Научная статья на тему 'Роль промышленных кластеров в активизации инновационной деятельности малого бизнеса: региональный аспект'

Роль промышленных кластеров в активизации инновационной деятельности малого бизнеса: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Е. В.

Активизация инновационной деятельности малого бизнеса в настоящее время является важнейшим фактором динамичного роста экономики Омского региона. Особую роль в данном процессе играют промышленные кластеры, позволяющие значительно повысить экономический потенциал малого предпринимательства в условиях перехода к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики Омского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль промышленных кластеров в активизации инновационной деятельности малого бизнеса: региональный аспект»

I.V. Semyonkina

One of the crucial issues of modern world and Russian economics is the new forms of the innovative process organization such as cluster system of manufacturing control. The article deals with the large industrial cluster develop-

ment prospects in Russia. The investigation itself is based on the western cluster policyУДК 334.012.32. (075.8)

Статья поступила 14.05.2008 г.

РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Е. В. Романенко, канд. экон. наук, доц.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Аннотация. Активизация инновационной деятельности малого бизнеса в настоящее время является важнейшим фактором динамичного роста экономики Омского региона. Особую роль в данном процессе играют промышленные кластеры, позволяющие значительно повысить экономический потенциал малого предпринимательства в условиях перехода к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики Омского региона.

Ключевые слова: кластерная политика региона, промышленные кластеры, структурно-технологические и институциональные изменения, финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства

Введение

Настоятельная потребность перехода к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики Омского региона требует ее институционального переустройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно позволить устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики региона и получение масштабного ресурсосберегающего эффекта. Важную роль при этом играют промышленные кластеры, которые обеспечивают взаимодействие субъектов хозяйствования не на административной основе, а посредством согласования их интересов на рынке.

Теоретические исследования

В экономической литературе кластеры обычно определяются как «группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности, взаимодополняемостью» [6, с. 495]. Кластеры классифицируются по следующим признакам: по

локализации объектов («чисто территориальные»); по форме связей организаций (вертикально интегрированные, «горизонтальные», с «сетевой» оргструктурой); по технологическому признаку («технологические», «инновационные», «информационные») и т.д. [10, с. 90].

В связи со своей системной «гомогенностью» кластеры открывают новые возможности технологической модернизации и повышения эффективности деятельности малых предприятий: наличие в них технически передовых высококонкурентных предприятий с хорошо поставленным менеджментом неизбежно позитивно сказывается на всех прочих предприятиях, включенных в кластерные «цепочки». Важную роль в этом отношении играет характерная для кластеров относительная внутренняя информационная открытость: в их рамках гарантируется преференциальный для «своих» предприятий и организаций доступ к различным видам технико-экономической информации. Кластерные информационные преференции обеспечиваются, в частности, территориальным «соседствовани-ем» разнопрофильных хозяйствующих субъектов, развитием неформальных контактов их менеджеров, становлением особых норм управленческой культуры.

Важнейшее преимущество кластеризации -особые инфраструктурные и другие возможности для формирования малого бизнеса. Сопряженные, в частности, со льготными условиями кредитования и предоставления консалтинговых услуг, с относительно низкими «входными барьерами» и рисками. С образованием кластеров авторитетные зарубежные и отечественные исследователи связывают и перспективы практической реализации наиболее прогрессивных маркетинговых систем [3, с.92-93].

Кластерная политика как одно из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности должна концентрироваться на решение ряда острых проблем российской экономики, в том числе:

- развитие и поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний;

- формирование более дифференцированной и в большей степени сориентированной экономической политики на развитие и стимулирование отраслей и компаний на региональном уровне;

- организацию взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновацион-ности производства и сферы услуг;

- стимулирование развития и повышение инновационного потенциала малого бизнеса, который в основной массе формирует кластерные инициативы и сами кластеры [7, с. 33].

Для перехода экономики Омского региона на траекторию динамичного роста необходимо реализация программы развития инновационной деятельности малого предпринимательства, способной обеспечить существенное увеличение объемов конкурентоспособной продукции и эффективную занятость трудоспособного населения города Омска и Омской области. Эффективность использования потенциала Омского региона во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности и строительной индустрии, развитии сферы услуг.

