ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ1
Романенко Е. В.,
В настоящее время малое предпринимательство является важным инструментом реализации курса социально-экономических изменений, решения комплекса политических, экономических и социальных проблем, остро стоящих сегодня перед государством. Малое предпринимательство выступает неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социальноэкономической, но и в политической жизни страны. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Дальнейшие темпы и направления развития малого предпринимательства в современных условиях во многом предопределяются тем, насколько активно государственная, и, прежде всего региональная, власть осуществляет поддержку малого бизнеса. Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малого бизнеса является ее важным самостоятельным системным направлением, которое реализуется в соответствии с основными национальными интересами. Данная политика строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора малого предпринимательства в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или в регионе. В силу своей специфики малый бизнес имеет ярко выраженную региональную ориентацию и в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов является важным средством оптимизации структуры региональной экономики. В свою очередь, региональные власти имеют достаточно широкие возможности влияния на развитие предпринимательских структур.
Способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, апробировать инновационные идеи, простота и гибкость структуры внутрифирменного управления делают малое предпринимательство достаточно привлекательным для экономически активного населения, решившего заниматься предпринимательской деятельностью. Формирование региональных программ поддержки малого бизнеса имеет важное значение, так как именно на уровне региона происходит непосредственное взаимодействие институтов инфраструктуры с конкретными субъектами малого бизнеса. Следовательно, экономическая политика государства в области малого предпринимательства должна сконцентрироваться на региональном уровне.
На федеральном уровне должны решаться вопросы согласования интересов регионов в рамках единой государственной политики. В этой связи учет экономических интересов и задач регионального развития, в том числе и поддержки малого бизнеса, должно осуществляться по следующим направлениям: сокращение значительных различий в уровнях социально-
экономического развития отдельных регионов; оказание государственной поддержки регионам с высоким уровнем безработицы, районам экономического бедствия; осуществление взвешенной научно-обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования; проведение селективного программно-целевого подхода в системе обеспечения государственной поддержки малого бизнеса с позиций взаимоотношений центра и субъектов Российской Федерации, что означает: во-первых, выделение групп регионов, особо нуждающихся в ней; во-вторых, дифференциацию направлений и масштабов государственной поддержки малого предпринимательства в отдельных регионах.
Главными принципами государственной поддержки малого предпринимательства на уровне региона являются: государственной поддержкой пользуются физические и юридические лица, отнесенные законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства; государственная поддержка предоставляется малым предприятиям и предпринимателям, действующим в приоритетных сферах экономики региона, способным самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность; государственная поддержка осуществляется тем представителям малого бизнеса, которые располагают собственностью, направляют собственные средства на развитие бизнеса, привлекают независимых инвесторов; субъекты
1 Работа подготовлена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» (проект № 2.4.08/6571).
малого предпринимательства, желающие заручиться государственной поддержкой, должны пройти конкурсный отбор и независимую экспертизу предпринимательских проектов.
Конкретный механизм поддержки малого бизнеса, а также приоритеты этой поддержки должны формироваться в каждом регионе в соответствии с экономической ситуацией в нем. Региональные факторы оказывают значительное воздействие на особенности разрабатываемых мер, связанных с изменением предпринимательской среды. В связи с этим представляется важным рассмотрение возможностей и путей совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства на примере Омского региона, которые являются типичными для многих регионов страны.
Ситуация в сфере малого предпринимательства в Омской области, как и в целом по стране, осложняется многочисленными проблемами, стоящими перед предпринимательским сектором экономики. Темпы дальнейшего развития малого бизнеса напрямую зависят от того, насколько быстро органы власти будут реагировать на изменение ситуации в экономике региона. В настоящее время в Омском регионе достигнут значительный прогресс в развитии малого предпринимательства. Так, по состоянию на 1 января 2008 года на территории Омской области зарегистрировано 14,8 тыс. малых предприятий, среднесписочная численность работающих на них составила 95,3 тыс. человек, в 2007 году оборот малых предприятий по видам экономической деятельности достиг 180846,8 млн. рублей (табл. 1).
