических изделий. Почти 20% в общем количестве ПИИ имеющих характер high-tech занимает производство радио, теле и коммуникаци-

14 World Investment Report 2003, FDI Policies for Development: national and International Perspectives, United Nations, New York and Geneva 2003.

15 Stymulowanie innowacyjnosci i zdolnosci eksportowych polskiej gospodarki poprzez poprawç struktury naplywu inwestycji zagranicznych do Polski, pod red. Kalinowskiego T., Instytut Badan nad Gospodarki Rynkow^, Gdansk, 2007, s. 6-7.

16 Ibidem, s. 16.

онной апаратуры. Эти две промышленности в 2005 г. поглощали 2/3 ПИИ направляемых сферу high-tech.

В Польше существует значительное количество ПИИ относящичся к средне-высоким технологиям — 176 субьектов. Особое место в этой категории фирм занимает автомобилестроительная промышленность. Более 1/3 инвесторов вложили свои средства в сферы связанные со строительством транспортного оборудования, аксесории и автомобильных частей, а также двигателей и готовых автомобилей. В связи динамическим розвитием этой сферы, притягивает она также концерны, продукция которых является неотемлемой частью этого производства. Более 25% средне-высоко технологических ПИИ было связанных с химической промышленностью. Рынок химической продукции сейчас тоже является многообещающим. Это связано с тем, что его развитие влияет на множество других сфер хозяйственной жихни страны: начиная от лекарств, охраны окружающей среды и заканчивая на энергетике. Остальные отрасли где вкладываются ПИИ это производство машин, а также электрического и оптического, а также транспортного оборудования.

Поскольку ПИИ имеют долгосрочную перспективу вложения то сейчас еще невозможно однозначно оценить их влияния на развитие инновационного потенциала Польши. Однако анализ отраслей народного хозяйства, которые найболее интересуют заграничных инвесторов позволяет сделать вывод о том, что в результате притока ПИИ значительно улучшилось качество производимой продукции. Об этом свидетельствует рост экспорта из этих сфер экономики.

Несмотря на существование позитивного влияния ПИИ на развитие инновационного потенциала принимающей страны и ее экономику вцелом, следует помнить о том, что иностранные инвесторы прежде всего заботятся о собственной выгоде и интересе17. Они всячески стараются удержать внутри собственной структуры все новинки научной мысли и техники с целью удержания конкурентного преимущества. Все те выгоды и пользы, которые субьекты принимающей страны получают от пребывания на собственной територии иностранных инвесторов являются чаще всего только минимальной частью потенциала заграничной фирмы, которую она вынуждена передать с целью получения своей выгоды. И эти выгоды зачастую многократно превышают пользу, которую ПИИ приносят для принимающей страны. В Польше существует похожая ситуация. Заграничные концерны стремятся к эффективной реализации своих глобальных заданий не обращая большего внимания на эффекты их функционирования в локальном масштабе. Заграничные инвесторы не очень заинтересованы

сотрудничеством с польскими исследовательскими центрами. Невелико также является использование польской научной мысли. Это в свою очередь тормозит развитие польского научно-исследовательского потенциала, как главного генератора инноваций18.

Роль целевых европейских фондов и программ в развитии польской инновационной деятельности

Одним из многих результатов вхождения Польши в состав Европейского Союза является возможность использования средств различных фондов, заданием которых является реализация структурных изменений в странах-членах. Это дало возможность изменить политику по отношению к инновациям и синтегрировать ее с европейскими стандартами.

В этой части работы внимание будет посвящено программам реализируемым в данное время в рамках так называемой Европейской Политики Схожести, усилия которой направлены на уменьшения разницы в социальном и экономическом развитии между отдельными регионами обьедененной Европы. В связи с характером данной работы анализом будут охвачены те программы, в состав заданий которых входят аспекты касающиеся развития инноваций. Однако характер и количественные ограничения данной работы не позволяют на полное раскрытие рассматриваемой проблематики. Информация изложенная в данной части будет дополнена ссылками на главные источники, из которых читатель сможет почерпнуть всю необходимую информацию интересующую его по конкретному вопросу.