Высокая ресурсоемкость продукции российских малых предприятий приводит к тому, что многие из них оказались в «ловушке» низкой производительности. Последняя возникает из-за того, что при высоком уровне себестоимости продукции предприятие вынуждено устанавливать высокие цены. В связи с этим покупатели начинают искать других поставщи-

ков. Падение спроса на продукцию вызывает снижение объема реализации, а в дальнейшем приводит к сокращению объемов производства и доходов предприятия. При этом увеличиваются издержки из-за снижения загрузки производственных мощностей и ухудшения использования рабочего времени. В свою очередь, сокращение финансовых ресурсов, резко ограничивает возможности финансирования затрат капитальных вложений на модернизацию производства и проведение инновационных мероприятий [1, с. 74].

В настоящее время важно реализовать ресурсосберегающую модель преобразования внутренней и внешней среды инновационной сферы предпринимательской деятельности, ориентированную на решение сложившихся проблем институциональной трансформации предприятий и повышение их конкурентоспособности.

Ресурсосбережение является мощным фактором сокращения потребности в капитальных вложениях. Так, затраты по экономии ресурсов, как правило, в 2-4 раза меньше инвестиций, необходимых для производства соответствующей продукции, каждый процент экономии энергоресурсов позволяет обеспечивать прирост национального дохода до 0,4-0,5% [1, с. 75].

Отказ от ресурсорасточительной концепции функционирования инновационной деятельности малого предпринимательства требует смены модели взаимодействия государства с предпринимательскими структурами, реформирование государственных структур на основе активного использования рыночных методов менеджмента [9. с. 52]. Необходимо проведение реформы государственного управления, его рационализация и демократизация, отделение в структурах государственной власти стратегических и контролирующих функций от исполнительских; освоение эффективных технологий корпоративного управления государственными служащими гражданского сектора с учетом передового российского и зарубежного опыта.

В ряде стран мира, в первую очередь англосаксонских (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия), еще в 80-х гг. XX в. стала отрабатываться новая модель администрирования, которая предусматривала деконцентрацию аппарата, отказ от бюрократической централизации и введение автономных государственных структур (агентств). Исполнительные директора агентств обладают свободой действий в распоряжении государственными ресурсами, определении тактических целей, проведении кадровой политики. Их работа была ориентирована

не на обеспечение каких-то формальных показателей, а на удовлетворение реальных потребностей населения.

Благодаря созданию таких агентств упрощается система бюрократической иерархии (исчезла необходимость в многочисленных промежуточных звеньях), появились структуры, несовместимые с административным регулированием. В агентствах стала утверждаться новая система оплаты труда, поощряющая результативность и качество управленческой деятельности. Административные реформы менеджерийской направленности сегодня активно идут не только в англосаксонских странах, но и в Японии, Франции, Швеции, Греции, Испании. Особое значение придается организационной гибкости государственного аппарата, управлению инновациями, децентрализации, расширению свободы действий административного персонала. Повсеместно важнейшей целью проводимых реформ стали повышение качества государственных услуг и совершенствование механизма их распределения [4, с. 34].

Сложность разработки современной модели поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства связана с тем, что она формируется во многом одновременно со становлением рыночной среды.

Структурно-технологические и институциональные изменения ресурсосберегающего типа важно проводить с учетом реальных возможностей развития инновационной деятельности малых предприятий, потребностей внутреннего и внешнего рынков, ориентируясь на опережающий рост производства менее материало- и энергоемких видов продукции, на широкомасштабное использование достижений науки и техники, малоотходных и безотходных технологий, прогрессивных материалов, улучшение производственной и рыночной инфраструктуры, обеспечение более глубокой и комплексной переработки сырьевых ресурсов, замещение традиционных видов сырья, материалов и энергии вторичными ресурсами и отходами производства.