Таблица 1 - Основные показатели развития малых предприятий на территории
Омской области
(на 01.01) [1, с. 53-55; 2, с. 47-51; 3, с.59-61; 4, с. 67-69, 5, с. 69-71]
Показатели Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Число малых предприятий , тыс. шт. 10,9 10,9 11,0 10,9 12,5 14,4 14,2 14,8
Количество занятых, тыс. чел. 103,7 103,3 99,4 93,2 91,6 90,2 90,4 95,3
Объем произведенн ой продукции, млн. руб. 4148,5 6939,1 10971, 4 17757, 0 24171, 8 113235,7* 126034,7* 180846,8 *
* оборот малых организаций по видам экономической деятельности
В регионе создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность данного сектора. Продолжает формироваться современная инфраструктура поддержки, предоставляющая субъектам малого предпринимательства образовательные, информационные, консультационные и иные услуги. Развиваются финансово-имущественные механизмы поддержки малого предпринимательства. Внедряются прогрессивные формы финансово-кредитной и инновационной поддержки малого производственного предпринимательства (лизинг, франчайзинг). Субъекты малого бизнеса осваивают новые виды деятельности, внедряют новые технологии, расширяют инновационную деятельность и свое присутствие во всех отраслях экономики. Создаются и развиваются профессиональные союзы и объединения предпринимателей. Все это способствует созданию благоприятного делового климата для субъектов малого предпринимательства Омской области. Эти данные свидетельствуют о том, что в Омской области в целом созданы благоприятные условия для развития предпринимательства, позволяющие предпринимателям строить свои планы в расчете на долгосрочную перспективу. В то же время необходимо отметить недостаточные темпы развития данного сектора экономики в сельских районах Омской области, наблюдается серьезный дисбаланс между уровнем развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях и административном центре Омской области.
На ближайший период в качестве приоритетных направлений экономического развития Омской области, развиваемых с участием субъектов малого предпринимательства, выдвигаются промышленность и наукоемкое производство, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, медицина и здравоохранение, переработка минерально-сырьевых и лесосырьевых ресурсов, строительство и производство строительных материалов, производство товаров народного потребления, бытовое обслуживание, переработка и использование отходов производства, охрана окружающей среды, образование [6, с. 131-132]. Развитие малого предпринимательства в Омской области должно быть направлено на повышение роли субъектов малого предпринимательства в укреплении социально-экономического партнерства, обеспечение взаимодействия органов государственной власти Омской области и местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности на взаимной ответственности сторон, содействие созданию равных условий для конкурентной борьбы, защита интересов собственников, повышение
открытости экономики и сокращение административного регулирования предпринимательской деятельности.
Тем не менее, в настоящее время сохраняются острые проблемы, сдерживающие развитие субъектов малого предпринимательства, а именно: недостаточный уровень правовой и экономической подготовки предпринимателей, отсутствие стартового капитала, сложности с предоставлением помещений, лицензированием деятельности, организацией сбыта продукции и услуг, низкая платежеспособность населения. Отдельно можно выделить проблемы, связанные с внедрением новых информационных технологий в систему малого предпринимательства: нехватка информационных ресурсов, их несоответствие реальным потребностям малого предпринимательства, а также усложненный доступ к ним; недостаточное обеспечение информационными технологиями процесса управления малого предпринимательства; низкий уровень компьютерной грамотности и информационной культуры омских предпринимателей.
