Научная статья на тему 'Малый бизнес: формирование траектории конкурентоспособного развития1'

Малый бизнес: формирование траектории конкурентоспособного развития1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ТРАЕКТОРИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Е. В.

Рассматриваются проблемы и пути создания благоприятной институциональной среды для повышения устойчивости и формирования траектории конкурентоспособного развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и перехода на инновационный путь развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес: формирование траектории конкурентоспособного развития1»

УДК 334.012.32. (075.8)

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ФОРМИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ1

Е. В. Романенко, канд. экон. наук, доц., Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Аннотация. Рассматриваются проблемы и пути создания благоприятной институциональной среды для повышения устойчивости и формирования траектории конкурентоспособного развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и перехода на инновационный путь развития региона.

Ключевые слова: государственная поддержка, инновационная активность, институциональная среда, траектория конкурентоспособного развития.

Введение

В условиях перехода экономики России на путь опережающего инновационного развития малое предпринимательство становится неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие, рост эффективности и повышение конкурентоспособности отечественного производства. Способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, апробировать инновационные идеи, простота и гибкость структуры внутрифирменного управления делают малое предпринимательство достаточно привлекательным для экономически активного населения, решившего заниматься предпринимательской деятельностью.

Теоретические исследования

В современных условиях в России использование экономического потенциала малого предпринимательства и его ориентация на обеспечение опережающего инновационного развития страны и ее регионов, повышение конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке пока не являются реальным приоритетом государственной политики, что в значительной степени обусловлено несовершенством системы регулирования поддержки и развития малого бизнеса.

Действенное рыночно-экономическое регулирование развития малого предпринимательства в условиях его адаптации к императивам расширенно-воспроизводственного режима функционирования экономики является важнейшим инструментом обеспечения опережающего инновационного развития эконо-

мики страны; выравнивания уровней социально-экономического развития и повышения качества жизни населения регионов страны; улучшения социального климата в обществе; разрешения проблем геополитического, гео-экономического характера.

В настоящее время особую значимость приобретает решение проблем, связанных с переходом малого предпринимательства на траекторию конкурентоспособного развития. Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Дальнейшие темпы и направления развития малого предпринимательства в современных условиях во многом предопределяются тем, насколько активно государственная, и, прежде всего региональная, власть будет осуществлять его поддержку. Государственная поддержка малого предпринимательства предусматривает следующие направления, призванные содействовать созданию, функционированию и развитию малых форм хозяйствования: осуществление региональными органами власти правовой защиты субъектов малого бизнеса от незаконных действий должностных лиц; формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; совершенствование налоговой политики; создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса [1, с. 112].

1 Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-67208 а/Т)

Региональные власти должны обладать достаточно широкими возможностями влияния на повышение конкурентоспособности предпринимательских структур и эффективность их деятельности. Региональные факторы оказывают значительное воздействие на особенности разрабатываемых мер, связанных с изменением институциональной среды и инновационной активностью малых хозяйствующих субъектов. В связи с этим заслуживает внимание рассмотрение практики формирования региональных программ поддержки малого предпринимательства на примере Омского региона, который является одним из наиболее динамично развивающихся регионов страны.

В период с 2001 по 2005 гг. валовой региональный продукт Омской области увеличился более чем на 80 % в сопоставимых ценах, что выше общероссийской динамики на 34 %. За последние пять лет с 2002 по 2007 гг. прирост промышленного производства в области составил 72,9 % и был в 2,1 раза больше, чем по стране (в Российской Федерации - 35, 5%) [2, с. 315; 6, с. 34-37; 7, с. 69]. По объему обрабатывающего производства на душу населения Омская область в 2006 г. занимала 13 место в Российской Федерации. За 2002-2007 гг. инвестиции в основной капитал в Омской области возросли на 140, 1 %, а в Российской Федерации - на 95,3 % (т.е. темп прироста был в 1,5 раза выше, чем по стране). По объему инвестиций в основной капитал область в 2006 г. занимала 28 место в Российской Федерации, по вводу в действие общей площади жилых домов - 13 место (12 место в расчете на душу населения). Омская область входит в число лидеров по объему инвестиций, привлекаемых от зарубежных инвесторов - 4 место в Российской Федерации в 2003 г., 9 место - в 2004 г., 2 место - в 2005 г. и 14 место - в 2006 г.[2, с. 315; 6, с. 34-37, 67; 7, с. 70-71]. В настоящее время в Омском регионе достигнут значительный прогресс в развитии малого предпринимательства. Так, по состоянию на 1 января 2007 года на территории Омской области зарегистрировано 14,2 тыс. малых предприятий, среднесписочная численность работающих на них составила 90,4 тыс. человек, в 2006 году оборот малых предприятий достиг 126034,7 млн. рублей (таблица 1). В регионе создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность данного сектора. Продолжает формироваться современная инфраструктура поддержки, предоставляющая субъектам малого предпринимательства образовательные, информационные, консультационные, финансовые и иные услуги.