Данные изменения должны сопровождаться обновлением институционально-технологической структуры экономики и территориальной концентрации экономической деятельности. В конкурентной экономике промышленные кластеры становятся ключевыми рычагами, содействующими экономическому росту и повышению конкурентоспособности региона, они обычно касаются высокотехнологичных отраслей, а также финансовых и деловых услуг. Государственная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна способствовать осуществлению структурных изменений двояким обра-

зом: во-первых, способствовать совершенствованию структуры существующих отраслей, ускоряя их переход из неконкурентоспособных сегментов экономики в сегменты с более высоким потенциалом роста, во-вторых, помогать диверсификации благодаря внедрению новых производств и видов услуг.

Малое предпринимательство характеризуется низким уровнем собственных накоплений и практическим отсутствием временно свободных денежных средств. Сложившаяся ситуация с особой остротой выдвигает необходимость формирования эффективной системы финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности малого бизнеса, устранения сложившихся финансово-институциональных барьеров, затрудняющих переход малого предпринимательства на траекторию инновационного развития и повышение его конкурентоспособности, изменении роли и функции финансовых институтов и инструментов в соответствии с требованиями времени.

Финансово-кредитную поддержку инновационной деятельности малого предпринимательства важно ориентировать на формирование современных предпринимательских сетей, позволяющих получить наибольший сетевой (синергетический) эффект. Данный эффект возникает в связи с тем, что предприятия реорганизуют в данный период свои деловые отношения в производственной цепочке с вышестоящими и нижестоящими фирмами и интегрируются в структуру региона. Сетевой эффект таких предприятий тесно связан с их агломерационным эффектом, который обусловлен тем, что эти предприятия стимулируют размещение связанной с ними хозяйственной деятельности на ближайшей территории. Государственную поддержку важно ориентировать на привлечение финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики, причем ведущим направлением инвестиций должно стать развитие импортозамещения. Это позволит создать новую тенденцию экономического роста Омского региона за счет развития собственного производства и повышения конкурентоспособности товаров.

Финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать требуется жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и приоритетным направлениям социально-экономического развития региона. Программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства должны быть ориентированы на активное

использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяйственной деятельности.

Выводы

Таким образом, повышение роли промышленных кластеров в активизации инновационной деятельности малого предпринимательства позволит эффективнее использовать его потенциал в целях ускорения экономического роста экономики Омского региона.

Библиографический список

1. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: Монография / В. В. Бирюков, Е. В. Романенко. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 166 с.

2. Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. - 2001. - № 4. - С. 92-99.

3. Котлер Ф., Ачрол Р. Маркетинг в условиях сетевой экономики // Маркетинг и маркетинговые исслеования в России. - 2000. - № 2. - С. 77-81.

4. Лугвин С. Переход к новой модели государственного управления в постиндустриаль-ном обществе // Проблемы теории и практика управления. - 2004. - № 4. - С. 33-38.

5. Нестеренко Ю. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики» // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 11. - С. 78-86.

6. Никологорский Д. О. методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2006. -№ 11. - С. 72-77.

7. Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. - 2007. - № 8. - С. 28-64.

8. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001, - 596 с.

9. Романенко Е. В. Государственная поддержка предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. - 92 с.

10. Третьяк В. П. Кластеры предприятий. -М.: Август-Борг, 2005. - 234 с.

The role of industrial clusters in small business innovation work activization: region aspect

Е. V. Romanenko

This article is about the role of industrial clusters in small business innovation work activization in region of Omsk. Industrial clusters, making it possible to raise significantly the potential of small business during the transition to resource-saving and competitive regional economy development type, play a specific role in small business innovation work activization.

Статья поступила 14.03.2008

УДК 330:001.895

ПРОБЛЕМА РАЗВЕРТЫВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

И.Л. Гайкалов, аспирант Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования и характерные черты экономики знаний. На основании анализа статистических данных уточняется роль в этом процессе малого инновационного предпринимательства. Предлагаются рекомендации по активизации инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: экономика знаний, инновационный потенциал, малое инновационное предпринимательство, региональная инновационная политика

Введение

Мировая экономика переживает трансформацию типа воспроизводства и изменение представлений о критериях эффективности развития экономики. Начался переход на инновационный путь социально-экономического развития. Успех

государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, являющегося инициатором революционных инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий.

Теоретическое исследование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.