Доступность информационных ресурсов и качество этих ресурсов являются одним из важнейших элементов успешного функционирования малого предпринимательства. Многогранна роль доступной предприятию информации. Информация является важнейшим фактором в конкурентной борьбе, обеспечивающим правильное определение стратегии развития предприятия, компетентное управление в повседневной деятельности и, одновременно, представляет собой мощное средство повышения культуры малого предпринимательства и деловых отношений, расширения возможностей кооперирования производства и его маркетингового обеспечения. Невозможно дальнейшее цивилизованное развитие этой важной сферы экономики без создания для малого предпринимательства возможностей широкого доступа к базам данных деловой информации, выработки у малого предпринимательства навыков анализа и использования такой информации, овладения информационными технологиями. Оказание содействия в информационном обслуживании предпринимателей с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий является одним из приоритетных направлений деятельности органов региональной власти.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о назревшей необходимости информационной государственной поддержки малого предпринимательства. Базовые положения информационной поддержки малого предпринимательства должны заключатся в следующем: формирование благоприятного имиджа субъектов малого предпринимательства среди всех слоев населения; формирование представления о малом бизнесе как о реально возможном жизненном пути и способе существования для многих граждан; формирование представлений о социальной самодостаточности среднего класса; формирование у молодежи позитивного отношения к малому бизнесу, предпринимательству, среднему классу как возможной и благополучной среде своего существования; создание единой системы информационной поддержки малого предпринимательства.
Структура информационной системы поддержки малого предпринимательства органами региональной власти должна состоять из следующих подпрограмм: системы баз данных, реализующих потребности в информации, как субъектов малого предпринимательства, так и органов муниципальной власти, оказывающих поддержку малому предпринимательству; совокупности программных средств управления и контроля со стороны органов муниципальной власти по поддержке малого предпринимательства, а также оптимизации хозяйственной и бухгалтерской деятельности, менеджмента, консалтинга и рекрутинга в сфере малого предпринимательства, повышению квалификации персонала малого предпринимательства; технических и аппаратных средств вычислительной техники и связи, каналов связи, реализующих функционирование всей информационной системы в целом.
Информационная система должна обеспечивать: оперативный доступ к информации из различных источников; оперативный обмен информацией различного характера между объектами инфраструктуры; возможность пользования информационными ресурсами в режиме удаленного доступа; возможность получения консультаций по вопросам экономики, бизнеса, права и в диалоговом режиме; возможность использования различных российских и зарубежных информационных систем; учет по отдельным субъектам малого предпринимательства. Уже сейчас ряд учреждений и предприятий имеет собственные информационные системы, оптимизированные для решения своих задач. Данные системы должны постоянно пополняться из различных источников, что требует, по мере роста объема обрабатываемой информации, все больших затрат. Широкий диапазон областей деятельности субъектов малого предпринимательства и динамичность процессов в данной области делают экономически нецелесообразным сосредоточение всей необходимой информации в одном месте. Кроме того, большое число абонентов информационной системы поддержки малого предпринимательства, неоднородное распределение субъектов малого предпринимательства на территории муниципалитета, большие затраты на обеспечение доступа на физическом уровне, случайный характер обращений за информацией и постоянное обновление субъектов малого предпринимательства не позволяют использовать при построении системы традиционные решения.
Информационная система поддержки малого предпринимательства должна быть создана при использовании современных информационных технологий “Intemet”. Совокупность региональных
баз данных может состоять из: баз данных, содержащих перечень и характеристики субъектов малого предпринимательства; баз данных кредитных, инвестиционных и страховых учреждений, действующих в области финансовой поддержки малого предпринимательства; баз данных возможных партнеров субъектов малого предпринимательства; баз данных производств с характеристикой технологических процессов, доступных для выполнения работ по кооперации; баз данных проектных организаций и отдельных специалистов-проектантов в различных областях деятельности; баз данных специализированных юридических, аудиторских, консалтинговых и других фирм, обслуживающих малый бизнес; баз данных грантов, программ, конкурсов, представляющих интерес для малого предпринимательства; баз данных отдельных специалистов в различных областях деятельности для привлечения на условиях частичной занятости. Приведенный состав баз данных и их перечень является примерным и должен дополняться и уточняться в процессе функционирования информационной системы.
