Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОКУРАТУРА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / CORRUPTION / PROSECUTOR'S OFFICE / COUNTERACTION / OFFICIALS / CRIMINAL PROSECUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авяев О. Б., Сангаджиев Ц. А., Шараева К. С.

Противодействие коррупции как одна из приоритетных задач государственной политики является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры республики. Главным инструментом органов прокуратуры в борьбе с коррупцией выступает прокурорский надзор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Авяев О. Б., Сангаджиев Ц. А., Шараева К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR BODIES ON COUNTERACTION OF CORRUPTION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Anti-corruption as one of the priorities of state policy is the most important activity of the prosecution authorities of the republic. The main instrument of the prosecution authorities in the fight against corruption is the prosecutor's supervision.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ»

343.16

Авяев О.Б. студент магистратуры Сангаджиев Ц.А. студент магистратуры Шараева К. С. студент магистратуры направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО Калмыцкий государственный университет

имени Б.Б. Городовикова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ

КАЛМЫКИЯ

Аннотация: Противодействие коррупции как одна из приоритетных задач государственной политики является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры республики. Главным инструментом органов прокуратуры в борьбе с коррупцией выступает прокурорский надзор.

Ключевые слова: коррупция, прокуратура, противодействие, должностные лица, уголовное преследование.

Avyaev O.B. Sangadzhiev Ts.A.

Sharaeva K.S.

Undergraduates of the direction "Jurisprudence" FSBEI HE Kalmyk State University named bb Gorodovikova ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR BODIES ON COUNTERACTION OF CORRUPTION ON THE EXAMPLE OF THE

REPUBLIC OF KALMYKIA

Annotation: Anti-corruption as one of the priorities of state policy is the most important activity of the prosecution authorities of the republic. The main instrument of the prosecution authorities in the fight against corruption is the prosecutor's supervision.

Keywords: corruption, prosecutor's office, counteraction, officials, criminal prosecution.

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.206 Деятельность органов прокуратуры

206Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (издание второе, переработанное и дополненное). - Специально для системы ГАРАНТ, 2017.

Российской Федерации по противодействию коррупции направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году207 в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур на уровне субъектов Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Главным инструментом органов прокуратуры в борьбе с коррупцией выступает прокурорский надзор, за счет которого выявляются и предупреждаются различного рода правонарушения данной направленности, а при наличии достаточных оснований ставится вопрос о привлечении виновных физических и юридических лиц к определенному виду ответственности. Основными направлениями надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции являются:

Организация надзора за исполнением законодательства при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Противодействие коррупции как одна из приоритетных задач государственной политики является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры республики.

За 12 месяцев 2018 года прокурорами Республики Калмыкия выявлено 1083 нарушения законодательства о противодействии коррупции. На незаконные правовые акты принесен 191 протест, в целях устранения выявленных нарушений внесено 278 представлений, по результатам рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 294 должностных лица. В связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства направлено в суд 29 исков на сумму 19320 тыс. руб. По инициативе прокуроров за совершение административных правонарушений коррупционной направленности к ответственности привлечено 30 лиц. Для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ в органы следствия направлено 10 материалов, по результатам проверки материалов органами следствия возбуждено 10 уголовных дел.

За текущий период органами прокуратуры республики проделана качественная работа при проведении проверок соблюдения должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений.

В указанной сфере выявлено 227 нарушений закона, в том числе 5 нарушений выявлено в действиях лиц, замещающих государственные должности республики, 29 нарушений - в действиях лиц, замещающих муниципальные должности, 44 нарушения - в действиях лиц, замещающих

207 «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) Справочная правовая система КонсультантПлюс

должности федеральной государственной службы, 22 нарушения - в действиях лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, 90 нарушений - в действиях лиц, замещающих должности муниципальной службы, 34 нарушения - в действиях иных должностных лиц.

В сфере исполнения должностными лицами установленных обязанностей по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера прокуратурой республики выявлено 194 нарушения закона, связанных с представлением недостоверных и неполных сведений указанной категории. В том числе 5 нарушений выявлено в действиях лиц, замещающих государственные должности республики, 23 нарушения - в действиях лиц, замещающих муниципальные должности, 39 нарушений - в действиях лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, 12 нарушений - в действиях лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, 89 нарушений - в действиях лиц, замещающих должности муниципальной службы, 26 нарушений - в действиях иных должностных лиц.

По ст. 19.29 КоАП РФ прокурорами вынесено 12 постановлений, к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечено 1 юридическое, 10 должностных лиц и 1 гражданин, им назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 255 000 руб.

За 12 месяцев 2018 года органами прокуратуры республики Калмыкия изучено 1864 нормативных правовых акта, из которых в 403 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы. В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов и приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством прокурорами в анализируемом периоде принесено 368 протестов, внесено 18 представлений. По результатам прокурорского вмешательства из 363 нормативных правовых актов исключено 363 коррупциогенных фактора.

Согласно статистическим данным за 12 месяцев 2018 года на территории республики зарегистрировано 57 преступлений коррупционной направленности.

За анализируемый период правоохранительными органами региона выявлено 28 фактов взяточничества: по ст. 290 УК РФ - 4; по ст.291 УК РФ -18; по ст.291.2 УК РФ -6.208

В 2018 году в суд направлено 53 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 54 лиц. Судами республики рассмотрено 59 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 59 лиц.

В связи с вышесказанным считаем необходимым законодательно в

208 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 29.05.2019) Справочная правовая система КонсультантПлюс

Конституции обозначить прокуратуру в отдельную самостоятельную главу, таким образом определить ее правовую природу, что возможно исключит излишние дискуссии по поводу сохранения данного института.

Государство, общество заинтересованы в том, чтобы деятельность прокуратуры была максимально эффективной, чтобы она приводила к реальному укреплению законности и правопорядка. В связи с этим необходимо систематически проходить повышение квалификации прокурорским работникам в области противодействия коррупции, обеспечить достойное существование лиц, состоящих на государственной службе, минимизировать разрыв в оплате труда между государственным сектором и сферой предпринимательства.

Считаем необходимым систематически обновлять и совершенствовать российское законодательство в области противодействия коррупции, а также ведомственные нормативные правовые акты органов государственной власти, т.к. постоянное обновление и модернизация, безусловно, сможет укрепить организационные основы проводимой в современной России государственной политики противодействия коррупции и снизить коррупционные проявления.

Использованные источники:

1. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) Справочная правовая система КонсультантПлюс

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) Справочная правовая система КонсультантПлюс

3. Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (издание второе, переработанное и дополненное). - Специально для системы ГАРАНТ, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.