В настоящее время все программы ЕС финансируются в рамках так называемого «второго периода програмирования Европейского Союза». Он охватывает период с 2007 по 2013 гг. Период програмиро-вания это многолетний финансовый план (бюджет) Европейского Союза во время которого должны быть достигнуты поставленные цели, на которые предназначены соответствуюущие финансовые средства со стороны Европейской Комиссии. Для Польши это второй период. Первый длился с 2004 по 2006 гг. Все мероприятия, которые будут реализованы в Польше с 2007 по 2013 гг. будут финансироваться двумя европейскими фондами: Европейским Фондом Регионального Развития (ЕФРР) и Европейским Социальным Фондом (ЕСФ). Дополнительно средства также поступают с Фонда Схожести (ФС). В этом периоде из этих трех фондов на реализацию проектов Польша получит 59,5 млрд евро. Общая же стоимость всех мероприятий составит 85,6 млрд евро19.

Достижение поставленных целей планируется осуществить благодаря реализации следующих операционных программ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Wissenskomplementarität und Produktivitätswachstum in ausländischen Tochterunternehmen in Mittel- und Osteuropa, «Wirtschaft im Wandel», 3/2006, IWH Halle.

18 Tomaka A. Bezposrednie inwestycje zagraniczne a innowacyjnosc polskiej gospodarki, [w:] Bezposrednie inwestycje zagraniczne w podnoszeniu polskiej gospodarki, pod red. Karaszewskiego W., Uniwersytet M. Kopernika, Torun, 2005, s. 347.

19 www.mrr.gov.pl.

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

• Программа Инфраструктура и Среда20 — со-финансирование ЕФРР и ФС.

Целью данной программы является улучшение инвестиционной привлекательности Польши и ее регионов благодаря развитию технической инфраструктуры при одновременной охране и улучшении состояния окружающей среды, а также развитию те-риториальной однородности и культурной тождественности.

• Программа Инновационная Экономика21 — софинансирование с ЕФРР.

Заданием программы является поддержка широко понимаемой инновационности (в масштабе страны или же на международном уровне). В ее рамках помощь могут получить предприятия, институции бизнес-окружения, а также научные центры, которые хотят помочь фирмам ввести самые новые технологические решения. Более того эта программа финансирует большие проекты, целью которых является создание соответственных условий для развития инновационных предприятий. Главным же заданием является развитие польской экономики на основании инновационных предприятий.

• Программа Человеческий Капитал22 — софи-нансирование с ЕСФ.

Стратегической целью этой программы является предоставление возможности полного использования потенциала людских ресурсов, как в индивидуальным масштабе, так и общественным. В особенности это касается концентрации на сферах трудоустройства, образования, професиональной активизации, социальной интеграции, а также формирования надлежащим образом функционирующей общественной администрации. Вся деятельность реализируемая в рамках программы должна влиять на увеличение конкурентности народного хозяйства на основании развития знаний и предприимчивости.

• 16 Региональных Программ — финансирование с ЕФРР.

Каждый из 16 польских регионов (воеводств) имеет собственную программу, заданием которой является развитие отраслей или сфер общественной и экономической жизни, которые отличаются высоким потенциалом развития. Помощь могут получить прежде всего предприятия, но также ВУЗы, начальные школы, общественные и религиозные организации, органы занимающиеся охраной окружающей среды и многие другие субьекты. В контексте данной работы важным при рассмотрении этих программ является то, что в каждом регионе и при реализации любого рода мероприятий дополнительно награждаются те, которые предвидят введение или же генерирование

20 http://www.pois.gov.pl/.

21 http://www.poig.gov.pl/.