Информационное обеспечение малого предпринимательства на региональном уровне должно осуществляться на основе создания и использования современных информационных технологий. Эффективное развитие рынка деловой и коммерческой информации требует вовлечения в создание информационной системы как государственных, так и частных инвестиционных ресурсов. Консолидация государственных, общественных и коммерческих организаций с целью развития инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательства должна строиться на подписании комплексных соглашений по созданию и развитию информационного рынка товаров и услуг. Одновременно с этим необходима координация государственных федеральных и региональных программ в области информационного обеспечения малого предпринимательства, внесения соответствующих изменений в законы и нормативные акты.
Для формирования информационной системы поддержки малого предпринимательства важное значение имеет создание региональной программы поддержки малого предпринимательства. Основной целью реализации Омской региональной программы поддержки малого предпринимательства должно являться повышение благосостояния и уровня жизни населения региона на основе широкомасштабного развития малого предпринимательства, призванного обеспечить увеличение объемов продукции и услуг, а также максимально возможной занятости трудоспособного населения [7, с. 64]. В процессе реализации программных установок предполагается получить следующие результаты: формирование позитивного общественного мнения в отношении предпринимательства; фокусирование интересов на приоритетных отраслях экономики региона: повышение уровня благосостояния жителей региона, формирование слоя эффективных собственников (среднего класса) в регионе; обеспечение регионального рынка товарами и услугами; снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест; оптимизация структуры экономики региона. Особое внимание при разработке Омской региональной программы должно уделяться агропромышленному комплексу, производству товаров народного потребления, торговле, общественному питанию, сфере услуг для населения, развитию рыночной инфраструктуры, а также других элементов производственной и социальной структуры.
Омская региональная программа должна включать следующее: основные цели и задачи программы; организационный аппарат для разработки программы; положение о финансировании разработки, включающее обязательства по данному вопросу всех заинтересованных сторон; состав координационного совета, включая его руководителя и заместителей; перечень руководителей рабочих групп, сводно-аналитической рабочей группы, группы научно-методической поддержки разработки программы и проблемно-ориентированных рабочих групп; порядок разработки программы, включая основные задачи и функции координационного совета, рабочих групп и других, привлекаемых к разработке исполнителей; состав, структуру и содержание разделов программы; план разработки программы, отражающий этапы работ и их содержание, перечень исполнителей и порядок предоставления материалов.
Одновременно с подготовкой Омской региональной программы должно готовиться и приниматься совместное решение всех участников разработки, к которым относятся: исполнительные и представительные органы власти Омской области, правления или дирекции различных фондов, в том числе поддержки малого предпринимательства, банковские, страховые и другие кредитно-финансовые организации, союзы, ассоциации профсоюзов предпринимателей, биржевые структуры, крупнейшие фирмы и компании. Целесообразно привлекать к разработке предприятия и организации оборонных отраслей, осуществляющих конверсию производства. Особое значение имеет участие в работах различных специалистов высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, расположенных на территории Омской области, а также отдельных экспертов и аналитиков. Информация должна обеспечиваться государственными органами статистики по Омской области, налоговыми инспекциями, финансовыми управлениями, региональными экономическими комитетами и органами аналогичного назначения, банковскими организациями (в части, не составляющей коммерческую тайну), службами и органами, осуществляющими регистрацию предприятий, выдачу лицензий на территории Омской области.
Планируемые мероприятия региональной Омской региональной программы должны отвечать: повышению результативности производства, в первую очередь товаров народного потребления и услуг населению Омской области, включая продукцию агропромышленного комплекса; эффективному
решению социальных и экологических проблем Омского региона; дальнейшему развитию и совершенствованию хозяйственного потенциала Омской области, его приоритетную направленность на решение первоочередных внутри региональных проблем.
Для оценки эффективности и результативности реализации Омской региональной программы поддержки и развития малого предпринимательства используется ряд экономических и социальных параметров: рост экономического потенциала малого предпринимательства; рост количества субъектов малого предпринимательства, повышение экономических показателей малого предпринимательства; рост уровня капитализации малого предпринимательства; повышение качества трудовых и предпринимательских ресурсов; внедрение в практику мирового управленческого опыта (маркетинг, стратегический менеджмент, управление качеством); повышение производительности труда субъектами малого предпринимательства; слияние малого предпринимательства и науки путем организации выпуска продукции, основанной на передовых научных разработках; рост конкурентоспособности малого предпринимательства; продвижение производимых товаров и услуг за пределы Омской области (как в другие регионы России, так и за рубеж); количество создаваемых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда; увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы.