Субъекты малого бизнеса осваивают новые виды деятельности, внедряют новые технологии, расширяют инновационную деятельность и свое присутствие во всех отраслях экономики. Создаются и развиваются профессиональные союзы и объединения предпринимателей. Все это способствует созданию благоприятного делового климата для субъектов малого предпринимательства Омской области. Реализуемые меры по развитию малого бизнеса в регионе направлены на повышение роли субъектов малого предпринимательства в укреплении социально-экономического партнерства, обеспечение взаимодействия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, содействие созданию равных условий для конкурентной борьбы, защиту интересов собственников, повышение открытости экономики и сокращение административного регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области за период с 2007 по 2015 гг. произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров с 0,6 по 8 %; увеличение количества крупных и средних организаций, занимающихся разработкой инноваций в Омской области, с 43 до 150 единиц; внедрение в производство от 6 до не менее 20 передовых технологий [8].

Развитие форм государственной поддержки малого бизнеса в Омской области позволило значительно повысить его роль в экономической сфере, обеспечении занятости, эффективно решать проблемы снижения уровня бедности, активно осваивать инновационные производства. Приоритетные подходы и направления в развитии малого инновационного предпринимательства нашли свое отражение в проекте «Региональный бизнес», инкубатор «Омский локомотив-М», признанном победителем конкурса Министерства экономического развития и торговли России в 2005 г. Стратегией развития области намечено, что за 2006-2020 гг. доля занятых в организациях малого предпринимательства возрастет с 14 до 40 % от общего числа занятых в экономике Омской области, доля валового выпуска товаров и услуг увеличится с 7 до 25 % [9].

Вместе с тем, ситуация в сфере малого предпринимательства в Омской области, как и в целом по стране, осложняется многочисленными проблемами, стоящими перед предпринимательским сектором экономики. На пути развития малого предпринимательства сохра-

няются определенные препятствия, в том числе: неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующий деятельность малого бизнеса; несовершенство органов управления, на которые возложена обязанность по регулированию его деятельности, что обусловливает недостаточную координацию действий по его государственной поддержке; отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи; низкая платежеспособность и, как следствие, уменьшение спроса на продукцию; проблемы лицензирования отдельных видов деятельности; трудности в организации сбыта и т.д. [1, с. 113]

Необходимо отметить недостаточные темпы развития малого сектора экономики особенно в сельских районах Омской области, наблюдается серьезный дисбаланс между уровнем развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях и административном центре Омского региона. С учетом этого, мероприятия по поддержке и развитию малого бизнеса на среднесрочный период должны планироваться таким образом, чтобы значительно повысить роль малого предпринимательства, сократить существующий дисбаланс и создать условия для более эффективного его развития в сельских районах Омской области. Динамические и структурные параметры дальнейшего развития малого бизнеса напрямую зависят от того, насколько своевременно и адекватно органы власти будут реагировать на изменение ситуации в экономике региона.