22 http://www.efs.gov.pl/.

23 http://www.polskawschodnia.gov.pl/.

24 http://www.ewt.gov.pl/.

25 http://www.popt.gov.pl/.

инновационных решений. В ситуации субпрограмм для предпринимателей, то здесь почти половина нацелена непосредственно на развитие их инновационного потенциала.

• Программа Развития Восточной Польши23 — финансирование с ЕФРР.

В рамках этой программы реализируются инициативы имеющие ключевой значение для социальноэкономического развития пяти регионов Восточной Польши: любельского, подкарпатского, подляского, свентокрышского и варминско-мазурского. Финан-сироватся прежде всего будут инвестиции в сфере инфраструктуры поддерживающей научную и исл-ледовательскую деятельность, а также предвидящие модернизацию городских и региональных коммуникационных систем. Прежде всего, однако, реализованы будут задания направленные на увеличение инвестистиционной и туристической привлекательности этих регионов.

• Программа Европейского Териториального Сотрудничества24 — финансирование с ЕФРР.

Задания этого мероприятия предусматривают расширение сотрудничества с приграничными регионами соседних стран, а в частности Украина, Россия, Белорусия, Литва, Эстония и др. Среди прочих приоритетов важное место занимает сотрудничество в сфере развития науки и культуры.

• Программа Техническая Помощь25 — финансирование с ЕФРР.

Главным заданием здесь является обеспечение исправного и эффективного прохождения проце-са реализации всех выше перечисленных программ. Эта цель будет достигнута благодаря реализации мероприятий направленных на эффективную нейтрализацию слабых мест и опасностей реализуемых программ и стратегий при одновременном нахождении и эффективном использовании сильных сторон и существующих шансов.

В таб. 3 представленна информация касающаяся уровня финансирования отдельных программ в период с 2007 по 2013 гг.

Согласно данных Государственной Информационной Системы KSI SIMIK от начала реализации программ до 31 января 2010 г. было получено 106,3 тыс. апликаций (правильных с формальной точки зрения) на общую сумму дофинансирования (как средства страны так и ЕС) 243,7 млрд злотых.

В этом самом периоде с реализаторами проектов подписано 28 066 договоров о дофинансирование на сумму 111 млрд злотых квалифицированых затрат. Из них 78,2 млрд злотых — средства ЕС, т. е. 28,9% всей алокации на 2007-2013 гг.

Таблица 3

Сумма средств предназначенных для реализации программы

Название операционной программы Млрд евро

Инфраструктура и Среда 37,6

Программа Развития Сельских Регионов 17,2

16 Региональных Программ 16,5

Человеческий Капитал 11,5

Программа Инновационная Экономика 9,7

Программа Европейского Териториального Сотрудничества 8,5

Программа Развития Восточной Польши 2,3

Уравновешенное развитие сектора рыболовства и прибрежных рыбацких територий 0,9

Техническая Помощь 0,6

Источник: www.mrr.gov.pl.

Из выше представленного краткого анализа программ видно, что практически все они направленны на развитие инноваций и широкое их использование в процессе развития экономики и общества. Однако существует одна программа, заданием которой является именно проблематика рассматриваемая в данной работе. Это Программа Инновационная Экономика (ПИЭ), которая требует более широкого анализа.

В рамках ПИЭ поддержкой будет охвачена деятельность из сфер: продуктовой, процессной, маркетинговой и организационной инновационности, которая посредственно или на прямую связана с развитием инновационных предприятий. Финансовая помощь будет предоставлятся независимо от сектора или отрасли, которой будет касаться. В рамках ПИЭ помощью не будет охвачена инновационность на локальном или региональном уровне. Этого вида инновационность будет развиваться и финансироваться в рамках Региональных Операционных Программ, а также Программы Развития Восточной Польши. В рамках ПИЭ будут финансироваться проекты, которые являются инновационными как минимум в масштабе целой страны или же на международном уровне.