Эффективность реализации региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства можно оценивать с помощью коэффициента активности малого предпринимательства в регионе, который представляет собой комплексный экономический показатель, учитывающий долю малого бизнеса в валовом региональном продукте, долю числа занятых на малых предприятиях в регионе по отношению к числу занятых на всех предприятиях в регионе [8, с. 95-96]. Коэффициент активности малого предпринимательства в регионе в общем виде рассчитывается по следующей формуле:
Кр = ^ДВРП-ДК-ДН-...
где Кр - коэффициент активности малого предпринимательства в регионе; ДВРП - доля малого бизнеса в валовом региональном продукте; Дк - доля числа малых предприятий в их общем количестве; ДН - доля налоговых поступлений от общего поступления налогов малыми предприятиями; п - количество показателей, используемых для расчетов.
Коэффициент активности малого предпринимательства позволяет сопоставить уровни развития малого предпринимательства в различных регионах страны, а, также оценить эффективность его государственной поддержки в каждом регионе. Как показывает анализ, с точки зрения предлагаемого коэффициента все регионы России условно распределяются на три группы:
- регионы-лидеры, для которых данный показатель выше 0,6; данные регионы занимают лидирующее положение и добились существенных успехов в области поддержки и развития малого сектора в экономике, что свидетельствует об эффективности государственной поддержки на уровне региона и привлекательности региона для ведения предпринимательской деятельности;
- устойчиво работающие регионы, с показателем коэффициента активности малого предпринимательства от 0,4 до 0,6, для которых характерен устойчивый рост сектора малого бизнеса и достаточно высока степень эффективности его государственной поддержки на уровне региона;
- регионы-аутсайдеры, для которых коэффициент активности малого предпринимательства меньше 0,4, что свидетельствует о том, малый бизнес в регионе развивается низкими темпами, это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной поддержки, и регион нуждается в реализации мер по росту его привлекательности для работы в секторе малого бизнеса. Расчеты показывают, что Омская область относится ко второй группе регионов.
Разработка концепции региональной программы поддержки и развития малого бизнеса Омской области позволяет сделать следующие выводы:
1. конкретный механизм поддержки малого бизнеса, а также приоритеты этой поддержки должны формироваться в каждом регионе в соответствии с экономической ситуацией в нем;
2. в настоящее время в регионе сохраняются острые проблемы, сдерживающие развитие субъектов малого предпринимательства и связанные с внедрением новых информационных технологий в систему малого предпринимательства;
3. региональные программы развития малого бизнеса имеют важное значение для создания благоприятных социальных, организационных, правовых и экономических условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого бизнеса по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического развития Омского региона;
4.для оценки эффективности реализации региональной программы поддержки и развития малого предпринимательства предлагается ввести коэффициент активности малого предпринимательства в регионе;
5. с точки зрения предлагаемого коэффициента, все регионы России можно условно распределить на три группы: регионы-лидеры; устойчиво работающие регионы; регионы-аутсайдеры.
Литература:
1. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2004. - Ч.
2. - 369 с.
2. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2005. - Ч. 2. - 374 с.
3. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2006. - Ч. 2. - 393 с.
4. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2007. - Ч.
2. - 437 с.
5. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях. / Омскстат. - Омск, 2008. - Ч.
2. - 432 с.
6. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: Монография / В. В. Бирюков, Е. В. Романенко. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 166 с.
7. Романенко Е. В. Государственная поддержка предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - Омск: Изд-во Си6аДи, 2007. - 92 с.
8. Романенко Е. В. Региональные программы поддержки и развития малого
предпринимательства: показатели эффективности // Российское предпринимательство - 2008. -№ 11 (Вып. 1) - С. 93-96.