10. Venskaia konvetsia OON o nezakonnoi torgovle narkoticheskimi I psihotropnimi veschestvami 20.12.1988 (The Vienna UN Convention on the Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances 20.12.1988), http://base.garant.ru/, (accessed date: 01.05.2017).
11. Konvetsia OON protiv transnatsional'noi organizovannoi prestupnosti ot 15.11.2001 (The UN Convention against Transnational Organized Crime of 15.11.2001), http://www.un.org/ru/documents/, (accessed date: 01.05.2017).
12. Federalniy zakon o nekommertcheskih ogranizatsiah 12.01.1996 7-FZ (red, 19.12.2016) (The federal law on noncommercial organizations 12.01.1996 7-FZ (as amended December 19, 2016)), http://www.consultant.ru/document/, (accessed date: 01.05.2017).
13. Zalinskiy A.E. O sootnochenii ugolovnogo i grazdanskogo prava v cfere economici (On the correlation of criminal and civil law in the sphere of economy), Gosudarstvo ipravo, 1999, No. 12, pp. 14-18.
Дата поступления: 25.06.2017 Received: 25.06.2017
УДК 342.4
ДИНАМИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В 2012-2015 гг. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА (ЧАСТЬ 2)
ПУДАКОВ Евгений Рустамович
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Башкирского Института Социальных технологий (филиал) АТ и СО (Москва), начальник учреждения ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Башкортостан, г. Уфа, Россия. Е-mail: [email protected]
Результаты противодействия коррупции получают особую актуальность после анализа показателей деятельности органов прокуратуры и СК РФ, для которых указанное направление является одной из приоритетных задач. Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенциях ООН против коррупции и Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, ещё в августе 2006 года Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я. Чайкой была утверждена стратегия работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, латентность коррупции, прокурорское реагирование.
DYNAMICS OF CORRUPTION-RELATED OFFENSES IN 2012-2015 ON THE BASIS OF THE OPERATING RESULTS OF PROSECUTION AGENCIES AND THE INVESTIGATIVE COMMITTEE
(PART 2)
PUDAKOV Evgeniy Rustamovich
Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the chair of Criminal Law, Procedure and Foren-sics of the Bashkir Institute of Social Technologies (branch) of the AL and SR (Moscow), Head of the Institution FGICC-13 of the FPS of Russia for the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia.
Е-mail: [email protected]
The results of anti-corruption activity, receive a special urgency after the analysis of performance indicators of prosecution agencies and the Investigative Committee of RF, for them this area is a priority. Based on the fact that Russia's participation in the ratified UN Conventions against Corruption and the Criminal Law Convention on Corruption of the Council of Europe requires the creation of not only necessary legal, but also organizational prerequisites, back in August 2006, the Prosecutor General of the Russian Federation Yu.Ya. Chaika approved the anti-corruption strategy for prosecution agencies. According to it, prosecutors are focused not only on the control over the exercise of state and municipal service laws, but also on the detection of corruption, as well as their causes and conditions.
Key words: corruption, anti-corruption, General Prosecutor's Office, Investigative committee, latency of corruption, prosecutorial response.
В целях реализации положений ст. 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации. К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц. В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.
Одним из основных направлений деятельности этих подразделений является мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию. В период деятельности специализированных подразделений органов прокуратуры (с 2007 года по первое полугодие 2016 года) было выявлено свыше 2,8 млн нарушений законодательства о противодействии коррупции. Только в первом полугодии 2016 г. выявлено почти 255 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции. В таблице представлены данные опубликованные Генеральной прокуратуры за 2014-16 гг. [1].
Таблица
Показатели работы 2014 г. 2015 г. I полугодие 2016 г
Выявлено нарушений законов о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе 381 054 386 073 254 992
В том числе незаконных правовых актов 54 299 59 178 43 662
Принесено протестов 52 423 57 803 42 600
Направлено исков (заявлений) в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд 15 820 15 018 9 707
Внесено представлений 80 715 79 096 51 798
По представлению прокурора привлечено лиц к дисциплинарной ответственности 84 815 85 331 42 755
По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности 11 453 13 945 6 982
По материалам органов прокуратуры следственными органами возбуждено уголовных дел 4 098 4 020 2 307
Исследовав статистические сведения, представленные Генеральной прокуратурой, особенную наглядность демонстрируют следующие факты.