Главным заданием ПИЭ является развитие польской экономики на основе инновационных предприятий. Эта цель будет достигнута благодаря реализации следующих конкретных заданий:

• увеличение уровня инновационности предприятий;

• рост конкурентности польской науки;

• увеличение роли науки в экономическом развитии;

• увеличение доли инновационных продуктов польской экономики в международном рынке;

• создание стабильных и лучших рабочих мест;

• рост уровня использования информационных и коммуникационных технологий в народном хозяйстве.

Главная цель ПИЭ схожа с заданиями главного стратегического документа ЕС — усовершенствова-ной в 2005 г. Лиссабонской Стратегии.

В процессе реализации отдельных операционных программ очень важным является поднесение уровня привлекательности Польши и ее экономики для заграничных инвестров. В данном случае, развитие человеческого капитала, а также научно-исследовательской инфраструктуры не только повлияют на повышение конкурентоспособности польского народного хозяйства, но и заинтересует заграничных инвесторов вкладывать свои деньги в перспективные отрасли промышленности. В результате этого будет получен эффект синергии — будут обьеденены потенциалы страны, Европейского Союза и заграничных инвесторов что принесет ощутимые эффекты в развитии так называемой эффективной экономики построеной на знаниях.

Итоги

С целью построения сильного конкурентного народного хозяйства функционирующего в условиях глобальной экономики Польша будет нуждаться во все более развитой системе науки и инноваций. Как показывает практика развитых стран Запада, никакая промышленность не в состоянии быстро перестроится на инновационные способы ведения хозяйственной деятельности. Однако следует помнить, что благодаря постоянному введению новых технологий и использованию успехов государственных и мировых результатов научно-технического прогресса является возможность повышения производительности труда и его широко понимаемой эффективности.

То что Польша сейчас не является лидером в секторе высоких технологии совсем не означает, что не должна инвестировать в высоко квалифицированных сотрудников и создание благоприятного для развития инноваций политического климата и инфраструктуру. Совсем наоборот — адаптация и интеграция заграничных технологии требует постоянного повышения уровня человеческого капитала, а также инвестиции в инфраструктуру и оборудование.

С самого начала процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную в польской системе науки и техники происходят значительные изменения. Прогресс виден во всех сферах связанных с инновациями. Предприятия, которые сейчас функционируют на мировом рынке в условиях международной конкуренции значительно усовершенствовали свою техническую базу. В значительной степени на это повлияли прямые заграничные инвестиции. Поэтому важным для Польши является продолжение укрепления рамковых условий для активного ведения инновационной деятельности и предпринимательства. Польша владеет почти всеми институциями и инструментами входящими в состав современной системы инновации, а новые возможности финансирования позволяют постоянно развивать и улучшать эту систему.

Несмотря на существование благоприятного политического климата по отношению к инновациям

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

результаты (как количественные так и качественные) польской экономики в этом плане в последнее время характеризируются минимальным ростом, а в некоторых сферах даже спадом. Относительная и в некоторых аспектах абсолютная неудовлетворительная ситуация сложившаяся в сфере польской ииноваци-онной деятельности непосредственно связана с относительно коротким временем, на протяжении которого научно-исследовательская деятельность получает несколько большие финансовые «иньекции». Принимая во внимание характер и натуру развития инноваций и их влияние на экономический и социальный рост страны можна предполагать, что на протяжении ближайших 3-5 лет Польша достигнет значительных результатов в построеннии инновационного народного хозяйства. Сегодняшние затраты будут приносить все большие и большие финансовые и общественные результаты. И только тогда можна будет по настояще-мо оценить роль, которую в этом процессе отыграли прямые иностранные инвестиции и целевые фонды Европейского Союза, а также определить размер количественных и качественных результатов полученных благодаря им.

