УДК: 347.963
Степанова Елена Евгеньевна,
заведующий отделом научной информации, издательской деятельности и библиографического обеспечения Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации ул. Шевцова, 1, г. Иркутск, Россия 664035, e-mail: [email protected]
Земляков Александр Владимирович,
старший преподаватель кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, ул. Шевцова, 1, г. Иркутск, Россия 664035, e-mail: [email protected]
РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Аннотация. В статье описывается роль прокуратуры в государственной борьбе с коррупцией. Рассмотрены основные направления прокурорского надзора в рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Определяются основные тенденции развития законодательства в области борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: общественная опасность, коррупция, прокуратура, прокурорский надзор, меры противодействия коррупции.
Stepanova Elena Evgenievna,
Head of the Department of Scientific Information, Publishing and Bibliographic Support Irkutsk Law Institute (branch)
University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Shevtsova str., 1, Irkutsk, Russia 664035, e-mail: [email protected]
Zemlyakov Alexander Vladimirovich,
Senior Lecturer of the Department of General Humanities and socio-economic disciplines Irkutsk Law Institute (branch)
University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, st. Shevtsova, 1, Irkutsk, Russia 664035, e-mail: [email protected]
ROLE OF PROSECUTOR'S SUPERVISION FOR ANTI-CORRUPTION LEGISLATION EXECUTION
Abstract. The article examines the role of the prosecutor's office in the state combat against corruption. The main directions of prosecutorial supervision in the framework of supervision over the
execution of anti-corruption legislation were considered. The main trends in the development of legislation in the field of combating corruption were determined.
Key words: public danger, corruption, prosecutor's office, prosecutor's supervision, anticorruption measures.
В настоящее время проблема противодействия коррупции стоит достаточно остро. Это связано с тем, что само явление «коррупция» представляет собой очень высокую степень общественной опасности. Это может выражаться в нарушении законных прав и интересов граждан и юридических лиц, значительное снижение эффективности работы органов власти, подрыв авторитета публичной власти в обществе.
Что же такое «коррупция» с точки зрения современного законодательства о противодействии коррупции? Коррупция -это злоупотребление своим должным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп либо иное другое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения какой-либо выгоды1. Из данного понятия можно сделать вывод о том, что коррупция может выражаться в различных действиях должностных лиц, и эти действия приводят к социальному неравенству в государстве.
Нормативная база, на основе которой проводится государственная борьба с коррупцией, состоит из нескольких основных нормативно-правовых актов:
1) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.), которую ратифицировала Российская Федерация2;
2) Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»3;
1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы : указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
2 Конвенция Организации Объединенных Наций
против коррупции : принята Генеральной
Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., которую ратифицировала Российская Федерация. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
3) Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы»4.
Список не является исчерпывающим, т.к. все направления, основы, меры противодействия коррупции находят свое отражения во многих других нормативно-правовых актах.
Однако особое место в противодействии коррупции занимает прокурорский надзор. Для того чтобы понять, почему именно прокуратура играет одну из ключевых ролей в государственной борьбе с коррупцией, дадим понятие и несколько направлений такого вида государственного контроля, как
прокурорский надзор. Прокурорский надзор - одно из главных направлений деятельности органов прокуратуры, направленных на обеспечение законности, выявлению, устранению и
предупреждению любых нарушений действующего законодательства в Российской Федерации.
Прокурорский надзор включает в себя четыре направления:
1) Надзор за исполнением законов;
2) Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,
3 О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
4 О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы : указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу1.
Поскольку в каждом из направлений прокурорского надзора зачастую имеет место быть факт коррупции, в этом и заключается прокурорский надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. В процессе любого из представленных видов прокурорского надзора прокурором может быть выявлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции, в связи, с чем прокурором немедленно принимаются меры в виде актов прокурорского реагирования.
Так же не следует забывать о том, что любое лицо может обратиться в органы прокуратуры, если ему стало известно о факте коррупции, на что прокурор обязан отреагировать и принять меры по обеспечению законности.
В настоящее время, в рамках государственной борьбы с коррупцией, наблюдаются тенденции к ужесточению законодательства о противодействии коррупции, в связи, с чем роль прокуратуры в этой борьбе будет только увеличиваться.
Неоспоримость роли органов прокуратуры в сфере борьбы с коррупционной преступностью ежегодно подтверждается статистическими
данными, подтверждающими, что именно результаты прокурорской деятельности вносят огромный вклад в достижение целей, перечисленных в Национальной стратегии противодействия коррупции. В частности, за 2020/2021 гг. в области надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратурой были достигнуты следующие показатели2 (см. Таблицу 1):
Таблица 1
Статистические данные о деятельности органов прокуратуры РФ за 2020/2021 гг. в
сфере надзора за исполнением антикоррупционного законодательства
300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
II II
Г f f f
& Ж & ^
О? J2.v ^
Л? <0
^ ^ ^ ^
^ J^ Г х*
.к^ „б
& vO ^ ^
г«?
12020 ■ 2021 IT
Таблица 2 Удельный вес преступлений коррупционной направленности,
зарегистрированных в федеральных округах, от их общего количества по федеральным округам Российской Федерации, в %
25 20 15 10 5 0
1111
> " кР кР
^ ^ , ,.er
S> sr ¿г Л* ¿г
У о/ ^ /
¿Г Ое ^
Деятельность прокуратуры по предупреждению коррупции и борьбе с ней сегодня продолжает оставаться одним из важнейших направлений государственной правоохранительной деятельности
[1, с. 130]. Поскольку проблема коррупционной преступности и по сей день характеризуется высоким уровнем общественного резонанса, а
1 О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1.
Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
2 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2021 г. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/o ffice/result?item=71671102 (дата обращения: 14.01.2023).
противодействие является общим неоспоримым интересом не только для правоохранительных органов, но и для общества, требуется поиск путей решения актуальных проблем данной публичной деятельности. В частности, в целях совершенствования правового
регулирования деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения коррупционной преступности и
профилактики коррупционных
правонарушений представляется
возможным предложить внести некоторые изменения в действующее
законодательство, а именно -в Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» добавить новую специальную главу 5 «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции», в которой следует перечислить, по аналогии с уже существующими главами: предмет данной отрасли прокурорского надзора, полномочия прокурора в указанной области, а также иные необходимые положения. Так, предметом прокурорского надзора данной отрасли следует считать надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ и федеральными государственными органами, органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций; а также надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. К тому же, законодателю следует включить в Закон «О прокуратуре» положения и о том, что профилактика преступности (в том числе и коррупционной) является одной из функций прокуратуры, одним из важнейших направлений ее деятельности.
Отсутствие приведенных позиций в законе является упущением законодателя, подлежащим скорейшему восполнению. Такое нормативное закрепление позволит сконцентрировать все имеющиеся в теории и на практике, но не нашедшие должного отражения в законодательстве основные аспекты данного вида прокурорской деятельности, что также может стать одним из путей повышения эффективности и профессионализма отправляемой
прокурором профилактической
антикоррупционной деятельности
[2, с. 147].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Синчурин О. В. Предупреждение преступлений коррупционной направленности в сфере государственных закупок средствами прокурорского надзора // Закон и право. 2020. № 12. С. 128-132.
2. Останин Д. А. Актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением антикоррупционного законодательства в современной России // Вестник научной мысли. 2021. № 2. С. 145-152.