По данным, представленным Генеральной прокуратурой в 2012 году, к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлекаются должностные лица, служебный ранг которых не является высоким. Как правило, уголовные дела возбуждаются и расследуются в отношении руководителей и сотрудников, работающих в сфере образования, здравоохранения, инспекторов различных контрольных и регистрационных органов, руководителей коммерческих организаций, глав муниципальных образований, сельских поселений и т.д. Преобладающими сферами деятельности, в которых совершались указанные преступления в 2012 году, являлись:
- правоохранительная (правоприменительная) - 26 % (2011 г. - 34,1 %);
- здравоохранение и социальное обеспечение - 17,8% (2011 г. - 13,7%);
- образование и наука - 15% (2011 г. - 13,4%);
- финансовая деятельность - 6,2% (2011 г. - 8,4%).
Если в 2012 г. размер причиненного ущерба по направленным в суд уголовным делам превысил 11 млрд руб., возмещено около 1 млрд руб., или 8,7 % (в 2011 г. ущерб - 5,5 млрд руб., возмещено 479 млн руб.), то в 2015 году размер установленного материального ущерба,
причиненного преступлениями коррупционной направленности, вырос до 43,7 млрд руб. По итогам работы правоохранительных органов добровольно погашен ущерб на 5,4 млрд руб., изъято имущества, денег, ценностей на 9 млрд руб., наложен арест на общую сумму
21.4 млрд руб. В 2012 г. указанный показатель составлял лишь 1,7 млрд руб., что составляло
15.5 % от суммы причиненного ущерба. Неизменно принципиальной остаётся и позиция следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации (далее по тексту СК РФ) по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений коррупционной направленности. В этих целях в 2015 г. в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ были внесены 12 570 представлений по оконченным уголовным делам, или 90% от числа оконченных (в 2012г. по 6 061 уголовному делу (90,7 %).
Следственными органами СК РФ за совершение коррупционных преступлений в 2012 г. было привлечено к уголовной ответственности 7 433 лица, в том числе 840 должностных лиц органов местного самоуправления, 659 должностных лиц органов социальной защиты и здравоохранения, 396 должностных лиц научных и образовательных учреждений, 446 должностных лиц государственных и муниципальных учреждений и предприятий, 115 должностных лиц органов государственного и муниципального контроля, 2 120 должностных лиц правоохранительных органов. В 2015 г. следственными органами направлено в суд 14 207 уголовных дел коррупционной направленности, что фактически двукратно превышает аналогичный показатель 2012 г.
Осуществление надзора за деятельностью правоохранительных органов по противодействию коррупционным преступлениям рассматривается органами прокуратуры в качестве одной из первоочередных задач. Вместе с тем, показательна тенденция снижения постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел коррупционной направленности на стадии их возбуждения, так в 2015 г. прокурорами отменено 5 976 (в 2012 г. - 9 512) незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела коррупционной направленности, из них 2432 (3 345) решений приняты следователями СК РФ, 375 (510) - следователями органов внутренних дел, 3 165 (5 646) - органами дознания. По результатам дополнительных проверок возбуждено 372 (403) уголовных дела. Кроме того, прокурорами в течение 2015 г. отменено 177 (422 в 2012 г.) незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел коррупционной направленности, большинство из которых (57%) вынесены следственными подразделениями МВД России.