Литература

A more research — intensive and integrated European Research Area, Science, Technology and Competitiveness key figures report 2008/2009, Directorate-General for Research, European Communities, Belgium, 2008, p. 8-9.

Czechowski L, Dziworska K, Gorczynska A. Wplyw bezposrednich inwestycji zagranicznych na wzrost innowacyjnosci i konkurencyjnosci polskiejgospodarki [w:] Bezposrednie inwestycje zagraniczne w podnoszeniu polskiej gospodarki, pod red. Karaszewskiego W., Uniwersytet M. Kopernika, Torun, 2005, s. 328.

European Commission, Flash Eurobarometer 267: Innobarometer 2009 Analytical Report. Brussels: European Commission, DG

Enterprise and Industry, 2009.

European innovation scoreboard 2008. Comparative analysis of innovationa performance, European Comission, Enterprise and Industry, PRO INNO Europe paper nr 10, Luxembourg, 2009. Innowacje w modelach dzialalnosci przedsi?biorstw, Janusz W., (red.), Wydawnictwo Uniwersytetu Szczecinskiego, Szczecin 2003, s. 48.

Kierunki zwi?kszania innowacyjnosci gospodarki na lata 2007-2013, Ministerstwo Gospodarki, Departament Rozwoju Gospodarki, Warszawa 2006, s. 15.

Lewiatan, Konkurencyjnosc MSP w 2006: Raport z badania: «Monitorowanie warunkow rozwoju sektora MSP w 2006 r.» Warszawa, 2006.

OECD, Main Science and Technology Indicators database, May 2009. Przegl^d polityk na rzecz innowacji w Polsce. Kluczowe kwestie i rekomendacje, OECD, Warszawa, 2007, s. 7.

Stymulowanie innowacyjnosci i zdolnosci eksportowych polskiej gospodarki poprzez popraw? struktury naplywu inwestycji zagranicznych do Polski, pod red. Kalinowskiego T., Instytut Badan nad Gospodarki Rynkow^, Gdansk, 2007, s. 6-7.

Tomaka A. Bezposrednie inwestycje zagraniczne a innowacyjnosc polskiej gospodarki, [w:] Bezposrednie inwestycje zagraniczne w podnoszeniu polskiej gospodarki, pod red. Karaszewskiego W., Uniwersytet M. Kopernika, Torun, 2005, s. 347.

Uminski S. Znaczenie zagranicznych inwestycji bezposrednich dla transferu technologii do Polski, Wydawnictwo Uniwersytetu Gdanskiego, Gdansk, 2002, s. 47.

Weresa M. A. Wpylw handlu zagranicznego i inwestycji bezposrednich na innowacyjnosc polskiej gospodarki. Prace i Materialy SGH nr 504, Szkola Glowna Handlowa, Warszawa 2002. Wissenskomplementarität und Produktivitätswachstum in ausländischen Tochterunternehmen in Mittel- und Osteuropa, «Wirtschaft im Wandel», 3/2006, IWH Halle.

World Investment Report 2003, FDI Policies for Development: national and International Perspectives, United Nations, New York and Geneva 2003. www.mrr.gov.pl. http://www.pois.gov.pl/. http://www.poig.gov.pl/. http://www.efs.gov.pl/. http://www.polskawschodnia.gov.pl/. http://www.popt.gov.pl/. http://www.ewt.gov.pl/.

Role of foreign direct investment and targeted programs of the European Union in the development of innovation in the Polish economy in 2004-2008

N.N. Vashchenko, candidate for doctor’s degree, University of Warmia and Mazuria in Olsztyn (Poland), Department of Economic Scientific

The importance of development of innovation in a modern economy is described in the articles. The analysis of innovative activity is conducted on the example of Poland. The period of analysis are the 2004-2008 years. Research attracts attention on the role of foreign direct investment and a special funds of European Union In development of innovative potential of the Polish economy.

Keywords: innovations, economic development, direct foreign investments, European Union, Lisbon Strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.