Особое значение в создании институциональной среды, благоприятной для малого бизнеса в регионе и повышения его конкурентоспособности имеет разработка региональной программы поддержки и развития малого предпринимательства, реализация которой направлено на достижение определенных целей, в том числе: формирование позитивного общественного мнения в отношении малого предпринимательства; фокусирование интересов активизации инновационных процессов в приоритетных отраслях экономики региона; повышение уровня благосостояния жителей региона; формирование слоя эффективных собственников в регионе; обеспечение регионального рынка товарами и услугами; снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест; оптимизация структуры экономики региона. Большое внимание при разработке региональной программы важно уделять агропромышленному комплексу, производству товаров народного потребления, торговле, общественному питанию, сфере услуг для населения, развитию

рыночной и инновационной инфраструктуры, а также других элементов производственной и социальной структуры. Мероприятия региональной программы должны способствовать повышению результативности производства; эффективному решению социальных и экологических проблем региона; дальнейшему развитию и совершенствованию хозяйственного потенциала, решению первоочередных внутри региональных проблем.

При разработке и реализации Омской региональной программы важно исходить из того, что ее основной целью должно являться повышение благосостояния и уровня жизни населения региона на основе широкомасштабного опережающего развития малого предпринимательства, призванного обеспечить увеличение объемов продукции и услуг, а также максимально возможно занять трудоспособное население в регионе.

Достижение основной цели Омской региональной программы требует решения определенных блоков задач. Первый блок задач непосредственно связан с организационно-правовым регулированием деятельности малых предприятий. Второй блок ориентирован на решение задач функционально-ресурсного обеспечения деятельности малого бизнеса. Третий блок отражает социально-психологические аспекты становления малого предпринимательства. После проведения этапа анализа, цели региональной программы должны уточняться и по возможности определяться количественно (рис. 1).

Программы поддержки малого предпринимательства должны быть ориентированы на активное использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяйственной деятельности. К их числу следует отнести, например, такие, как разработка проектов создания площадок для работы малых предприятий. При этом региональные органы власти выделяют удобные земельные участки и принимают участие в финансировании комплекса объектов, которые в дальнейшем на основе рыночных принципов предоставляются в распоряжение различных малых предприятий. Проекты регионального развития должны успешно поддерживать размещение прогрессивных (пионерских предприятий).

Отказ от сложившейся предметной специализации крупных предприятий предполагает обеспечение экономически эффективной специализации и кооперирования на основе повышения технического уровня производства и качества продукции, упрощения производственной структуры предприятий и повышения гибкости производства при более активном совместном участии в создании высокотехнологичной про-

дукции малых и средних предприятий. При этом появится возможность эффективной цепной реакции (другие предприятия последуют этому

С целью решения проблемы эффективного взаимодействия малых производств со средними и крупными предприятиями путем соединения инновационного потенциала и экономической мобильности малых предприятий с технологическими возможностями, производственно-имущественным потенциалом крупных предприятий можно предложить создание территориально-производственной зоны (технополиса) для субъектов малого предпринимательства на основе имуществен-

примеру, и начнет действовать агломеграцион-ный эффект данных отраслей)

ного комплекса одного из неплатежеспособных предприятий города Омска. Для создания условий по сбыту продукции малых предприятий весьма своевременным является принятие решения о создании и развитии областного специализированного сетевого оптового рынка продукции субъектов малого предпринимательства.

Для обеспечения благоприятных стартовых условий для малых предприятий (прежде всего производственной сферы) при участии

Рис. 1. Группировка задач для решения основной цели региональной программы поддержки и развития малого предпринимательства Омской области

областного Фонда поддержки предпринимательства и регионального бизнес-инкубатора целесообразно:

1) создание сети инкубаторов малого бизнеса (в т.ч. отраслевых и территориальных), а также обеспечение деятельности бизнес-инкубатора в рамках Морозовского проекта;

2) оказание помощи предпринимателям в создании и развитии обществ взаимного кредитования малого предпринимательства.

Весьма важным также является содействие дальнейшему формированию и развитию инфраструктуры поддержки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых в сфере ремесел, хлебопечения, на транспорте, в розничной и оптовой торговле и т.п. (созданию и развитию профессиональных предпринимательских гильдий).

Необходимым условием для успешного функционирования предпринимательских сетей является активизация участия малого бизнеса в реализации межрегиональных и международных программ и мероприятий по развитию малого предпринимательства. Сегодня Омская область принимает участие, совместно с московским Центром деловых контактов для малых предприятий и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, в программах, инициированных международными донорскими организациями: на территории области происходит реализация программ Европейского Союза «TACIS» и «Европартне-ариат».