При оценке законности и обоснованности принятых решений прокурорами, как правило, выявляются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам происшедшего, установленным в ходе проверки, отсутствие документов, подтверждающих компетенцию, обязанности и полномочия должностного лица, а также размер ущерба, причиненного действиями такого лица. В условиях высокой латентности коррупционных правонарушений большое значение имеют меры, принятые органами прокуратуры с целью их выявления и постановки на учет. В 2015 г. прокурорами направлено в следственные органы 4 782 (в 2012 г. - 5 631) постановление для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, в действиях которых усматривались признаки коррупционных преступлений. Абсолютное большинство - 4 708 (5 422 в 2012 г.) - материалы «общенадзорных» проверок. Абсолютно одинаковыми были результаты рассмотрения указанных материалов, по которым в 2015 г., как и в 2012 г. возбуждено по 4 703 уголовных дел.
В 2015 г. прокурорами рассмотрено 15 211 уголовных дел коррупционной направленности, поступивших из следственных подразделений правоохранительных органов для утверждения обвинительного заключения, что на 27 % больше аналогичных показателей 2012 г. (11 103). Из которых, как отмечалось выше, 14 207 дел направлено в суд (в 2012 г. 9 957). Для производства дополнительного следствия, в том числе изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых, прокурорами возвращено 792 (1 041) и 118 (54) дела - для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Увеличение дел, возвращенных для производства дополнительного расследования,
свидетельствует об ухудшении качества проведённых следственных действий и более принципиальной оценке прокурорами доказательств, представленных органами следствия. А вот активность проверок прокурорами процессуальных решений заметно снизилась - всего было проверено в 2015 г. 68 049 постановлений следователей (86 837 в 2012 г.). При этом количество выявленных незаконных решений о прекращении уголовных дел практически не изменилось и составило 826 (886), решения о прекращении которых признаны прокурорами незаконными. Наибольшее число указанных постановлений было вынесено сотрудниками следственных подразделений МВД России - 499 (в 2012 г. 478), следователями Следственного комитета Российской Федерации - 326 (2012 г. - 401).
Проведенный анализ актов прокурорского реагирования позволяет сделать вывод о таких фактах как: незаконное и необоснованное прекращение уголовных дел коррупционной направленности в большинстве случаев основаниями для отмены решений являлись неполнота проведенного расследования; ненадлежащее исследование подлежащих доказыванию обстоятельств и невозможность в связи с этим сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии в деянии события или состава преступления; преждевременность, а также необходимость выполнения всех следственных действий, проведение которых возможно без участия подозреваемого или обвиняемого. Увеличение числа вынесенных прокурорами постановлений об отмене принятых следствием решений явилось следствием низкого качества расследования.
Библиографические ссылки
1. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL:http://genproc.gov.ru/ anticor// (дата обращения 06.01.2017 года).
References
1. Ofitsial'nyi sait General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii (Official site of the General Procuracy of the Russian Federation) URL:http://genproc.gov.ru/ anticor// (date 06.01.2017).
Дата поступления: 14.01.2017 Received: 14.01.2017
УДК 343.36
ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ УГРОЗЫ ИЛИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВОСУДИЯ ИЛИ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
СУЛЕЙМАНОВА Инна Евгеньевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия. E-mail: [email protected]
В статье актуализируются проблемы квалификации угрозы или насильственных действий в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования. Автор предлагает расширить виды угроз, перечисленных в исследуемом составе, а также в целях равноценной защиты потерпевших от угрозы или насильственных действий в связи с осуществлением правосудия
FEATURES OF QUALIFICATION OF THREAT OR VIOLENT ACTS DUE TO THE IMPLEMENTATION OF JUSTICE OR CONDUCT OF PRELIMINARY INVESTIGATION
SULEYMANOVA Inna Evgenievna
Candidate of Sciences (Law), Senior Instructor of the Department of Administrative Law Disciplines of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia. E-mail: [email protected]
The paper updates the problems of qualification of threats or acts of violence in connection with the administration of justice or conduct of preliminary investigation. The author proposes to broaden the types of threats that are listed in the set in question. The author concludes that it is worth combining parts 1 and 2 of Article 296 of the Criminal Code of RF in order to protect equally victims of threats or