Для формирования социальных условий, механизма взаимодействия предпринимателей с государственными и общественными деятелями, представителями научной и творческой интеллигенции, религиозных конфессий и других социальных групп, а также благоприятного общественного мнения по отношению к малому бизнесу необходимо изучение социально-психологического климата и социальных процессов, протекающих в сфере малого предпринимательства.

Реформирование нормативно-правовой базы Омской области является одним из условий создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в области. Проведение законодательных и институциональных преобразований должно быть направлено на создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы; защиту прав собственности, в том числе интеллектуальной, и улучшение корпоративного управления; развитие института банкротства и защиту прав кредиторов; выравнива-

ние условий конкуренции и создание действенной антимонопольной политики; дебюрократизацию экономики, которая заключается в упорядочении регулирующих функций государства, сокращении административного вмешательства в предпринимательскую деятельность; повышение эффективности управления государственной собственностью; развитие финансовой и инвестиционной инфраструктуры.

Для оценки эффективности реализации региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства обычно используется ряд экономических и социальных параметров, среди которых можно выделить: рост экономического потенциала малого предпринимательства; увеличение количества субъектов малого предпринимательства, повышение экономических показателей малого предпринимательства; рост уровня капитализации малого предпринимательства; улучшение качества трудовых и предпринимательских ресурсов; внедрение в практику мирового управленческого опыта; повышение производительности труда субъектами малого предпринимательства; инновационная активность малого бизнеса и организация выпуска продукции, основанной на передовых научных разработках; рост конкурентоспособности малого предпринимательства; продвижение производимых товаров и услуг за пределы региона; количество создаваемых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда; увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы.

Эффективность реализации региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства можно оценивать с помощью коэффициента активности малого предпринимательства в регионе, который представляет собой комплексный экономический показатель, учитывающий долю малого бизнеса в валовом региональном продукте, долю числа занятых на малых предприятиях в регионе по отношению к числу занятых на всех предприятиях в регионе. Коэффициент активности малого предпринимательства в регионе в общем виде рассчитывается по следующей формуле:

Кр = VДВРП • ДК • ДН •...,

где Кр - коэффициент активности малого предпринимательства в регионе; ДВРП - доля малого бизнеса в валовом региональном продукте; ДК

- доля числа малых предприятий в их общем количестве; ДН - доля налоговых поступлений от общего поступления налогов малыми предприятиями; п - количество показателей, используемых для расчетов.

Коэффициент активности малого предпринимательства позволяет сопоставить уровни развития малого предпринимательства в различных регионах страны, а, также оценить эффективность его государственной поддержки в каждом регионе. Как показывает анализ, с точки зрения предлагаемого коэффициента все регионы России условно распределяются на три группы:

- регионы-лидеры, для которых данный показатель выше 0,6; данные регионы занимают лидирующее положение и добились существенных успехов в области поддержки и развития малого сектора в экономике, что свидетельствует об эффективности государственной поддержки на уровне региона и привлекательности региона для ведения предпринимательской деятельности;

- устойчиво работающие регионы, с показателем коэффициента активности малого предпринимательства от 0,4 до 0,6, для которых характерен устойчивый рост сектора малого бизнеса и достаточно высока степень эффективности его государственной поддержки на уровне региона;

- регионы-аутсайдеры, для которых коэффициент активности малого предпринимательства меньше 0,4, что свидетельствует о том, малый бизнес в регионе развивается низкими темпами, это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной поддержки, и регион нуждается в реализации мер по росту его привлекательности для работы в секторе малого бизнеса.

Выводы

Анализ эффективности деятельности малого бизнеса в регионе свидетельствует о том, что формирование региональных программ его поддержки и развития имеет весьма важное значение, так как именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие институтов инфраструктуры с конкретными субъектами малых форм хозяйствования. Стратегической задачей региональной программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства является рост уровня благосостояния жителей региона на основе создания благоприятных социальных, организационных, правовых и экономических условий для повышения устойчивости и формирования траектории конкурентоспособного развития малого бизнеса на региональном уровне по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и перехода на инновационный путь развития региона. Для оценки эффективности реализации региональной программы поддержки и развития малых форм хозяйствования мож-

но использовать коэффициент активности малого предпринимательства в регионе, представляющий собой комплексный экономический показатель. С помощью предлагаемого коэффициента можно дифференцировать все регионы России и условно распределить их на три основные группы: регионы-лидеры, устойчиво работающие регионы, регионы-аутсайдеры.

Библиографический список

1. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого прдепринимательства: региональный аспект. // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 2. - С. 111-117.

2. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 826 с.

3. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2004.

- Ч. 2. - 369 с.

4. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2005.

- Ч. 2. - 374 с.

5. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2006.

- Ч. 2. - 393 с.

6. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2007.

- Ч. 1. - 245 с.

7. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2007.

- Ч. 2. - 437 с.

8. Постановление Правительства Омской области от 11 апреля 2007 г. № 43-П «О Концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года» // Омская правда. - 2007. - 20 апреля (№ 30).

9. Указ Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 г. № 18 «О Стратегии социальноэкономического развития Омской области до 2020 года» // Омская правда. - 2006. - 17 февраля (№ 12).

Small business as formation of competitive way of development

Е. V. Romanenko

This article is about the specific role of small business in new model of development in region of Omsk. The special role in market conditions of managing is played by small business as the most mass and floppy form of business, in many respects determining a socio economic level of development of the country. The creation of an effective system of small business support in conditions of Russian transforming economy is a necessary condition for overcoming the crisis phenomena in our country.

Статья поступила 20.09.2008 г.

Таблица 1 - Основные показатели развития малого предпринимательства на территории Омской области (на конец года) [3, с. 53-55; 4, с. 47-51; 5, с.59-61; 7, с. 67-69]_

Показатели Годы

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Число малых предприятий, тыс. шт. 12,0 10,7 10,9 10,9 11,0 10,9 12,5 14,4 14,2

Среднесписочная численность занятых, тыс. чел. 118,7 101,0 103,7 103,3 99,4 93,2 91,6 90,2 90,4

Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн. руб. 2524,1 3685,6 4148,5 6939,1 10971,4 17757,0 24171,8 113235,7* 126034,7*

* - оборот малых предприятий

УДК 631.1:633.521 +633.854.54

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЛЬНЯНОГО ПОДКОМПЛЕКСА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Ф. Стукач, д-р. экон. наук, проф., А.М. Редькин, аспирант Омский государственный аграрный университет

Аннотация. В статье рассмотрен кластерный подход к развитию экономики льняного подкомплекса в Омской области, приведена структура льняного кластера, отражены основные принципы его формирования, отмечена роль правительства на каждом жизненном этапе функционирования кластера.

Ключевые слова: Омская область, льняной кластер: преимущества, эффекты, методика формирования, жизненный цикл.

В условиях стабилизации процессов экономического развития АПК, приоритетное внимание учёных-экономистов всё чаще обращено не на политику выживания, характерную для кризисной ситуации периода экономических преобразований 90-х годов ХХ столетия, а на разработку принципов и механизмов обеспечения высоких темпов экономического роста и повышение благосостояния граждан. Одним из эффективных методов решения этих задач, как показывает опыт многих развитых стран мира, является применение кластерных технологий.

Теория кластеров получила своё развитие с конца 60-х начала 70-х годов ХХ века.

Большой вклад в её разработку и развитие внёс выдающийся профессор Гарвардской экономической школы Майкл Портер. Казалось бы, уже почти полвека прошло с момента обращения взглядов учёных на теорию

кластеров, а для российской экономики она по-прежнему остаётся до конца не изученной.

Одной из проблем применения кластерной модели развития производства на федеральном, региональном и местном уровнях власти является отсутствие единой государственной кластерной концепции. При этом под концепцией должны пониматься не абстрактные условия кластеризации, а вполне конкретные действия федеральных органов власти: мероприятия, целевые программы, законодательные инициативы по стимулированию развития кластерных принципов производства на региональном и местном уровнях. На наш взгляд, отправной точкой в разработке данного документа, наряду с работами зарубежных авторов, может стать ряд исследований, проведённых учёными экономистами России и стран СНГ (И. Фёрова, Е. Иванова, А. Дворкин, И. Мельман, В. Кунди-ус, Е. Монастырский, А. Романов и В. Арашу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.